Программа туристического кружка "Рюкзачок"
рабочая программа (старшая группа)

Генрих Наталья Николаевна
Программа туристического кружка "Рюкзачок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_ryukzachek_2.doc617.98 КБ

Предварительный просмотр:

          СОГЛАСОВАНО                                                       УТВЕРЖДАЮ

Решением педагогического совета               Старший воспитатель Детского сада «Светлячок»,

                                                                           филиал Детского сада «Светлячок»       №_______от_____________                           _______________________М.В.Смирнова

 

                                                      «_____»______________________2018 г.

Дополнительная общеразвивающая программа туристической секции «Рюкзачек»

для детей 5 -6 лет

                                                                  Составитель: Генрих Н.Н., воспитатель                                                                                                                                                          первой  квалификационной  категории

г. Заводоуковск, 2017 г

Содержание

1.Пояснительная записка……………………………………………………………3

2.Цели, задачи………………………………………………………………………..3

3.Учебно - тематический план программы………………………………………...4

4.Содержание программы ……………………………………................................17

5.Годовой календарный учебный график…………………………………………18

6.Организационно-педагогические условия реализации программы…………..18

7.Оценочные и методические материалы: формы контроля, критерии отслеживания усвоение программы, условия реализации программы…………………………………….19

8. Список литературы………………………………………………………………22

Пояснительная записка

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
В. Сухомлинский.

Авторская дополнительная общеразвивающая программа «Рюкзачек» предназначена для работы с детьми дошкольного возраста от 5до 6 лет.

Актуальность:  

    Туризм – вид социальной деятельности, направленный на укрепление здоровья, повышение физической тренированности, выносливости организма, познания и общения. Туризм неотделим от краеведческой работы, т.е углубленного изучения во время походов истории, природы и культуры родного края – своей малой родины.

                 Регулярные занятия туризмом и краеведением с детьми старшего дошкольного возраста, формируют духовный облик ребенка, его характер, жизненные ориентиры, отношения к другим людям, к Родине, природе, труду. Туризм  формирует у детей умение интересно и содержательно организовывать свой досуг и  включает в себя ряд компонентов: физкультурно – оздоровительный, социально-коммуникативный, эмоционально-психологический, эстетический, познавательный, а так же является прекрасным средством всестороннего развития личности ребенка. Программа "Рюкзачёк" рассчитана на детей 5 -6 лет и предусматривает проведение игровых занятий познавательно-двигательного характера, физкультурно-оздоровительной работы и активного отдыха детей, а также активизацию их самостоятельной деятельности. С детьми старшего дошкольного возраста используется простейший туризм и основы краеведения, пешие прогулки в природу как средства развития и приобщения детей к здоровому образу жизни, закладываются навыки патриотического воспитания. При реализации образовательной программы теоретические сведения воспитанников сообщаются в процессе игровых занятий. Занятия в объединении с дошкольниками строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира.

. Новизна: заключается в том, что дети в непринужденной обстановке, с помощью выходов в природу,  музейных и мультимедийных средств расширяется кругозор, дополняет и развивает комплекс знаний, умений и навыков приобретенных в основной системе образования.

  Цель   сформировать понятие о туризме, патриотические качества к малой родине, элементах ориентирования; привить краеведческие навыки; желание вести здоровый образ жизни.

 Задачи:

       формировать знания об основах туризма;

  познакомить с историей и культурой родного края;

 обучить основам топографии, технике и тактике движения в походе;

способствовать воспитанию интереса к туристической деятельности.

развивать умения ориентироваться в пространстве, пользоваться схемами, картами, планами;

      Организация образовательной среды:

- система занятий;

- участие в спортивных мероприятиях;

- организация походов и экскурсий

Основные формы и методы работы:

- словесный рассказ, беседа;

- наглядная демонстрация оборудования;

- игры, соревнования;

- организация фотовыставок;

- выставки поделок из природного материла;

- практическая работа.

Форма контроля:

- Итоговые занятия;

- Тестирование;

- Устный опрос;

- Участие в спортивных соревнованиях.

Ожидаемые результаты:

- «Веселые старты»;

- «Семейный марафон»;

- Квест – игра «Там по не ведомым дорожкам» ;

- Эстафеты «Укладка костра»; «Определи маршрут по карте»;

Сентябрь

1.Диагностика

И того:

.

Октябрь

1.

  «Что значит быть туристом»  

2 Гигиена туриста.

3.Гигиена туриста (продолжение)

4. Гигиена туриста

5. Первая медицинская помощь

6. Первая медицинская помощь (продолжение)

8.Итоговое мероприятие

И того: 8

Познакомить с понятием «Турист», видами туризма.

