Рабочая программа театральной досуговой деятельности «По дорогам сказок» в средней разновозрастной группе (от 3,5 до 5 лет)
рабочая программа (средняя группа)

Студенкова Оксана Олеговна

   Программа досуговой деятельности «По дорогам сказок» составлена с учетом ФГОС и предназначена для работы с детьми от 3,5 до 5 лет.
Она способствует развитию нравственной сферы и познавательных процессов детей, в особенности творческого мышления и воображения.А так же направлена на снятие эмоционального напряжения и тревожности, обучение конструктивным методам выражения негативных эмоцийи развитие коммуникативных навыков.  Обучение по программе «По дорогам сказок» создает необходимое гармоничное всестороннее развитие детей.Учит их вступать в контакт со сверстниками, не бояться выражать свои эмоции и желания. Способствует развитию монологической и диалогической речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_kruzhok.docx32.68 КБ

Предварительный просмотр:

        Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
         «Детский сад с. Старая Порубежка Пугачевского района
                                     Саратовской области»

Рассмотрено на  педагогическом совете

Протокол №___ «______»_______2018 г.

                       Утверждено:
                       Заведующий МДОУ

                        «Детский сад с. Старая  
                         Порубежка»
                       __________  Селюгина А.П.

                       

 

Рабочая программа
театральной досуговой деятельности «По дорогам сказок»

    в средней разновозрастной  группе (от 3,5 до 5 лет)
Срок реализации программы 2018 - 2019 учебный год

 

                                                                     Программу составила:

                                            воспитатель 1-й квалификационной категории
              Студенкова Оксана Олеговна

                                               

                                                        2018 год.

с. Старая Порубежка                                                                  

                                          «Театр – это волшебный мир.
                                         Он дает уроки красоты, морали и нравственности.
                                        А чем они богаче, тем успешнее идет развитие
                                        духовного мира детей…»                      (Б. М. Теплов)

                                            Пояснительная записка

   Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества, это большой простор для развития творческих способностей ребёнка. Она близка и понятна ребёнку, глубоко, лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой. Л. Макаренко называет театр одним из самых любимых зрелищ дошкольников, привлекающий своей яркостью, красочностью, динамикой, доставляющий большое удовольствие и много радости. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие персонажи (медведь, заяц, собака и др.), которые оживают, говорят и необычность зрелища захватывает ребенка, переносит в совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно, и все возможно. 
 Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей.

Занятия театральной деятельностью помогают развить способности и интересы ребёнка, помогают развитию фантазии, воображения, памяти, учат передавать различные эмоциональные состояния, способствуют формированию связной речи. Дети становятся более раскрепощёнными, общительными; они учатся чётко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Приобщение ребенка к театрализованной деятельности требует целенаправленного руководства со стороны педагога. Наблюдая за игрой детей, можно заметить, что если взрослый устраивает спектакль и приглашает желающих детей играть в нем, то ребята начинают испытывать затруднения, ведь выход на сцену - это уже ответственность. С ранних лет каждый малыш стремится проявить творчество, и поэтому важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, важно поощрять желание ребенка быть непохожим на других, важно разбудить его фантазию и попытаться максимально реализовать его способности. Актуальность создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность обусловлена тем, что театрализованная деятельность позволяет решить многие образовательно-воспитательные задачи. Через образы, краски, звуки дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Работа над образом заставляет их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй.

   Программа досуговой деятельности «По дорогам сказок» составлена с учетом ФГОС и предназначена для работы с детьми от 3,5 до 5 лет.
Она способствует развитию нравственной сферы и познавательных процессов детей, в особенности творческого мышления и воображения. А так же направлена на снятие эмоционального напряжения и тревожности, обучение конструктивным методам выражения негативных эмоций и развитие коммуникативных навыков.
  Обучение по программе «По дорогам сказок» создает необходимое гармоничное всестороннее развитие детей. Учит их вступать в контакт со сверстниками, не бояться выражать свои эмоции и желания. Способствует развитию монологической и диалогической речи.

   В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте требования к структуре примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образовательного учреждения задачи театрализованной деятельности детей дошкольного возраста выделены во всех образовательных областях «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» и «Физическое развитие».

Основная цель программы: развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

Задачи:

1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности;
2. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения;
3. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных;
4. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика);
5. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь;
6. Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.
7. Познакомить детей с различными видами театра (кукольный, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
8. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

Основные принципы программы:

 Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата;

Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу;

 Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению;

 Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь;

 Систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.

 Учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Ожидаемый результат:

• Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации).

• Развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы, фантазии).

• Личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения; коммуникативные навыки; любовь к животным).

Формы и методы обучения: словесные, наглядные; репродуктивные – использование в сценах знакомых умений и навыков; поисковые – участие в индивидуальном и коллективном поиске.

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.

Формы проведения занятий: театрализованные игры, беседы – диалоги, игры – драматизации, упражнения на развитие мимики, детской пластики, элементы искусства пантомимы, театральные этюды, инсценировки, постановки спектакля.

Организация деятельности и режим: занятия проводятся один раз в неделю – четверг, во вторую половину дня.
Длительность проведения занятия, учитывая возраст детей и их индивидуальные возможности
: 15 минут - младшая группа, 20 минут –средняя группа.

Сроки реализации программы: 1 год. 

                   Перспективно - тематическое планирование

                                               Сентябрь

№ занятия

 Дата

       
        Тема


   
        Цель

Содержание
работы

     1.

 

«Давайте познакомимся»

Познакомиться с детьми; познакомить детей с видами театра, вызвать интерес к театрализованной деятельности; развивать

эмоционально -чувственную сферу детей, побуждая их к выражению своих чувств, к общению.

1. Игра «Давайте познакомимся».

2. Беседа «Знакомство с театром».

     2.

«Изменю себя, друзья. Догадайтесь кто же я?»

Развивать внимание, наблюдательность, воображение детей.

1. Беседа.

2. Игра «Измени голос».

     3.

«Пойми меня»

Развивать внимание, память, образное мышление детей.

1. Отгадывание загадок.

2. Беседа.

3. Игровые упражнения.

     4.

«Язык жестов»

Развивать внимание, память, образное мышление детей.

1. Игра «Где мы были, мы не скажем».

2. Беседа.

3. Подвижная игра «Смелые мышки».

                                                  Октябрь

      1.

««Игры с бабушкой Забавой»

Упражнять детей в изображении сказочных героев с помощью мимики и жестов; развивать речь, мышление творческое воображение; создать эмоционально благоприятную атмосферу для дружеских взаимоотношений детей.

1. Создание игровой мотивации.
2. Игры и упражнения: «Диктор», «Изобрази героя».

      2.

«В гостях у сказки»

Познакомить с новой сказкой; познакомить с настольным кукольным театром; учить отвечать на вопросы полным и содержательным ответом.

1. Слушание сказки В. Бианки «Колобок — колючий бок» с показом настольного театра.
2.Вопросы по содержанию.
3.Рассматривание картинок к сказке с обсуждением характерных особенностей персонажей.

      3.

«В гостях у сказки»

Учить детей бесконфликтно
распределять роли;
формировать дружеское
взаимоотношение;
разучить сказку по ролям,
работать над
произношением реплик,
над жестами и мимикой;
ввести диалог в процессе
показа сказки

1. Создание игровой мотивации.

2. Ведение диалога детьми в процессе показа и
рассказывания сказки «Колобок — колючий бок».

      4.

«Колобок — наш Колобок, Колобок -колючий бок»

Развивать творческие

способности; вызвать эмоциональный отклик детей на выступление перед

зрителями.

I. Рассматривание масок -шапочек и ряжение.

2.Драматизация сказки «Колобок — колючий бок».

                                                            Ноябрь

       1.

«Забавные животные»

Учить детей выразительно двигаться в соответствии с художественным образом; побуждать при помощи интонации выражать свои настроения; будить воображение детей; вызывать эмоциональный отклик на игровые ситуации.

1. Игра «Отгадай животное»  -изображение животных, персонажей сказок, с использованием жестов, мимики, движений.
2. Игра «У нас зазвонил телефон, кто говорит…?» создание художественного образа с помощью музыки – «весёлые зайчата», «хитрая лиса», «грустный котик».
3. Обыгрывание песенки «Ёжик», , с использованием атрибутов, элементов костюмов.

        2.

Театрализованная игра «Колобок»

Развивать правильное речевое дыхание.

1. Игры и упражнения на речевое дыхание.
2. Артикуляционная гимнастика.
3.Импровизированная игра «Колобок».

       3.

Театрализованная игра «Теремок»

Развивать внимание, память, дыхание детей.

1. Дыхательные упражнения.
2. Артикуляционная гимнастика.
3. Импровизация сказки «Теремок».

       4.

«Воображаемое путешествие»

Развивать воображение, фантазию, память; умение общаться в предполагаемых обстоятельствах.

1. Артикуляционная гимнастика.
2. Воображаемое путешествие.

                                                             Декабрь

       1.

«Играем в театр»

Познакомить детей с театральной ширмой, верховыми куклами; порадовать детей просмотром кукольного театра; дать представление о кукольном театре; учить внимательно смотреть сказку.

1. Знакомство с верховой куклой.
2. Рассматривание атрибутов кукольного театра.
3. Просмотр сказки

       2.

«Театральная азбука»

Развивать внимание, дикцию, умение изменять тембр голоса; закрепить умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижением.

1. Мимическая игра  «Передай улыбку соседу».
2. Беседа о профессии актера.
3. Этюды на изменение тембра голоса: «Киска, как тебя зовут?», «У меня кругом друзья»   В.Медведевой;
4. Упражнение   на   развитие   внимания:   «Давайте потанцуем» Н.Сорокиной;
5. Упражнение на развитие дикции: скороговорка «Сова советует сове»;
6.  Расскажи стихи руками (упражнение на развитие мелкой моторики) «Мы — шоферы».

       3.

«Потеряли котятки по дороге перчатки»

Развивать умение детей последовательно и выразительно пересказывать сказку; закрепить умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижением; создать эмоционально благоприятную атмосферу для дружеских отношений.

1.Чтение сказки С. Маршака «Перчатки». 2. Беседа по содержанию.
3. Игровое упражнение «грустные котята».

        4.

«Отыскали перчатки, вот спасибо котятки!»

Учить детей с помощью интонации передавать волнение, грусть и радость, развивать эмоциональную сферу, обогащать словарный запас. Развивать внимание, память, навыки театрально-игровой деятельности. Воспитывать чувство сопереживания.

1. Театральная разминка.
2. Драматизация сказки «Перчатки».

                                                             Январь

        1.

«Очень жить на свете туго без подруги или друга»

Развивать внимание, память, дыхание; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

1. Чтение
стихотворения
«Очень жить на свете туго без подруги или друга!», беседа о друзьях.
2. Рассказывание сказки «Лучшие друзья».
3. Беседа по содержанию.
4.Игра «Скажи о друге ласковое слово».

        2.

«Косой хвастался, смеялся, чуть лисе он не попался»

Закреплять умение отгадывать загадки, развивать выразительность передачи образа.

1. Отгадывание загадки по содержанию сказки.
2. Этюды на выразительность передачи образа.

        3.

«Зайца съела бы лиса, если б не его друзья»

Развивать интерес детей к

сценическому искусству. Воспитывать

доброжелательность, коммуникабельность в отношениях со сверстниками. Совершенствовать внимание, память, наблюдательность.

1. Рассказывание сказки детьми

«Лучшие друзья».

2. Мимические этюды у зеркала(упражнения на выразительность

движений).

3. Игра-имитация «Догадайтесь, о ком я

говорю».

        4.

Показ сказки «Лучшие друзья»

Развивать интерес детей к сценическому искусству, развивать выразительность передачи образа.

Инсценировка сказки

                                                     Февраль

       1.

«Вот как я умею»

Вовлечь детей в игровой сюжет; побуждать к двигательной имитации, учить импровизировать, в рамках заданной ситуации.

1. Игра «Что я умею».
2. Чтение стихотворения
Б. Заходера «Вот как я умею».
3. Упражнения на выразительность движений и мимики. Мимические этюды у зеркала.

       2.

«Упрямые ежата»

Продолжать знакомить детей с видами театра (пальчиковым); вовлекать детей в игровой сюжет.

1.Сюрпризный момент.
2. Рассказывание истории про двух ежей.
3. Импровизированные сказки в исполнении детей.

       3.

«Вот так яблоко!»

Побуждать к активному восприятию сказки; учить слушать внимательно сказку до конца и следить за развитием сюжета.

1. Игра на выразительность мимики.
2.Рассказывание сказки В. Сутеева «Яблоко».
3. Беседа по содержанию.
4. Разыгрывание этюдов и диалогов из сказки.
5.  Имитационные упражнения.

       4.

«Поссорились зверушки, не знают, как им быть, как же это яблоко на всех им разделить»

Создать радостное настроение, учить эмоционально и выразительно выступать перед зрителями, развивать творческие способности.

1. Музыкальная загадка.
2. Рассматривание отличительных особенностей героев сказки В. Сутеева «Яблоко».
3. Подготовка к драматизации.
4. Драматизация сказки В.Сутеева «Яблоко»

                                                                  Март

        1.

"Котёнок, который забыл, как надо просить есть"

Развивать речь и коммуникативные отношения через театрализованную деятельность.

1. Хороводная игра «Бабушка Маланья».
2. Чтение сказки Кипниса Ицика, художник В. Сутеев «Котёнок, который забыл, как надо просить есть».
3. Беседа по содержанию.

         2.

Игра – драматизация сказки Кипниса Ицика, художник В. Сутеев «Котёнок, который забыл, как надо просить есть»

Пробуждать интерес детей к драматизации, создавать условия для её проведения. Развивать умение имитировать характерные действия персонажей. Вовлекать дошкольников в игровое общение со сверстниками, достигать согласованности движений всех детей, единство в создании образа и настроения. Способствовать сплочению детского коллектива.

1. Игра – приветствие «Солнышко».
2. Игра «Хор животных».
3. Драматизация сказки Кипниса Ицика, художник В. Сутеев «Котёнок, который забыл, как надо просить есть»

         3.

Театрализованная игра - инсценировка
«Три медведя»

Побуждать к активному восприятию сказки; учить слушать внимательно сказку до конца и следить за развитием сюжета.

1. Знакомство с содержанием сказки «Три медведя».
2. Рассматривание иллюстраций к сказке. 3. Обсуждение характерных особенностей героев.

         4.

Театрализованная игра - инсценировка
«Три медведя»

Учить эмоционально и выразительно выступать перед зрителями, развивать творческие способности.

Подготовка и исполнение игры - инсценировки «Три медведя».

                                                                 Апрель

        1.

 «Эмоции»

Учить детей распознавать эмоциональные состояния (радость, грусть, страх, злость) по мимике. Совершенствовать умение связно и логично излагать свои мысли.
Знакомить с основами театральной культуры.

1. Упражнение на гласные и согласные звуки.
2. Игра «Зеркало».
3. Упражнение «Изобрази эмоции»

        2.

«Спал щенок возле дивана, вдруг услышал рядом «мяу»

Развивать действия с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано.

1. Рассказывание сказки В. Сутеева «Кто сказал “мяу”?»
2. Пантомимические этюды.

        3.

«Только «мяу» где сыскать?»

Развивать действия с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано.

1. Рассказывание сказки «Кто сказал “мяу”?» детьми с помощью воспитателя.
2. Пантомимическая игра «Угадай, кого покажу».

        4.

Играем спектакль «Кто сказал «мяу»?». Итоговое.

Формировать четкую, грамотную речь, совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жестов.

1. Подготовка к драматизации.
2. Драматизация сказки «Кто сказал “мяу”?»

                                                            Май

        1.

«Сильный дождик припустил, муравьишку измочил»

Порадовать детей, развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, учить ролевому воплощению, побуждать к двигательной активности.

1. Игра «Дождливо - солнечно».
2. Рассказывание сказки В. Сутеева «Под грибом»
3. Беседа по содержанию.

        2.

«Каждый хочет спрятаться под маленьким грибком»

Развивать воображение детей, учить высказываться, учить выразительно двигаться под музыку.

1. Сюрпризный момент — загадка.
2.Рассказывание сказки «Под грибом» В. Сутеева.
3.Игра-конкурс «Попросись под грибок».

        3.

«Дождик льет, льет, а грибочек все растет!»

Учить передавать характерные движения и мимику героев сказки, побуждать к двигательной активности.

1. Загадывание загадок.
2. Рассматривание иллюстраций к сказке В. Сутеева «Под грибом», беседа по ним.
3.Игра-имитация «Угадай, кто попросился под грибок».

       4.

«Вот так гриб-великан, всем хватило места там!» Итоговое

Учить воплощаться в роли,  развивать эстетический вкус.

 1. Игра-имитация «Пойми меня».
2. Драматизация сказки В. Сутеева «Под грибом».
3.Заключительная пляска.

                            Список используемой литературы

Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. Творческий центр «Сфера» Москва, 2007.

Петрова Т.Н., Сергеева Е.А., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000.

Поляк Л. Театр сказок. СПб., 2001.

Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4–5 лет. Москва, Мозаика – Синтез 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность "По дорогам сказок"

Проект был проведен с детьми старшего возраста...

Презентация проектной образовательной деятельности „По дорогам сказок“

Цель: Создавать условия для  нравственно-патриотического воспитания детей через русскую народную сказку.Задачи:- сказка позволяет формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социаль...

Проектная деятельность "По дорогам сказок"

laquo;Ты спрашиваешь, как родится сказка,Где начинается, в краях каких?..Что ж, помолчи!.. Закрой глаза на мигИ облака – их форму, их окраску –В уме своем отчетливо представь,Приблизь к т...

Непосредственно образовательная деятельность "По дороге сказок"

Литературная викторина для детей 6-7 лет "По дороге сказок"...

Квест – игра « По дороге сказок» в средней группе

Формирование интереса дошкольников к форме игровой деятельности «квест»....

Проектная деятельность « По дорогам сказок» в подготовительной группе «Гномики»

Проектная  деятельность « По дорогам  сказок» в  подготовительной  группе «Гномики» Дети дошкольного возраста очень любят сказки. Слушая сказку, ...

Конспект досугового мероприятия "По дорогам сказок"

Сценарий спортивного досуга для подготовительной группыКвест - игра « По дорогам сказок»...