Моделирование правил безопасного поведения для дошкольников
статья

Дмитриева Татьяна Александровна

Обновление современного российского образования сопровождается поиском новых форм и методов работы с детьми. Дети испытывают сложности в правильном выборе своего поведения в новых для них формах организации образовательной деятельности. Современный этап развития образования требует анализа накопленного педагогического опыта. В нашем дошкольном учреждении накоплен опыт работы в данном направлении: разработка и введение правил.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад № 80

Красногвардейского района Санкт – Петербурга

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Дмитриева Татьяна Александровна, воспитатель

Санкт – Петербург

2018 г.

Актуальность данной проблемы вызвана процессом модернизации Российского образования.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одна из образовательных областей: социально – коммуникативное развитие направлена на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, становление самостоятельности и саморегуляции собственных действий детей. Обновление современного российского образования сопровождается поиском новых форм и методов работы с детьми. Дети испытывают сложности в правильном выборе своего поведения в новых для них формах организации образовательной деятельности. При переходе от дисциплинарной модели взаимодействия к личностно – ориентированной, где ребенок становится субъектом образовательных отношений, вводятся новые формы организации образовательной деятельности: самостоятельная и совместная деятельность.

Ребенок становится активным участником образовательной деятельности, но он не знает как себя вести в данной ситуации и многие педагоги не готовы к такой организации образовательного процесса, нет методических разработок, практического опыта. Современный этап развития образования требует анализа накопленного педагогического опыта. В нашем дошкольном учреждении накоплен опыт работы в данном направлении: разработка и введение правил.

Цель установления в группе правил и требований в отношении поведения состоит в том, чтобы дети постоянно повышали уровень самоконтроля.

Одной из задач дошкольного учреждения является обучение дошкольников ответственности. Ответственные дети вырастают в ответственных граждан. Обстановка в дошкольных учреждениях позволяет создавать многочисленные возможности для воспитания у детей чувства ответственности. Если на полках будут соответствующие знаки, символы, дети смогут научиться убирать материалы на место после игры. Составление графика поручений, по которому дети поочереди выполняют в группе определенные роли, позволяет детям принимать непосредственное участие в ежедневных работах в группе.  Предоставление детям возможности принимать решения, брать на себя ответственность и самостоятельно обслуживать себя в пределах, в которых они могут это делать в реальной жизни, развивает у детей соответствующие навыки и уверенность в себе. Важные навыки самообслуживания, которые дети осваивают в дошкольном возрасте, могут быть сформированы только в том случае,  если взрослые предоставляют детям самостоятельность в выполнении тех или иных действий. Воспитатели должны уметь отличать помощь от вмешательства: следует помогать ребенку, который не может решить задачу, слишком сложную для него в физическом плане или несоответствующую его уровню развития, но не надо вмешиваться, когда ребенок очень старается решить посильную задачу самостоятельно.

Воспитателей, которые дают возможность детям стать их партнерами в процессе обучения, и строят группу, как единое сообщество отличает динамизм, у них присутствует стимул и дух энергии. Дети чувствуют, что воспитатель верит в их силы и стараются максимально использовать свои возможности и навыки.

Принятие решений

Принятие детьми решений является основным элементом педагогического процесса. Предоставляя детям право выбора деятельности, материалов, игр одежды, дети практикуются в принятии решений, причем это происходит в безопасной и организованной обстановке. Принятие решений требует практики. Режим группы предоставляет детям множество возможностей для выбора: с кем играть, где сидеть на групповом сборе, в каком тематическом центре заниматься, какими материалами рисовать, лепить, в какие игры поиграть и т.д. В группе, где возможность выбора является одним из элементов среды развития и обучения, дети могут оценить преимущества и недостатки своего выбора и принимают соответствующие решения.

