Методическая разработка к проекту «Волшебный мир театра «Приходи сказка»
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Хромых Ирина Петровна

В современной системе образования особую роль приобретает совместная творческая деятельность детей и взрослых, в основе которой лежит уважение личности маленького человека, доверительные отношения между взрослыми и детьми.  Театрализованная деятельность способствует преодолению у детей робости, застенчивости, неуверенности, развивает чувства эмпатии, является одним из важнейших компонентов нравственного развития детей и осуществляется в русле идей социально-нравственного воспитания. Данный проект является эффективной формой организации театрализованной деятельности детей и взрослых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met.razrabotka.docx36.4 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ № 619

Калининского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка к проекту

«Волшебный мир театра «Приходи сказка»

совместная театрализованная деятельность детей, педагогов и родителей

составила: воспитатель Хромых И.П.

«Театр – это волшебный мир. Он даёт уроки красоты, морали и нравственности… И чем они богаче, тем успешнее идёт
развитие духовного мира детей…»

Б. М. Теплов

Тип проекта: краткосрочный, творческий

Музыкально – театрализованный спектакль по сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек».

Актуальность проекта 

Основой интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО служит театрализованная деятельность детей.   Театрализованная деятельность любима и понятна детям и взрослым. Дети любят театр потому, что в основе его лежит игра. Детство – период начальной социализации ребенка, приобщение его к миру культуры и общечеловеческим ценностям в процессе игры. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Благодаря тому, что сказка имеет нравственную и воспитательную направленность, театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения детей дошкольного возраста. Для родителей театрализованная деятельность – это возможность быть рядом с ребёнком, заниматься с ним сотворчеством, стать активным участником образовательного процесса.

Проблема.

В современной системе образования особую роль приобретает совместная творческая деятельность детей и взрослых, в основе которой лежит уважение личности маленького человека, доверительные отношения между взрослыми и детьми.  Театрализованная деятельность способствует преодолению у детей робости, застенчивости, неуверенности, развивает чувства эмпатии, является одним из важнейших компонентов нравственного развития детей и осуществляется в русле идей социально-нравственного воспитания. Данный проект является эффективной формой организации театрализованной деятельности детей и взрослых.

Цель проекта: Развитие творческих способностей старших дошкольников и организация взаимодействия всех участников образовательного процесса в ходе совместной театрализованной деятельности на примере сказки А. Т. Аксакова «Аленький цветочек».

Задачи проекта

Образовательные: 

  • приобщать детей к культурному наследию русского народа - сказкам; 
  • расширять и углублять знания детей об окружающем мире в театрализованной деятельности;
  • учить правильной артикуляции и четкой дикции, пользоваться интонациями, выражающими основные чувства;
  • формировать умения применять и использовать полученные знания в театрализованной деятельности, способствующие решению поставленной задачи;
  • формировать представление о честности, справедливости, добре, эмпатии (сочувствии);
  • формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной и коммуникативной инициативы по теме проекта;
  • формировать опыт социальных навыков поведения ребёнка;

Воспитательные:

  • воспитывать у детей чувство любви к театру и драматизации;
  • воспитывать у детей устойчивый интерес к художественной литературе;
  • воспитывать у детей уважительное отношение к сверстникам и старшим в ходе театрализованной деятельности; 
  • поддерживать стремление детей искать выразительные средства для создания образа персонажа, используя движения, мимику, позу, жесты, речевую интонацию;

Развивающие:

  • развивать и стимулировать психологические процессы: внимание, память, мышление, восприятие, воображение;
  • развивать у детей креативность в процессе выполнения творческих заданий;
  • развивать способности детей анализировать, делать выводы;
  • активизировать и совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационной речи;
  • развивать эмоциональные, интеллектуальные, коммуникативные особенности ребенка - средствами детского театра;
  • развивать артистизм и навыки сценического воплощения.

Формирование предпосылок универсальных учебных действий в театрализованной деятельности:

Формирование личностных УУД: активное участие воспитанников в рассуждениях, обсуждениях сцен сказки, совместное подведение промежуточных и общего итогов, творческие задания (театрализованные игры, пластические этюда на создание сказочного образа)

Формирование познавательных УУД: умение объединять отдельные диалоги в сцену, сцен в единый спектакль (работа по мнемотаблицам), умение различать и сравнивать характеры сказочных героев (по мнемотаблице «Эмоции и настроения», этюды на развитие мимики, пластики, жеста)

Формирование регулятивных УУД: формирование умения работать по предложенному педагогом сценарию; развитие способности к самоконтролю; формирование умения принимать образовательную или творческую задачу, достигать заданной цели; осознавать и управлять своими эмоциями;

Формирование коммуникативных УУД: формировать умение распределять роли, подготавливать необходимые условия; формировать умение договариваться о последовательности совместных действий, обсуждать тематику сказки, рассуждать о действиях, характерах героев (выразить свое мнение, доказать свою точку зрения), групповая работа (совместное изготовление атрибутов, масок, декораций, участие в театрализованных играх, совместное исполнение песен и танцев).

Планируемый результат 

Реализация проекта позволит удовлетворить возрастные потребности и индивидуальные особенности детей в музыкально-театральном творчестве, принесёт ребенку радостное проживание бытия. Восприятие музыки в спектакле станет более осознанным и чувственным, а собственная инициатива в действии позволит ребенку смотреть не только на сцену, но и уловить свои переживания, радости и зафиксировать, оценить их. Повысится культурный уровень у каждого ребёнка. Активизируется познавательная деятельность старших дошкольников (умение думать, анализировать, классифицировать, делать выводы). Укрепится взаимосвязь между детьми, родителями, педагогами и специалистами. Повысится уровень педагогической компетентности родителей в вопросах развития творческих способностей детей. Усилиться возможность самореализации каждого ребенка в условиях данного вида деятельности, с учётом его игровых предпочтений и интересов. Активизируется самостоятельные проявления эмоциональной отзывчивости по отношению к сверстникам в условиях музыкально - театрализованной деятельности.

Срок и место реализации проекта: три месяца (январь – март)

* Групповая комната

* Музыкальный зал

* Семья

Этапы реализации проекта

Подготовительный

(январь) – сбор информации, материала, разработка содержания непосредственно образовательной деятельности, сценариев, развлечений, подбор музыкального материала.

Основной

(февраль-март) - (непрерывно образовательная деятельность, консультации и беседы для родителей, подготовка выставки: «Сказка-сказка отзовись. Сказка-сказка появись…», совместная творческая деятельность детей и взрослых.

Итоговый: презентация проекта, показ спектакля для детей и родителей детского сада «Аленький цветочек» по сказке С. Т. Аксакова

Формы и методы   реализация проекта:

  1. Педагогические наблюдения в свободной деятельности детей.
  2. Тематическая НОД (речевое развитие, этюды на мимику и понтамимику, музыкальные композиции, игра на музыкальных инструментах, песни, танцы)
  3. Познавательные беседы - «Что такое добро?», «Что бы ты сделал, если бы был волшебником?»
  4. Чтение художественной литературы Сказка С. А Т. Аксаков «Аленький цветочек», русские народные сказки: «Царевна-лягушка», «По щучьему велению», «Гуси-лебеди», «Морозко»  
  5. Рассматривание иллюстраций к сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек».
  6. Просмотр мультфильма «Аленький цветочек».
  7. Решение проблемных ситуаций.
  8. Дидактические игры:

*театрализованная деятельность: театрализованные игры («Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем», «Король», «Зеркало», речевые игры, драматизация песенок, хороводов, пантомима, игры на развитие памяти, внимания, двигательные импровизации);

* речевое развитие: словесные игры, ритмическая декламация пословиц, пение,

*художественно-эстетическое развитие: слушание музыки, игра на музыкальных инструментах, ритмические упражнения, рисование сюжетов сказки, любимых героев сказки.

Работа с детьми

  1. Чтение сказки С. Т. Аксакова «Аленький цветочек».
  2. Инсценировка отдельных эпизодов сказки.
  3. Художественное творчество:

- пригласительная открытка для родителей;

- афиша сказки;

- атрибуты к сказке

4. Непосредственно образовательная деятельность:

- речевое развитие: работа над диалогической речью;

- постановкой танцев, сценок.

5. Индивидуальная работа над выразительностью монологов и диалогов.

6. Озвучивание спектакля: игра на музыкальных инструментах.

7. Создание костюмов, декораций, атрибутов к спектаклю «Аленький цветочек».

Работа с родителями

Состоялось изучение потребностей, способностей, интересов, уровня психолого-педагогической компетентности в вопросах развития и воспитания детей. Был разработан перспективный план деятельности, проведены с родителями данные мероприятия:

  1. Беседы – «Читаете ли ребёнку сказки на ночь?», «какие сказки любит ваш ребёнок», «Как часто вы ходите в театр со своим ребёнком?» (обсуждение проблем реализации ФГОС в ДОО, вопросы развития творческих способностей детей).
  2. Анкетирование.
  3. Консультации – «Как организовать театр дома», «Совместное пение с ребёнком».
  4. Мастер-классы по изготовлению атрибутов, костюмов и декораций для спектакля вместе с ребёнком.
  5. Участие в выставке «Мир волшебных цветов».

Результативность: 

Итоговое мероприятие проекта – показ спектакля для родителей и детей детского сада. Важный результат проекта – это возможность раскрытия творческого потенциала и способностей каждого участника проекта. В процессе реализации проекта у детей происходило развитие памяти, мышления, воображения, самостоятельности, а также формирование предпосылок универсальных учебных действий. Родители показали свою заинтересованность темой развития творческих способностей детей, стали активными и инициативными в решении многих задач по реализации проекта. Выяснилось, что родители группы талантливые и одаренные люди, каждый со своей идеей. Значительно улучшились взаимоотношения между детьми и родителями. Происходил обмен мнениями между родителями и педагогами группы, музыкальным руководителем.


Список литературы

  1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание. 2005. № 4.
  2. Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М., 1991.
  3. Белобрыкина О.А. Волшебный мир домашнего театра. М., 1999.
  4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.
  5. М.И.Родина «Кукляндия» Санкт-Петербург 2008г.
  6. А.И.Буренина «Театр Всевозможного» Выпуск 1- СПб: ЛОИРО 2002г.
  7. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание. 2005. № 4.
  8. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / Под ред. В.А. Деркунской. СПб. 2004.
  9. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. М., 2001.
  10. Нахимовский А. М. Театральное действо от А до Я. М., 2002.
  11. Петрова Т.Н., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000.
  12. Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. М., 2003.
  13. Куцакова Л.В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. М., 2003.
  14. Мирясова В.И. Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о животных. М., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка: "ВИКТОРИНА ПО ВОЛШЕБНЫМ СКАЗКАМ"

Развитие познавательных способностей: понимать значение <волшебной> сказки, выделяя жанровые особенности ( зачин, концовка, небылицы ).Учить вспоминать сказочные события, объяснять их.Закрепить ...

методическая разработка проекта "Волшебный мир театра"

В настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт по организации театральной деятельности в детском саду. Занятия театральной деятельностью должны предоставить детям возможность не ...

Проект "Волшебный мир театра, сказки о здоровье"

Все чаще и чаще звучат в средствах массовой информации из уст педагогов, медиков и родителей вопросы, связанные с проблемами здоровья детей, подрастающего поколения нашей страны. Эти вопросы актуальны...

Методическая разработка на тему: "Проект «Волшебный мир театра»

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:Дети средней группы: участвуют в разных видах деятельности (познавательной, игровой, практической).Воспитатель: осуществляет педагогическое просвещение родителей по проблем...

Методическая разработка творческого проекта "Театр детям"

Театрализация хореографического творчества. Пропаганда и развитие современных видов творчества через формы сотрудничества разнонаправленных объединений Центра детского творчества. Развитие творческих ...

Методическая разработка педагогического проекта «ВОЛШЕБНАЯ ПУГОВИЦА»

В среднем дошкольном возрасте ребенок познает и открывает для себя все многообразие окружающего мира. Именно в этом возрасте дети приобщаются к миру человеческих ценностей, включающих отношение к прир...