Рекомендации для педагогов "Особенности развития ребенка с нарушением слуха"
консультация
Для развития речи ребенка решающее значение имеет полноценный слух. Ребенок слышит речь взрослых, подражает ей и самостоятельно учится говорить. Глухие дети не овладевают речью без специального обучения. У детей с остатками слуха (слабослышащие дети) речь оказывается грубо нарушенной.
Слух играет большую роль и в интеллектуальном развитии ребенка: слушая объяснения взрослых, малыш знакомится с окружающим миром, овладевает сложным познанием действительности.
Дети усваивают значения многих слов до того, как овладевают умением говорить.
Слуху принадлежит еще одна важная роль: с его помощью ребенок получает возможность контролировать собственную речь и сравнивать ее с речью окружающих. Так, он усваивает не только правильное звукопроизношение, но и лексико-грамматический строй языка. В дальнейшем сохранный физический слух является необходимым условием для успешного овладения детьми чтения и письма.
В процессе нормального развития слуховой функции у ребенка можно выделить ряд этапов:
- в первые часы после рождения у ребенка возникает простая реакция на звук (по типу безусловных рефлексов), когда в ответ на громкий стук, удар, шумы происходят изменения в сосательных движениях, пульсации, дыхании;
- на 3-м мес. у ребенка формируется способность различать звуки по высоте и тембру;
- в 10—11 мес. формируется способность к различению слов и фраз по их интонационной и ритмической окраске;
- в период дальнейшего формирования речи благодаря постепенному совершенствованию слуховой функции улучшается восприятие звукового состава речи, формируется способность к различению на слух всех фонем родного языка. Это является одним из необходимых условий для успешного становления детской речи.
Классификация нарушений слуха определяется характером поражения слуховой функции и состоянием речи. В зависимости от этого выделяются два вида слуховой недостаточности: глухота и тугоухость.
Глухота — наиболее резкая степень поражения слуха, при которой разборчивое восприятие речи становится невозможным. Полная глухота встречается редко. В большинстве случаев сохраняются хотя бы небольшие остатки слуха. С их помощью ребенок может воспринимать очень громкие, резкие неречевые звуки (звонок, свисток), отдельные звуки речи, а иногда простые, хорошо знакомые слова, произнесенные громко около ушной раковины.
Глухота может быть врожденной и приобретенной.
В зависимости от времени возникновения различают раннюю глухоту, возникшую в период доречевого развития, и позднюю, наступившую, когда у ребенка речь уже сформировалась.
Тугоухость — поражение слуха, при котором возникают трудности в восприятии речи с помощью слуха. Если при глухоте восприятие речи резко ограничено, то при тугоухости в специально создаваемых условиях (усиление голоса, использование специальной звукоусиливающей аппаратуры и др.) возможности восприятия речи возрастают.
Тугоухость может быть выражена в различной степени — от незначительного нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения возможности восприятия речи разговорной громкости.
Состояние речи детей зависит от разных факторов. Основные из них следующие:
- степень снижения слуха — чем хуже ребенок слышит, тем хуже он говорит;
- время возникновения дефекта слуха: если слух был нарушен после 3 лет, у ребенка может быть фразовая речь с незначительными отклонениями в словаре, грамматическом строе, звукопроизношении. Если поражение слуха произошло в школьном возрасте, то при хорошем владении фразовой речью ошибки в основном выражаются в оглушении звонких согласных, невнятном произношении безударных слогов, смазанной артикуляции и т. п. Снижение слуха в раннем возрасте приводит к тяжелому расстройству речи;
- условия, в которых развивается ребенок после поражения слуха: своевременно начатые занятия дают наибольшую эффективность в работе;
- физическое и психическое состояние слабослышащего ребенка— у соматически ослабленных детей, психически малоактивных формирование речи происходит менее активно.
Для слабослышащих, потерявших речь в раннем возрасте, в большинстве случаев характерно недоразвитие всех компонентов речевой системы, охватывающее лексику, грамматику, фонетику. Неполноценность восприятия слов на слух приводит к бедности и искаженности словарного запаса, к ограниченности значений слов, даже употребляемых в речи.
Так, наряду с многозначностью, расширенностью значений ряда слов словарю ребенка присуща конкретность: почти отсутствуют обобщающие понятия (транспорт, посуда, животные и т. д.), смешиваются названия целого предмета и его частей, наблюдается взаимозамещение названий предметов и действий (рисовать — карандаш). Затруднено усвоение служебных слов и слов с отвлеченным значением.
