Проектная деятельность как эффективное средство взаимодействия детского сада и семьи
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Осипова Татьяна Викторовна

Совместные проекты педагогов, родителей и детей способствуют развитию детской самостоятельности, активности, любознательности, развитию у детей творческого  мышления,  умения  находить  выход  из трудной ситуации, становиться увереннее в своих силах, помогут  ребенку  успешно  адаптироваться в изменившихся условиях, а также способствуют вовлечению родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osipova_statya_1.docx22.21 КБ

Предварительный просмотр:

        Проектная деятельность как эффективное средство взаимодействия детского сада и семьи

Консультация для воспитателей

Подготовила и провела Осипова Татьяна Викторовна, воспитатель ГБОУ «Школа № 718»

 

        В требованиях ФГОС ДО подчёркивается, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество с семьёй, а детский сад является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

        Одним из требований является обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей:

        - информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;        

        - обеспечить открытость дошкольного образования создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;

        - поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;

        - обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;

        - создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.

        Эффективным средством взаимодействия детского сада и семьи является совместная проектная деятельность.

        Совместные проекты педагогов, родителей и детей способствуют развитию детской самостоятельности, активности, любознательности, развитию у детей творческого  мышления,  умения  находить  выход  из трудной ситуации, становиться увереннее в своих силах, помогут  ребенку  успешно  адаптироваться в изменившихся условиях, а также способствуют вовлечению родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

        Совместная проектная деятельность поможет научиться работать (не  только  взрослому,  но  и  ребенку)  в  команде, выработать собственный  алгоритм  действий  для  достижения поставленной  цели.

         Слово «проект» в переводе с латыни означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза»; в переводе с греческого – это «путь исследования».

        Рассмотрим классификацию проектов.

        1. По количеству участников: индивидуальные; парные; групповые; фронтальные.

        2. По содержанию: моно-проекты (1 образовательная область); интегративные  (2  и  более образовательных  областей).

        3. По продолжительности: краткосрочные (мини-проекты –несколько дней, 1-4  недели); среднесрочные (от  1 месяца); долгосрочные  проекты (полугодие,  учебный год).

        4. По доминирующему виду проектной деятельности:         Исследовательские - дети  совместно  со взрослыми    формулируют    проблему исследования,  обозначают  задачи,  определяют методы,  источники  информации,  изучают, обсуждают  полученные  результаты,  выводы, оформляют результаты исследования.

        Творческие - дети  договариваются  о планируемых  результатах  и  форме  их представления  (совместная  газета,  видеофильм, праздник).

        Ролево-игровые, с элементами творческих игр - дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы.

        Ознакомительно-ориентировочный (информационные) – этот тип проектов изначально  направлен  на  сбор  информации  о каком-то  объекте,  явлении;  предполагается ознакомление  участников проекта  с  этой информацией, ее анализ и обобщение фактов.

        Практико-ориентированные (прикладные) -дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь   на   социальные   интересы (оформление группы, проект игрового уголка, проект правил группы, витражи и т.д.)

        Комбинированные  (универсальные) - представления с использованием предварительно изготовленных  изделий  (показы  моделей одежды, кукольный спектакль и т.д).

        Рассмотрим этапы проекта:

        1.Подготовительный. Целеполагание (проблема)

        Глубоко  изучите  тематику  проекта,  помогите  ребёнку  выбрать  наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени, заинтересуйте  каждого  ребенка  тематикой  проекта,  поддержите  его любознательность и устойчивый интерес к проблеме. Ненавязчиво  вовлекайте  родителей,  социальных  партнеров  в  совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенкомтворчества.

        2.Деятельностный. Разработка проекта (планирование, проектирование). 

        На основе изученных проблем детей поставить цель проекта. Разработка  плана  достижения  цели  (воспитатель  обсуждает  план  с родителями). Привлечение  специалистов  к  осуществлению  соответствующих  разделов проекта. Составление плана-схемы проекта. Сбор, накопление материала. Включение  в  план  схему  проекта  занятий,  игр  и  других  видов  детской деятельности. Домашние задания для самостоятельного выполнения.

        3. Выполнение проекта –практическая часть.

        Создавайте  игровую  мотивацию,  опираясь  на  интересы  детей  и  их эмоциональный отклик. Вводите детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт. Тактично рассматривайте все предложенные детьми варианты решения. Соблюдайте  принцип  последовательности  и  регулярности  в  работе над проектом. В ходе работы над проектом создавайте атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход. Обязательное включение в проектную деятельность семей воспитанников.

        4.  Завершающий этап.

        Подведение итогов, определение  задач  для  новых проектов (презентация продуктов проекта и рефлексия - размышления над новым знанием или опытом).

        В проектной деятельности, для эффективного взаимодействия с семьёй, необходимо  соблюдать  следующие условия:

        1. В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.

        2.Обязательные  составляющие  проекта:  детская самостоятельность  (при поддержке педагогов), сотворчество детей и взрослых

        3. Развитие коммуникативных, познавательных и творческих  способностей  детей.

        4. Включение в образовательную деятельность родителей воспитанников.

Список источников

  1. Веракса  Н.Е.,  Веракса  А.Н.  Организация  проектной  деятельности  в детском саду/Современное дошкольное образование No2, 2008г.
  2. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  3. Кудрявцева А.И. Педагогическое проектирование как метод управления инновационным процессом в ДОУ / Под общ. ред. Г.Д.Ахметовой // Проблемы и перспективы развития образования. - Пермь: Меркурий, 2011.
  4. Проектная и исследовательская деятельность в дошкольном образовательном учреждении: от идеи к реализации: Сборник методических материалов / И.А.Сырова, О.Г.Чеховских. - Самара: Изд-во СФМГПУ, 2009. - 72 с.
  5. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие // Л.С.Кисилева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода и др. - М.: АРКТИ, 2003 - 96 с.
  6. Сапранова С.И. Проектная деятельность / С.И.Сапранова // Воспитатель ДОУ. - 2008. - №2.
  7. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Деловая игра как эффективная форма взаимодействия детского сада и семьи при формировании здорового образа жизни у детей»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад общеразвивающего  вида «Умка»          «Деловая игра как эффективная фор...

Родительский клуб как эффективная форма взаимодействия детского сада и семьи в вопросах физического воспитания и оздоровления воспитанников старшего дошкольного возраста

Естественное желание каждого родителя – вырастить своего ребенка здоровым, сильным и крепким. Однако и ФГОС ставит перед дошкольной организацией ряд задач, одна из которых - охрана и укрепление ...

Родительские клубы как эффективная форма взаимодействия детского сада и семьи

Родительские клубы как эффективная форма взаимодействия детского сада и семьи...

«Проектная деятельность, как эффективное средство взаимодействия с родителями»

Технология проектирования стала тем уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, которая помогает объединить всех участников образовательных отношений. Она позволяет...