Проект " Играй и развивайся"
проект (средняя группа)
Интеллетуальное развитие дошкольников через игру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_igray_i_razvivaysya.docx | 32.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Данный проект по интеллектуальному развитию дошкольников 4-5 лет через игру, содержит методические разработки, практический материал. Практическая значимость проекта заключается в создании развивающей среды, которая включает зону для самостоятельной игровой деятельности. Проект адресован воспитанникам и родителям.
Сроки реализации проекта:
Сентябрь – Май
Вид проекта:
Игровой, долгосрочный, групповой
Участники проекта:
Дети средней группы, воспитатели, родители
Актуальность проекта.
Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема интеллектуального развития дошкольника.
Наверное, на земном шаре нет таких родителей, которые бы не мечтали о том, чтобы их малыш вырос здоровым, интеллектуально и всестороннее развитым ребенком.
Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. Для того чтобы любознательность малыша удовлетворялась, и он рос в постоянном умственном и интеллектуальном развитии заинтересованы все взрослые.
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС) предусматривают создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей интеллектуального развития дошкольника. Все пять образовательных областей ФГОС направлены на развитие интеллектуальных способностей у дошкольника.
Именно в дошкольном возрасте очень важно стимулировать развитие мыслительных процессов: умение сравнивать, узнавать, обобщать, делать выводы для безболезненного, плавного перехода дошкольника из ДОУ в школу.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я заметила, что лучше всего интеллект ребенка развивается в процессе игры, когда он не осознано, естественным образом впитывает новые знания об окружающем мире. Этот факт учитываю в своей работе, но стараюсь не переусердствовать, не погасить в ребенке познавательный интерес. Чтобы эффективно стимулировать интеллектуальное развитие ребенка в игре, предлагаю ему варианты продолжения игры, начатой ребенком по собственной инициативе. Предлагаю детям новые интересные занятия, поддерживаю их живейший интерес ко всем новым предметам и явлениям, но их предпочтения остаются главным фактором при выборе развивающих игр и упражнений.
Отмечая каждое достижение ребенка, поощряя его добрыми словами и лаской, мы тем самым повышаем его уверенность в собственных силах и стремление к новым результатам, а эти качества просто необходимы для интеллектуального развития ребенка и его успешности в будущем.
Цель проекта:
создание комфортной игровой среды для развития интеллектуально развитой личности.
Задачи проекта:
Формировать у детей стремление к самосовершенствованию.
Воспитывать у детей желание к получению новых знаний и навыков.
Закрепить навыки, полученные в игре.
Пополнить и обогатить предметно развивающую образовательную среду.
Целевая группа проекта:
проект предназначен для детей среднего дошкольного возраста.
Основные формы реализации проекта :
- Образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов деятельности,
- Образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов.
Организованная образовательная деятельность включает в себя:
- Игры, направленные на всестороннее развитие ребенка;
- Чтение и обсуждение художественной литературы;
- Создание педагогических ситуаций;
- Рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций;
- Продуктивная деятельность;
- Слушанье и обсуждение народной, детской музыки;
- Игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, песен;
- Комплексные –игровые занятия по всем образовательным областям
Мероприятия групповые, межгрупповые и общесадовские:
- Тематические досуги;
- Праздники;
- Интеллектуальные КВНы;
- Дни открытых дверей;
- Театрализованные представления.
Этапы работы
1 этап –подготовительный.
Диагностика на начальном этапе проекта помогает выявить степень активности родителей в организации игр на развитие интеллектуальных способностей у детей через анкетирование. В последующей деятельности диагностика помогает проследить динамику и эффективность мероприятий проекта. Диагностику проводят воспитатели.
2 этап –основной.
Включает в себя выполнение подробного плана работы по всем видам деятельности с детьми; совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач; подборка художественных произведений, потешек, загадок, разнообразных игр по данной теме, логических задач, упражнений, непосредственно-образовательная деятельность по пяти образовательным областям ФГОС.
3 этап – заключительный.
Подведение итогов работы над проектом; анкетирование
родителей и опрос детей; презентация проекта.