Правила поведения в группе

Дома у каждого человека существуют определенные правила, ритуалы. Мы чувствуем себя комфортно, когда мы делаем что – либо определенным, привычным способом: он представляется нам единственно правильным способом делать это. Дети привыкают к тому, как определенные вещи делаются у них дома, это кажется им естественным.

Приходя в детский сад, дети сталкиваются с набором правил и требований, которые необходимо соблюдать в группе. Эти правила могут существенно отличаться от тех, которые приняты у них дома. Суть установленных в группе правил, и их количество также могут варьироваться в зависимости от контингента воспитанников, учебного плана, темы. Большинство детей готовы выполнять правила группы. Они чувствуют себя более комфортно, если знают, что и как можно делать, а чего нельзя. Одним из лучших способов обеспечить максимальное соблюдение правил детьми является привлечение самих детей к разработке этих правил, их изменению и принятию новых правил по мере возникновения такой необходимости.

Одна из основных целей работы с детьми младшего возраста состоит в обучении их самоконтролю. С этой целью воспитатели объясняют детям возможные последствия нежелательного поведения, помогают им осознать свое проблемное поведение и найти способы его исправления. Привлечение детей к решению какой-нибудь проблемы может привести к долгосрочным положительным результатам, превосходящим результаты обычной техники «поощрение – наказание».

Основные рекомендации в отношении установления правил:

  • Воспитатели должны ясно представлять себе, какое поведение допустимо, а какое нет.
  • Команда педагогов должна проявлять последовательность в отношении допустимого поведения.
  • Правила должны разрабатываться совместно с детьми.
  • С течением времени детей подводят к пониманию того, что соблюдение правил идет на пользу всем.
  • Правила должны распространяться на всех детей без исключения.
  • Нужно всегда объяснять детям, почему установлено то или иное правило.
  • Устанавливайте правила в позитивной форме. Например: «В группе ходите спокойным шагом» вместо: «Бегать нельзя».
  • Всегда давать возможность детям высказаться, почему в группе лучше не бегать и предложить подумать, где бегать более безопасно.

Значение последовательности в соблюдении правил

Дети чувствуют себя в безопасности, когда взрослые контролируют ситуацию. Если дети знают, что после завтрака им надо помыться и сесть на групповой сбор, потом выбрать чем они хотят сегодня заниматься и, выполнив задание снова собраться всем вместе и обсудить, это станет ежедневным ритуалом, который они будут успешно выполнять. Если же дети не знают что будет после завтрака, это может привести к хаосу в группе: некоторые дети могут начать бегать по группе и ситуация выйдет из под контроля воспитателя.Последовательность воспитателя в определении требований к поведению в группе создает такую атмосферу, которая сама приведет детей к нужной модели поведения.

Пересмотр правил

Если дети не соблюдают установленные правила, педагогам следует задаться следующими вопросами:

  • Понятны ли детям предъявляемые к ним требования?
  • Не слишком ли сложны для них?
  • Не слишком ли долго дети сидят на одном месте? Не слишком ли долго ждут своей очереди?
  • Есть ли конкретные объяснения плохому поведению ребенка?

Привлечение детей к разработке правил

Немаловажно то, что действительно инновационные педагогические технологии изначально строятся на компетентностном подходе и нацелены в результатах обучения на будущее воспитанников. Одной из актуальных на сегодняшний день является использование кейс – технологий в дошкольном образовании. Кейс – технология – это разбор ситуации или конкретного случая. Универсальность данной технологии состоит в том, что воспитанники должны самостоятельно проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшие из них. Кейсы основаны на реальном практическом материале или же приближены к реальной ситуации и позволяют взаимодействовать всем участникам образовательного процесса. При разработке правил можно использовать следующие кейс – технологии: кейс – иллюстрация, кейс – фото. Кейс – иллюстрации и кейс – фото отличаются от наглядности тем, что предполагают знакомство с реальной или предполагаемой проблемой и выработку дошкольниками своего взгляда на ее решение. Данная технология развивает воображение детей, потребность в общении с другими детьми и взрослыми, мотивирует интерес детей, помогает развивать такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и излагать свои мысли, отстаивать свою точку зрения. При разработке правила воспитатель предлагает проблемную ситуацию в виде кейс – иллюстрации, занимает позицию равного партнера, совместно проживает с детьми изображенные на иллюстрации события. Воспитатель фиксирует внимание детей на яркой красочной иллюстрации или фото и помогает правильно сформулировать проблему. Данная проблема обсуждается, предполагаются последствия того или иного действия, выбирается верное решение. После этого демонстрируются следующие кейс – иллюстрации. В обсуждении участвуют все желающие. Дальше воспитатель обобщает материал, воспитанники применяют полученные знания в реальной жизни.

