семинар - практикум
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум по профилактике синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога
Тема: «Профилактика эмоционального выгорания»
Цель: профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОУ.
Задачи:
- Раскрыть понятие эмоционального выгорания;
- Организовать условия, способствующие снятию напряжения, сплочению коллектива, развитию навыков взаимоподдержки;
- Развивать навыки самоанализа и преодоления психологических барьеров;
- Оказывать помощь в осознании личностных ресурсов педагогов.
Объект: педагоги дошкольного учреждения.
Формы и методы работы: мини-лекция, обсуждение, тестирование, методы релаксации др.
Ожидаемые результаты:
а) Расширение психологических знаний педагогов по вопросу;
б) осознание через диагностику и предоставление результатов своего состояния и потребностей;
в) обучение навыкам антистрессового дыхания, мышечной релаксации и другим методам преодоления стресса.
Продолжительность семинара: 30-40 минут
Количество участников: 20 человек.
Материалы: листы бумаги, ручки, карандаши, мяч.
Ход мероприятия:
1. Создание эмоционального настроя
1.1. «Поза Наполеона»
Участникам показывается три движения: руки скрещены на груди, руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями и руки сжаты в кулаки. По команде ведущего: «Раз, два, три!», каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое понравится).
Если большинство показали ладони, значит, они готовы к работе и достаточно открыты. Кулаки показывают агрессивность, поза Наполеона – некоторую закрытость или нежелание работать.
1.2. Упражнение «Хаотичный опрос»
1. На своей работе я похожа на животное …
2. Цвет моего настроения на работе…
3. Когда иду на работу, я думаю о…
4. О своей работе в двух словах…
5. Я люблю свою работу, но …
6. Мои коллеги…
7. Мои воспитанники….
8. Если я потеряю работу…
9. Если мне предложат новую работу…
10. Когда меня загружают на работе…
11. Я получаю удовольствие на работе, когда…
12. Я не получаю удовольствие на работе, когда…
14. Чтобы не испытывать дискомфорт на работе я …
15. Мои коллеги воспринимают меня как…
16. Если бы не моя работа, то …
17. Стимулом для моей работы является …
18. Главное в моей работе …
19. Чтобы отдохнуть от работы, я …
20. На работе я …
2. Вводная часть. Актуальность.
В настоящее время одной из серьезных проблем современного образования является эмоциональное выгорание педагогов, которому подвержены чаще всего люди старше 35–40 лет. У педагогов заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает блеск в глазах, нарастает негативизм и усталость. Известно, что по степени напряженности нагрузка педагогов в среднем больше, чем у других профессионалов, непосредственно работающих с людьми. По данным НИИ медицины труда, к неврозам, связанным с профессиональной деятельностью, склонны около 60% педагогов.
Причины напряженности педагога:
• Особая ответственность педагога за выполнение своих профессиональных функций;
• Загруженность рабочего дня;
• Высокие эмоциональные и интеллектуальные нагрузки;
• Чувствительность к имеющимся трудностям;
• Неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка дома или на работе;
• Требование творческого отношение к профессиональной деятельности;
• Нестабильность заработной платы.
Необходимость все время сдерживать вспышки гнева, раздражения, тревоги, отчаяния повышает внутреннее эмоциональное напряжение, пагубно сказывается на здоровье. Такие заболевания, как гипертония, астма, язва желудка, становятся профессиональными заболеваниями педагогов. Не случайно в последние годы все чаще говорят о синдроме эмоционального выгорания педагога.
Эмоциональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Выделяют три фактора профессионального выгорания:
- Личностный фактор
Это, прежде всего, чувство собственной значимости на рабочем месте, возможность профессионального продвижения, автономия и уровень контроля со стороны руководства. Если специалист чувствует значимость своей деятельности, то он становится достаточно неуязвимым по отношению к эмоциональному сгоранию. Если же работа выглядит в его собственных глазах незначимой, то синдром развивается быстрее. Его развитию способствует также неудовлетворенность своим профессиональным ростом, излишняя зависимость от мнения окружающих и недостаток автономности, самостоятельности.
