Проект «Паспорт безопасности для старших дошкольников" (Лэпбук «Правила безопасного поведения на улице»).
проект по обж (старшая группа)
Использование метода проекта по формированию основ безопасности позволяет значительно повысить самостоятельность и активность детей, умение детей разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Именно поэтому актуальной становится разработка проекта «Паспорт безопасности для старших дошкольников (Лэпбук «Правила безопасного поведения на улице»).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_pasport_bezopasnosti_dlya_starshih_doshkolnikov.docx | 93.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Паспорт безопасности для старших дошкольников
(Лэпбук «Правила безопасного поведения на улице»).
Введение
Дети дошкольного возраста являются наиболее слабой и незащищенной частью населения. Исследуя мир вокруг себя, они часто попадают в ситуации, которые угрожают их безопасности. Обладая такими особенностями как восприимчивость, доверчивость к окружающим взрослым, открытость в общении и любознательность дети дошкольного возраста определяют свое поведение в опасной ситуации, которое способствует их уязвимости. У дошкольников часто наблюдается слабое развитие умений и навыков анализа обстановки, прогнозирования последствий своих действий. Поэтому необходимо начинать формировать культуру безопасности детей с дошкольного возраста.
Актуальность создания проекта
Формирование безопасного поведения неизбежно связано с рядом запретов. Однако, если запретов будет слишком много — то ребенок не сможет выполнять их в полной мере, и неизбежно будет нарушать. Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных ситуациях, очень сложно. Поэтому, любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком — только тогда она станет действенным регулятором его поведения. Однако необходимо выделять такие правила поведения, чтобы дети выполняли их неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Для этого очень важно найти понятный детям способ объяснения этих правил, а затем следить за их выполнением. Безопасность — это умение правильно вести себя в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому наиболее важной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. В связи с этим больше внимания необходимо уделять организации различных видов деятельности, направленных на формирование навыка безопасного поведения, опыта. Ведь все, что они узнают нового, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.
Использование метода проекта по формированию основ безопасности позволяет значительно повысить самостоятельность и активность детей, умение детей разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Именно поэтому актуальной становится разработка проекта «Паспорт безопасности для старших дошкольников (Лэпбук «Правила безопасного поведения на улице»).
Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы – обучение безопасному поведению на улице детей дошкольного возраста и систематизация полученных знаний при изготовлении Лэпбука «Правила безопасного поведения на улице».
Проектом предусмотрен объект исследования - дети дошкольного возраста 5- 6 лет, предметом деятельности является Лэпбук «Правила безопасного поведения на улице».
Стратегическая цель: формирование основ культуры безопасности детей дошкольного возраста.
Тактические цели:
1. Создать благоприятные условия для формирования основ культуры безопасности детей дошкольного возраста.
2. Сформировать способность самостоятельно и безопасно действовать в повседневной жизни (на природе, на улице и т. д.), неординарных и опасных ситуациях, находить ответы на актуальные вопросы собственной безопасности.
Задачи
1. формировать и обогащать опыт безопасного поведения в различных ситуациях общения и взаимодействия.
2. формировать умение анализировать обучающие ситуации, знакомить с тактикой избегания и путями преодоления различных видов опасностей;
- знакомить детей с моделями безопасного поведения на примере реальных людей,
персонажей литературных произведений, учить на элементарном уровне оценивать соответствие действий правилам, знакомить с возможными последствиями нарушения правил для человека.
- формировать умение работать с символьной, графической информацией, схемами,
моделями, самостоятельно придумывать элементарные символьные обозначения, составлять схемы.
5. систематизировать опыт детей дошкольного возраста о безопасном поведении на улице в игровой форме через интерактивную папку Лэпбук.
Тип проекта: информационно - практико – ориентированный.
По длительности: долгосрочный.
Форма работы: групповая, фронтальная.
Участники:
- дети старшего дошкольного возраста;
- родители;
- воспитатели.
Ожидаемые результаты для воспитанников:
1. Приобрели опыт в безопасном поведении в различных ситуациях общения и взаимодействия.
2. У них сформировано умение анализировать обучающие ситуации, знают тактику избегания и пути преодоления различных видов опасностей;
3. Научились на элементарном уровне оценивать соответствие действий правилам и ознакомились с возможными последствиями нарушения правил для человека.
4. С применением ТРИЗ – технологии научились самостоятельно придумывать элементарные символьные обозначения, составлять схемы.
5. Возник интерес к изготовлению интерактивной тематической папки Лэпбук.
Ожидаемые результаты для родителей (законных представителей):
1. 100 % привлечение родителей к проблеме развития познавательной сферы ребенка через различные формы взаимодействия ребенок-взрослый.
2. Установление партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей.
Продуктом проекта является создание Лэпбука «Правила безопасного поведения на улице дошкольников».
Аннотация проекта
Работа по проекту проводилась по трем блокам:
1. «Природа и безопасность»;
2. «Безопасность в общении»;
3. «Безопасность на улице».
Работа по реализации проекта осуществляется в трех направлениях:
- работа педагога с детьми;
- самостоятельная деятельность детей;
- работа с родителями.
