Коррекционно-развивающее занятие в сенсорной комнате по развитию логического мышления в старшей группе «Вокруг света»
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель: развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи
Образовательные:
- расширить представления детей об окружающем мире;
Развивающие:
- стимулировать развитие базовых чувств (зрения, слуха, осязания);
- снять психоэмоциональное напряжение;
- развивать мелкую моторику;
- стимулировать воображение;
- развивать пространственные представления;
- развить логическое мышление, речь, внимание;
Воспитательные:
- воспитывать умение работать в команде, следовать словесной инструкции;
- закреплять умение участвовать в совместной игре;
- воспитывать умение вежливо общаться.
Оборудование: световой стол с песком, мягкий пуф, оптико-волоконный пучок «Сухой дождь», сухой бассейн с шариками, пузырьковые колонны, проектор «Жар-птица», фонарик, проигрыватель.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко»
Коррекционно-развивающее занятие в сенсорной комнате по развитию логического мышления
в старшей группе
«Вокруг света»
Подготовила:
Педагог-психолог Князева М.Н.
Черноголовка
2018 год
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Цель: развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи
Образовательные:
- расширить представления детей об окружающем мире;
Развивающие:
- стимулировать развитие базовых чувств (зрения, слуха, осязания);
- снять психоэмоциональное напряжение;
- развивать мелкую моторику;
- стимулировать воображение;
- развивать пространственные представления;
- развить логическое мышление, речь, внимание;
Воспитательные:
- воспитывать умение работать в команде, следовать словесной инструкции;
- закреплять умение участвовать в совместной игре;
- воспитывать умение вежливо общаться.
Оборудование: световой стол с песком, мягкий пуф, оптико-волоконный пучок «Сухой дождь», сухой бассейн с шариками, пузырьковые колонны, проектор «Жар-птица», фонарик, проигрыватель.
Словарная работа: глобус, континенты, Африка, Европа, Северный полюс.
Предварительная работа: изучение животного мира и природно-климатических особенностей различных областей.
Ход занятия
- Вводная часть
Дети входят в сенсорную комнату, здороваются с педагогом и гостями. Тр.1
Педагог-психолог: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Вы уже знаете, что это комната волшебная и она может вмещать в себя всё, что угодно. Здесь может быть и лес, и пустыня, и космос. Хотите узнать, где мы окажемся сегодня? Да. Тогда вот вам подсказка:
У меня в ладонях страны, реки, горы, океаны.
Догадались, в чём тут фокус?
Я верчу руками глобус.
Вокруг света обойдём, много интересного там найдём.
Так куда же мы отправляемся, ребята? В кругосветное путешествие!
Верно! На нашей планете очень много стран и континентов. Впереди нас ждет множество приключений и испытаний. Вы готовы? Да. Тогда в путь!
Остановка «Африка»
Педагог-психолог: Наша первая остановка – Африка! Показывает ее на глобусе. Ребята, а что вы знаете про Африку? Ответы детей. Да, вы все правильно сказали. В Африке очень жарко. В некоторых районах растут тропические леса, в которых водится множество диких животных. Но есть места, где почти ничего не растет – это бескрайние пустыни. Интересно будет туда попасть? Да! А добираться туда мы будем необычным способом. Мы будем телепортироваться!
Тр.2
Дети и педагог встают в круг и берутся за руки. Покружились влево. Покружились вправо. Остановились и представили, что мы в Африке.
- Упражнение «Расставь по порядку» (за световым столом)
Дети и педагог подходят к световому столу с песком.
Тр.3
Педагог-психолог: Вот мы и в пустыне. А каких животных можно встретить в пустыне? Верблюдов! Правильно, а вот и они. Достает верблюдов разного размера. Давайте расставим их по порядку, от самого большого до самого маленького – получится настоящий караван. Дети расставляют верблюдов на столе в порядке возрастания.