Грамматический строй речи у слабослышащих детей не сформирован в той степени, какая характерна для нормально развивающихся детей того же возраста. Неточность слухового восприятия слогов, в особенности их окончаний, суффиксов и приставок препятствует вычленению грамматических форм слова, усвоению грамматических связей между словами. Грубые нарушения проявляются по-разному: от употребления только однословных предложений до развернутой фразы с ошибками в падежах, родовых, числовых, временных согласованиях, в употреблении предложных конструкций («Матык мат» вместо Мальчик бросил мяч).
Не расслышав безударное начало или конечную часть слова, дети либо опускают их, либо употребляют в искаженном виде («купай» вместо купает).
Фонетическая сторона речи изобилует многочисленными ошибками в звукопроизношении, в воспроизведении слов различной слоговой структуры и звуконаполняемости. Дети со сниженным слухом часто смешивают в произношении слова, фонетически сходные, но различные в смысловом отношении (песок — носок).
Затруднения в дифференциации звуков на слух порождают многочисленные нарушения звукопроизношения.
Для речи слабослышащих характерна общая смазанность, обедненность интонации. Голос у таких детей глухой и слабомодулированный. Темп речи, как правило, замедленный
Письменная речь слабослышащих детей по мере ее формирования во многом отражает дефекты устной речи.
Трудности усвоения письма и чтения обусловлены не только неполноценностью слуха, но и недоразвитием фонематического восприятия речи.
Ограниченный запас слов и недостаточное овладение грамматисеским строем языка влекут за собой и ограниченное понимание читаемого текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_dlya_pedagogov.docx | 16.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации для педагогов
Особенности развития ребенка с нарушением слуха
Для развития речи ребенка решающее значение имеет полноценный слух. Ребенок слышит речь взрослых, подражает ей и самостоятельно учится говорить. Глухие дети не овладевают речью без специального обучения. У детей с остатками слуха (слабослышащие дети) речь оказывается грубо нарушенной.
Слух играет большую роль и в интеллектуальном развитии ребенка: слушая объяснения взрослых, малыш знакомится с окружающим миром, овладевает сложным познанием действительности.
Дети усваивают значения многих слов до того, как овладевают умением говорить.
Слуху принадлежит еще одна важная роль: с его помощью ребенок получает возможность контролировать собственную речь и сравнивать ее с речью окружающих. Так, он усваивает не только правильное звукопроизношение, но и лексико-грамматический строй языка. В дальнейшем сохранный физический слух является необходимым условием для успешного овладения детьми чтения и письма.
В процессе нормального развития слуховой функции у ребенка можно выделить ряд этапов:
- в первые часы после рождения у ребенка возникает простая реакция на звук (по типу безусловных рефлексов), когда в ответ на громкий стук, удар, шумы происходят изменения в сосательных движениях, пульсации, дыхании;
- на 3-м мес. у ребенка формируется способность различать звуки по высоте и тембру;
- в 10—11 мес. формируется способность к различению слов и фраз по их интонационной и ритмической окраске;
- в период дальнейшего формирования речи благодаря постепенному совершенствованию слуховой функции улучшается восприятие звукового состава речи, формируется способность к различению на слух всех фонем родного языка. Это является одним из необходимых условий для успешного становления детской речи.
Классификация нарушений слуха определяется характером поражения слуховой функции и состоянием речи. В зависимости от этого выделяются два вида слуховой недостаточности: глухота и тугоухость.
Глухота — наиболее резкая степень поражения слуха, при которой разборчивое восприятие речи становится невозможным. Полная глухота встречается редко. В большинстве случаев сохраняются хотя бы небольшие остатки слуха. С их помощью ребенок может воспринимать очень громкие, резкие неречевые звуки (звонок, свисток), отдельные звуки речи, а иногда простые, хорошо знакомые слова, произнесенные громко около ушной раковины.
Глухота может быть врожденной и приобретенной.
В зависимости от времени возникновения различают раннюю глухоту, возникшую в период доречевого развития, и позднюю, наступившую, когда у ребенка речь уже сформировалась.
Тугоухость — поражение слуха, при котором возникают трудности в восприятии речи с помощью слуха. Если при глухоте восприятие речи резко ограничено, то при тугоухости в специально создаваемых условиях (усиление голоса, использование специальной звукоусиливающей аппаратуры и др.) возможности восприятия речи возрастают.
Тугоухость может быть выражена в различной степени — от незначительного нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения возможности восприятия речи разговорной громкости.
