Моделирование правил безопасного поведения для дошкольников
статья
Обновление современного российского образования сопровождается поиском новых форм и методов работы с детьми. Дети испытывают сложности в правильном выборе своего поведения в новых для них формах организации образовательной деятельности. Современный этап развития образования требует анализа накопленного педагогического опыта. В нашем дошкольном учреждении накоплен опыт работы в данном направлении: разработка и введение правил.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Моделирование правил безопасного поведения для дошкольников | 30.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад № 80
Красногвардейского района Санкт – Петербурга
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Дмитриева Татьяна Александровна, воспитатель
Санкт – Петербург
2018 г.
Актуальность данной проблемы вызвана процессом модернизации Российского образования.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одна из образовательных областей: социально – коммуникативное развитие направлена на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, становление самостоятельности и саморегуляции собственных действий детей. Обновление современного российского образования сопровождается поиском новых форм и методов работы с детьми. Дети испытывают сложности в правильном выборе своего поведения в новых для них формах организации образовательной деятельности. При переходе от дисциплинарной модели взаимодействия к личностно – ориентированной, где ребенок становится субъектом образовательных отношений, вводятся новые формы организации образовательной деятельности: самостоятельная и совместная деятельность.
Ребенок становится активным участником образовательной деятельности, но он не знает как себя вести в данной ситуации и многие педагоги не готовы к такой организации образовательного процесса, нет методических разработок, практического опыта. Современный этап развития образования требует анализа накопленного педагогического опыта. В нашем дошкольном учреждении накоплен опыт работы в данном направлении: разработка и введение правил.
Цель установления в группе правил и требований в отношении поведения состоит в том, чтобы дети постоянно повышали уровень самоконтроля.
Одной из задач дошкольного учреждения является обучение дошкольников ответственности. Ответственные дети вырастают в ответственных граждан. Обстановка в дошкольных учреждениях позволяет создавать многочисленные возможности для воспитания у детей чувства ответственности. Если на полках будут соответствующие знаки, символы, дети смогут научиться убирать материалы на место после игры. Составление графика поручений, по которому дети поочереди выполняют в группе определенные роли, позволяет детям принимать непосредственное участие в ежедневных работах в группе. Предоставление детям возможности принимать решения, брать на себя ответственность и самостоятельно обслуживать себя в пределах, в которых они могут это делать в реальной жизни, развивает у детей соответствующие навыки и уверенность в себе. Важные навыки самообслуживания, которые дети осваивают в дошкольном возрасте, могут быть сформированы только в том случае, если взрослые предоставляют детям самостоятельность в выполнении тех или иных действий. Воспитатели должны уметь отличать помощь от вмешательства: следует помогать ребенку, который не может решить задачу, слишком сложную для него в физическом плане или несоответствующую его уровню развития, но не надо вмешиваться, когда ребенок очень старается решить посильную задачу самостоятельно.
Воспитателей, которые дают возможность детям стать их партнерами в процессе обучения, и строят группу, как единое сообщество отличает динамизм, у них присутствует стимул и дух энергии. Дети чувствуют, что воспитатель верит в их силы и стараются максимально использовать свои возможности и навыки.
Принятие решений
Принятие детьми решений является основным элементом педагогического процесса. Предоставляя детям право выбора деятельности, материалов, игр одежды, дети практикуются в принятии решений, причем это происходит в безопасной и организованной обстановке. Принятие решений требует практики. Режим группы предоставляет детям множество возможностей для выбора: с кем играть, где сидеть на групповом сборе, в каком тематическом центре заниматься, какими материалами рисовать, лепить, в какие игры поиграть и т.д. В группе, где возможность выбора является одним из элементов среды развития и обучения, дети могут оценить преимущества и недостатки своего выбора и принимают соответствующие решения.
Правила поведения в группе
Дома у каждого человека существуют определенные правила, ритуалы. Мы чувствуем себя комфортно, когда мы делаем что – либо определенным, привычным способом: он представляется нам единственно правильным способом делать это. Дети привыкают к тому, как определенные вещи делаются у них дома, это кажется им естественным.
Приходя в детский сад, дети сталкиваются с набором правил и требований, которые необходимо соблюдать в группе. Эти правила могут существенно отличаться от тех, которые приняты у них дома. Суть установленных в группе правил, и их количество также могут варьироваться в зависимости от контингента воспитанников, учебного плана, темы. Большинство детей готовы выполнять правила группы. Они чувствуют себя более комфортно, если знают, что и как можно делать, а чего нельзя. Одним из лучших способов обеспечить максимальное соблюдение правил детьми является привлечение самих детей к разработке этих правил, их изменению и принятию новых правил по мере возникновения такой необходимости.
Одна из основных целей работы с детьми младшего возраста состоит в обучении их самоконтролю. С этой целью воспитатели объясняют детям возможные последствия нежелательного поведения, помогают им осознать свое проблемное поведение и найти способы его исправления. Привлечение детей к решению какой-нибудь проблемы может привести к долгосрочным положительным результатам, превосходящим результаты обычной техники «поощрение – наказание».