Пути решения проекта:
• выделить проблему и определить результат решения данной проблемы;
• определить формы и методы по формированию опыта безопасного поведения у дошкольников 5-6 лет;
• разработать систему мероприятий, позволяющих реализовать проект в данной группе;
• оценить риски реализации проекта.
Этапы реализации проекта
Реализация проекта рассчитана на 1 учебный год: с «01» сентября по «30» мая
№ п/п | Этапы | Цель | Сроки |
1. | Подготовительно-проектировочный этап | Изучить литературу и систематизировать методическое сопровождение проекта. Создать необходимые условия для реализации проекта. | сентябрь |
2. | Практический этап | Разработать и реализовать перспективное планирование различных форм взаимодействия по формированию опыта безопасного поведения у дошкольников 5-6 лет. | сентябрь - апрель |
3. | Обобщающе -результативный этап | Обобщение полученного опыта. Определить целесообразность внедряемой работы. | май |
4. | Презентация проекта | Распространение обобщенного опыта на разных уровнях: муниципальный, региональный и всесоюзный. | май |
Подготовительно – проектировочный этап включает в себя:
- Изучение теоретического и практического материала по данной теме.
- Составление плана работы над проектом.
- Подбор иллюстративного материала, художественных произведений,
информационного материала в сети Интернет по теме проекта.
- Создание условий для организации работы: обогащение развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО.
В процессе реализации проекта с детьми дошкольного возраста 5-6 лет использовались следующие формы работы:
- Образовательные ситуации «С заботой о природе», «Пешеходный переход»,
«Знакомые и незнакомцы», «Наши друзья», «Вот так друг», «Слоненок заблудился», «Чистый ли снег?», «В выходной всей семьей…», «Стать добрым волшебником», «Как поступит друг?», «Пешеходный переход», «Почему мигали человечки?», «Буратино собирается в кино», «Путешествие поросенка Фунтика», «Рассказ капитана Врунгеля»,
«Рассказ Соломинки».
- Продуктивная деятельность:
Рисование «Правила сбора ягод»; «Ягодки – листочки»; «Кто в лесу с грибами дружит?»; «Правила грибника», иллюстраций к рассказу «Ученый Дружок», «Портрет друга», «Мои друзья», «Дорогою добра», «Правила общения со сверстниками», «Важные правила», «Кто живет в лесу?» (на асфальте), «Безопасность в лесу».
Лепка «Лесные и садовые ягоды»; «Грибы для белочки».
Конструирование: постройка автомобилей, из соломы и пластилина «Любимые персонажи», из различных материалов «Насекомые».
Аппликация «Перекресток».
- Беседы «Как вести себя в общественном транспорте», «Безопасное путешествие»,
«Кто такой незнакомец?», «Близкие и далекие», «Что значит быть другом?», «Недружеский поступок», «Мои друзья», «Простые правила», «Правила безопасной игры», «Как проверить, чистый ли снег?», «Опасные свойства льда», «Как животные приспособились к холоду», «Что такое обморожение и как его избежать?», «Что значит быть другом?», «Как помочь?», «Где можно кататься на велосипеде?», «Кто откуда?», «Правила безопасности на игровой площадке», «Злаковые растения», «Опасные насекомые и клещи», «Правила безопасности в лесу», «Тайны леса», «Хлеб – всему
голова».
- беседы по иллюстрациям, сюжетным картинам «Какое правило нарушено?»,
«Что будет?», «Традиционные народные зимние забавы», «В кинотеатре», «Знакомство с Фунтиком», «Приключения Фунтика»
- чтение художественной литературы И. Серяков «Улица, где все спешат», «Ученый
Дружок», А. Дмоховский «Чудесный островок», С. Михалков «Велосипедист», «Моя улица», В. Запольский «Переход», В. Кожевников «Светофор», Н. Кончаловский «Самокат», М. Бородицкая «Булочная песенка», В. Берестов «Семейная фотография», «За игрой», В. Даль «Снегурушка и лиса», Э. Успенский «Жил – был слоненок», И. Румянцева, И. Баллод «Про маленького поросенка Плюха» глава «Снежный гусь», Н. Павлов «Под снегом на лугу», В. Шульжик «Мороз», В. Фетисов «Зимние сказки», А. Яшин «Покормите птиц зимой», Л. Квитко «Лыжники», И. Брусов «Хитрые санки», Л. Воронкова «Зима», М. Пляцковский «Урок дружбы», С. Погореловский «Ну-ка попробуй», Е. Новичихина «Почему?», А. Кушнер «Кто сказал, что мы подрались?», С. Маршак «Чего боялся Петя?», Е. Раннева «Я не знаю, куда руки мне девать», Ю. Яковлев «Делаем ребятам предостережение», И. Серяков «Машина, которую рисовать научили», А. Усачев «Дорожная песня», Н. Кончаловский «Самокат», В. Берестов «Велосипедист», Братья Гримм «Боб, Соломинка и Уголек», Л. Епанешников «Муравей», Т. Собакин «Дом для муравьев», С. Погореловский «Вот он, хлебушек душистый…».