Начинать работу с правилами лучше всего с правил группы.

Если какая – либо ситуация приводит к нарушению порядка в группе или доставляет детям беспокойство, следует установить правила и очень важно, чтобы дети принимали участие в определении соответствующих правил. Например: развивающая среда группы – место активной деятельности детей – дети берут игры с полок и не убирают их на место. Что делать в такой ситуации?

Всех детей нужно пригласить сесть в круг и используя кейс – иллюстрации проговорить в чем состоит проблема. Дальше следует задать вопросы:

  • Почему так происходит?
  • Что нужно сделать, чтобы все игры и игрушки после игры вернулись на место?

Дальше все время, когда повторяется данная ситуация необходимо обращаться к уже разработанному правилу. Можно разработать с детьми следующие правила:

«Приходя нужно здороваться, уходя – прощаться», «Ссору решаем словами, а не кулаками», «Игрушками делись с друзьями» и т.д.

Кроме правил группы могут вводиться правила в соответствии с темой: знакомя детей с экосистемой «Лес» можно вводить правила поведения в лесу, тема «Транспорт» предполагает разработку правил поведения на дороге и в транспорте, в тематическом проекте «Азбука здоровья» можно разработать правила правильного питания, правила гигиены, правила последовательности одевания на прогулку и т.д.

Оформление правил

  1. Правило должно быть оформлено красочно и понятно детям: обычно оно оформляется на листе А-4, это может быть иллюстрация, на которой изображена правильная ситуация.
  2. Для старших дошкольников иллюстрацию может сопровождать текст, формулирующий правило.
  3. После этого правило нужно заламинировать для долгосрочного использования детьми.
  4. В младшем возрасте правила находятся на видном месте, для того, чтобы каждый день к ним возвращаться, пока не закрепим правило.
  5. В старшем возрасте некоторые уже хорошо усвоенные правила можно сшить в книгу «Правила группы», «Правила гигиены».
  6. Правило над которым работает группа в текущем месяце может находиться в поле зрения детей.
  7. Все правила формулируются в позитивной форме, без употребления слова «нельзя».

Результаты работы с дошкольниками

1.Умение взаимодействовать в системе «ребёнок – ребёнок», ребёнок – взрослый».

2.Умение выслушать другого и прийти к общему решению.

3.Умение отстаивать свою точку зрения в общении.

4.Умение контролировать свое поведение.

5.Развитие самостоятельности, ответственности за свои действия.

6.Умение адекватно реагировать в конфликтных ситуациях.

Примерные правила для дошкольников

Правила поведения в группе

  1. Приходя в детский сад говори: «Здравствуйте»
  2. Поиграл – убери игрушки на место
  3. Делись игрушками с друзьями
  4. Помоги другим, если умеешь делать это сам
  5. В группе ходим спокойным шагом
  6. В группе говорим спокойным голосом
  7. Уходя домой не забудь попрощаться с друзьями и воспитателем

Правила поведения в спортивном зале

  1. При беге врассыпную не сталкиваться друг с другом
  2. Метать вдаль только когда на пути никого нет
  3. Спрыгивать с высоты только на мат
  4. Использовать спортивное оборудование только в присутствии взрослых
  5. Если во время бега устал или тяжело дышать, нужно сесть отдохнуть

