Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по психологической подготовке детей к школьному обучению "Путешествие с Цветиком-семицветиком"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Князева Марина Николаевна

Цель: формирование у детей психологической готовности к школе.

Образовательные задачи:

  • Расширить и обобщить представления детей о диких и домашних животных, птицах, насекомых, животных жарких стран, животных северных широт, деревьях, цветах, фруктах, ягодах;
  • Закрепить зрительные образы букв;
  • Закрепить понятие числового ряда (от 1 до 10).

Развивающие задачи:

  • Развивать умение логически мыслить;
  • Развивать слуховое и зрительное внимание;
  • Развивать слухоречевую и зрительную память;
  • Развивать связную речь;
  • Развивать зрительно-моторную координацию;
  • Развивать зрительно-пространственную ориентацию;
  • Развивать произвольность;
  • Развивать воображение;
  • Развивать произвольность;
  • Развивать элементарные навыки самооценки.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать у дошкольников положительное отношение к себе, к окружающим и к школе;
  • Воспитывать самостоятельность, умение работать в коллективе, в парах, умение договариваться.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Солнышко»

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия

по психологической подготовке детей к школьному обучению

https://dou1.edumsko.ru/uploads/1000/947/section/361723/1_59197f2943d4e.jpg?1541438140740

Подготовила:              

Педагог-психолог Князева М.Н.

Черноголовка

2019 год

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Цель: формирование у детей психологической готовности к школе.

Образовательные задачи:

  • Расширить и обобщить представления детей о диких и домашних животных, птицах, насекомых, животных жарких стран, животных северных широт, деревьях, цветах, фруктах, ягодах;
  • Закрепить зрительные образы букв;
  • Закрепить понятие числового ряда (от 1 до 10).

Развивающие задачи:

  • Развивать умение логически мыслить;
  • Развивать слуховое и зрительное внимание;
  • Развивать слухоречевую и зрительную память;
  • Развивать связную речь;
  • Развивать зрительно-моторную координацию;
  • Развивать зрительно-пространственную ориентацию;
  • Развивать произвольность;
  • Развивать воображение;
  • Развивать произвольность;
  • Развивать элементарные навыки самооценки.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать у дошкольников положительное отношение к себе, к окружающим и к школе;
  • Воспитывать самостоятельность, умение работать в коллективе, в парах, умение договариваться.

Словарная работа: школа, портфель, тетрадь, ручка, учебник, ученик, первоклассник, урок, перемена, названия диких и домашних животных, птиц, насекомых, животных жарких стран, животных северных широт, деревьев, цветов, фруктов, ягод, эмоции (радость, грусть, удивление, гнев).

Демонстрационный материал: презентация Power Point, почтовая коробка, письмо, Цветик-семицветик, таблички с разноцветными ладошками, мяч, мешочек с предметными картинками.

Раздаточный материал: карточки с растениями и животными, математические пазлы, тетради в клетку, простые карандаши, ластики, картинки с изображением эмоций, закладки.

Предварительная работа: просмотр и обсуждение мультфильма «Цветик-семицветик», повторение названий растений и животных, беседы о школе, проведение коррекционно-развивающей работы в течение учебного года.

Ход занятия

  • Вводная часть

Дети входят в зал, здороваются с педагогом и гостями. Тр. 1. Слайд 1.

Педагог-психолог: Ребята, сегодня у нас с вами будет необычное занятие. Посмотрите, нам пришла посылка! Давайте откроем коробку и посмотрим, что внутри. Педагог-психолог открывает посылку и достает письмо и Цветик-семицветик. Ух ты, здесь письмо и какой-то цветок! Слайд 2. Здесь написано: «Ребятам из подготовительной группы от девочки Жени». Интересно, что же она пишет? Педагог-психолог открывает конверт и читает письмо:

«Здравствуйте ребята!

Меня зовут Женя, и я хочу рассказать вам свою историю. У меня есть старший брат Петя. Он учится уже в пятом классе. Я всегда завидовала ему. У него есть много учебников с интересными картинками, большой портфель, тетрадки, разноцветные ручки. Я всегда хотела учиться в школе, как Петя, чтобы у меня тоже было много всего интересного, но я была еще маленькой. Недавно у меня был день рождения, мне исполнилось 7 лет, и одна добрая бабушка подарила мне волшебный цветок. Это был Цветик-семицветик, который может исполнять любые желания. Я сразу же оторвала один лепесток и загадала, чтобы у меня был самый красивый на свете портфель, и самые красивые тетрадки и много-много ручек и карандашей, как у брата. Мое желание тут же исполнилось. Как я была рада! 1 сентября вся нарядная я пошла в школу. Но оказалось, что портфеля, ручек и тетрадок недостаточно, чтобы стать первоклассницей. Ведь я совсем не умею учиться и не знаю, какие правила есть в школе… Дорогие ребята, я знаю, что вы готовитесь скоро пойдете в школу. Пожалуйста, помогите мне узнать, чему мне нужно научиться, чтобы стать настоящей первоклассницей!

