Проектная деятельность как эффективное средство взаимодействия детского сада и семьи
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Совместные проекты педагогов, родителей и детей способствуют развитию детской самостоятельности, активности, любознательности, развитию у детей творческого мышления, умения находить выход из трудной ситуации, становиться увереннее в своих силах, помогут ребенку успешно адаптироваться в изменившихся условиях, а также способствуют вовлечению родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osipova_statya_1.docx | 22.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность как эффективное средство взаимодействия детского сада и семьи
Консультация для воспитателей
Подготовила и провела Осипова Татьяна Викторовна, воспитатель ГБОУ «Школа № 718»
В требованиях ФГОС ДО подчёркивается, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество с семьёй, а детский сад является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Одним из требований является обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей:
- информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;
- обеспечить открытость дошкольного образования создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
- поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
- обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
- создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.
Эффективным средством взаимодействия детского сада и семьи является совместная проектная деятельность.
Совместные проекты педагогов, родителей и детей способствуют развитию детской самостоятельности, активности, любознательности, развитию у детей творческого мышления, умения находить выход из трудной ситуации, становиться увереннее в своих силах, помогут ребенку успешно адаптироваться в изменившихся условиях, а также способствуют вовлечению родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.
Совместная проектная деятельность поможет научиться работать (не только взрослому, но и ребенку) в команде, выработать собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели.
Слово «проект» в переводе с латыни означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза»; в переводе с греческого – это «путь исследования».
Рассмотрим классификацию проектов.
1. По количеству участников: индивидуальные; парные; групповые; фронтальные.
2. По содержанию: моно-проекты (1 образовательная область); интегративные (2 и более образовательных областей).
3. По продолжительности: краткосрочные (мини-проекты –несколько дней, 1-4 недели); среднесрочные (от 1 месяца); долгосрочные проекты (полугодие, учебный год).
4. По доминирующему виду проектной деятельности: Исследовательские - дети совместно со взрослыми формулируют проблему исследования, обозначают задачи, определяют методы, источники информации, изучают, обсуждают полученные результаты, выводы, оформляют результаты исследования.
Творческие - дети договариваются о планируемых результатах и форме их представления (совместная газета, видеофильм, праздник).
Ролево-игровые, с элементами творческих игр - дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы.
Ознакомительно-ориентировочный (информационные) – этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов.
Практико-ориентированные (прикладные) -дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление группы, проект игрового уголка, проект правил группы, витражи и т.д.)
Комбинированные (универсальные) - представления с использованием предварительно изготовленных изделий (показы моделей одежды, кукольный спектакль и т.д).
Рассмотрим этапы проекта:
1.Подготовительный. Целеполагание (проблема)
Глубоко изучите тематику проекта, помогите ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени, заинтересуйте каждого ребенка тематикой проекта, поддержите его любознательность и устойчивый интерес к проблеме. Ненавязчиво вовлекайте родителей, социальных партнеров в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенкомтворчества.
2.Деятельностный. Разработка проекта (планирование, проектирование).
На основе изученных проблем детей поставить цель проекта. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями). Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта. Составление плана-схемы проекта. Сбор, накопление материала. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности. Домашние задания для самостоятельного выполнения.
3. Выполнение проекта –практическая часть.
Создавайте игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик. Вводите детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт. Тактично рассматривайте все предложенные детьми варианты решения. Соблюдайте принцип последовательности и регулярности в работе над проектом. В ходе работы над проектом создавайте атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход. Обязательное включение в проектную деятельность семей воспитанников.
4. Завершающий этап.
Подведение итогов, определение задач для новых проектов (презентация продуктов проекта и рефлексия - размышления над новым знанием или опытом).
В проектной деятельности, для эффективного взаимодействия с семьёй, необходимо соблюдать следующие условия:
1. В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.
2.Обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержке педагогов), сотворчество детей и взрослых
3. Развитие коммуникативных, познавательных и творческих способностей детей.
4. Включение в образовательную деятельность родителей воспитанников.
Список источников
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Организация проектной деятельности в детском саду/Современное дошкольное образование No2, 2008г.
- Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
- Кудрявцева А.И. Педагогическое проектирование как метод управления инновационным процессом в ДОУ / Под общ. ред. Г.Д.Ахметовой // Проблемы и перспективы развития образования. - Пермь: Меркурий, 2011.
- Проектная и исследовательская деятельность в дошкольном образовательном учреждении: от идеи к реализации: Сборник методических материалов / И.А.Сырова, О.Г.Чеховских. - Самара: Изд-во СФМГПУ, 2009. - 72 с.
- Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие // Л.С.Кисилева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода и др. - М.: АРКТИ, 2003 - 96 с.
- Сапранова С.И. Проектная деятельность / С.И.Сапранова // Воспитатель ДОУ. - 2008. - №2.
- Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Деловая игра как эффективная форма взаимодействия детского сада и семьи при формировании здорового образа жизни у детей»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад общеразвивающего вида «Умка» «Деловая игра как эффективная фор...
Родительский клуб как эффективная форма взаимодействия детского сада и семьи в вопросах физического воспитания и оздоровления воспитанников старшего дошкольного возраста
Естественное желание каждого родителя – вырастить своего ребенка здоровым, сильным и крепким. Однако и ФГОС ставит перед дошкольной организацией ряд задач, одна из которых - охрана и укрепление ...
«Взаимодействие семьи и детского сада по шахматному образованию в современных условиях. Использование эффективных форм взаимодействия детского сада с семьями воспитанников»
В детском саду закладывается прочный фундамент для обучения в школе....
«Взаимодействие семьи и детского сада по шахматному образованию в современных условиях. Использование эффективных форм взаимодействия детского сада с семьями воспитанников»
В детском саду закладывается прочный фундамент для обучения в школе. ...
Родительские клубы как эффективная форма взаимодействия детского сада и семьи
Родительские клубы как эффективная форма взаимодействия детского сада и семьи...
Практика Детско-родительский клуб, как эффективная форма взаимодействия детского сада и семьи
Деятельность детско-родительского клуба за 2023г....
«Проектная деятельность, как эффективное средство взаимодействия с родителями»
Технология проектирования стала тем уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, которая помогает объединить всех участников образовательных отношений. Она позволяет...