Перспективное планирование проектной деятельности
№ | мероприятия | цель | участники |
1. | Побор материала по теме проекта | Систематизация полученного материала | Воспитатели |
2. | Диагностическое обследование | Планирование деятельности по реализации проекта | Воспитатели, дети |
3. | Планирование деятельности по теме проекта | Составление календарного плана работы | Воспитатели |
4. | Взаимодействие с родителями, направленное на реализацию проекта | Ознакомление родителей с проектом | Воспитатели, родители |
Основной этап
Содержание деятельности | Задачи | Ресурсы | Исполнители и соисполнители |
Социально-коммуникативное развитие: 1. Сюжетно –ролевая игра «Идем в гости». 2. «Птицы в ловушке». 3. «Ожившие игрушки». 4. «Одуванчик». 5. У нас порядок». 6. Экскурсия в школу, библиотеку.
| Развивать взаимодействие и общение ребёнка со взрослыми и сверстниками. Привлечь родителей к созданию условий для сюжетно –ролевых игр. | Занятия, экскурсии, дидактические и развивающие игры. Сюжетно –ролевая игры | Дети и воспитатели, родители |
Познавательное развитие 1. «Письмо от Незнайки». 2. «Высоко – низко, далеко – близко». 3. «Курочка Ряба». 4. «Скорее собери». 5. «Найди такую-же». 6. «Летучие мыши». 7. «Что мы делаем». 8. «Загадочные отпечатки». 9. Логические задачи, головоломки, кроссворды. 10. Игры с блоками Дьенеша | Развивать интерес, любознательность, познавательную мотивацию Формировать первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях | Занятия, дидактические, развивающие настольные, словесные игры, логические задачи. Сюжетно –ролевая игры | Дети и воспитатели, родители |
Речевое развитие Пальчиковые игры- изображаем пальцами цифры, буквы; Упражнения на развитие подвижности силы и гибкости пальцев; Загадки (чтение, письмо, понятия о времени, растения т.д.) ; физкультминутки на занятиях и т.д. | Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь. Учить владеть речью как средством общения и культуры
| Использование на занятиях стихов, загадок, пословиц, поговорок и т. д.игровые тренинги для развития речи, театрализованные игры | Дети и воспитатели, родители |
Художественно – эстетическое развитие Логические упражнения: Продолжи ряд, нахождение ошибки, умозаключения. Лепка «русская матрешка», «У меня есть друг усатый, кот Матроскинполосатый» Аппликация «Новогоднее веселье», «Кухонные принадлежности» Рисование «мамочка милая, мама моя» «Добрый доктор Айболит» | Реализовывать самостоятельную творческую деятельность при рисовании различных предметов штриховок и т.д., при лепке из пластилина, аппликации | Тетради с заданиями, альбомы упражнений для развития руки ребенка, веселые домашние задания, графические диктанты, альбомы по лепке и аппликации «сделай сам» | Дети и воспитатели, родители |
Физическое развитие: Игры сбегом: «Пятнашки», «Ракеты» Игры с прыжками: «Бег в мешках», «Прыжки через скакалку» Игры с мячом: «Пятнашки с мячом», «Эстафета с передачей мяча» Словесные игры: «Повтори – ка», «Пусть ворона мокнет» Загадки – складки; чистоговорки и скороговорки; Народные игры;«Краски», «Прорыв цепи» | Развивать физические качества у ребенка. Укреплять крупную и мелкую моторику рук на физкультминутках, включенных на каждое занятие и в свободной деятельности детей | Народные игры, Динамические паузы, психогимнастики, физкультминутка, подвижные игры | Дети и воспитатели, родители |
Работа с родителями
Проведение | Содержание работы | Методическое обеспечение |
октябрь | Диагностика: «Нужна ли игра ребенку и зачем?» «Исследование игровой деятельности» | Журнал – «Справочник старшего воспитателя ДО 2007 г. № 6-8 |
ноябрь | Консультация для родителей: «Интеллектуальное развитие ребенка- дошкольника» | Л.И. Сорокина Сайт для педагогов дошкольных учреждений mail. ru |
декабрь | Встреча с родителями за круглым столом. Выступление родителей об опыте организации игр детей дома |
|
январь | Совместно с родителями работа по организации «Центра занимательной математики» Игры: «Найти пару», «Составь картинку», «Логическое лото» и др. | Е.В.Сербина «Математика для малышей» |
февраль | Консультация для родителей «Значение занимательного материала для развития детей» | З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников |
март | Совместный с родителями конкурс смекалистых «Торопись, да не ошибись» |
|
Заключительный этап
Мероприятия
| Цель
| Участники
|
1 . Диагностическое обследование: |
|
|
«Развитие психических процессов у дошкольника». | Выявление и
| Воспитатели
|
Опросник «Отношение родителей к интеллектуальному развитию своего ребенка». | определение эффективности реализации
| Родители Дети,
|
Анкетирование родителей «Играй и развивайся». | проекта.
