Практика Детско-родительский клуб, как эффективная форма взаимодействия детского сада и семьи
материал
Деятельность детско-родительского клуба за 2023г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doo_35_g._achinsk_osipova_e.p.docx | 36.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация детско-родительского клуба как эффективная форма
взаимодействия детского сада с семьей
педагог-психолог Осипова Елена Петровна,
г. Ачинск МБДОУ Д/с № 35
Педагогическая практика
Актуальность
Сегодня изменилось отношение государства к семье. Стала другой и сама семья. (отделение семьи от старшего поколения, снижение рождаемости, финансовые затруднения, нестабильность, занятость родителей на производстве). В Законе “Об образовании” сказано о том, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а ДОО активно помогает семье. Сменились акценты. Семья стала главной в воспитании ребенка. Одной из задач федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Данные социального исследования по ДОО, также говорят об актуальности поставленной задачи. Социальное исследование, проведенное среди родителей, показало, что подавляющее большинство родителей не уделяют должного внимания семейному воспитанию в связи занятостью (70 % родителей считают своей главной заботой материальное благополучие ребенка). При этом исследование показало возросший интерес родителей к воспитательно-образовательному процессу ДОО (до 60% опрошенных выразили желание принять в нем активное участие). 70% родителей согласны с тем, что семейное воспитание ребенка важно и нужно, но отметили свою педагогическую некомпетентность.
Поиск наиболее эффективных способов вовлечения родителей в жизнь детского сада стал актуальной проблемой для педагогов также в связи с тем, что в ДОО получают образование дети, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (60 детей с ОВЗ), семьи которых нуждаются в особой поддержке и сопровождении.
Методической службой ДОО был проведен ряд мероприятий по повышению компетенций педагогов в области взаимодействия с родителями. Инициативная группа разработала Положение о детско-родительском клубе (далее Клуб). Это одна из наиболее эффективных форм, которая дает возможность пробудить интерес родителей к жизни детей в ДОО, активизировать их к участию в совместной деятельности с детьми, к возможности на практике совершенствовать свою «родительскую» психолого-педагогическую компетентность.
Таким образом актуальность практики состоит в том, что организация детско-родительского клуба позволяет обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи в повышении компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования в соответствии с ФГОС ДО, ФОП ДОО через разнообразные и современные формы взаимодействия с семьей
Идея. Уникальность. Базовый принцип практики
Новизна практики заключается в том, что данная форма работы позволяет:
- реализовать требования образовательного стандарта, ФОП ДОО в индивидуализации, социализации, поддержки инициативы и творчества детей и родителей, в том числе в инклюзивном образовании;
- привлечь родителей в образовательный процесс ДОО посредством совместной партнерской деятельности, через использование разнообразных форм, методов, приемов и упражнений, предусмотренных в работе Клуба, приобрести родителям новые знания, о возрастных и психологических особенностях детей дошкольного возраста, формирования у родителей практических навыков воспитания и образования детей.
Уникальность представленной практики состоит в том, что деятельность Клуба, открывает возможность объединить 3 направления одновременно «ребенок-родитель-педагог» с принципа социального подхода, идеи равенства и партнерского отношения его участников, получая обратную связь. Данную практику можно реализовать как в отдельной группе ДОО, так и объединив участников по разным категориям: по тематикам встреч, возрасту, интересам, проблемам и т.д
Основной целью деятельности клуба является создание условий для психолого-педагогической поддержки семьи при получении дошкольного образования во взаимодействии семьи и образовательной системы ДОО, с учетом индивидуальных особенностей и возможностей детей.
Задачи:
1.Содействовать повышению психолого-педагогической культуры родителей через разные формы сотрудничества в рамках деятельности детско-родительского клуба.
(результативность измеряется через анкетирование: по повышению педагогических умений родителей, появлению уверенности в собственных педагогических возможностях)
2.Обеспечить эффективное взаимодействие между ДОО и родителями воспитанников, включая семьи с детьми ограниченными возможностями здоровья в вопросах воспитания и развития детей в условиях ДОО и семьи
(результативность измеряется через анкетирование: анализ активности семей детей)
3.Оказывать психолого-педагогическую помощь родителям (законным представителям) в развития детей через разные формы совместной деятельности.
(результативность измеряется через анкетирование: появление практических навыков у родителей)
Деятельность клуба строится на принципах:
- последовательности;
- системности;
- личностно-ориентированного подхода;
- открытости, взаимопонимания и доверия;
- социализации;
В начале каждого учебного года составляется план работы клуба, который составляется на основании анкетирования с учетом интересов родителей, педагогов, детей.