- игры
Дидактические: «Как называется»; «Съедобное – несъедобное» (по теме «Ягоды», «Грибы»); «Что будет, если…»; «Какая ягода?»; «Пять отличий»; «Раздели на группы»; «Найди такой же», «Что звучит?», «Какой знак?», «Раздели на группы», «Каждый знак - не просто так», «Чего не хватает?» (по теме «Форма сотрудника ДПС»), «Продолжи фразу» (по теме «Безопасность на дороге»), «Узнай по голосу», «Сравни по форме», «Дорисуй», «Дорисуй, назови», «Кто есть кто», «Раздели на группы», «ДПС», «Можно – нельзя», «Собираемся в дорогу», «Транспорт», «Узнай по силуэту».
Настольно – печатные игры «Дорожные знаки».
Сюжетно – ролевые игры: «Семья»: сюжет «Грибники», сюжет «Семейный праздник», «ДПС» сюжет «Пешеходы и водители», «Шоферы» сюжет «Инспектор дорожного движения», сюжет «Перекресток», «Регулировщик», «Автовокзал» сюжет «Автобус», сюжет «Отправление автобуса по маршруту», «Магазин» сюжет «Покупаем автомобильное кресло», «МСЧ», «Детский сад» сюжет «На прогулке», «Шоферы».
Режиссерские игры «На перекрестке», «На остановке транспорта».
Подвижные игры: «По ягоды», «Грибы в лукошке» (игра – эстафета); «Хитрая лиса»; «Найди грибок»; «Грибники», «Догонялки», «Стоп», «Через болото» (игра – соревнование), «Не разлей вода» (игра – эстафета), «Бег парами», «Хитрая лиса», «Снежки», «Два Мороза», «Горелки», «Совушка»; эстафеты «И по снегу, и по льду», «Сними – надень – ка», игра – эстафета «Веселые малыши», «Автобус», «Цветные автомобили», «Сигналы светофора», «Пешеход и пешепрыг» (эстафета), «Регулировщик», «К знаку беги», «Горячий уголек», «Через реку, через лес» (эстафета).
- экскурсии, целевые прогулки к остановке пассажирского транспорта, «Весело и
дружно», «Кто живет на лугу?», «В гости к семье Уголька», «Правила безопасности на игровой площадке», «Деревья» (по участку ДОО).
- наблюдения «Ягоды рябины», «Пешеходы», «Разметка дороги», «Городской
транспорт», «Разметка дороги», «Наши близкие», «Снежинка и снежок», «Зимняя одежда», «Снежное покрывало», «Что растет в огороде?», «Родичи Соломинки», «Насекомые».
- эксперименты и опыты «Чистый ли снег?», «Свойства льда», «Плавучий лед»,
«Греет ли шуба?».
- игровые упражнения «Грибники», «Пожарные на учениях», «Разминка пешехода»,
«Постовой», «Здравствуйте, меня зовут…», «Если ты потерялся», «Зарядка Деда Мороза», «Альпинисты», «Минута тишины», «Разминка пешехода», «Островок безопасности», «Безопасный маршрут», «Матросы», «В чаще леса».
- анализ ситуаций «Знакомство», «Настоящие друзья», «Почему поссорились?», «Что
не так?», «Превращение пассажира в пешехода и обратно», «Безопасность в лесу».
- обучающая ситуация «Это – да, это – нет», «Кто такие друзья?».
- игровая ситуация «Мы помогаем», «Какой нужен знак?».
- проблемная ситуация: «Первый раз в городе», «Как помочь?».
- Практическое упражнение: «Метелица».
- коммуникативные тренинги «Ты мне друг?», «Мирилки», «Знакомство с
персонажами», «Будем знакомы».
- инсценировки «Мы по ягоды пойдем»; по сказке В. Зотова «Вороний глаз», «Бледная
поганка»; по сказке В. Сутеева «Под грибом», по сказке «Два Мороза», по стихотворению Е. Ранневой «Я могу котенком стать…», «Правила пассажира. Правила пешехода», р.н.с. «Петушок и два мышонка».
- просмотр мультфильмов «На остановке», «Гармония светофора», «Как не
замерзнуть в холода», «На тонком льду», «Безопасное место», «Зебры в городе», «Светофор», «Мигающие человечки», «Где кататься?», «Самая страшная машина», «За бортом» (мультсериал «Смешарики»), «Ну, погоди!» (выпуск 5), «Малыш и Карлсон» (реж. Б. Степанцев), «Тридцать восемь попугаев», «Бабушка удава» (реж. И. Уфимцев), «Состязание» (реж. Л. Кошкина, «Веселая карусель», вып. 17), «Гололедица» (реж. А. Маркелов, Т. Митителло «Веселая карусель» вып. 25), «Кто первый?» (реж. А. Котеночкин, «Веселая карусель», вып. 27), «Крокодил Гена и его друзья» (реж. Р. Качанов), «Нехочуха» (реж. Ю. Бутырин), «Страшная история» (реж. Г. Баринова), «В порту» (реж. И. Ковалевская), «Спасик и его друзья» (серия «Правила безопасного поведения детей на природе».
- компьютерные презентации «Перекресток», «Работа сотрудников ДПС», «Что
будет?», «Традиционные народные зимние забавы», «Если с другом вышел в путь», «ДПС».
