Семинар - практикум для воспитателей групп раннего возраста ДОО «Влияние конструктивной деятельности на интеллектуальное развитие детей раннего возраста»
методическая разработка по конструированию, ручному труду (младшая группа)

Фролова Лариса Юрьевна

В материале раскрывается проблема формирования интереса к конструированию у детей раннего возраста, которая занимает значимое место в дошкольной педагогике, так как разнообразное конструктивное творчество дает возможность детям не только познавать окружающий мир, но и всесторонне развивать свои способности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Центр развития ребёнка «Детский сад № 1 «Жар-птица»

658227, г. Рубцовск, проспект Ленина, 271

тел. (38557) 7-00-75, тел/факс (38557) 7-00-76

e-mail: 1-dsad@mail.ru

Семинар - практикум

для воспитателей групп раннего возраста ДОО

«Влияние конструктивной деятельности на интеллектуальное развитие детей раннего возраста»

Подготовила:

Фролова Лариса Юрьевна

воспитатель 1 кв. категории

Рубцовск, 2019

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Сегодня мы будем говорить об эффективных практиках развития конструктивной деятельности воспитанников раннего возраста.

На протяжении многих десятилетий детей увлекает игра с деревянными кубиками, брусочками, конструкторами, пластинами. Безграничная фантазия ребенка, стремление и возможность сделать своими руками – вот то, что не дает ей состарится и исчезнуть в мире новых компьютерных игр.

Конструирование – это основа раннего интеллектуального развития. Конструируя, ребенок учится не только различать внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение и пр.); у него развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так в действии он осуществляет и анализ, и синтез).

Жан Пиаже, Швейцарский психолог и философ, известный своими работами по изучению психологии детей, создатель теории когнитивного развития, высоко оценивал роль конструирования в интеллектуальном развитии детей. Он говорил, что конструируя, ребенок действует, как зодчий, возводящий здание собственного интеллекта.

Проблема формирования интереса к конструированию у детей раннего возраста занимает значимое место в дошкольной педагогике, так как разнообразное конструктивное творчество дает возможность детям не только познавать окружающий мир, но и всесторонне развивать свои способности.

        Конструирование из строительного материала и конструкторов полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью.

Благодаря этой деятельности особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие ребенка. У детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь, так как тонкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма.

В настоящее время специалисты в области педагогики и психологии уделяют особое внимание детскому конструированию. Не случайно в современных программах по дошкольному воспитанию эта деятельность рассматривается как одна из ведущих.

Людмила Викторовна Куцакова – педагог-методист, старший преподаватель Московского института открытого образования, автор более 20 методических пособий, посвященных проблемам художественно-эстетического, интеллектуального и нравственного воспитания детей считает, что ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.

Какова же основная цель развития конструктивных навыков у детей раннего возраста:

- сформировать положительное отношение и интерес к процессу конструирования;

- научить детей играть с разнообразными конструкторами;

- развить у детей навыки ориентирования в пространстве;

- развить способности к изменению заданной формы объекта согласно заданным условиям;

-  развить психические функции: мышление, память, внимание, воображение;

- активизировать словарь.

В соответствии с поставленной целью определены задачи:

1. Развивать познавательную деятельность, обогащать словарный запас, развивать внимание, память.

2. Различать и называть основные формы деталей строительного материала в процессе создания простейших построек, знакомить с вариантами расположения строительных форм на плоскости.

3. С помощью взрослого сооружать элементарные постройки по образцу, используя детали строительного материала, поддерживать желание что-то строить самостоятельно.

4. Учить пользоваться дополнительными сюжетными игрушками, соразмерными масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и т.п.).

5. Обыгрывать постройку, развивать конструкторские навыки и умения. (Формирование сюжетно – ролевой игры).

6. Приобщать к порядку (аккуратно разбирать постройки, складывать, убирать игрушки).

7. Знакомить со строительными играми с использованием природного материала (песок, вода, желуди, камешки и т.п.).

В группе раннего возраста зона строительно-конструктивных игр — одна из важных зон игровой среды. Разнообразие материалов, оборудования и инвентаря обеспечивают игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы. Она должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Развивающая предметно-пространственная среда:

- мелкий (настольный) строительный материал,

- крупный (напольный) строительный материал,

- конструкторы, имеющие различные по сложности, способу соединения деталей,

- элементарные игрушки-вкладыши и нанизыватели,

- конструкторы типа «Лего» с деталями разного размера,

- мягкие модули, дидактический материал

- мелкие резиновые, пластмассовые игрушки, фигурки животных, птиц и т.д.

При организации уголка конструирования мы учитывали наличие достаточного количества развивающих игр для развития конструктивной деятельности детей.

Кубики. Самый простейший и самый первый в жизни ребенка конструктор. С ними очень интересно играть и именно они знакомят ребенка с формой предметов, их цветовым восприятием, развивают его пространственное воображение.

Конструкторы «Лего». Все они имеют самые различные элементы и способы крепления между собой, что позволяет создавать из них также различные конструкции.

Фигурки-вкладыши. Дети подбирают правильные по размерам и форме фигурки, разворачивают их под разными углами и соединяют вместе. Таким образом, ребенок изначально, еще до сборки, должен представлять в своем воображении тот объемный предмет, который у него должен получиться после сборки.

Мозаика. Мозаика бывает двух видов: шестигранные детали из разноцветной пластмассы в виде крышечек и мелкая мозаика. Эти два достаточно простых конструктора учат детей работе с небольшими по своим размерам предметами, развивают зрительно-моторную координацию и мелкую моторику (совершенствование щипкового захвата указательного и большого пальцев), цветоощущение и фантазию.

Пирамидки, матрешки, разрезные картинки. А также наличие иллюстративного материала, дополнительного материала для развертывания строительных игр (игрушки для обыгрывания).

Для формирования конструктивной деятельности для развития мелкой моторики руки педагоги также используют дидактические игры и пособия: «Сделай бусы», «Подарки из прищепок», «Покорми зайку», «Застегни пуговицы» и т. д. А также пальчиковые игры: «Ладушки», «Сорока, сорока», «Салатик» и т. д.

Крупный напольный конструктор способствует развитию мышления и творческих способностей ребенка. К нему предлагаются для обыгрывания крупные транспортные игрушки: автомобили грузовые, легковые (деревянные, пластмассовые, заводные, инерционные) автобусы, паровозы, самолеты, пароходы и др.

Крупные игрушки помогают ребенку развивать мышление, формируют умение отличать транспортные средства по виду (грузовые, легковые), по форме, цвету, по назначению.

Конструкторы для детей до трех лет не должны содержать мелких деталей. Они должны быть простых форм, разных контрастных цветов. Обязательно наличие предметов, разных по фактуре: мягких и твердых, разнообразных дополнительных деталей и небольших (но не мелких!) дополнительных игрушек, кукол, животных и т.д. Хорошо, если имеется возможность для игр с песком и водой.

Таким образом, строительно-конструктивная зона для детей раннего возраста должна предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами, а также обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.

Ребенок 2-3 лет усваивает следующие технические приемы работы со строительным материалом:

- размещает по горизонтали кирпичики, пластины (дорожка, поезд);

- накладывает 4-6 кубиков или кирпичиков друг на друга (башенка, лесенка), замыкает пространство (загородка, забор, домик);

 - делает несложные перекрытия (ворота, горка, мост, домик, гараж).

К окончанию раннего возраста дети приобретают необходимые конструктивные умения:

- сооружают элементарные постройки по образцу;

- овладевают простейшими приемами конструирования;

- различают детали по величине, форме, цвету;

- называют детали строительного материала (кубик, кирпичик, «крыша» (призма), «столбик» (цилиндр), пластина);

- сооружают постройку по образцу;

- разворачивают игру вокруг собственной постройки;

- аккуратно складывают детали в коробки.

В раннем возрасте дети воспринимают мир поверхностно. И для того, чтобы ребенок быстрее научился видеть и понимать характерные признаки окружающих предметов, для того, чтобы научился правильно их связывать и объединять — мы стараемся наполнить его жизнь впечатлениями, яркими позитивными моментами. И здесь компьютер просто незаменим, так как передает информацию в привлекательной для ребенка форме.

Предлагаем Вашему вниманию опыт использования ИК технологий в развитии конструктивных умении с воспитанниками 1 младшей группы в образовательной деятельности на тему «Домик для белочки». (практическая часть)

Посмотрите образовательную деятельность в сюжетно-игровой форме, с использованием ИКТ на тему «Гараж для машины» с детьми 1 младшей группы. (просмотр видео)

       В раннем возрасте малыши узнают не только названия деталей, но и способы действия с ними – элементарные способы конструирования.  

1 способ - размещать детали конструктора по горизонтали и по вертикали и видеть, что при этом изменяется их устойчивость.

Например: Кубики можно поставить горизонтально – и получатся вагончики для поезда. А можно поставить вертикально – сделать башенку. Из 3-4 деталей разной формы малыши уже могут выбирать по просьбе взрослого кубик, крышу, столбик, кирпичик. Разумеется, это, возможно, только если взрослый называет эти детали во время игр с конструктором и знакомит малыша с ними.

Предлагаем посмотреть игровую ситуацию «Башенка для курочки» с детьми раннего возраста. (с 1,6 до 2 лет) (просмотр видео)

Еще мы используем с детьми раннего возраста очень интересный развивающий конструктор под необычным названием «Велькрошка».

Этот простой в изготовлении и применении конструктор предназначен для детей от 2 до 7 лет.

Он не только развлекает ребёнка, но и приносит большую пользу: с ним воспитатели тренируют пальчики (развиваютмелкую моторику рук), а также в игровой форме знакомят с цветом и формой. Конструктор гигиеничен (его можно стирать) и полностью безопасен.

Для изготовления этого конструктора понадобится только застежка-липучка, или контактная лента, называемая также «велькро», шириной 2 см. Она продаётся в швейных отделах вот такими бабинами, ножницы и двухсторонний скотч.

Чтобы конструктор был нарядным и интересным, воспитатели используют липучку разных цветов, выбирая самые яркие и красивые – желтый, красный, зеленый, голубой.  Всё, что нужно сделать дальше – это разрезать липучку поперек на полоски длиной 10 см.

С детьми раннего возраста воспитатели используют простые приемы соединения:

• внахлёст под разными углами,

• концами в линию,

• в кольцо или в «лодочку»,

• сторонами в широкую полоску,

• по всей длине со сдвигом, что позволяет получать детали разной длины с разными по типу сопряжения кончиками, или замкнуть одну деталь на поверхности другой в круглое кольцо.

А сейчас предлагаю  игровую ситуацию с использованием этого конструктора на тему «Что нам принёс Мишутка». (проводит практическое занятие)

        Сейчас появляются новые педагогические технологии по развитию детей раннего возраста. Ярким примером являются развивающие игры Вячеслава Вадимовича Воскобовича.

В основу игр заложены 3 основных принципа - интерес, познание, творчество.

Цель технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» - построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально-творческому развитию детей в игре.

         Воспитатели учат детей складыванию (на себя, от себя, через уголок, вдоль), закрепляют умения выделять признак - большой и маленький; развивают умения группировать по размеру, конструировать по схемам. При этом активизируют речь детей.

С детьми раннего возраста мы используем:

«Квадрат Воскобовича» или «Игровой квадрат»  Игры с «Квадратом Воскобовича» развивают мелкую моторику рук, пространственное мышление, сенсорные способности, мыслительные процессы, умение конструировать, творчество. Игра сопровождается рядом сказок. Выдуманные персонажи помогают ввести ребенка в сказочную атмосферу, что намного интереснее и привлекательнее, чем просто вертеть игрушку в руках в поисках нового образа.

         «Чудо-крестики» представляют собой игру с вкладышами. В его состав входят: игровое поле-основа, 7 фигур-вкладышей: 4 в форме крестиков (1 целая и 3 составные), 3 – круг и его половины, инструкция. Ребенок для начала может сложить «крестики» прямо в рамке или на столе. Затем дети пробуют собирать фигуры по схемам из прилагаемой инструкции, из альбома с различными уровнями сложности или по замыслу. Ребенок двух лет может выложить из кусочков лошадку, цветок, грибок, самолет. Можно выкладывать вертикальную башню, горизонтально – поезд, лесенка, конструирование по схемам.

         «Чудо-крестики» помогают ребенку освоить: цвет и форму, развивают умения сравнивать и анализировать, формируют понятия целое и части, дети учатся использовать схемы для решения поставленных задач, развивая логическое мышление, моторику рук, конструкторские способности и воображение.

 «Черепашки» В.В. Воскобовича – уникальное авторское пособие, которое поможет ребенку получить и закрепить новые знания, навыки и умения – интерес, познание и творчество.

Варианты игр с пособием: "Цвет черепашек", "Размер черепашек", "Цвет и размер черепашек", "Радужные черепашки", "Черепашки подружились", "Сколько черепашек?". В процессе работы с пособием можно придумывать свои собственные варианты игры.

Фонарики — игра очень интересная! Из фонариков дети могут сделать конфетку, кораблик, домик. В домике учатся менять шторки с красной на зелёную, переделывать крышу с маленькой на большую и многое другое. Играя с фонариками, дети запоминают геометрические фигуры, цвет, очень хорошо развивается мелкая моторика, ведь каждую деталь нужно вынуть, а потом вставить. Большое поле деятельности для фантазии ребёнка, ведь из геометрических фигурок можно сделать всё, что хочешь! И хотя дети ещё очень маленькие они уже пытаются сделать что-то своё.

Важно отметить, что каждая игра дает упражнения, полезные для интеллектуального развития детей и их воспитания.

Предлагаем посмотреть игровые ситуации с использованием данной технологии:

Первая игровая ситуация с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича на тему: «Угостим Гномика конфетой». (просмотр видео)

Вторая игровая ситуация с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича на тему: «Пчелка Жужа». (просмотр видео)

Заканчивая наше мероприятие, хочу сказать, что каждый ребенок уникален, и каждый рождается со способностями, которые можно и нужно развивать. Создавая необходимые условия для развития конструктивной деятельности, мы помогаем ребенку понять окружающий мир и свое место в этом мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выпол...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ГМО воспитателей групп раннего и дошкольного возрастов по теме: "Социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО".

В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач именно социально-коммуникативно...

Влияние театрализованной деятельности на речевое развитие детей раннего возраста.

Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой...

Семинар-практикум для воспитателей групп раннего возраста "Мы с тобой идем за ручку"

Одна из наиболее важных задач, которая решается в дошкольном учреждении – адаптация детей к условиям детского сада.Перед педагогическим коллективом стоит задача выстроить работу так, чтобы помоч...

Семинар-практикум для воспитателей групп раннего возраста «Система рабо-ты с детьми раннего возраста по формированию сенсорных эталонов»

laquo;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»В.А. Сухомлинский«Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее развитию»В.М.БехтеревИспользуемые технологии: инфор...

Семинар - практикум для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их рольв развитии детей дошкольного возраста».

Цель: раскрыть значение нетрадиционных приёмов художественного творчества в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Показать актуальность кружков...