Состояние речи детей зависит от разных факторов. Основные из них следующие:
- степень снижения слуха — чем хуже ребенок слышит, тем хуже он говорит;
- время возникновения дефекта слуха: если слух был нарушен после 3 лет, у ребенка может быть фразовая речь с незначительными отклонениями в словаре, грамматическом строе, звукопроизношении. Если поражение слуха произошло в школьном возрасте, то при хорошем владении фразовой речью ошибки в основном выражаются в оглушении звонких согласных, невнятном произношении безударных слогов, смазанной артикуляции и т. п. Снижение слуха в раннем возрасте приводит к тяжелому расстройству речи;
- условия, в которых развивается ребенок после поражения слуха: своевременно начатые занятия дают наибольшую эффективность в работе;
- физическое и психическое состояние слабослышащего ребенка— у соматически ослабленных детей, психически малоактивных формирование речи происходит менее активно.
Для слабослышащих, потерявших речь в раннем возрасте, в большинстве случаев характерно недоразвитие всех компонентов речевой системы, охватывающее лексику, грамматику, фонетику. Неполноценность восприятия слов на слух приводит к бедности и искаженности словарного запаса, к ограниченности значений слов, даже употребляемых в речи.
Так, наряду с многозначностью, расширенностью значений ряда слов словарю ребенка присуща конкретность: почти отсутствуют обобщающие понятия (транспорт, посуда, животные и т. д.), смешиваются названия целого предмета и его частей, наблюдается взаимозамещение названий предметов и действий (рисовать — карандаш). Затруднено усвоение служебных слов и слов с отвлеченным значением.
Грамматический строй речи у слабослышащих детей не сформирован в той степени, какая характерна для нормально развивающихся детей того же возраста. Неточность слухового восприятия слогов, в особенности их окончаний, суффиксов и приставок препятствует вычленению грамматических форм слова, усвоению грамматических связей между словами. Грубые нарушения проявляются по-разному: от употребления только однословных предложений до развернутой фразы с ошибками в падежах, родовых, числовых, временных согласованиях, в употреблении предложных конструкций («Матык мат» вместо Мальчик бросил мяч).
Не расслышав безударное начало или конечную часть слова, дети либо опускают их, либо употребляют в искаженном виде («купай» вместо купает).
Фонетическая сторона речи изобилует многочисленными ошибками в звукопроизношении, в воспроизведении слов различной слоговой структуры и звуконаполняемости. Дети со сниженным слухом часто смешивают в произношении слова, фонетически сходные, но различные в смысловом отношении (песок — носок).
Затруднения в дифференциации звуков на слух порождают многочисленные нарушения звукопроизношения.
Для речи слабослышащих характерна общая смазанность, обедненность интонации. Голос у таких детей глухой и слабомодулированный. Темп речи, как правило, замедленный
Письменная речь слабослышащих детей по мере ее формирования во многом отражает дефекты устной речи.
Трудности усвоения письма и чтения обусловлены не только неполноценностью слуха, но и недоразвитием фонематического восприятия речи.
Ограниченный запас слов и недостаточное овладение грамматисеским строем языка влекут за собой и ограниченное понимание читаемого текста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи ребенка с нарушениями слуха в семье. Речевые игры.
Представлены рекомендации и речевые игры по развитию речи ребенка дошкольного возраста с нарушениями слуха в семье....
Рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия у ребенка с нарушенным слухом. Как работать с ребенком с кохлеарным имплантом (КИ).
Развитие слухового восприятия у ребенка с КИ. Использование кохлеарного импланта....
методическая разработка по развитию речи для ребенка с нарушением слуха и ДЦП
методическая разработка по теме "Дикие животные"...
Рекомендации родителям, воспитывающим ребенка с нарушением слуха
Рекомендации родителям, воспитывающим ребенка с нарушением слуха: Следует быть внимательными и ласковыми к неслышащему ребенку. Нужно попытаться понять, чего о...
Рекомендации родителям ребенка с нарушением слуха
Развитие речи ребенка с нарушенным слухом в общеобразовательном учреждении требует создания специальной слухоречевой среды. Условия создания слухоречевой среды формирование у детей потребности в ...
Особенности построения ИОМ ребенка с нарушением слуха в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Особенности разработки ИОМ (индивидуалього образовательного маршрута) ребенка с нарушением слуха в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи....
Индивидуальный маршрут развития на ребенка с нарушением слуха
Цель: Формирование в детском саду факторов, которые будут направлены на позитивную социальную и социально-личностное развитие воспитанника, которое включает в себе основные процессы интеллектуального,...