Инновационные практики сотрудничества родителей и ДОУ.
статья

Лебедева Ольга Александровна

Инновационные практики сотрудничества родителей и ДОУ.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационные практики сотрудничества родителей и ДОУ.

С каждым годом инновационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь.

Источником инноваций является проблема.

Во многих дошкольных учреждениях возникает проблема по (сотрудничеству) взаимодействию с родителями воспитанников. Родители не знают, что делать с этим ребенком, они не владеют в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно.

Таким образом, можно сказать, о том что есть необходимость изучения инновационных практик в сфере сотрудничества педагогов с родителями.

Есть много исследований посвященных вопросу сотрудничества, но как правило сотрудничеству ДОУ и родителей уделяется мало внимания. Современных исследований нет, хотя накоплен фундамент.

На сегодняшний день удалось найти несколько определений сотрудничества они все достаточно разные по своей направленности, однако их анализ позволил нам установить некую критериальную зависимость.

Так например с позиции Ожегова  это совместные интересы; с позиции Косолапова Н.А. это положительные эмоции, совместные интересы, заинтересованность в совместном результате; в психологии – это взаимовыгода, которая обеспечивает мотивацию на участие (мне выгодно, потому что я у кого-то могу чего то узнать; мы все завязаны на каком то общем деле); а в менеджменте – это объединение в рамках решения проблемы; Кузнецов В. С писал, что это поддержка (создание условий) для проявления субъектности каждого участника сотрудничества (активность, инициативность, самостоятельность, творчество…). Связь, объединение (кого-то или чего-то), интеграция (объединение равных) всегда приводит к положительному, устраивающему всех результату (объединяется опыт педагогов и опыт родителей).

Исходя из этих критериев, можно сказать, что необходимо выходить на какие то сообщества в которых каждый участник занимается сотрудничеством, он самостоятелен, может обладать активностью, инициативностью, предлагать какие то свои решения.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов. Так, в законе «Об образовании в Российской Федерации» в ст. 44 записано, что «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».

В ФГОС ДО сформулированы требования по взаимодействию ДОУ с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество с семьёй. В соответствии с ФГОС ДО учреждение обязано: информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность; обеспечить открытость дошкольного образования создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности; поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья; обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

В проекте концепции воспитания в РФ говорится о том, что определяющая роль в воспитании, несомненно, принадлежит семье. До наступления совершеннолетия за ребенка отвечает родитель, и на него ложится основная нагрузка по воспитанию. Однако, от родителя тоже не все зависит. Изрядную часть жизни ребенок проводит в детском саду, в школе вдалеке от родителя. Серьезной ошибкой предыдущих лет был существенный отказ государства от разработанной в советское время системы школьного воспитания. Традиционно в России учитель – это не просто специалист, обеспечивающий передачу знаний. Учитель призван помогать родителю воспитать ребенка, а не просто присматривать за ним. Стратегию необходимо дополнить призывом к родителю и педагогическому работнику объединить усилия для воспитания гармоничной личности, человека и гражданина. В Стратегии указана задача «содействие ответственному отношению родителей к воспитанию детей, повышению их социальной, коммуникативной и педагогической компетентности». Таким образом, родителю предлагается повышать компетенцию – социальную, коммуникативную, педагогическую. Качество родителя безусловно надо повышать.

Как обучать родителей? Современный родитель – занятый родитель, поэтому используем деятельностный подход стараемся отбирать такие формы взаимодействия с родителями, которые позволяли здесь и сейчас, чему то научить развить какие то умения воспитывать и развивать ребенка, чтобы родитель это мог применить в своем семейном воспитании.

Очень трудно стать хорошим родителем, а общество хочет чтобы семья как ячейка общества у нас состоялась и была достаточно крепкая, основательная с некими ценностями, ориентирами, потому что если крепкая семья значит крепкое государство. Поэтому эта проблема становится еще и актуальна как перспектива для развития государства для развития государственных идей в области образования. На данный момент родитель не знает ребенка, не знает, что с ним делать, не знает как с ним можно выстраивать какие-то взаимоотношения и педагог как специалист, которого учат как общаться с ребенком, как взаимодействовать с ребенком, что необходимо ребенку на каждом этапе его возрастного становления, может этого родителя сарентировать, раскрыть ребенка, научить его понимать и принимать его. Вот это ценность педагога по отношению к родителю, но родитель обладает ценнейшей информацией о самом ребенке он его должен лучше знать, знать его с разных сторон, поэтому здесь происходит взаимовыгодность, если нет взаимодействия между родителем и педагогом как субъект-субъектные отношения, то родитель и ответственным никогда не станет, поэтому не сможет нести ответственность за выбор, за результат, за цель которую он выбирает для ребенка.

Почему эта тема сейчас актуальна, потому что это сегодня потребность практики, именно сделать так, что бы родители стали соучастниками каких то событий, которые происходят в жизни ребенка. С одной стороны соучастники педагоги с другой соучастники родители. "Я сотрудничаю для того, чтобы в конечном итоге было успешно ребенку".

Успешная социализация успешна тогда, когда две стороны заинтересованы в этой цели, соединены сотрудничеством и тогда создается эта целостность, которая действительно будет успешной социализацией, индивидуализацией.

Почему в рамках сотрудничества мы хотим выйти на сообщества? Критериальные характеристики термина сотрудничества позволяют нам говорить, что сотрудничество может организоваться в том случае, если есть некое сообщество, поэтому нас интересуют родительско-педагогические сообщества.

Сообщества  люди которые имеют единую цель, которые одинокого включаються в реализацию этой цели, у них субъект-субъектные отношения. Что может быть визуализацией этого сообщества: клуб, союз, школа тоже может быть, т.к. это тоже субъект-субъектные отношения, если родители организуют деятельность по отношению к друг другу. Субъект-субъектные отношения  это сотрудничество, мы можем делится опытом, собирать этот опыт, наращивать, но этот опыт будет не только со стороны педагога, но и со стороны родителя.

Сотрудничество родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей сотрудничества дошкольной организации с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные формы сотрудничества с родителями

Для повышения педагогической компетентности родителей в детском саду организован «Клуб современных родителей»....

Презентация Внедрение инновационных форм сотрудничества и взаимодействия с родителями как равноправными участниками образовательного процесса

Презентация Внедрение инновационных форм сотрудничества и взаимодействия с родителями как равноправными участниками образовательного процесса...

Перспективный план работы с родителями с использованием инновационных форм сотрудничества педагога с семьёй, с целью повышения уровня музыкального развития детей дошкольного возраста

Представлены  инновационные формы работы с родителями детей  дошкольного возраста по музыкальному развитию детей. (План, консультации, анкетирование)...

Инновационные формы сотрудничества родителей и детского сада в духовно-нравственном воспитании дошкольника.

Инновационные формы сотрудничества родителей и детского сада в духовно-нравственном воспитании дошкольника....

Инновационный практико-ориентировнный проект "Вектор сотрудничества"по преодолению речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи во взаимодействии педагогов ДОУ с родителями.

Проект   способствует созданию комплексной системы сотрудничества педагогов и родителей, позволяет повысить профессиональную компетентность,  овладеть интегрированными способа...