При проведении проектной деятельности с целью обеспечения преемственности между детским садом и семьей по вопросу формирования опыта безопасного поведения на улице детей дошкольного возраста 5-6 лет родители активно привлекаются к участию в педагогическом процессе через традиционные и нетрадиционные формы работы:
- наблюдение изнутри «Я - пассажир»;
- анкетирование «Что я знаю по проблеме обеспечения безопасности»;
- фотоконкурс «Ягоды в лукошке»;
- консультации «Ознакомление детей с правилами безопасного поведения в лесу», «Домашняя библиотека», «Учите детей дружить», «Как выбрать безопасное автокресло для ребенка», «Безопасность у водоемов», «Родительские меры обеспечения безопасности детей»;
- стенгазета «Азбука безопасности (в лес по грибы, по ягоды)», «Безопасность на дороге»;
- практикум «Краткие правила пешехода для малышей», «Безопасная песочница»;
- семинар – практикум для родителей «Особенности формирования аспектов культуры безопасности, связанных с общением с незнакомыми людьми», «Индивидуальные особенности (агрессивный, гиперактивный, застенчивый, тревожный ребенок) и безопасность детей»;
- детско – родительский практикум: серия наблюдений «Дорожные знаки»;
- беседа «Близкие и далекие»;
- информационный буклет «Игры и опыты со снегом»;
- коллаж «Чем нас порадует зима»;
- наблюдение «Знает ли ребенок правила поведения в парке развлечений»;
- коллективная работа «Правила культурного и безопасного поведения в общественных местах»;
- викторина для детей и родителей «Азбука дорожного движения»;
- поиск информации «Откуда родом уголек».
Обобщающе – результативный этап - это обобщение полученного опыта, его осмысление как модели взаимодействия семьи, ДОУ и социальных партнеров в вопросах обеспечения безопасности дошкольников на улице. Результатом проекта стал Лэпбук «Правила безопасного поведения на улице», в котором дошкольники систематизировали свои знания через изготовление различных игр и заданий по формированию опыта безопасного поведения.
Четвертый этап: презентация проекта. Включает в себя распространение обобщенного опыта на разных уровнях: муниципальный, региональный и всесоюзный.
Материально-технические ресурсы:
- мультимедийный проектор,
- ноутбук,
- экран,
- цифровой фотоаппарат,
- камера,
- электронные носители.
Выводы:
Проектная деятельность дошкольника направлена на результат, который получается при решении той или иной проблемы. Результат поисково – исследовательской деятельности дети могут увидеть, осмыслить и применить в реальной практической деятельности. Практический и теоретический результат проектной деятельности отражен в Лэпбуке. С помощью Лэпбука мы расширяем кругозор детей, прививаем любовь к обучению, учим систематизировать полученную информацию, развиваем творческое мышление и память и объединяем семью для решения различных информационных или творческих заданий.
Опыт деятельности, полученный в результате проектной деятельности соединяет в себе знания, умения и навыки дошкольников. А это самое важное в данной работе, важно, чтобы ребенок не только усвоил правила безопасного поведения, но и активно применял их на улице при общении и взаимодействии в повседневной жизни (на природе, на улице и т. д.), неординарных и опасных ситуациях.
Литература:
- Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников, пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: Мозаика – Синтез Москва, 2013. – 64с.
- Гарнышева Т.П. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры, ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2011. – 128с.
- Дмитриенко З.С. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста, ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2012.- 240с.
- Стеркина Р.Б., Авдеева Н.Н., Князева О.Л, учебно – методическое пособие по основам безопасности, ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2005. – 144с.
- Тимофеева Л.Л. «Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет. Парциальная программа. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2015 г.
- Тимофеева Л.Л. «Конспекты современных форм организации детских видов деятельности». – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2017 г.
- Тимофеева Л.Л. «Формирование культуры безопасности. Планирование образовательной деятельности в старшей группе». – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2015 г.
- Тимофеева Л.Л. «Формирование культуры безопасности. Взаимодействие семьи и ДОО». – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2015 г.
Интернет ресурсы:
1. http://www.obruch.ru/
2. http://www.vdou.ru/
3. http://doshvozrast.ru/
4. http://tmndetsady.ru/
Приложение 1
Перспективный план взаимодействия с воспитанниками 5-6 лет
по формированию у них опыта безопасного поведения на улице.