|
|
2. Создание папки для педагогов: |
|
|
"Картотека игр по формированию интеллектуальных способностей у дошкольника» «Занимательные физкультминутки»; «Игры, которые учат»; «Релаксационные игры», «Развиваем ручки»; | Повышение компетентности педагогов в плане развития психического здоровья у детей
| Педагоги Воспитатели
|
«Игры на воздухе, с водой»; Подвижные игры. |
|
|
3. Интеллектуальный марафон: «Знайки»: | Закрепление и обобщение пройденного материала. | Воспитатели Дети |
4. Создание папки для родителей: "Дошкольное детство – первый период психического развития ребенка" (памятки, рекомендации, буклеты, консультации). | Повышение педагогической культуры родителей по вопросу интеллектуального развития | Воспитатели Родители
|
Ожидаемые результаты проекта.
Для детей:
- применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых проблем;
- планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;
- овладевать универсальными предпосылками учебной деятельности;
- решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту.
Для родителей:
- повышение знаний по совершенствованию интеллектуальных навыков у детей старшего дошкольного возраста;
сплочение родителей, детей и педагогов по вопросам интеллектуального развития
Список используемой литературы
1. Белоусова, Л.Е. Удивительные истории [Текст]: библиотека программы «Детство» /Л.Е.Белоусова. – М.; Просвещение, 2011. - 214с.
2. Буктакова, В.М. Игры для детского сада [Текст]: пособие для воспитателей / В.М. Буктакова. – С.– П.; Сфера, 2009. – 168с.
3. Колесникова Е. В. Я решаю логические задачи [Текст]: Учебное пособие / Е.В. Колесникова. – М.; ТЦ Сфера, 2015. – 48с.
4. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество [Текст]: А.М. Матюшкин. - М.; Воронеж, 2012. – 85с.
5. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников [Текст]: пособие для воспитателей /З.А. Михайлова. – М.; Просвещение, 2014. – 287с.
6. Психология одаренности детей и подростков[Текст]: пособие для педагогов / под ред. Н.С. Лейтеса. - М., ТЦ Сфера, 2010 - 205с.
7. Михайлова З.А. Логико – математическое развитие дошкольников/ З.А. Михайлова, К.А Носова – СПб. ООО Изд-во Детство – пресс, 2013. – 128с.
8. Сорокина Л.И. Интеллектуальное развитие детей, 5 - 6 лет:
[Текст]: пособие для педагогов / Л.И. Сорокина.-Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2014 – 145с.
9. Юзбекова Е.А. Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника [Текст]: Москва, 2016. – 256 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Играем и развиваемся"
Совместный проект учителя-логпеда и педагога-психолога для родителей детей младшего возраста...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "ИГРАЕМ И РАЗВИВАЕМСЯ ВМЕСТЕ С ЛОГИКОМ" ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Современный ребенок живет в несравнимо более широкой информационной среде, чем его сверстник несколько десятилетий назад. На детей обрушивается огромный поток информации, которая нередко действует на ...
Проект "Играя пальчиками, развиваем речь"
Проект "Играем пальчиками, развиваем речь" разработан на 2015 - 16уч. год . Целью проекта является развитие и коррекция речи детей, посещающих ДОУ, через развитие мелкой моторики кистей рук. Определен...
"Подведение итогов работы над проектом "Играя дома - развиваем речь детей"
Родительская встреча за круглым столом...
Педагогический проект "Играй и развивайся"
Картотека игр...
Проект "Играем пальчиками, развиваем речь"
В раннем дошкольном возрасте уделяют большое внимание мелкой моторике. Пальчиковые Игры очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры дают...
Проект "Играем, речь развиваем"
Проект в средней группе "Играем, речь развиваем"...