Конспект занятия по развитию эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста.
методическая разработка

Методическая разработка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 24 компенсирующего вида

Калининского района Санкт-Петербурга

Конспект совместной организованной образовательной деятельности по развитию эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР 5-6 лет.

Тема: «Прогулка в зимний лес»

Составила педагог-психолог: Чекалина М.М.

2018 г.

Конспект НОД по развитию эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР 5-6 лет «Прогулка в зимний лес»

Форма НОД: совместная деятельность

Форма организации: подгруппа 5-6 человек

Место проведения: музыкальный зал

Задачи:

  • Установить положительный эмоциональный настрой в группе. 
  • Создать условия для самовыражения детей.
  • Создать условия, мотивирующие детей вербально выражать свои мысли и чувства.
  • Способствовать развитию коммуникативных умений и навыков: сотрудничество, умение слушать других и самому говорить перед другими, умения дожидаться своей очереди, сплочение детской группы.
  • Создать условия для развития волевой сферы: развитие саморегуляции и произвольной деятельности, соблюдая игровые требования и правила.
  • Снятие мышечного и эмоционального напряжения.
  • Развивать чувство эмпатии, умение осознанно воспринимать свои собственные эмоции- чувства и переживания, а также понимать эмоциональные состояния других.
  • Закреплять полученные ранее знания об эмоциях: радость, грусть, страх, злость.

Используемые методы, приёмы и технологии:

  • Беседа
  • Игра: подвижные игры, коммуникативные игры, сенсорные игры и упражнения
  • Психогимнастика
  • Элементы музыкальной терапии
  • Самомассаж
  • Релаксация

      Материалы и оборудование: кубик с изображением различных эмоциональных состояний, игрушки: заяц, белка, медведь, декорации зимнего леса, снежинки, белые ленточки на кольцах, корзинка со «снежками», мягкий мячик, контейнер с манкой, жёлуди, цветная бумага, подушка, белое покрывало, музыкальные записи: «Кружится снежинок хоровод», вой волка, весёлая, быстрая музыка, спокойная музыка.

Структура занятия

Занятие состоит из нескольких этапов и стоится на смене деятельности детей:

  • Приветствие
  • Вводная часть
  • Основная часть
  • Заключительная часть
  • Прощание

Ход занятия

  • Приветствие.

Дети вместе с педагогом-психологом заходят в музыкальный зал и садятся в круг на приготовленные стульчики, берутся за руки и произносят ритуал приветствия: «И … (имя ребёнка) здесь (дети перечисляют все имена)…… Все здесь!»

  • Вводная часть.

Психолог приветствует детей:

- Здравствуйте ребята! Мне приятно всех вас видеть. И у меня замечательное настроение!

  • Упражнение «Кубик настроений»

Психолог передаёт по кругу кубик, на котором изображены различные эмоциональные состояния, и просит детей, по очереди,найти то чувство, которое сейчас испытывают и назвать, какое у них сейчас настроение.

Психолог: - Дети! Когда мы радуемся, что появляется на наших лицах?

Дети отвечают: - Улыбка.

  • Упражнение «Передай улыбку»

Дети, по очереди, берут соседа слева за руки и улыбаются ему. И так улыбка «передаётся по кругу».

Психолог спрашивает детей: - А когда мы испытываем чувство радости?

Дети, по очереди, называют ситуации, в которых испытывают радость.

Психолог: - А как вы думаете, прогулка с друзьями, это радостное событие?

Дети: - Да!

Психолог: - Я вам сегодня предлагаю отправиться на прогулку в зимний лес. Хотите?

Дети: - Да!

Психолог: - Но для того, чтобы очутиться в зимнем лесу, нужно произнести заклинание! Повертелись, покружились – в зимнем лесу очутились!

Во время произнесения слов "заклинания", дети кружатся на месте.

  • Основная часть.

Психолог: - Ну вот, ребята, мы с вами и очутились в зимнем лесу! Как здесь красиво! Правда?

Дети: - Да!

Психолог: - Что вы видите?

Дети: - Деревья, ёлки, снег, сугробы, снежинки.

  • Дыхательное упражнение: «Подуй на снежинку»

      Психолог предлагает детям выбрать понравившеюся снежинку и подуть на неё так, чтобы снежинка полетела.

Дети выполняют упражнение, а психолог следит, чтобы вдох совершался через нос, а выдох был плавным и длительным.

Психолог: - А давайте сейчас сами превратимся в белые снежинки и полетаем!