Научить правилам личной гигиены,

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью

Научить  подбирать предметы одежды и обуви для похода

Познакомить с алгоритмом  оказания первой помощи пострадавшему

Обучение профилактики простудных заболеваний

Обучение профилактике пищевых отравлений в

походе

Привлечь родителей

Для проведения совместного

мероприятия

Беседа «Каким бывает туризм»,

Игра «Ковер -самолет»

Игра «Мойдодыр идет в поход»

Игра «Обувь и одежда туриста»

Игра «Добрый доктор Айболит»

Презентация «Полезные продукты»

Беседа «Помощь при мелких ссадинах, царапинах, резаных, ранах, потертостях кожи»

Развлечение «Угощенья Бабушки Яги»

               30 мин

               

               30 мин

               30 мин

         

                 

           

             30 мин

               

              30 мин

           

                 

                 30 мин

                    1час

                   4 часа

Ноябрь

1.

«Малая родина»

2.

«Малая родина» (продолжение)

3.

«На дорожной разметке»

4

«Экскурсия на городскую площадь»

5.

«Растительный мир родного края»

6. «Животный мир»

7.  КВН «Следопыты»

И того: 7

Формировать интерес к достопримечательностям родного города

Продолжать формировать интерес к своей малой родине, познакомить с правилами  дорожного движения

Закрепить правила дорожного движения, умения пользоваться схемами

Продолжать знакомить с достопримечательностями города

Познакомить с растительным миром родного города.

Познакомить с обитателями сибирских лесов, воспитывать желание охранять природу

Привлечь родителей к участию в КВНе

Фотоальбом г.Заводоуковска, игра «Улицы большие и малые»

Фотографии перекрестков города. Книжка - раскладушка «Правила дорожные – детям знать положено»

Макеты домов, атрибуты. Игры на сюжетном поле. Игра «Если мы идем на экскурсию»

Презентация «Парки нашего города»

Правила поведения в лесу. Игра «Жалобная книга животных»

Подготовить сценарий

              30 мин

         

             

               30 мин

             30 мин

             30мин

           30 мин

       

              30 мин

              1 час

              4 час

           

Декабрь

1.

«Условные топографические знаки»

2«Условные топографические знаки»

3.

Ориентирование по местным знакам

4. Ориентирование по местным знакам (продолжение)

5.

Ориентирование по местным знакам (продолжение)

6. Квест – игра «Найди пропажу»

 

7.

Целевая прогулка на городскую площадь, нахождение нарисованных ледяных фигур

И того: 7

Формирование умений изображать условные знаки на картах, схемах

Развивать умение «читать» карты

Развивать смекалку,

внимание,

логическое мышление

Формировать умение ориентироваться  на местности

Способствовать умению применять полученные знания на практике

Закреплять умения ориентироваться в пространстве, следовать правилам игры

Ориентировка по карте с использованием топографических знаков

Продолжать учить пользоваться схемами

Наглядный, дидактический материал , карандаши, ватман

Маршруты, карты, упражнение «Найди

Условные знаки»,

игра«Разложи знаки правильно», топографический диктант

 Маршруты, карты.

Игра «Определи, где находится», «Разрезные карты»

Игра «Найди самую короткую дорогу», задание «Расставь как нарисовано»

Конспект квест – игры

схема

30 мин

30 мин

30 мин

30 мин

             30 мин

30 мин

             1 час

            30 мин

             

             4 часа

Январь

1. Техника передвижения

 2. преодоления естественных препятствий 

3. Техника безопасности.

 

4. Техника безопасности

И того: 4

Познакомить со способами передвижения в походе.

Учить детей соблюдать правила преодоления препятствий в походе

Обучать правилам поведения во время передвижения в походах

Закреплять правила безопасности во время похода

Презентация «Пеший, велосипедный, конный, водный, воздушный виды  передвижения»

Эстафеты «Преодолей препятствия»

Игра -беседа «При ходьбе не говори, кочки, камни обходи»

Беседа – «Если рядом водоем»

Игра «Берегись, опасность!»

   30 мин

    30 мин

 

              30 мин

               30 мин

             2часа

Февраль

1.

«Движение по дороге, тропе, болоту»

2. «Переправа через ручьи и канавы»

3. «Взаимопомощь»

4. . «Снаряжение»

5. 

« Укладка рюкзака»

6. «Что мы уже умеем»

7.   Конкурс

 «Семья туристов»

И того: 7

Формировать представление о безопасности пешего туризма

Продолжать формировать представление о безопасности пешего туризма

Формировать представление о взаимопомощи в сложных ситуациях во время туризма

Познакомить с первоначальными навыками сбора личного снаряжения

Познакомить с первоначальными навыками укладки рюкзака

Подготовка к конкурсу

«Семья туристов»

Продемонстрировать родителям  чему научились дети, показать их знания, умения, навыки, обмен опытом семейного воспитания, радость от общения со сверстниками и взрослыми, физическая закалка и тренировка.

 

Сюжетная игра «Тропа через болото»

Игра - забава. «Дед Кювет и бабка Канавка»

Обыгрывание проблемных ситуаций «Если друг оказался в беде»

Оборудование, атрибутика, задание «Кто быстрее соберется в поход». Игра «Что лишнее?»