Надеюсь на вас и жду ответа! Женя»

Ну что, ребята, поможем Жене? Да! Задача трудная, и чтобы с ней справиться, нам нужно оказаться в школе и узнать, что умеют первоклассники. Давайте оторвем один лепесток с Цветика-семицветика и скажем волшебные слова:

Тр.2.

Лети, лети, лепесток,

Через Запад на Восток,

Через Север, через Юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли-

Будь, по-моему, вели.

Вели, чтобы ребята оказались в школе на уроке «Окружающий мир»!

Звенит школьный звонок. Снимается занавес и открывается школьная доска и парты. Тр.3. Слайд 3.

Педагог-психолог:  Вот мы и оказались в школе! Посмотрите, на партах остались задания! Давайте попробуем их выполнить.

  • Классификация

Педагог-психолог: Присаживайтесь, друзья! Дети садятся по двое за парты. Перед каждым из вас на столе лежит большая карточка с восьмью клеточками. Также на столе лежит желтая папка. Достаньте из нее маленькие карточки и положите их на середину стола. Вам нужно подумать, какие маленькие карточки подходят по смыслу к вашей, и заполнить все пустые клеточки.

Дети классифицируют карточки на группы: дикие животные, домашние животные, животные жарких стран, животные северных широт, деревья, цветы, фрукты, ягоды.

Давайте посмотрим, какие группы у вас получились? Как можно назвать каждую группу?

Отлично, вы справились с первым заданием! Соберите маленькие карточки и сложите их обратно в папку. Большие карточки отодвиньте в сторону на край стола. А теперь приготовьтесь выполнять следующее задание.

  • Четвертый лишний

Педагог-психолог: Посмотрите на доску! Вы видите изображения четырех предметов. Догадайтесь, какой предмет лишний, и объясните, почему.

Слайд 4. Утка, курица, гусь, собака

Слайд 5. Дуб, береза, елка, одуванчик

Слайд 6. Яблоко, груша, лук, апельсин

Слайд 7. Сова, попугай, кузнечик, ворона

Слайд 8. Жираф, верблюд, слон, медведь

Слайд 9. Коза, лошадь, свинья, мышь

Слайд 10. Черника, вишня, клубника, банан

Слайд 11. Кот, лиса, цыпленок, заяц

Педагог-психолог: Молодцы, ребята! Вы справились с этим заданием!

Мне кажется, вам пора немного передохнуть. В школе после каждого урока начинается перемена, во время которой можно отдохнуть, пообщаться с друзьями и подготовиться к следующему уроку.

Педагог-психолог отрывает следующий лепесток с Цветика-семицветика, вместе с детьми произносит волшебные слова и говорит слова:

Тр.4.

Лети, лети, лепесток,

Через Запад на Восток,

Через Север, через Юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли-

Будь, по-моему, вели.

Вели, чтобы началась перемена!

Звенит звонок на перемену. Тр.5. Слайд 12.

  • Динамическая пауза «Разноцветные ладошки»

Педагог-психолог: Давайте немного разомнемся. Сейчас я буду показывать вам ладошки разного цвета. Когда я покажу красную ладошку – хлопайте в ладоши, зеленую ладошку – топайте ногами, желтую – поднимайте руки вверх, синюю – кружитесь. Заодно и проверим, насколько вы внимательные!

Тр.6

Замечательно отдохнули, согласны? Да! Тогда продолжим наше путешествие по школе. Педагог-психолог отрывает следующий лепесток с Цветика-семицветика, вместе с детьми произносит волшебные слова и говорит слова:

Тр.7

Лети, лети, лепесток,

Через Запад на Восток,

Через Север, через Юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли-

Будь, по-моему, вели.

Вели, чтобы мы попали на урок «Математика»!

Звенит звонок на урок. Тр.8. Слайд 13.

  • Математический пазл

Педагог-психолог: На уроке математики дети проходят цифры, геометрические фигуры, учатся решать примеры. Давайте и мы с вами выполним одно необычное задание – математический пазл. Вы будете работать в командах по 4 человека. Каждой команде на доске нужно, работая сообща, правильно собрать пазл, соблюдая числовую последовательность.

Дети собирают пазлы, расставляя пронумерованные детали в порядке возрастания от 1 до 10. Тр.9

Кто изображен на ваших пазлах? Как должны выглядеть ученики? Опрятно.

                        E:\Открытое занятие 28 марта\ученик — копия — копия.jpg    E:\Открытое занятие 28 марта\ученица.jpg

Молодцы! Но на этом математические задания не заканчиваются.

  • Графический диктант «Золотой ключик»

Педагог-психолог: На уроках математики дети занимаются в тетрадях в клеточку. Хотите потренироваться? Да! Тогда давайте напишем короткий графический диктант.

Слайд 14

http://diary-pictures.ru/wp-content/uploads/2015/11/06.-graficheskij-diktant-.jpg

1 направо, 1 наверх, 1 направо, 1 вниз, 1 направо, 1 вниз, 8 направо,

1 наверх, 1 направо, 1 наверх,

1 направо, 1 вниз, 1 направо, 1 вниз,

1 направо, 1 вниз, 12 налево, 1 вниз,

1 налево, 1 вниз, 1 налево, 1 вверх,

1 налево, 3 вверх, дорисовать овал.

Получился ключ!

Педагог-психолог: Ребята, что же вы нарисовали? Ключ. Отлично! Скажите, сложно ли было следовать инструкции? Ответы детей. Вы были внимательными, поэтому у вас всё получилось! Я очень рада!

Педагог-психолог отрывает следующий лепесток с Цветика-семицветика, вместе с детьми произносит волшебные слова и говорит слова:

Тр.10

Лети, лети, лепесток,

Через Запад на Восток,

Через Север, через Юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли-

Будь, по-моему, вели.

Вели, чтобы началась перемена!

Звенит звонок на перемену. Тр.11. Слайд 15.

Педагог-психолог: А вот и звонок на перемену! Закройте тетради, отложите их в сторону, рядом положите карандаши. Когда рабочее место убрано, можно немного отдохнуть. Давайте выйдем на ковер и поиграем!

  • Упражнение «Найди пару для эмоции»

Педагог-психолог: Так же как и в детский сад, в школу дети приходят с разным настроением. Кто-то очень веселый, а кто-то грустит, кто-то может злиться, а кто-то быть удивленным или испуганным. Очень важно научиться понимать, какую эмоцию человек испытывает, ведь от этого общение с ним.

Сейчас я дам каждому из вас по фотографии, на которых изображены дети. У них разные эмоции. Ваша задача – понять, какая эмоция на этой фотографии, и найти, у кого из ребят есть фотография с такой же эмоцией. Дети получают фотографии и выполняют задание. Педагог-психолог узнает у детей, какая эмоция изображена на каждой паре фотографий, а также спрашивает о ее возможных  причинах.

  • Динамическая пауза «Соседи»

Дети встают в круг. Ведущий встает в центр и начинает ходить по кругу. Затем он останавливается напротив одного из игроков и громко произносит: «Сосед!» Тот игрок, к которому обратился водящий, продолжает стоять, не меняя положения. А оба его соседа должны поднять вверх одну руку: сосед справа — левую, а сосед слева — правую, т. е. ту руку, которая ближе к игроку, находящемуся между ними. Если кто-то из ребят ошибся, т. е. поднял не ту руку или вообще забыл это сделать, то он меняется с водящим ролями.

Замечательно отдохнули, согласны? Да! Тогда продолжим наше путешествие по школе. Педагог-психолог отрывает следующий лепесток с Цветика-семицветика, вместе с детьми произносит волшебные слова и говорит слова:

Тр.12

Лети, лети, лепесток,

Через Запад на Восток,

Через Север, через Юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли-

Будь, по-моему, вели.

Вели, чтобы мы попали на урок «Развитие речи»!

Звенит звонок на урок. Тр.13. Слайд 16.

  • Упражнение «Скажи наоборот»

Дети становятся в круг, педагог-психолог бросает ребенку мяч и называет слово. Ребенок, который поймал мяч, должен назвать «слово-наоборот», то есть то, которое имеет противоположное значение названному (антоним).

Горячий – холодный;

Сильный – слабый;

Добрый – злой;

Большой – маленький;

Высокий – низкий;

Тонкий – толстый;

Молодой – старый;

Веселый – грустный;

Далеко – близко;

Быстро – медленно;

Чисто – грязно;

Легко – тяжело;

Прятать – искать;

Плакать – смеяться;

Приходить – уходить;

Друг – враг;

Жара – холод;

Начало – конец.

  • Упражнение «Запомни буквы» Слайды 17 - 26

Педагог-психолог: Сейчас я назову вам 6 букв (А, Ц, Ю, П, Т, О) а вы их запоминайте. Теперь посмотрите на нашу доску (экран). Какой буквы не хватает? Повторяется несколько раз.

  • Упражнение «Объясни, что это»  Слайд 27

Ребенок достает из мешочка одну из карточек и изображением школьных принадлежностей и объясняет остальным, что это (рассказывает, как он выглядит, для чего он нужен и так далее). Тот, кто отгадывает, становится ведущим.

Звенит звонок. Тр. 14

  • Рефлексия Слайд 28

Педагог-психолог: А вот и звонок! Ребята, вы выполнили все задания! Выходите ко мне, но не забудьте задвинуть за собой стулья и проверить, чисто ли на вашем столе. Уроки на сегодня кончились. Ну а нам пора возвращаться в детский сад.

Педагог-психолог отрывает следующий лепесток с Цветика-семицветика, вместе с детьми произносит волшебные слова и говорит слова:

Тр. 15

Лети, лети, лепесток,

Через Запад на Восток,

Через Север, через Юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли-

Будь, по-моему, вели.

Вели, чтобы мы опять оказались в детском саду «Солнышко»!

Вот мы и оказались в нашем любимом детском саду. Скажите, понравилось ли вам быть учениками? Теперь мы можем рассказать Жене, чему мы научились и что же должен уметь настоящий первоклассник. Ответы детей: следовать правилам, думать, размышлять, быть внимательным, слушать учителя и запоминать новую информацию, знать буквы и цифры, считать и писать, общаться с окружающими, опрятно выглядеть и держать в порядке свои вещи.  На каждый ответ ребенка педагог-психолог  прикрепляет лепесток цветка обратно.

Действительно, чтобы быть учеником, недостаточно иметь портфель и школьные принадлежности. Нужно стараться и тогда, можно узнать много нового и интересного, чтобы потом применять свои знания в жизни. А вы будете и дальше стараться и готовиться к школе? Да!

  • Завершающая часть Слайд 29

Педагог-психолог: Теперь волшебный Цветик-семицветик вернется к Жене, и теперь она будет загадывать желания с умом и станет настоящей первоклассницей! Педагог-психолог кладет Цветик-семицветик в почтовую коробку.

А для вас у меня есть подарки. Чтобы вы могли самостоятельно заниматься, я дарю вам эти тетради и закладки для книг. Спасибо Вам за занятие! До свидания, ребята! Выход детей из зала. Тр. 16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия «Игры с песком» (для детей старшего дошкольного возраста)

Игра с песком предоставляет ребенку избавиться от психологических травм с помощью экстериоризации фантазий и контроля над своим внутренними побуждениями. Метод песочной терапии я использовала дл...

Открытое занятие педагога-психолога ДОУ «Психологическая подготовка детей к школе.Путешествие с цветиком -семицветиком».

Подготовка старших дошкольников к обучению в школе через формирование универсальных предпосылок учебной деятельности и необходимых умений и навыков....

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи. Тема: Словообразование и словоизменение с использованием лексического материала по теме «Посуда». в старшей группе для детей с ФФНР

Цель: Развитие лексико-грамматических средств языка в рамках лексической темы «Посуда».Программное содержание:1) коррекционно-образовательные задачи:- продолжать совершенствовать навыки сл...

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звуки Н-Нь. Буква Н. в подготовительной группе для детей с ФФНР

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по подготовке к обучению грамоте.Тема: Звуки Н-Нь. Буква Н.в подготовительной группе для детей с ФФНР...

Конспект занятия по психологической подготовке детей к обучению в школе в подготовительной группе для детей с ОНР. «Путешествие с цветиком – семицветиком»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».Цель:...

Конспект занятия "Психологическая подготовка детей к школе. Путешествие с цветиком-семицветиком"

Конспект занятия "Психологическая подготовка детей к школе. Путешествие с цветиком-семицветиком"...