  • Психогимнастика «Снежинки»

      Звучит песня «Кружится снежинок хоровод», психолог раздаёт детям белые ленты на кольцах и предлагает детям двигаться под музыку, как кому хочется.

      В конце дети одевают ленточки на ёлочку.

Психолог: - Ох, ребята! А в зимнем лесу холодно! Давайте погреемся!

Самомассаж «Части тела»

Психолог: - Давайте разотрём сначала ладони, теперь погреем голову, лоб, брови, нос, щёки, уши, подбородок, шею, плечи, правую руку, левую руку, грудь, живот, ноги.

     Дети, по показу, выполняют движения.

Психолог: - А как ещё можно согреться?

Дети отвечают и выполняют названное действие: побегать, попрыгать, поприседать, потанцевать.

Психолог: - Ну что, согрелись?

Дети: - Да!

Психолог: - Тогда, в путь! Ой, а кто это там под деревом прячется?

Дети: - Заяц!

Психолог: - Давайте поздороваемся с зайчиком.

Дети: - Здравствуй, зайчик!

Зайка: - Здравствуйте ребята!

Психолог: - Дети, а что это с зайчиком? Он дрожит, уши его прижаты, глаза широко раскрыты….

Дети: - Он боится, напуган, испугался…

Психолог: - Да, зайка сильно напуган… Ребята, а свами бывает такое? Чего вы боитесь?

Дети рассказывают о своих страхах.

Психолог: - Зайка, чего ты испугался?

Зайка: - Я слышал вой волка….

Психолог: - Ребята, давайте прислушаемся….

Дети слышат вой волка (звучит запись)

Психолог: - Действительно, где-то поблизости ходит волк. Ребята, поможем зайке и прогоним волка?

Дети: - Да!

  • Упражнение «Шумелки»

Психолог: - Чтобы напугать волка нужно сильно пошуметь!

Дети громко топают ногами, хлопают в ладоши и кричат.

Психолог: - Прислушайтесь, слышно волка?

Дети затихают и прислушиваются и снова слышат вой волка.

Упражнение повторяются ещё раз. И на этот раз вой волка прекращается.

Психолог: - Молодцы! Вы победили волка и он убежал! Ой, а посмотрите на зайку: он был напуган, а теперь какой?

Дети: - Весёлый, радостный!

Зайка: - Спасибо вам, ребята за помощь! Вы такие смелые!

Психолог: - Вы помогли зайке и он хочет с вами поиграть. Поиграем?

Дети: - Да!

  • Подвижная игра «Снежки»

Психолог достаёт корзинку со снежками и вместе с детьми играет в снежки под весёлую музыку.

Психолог: - Вам понравилась игра?

Дети: - Да!

Психолог: - Но нам пора идти дальше…Попрощайтесь с зайчиком.

Дети: - До свидания, зайка! Пока, до встречи!

         Психолог: - Посмотрите, а там, кто сидит на дереве?

Дети: - Белка.

Психолог: - Давайте поздороваемся с ней.

Дети: - Здравствуй белка!

Белка (всхлипывая): - Здравствуйте!

Психолог: - Ой, а что это с белкой? Какая она?

Дети: - Она плачет, она грустная.

Психолог: - А когда вам бывает грустно.

Дети рассказывают о ситуациях, когда им бывает грустно.

Психолог: - Белка, что случилось? Почему ты грустная?

Белка: - Я уронила все свои орешки, и они упали в снег и потерялись там.

Психолог: - Поможем белке найти все её орешки?

Дети: - Да!

  • Сенсорная игра «Раскопки»

Дети находят и собирают в корзинку жёлуди из манной крупы.

Психолог: - Молодцы! Вы помогли белке. Белочка, смотри, ребята нашли и собрали все твои орехи!

Белка: - Спасибо вам!

Психолог: - Смотрите, белка была грустная, а теперь?

Дети: - Радостная! Весёлая!

Психолог: - И белочка хочет с вами поиграть. Хотите?

Дети: - Да!

  • Коммуникативная игра «Большое, доброе животное»

       Психолог тихим голосом говорит: - Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад.

Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д.

        Психолог: - Вам понравилась игра?

        Дети: - Да!

        Психолог: - Но нам пора идти дальше… Попрощайтесь с белочкой.

        Дети: - До свидания!

        Белка: - До свидания! Спасибо!

        Психолог: - Мы зашли с вами в самую чащу…. Смотрите, кто это там за деревом?

        Дети: - Медведь!

        Психолог: - Поздоровайтесь с ним.

        Дети: - Здравствуй, Мишка!