Молодцы, ребята! А вы знаете, что люди используют верблюдов для перевозки грузов? Да! Эти верблюдам доверили перевозить сокровища! Но все они перепутались, давайте распределим их по верблюдам, чтобы получилась красивая последовательность.
- Упражнение «Продолжи ряд»
Педагог выкладывает на стол различные последовательности из разноцветных камушков (кристаллов). Дети продолжают ряд, соблюдая последовательность.
Педагог-психолог: Как здорово ребята! Теперь караван верблюдов может отправиться в путь. И мы вместе с ними.
Тр.4
- Динамическая пауза (сухой бассейн)
Педагог-психолог: Иногда в пустыне встречают оазисы. Это настоящий райский уголок с водоемом, где всегда свежо и прохладно. Путники всегда останавливаются там, чтобы отдохнуть и набраться сил. Я предлагаю вам представить, что это (сухой бассейн) – озеро с прохладной водой. Давайте помочим в нем ножки.
Дети садятся на бортик бассейна и болтают ногами в шариках.
Педагог-психолог: А теперь запрыгивайте в «воду».
Дети залезают в бассейн шариками, закапывают друг друга, изображают плавание.
Педагог-психолог: Как здорово вы плаваете! Отдохнули? Да! Тогда вперед навстречу новым приключениям!
- Упражнение «Разноцветный дождь»
Тр. 5
Педагог-психолог: Знаете, ребята – в Африке есть не только пустыни, но и тропические леса, где растет много деревьев и обитает множество животных. Давайте посмотрим, какие животные обитают в тропиках. Показывает плакат с животными тропических лесов. Дети называют их (обезьяны, носороги, ленивцы, ягуары). Да, ребята, вы назвали много животных и птиц. И всем им, чтобы выжить, нужна вода. Они очень ждут, когда начнется сезон дождей. Но он никак не начинается. Посмотрите, туча заколдована и не горит. Чтобы расколдовать ее, вам нужно выполнить задание и отгадать, какого цвета дождик должен пойти. Вы готовы? Да!
Дети садятся на мягкий пуф под сухой дождь. Психолог показывает детям таблички с вариантами цвета дождя. Дети должны выполнить следующие задания (см. таблицу). При правильном ответе оптико-волоконный пучок загорается этим цветом.
Это не желтый, не зеленый, не синий. Ответ: красный | |||||||
Этот цвет справа от белого. Ответ: зеленый | |||||||
Этот цвет слева от розового. Ответ: синий | |||||||
Этот цвет второй справа. Ответ: белый | |||||||
Этот цвет между белым и зеленым. Ответ: розовый | |||||||
Этот цвет четвертый слева. Ответ: желтый |
Педагог-психолог: Отлично, ребята! Благодаря вам в тропическом лесу прошел настоящий ливень. Он полил все деревья, а животные смогли вдоволь напиться воды. А нам пора двигаться дальше. Следующая остановка – Евразия, а именно непроходимый таинственный лес – тайга. Педагог на глобусе показывает, где находится тайга.
Тр. 6
Дети и педагог встают в круг и берутся за руки. Покружились влево. Покружились вправо. Остановились и представили, что мы в лесу.
Остановка «Евразия (тайга)»
Тр. 7
Дети и педагог подходят к световому столу.
Педагог-психолог: Чтобы узнать, кто живет в тайге, отгадайте загадки.
- Загадки про животных нашей полосы
В курятник повадилась — ждите беды.
Рыжим хвостом заметает следы. (Лиса)
Что за зверь такой лесной?
В белой шубке он зимой.
Всех боится зверь-трусишка.
Как зовут его?
(Зайчишка)
На овчарку он похож,
Что ни зуб — то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
(Волк)
Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
(Белка)
У него рога ветвисты,
А бока чуть-чуть пятнисты.
(Олень)
Кто по зарослям идет,
На ходу листву жует?
Лучше с ним гулять поврозь.
Этот зверь — рогатый...
(Лось)
Любит кушать он малину
И в берлоге спать всю зиму.
Страшно может он реветь,
А зовут его...