Правила поведения на прогулке

  1. На прогулку выходить только с воспитателем, не перегоняя друг друга
  2. Незнакомые предметы не трогать руками, сказать об этом воспитателю
  3. Подходить к животным и гладить их опасно
  4. Во время подвижных игр бегать, не сталкиваясь друг с другом
  5. Снег, лед, ягоды, грибы и другие предметы в рот не брать
  6. Делиться игрушками с друзьями
  7. Играть только на своем участке
  8. Уходя домой с вечерней прогулки, попрощайтесь с воспитателем и друзьями

Правила мытья рук

  1. Закатать рукава
  2. Смочить руки и намыльте их
  3. Хорошо потереть руки с мылом
  4. Смыть мыло
  5. Вытереть руки полотенцем

Правила поведения в природе

  1. Муравьи очень полезны, не разоряйте муравейники
  2. Берегите природу, не оставляйте в лесу мусор, не бросайте мусор на улице
  3. В лесу жечь костры опасно
  4. Береги деревья, не ломай ветки
  5. Не пугай птиц, не разоряй гнезда
  6. Несъедобные грибы нужны лесу, не сбивайте их ногами
  7. Пауки полезны лесу, не срывай паутину

Правила пешехода

  1. Переходить дорогу можно только за руку с взрослыми
  2. Переходить дорогу можно только на зеленый сигнал светофора или на пешеходном переходе «зебра», убедившись, что вблизи нет машин
  3. Прежде чем перейти дорогу – остановись, посмотри в обе стороны и, убедившись в безопасности, переходи дорогу, постоянно наблюдая за дорогой
  4. Переходить дорогу нужно за один раз, не останавливаясь на середине дороги
  5. Играй подальше от дороги, не выбегай на дорогу за мячом
  6. Выходя из дома, будь внимателен
  7. На остановке не подходи близко к дороге

Правила поведения в транспорте

  1. Не стой близко у дороги, ожидая транспорт
  2. Заходить в транспорт нужно спокойно, не толкаясь
  3. Не задерживайся на ступеньках, проходи в салон, чтобы не мешать другим пассажирам
  4. Если есть место, садись, если нет – держись за поручни
  5. Громко в транспорте не разговаривай
  6. Уступай место старшим
  7. Заранее готовься к выходу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила безопасного поведения для дошкольников

Материал взят с  http://nsportal.ru/detskii-sad/okruzhayushchii-mir/kartoteka-pravil-bezopasnogo-povedeniya-detei-v-detskom-sadu, переделан для удобства работы с ним. Очень благодарна педагогу Са...

Презентация на тему: "Правила безопасного поведения для дошкольников"

Цель: формирование у дошкольников основ здорового образа жизни, добиться осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения как к собственному здоровью так и здоровью окружающ...

Внимание! Опасно! Правила безопасного поведения для дошкольников

Правила безопасного поведения для дошкольников...

Моделирование правил безопасного поведения для дошкольников

В статье описаны основные рекомендации в отношении установления правил, описана значимость привлечения детей к разработке правил, примеры правил безопасного поведения детей в группе, в спортивном зале...

Проект «Паспорт безопасности для старших дошкольников" (Лэпбук «Правила безопасного поведения на улице»).

Использование метода проекта по формированию основ безопасности позволяет значительно повысить самостоятельность и активность детей, умение детей разными способами находить информацию об интересующем ...

«ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.»

laquo;ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.»...

Тема недели: «Пристегни самое дорогое» Цель: Создание условий для формирования и расширения знаний детей о ПДД. Развивать стремление к изучению Правил дорожного движения. Воспитывать у дошкольников правила безопасного поведения на дорогах.

Тема недели: «Пристегни самое дорогое»Цель: Создание условий для формирования и расширения знаний детей о ПДД. Развивать стремление к изучению Правил дорожного движения. Воспитывать у дошк...