        Медведь рычит в ответ.

        Психолог: - Ребята! Что это с Мишкой? Какой он?

        Дети: - злой, сердитый.

        Психолог: - Мишка, почему ты злишься?

        Медведь: - Потому что я не могу уснуть, а мне зимой нужно спать…

        Психолог: - Действительно, когда что-то не получается, можно почувствовать злость.

       Психолог: - Ребята, расскажите Мишке -  когда вы бываете сердитыми?

       Дети рассказывают ситуации, когда испытывают чувство злости.

       Психолог: - А вам нравится испытывать чувство злости?

       Дети: - Нет!

       Психолог: - А вы знаете способы, как можно себе помочь, когда чувствуешь злость, как можно её прогнать?

       Дети: - Нужно сказать, что чувствуешь, можно обхватить себя руками и попрыгать на месте, можно побросать шарики в цель, можно помять или порвать ненужную бумагу, можно побить подушку или специальную игрушку, можно покричать в стаканчик для крика.

       Психолог: - Мишка, как ты себя чувствуешь?

       Мишка: - Спасибо, мне лучше… Только спать очень хочется…

       Психолог: - Ребята, поможем мишке уснуть?

       Дети: - Да!

       Психолог: - Давайте, мишку уложить в берлогу, накроем его, поставим спокойную музыку и сами спокойно полежим вместе с ним.

  • Релаксация «Волшебный сон»

Дети ложатся на покрывало, а психолог под спокойную музыку читает текст релаксации:

Реснички опускаются, глаза закрываются,
Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко,
Напряженье улетело и расслабленно все тело.
Будто мы лежим на травке…
На зеленой мягкой травке…
Греет солнышко сейчас, ноги теплые у нас.
Дышится легко, вольно, глубоко.
Губы теплые и вялые, но нисколько не усталые.
Губы чуть приоткрываются и приятно расслабляются
И послушный наш язык быть расслабленным привык.
(громче, быстрее, энергичнее)
Было славно отдыхать, а теперь пора вставать.

Психолог: Хорошо отдохнули?

Дети: Да!

Психолог: Мишка уже уснул, а нам пора возвращаться в детский сад. Но для этого нужно снова произнести заклинание: «Повертелись, покружились – в детском саду очутились!»

  • Заключительная часть.

Психолог предлагает детям сесть на стульчики.

- Ребята, понравилась вам наша прогулка?

Дети: - Да!

Психолог: - Где мы были?

Дети: - В зимнем лесу.

Психолог: - Кого мы с вами встретили?

Дети: - Зайца, белку и медведя.

Психолог: - Да, вы проявили смекалку, храбрость и доброту и помогли всем лесным животным, которых встретили! А что вам запомнилось и понравилось больше всего в нашей прогулке?

Дети рассказывают о своих впечатлениях.

Психолог хвалит детей и обращает внимание на успехи каждого  ребёнка, и вручает наклейку.

  • Прощание.
  • Ритуал прощания «Молодец!»

     Дети хлопают в ладоши, и называя, каждого по имени, произносят: «Имя ребёнка, молодец!»

     Дети прощаются с гостями и уходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию эмоционально-волевой сферы старших дошкольников « Волшебные средства понимания»

Цель:·        Стимулировать моторное и эмоциональное самовыражение;·        Дифференцировка слухового восприятия;·...

Конспект занятия по развитию эмоционально волевой сферы для детей 3-4 лет

Конспект занятия по развитию эмоционально волевой сферы...

Конспект занятия по развитию эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста в старшей группе

Цель:Умение понимать и осознавать  эмоциональное состояние человека (мимика, жесты).Способность проявлять свои чувства.Умение применять силу воли в определенных ситуациях.Уметь слушать товарища и...

Конспект занятия по развитию эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с использование метода арт-терапии на тему: «Новые планеты Солнечной системы»

Развиваем эмоционально-волевую сферу старших дошкольников через использование метода арт-терапии - техника рисование сыпучими материалами...

Конспект занятия на развитие эмоционально-волевой сферы для детей старшего дошкольного возраста

Цель занятия сформировать понятие об эмоциях радости и злости, показать их схематическое изображение....

Конспект занятия по развитию эмоционально-волевой сферы у детей среднего дошкольного возраста с ЗПР «Путешествие в страну эмоций»

Тема – «Моё настроение».Категория детей – дети 4-5 лет с ЗПР, комбинированная группа, 3 блок.Количество детей – 10 детей, 5 детей с ЗПР.Период, нарушение: Октябрь, 1 неде...