Средства реализации практики
Организация деятельности Клуба:
Деятельность Клуба осуществляется в соответствии с планом работы, не реже 1 раза в квартал (или по запросу).
Непосредственное руководство Клубом осуществляет педагог-психолог, который ведет планирование и учет деятельности родительского клуба с учетом индивидуальных и групповых запросов родителей воспитанников ДОО, а также в соответствии с современными методическими требованиями.
Функционирование Клуба осуществляют специалисты ДОО: педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель, воспитатели учреждения.
Занятия в Клубе представляют собой родительские встречи в различных формах: детско-родительские занятия, игровые тренинги, мастер-классы, досуговые и спортивные мероприятия и др.
Содержание деятельности родительского клуба доступно для совместного выполнения взрослыми и ребенком и направлено на развитие эмоциональной сферы, партнерских доверительных отношений родителей и детей, а также решение оздоровительных, воспитательных и образовательных задач.
Деятельность Клуба с родителями, детьми и педагогами выстраивается по направлениям:
- художественно-эстетическое (ручное творчество, изобразительное творчество, музыка и др.)
- физическое (физкультурно-спортивная деятельность, народные игры, др.)
- познавательно-речевое (мастер-классы, мини-лекции).
- социально-личностное (социализация)
Формы психолого-педагогической деятельности Клуба:
Инвариантные: групповые мероприятия для всех родителей (семинары, тренинги, консультации, мини-лекции, мастер-классы).
Вариативные: подгрупповые мероприятия для дифференцированных групп родителей в соответствии с запросами, потребностями; индивидуальные консультации для родителей; индивидуальная работа с родителями и их детьми по выявлению, профилактике и коррекции различных отклонений; совместные детско-родительские встречи в различных формах, занятия, игровые упражнения, досуговые и спортивные мероприятия.
Структура занятия детско-родительского клуба
Вводная часть:
- упражнения, игры, этюды способствующие эмоциональной настройке группы детей и родителей на тему занятия («Тропический дождь», «Алфавит», «Миксер», «Молекулы», «Ток», «Забор», «Снежки», «Пластилиновая фигурка» и др.)
Основная часть:
- теоретическая часть темы заседания, через практическую деятельность работы с родителями; (Например, тема: «Кризис 3 лет» мини-лекция «Семизвездие кризиса 3 лет» с приведением конкретных примеров проявления и возможных способов решения ситуации).
- мастер класс педагога или родителя (изготовление дидактического пособия для развития мелкой моторики или формирования воздушной струи с привлечением в теоретической части учителя-логопеда)
- совместная творческая работа родителей и детей группы или любая другая совместная деятельность, например соревнования с инструктором по физической культуре, музыкального руководителя)
При отсутствии родителя ребенок участвует в работе, при поддержке родителя другого ребенка и педагога группы.
Заключительная часть:
- рефлексия (обратная связь, подведение итогов: чему научились, что нового узнали, что еще бы хотелось узнать)
- выставка творческих работ и др.
Занятия проводятся один раз в месяц, в вечернее время, длительность занятий вариативна от 30 мин до 1 часа.
Занятия детско- родительского клуба может проходить в разных помещениях
детского сада: в музыкальном, физкультурном залах, в группе.
Возможные темы заседаний Клуба:
Мини-лекции «Возрастной кризис», «Детские капризы», круглый стол «Усвоение социальных норм и правил поведения в обществе. Проблемы поведения», «Нормы развития детей раннего и дошкольного возраста», педагогическая гостиная «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОО», «Детская одаренность», мастер-класс «Арт-терапия в работе с детьми дошкольного возраста», Семинар-практикум «Психолого-педагогическая готовность к школьному обучению», «Развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте», «развивающие игры в условиях ДОО и домашнего воспитания»
Результаты практики
Результаты деятельности Клуба в 2023 году:
1. Созданы условия для повышения педагогических умений родителей, поддержки их уверенности в собственных педагогических возможностях (по результатам анкетирования: повышение педагогических умений родителей - 80%, появление уверенности в собственных педагогических возможностях 95%)
2. Обеспечено эффективное взаимодействие между ДОО и родителями воспитанников, включая детей с ограниченными возможностями здоровья через оптимизацию воспитания и развития детей в условиях ДОО и семьи (по результатам анализа активности семей - 80%)
3. Оказана всесторонняя психолого-педагогическая помощь родителям (законным представителям) в развитии детей (по результатам анкетирования: появление педагогических умений родителей, практических навыков обучения - 80%)
В процессе совместной деятельности, в рамках Клуба:
- дети демонстрируют свои умения и способности, а также начинают воспринимать родителей как союзников;
- родители имеют возможность увидеть способности своих детей, увидеть их сильные стороны и принять особенности развития, гармонизировать детско-родительские отношения, учатся толерантному отношению к детям с особенностями в развитии
- педагоги практически обучают родителей педагогическим методам и приемам взаимодействия с детьми в разных образовательных областях.