Основные рекомендации в отношении установления правил:
- Воспитатели должны ясно представлять себе, какое поведение допустимо, а какое нет.
- Команда педагогов должна проявлять последовательность в отношении допустимого поведения.
- Правила должны разрабатываться совместно с детьми.
- С течением времени детей подводят к пониманию того, что соблюдение правил идет на пользу всем.
- Правила должны распространяться на всех детей без исключения.
- Нужно всегда объяснять детям, почему установлено то или иное правило.
- Устанавливайте правила в позитивной форме. Например: «В группе ходите спокойным шагом» вместо: «Бегать нельзя».
- Всегда давать возможность детям высказаться, почему в группе лучше не бегать и предложить подумать, где бегать более безопасно.
Значение последовательности в соблюдении правил
Дети чувствуют себя в безопасности, когда взрослые контролируют ситуацию. Если дети знают, что после завтрака им надо помыться и сесть на групповой сбор, потом выбрать чем они хотят сегодня заниматься и, выполнив задание снова собраться всем вместе и обсудить, это станет ежедневным ритуалом, который они будут успешно выполнять. Если же дети не знают что будет после завтрака, это может привести к хаосу в группе: некоторые дети могут начать бегать по группе и ситуация выйдет из под контроля воспитателя.Последовательность воспитателя в определении требований к поведению в группе создает такую атмосферу, которая сама приведет детей к нужной модели поведения.
Пересмотр правил
Если дети не соблюдают установленные правила, педагогам следует задаться следующими вопросами:
- Понятны ли детям предъявляемые к ним требования?
- Не слишком ли сложны для них?
- Не слишком ли долго дети сидят на одном месте? Не слишком ли долго ждут своей очереди?
- Есть ли конкретные объяснения плохому поведению ребенка?
Привлечение детей к разработке правил
Немаловажно то, что действительно инновационные педагогические технологии изначально строятся на компетентностном подходе и нацелены в результатах обучения на будущее воспитанников. Одной из актуальных на сегодняшний день является использование кейс – технологий в дошкольном образовании. Кейс – технология – это разбор ситуации или конкретного случая. Универсальность данной технологии состоит в том, что воспитанники должны самостоятельно проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшие из них. Кейсы основаны на реальном практическом материале или же приближены к реальной ситуации и позволяют взаимодействовать всем участникам образовательного процесса. При разработке правил можно использовать следующие кейс – технологии: кейс – иллюстрация, кейс – фото. Кейс – иллюстрации и кейс – фото отличаются от наглядности тем, что предполагают знакомство с реальной или предполагаемой проблемой и выработку дошкольниками своего взгляда на ее решение. Данная технология развивает воображение детей, потребность в общении с другими детьми и взрослыми, мотивирует интерес детей, помогает развивать такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и излагать свои мысли, отстаивать свою точку зрения. При разработке правила воспитатель предлагает проблемную ситуацию в виде кейс – иллюстрации, занимает позицию равного партнера, совместно проживает с детьми изображенные на иллюстрации события. Воспитатель фиксирует внимание детей на яркой красочной иллюстрации или фото и помогает правильно сформулировать проблему. Данная проблема обсуждается, предполагаются последствия того или иного действия, выбирается верное решение. После этого демонстрируются следующие кейс – иллюстрации. В обсуждении участвуют все желающие. Дальше воспитатель обобщает материал, воспитанники применяют полученные знания в реальной жизни.
Начинать работу с правилами лучше всего с правил группы.
Если какая – либо ситуация приводит к нарушению порядка в группе или доставляет детям беспокойство, следует установить правила и очень важно, чтобы дети принимали участие в определении соответствующих правил. Например: развивающая среда группы – место активной деятельности детей – дети берут игры с полок и не убирают их на место. Что делать в такой ситуации?
Всех детей нужно пригласить сесть в круг и используя кейс – иллюстрации проговорить в чем состоит проблема. Дальше следует задать вопросы:
- Почему так происходит?
- Что нужно сделать, чтобы все игры и игрушки после игры вернулись на место?
Дальше все время, когда повторяется данная ситуация необходимо обращаться к уже разработанному правилу. Можно разработать с детьми следующие правила:
«Приходя нужно здороваться, уходя – прощаться», «Ссору решаем словами, а не кулаками», «Игрушками делись с друзьями» и т.д.
Кроме правил группы могут вводиться правила в соответствии с темой: знакомя детей с экосистемой «Лес» можно вводить правила поведения в лесу, тема «Транспорт» предполагает разработку правил поведения на дороге и в транспорте, в тематическом проекте «Азбука здоровья» можно разработать правила правильного питания, правила гигиены, правила последовательности одевания на прогулку и т.д.
Оформление правил
- Правило должно быть оформлено красочно и понятно детям: обычно оно оформляется на листе А-4, это может быть иллюстрация, на которой изображена правильная ситуация.
- Для старших дошкольников иллюстрацию может сопровождать текст, формулирующий правило.
- После этого правило нужно заламинировать для долгосрочного использования детьми.
- В младшем возрасте правила находятся на видном месте, для того, чтобы каждый день к ним возвращаться, пока не закрепим правило.