Завышенные ожидания относительно самого себя и окружающих
Высокий уровень вовлеченности, самоотверженности и идеализма
Потребность в тяжелой работе
Потребность доказать свою состоятельность
Сильная ориентация на достижение цели
Неумение говорить «нет»
Трудности с делегированием ответственности
Предрасположенность к самопожертвованию
Тенденция к тому, чтобы быть «дающим», а не «берущим»
- Ролевой фактор
Исследования показали, что на развитие выгорания существенно влияют конфликт ролей и ролевая неопределенность, а также профессиональные ситуации, в которых совместные действия сотрудников в значительной степени не согласованы: отсутствует интеграция усилий, но при этом присутствует конкуренция. А вот слаженная, согласованная коллективная работа в ситуации распределенной ответственности как бы предохраняет работника развития синдрома эмоционального сгорания, несмотря на то, что рабочая нагрузка может быть существенно выше.
- Организационный фактор
На развитие синдрома влияет многочасовая работа, но не любая, а неопределенная (нечеткость функциональных обязанностей) либо не получающая должной оценки. При этом негативно сказывается не раз подвергавшийся критике стиль руководства, при котором шеф не позволяет сотруднику проявлять самостоятельность (по принципу «инициатива наказуема») и тем самым лишает его чувства ответственности за свое дело и осознания значимости, важности выполняемой работы.
Основные симптомы СЭВ:
- Ухудшение отношений с коллегами и родственниками;
- Нарастающий негативизм по отношению к коллегам;
- Злоупотребление алкоголем, никотином, кофеином;
- Утрата чувства юмора, постоянное чувство неудачи и вины;
- Повышенная раздражительность на работе, дома;
- Упорное желание сменить род занятий;
- Рассеянность;
- Нарушение сна;
- Обостренная восприимчивость к инфекционным заболеваниям;
- Повышенная утомляемость, чувство усталости на протяжении всего рабочего дня.
Три основные стадии синдрома профессионального выгорания:
1 стадия:
Поведение характеризуется на уровне произвольного: забывание каких- то моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти (например, выключен ли дома утюг, внесена ли нужная запись или нет в документацию т.д.), сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т.д. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку «девичьей памятью» или «склерозом». В зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей педагога первая стадия может формироваться в течении 3-5 лет.
2 стадия:
Наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): «не хочется видеть» тех, с кем специалист общается по роду деятельности (воспитанники), «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам; «мертвый сон, без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность, человек «заводится», как говорят, с пол оборота, хотя раньше подобного он за собой не замечал. Время формирования данной стадии в среднем от 5 до 15 лет.
3 стадия:
Собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, ощущение постоянного отсутствия сил. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Стадия может формироваться от 10 до 20 лет.( 5 мин)
2.1. Экспресс-оценка «выгорания»
Инструкция: на следующие предложения отвечайте «да» или «нет», далее подсчитайте количество положительных ответов. | |||
1. | Когда в воскресенье в полдень я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток выходных уже испорчен | да | нет |
2. | Если бы у меня бала возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделал (а) бы это без промедления | да | нет |
3. | Коллеги по работе раздражают меня | да | нет |
4. | То, насколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия воспитанники и их родители | да | нет |
5. | На протяжении последних трех месяцев я отказывалась от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях, вебинарах и т.д. | да | нет |
6. | Коллегам я придумала обидные прозвища, которые использую мысленно | да | нет |
7. | На работе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной | да | нет |
8. | О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое | да | нет |
9. | Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется… | да | нет |
10. | За последние три месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул (а) бы что-нибудь новенькое | да | нет |
Оценка результатов
1 балл- синдром выгорания вам не грозит
2-6 баллов – вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел
7-9 баллов – пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни.
10 баллов – положение весьма серьезное, но, возможно, в вас еще теплится огонек; нужно, чтобы он не погас.
Ресурсы, которые мы используем для снятия напряжения
1). Близкие значимые люди (семья).
2). Друзья.
3). Интересы, увлечения, хобби.
4). Работа
2.2. Упражнение «Мои ресурсы»
На мольберте изображено солнышко. Все участники на каждом лучике пишут ответ на вопрос: «В трудную минуту ресурсом для меня является…»
3. Практическая часть
Способы профилактики эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов.
- различные движения потягивания и расслабления мышц;
- посещение бассейна, тренажерного зала, занятия йогой и т.д.;
- релаксация;
- длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, движение, танцы, музыка, баня, сауна, массаж; горячая ванна с пеной;
- смех, улыбка, юмор;
- размышления о хорошем, приятном;
- рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей;
- мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);
- Занятие любимым делом - хобби.
САМОВНУШЕНИЕ И САМОПООЩРЕНИЕ.
- Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз.
- В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «МОЛОДЕЦ!», «УМНИЦА!», «ЗДОРОВО ПОЛУЧИЛОСЬ!», «Я ОТЛИЧНО СПРАВИЛАСЬ!», «КАК Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ!».
- Дарите себе подарочки и милые безделушки.
Психологическая диета
- Приятное начало и конец дня. Необходимо начинать и заканчивать день чем-то приятным. Это может быть все что угодно.
- Фиксирование положительных импульсов. Составляйте график положительных импульсов в повседневной жизни не менее трех месяцев. Такая фиксация необходима, чтобы выработать привычку обращать как можно больше внимания на положительные события.
- Соблюдение пропорции положительных и отрицательных факторов
Для жизнерадостного состояния нужна пропорция 6:1.
Для обычного уравновешенного состояния – 3:1.
- Соблюдение пропорции забот и отдыха. Из семи дней минимум один должен полностью посвящаться расслаблению и отдыху.
- Сохранение положительной тематики разговоров. Необходимо научиться контролировать течение разговора:
- в обычных разговорах старайтесь, как можно меньше затрагивать неприятные темы
- постарайтесь, чтобы неприятный разговор, занимал как можно меньше времени
- старайтесь как можно быстрее закончить разговор с человеком, который имеет дурную привычку говорить только о плохом
- разговор в негативном ключе постарайтесь перевести в положительное русло или просто сменить тему
Упражнения
Упражнение «Я учусь у тебя»
Цель: поддержание положительного эмоционального настроя друг к другу.
Педагоги встают в круг, ведущий бросает каждому мяч со словами: «Я учусь у тебя …». Участники называют профессиональное или личностное качество человека, которое действительно обладает ценностью, привлекательностью для говорящего. Задача принявшего мяч, прежде всего, подтвердить высказанную мысль: «Да, у меня можно научиться …» или «Да, я могу научить …». Затем он бросает мяч другому участнику.
Например, Юлия Сергеевна, я учусь у Вас доброжелательности.
Юлия Сергеевна: «Да, у меня можно этому научиться».
Упражнения быстрого снятия сильного
эмоционального и физического напряжения
Цель: осознание, нахождение и снятие мышечных зажимов; определение и снятие излишнего напряжения.
Метод включает в себя серию упражнений по произвольному напряжению и расслаблению основных мышечных групп. Характерной чертой каждого упражнения является чередование сильного мышечного напряжения и следующего за ним расслабления.
С целью снятия психоэмоционального напряжения и самостоятельного освоения приемов саморегуляции можно выполнить ряд упражнений, таких как «Муха», «Лимон», «Сосулька».
Упражнение «Лимон»
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Нужно сесть удобно: руки свободно положить на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.
Упражнение «Передышка»
Обычно, когда мы бываем чем-то расстроены, мы начинаем сдерживать дыхание. Высвобождение дыхания – один из способов расслабления. В течение трех минут дышите медленно, спокойно и глубоко. Можете даже закрыть глаза. Наслаждайтесь этим глубоким неторопливым дыханием, представьте, что все ваши неприятности улетучиваются.
Упражнение «Звуковая гимнастика»
Цель: знакомство со звуковой гимнастикой, укрепление духа и тела.
Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, ведущий рассказывает о правилах применения: спокойное, расслабленное состояние, сидя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.
Припеваем следующие звуки в течение 30 сек.:
А – воздействует благотворно на весь организм;
Е – воздействует на щитовидную железу;
И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О – воздействует на сердце, легкие;
У – воздействует на органы, расположенные в области живота;
Я – воздействует на работу всего организма;
М – воздействует на работу всего организма;
X – помогает очищению организма;
ХА – помогает повысить настроение.