Познавательное развитие Речевое развитие Художественно - эстетическое развитие Физическое развитие Социально – коммуникативное развитие
Форма проведения | Тема мероприятия | Образовательные области | ||
сентябрь | ||||
Беседа |
| Социально – коммуникативное развитие Речевое развитие Познавательное развитие | ||
Чтение художественной литературы | заучивание считалки «На дороге», С. Маршак «Мяч» (заучивание), «Урок вежливости», Е. Раннева «Я могу котенком стать», В. Левин «Глупая лошадь» (заучивание), «Несостоявшееся знакомство», В. Семерин «Запрещается - разрешается» | Художественно - эстетическое развитие Социально – коммуникативное развитие Речевое развитие | ||
Целевая прогулка | «Кто во что играет?» | Социально – коммуникативное развитие Физическое развитие | ||
Дидактическая игра |
| Речевое развитие Социально – коммуникативное развитие | ||
Рассматривание сюжетных картинок |
| Речевое развитие Социально – коммуникативное развитие | ||
Подвижные игры |
| Социально – коммуникативное развитие Физическое развитие | ||
Сюжетно – ролевая игра | «Больница» сюжет «Первая помощь при ссадинах и ушибах» | Речевое развитие Социально – коммуникативное развитие | ||
Режиссерская игра | «ДПС» сюжет «На перекрестке» | Речевое развитие Социально – коммуникативное развитие | ||
Игровое упражнение | «Регулировщик» | Социально – коммуникативное развитие Физическое развитие | ||
Обучающая ситуация | «Дружно и организованно» | Социально – коммуникативное развитие | ||
Наблюдение |
| Речевое развитие Социально – коммуникативное развитие Познавательное развитие | ||
Просмотр мультфильмов |
| Социально – коммуникативное развитие | ||
октябрь | ||||
Образовательная ситуация | «С заботой о природе» | Речевое развитие Социально – коммуникативное развитие Познавательное развитие | ||
Продуктивная деятельность | Рисование
Лепка
| Художественно - эстетическое развитие Познавательное развитие Социально – коммуникативное развитие | ||
Чтение художественной литературы | В. Зотов «Брусника» (из книги «Лесная мозаика»), «Подосиновик», «Подберезовик», «Рыжики», Э. Рауда «Сипсик» («Сипсик собирает грибы») | Художественно - эстетическое развитие Социально – коммуникативное развитие Речевое развитие | ||
Дидактическая игра |
| Речевое развитие Социально – коммуникативное развитие | ||
Рассматривание |
| Речевое развитие Социально – коммуникативное развитие Познавательное развитие | ||
Сюжетно – ролевая игра | «Семья»: сюжет «Грибники» | Речевое развитие Социально – коммуникативное развитие | ||
Подвижные игры |
| Социально – коммуникативное развитие Физическое развитие | ||
Игра – инсценировка |
| Социально – коммуникативное развитие | ||
Игровое упражнение | «Грибники» | Социально – коммуникативное развитие Физическое развитие | ||
Обучающая ситуация | «Это – да, это – нет» | Социально – коммуникативное развитие | ||
Распознающее наблюдение | «Ягоды рябины» | Речевое развитие Социально – коммуникативное развитие Познавательное развитие | ||
ноябрь | ||||
Образовательная ситуация | «Пешеходный переход» | Речевое развитие Социально – коммуникативное развитие Познавательное развитие | ||
Продуктивная деятельность Рисование | «Портрет друга» | Художественно - эстетическое развитие Социально – коммуникативное развитие | ||
Чтение художественной литературы | И. Серяков «Улица, где все спешат», «Ученый Дружок», А. Дмоховский «Чудесный островок», С. Михалков «Велосипедист», «Моя улица», В. Запольский «Переход», В. Кожевников «Светофор», Н. Кончаловский «Самокат» | Художественно - эстетическое развитие Социально – коммуникативное развитие Речевое развитие | ||
Беседа |
| Социально – коммуникативное развитие Речевое развитие Познавательное развитие | ||
Рассматривание сюжетных картинок | «Какое правило нарушено?» | Социально – коммуникативное развитие Речевое развитие | ||
Целевая экскурсия | Остановка пассажирского транспорта | Социально – коммуникативное развитие Познавательное развитие | ||
Презентация компьютерная |
| Социально – коммуникативное развитие Речевое развитие | ||
Подвижные игры: |
| Социально – коммуникативное развитие Физическое развитие | ||
Дидактическая игра |
| Социально – коммуникативное развитие Речевое развитие Познавательное развитие | ||
Игровая ситуация |
| Речевое развитие Физическое развитие | ||
Сюжетно – ролевая игра |
| Речевое развитие Социально – коммуникативное развитие | ||
Игровое упражнение |
| Физическое развитие | ||
Распознающее наблюдение |
| Социально – коммуникативное развитие | ||
Режиссерская игра | «На перекрестке» | Речевое развитие Социально – коммуникативное развитие | ||
Просмотр мультфильмов |
| Социально – коммуникативное развитие | ||
Настольно – печатные игры | «Дорожные знаки» | Социально – коммуникативное развитие | ||
декабрь | ||||
Образовательная ситуация |
| Социально – коммуникативное развитие | ||
Чтение художественной литературы | М. Бородицкая «Булочная песенка», В. Берестов «Семейная фотография», «За игрой», В. Даль «Снегурушка и лиса», Э. Успенский «Жил – был слоненок» | Художественно - эстетическое развитие Социально – коммуникативное развитие Речевое развитие | ||
Целевая прогулка | «Весело и дружно» | Социально – коммуникативное развитие Физическое развитие | ||
Беседа |
| Социально – коммуникативное развитие Речевое развитие Познавательное развитие | ||
Анализ ситуаций | «Знакомство» | Социально – коммуникативное развитие | ||