- В старшем возрасте некоторые уже хорошо усвоенные правила можно сшить в книгу «Правила группы», «Правила гигиены».
- Правило над которым работает группа в текущем месяце может находиться в поле зрения детей.
- Все правила формулируются в позитивной форме, без употребления слова «нельзя».
Результаты работы с дошкольниками
1.Умение взаимодействовать в системе «ребёнок – ребёнок», ребёнок – взрослый».
2.Умение выслушать другого и прийти к общему решению.
3.Умение отстаивать свою точку зрения в общении.
4.Умение контролировать свое поведение.
5.Развитие самостоятельности, ответственности за свои действия.
6.Умение адекватно реагировать в конфликтных ситуациях.
Примерные правила для дошкольников
Правила поведения в группе
- Приходя в детский сад говори: «Здравствуйте»
- Поиграл – убери игрушки на место
- Делись игрушками с друзьями
- Помоги другим, если умеешь делать это сам
- В группе ходим спокойным шагом
- В группе говорим спокойным голосом
- Уходя домой не забудь попрощаться с друзьями и воспитателем
Правила поведения в спортивном зале
- При беге врассыпную не сталкиваться друг с другом
- Метать вдаль только когда на пути никого нет
- Спрыгивать с высоты только на мат
- Использовать спортивное оборудование только в присутствии взрослых
- Если во время бега устал или тяжело дышать, нужно сесть отдохнуть
Правила поведения на прогулке
- На прогулку выходить только с воспитателем, не перегоняя друг друга
- Незнакомые предметы не трогать руками, сказать об этом воспитателю
- Подходить к животным и гладить их опасно
- Во время подвижных игр бегать, не сталкиваясь друг с другом
- Снег, лед, ягоды, грибы и другие предметы в рот не брать
- Делиться игрушками с друзьями
- Играть только на своем участке
- Уходя домой с вечерней прогулки, попрощайтесь с воспитателем и друзьями
Правила мытья рук
- Закатать рукава
- Смочить руки и намыльте их
- Хорошо потереть руки с мылом
- Смыть мыло
- Вытереть руки полотенцем
Правила поведения в природе
- Муравьи очень полезны, не разоряйте муравейники
- Берегите природу, не оставляйте в лесу мусор, не бросайте мусор на улице
- В лесу жечь костры опасно
- Береги деревья, не ломай ветки
- Не пугай птиц, не разоряй гнезда
- Несъедобные грибы нужны лесу, не сбивайте их ногами
- Пауки полезны лесу, не срывай паутину
Правила пешехода
- Переходить дорогу можно только за руку с взрослыми
- Переходить дорогу можно только на зеленый сигнал светофора или на пешеходном переходе «зебра», убедившись, что вблизи нет машин
- Прежде чем перейти дорогу – остановись, посмотри в обе стороны и, убедившись в безопасности, переходи дорогу, постоянно наблюдая за дорогой
- Переходить дорогу нужно за один раз, не останавливаясь на середине дороги
- Играй подальше от дороги, не выбегай на дорогу за мячом
- Выходя из дома, будь внимателен
- На остановке не подходи близко к дороге
Правила поведения в транспорте
- Не стой близко у дороги, ожидая транспорт
- Заходить в транспорт нужно спокойно, не толкаясь
- Не задерживайся на ступеньках, проходи в салон, чтобы не мешать другим пассажирам
- Если есть место, садись, если нет – держись за поручни
- Громко в транспорте не разговаривай
- Уступай место старшим
- Заранее готовься к выходу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правила безопасного поведения для дошкольников
Материал взят с http://nsportal.ru/detskii-sad/okruzhayushchii-mir/kartoteka-pravil-bezopasnogo-povedeniya-detei-v-detskom-sadu, переделан для удобства работы с ним. Очень благодарна педагогу Са...
Презентация на тему: "Правила безопасного поведения для дошкольников"
Цель: формирование у дошкольников основ здорового образа жизни, добиться осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения как к собственному здоровью так и здоровью окружающ...
Внимание! Опасно! Правила безопасного поведения для дошкольников
Правила безопасного поведения для дошкольников...
Моделирование правил безопасного поведения для дошкольников
В статье описаны основные рекомендации в отношении установления правил, описана значимость привлечения детей к разработке правил, примеры правил безопасного поведения детей в группе, в спортивном зале...
Проект «Паспорт безопасности для старших дошкольников" (Лэпбук «Правила безопасного поведения на улице»).
Использование метода проекта по формированию основ безопасности позволяет значительно повысить самостоятельность и активность детей, умение детей разными способами находить информацию об интересующем ...
«ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.»
laquo;ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.»...
Тема недели: «Пристегни самое дорогое» Цель: Создание условий для формирования и расширения знаний детей о ПДД. Развивать стремление к изучению Правил дорожного движения. Воспитывать у дошкольников правила безопасного поведения на дорогах.
Тема недели: «Пристегни самое дорогое»Цель: Создание условий для формирования и расширения знаний детей о ПДД. Развивать стремление к изучению Правил дорожного движения. Воспитывать у дошк...