(Медведь)
Этот зверь с двумя клыками,
С очень мощными ногами
И с лепешкой на носу.
Роет землю он в лесу.
(Кабан)
Дети отгадывают загадки и на стол, горящий зеленым цветом, выставляются соответствующие фигурки животных.
Педагог-психолог: Вот как много животных живет в этом лесу. Я думаю, что все они очень проголодались. Давайте немного прогуляемся по лесу и поможем им найти пропитание.
Тр. 8
- Физкультминутка с использованием массажных ковриков «Шишки»
- Спокойная ходьба (как лиса);
- Ходьба на внешней стороне стопы (как медведь);
- Прыжки (как белка).
Тр. 9
- Дидактическая игра с сюрпризным элементом «Покорми животных»
Педагог-психолог: Ой, смотрите, я нашла какой-то сундук. Интересно, что там. Дети открывают сундучок и достают оттуда карточки-мешочки. Хмм… А как нам узнать что в них? У меня есть одна идея. Педагог-психолог светит фонариком с обратной стороны карточки, на ней появляется изображение. Я поняла – мы нашли еду для животных леса. Какому зверю мы подарим этот мешочек? Дети просвечивают мешочки и раскладывают их на столе рядом с животными.
- Лиса – курица;
- Волк – заяц;
- Заяц – морковь;
- Кабан – желуди;
- Белка – шишка;
- Лось – мухомор;
- Медведь - малина;
- Олень – трава.
Педагог-психолог: Молодцы, ребята! Вы накормили всех животных. Давайте продолжим наше путешествие вокруг света. Теперь я предлагаю вам отправиться в место, где бушуют метели и свирепствуют морозы. Океан в этом месте покрыт льдом, толщина которого достигает трёхэтажного дома. Что это за место, ребята? Северный полюс! Давайте посмотрим на глобус. Где же находится Северный полюс? Дети пробуют догадаться и показать на глобусе.
Тр.10
Дети и педагог встают в круг и берутся за руки. Покружились влево. Покружились вправо. Остановились и представили, что мы на Северном полюсе.
Остановка «Северный полюс»
Тр.11
Педагог-психолог: Прислушайтесь. Что вы слышите? Дует ветер. Верно, ребята. А знаете ли вы, что такое полярная ночь? Нет. Это когда солнце долго не показывается над линией горизонта, только бледный свет луны и звёзд, освещает бескрайние снежные просторы.
- Релаксация «Сказка об особенном медвежонке»
Педагог-психолог: Давайте погрузимся в полярную ночь и послушаем сказку о медвежонке.
В комнате выключается все освещение. Дети садятся на мягкие кресла и рассматривают пузырьковые колонны. Педагог рассказывает сказку.
На далёком севере, где свирепствуют морозы и дуют холодные ветра, появился на свет особенный медвежонок. Он был бурым. Все жители севера удивлённо осматривали его, старались его понюхать.
- Ты кто? – спросил оленёнок.
- Откуда ты? – спросил морж.
- У-ух! – заухала сова.
Медвежонок так испугался, что даже заплакал. Он плакал так громко, что скоро к нему сбежались почти все жители ближайших мест, смотрят и удивляются: что за зверь такой?
- Я – медвежонок, а как попал сюда – не знаю. Я очень замерз.
Никто не знал, как ему помочь. Вскоре все разошлись по своим норам и гнездам. А грустный бурый медвежонок лег на снег и уснул.
Наступило утро. Вдруг погода испортилась, подул ветер, пошёл снег. Все попрятались: моржи, чайки, олени, совы. Но никто не испугался, потому что Зима часто обходила свои владения. И вдруг в сугробе она увидела коричневую мордочку с крепко зажмуренными глазами. Она притронулась посохом к чёрненькому носику и спросила:
- Кто ты? И как попал сюда?
- Я медвежонок, а как здесь оказался – не знаю. Мне очень холодно и страшно.
Подумала хорошенько зима и ей стало жалко медвежонка. Она решила ему помочь.