Дидактическая игра | «Узнай по голосу» | Речевое развитие Социально – коммуникативное развитие | ||
Подвижные игры |
| Социально – коммуникативное развитие Физическое развитие | ||
Игровое упражнение |
| Социально – коммуникативное развитие Речевое развитие | ||
Распознающее наблюдение | «Наши близкие» | Социально – коммуникативное развитие | ||
Сюжетно – ролевая игра | «Семья» сюжет «Семейный праздник» | Речевое развитие Социально – коммуникативное развитие | ||
Просмотр мультфильмов |
| Социально – коммуникативное развитие | ||
январь | ||||
Образовательная ситуация |
| Социально – коммуникативное развитие Речевое развитие Познавательное развитие | ||
Чтение художественной литературы | И. Румянцева, И. Баллод «Про маленького поросенка Плюха» глава «Снежный гусь», Н. Павлов «Под снегом на лугу», В. Шульжик «Мороз», В. Фетисов «Зимние сказки», А. Яшин «Покормите птиц зимой», Л. Квитко «Лыжники», И. Брусов «Хитрые санки», Л. Воронкова «Зима» | Художественно - эстетическое развитие Социально – коммуникативное развитие Речевое развитие | ||
Беседа |
| Социально – коммуникативное развитие Речевое развитие Познавательное развитие | ||
Рассматривание сюжетных картинок |
| Речевое развитие Познавательное развитие | ||
Компьютерная презентация | «Чтобы было тепло» | Социально – коммуникативное развитие Познавательное развитие | ||
Сюжетно – ролевая игра | «МСЧ» | Речевое развитие Социально – коммуникативное развитие | ||
Экспериментирование |
| Социально – коммуникативное развитие Познавательное развитие | ||
Дидактическая игра | «Сравни по форме» | Речевое развитие Социально – коммуникативное развитие Познавательное развитие | ||
Подвижные игры |
| Социально – коммуникативное развитие Физическое развитие | ||
Игра – инсценировка | «Два Мороза» | Речевое развитие Социально – коммуникативное развитие | ||
Практическое упражнение | «Метелица» | Речевое развитие Познавательное развитие | ||
Игровое упражнение |
| Социально – коммуникативное развитие Физическое развитие | ||
Наблюдение |
| Познавательное развитие | ||
Просмотр мультфильмов: |
(мультсериал «Смешарики») | Социально – коммуникативное развитие | ||
февраль | ||||
Образовательная ситуация | «Как поступит друг?» | Социально – коммуникативное развитие Речевое развитие | ||
Обучающая ситуация | «Кто такие друзья?» | Социально – коммуникативное развитие | ||
Продуктивная деятельность: Рисование |
| Художественно - эстетическое развитие Социально – коммуникативное развитие | ||
Чтение художественной литературы | М. Пляцковский «Урок дружбы», С. Погореловский «Ну-ка попробуй», Е. Новичихина «Почему?», А. Кушнер «Кто сказал, что мы подрались?», С. Маршак «Чего боялся Петя?», Е. Раннева «Я не знаю, куда руки мне девать» | Художественно - эстетическое развитие Социально – коммуникативное развитие Речевое развитие | ||
Беседа |
| Социально – коммуникативное развитие Речевое развитие Познавательное развитие | ||
Анализ ситуаций |
| Социально – коммуникативное развитие | ||
Игра – инсценировка | Е. Раннева «Я могу котенком стать…» | Речевое развитие Социально – коммуникативное развитие | ||
Сюжетно – ролевая игра | «Детский сад» сюжет «На прогулке» | Речевое развитие Социально – коммуникативное развитие | ||
Подвижные игры | «Веселые малыши» | Социально – коммуникативное развитие Физическое развитие | ||
Коммуникативный тренинг | «Ты мне друг?», «Мирилки» | Социально – коммуникативное развитие | ||
Игровое упражнение | «Минута тишины» | Социально – коммуникативное развитие | ||
Просмотр мультфильмов |
| Социально – коммуникативное развитие | ||
март | ||||
Образовательная ситуация | «Чтобы не скучать» | Социально – коммуникативное развитие Речевое развитие Познавательное развитие | ||
Беседа | «Простые правила» | Социально – коммуникативное развитие Речевое развитие Познавательное развитие | ||
Продуктивная деятельность: Конструирование Рисование | «Музей автомобилей» «Правила для малышей» (общественные места) | Художественно - эстетическое развитие Социально – коммуникативное развитие | ||
Компьютерная презентация | «Музеи мира» | Социально – коммуникативное развитие | ||
Дидактическая игра |
| Социально – коммуникативное развитие Речевое развитие | ||
Подвижные игры |
| Социально – коммуникативное развитие Физическое развитие | ||
Игровое упражнение |
| Социально – коммуникативное развитие Физическое развитие | ||
Коммуникативные ситуации | «Давай играть вместе» | Социально – коммуникативное развитие | ||
Режиссерская игра | «Цирковое представление» | Социально – коммуникативное развитие Речевое развитие | ||
Сюжетно – ролевая игра |
| Социально – коммуникативное развитие Речевое развитие Физическое развитие | ||
Просмотр мультфильмов |
| Социально – коммуникативное развитие | ||
апрель | ||||
Образовательная ситуация: |
| Социально – коммуникативное развитие Речевое развитие Познавательное развитие | ||
Чтение художественной литературы | Ю. Яковлев «Делаем ребятам предостережение», И. Серяков «Машина, которую рисовать научили», А. Усачев «Дорожная песня», Н. Кончаловский «Самокат», В. Берестов «Велосипедист» | Художественно - эстетическое развитие Социально – коммуникативное развитие Речевое развитие | ||
Рассматривание сюжетных картинок |
| Социально – коммуникативное развитие Речевое развитие Познавательное развитие | ||
Беседа | «Где можно кататься на велосипеде?» | Социально – коммуникативное развитие Речевое развитие Познавательное развитие | ||