Эстафеты «Собери рюкзак в поход»

  30 мин

  30 мин

               30 мин

                30 мин

                 30 мин

                  30 мин

                   

                   1 час

                 

                 4 часа

       

Март

1.«В гостях у хозяина сибирской тайги»

2. «В гостях у хозяина сибирской тайги» (продолжение)

3 – 4.

«Фестиваль походной

песни»

.

5. «История нашего города»

6.  викторина «Город мой Заводоуковск»

7.«Наша улица»

Рисования схем.

И того: 7

Познакомить детей  с природными богатствами  Сибирского леса.

Продолжать знакомить детей  с природными богатствами  Сибирского леса

 

Прививать интерес к песенному творчеству, воспитание коммуникативных качеств, радость от общения с друзьями

Развивать интерес к истории родного города.

Продолжать развивать интерес к истории родного города.

Продолжать развивать умение изображать схематично расположение предметов находящихся в группе

Иллюстрации, фото макеты, игрушки, настольная игра «Лесные жители»

Презентация, схемы, карты, лото (растительность лесов)

Музыкальное сопровождение, заучивание текстов их исполнение, импровизация , беседа.

Чтение литературы, беседы, карты города, фотографии. Домашнее задание (найти источники рассказывающие о создании родного города)

Подготовка к викторине, вопросы, значки участникам. мультимедийное оборудование

Альбомные листы, карандаши.

 

   30 мин

               

                30мин            

                                   1 час

30 мин

   

 1час

               

               30 мин

  4 часа

Апрель

1.«Виды костров»

 

2. «Виды костров» (продолжение)

3.

«Типы костров»

4.игра - зарница

«Костровые»

5.

«Режим питания туриста»

6. «Меню туриста»

7. Выставка «С рюкзачком идем в поход»

И того: 7

Познакомить детей с видами костров «Колодец», «Звезда», «Шалаш» повторить меры безопасности.

 Продолжать знакомить детей с видами костров «Нодья», «Таёжный»,  повторить меры безопасности.

Познакомить детей с типами костров и их предназначении (дымовой, пламенной, жаровой)

Закрепить на практике умение укладывать поленья по типу костра, проявляя ловкость

 формировать  представление о режиме питания туриста

продолжать формировать  представление о  питания туриста

оформление выставки

Атрибутика

атрибутика

 Презентация «Типы костров»

Эстафеты «Кто быстрее соберет дрова», «Чей костер правильный?» игры на закрепление безопасного поведения во время разведение костров

Иллюстрации, фото, беседа.

Беседа, загадки, атрибуты для похода, игра «Обед для туриста»

Фото, рисунки, аппликации о жизни кружка.

   30 мин

              30 мин

               

               30 мин

 

                 

                1 час

 

                   

                 30 мин

                30 мин

                 30 мин

                 4 часа

Май

1.

«Полоса препятствий»

2. «Поделки туристов»

3. «Давайте, вспомним…»

4. Целевая прогулка в городской парк

5. экскурсия в библиотеку «Богатства нашей малой Родины»

6.Семейный слет «Мы туристы»

 И того:

 

Способствовать развитию двигательной активности детей, применять навыки, полученные ранее в практике

Изготовление поделок из природного материала, оформление выставки

Рассматривание фотографий, умение определить,

 чем занимались, где были на запечатлевшем снимке.

Закрепить умения организовать выход за пределы д.сада, вспомнить правила безопасного поведения

Познакомить ребят с   богатствами тюменской области

Закреплять умения, полученные ранее в практике, привлекать родителей к совместной деятельности

Спортивное снаряжение

.

Рюкзаки, карта, кегли, скакалки, мячи

Презентация, развлечение.

Подвижные игры, эстафеты, поручения.

            30 мин

              30 мин

                30 мин

      30 мин

                   1час

                   1 час

       4 часа

Июнь

1 – 4 занятие

Диагностика

  1. «Юнитур»

  1. Личная гигиена юного туриста.

  1. Личная гигиена юного туриста на привале.

И того:

Закрепление пройденного материала

Пропаганда физической культуры и туризма, как средства оздоровления и воспитания детей. Популяризация здорового образа жизни, активной формы отдыха.

Формировать представление о гигиенических навыках в походных условиях

 Закрепить знания, полученные ранее, применять их в практике Гигиена на привале.

Беседа,  сюжетная игра «Незнайка идет в поход», игра «Что положим в рюкзак?»

Обыгрывание ситуаций «Что сделать с волосами, если ты собрался в поход», «Как нужно одеваться туристу»

          2 час

                       1час

                                 

                30 мин

                30 мин

             

               4 часа

  • Июль

1.« День здоровья «Ох и Ах идут в поход»»

2.«Лаборатория добрых дел» (продолжение)

3.

«Мульти-старты» с участием родителей

4.

«Русская березка»

5.Экскурсия по городу  посещение «Городского парка»

6.Соревнования по ориентированию

7. «Семейные старты»

И того:

Закрепление знаний  детей о туризме.

Воспитывать интерес к занятиям туризмом. Заинтересовать пассивных родителей, сделать родителей нашими единомышленника-ми и первыми помощниками.

Формировать представления у детей о русской березе. