Конспект занятия по развитию эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста.
методическая разработка
Методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия по развитию эмоционально-волевой сферы у дошкольников | 21.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 24 компенсирующего вида
Калининского района Санкт-Петербурга
Конспект совместной организованной образовательной деятельности по развитию эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР 5-6 лет.
Тема: «Прогулка в зимний лес»
Составила педагог-психолог: Чекалина М.М.
2018 г.
Конспект НОД по развитию эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР 5-6 лет «Прогулка в зимний лес»
Форма НОД: совместная деятельность
Форма организации: подгруппа 5-6 человек
Место проведения: музыкальный зал
Задачи:
- Установить положительный эмоциональный настрой в группе.
- Создать условия для самовыражения детей.
- Создать условия, мотивирующие детей вербально выражать свои мысли и чувства.
- Способствовать развитию коммуникативных умений и навыков: сотрудничество, умение слушать других и самому говорить перед другими, умения дожидаться своей очереди, сплочение детской группы.
- Создать условия для развития волевой сферы: развитие саморегуляции и произвольной деятельности, соблюдая игровые требования и правила.
- Снятие мышечного и эмоционального напряжения.
- Развивать чувство эмпатии, умение осознанно воспринимать свои собственные эмоции- чувства и переживания, а также понимать эмоциональные состояния других.
- Закреплять полученные ранее знания об эмоциях: радость, грусть, страх, злость.
Используемые методы, приёмы и технологии:
- Беседа
- Игра: подвижные игры, коммуникативные игры, сенсорные игры и упражнения
- Психогимнастика
- Элементы музыкальной терапии
- Самомассаж
- Релаксация
Материалы и оборудование: кубик с изображением различных эмоциональных состояний, игрушки: заяц, белка, медведь, декорации зимнего леса, снежинки, белые ленточки на кольцах, корзинка со «снежками», мягкий мячик, контейнер с манкой, жёлуди, цветная бумага, подушка, белое покрывало, музыкальные записи: «Кружится снежинок хоровод», вой волка, весёлая, быстрая музыка, спокойная музыка.
Структура занятия
Занятие состоит из нескольких этапов и стоится на смене деятельности детей:
- Приветствие
- Вводная часть
- Основная часть
- Заключительная часть
- Прощание
Ход занятия
- Приветствие.
Дети вместе с педагогом-психологом заходят в музыкальный зал и садятся в круг на приготовленные стульчики, берутся за руки и произносят ритуал приветствия: «И … (имя ребёнка) здесь (дети перечисляют все имена)…… Все здесь!»
- Вводная часть.
Психолог приветствует детей:
- Здравствуйте ребята! Мне приятно всех вас видеть. И у меня замечательное настроение!
- Упражнение «Кубик настроений»
Психолог передаёт по кругу кубик, на котором изображены различные эмоциональные состояния, и просит детей, по очереди,найти то чувство, которое сейчас испытывают и назвать, какое у них сейчас настроение.
Психолог: - Дети! Когда мы радуемся, что появляется на наших лицах?
Дети отвечают: - Улыбка.
- Упражнение «Передай улыбку»
Дети, по очереди, берут соседа слева за руки и улыбаются ему. И так улыбка «передаётся по кругу».
Психолог спрашивает детей: - А когда мы испытываем чувство радости?
Дети, по очереди, называют ситуации, в которых испытывают радость.
Психолог: - А как вы думаете, прогулка с друзьями, это радостное событие?
Дети: - Да!
Психолог: - Я вам сегодня предлагаю отправиться на прогулку в зимний лес. Хотите?
Дети: - Да!
Психолог: - Но для того, чтобы очутиться в зимнем лесу, нужно произнести заклинание! Повертелись, покружились – в зимнем лесу очутились!
Во время произнесения слов "заклинания", дети кружатся на месте.
- Основная часть.
Психолог: - Ну вот, ребята, мы с вами и очутились в зимнем лесу! Как здесь красиво! Правда?
Дети: - Да!
Психолог: - Что вы видите?
Дети: - Деревья, ёлки, снег, сугробы, снежинки.
- Дыхательное упражнение: «Подуй на снежинку»
Психолог предлагает детям выбрать понравившеюся снежинку и подуть на неё так, чтобы снежинка полетела.
Дети выполняют упражнение, а психолог следит, чтобы вдох совершался через нос, а выдох был плавным и длительным.
Психолог: - А давайте сейчас сами превратимся в белые снежинки и полетаем!