Продуктивная деятельность |
| Художественно - эстетическое развитие Социально – коммуникативное развитие | ||
Компьютерная презентация |
| Социально – коммуникативное развитие | ||
Проблемная ситуация | «Первый раз в городе» | Социально – коммуникативное развитие | ||
Дидактическая игра |
| Социально – коммуникативное развитие Речевое развитие Познавательное развитие | ||
Подвижные игры |
| Социально – коммуникативное развитие Физическое развитие | ||
Игровое упражнение |
| Социально – коммуникативное развитие Физическое развитие Речевое развитие | ||
Анализ ситуаций |
| Социально – коммуникативное развитие | ||
Игра - инсценировка | «Правила пассажира» | Социально – коммуникативное развитие Речевое развитие | ||
Режиссерская игра | «На остановке транспорта» | Социально – коммуникативное развитие Речевое развитие | ||
Сюжетно – ролевая игра |
| Социально – коммуникативное развитие Речевое развитие | ||
Распознающее наблюдение |
| Социально – коммуникативное развитие Познавательное развитие | ||
Просмотр мультфильмов |
(сериал «Смешарики») | Социально – коммуникативное развитие | ||
май | ||||
Образовательная ситуация: |
| Социально – коммуникативное развитие Речевое развитие Познавательное развитие | ||
Продуктивная деятельность | Конструирование
Рисование
| Художественно - эстетическое развитие Социально – коммуникативное развитие | ||
Проблемная ситуация | «Как помочь?» | Социально – коммуникативное развитие | ||
Чтение художественной литературы | Братья Гримм «Боб, Соломинка и Уголек», Л. Епанешников «Муравей», Т. Собакин «Дом для муравьев», С. Погореловский «Вот он, хлебушек душистый…» | Социально – коммуникативное развитие Речевое развитие | ||
Беседа |
| Социально – коммуникативное развитие Речевое развитие Познавательное развитие | ||
Коммуникативные ситуации |
| Социально – коммуникативное развитие | ||
Анализ ситуаций | «Безопасность в лесу» | Социально – коммуникативное развитие Речевое развитие Познавательное развитие | ||
Дидактическая игра |
| Социально – коммуникативное развитие Речевое развитие Познавательное развитие | ||
Подвижные игры |
| Социально – коммуникативное развитие Физическое развитие | ||
Целевая прогулка: |
| Социально – коммуникативное развитие | ||
Экскурсия |
| Социально – коммуникативное развитие | ||
Игровое упражнение |
| Социально – коммуникативное развитие Физическое развитие | ||
Инсценировка | «Петушок и два мышонка» | Социально – коммуникативное развитие Речевое развитие | ||
Сюжетно – ролевая игра |
| Социально – коммуникативное развитие Речевое развитие | ||
Распознающее наблюдение |
| Социально – коммуникативное развитие Познавательное развитие | ||
Просмотр мультфильмов |
| Социально – коммуникативное развитие |
Приложение 2
Перспективный план взаимодействия с с семьями воспитанников в процессе формирования опыта безопасного поведения
детей дошкольного возраста 5-6 лет.
№ п/п | период | Форма мероприятия | Название мероприятия | Цель |
1 | сентябрь | Наблюдение изнутри | «Я - пассажир» | Организовать родителям наблюдение за своим поведением в качестве пассажиров. |
2 | анкетирование | «Что я знаю по проблеме обеспечения безопасности» | Помочь родителям выявить уровень их знаний по вопросам безопасности. Определить круг проблемных вопросов и затруднений, образовательные потребности родителей. | |
3 | октябрь | Фотоконкурс | «Ягоды в лукошке» | Предложить родителям принести фото из семейного архива, сделать новые фотографии по изучаемой теме, помочь детям составить рассказы по фотографиям. |
4 | Консультация | «Ознакомление детей с правилами безопасного поведения в лесу» | Познакомить родителей с грибами, произрастающими на территории нашей области, обратить внимание на отличительные признака ядовитых грибов. | |
5 | стенгазета | «Азбука безопасности (в лес по грибы, по ягоды)» | Предложить родителям вместе с детьми подготовить материалы для стенгазеты. Способствовать повышению родительской компетентности по проблеме формирования у детей культуры безопасности, навыков безопасного поведения в лесу. | |
6 | ноябрь | Практикум | «Краткие правила пешехода для малышей» | Познакомить родителей с особенностями восприятия информации и моделей поведения детьми шестого года жизни, с приемами ознакомления старших дошкольников с правилами безопасного поведения в качестве пешехода, методами формирования навыков самоконтроля. |
7 | Детско – родительский практикум: серия наблюдений | «Дорожные знаки» | Предложить родителям организовать серию распознающих, сравнительных и дедуктивных наблюдений с целью обогащения представлений детей о дорожных знаках, их назначении, формирования умения различать их, выполнять соответствующие предписания. | |
8 | декабрь | Беседа | «Близкие и далекие»; «Мои друзья» | Предложить родителям побеседовать с детьми о том, кого можно считать близкими людьми, к кому можно обращаться за помощью в различных ситуациях. Предложить родителям рассказать детям о своих друзьях, о том, что значит для них дружба, привести примеры дружеской взаимовыручки. |
9 | Семинар – практикум для родителей | «Особенности формирования аспектов культуры безопасности, связанных с общением с незнакомыми людьми». | Актуализировать опыт родителей по проблеме обучения ребенка безопасному поведению при встрече с незнакомыми людьми. Познакомить с принципами, приемами и методами обучения детей по данному направлению. | |
10 | январь | Информационный буклет | «Игры и опыты со снегом» | Знакомить родителей с различными занимательными формами организации детской деятельности на зимней прогулке, с методикой проведения элементарных экспериментов по выявлению свойств снега, формирования навыков безопасного поведения в зимний период. |
11 | Консультация | «Домашняя библиотека» | Познакомить родителей с детскими книгами по изучаемой теме, с такими формами работы как инсценировка прочитанного произведения, игра – драматизация, кукольный и теневой театры. Рассказать о развивающих и воспитательных возможностях данных форм работы. | |
12 | Коллаж | «Чем нас порадует зима» | Предложить детско – родительским творческим группам на основе семейных фотографий создать коллаж, выполнить рисунки, придумать для них подписи, краткие рассказы о том, какие зимние виды спорта, развлечения, игры популярны в каждой семье. | |
13 | февраль | Консультация | «Учите детей дружить» | Познакомить родителей с основными способами влияния на дружеские взаимоотношения детей, обратить внимание на аспект обеспечения безопасности в дружеских играх детей. |
14 | Семинар – практикум | «Индивидуальные особенности (агрессивный, гиперактивный, застенчивый, тревожный ребенок) и безопасность детей» | Актуализировать и дополнить представления родителей о поведенческих особенностях детей, формировать умение учитывать их в процессе воспитания культуры безопасности. | |
15 | март | Наблюдение | «Знает ли ребенок правила поведения в парке развлечений» | Познакомить родителей с методикой проведения наблюдения, последующей беседы, принципами подсчета баллов. Помочь по результатам наблюдения выбрать оптимальные методы формирования элементарных правил безопасного поведения в общественных местах в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. |
16 | Коллективная работа | «Правила культурного и безопасного поведения в общественных местах» | Предложить родителям принять участие в работе творческой мастерской, подготовить вместе с детьми страницы для тематических альбомов со стихотворениями, поучительными историями и рисунками к ним. | |
17 | апрель | Консультация | «Как выбрать безопасное автокресло для ребенка» | Предложить родителям изучить информацию по данной теме. |
18 | стенгазета | «Безопасность на дороге» | Предложить родителям вместе с детьми придумать и зарисовать картинки по теме «История на дороге», проанализировать ситуации и составить рассказы из личного опыта. | |
19 | Викторина для детей и родителей | «Азбука дорожного движения» | Создать условия для применения детьми полученных знаний и умений, учить их применять в интеллектуальных соревнованиях, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. | |
20 | май | Поиск информации | «Откуда родом уголек» | Предложить родителям вместе с детьми найти ответ на вопрос о том, откуда родом Уголек, познакомить детей с основными источниками информации. |
21 | Консультация | «Безопасность у водоемов» «Родительские меры обеспечения безопасности детей» | Познакомить детей с мерами обеспечения безопасности детей у водоемов в летний период, методами формирования необходимых навыков. Актуализировать и дополнить представления родителей о потенциальных опасностях, связанных с походом в лес, учить предотвращать их возникновение, безопасно действовать в различных ситуациях. | |
22 | Практикум | «Безопасная песочница» | Рассказать родителям о положительном влиянии игр с песком на развитие ребенка; актуализировать и дополнить представления об опасностях, связанных с песочницей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по безопасности в старшей группе. ТЕМА: »Правила поведения на улице и дома»
Обобщение и закрепление правил безопасности на улице и дома....
Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста «Правила безопасного поведения на воде летом»
Конспект беседы с элементами игр по ознакомлению с окружающим миром на тему "Правила безопасного поведения на воде летом" с детьми старшего дошкольного возраста....
Рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста "Правила безопасного поведения в условиях пандемии коронавирусной инфекции"
Рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста "Правила безопасного поведения в условиях пандемии коронавирусной инфекции"...
Консультация для родителей " Правила безопасности в использовании пиротехнических изделий" ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОБРАЩЕНИИ С ПИРОТЕХНИКОЙ
Неизменным атрибутом Новогодних праздников является пиротехника. Петарды, фейерверки, ракетницы — зрелище красивое, но небезопасное. Любое пиротехническое изделие имеет потенциальную опасность в...
Памятка "Правила безопасного катания на тюбинге", памятка "Правила безопасного поведения на катке"
Зимний отдых: правила безопасности....
Художественная литература для детей старшей группы, тематика "Правила безопасного поведения на улице"
Ознакомление детей старшей группы с правилами безопасного поведения на улице посредством художественной литературы....
Календарный план воспитательно – образовательной работы в старшей группе. Тема: «Правила безопасного поведения дома и на улице»
Календарный план воспитательно – образовательной работы в старшей группе.Тема: «Правила безопасного поведения дома и на улице»Цель: расширение знаний детей об элементарных правилах б...