Подводя итоги работы Клуба, можно сделать вывод о том, что такая форма работы с родителями (включая детей с ОВЗ) является перспективной, интересной и результативной, учитывает возможности семей, помогает проявлять творческие таланты детей и их родителей. Кроме того, работа Клуба показала, что атмосфера, которая возникает в процессе общения детей и родителей в детском саду, а также полученные практические умения переносятся в домашнюю обстановку. По активности посещения видно, что родители понимают необходимость совместной деятельности детей с разными образовательными возможностями.
Условия, обеспечивающие устойчивость практики.
Одним из важных условий обеспечивающих устойчивость практики, является систематичность проведения заседаний детско-родительского клуба, а так же актуальность тематик Клуба.
Возможные риски: низкая активность родителей и педагогов.
Механизмы минимизации:
- повысить заинтересованность родителей и педагогов в деятельности, за счет участия участников в планировании, изучение запросов, анкетирование;
- учет возрастных, индивидуальных возможностей детей при проведении совместной деятельности с родителями (ограничение по времени);
- проведение заседаний в удобное для родителей время (опрос)
Роль партнеров
Партнерами выступают родители, которые являются активными участниками Клуба (в планировании и проведении). При желании на заседания можно привлекать и любые другие организации: например учителей по вопросам подготовки к школе, поступлению в первый класс, преподавателей доп. образования. Все зависит от запроса родителей, профилактики или решения возникающих проблемных вопросов, планирования заседаний Клуба.
Деятельность детско – родительского клуба открывает широкие возможности для совместной работы, приносящие положительные результаты педагогам, родителям и детям.
Способы тиражирования практики
Данную практику можно реализовать как в отдельной группе ДОО, так и объединив участников по разным категориям: по тематикам встреч, возрасту, интересам, проблемам и т.д. Тиражирование возможно через электронные, печатные издания для применения в дошкольных учреждениях.
В перспективе планируется продолжить работу в данном направлении с увеличением количества участников, разнообразием форм работы и тематики занятий.
Ссылка на фото, презентации: https://nsportal.ru/node/6449774
Сертификаты, подтверждающие значимость практики: https://nsportal.ru/albom/2024/02/25/prezentatsii-deyatelnosti-detsko-roditelskogo-kluba
Литература:
- Волкова, И. А. Организация работы детско-родительского клуба в ДОУ / И. А. Волкова, С. Н. Мумладзе, Н. А. Толочек. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46.2 (232.2). — С. 28-30. — URL: https://moluch.ru/archive/232/54077/ (дата обращения: 26.05.2023).
- Доронова Т.Н.. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями.– М., Сфера, 2002.
- Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья. Методика работы с родителями. – М., Мозаика-синтез, 2007.
- Лобанок Т.С Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.. - 2-е изд. - Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Деловая игра как эффективная форма взаимодействия детского сада и семьи при формировании здорового образа жизни у детей»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад общеразвивающего вида «Умка» «Деловая игра как эффективная фор...
Родительский клуб как эффективная форма взаимодействия детского сада и семьи в вопросах физического воспитания и оздоровления воспитанников старшего дошкольного возраста
Естественное желание каждого родителя – вырастить своего ребенка здоровым, сильным и крепким. Однако и ФГОС ставит перед дошкольной организацией ряд задач, одна из которых - охрана и укрепление ...
«Взаимодействие семьи и детского сада по шахматному образованию в современных условиях. Использование эффективных форм взаимодействия детского сада с семьями воспитанников»
В детском саду закладывается прочный фундамент для обучения в школе....
«Взаимодействие семьи и детского сада по шахматному образованию в современных условиях. Использование эффективных форм взаимодействия детского сада с семьями воспитанников»
В детском саду закладывается прочный фундамент для обучения в школе. ...
Родительские клубы как эффективная форма взаимодействия детского сада и семьи
Родительские клубы как эффективная форма взаимодействия детского сада и семьи...
Мастер-класс "Интерактивная игра – эффективная форма взаимодействия детского сада и семьи"
Методическая разработка является продуктом деятельности муниципальной стажировочной площадки «Моделирование образовательного процесса дошкольного учреждения по социально-коммуникативному развити...
Буклет "Родительский клуб как эффективная форма взаимодействия детского сада и семьи"
Родительский клуб – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению...