Статья: Программа кружка «Интеллектуальные игры для дошкольников 3-6-ти лет в условиях совместного образования»
статья (младшая, средняя, старшая группа)
Программа кружка «Интеллектуальные игры для дошкольников 3-6 лет с разными стартовыми возможностями в условиях совместного образования»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_programma_kruzhka_intellektualnye_igry.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка «Интеллектуальные игры для дошкольников
3-6-ти лет в условиях совместного образования»
Уже с младшего дошкольного возраста мы начинаем формировать у детей различные понятия путем чувственного познания. Всякое познание начинается с живого созерцания. Цветные палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием. Этот дидактический материал очень эффективен в качестве предматематической подготовки к школе детей с различными стартовыми возможностями в условиях совместного образования. Логические блоки Дьенеша представляют комплект геометрических фигур, предназначенных для развития логического мышления детей дошкольного возраста. Они позволяют развивать представление о множестве, формировать представление о математических понятиях, знакомить с формой, цветом, толщиной, размером объекта, развивать пространственное представление.
Занимательность этого дидактического материала маскирует ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далекой от жизни детей с различными стартовыми возможностями. В ходе игр с цветными палочками Кюизенера, с блоками Дьенеша, игр «Сложи квадрат» и «Сложи узор» у детей развиваются психические процессы, мыслительные операции (умение сравнивать, систематизировать, классифицировать, обобщать, делать выводы, умозаключения); способности к моделированию и конструированию, что, в свою очередь, способствует развитию определенных мозговых центров, влияющих на развитие речи. Также эти интеллектуальные игры способствуют развитию творческих способностей: фантазии, воображения, наглядно-действенного мышления, пространственного ориентирования, внимания.
Цели и задачи занятий с использованием интеллектуальных игр с детьми от3-х до4-х лет, а также детей «группы риска» более старшего возраста.
Цель: развитие умственных способностей в комфортной среде.
Обучающие задачи: познакомить детей с оттенками (розовый,голубой,фиолетовый,вишневый); формировать умение следовать устным инструкциям; знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, четырехугольник, угол, сторона,высота,длина, длиннее-короче, больше-меньше, выше-ниже, толще-тоньше; совершенствовать развитие тонкой моторики и глазомера
Развивающие задачи: развивать у детей мыслительные операции: сравнение, классификацию, обобщение; познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение; развивать творческие способности и фантазию, способности к моделированию и конструированию; развивать навыки цветоощущения и навыки классификации.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к интеллектуальным играм в ходе совмествной деятельности с детьми с различными навыками игровой деятельности; воспитывать у детей кооперативные действия, взаимопомощь и желание оказывать помощь тем, ктоне может самостоятельно справиться с игровой задачей; формировать стремление доводить дело до конца, воспитывать аккуратность, усидчивость, целеустремленность.
Принципы, лежащие в основе предлагаемых занятий с дидактическим материалом: доступность (соответствие возрастным и индивидуально-типологтческим особенностям детей); наглядность (наличие дидактических материалов);демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ребенка, реализация творческих потребностей, исходя из стартовых возможностей каждого ребенка); научность (обоснованность, наличие методических рекомендаций и теоретической основы для образовательной деятельности с детьми с разными стартовыми возможностями).
Цели и задачи занятий с использованием интеллектуальных игр с детьми от 4-х до 6-ти лет, а также детей «группы риска» более старшего возраста.
Цель: Формировать познавательные способности детей дошкольного возраста с 4-х до6-ти лет на основе развития логических структур мышления в комфортной для детей с разными стартовыми возможностями среде в условиях совместного образования.
Обучающие задачи: формировать и закреплять умения следовать устным инструкциям (дети с высоким уровнем интеллектуального развития), действовать по образцу, предлагаемому взрослым или детьми (дети с ограниченными возможностями здоровья); формировать и закреплять зания детей об основных геометрических понятиях: круг,квадрат, теругольник,четырехугольник,угол,ст орона,высота,длина, длиннее-короче, больше-меньше, выше-ниже, толще-тоньше;
Развивающие задачи: развивать у детей мыслительные операции (анализ. Сравнение, классификация, обобщение); развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение); формировать сенсорно-перцептивную сферу детей; развивать их творческие способности и фантазию, способности к моделированию и конструированию; формировать навыки классификации и цветоощущений.
Воспитательные задачи: воспитывать у детей с разными стартовыми возможностями интерес к совместным интеллектуальным ; формировать стремление детей доводить дело до конца, воспитывать аккуратность, усидчивость, целеустремленность и желание помогать тем детям, кому трудно справиться с игровой задачей.
Принципы, лежащие в основе предлагаемых занятий с дидактическим материалом те же, что и с детьми более раннего возраста.
Программа кружка «Интеллектуальные игры для дошкольников 3-6 лет с разными стартовыми возможностями в условиях совместного образования» составлена так, что позволяет индивидуализировать сложные игровые задания: более сильным детям можно находить варианты посложнее, менее подготовленным – работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл игры сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, научить без боязни творить и создавать, учить детей взаимодействовать, оказывать друг другу посильную помощь во время игры с такими материалами, как цветные палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, игры «Сложи узор» и «Сложи квадрат».
На занятиях кружка дети усваивают цвета и их оттенки; названия и отличительные признаки геометрических фигур, обогащают словарный запас, учатся работать по схемам, сравнивать и обобщать предметы по определенному признаку (цвету, длине, форме и т.д.)
В процессе игровых занятий используются различные формы: традиционные, комбинированные и практические занятия с использованием сюрпризных моментов, подвижных и малоподвижных игр.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: объяснительно- иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию); репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности); частично-поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом); исследовательский (самостоятельная творческая работа).
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности: фронтальный (одновременно со всей подгруппой); индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы); групповой (работа в парах детей с различным уровнем интеллектуального и речевого развития); индивидуальный (выполнение заданий, решение проблем с детьми, требующими помощи и детализации игровых заданий).
Данные формы включают : развивающие игры логико-математического содержания; самостоятельную деятельность детей; рассматривание картинки и беседу по ней; раскрашивание «умной» картинки; использование литературных текстов.
Техническое оснащение занятий. Для игровых занятий необходимо иметь: « наборы палочек Кюизенера»; «блоки Дьенеша»; игры «Сложи узор» и «Сложи квадрат»; схемы для накладывания палочек при составлении трудных иллюстраций; схемы для составления изображений с помощью блоков Дьенеша» схемы для выкладывания узоров; игры «Танграм», «Колумбово яйцо», «Счетные палочки»; мнемотаблицы и многое другое.
Для достижения ожидаемого результата целесообразнее придерживаться определенной структуры занятия. Она представлена ниже.
Разминка в виде загадки, знакомства со сказочным персонажем позволяет активизировать внимание детей с различными стартовыми возможностями, поднять их настроение , помогает настроить на образовательную деятельность, на общение с педагогом.
Основное содержание занятия – изучение нового материала. Оно включает игры и упражнения, направленные на решение задач данного занятия.
Физминутка позволяет детям расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой, способствует развитию крупной и мелкой моторики.
Закрепление нового материала дает педагогу возможность оценить степень овладения детьми новым знанием.
Развивающая игра – раскрашивание «умной»картинки по теме в конце занятия является своеобразной рефлексией, логическим окончанием работы и служат стимулом для ее продолжения.
Список литературы
1.Детство: Программа развития и воспитания детей в детских садах -СПб.,2003.
2.Носова Е.А., Непомнящая Р,Л, Логика и математика для дошкольников –СПб.,2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Развивающие игры с элементами кинезиологии для детей 4-5 лет"
Представлена рабочая программа кружка "Развивающие игры с элементами кинезиологии для детей 4-5 лет"...
Программа кружка "Оздоровительные игры!"
Забота о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста - это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, ме...
Программа кружка "Подвижные игры народов России"
Подробный план работы кружка в старшей группе по физическому воспитатнию дошкольников....
Программа кружка "Учимся играя"
Рабочая программа кружка «Учимся играя» построена на основе основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова...
Программа кружка «Пальчиковые игры с детьми 3 – 4 лет»
Цель программы: организация системы работы, направленной на развитие мелкой моторики рук посредством пальчиковых игр и упражнений.Задачи программы:Обучающие:Разучить с детьми пальчиковые игры и упражн...
Дополнительная программа кружка "Пальчиками играем, речь развиваем"
laquo;Источники способностей идарований детей - на кончиках их пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»В. А. Сухомлин...
Программа развития профессиональной и родительской рефлексии участников образовательных отношений в условиях инклюзивного образования
Программа содердит комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленых на повышение уровня профессиональной и родительской рефлексии...