- Если ты мёрзнешь, прячешься в сугробе, мечтаешь о тёплой шубе, будь же ты белым медведем.
Сказала она эти слова, притронулась посохом к Мишкиному носу и спросила:
- Теперь-то ты доволен? Отвечай же!
От удивления он ничего не мог сказать. Теперь он не маленький, а большой, не бурый, а белый, и ему совсем не холодно – греет тёплая шуба.
Зима ушла довольная своими делами. Прекратился ветер, все выбрались из своих нор и гнёзд. И вдруг увидели белого медведя. Опять незнакомый зверь и опять они стали его рассматривать. Но вдруг они догадались, что это их маленький друг. Но теперь он почему-то белый.
- Я был маленьким и бурым, боялся холода. Я встретил Зиму и это её подарок. Я стал большим, белым и теперь жить буду с вами.
Обрадовались жители севера, их теперь стало больше, с ними теперь белый медведь. И вот так до сих пор живут на севере, среди снегов и морозов белые медведи, о которых вы, любознательные ребята, узнали из этой сказки.
Включается приглушенный свет. Дети и педагог обсуждают сказку.
Вопросы для обсуждения:
- Какие животные живут на севере?
- Какие особенности помогают им выжить среди снегов?
- Почему на севере медведи белые?
- Дидактическая игра «Найди тень»
Педагог-психолог: Ребята, у меня для вас есть одно задание. Пока на Северном полюсе была полярная ночь и на небе не было солнца, звери потеряли свои тени. Давайте поможем им их отыскать.
Детям раздаются карточки с животными севера. Для каждого животного необходимо найти карточку с его тенью.
Педагог-психолог: Какие вы молодцы! Вы справились и с этим заданием.
- Рефлексия
Педагог-психолог: Наше путешествие подошло к концу. И перед тем, как мы вернемся обратно в детский сад, давайте вспомним, где мы с вами побывали. В пустыне, тропическом лесу, в тайге, на севере. Да, вы были настоящей командой и справились со сложными заданиями. Что вам больше все понравилось? Что нового вы узнали? Ответы детей.
- Завершение
Тр.12
Дети и педагог встают в круг и берутся за руки. Покружились влево. Покружились вправо. Остановились и представили, что мы в детском саду.
Включается свет.
Педагог-психолог: Ребята, теперь я могу с уверенностью сказать, что вы настоящие путешественники. И вас ждет награда. Педагог вручает детям медали в виде глобуса. Вы большие молодцы! До свидания!
Дети прощаются с педагогом и гостями и возвращаются в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по развитию логического мышления детей старшей группы. Тема : « Животные: домашние, дикие, животные жарких стран».2014 г.
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию логического мышления детей старшей группы.Тема : « Животные: домашние, дикие, животные жарких стран»...
Конспект образовательной деятельности по развитию логического мышления детей старшей группы "Космический полет на планету Логика"
Обучение детей сопоставлению, сравнению, анализу, умению самостоятельно делать выводы, находить общее и частное, устанавливать простые закономерности, строить умозаключения, творчески мыслить.Развитие...
Итоги опытно-эспериментальной работы по развитию логического мышления детей старшей группы
Здесь представлен мониторинг развития логического мышления детей экспериментальной группы в условиях использования развивающих творческих игр для развития процессов логического мышления....
Перспективный план распределения дидактических игр на развитие логического мышления в старшей группе
В статье представлен перспективный план из опыта работы....
Создание условий по использованию дидактических игр в развитии логического мышления. ФЭМП. Старшая группа
Создание условий по использованию ди в развитии логического мышления. ФЭМП. Старшая группа...
Система занятий с использованием игр для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста
Система занятий с использованием игр для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста представлена планированием занятий на учебный год. Система занятий преследует ряд ...
Конспект занятия по развитию логического мышления в старшей группе «Морское путешествие»
развивать логическое мышление у детей старшего дошкольного возраста, используя логические игры и упражнения....