«Деловая игра как эффективная форма взаимодействия детского сада и семьи при формировании здорового образа жизни у детей»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Добровольская Ольга Николаевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего  вида «Умка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Деловая игра как эффективная форма взаимодействия д/с и семьи при формировании ЗОЖ у детей»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель: Добровольская О.Н.

«Деловая игра как эффективная форма взаимодействия д/с и семьи при формировании ЗОЖ у детей».

 

Забота о здоровье ребёнка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению как самих себя, так и своих детей.

П. 1 ст. 18 Закона РФ «Об образовании» гласит: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в младенческом возрасте».

Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетания «здоровье сберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы педагогов всех элементов образовательной структуры, начиная от дошкольных учебных учреждений. Но проблема по-прежнему остается актуальной. Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться?

Давным-давно, еще на заре педагогики, Януш Корчак поделился своими наблюдениями: «Взрослым кажется, что дети не заботиться о своем здоровье…Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься».

В течении нескольких десятилетий в нашей стране осуществлялась политика превращения воспитания из семейного в общественное. И педагоги, и родители, были убеждены, что именно образовательное учреждение призвано внести основной вклад в дело формирования личности ребёнка.  Многие педагоги видели свою миссию в том, чтобы учить и контролировать действия родителей, указывать на их ошибки и недостатки в воспитании детей. При этом опыт родителей полностью игнорировался.

В настоящее время, признается приоритет семейного воспитания над общественным. Индивидуальность ребенка изначально формируется в семье, и воспитательная работа в образовательном учреждении не может строиться без учета этого фактора.  

Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Это обстоятельство налагает на родителей, особую ответственность.

Дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания. Важное место в решении этих задач занимает детский сад, который выступает в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений, навыков по сохранению и укреплению здоровья как детей, так и взрослых. Лишь при условии совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.

Поэтому, необходимо сотрудничество педагогов и родителей. Общение на равных – где ни одна сторона не обладает правом указывать и контролировать. От совместной работы, выигрывают все стороны педагогического процесса. Главное, что дети оказавшись в едином воспитательном пространстве, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее.

Традиционными являются такие формы работы с родителями, как физкультурные досуги и спортивные праздники с участием родителе и сотрудников ДОУ, родительские собрания, консультации, беседы. Сегодня, когда родители зачастую испытывают трудности в общении с собственным ребенком, нельзя ограничиваться только пропагандой педагогических знаний, в которых родители лишь пассивные участники.

Эффективнее использовать такие формы, на которых знания преподносятся в процессе сотрудничества педагога и родителей, активного взаимодействия взрослого и ребенка. Одной из таких форм являются совместные спортивные мероприятия родителей и детей. На них родители приобретают не только теоретические знания, но и овладевают практическими умениями в области физического воспитания детей.

Еще одной формой эффективного взаимодействия с родителями является проведение нетрадиционных родительских собраний.

В нашей группе было проведено такое собрание в виде деловой игры.

Об этом, я хочу, рассказать поподробнее.

Что такое деловая игра?

Деловая игра -  это имитация педагогического процесса, его моделирование, упрощенное воспроизведение реальной ситуации. Она представляет собой последовательность действий, которые игроки должны выполнить для достижения определенного результата. Деловая игра регламентируется правилами, заранее прописанными в сценарии.

Деловая игра, заставляет участников использовать свой прошлый опыт, предоставляет им пространство для развития собственных представлений и действий. Одним из главных плюсов деловых игр является то, что они, моделируя реальность, позволяют радикально сократить время накопления опыта, позволяют повернуть ход событий, попробовать разные стратегии.

По окончании деловой игры результаты анализируются, после чего проводится процедура подведения итогов игры для ее участников.

 

Планируя деловую игру, мы ставили перед собой такие задачи:

1.    Расширять и закреплять знания, умения и навыки родителей по формированию здорового образа жизни у детей.

2.    Создать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников игры.

 

К участникам деловой игры предъявлялись следующие правила:

- полное погружение и включенность каждого в проблематику деловой игры и в атмосферу творчества.

- уважительное отношение к высказываниям других, даже в тех случаях, когда они не совпадают с собственной точкой зрения.

- самовыражение, когда каждый участник игры старается выразить себя и внести личный вклад в решение проблемы.

 

 

 

 

Структура деловой игры состоит из нескольких этапов:

1 этап: Организационно – подготовительный

Проводиться до деловой игры, без участия родителей)

Выбираются названия команд и девиз.

Подготавливается содержание мероприятий по профилактике заболеваний и оздоровлению детей в семье.  Выбирается жюри.

2 этап: Практический

 В самом начале в каждой команде были выбраны капитаны.

Ход игры:

1.    Представление команд (название и девиз)

Капитаны команд раздали участникам эмблемы…

2.    Конкурс: «Солнце здорового образа жизни»

Задание: из предложенных материалов: (большой бумажный круг, лучики, фломастеры), выложить солнце, лучи которого и будут представлять из себя составляющие здорового образа жизни. Подписать лучики (например, полноценное питание, здоровый сон, занятия спортом, и т.д.); Объяснить, как полученную схему можно использовать в домашних условиях.

3.    Конкурс «Назови пословицу или поговорку о здоровье». Участники команд по очереди называют пословицу или поговорку о здоровье, чья команда назовет больше, та и победила…

4.    Конкурс «Составь меню для ребенка на день». Предложить родителям составить сбалансированное меню для ребенка на целый день.

5.    Конкурс «Проведи с детьми гимнастику/подвижную игру». Предложить одной команде провести с детьми утреннюю гимнастику, а второй любую подвижную игру. 

6.    Игра – разминка: «Продолжи предложение». Правила игры: участники сидят на стульях по кругу. Ведущий пускает по кругу сердечко, каждый участник передает сердечко следующему участнику со словами: «Мой ребенок будет здоров, если….».

3 этап: Заключительный – подведение итогов, определение победителей.

Вывод: проведя деловую игру, мы убедились в том, что она способствовала раскрепощению родителей, позволила усвоить теоретические знания и освоить практические 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra.docx21.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего  вида «Умка»

«Деловая игра как эффективная форма взаимодействия д/с и семьи при формировании ЗОЖ у детей»

Воспитатель: Добровольская О.Н.

«Деловая игра как эффективная форма взаимодействия д/с и семьи при формировании ЗОЖ у детей».

Забота о здоровье ребёнка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению как самих себя, так и своих детей.

П. 1 ст. 18 Закона РФ «Об образовании» гласит: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в младенческом возрасте».

Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетания «здоровье сберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы педагогов всех элементов образовательной структуры, начиная от дошкольных учебных учреждений. Но проблема по-прежнему остается актуальной. Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться?

Давным-давно, еще на заре педагогики, Януш Корчак поделился своими наблюдениями: «Взрослым кажется, что дети не заботиться о своем здоровье…Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься».

В течении нескольких десятилетий в нашей стране осуществлялась политика превращения воспитания из семейного в общественное. И педагоги, и родители, были убеждены, что именно образовательное учреждение призвано внести основной вклад в дело формирования личности ребёнка.  Многие педагоги видели свою миссию в том, чтобы учить и контролировать действия родителей, указывать на их ошибки и недостатки в воспитании детей. При этом опыт родителей полностью игнорировался.

В настоящее время, признается приоритет семейного воспитания над общественным. Индивидуальность ребенка изначально формируется в семье, и воспитательная работа в образовательном учреждении не может строиться без учета этого фактора.  

Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Это обстоятельство налагает на родителей, особую ответственность.

Дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания. Важное место в решении этих задач занимает детский сад, который выступает в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений, навыков по сохранению и укреплению здоровья как детей, так и взрослых. Лишь при условии совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.

Поэтому, необходимо сотрудничество педагогов и родителей. Общение на равных – где ни одна сторона не обладает правом указывать и контролировать. От совместной работы, выигрывают все стороны педагогического процесса. Главное, что дети оказавшись в едином воспитательном пространстве, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее.

Традиционными являются такие формы работы с родителями, как физкультурные досуги и спортивные праздники с участием родителе и сотрудников ДОУ, родительские собрания, консультации, беседы. Сегодня, когда родители зачастую испытывают трудности в общении с собственным ребенком, нельзя ограничиваться только пропагандой педагогических знаний, в которых родители лишь пассивные участники.

Эффективнее использовать такие формы, на которых знания преподносятся в процессе сотрудничества педагога и родителей, активного взаимодействия взрослого и ребенка. Одной из таких форм являются совместные спортивные мероприятия родителей и детей. На них родители приобретают не только теоретические знания, но и овладевают практическими умениями в области физического воспитания детей.

Еще одной формой эффективного взаимодействия с родителями является проведение нетрадиционных родительских собраний.

В нашей группе было проведено такое собрание в виде деловой игры.

Об этом, я хочу, рассказать поподробнее.

Что такое деловая игра?

Деловая игра -  это имитация педагогического процесса, его моделирование, упрощенное воспроизведение реальной ситуации. Она представляет собой последовательность действий, которые игроки должны выполнить для достижения определенного результата. Деловая игра регламентируется правилами, заранее прописанными в сценарии.

Деловая игра, заставляет участников использовать свой прошлый опыт, предоставляет им пространство для развития собственных представлений и действий. Одним из главных плюсов деловых игр является то, что они, моделируя реальность, позволяют радикально сократить время накопления опыта, позволяют повернуть ход событий, попробовать разные стратегии.

По окончании деловой игры результаты анализируются, после чего проводится процедура подведения итогов игры для ее участников.

Планируя деловую игру, мы ставили перед собой такие задачи:

  1. Расширять и закреплять знания, умения и навыки родителей по формированию здорового образа жизни у детей.
  2. Создать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников игры.

К участникам деловой игры предъявлялись следующие правила:

- полное погружение и включенность каждого в проблематику деловой игры и в атмосферу творчества.

- уважительное отношение к высказываниям других, даже в тех случаях, когда они не совпадают с собственной точкой зрения.

- самовыражение, когда каждый участник игры старается выразить себя и внести личный вклад в решение проблемы.

Структура деловой игры состоит из нескольких этапов:

1 этап: Организационно – подготовительный

Проводиться до деловой игры, без участия родителей)

Выбираются названия команд и девиз.

Подготавливается содержание мероприятий по профилактике заболеваний и оздоровлению детей в семье.  Выбирается жюри.

2 этап: Практический

 В самом начале в каждой команде были выбраны капитаны.

Ход игры:

  1. Представление команд (название и девиз)

Капитаны команд раздали участникам эмблемы…

  1. Конкурс: «Солнце здорового образа жизни»

Задание: из предложенных материалов: (большой бумажный круг, лучики, фломастеры), выложить солнце, лучи которого и будут представлять из себя составляющие здорового образа жизни. Подписать лучики (например, полноценное питание, здоровый сон, занятия спортом, и т.д.); Объяснить, как полученную схему можно использовать в домашних условиях.

  1. Конкурс «Назови пословицу или поговорку о здоровье». Участники команд по очереди называют пословицу или поговорку о здоровье, чья команда назовет больше, та и победила…
  2. Конкурс «Составь меню для ребенка на день». Предложить родителям составить сбалансированное меню для ребенка на целый день.
  3. Конкурс «Проведи с детьми гимнастику/подвижную игру». Предложить одной команде провести с детьми утреннюю гимнастику, а второй любую подвижную игру.  
  4. Игра – разминка: «Продолжи предложение». Правила игры: участники сидят на стульях по кругу. Ведущий пускает по кругу сердечко, каждый участник передает сердечко следующему участнику со словами: «Мой ребенок будет здоров, если….».

3 этап: Заключительный – подведение итогов, определение победителей.

Вывод: проведя деловую игру, мы убедились в том, что она способствовала раскрепощению родителей, позволила усвоить теоретические знания и освоить практические умения.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА «Взаимодействие детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста»

Программа "Взаимодействие детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста"...

Взаимодействие детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста.

Объединить стремление педагогов, медицинских работников и родителей к сотрудничеству, направленному на формирование знаний о здоровом образе жизни детей....

Рабочая программа взаимодействия детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей разновозрастной (оздоровительной) группы МБДОУ детского сада «Сайзанак»

Рабочая программа взаимодействия детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей разновозрастной (оздоровительной) группыМБДОУ детского сада «Сайзанак» в соответств...

Рабочая программа по взаимодействию детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей старшей группы МБДОУ детского сада «Сайзанак»

Рабочая программа «Взаимодействие детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей  старшей группы» разработана на основе «Основной образовательной программы м...