Снятию стресса помогают как смех, так и слёзы. Большинство людей признаются, что после слез, они чувствуют себя лучше. Учёные считают, что слёзы очищают организм от вредных продуктов стресса. Не бойтесь плакать
МУДРЫ - древний способ помочь себе
Мудра - это особое положение пальцев рук в соответствии с определенными правилами.
Знания о мудрах идут из глубины веков и всегда использовались в йогических и духовных практиках, как доступный способ исцеления тела, достижения особого состояния сознания и решения проблем психологического и эмоционального характера.
Мудры лучше всего выполнять сидя. Обязательно условие - спина прямая. Вы не должны испытывать никакого напряжения и боли.
По мере освоения практики, продолжительность выполнения мудры увеличивается от трех минут в начале до тридцати минут при получении устойчивых навыков.
Большинство мудр дает немедленный эффект - вы тотчас ощутите прилив сил, ясность ума, умиротворение. Мудры, выбранные вами, надо будет выполнять в течение нескольких недель, прежде, чем вы ощутите в себе глубокую перемену, которая и устранит, мучающую вас, проблему.
МУДРА ЗНАНИЯ
Эта мудра одна из наиболее важных. Снимает эмоциональное напряжение, тревогу, беспокойство, меланхолию, печаль, тоску и депрессию. Улучшает мышление, активизирует память, концентрирует потенциальные возможности.
Показания: бессонница или чрезмерная сонливость, высокое кровяное давление. Эта мудра возрождает нас заново. Многие мыслители, философы, ученые пользовались и пользуются этой мудрой.
Методика исполнения: указательный палец легко соединяется с подушечкой большого пальца. Оставшиеся три пальца выпрямлены (не напряжены).
Следует выполнять мудры дважды в день.
4. Подведение итогов семинара.
Релаксация «Погружение в детство»
Сядьте поудобнее, ноги поставьте на пол так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию, оно ровное и спокойное. Ваши руки лежат совершенно спокойно. Ваши ступни расслаблены. Ваши руки и ноги становятся совершенно спокойными. Напряжение уменьшается. Все ваше тело отдыхает... Вы можете, услышать посторонние звуки, но они не должны тревожить вас. Поток времени уносит вас в детство, в то время, когда вы были маленькими. Представьте теплый весенний день, вам 5, 6 или 7 лет, представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы идете по улице, посмотрите, что на вас надето, какая обувь, какая одежда. Вам весело, вы идете по улице, и рядом с вами близкий человек, посмотрите, кто это, вы берете его за руку и чувствуете его теплую надежную руку. Затем вы отпускаете его и убегаете весело вперед, но недалеко, ждете своего близкого человека и снова берете его за руку, а в ладошке у него конфета – ваша любимая, вы ее разворачиваете и делите пополам. Вместе, держась за руки, вы идете дальше и вместе смеетесь…
А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату, и когда вы будете готовы, вы откроете глаза.
Все вы сейчас испытали разные чувства: радости, приятного волнения, легкой грусти.
(В завершении мероприятия педагогам раздаются конфеты).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум "Практикум по развитию звукопроизношения"
Психолого – педагогическая работа в дошкольных учреждениях ведётся по 5 образовательным областям, одно из которых «Речевое развитие». Согла...
Выступление на тему: "Использование тестопластики в работе с детьми. Практикум." на семинаре-практикуме для воспитателей ДОУ и студентов МСГИ
Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из солёного теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому - что сейчас ценится всё эколо...
Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...
Семинар – практикум для молодых воспитателей на тему: Семинар – практикум для молодых воспитателей на тему: «Организация двигательной активности детей на прогулке»
laquo;Организация двигательной активности детей на прогулке»...
Конспект занятия "Поиграй, со мною мама" Практикум с элементами совместной деятельности детей и родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)
В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение у...
Конспект занятия "Моя семья" Практикум для родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)
Семья для ребенка – первый и важнейший социально-педагогический институт, зона его ближайшего развития. Семья закладывает систему его отношений с близкими взрослыми, о...
Семинар-практикум "Практикум по развитию звукопроизношения"
Звуковая культура речи дошкольников...