- Психогимнастика «Снежинки»
Звучит песня «Кружится снежинок хоровод», психолог раздаёт детям белые ленты на кольцах и предлагает детям двигаться под музыку, как кому хочется.
В конце дети одевают ленточки на ёлочку.
Психолог: - Ох, ребята! А в зимнем лесу холодно! Давайте погреемся!
Самомассаж «Части тела»
Психолог: - Давайте разотрём сначала ладони, теперь погреем голову, лоб, брови, нос, щёки, уши, подбородок, шею, плечи, правую руку, левую руку, грудь, живот, ноги.
Дети, по показу, выполняют движения.
Психолог: - А как ещё можно согреться?
Дети отвечают и выполняют названное действие: побегать, попрыгать, поприседать, потанцевать.
Психолог: - Ну что, согрелись?
Дети: - Да!
Психолог: - Тогда, в путь! Ой, а кто это там под деревом прячется?
Дети: - Заяц!
Психолог: - Давайте поздороваемся с зайчиком.
Дети: - Здравствуй, зайчик!
Зайка: - Здравствуйте ребята!
Психолог: - Дети, а что это с зайчиком? Он дрожит, уши его прижаты, глаза широко раскрыты….
Дети: - Он боится, напуган, испугался…
Психолог: - Да, зайка сильно напуган… Ребята, а свами бывает такое? Чего вы боитесь?
Дети рассказывают о своих страхах.
Психолог: - Зайка, чего ты испугался?
Зайка: - Я слышал вой волка….
Психолог: - Ребята, давайте прислушаемся….
Дети слышат вой волка (звучит запись)
Психолог: - Действительно, где-то поблизости ходит волк. Ребята, поможем зайке и прогоним волка?
Дети: - Да!
- Упражнение «Шумелки»
Психолог: - Чтобы напугать волка нужно сильно пошуметь!
Дети громко топают ногами, хлопают в ладоши и кричат.
Психолог: - Прислушайтесь, слышно волка?
Дети затихают и прислушиваются и снова слышат вой волка.
Упражнение повторяются ещё раз. И на этот раз вой волка прекращается.
Психолог: - Молодцы! Вы победили волка и он убежал! Ой, а посмотрите на зайку: он был напуган, а теперь какой?
Дети: - Весёлый, радостный!
Зайка: - Спасибо вам, ребята за помощь! Вы такие смелые!
Психолог: - Вы помогли зайке и он хочет с вами поиграть. Поиграем?
Дети: - Да!
- Подвижная игра «Снежки»
Психолог достаёт корзинку со снежками и вместе с детьми играет в снежки под весёлую музыку.
Психолог: - Вам понравилась игра?
Дети: - Да!
Психолог: - Но нам пора идти дальше…Попрощайтесь с зайчиком.
Дети: - До свидания, зайка! Пока, до встречи!
Психолог: - Посмотрите, а там, кто сидит на дереве?
Дети: - Белка.
Психолог: - Давайте поздороваемся с ней.
Дети: - Здравствуй белка!
Белка (всхлипывая): - Здравствуйте!
Психолог: - Ой, а что это с белкой? Какая она?
Дети: - Она плачет, она грустная.
Психолог: - А когда вам бывает грустно.
Дети рассказывают о ситуациях, когда им бывает грустно.
Психолог: - Белка, что случилось? Почему ты грустная?
Белка: - Я уронила все свои орешки, и они упали в снег и потерялись там.
Психолог: - Поможем белке найти все её орешки?
Дети: - Да!
- Сенсорная игра «Раскопки»
Дети находят и собирают в корзинку жёлуди из манной крупы.
Психолог: - Молодцы! Вы помогли белке. Белочка, смотри, ребята нашли и собрали все твои орехи!
Белка: - Спасибо вам!
Психолог: - Смотрите, белка была грустная, а теперь?
Дети: - Радостная! Весёлая!
Психолог: - И белочка хочет с вами поиграть. Хотите?
Дети: - Да!
- Коммуникативная игра «Большое, доброе животное»
Психолог тихим голосом говорит: - Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад.
Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д.
Психолог: - Вам понравилась игра?
Дети: - Да!
Психолог: - Но нам пора идти дальше… Попрощайтесь с белочкой.
Дети: - До свидания!
Белка: - До свидания! Спасибо!
Психолог: - Мы зашли с вами в самую чащу…. Смотрите, кто это там за деревом?
Дети: - Медведь!
Психолог: - Поздоровайтесь с ним.
Дети: - Здравствуй, Мишка!
Медведь рычит в ответ.
Психолог: - Ребята! Что это с Мишкой? Какой он?
Дети: - злой, сердитый.
Психолог: - Мишка, почему ты злишься?
Медведь: - Потому что я не могу уснуть, а мне зимой нужно спать…
Психолог: - Действительно, когда что-то не получается, можно почувствовать злость.
Психолог: - Ребята, расскажите Мишке - когда вы бываете сердитыми?
Дети рассказывают ситуации, когда испытывают чувство злости.
Психолог: - А вам нравится испытывать чувство злости?
Дети: - Нет!
Психолог: - А вы знаете способы, как можно себе помочь, когда чувствуешь злость, как можно её прогнать?
Дети: - Нужно сказать, что чувствуешь, можно обхватить себя руками и попрыгать на месте, можно побросать шарики в цель, можно помять или порвать ненужную бумагу, можно побить подушку или специальную игрушку, можно покричать в стаканчик для крика.
Психолог: - Мишка, как ты себя чувствуешь?
Мишка: - Спасибо, мне лучше… Только спать очень хочется…
Психолог: - Ребята, поможем мишке уснуть?
Дети: - Да!
Психолог: - Давайте, мишку уложить в берлогу, накроем его, поставим спокойную музыку и сами спокойно полежим вместе с ним.
- Релаксация «Волшебный сон»
Дети ложатся на покрывало, а психолог под спокойную музыку читает текст релаксации:
Реснички опускаются, глаза закрываются,
Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко,
Напряженье улетело и расслабленно все тело.
Будто мы лежим на травке…
На зеленой мягкой травке…
Греет солнышко сейчас, ноги теплые у нас.
Дышится легко, вольно, глубоко.
Губы теплые и вялые, но нисколько не усталые.
Губы чуть приоткрываются и приятно расслабляются
И послушный наш язык быть расслабленным привык.
(громче, быстрее, энергичнее)
Было славно отдыхать, а теперь пора вставать.
Психолог: Хорошо отдохнули?
Дети: Да!
Психолог: Мишка уже уснул, а нам пора возвращаться в детский сад. Но для этого нужно снова произнести заклинание: «Повертелись, покружились – в детском саду очутились!»
- Заключительная часть.
Психолог предлагает детям сесть на стульчики.
- Ребята, понравилась вам наша прогулка?
Дети: - Да!
Психолог: - Где мы были?
Дети: - В зимнем лесу.
Психолог: - Кого мы с вами встретили?
Дети: - Зайца, белку и медведя.
Психолог: - Да, вы проявили смекалку, храбрость и доброту и помогли всем лесным животным, которых встретили! А что вам запомнилось и понравилось больше всего в нашей прогулке?
Дети рассказывают о своих впечатлениях.
Психолог хвалит детей и обращает внимание на успехи каждого ребёнка, и вручает наклейку.
- Прощание.
- Ритуал прощания «Молодец!»
Дети хлопают в ладоши, и называя, каждого по имени, произносят: «Имя ребёнка, молодец!»
Дети прощаются с гостями и уходят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию эмоционально-волевой сферы старших дошкольников « Волшебные средства понимания»
Цель:· Стимулировать моторное и эмоциональное самовыражение;· Дифференцировка слухового восприятия;·...
Мы создаем добро. Конспект занятия по развитию эмоционально – волевой сферы детей.
Занятие предназначено для детей возраста 6-7 лет....
Конспект занятия по развитию эмоционально волевой сферы для детей 3-4 лет
Конспект занятия по развитию эмоционально волевой сферы...
Конспект занятия по развитию эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста в старшей группе
Цель:Умение понимать и осознавать эмоциональное состояние человека (мимика, жесты).Способность проявлять свои чувства.Умение применять силу воли в определенных ситуациях.Уметь слушать товарища и...
Конспект занятия по развитию эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с использование метода арт-терапии на тему: «Новые планеты Солнечной системы»
Развиваем эмоционально-волевую сферу старших дошкольников через использование метода арт-терапии - техника рисование сыпучими материалами...
Конспект занятия на развитие эмоционально-волевой сферы для детей старшего дошкольного возраста
Цель занятия сформировать понятие об эмоциях радости и злости, показать их схематическое изображение....
Конспект занятия по развитию эмоционально-волевой сферы у детей среднего дошкольного возраста с ЗПР «Путешествие в страну эмоций»
Тема – «Моё настроение».Категория детей – дети 4-5 лет с ЗПР, комбинированная группа, 3 блок.Количество детей – 10 детей, 5 детей с ЗПР.Период, нарушение: Октябрь, 1 неде...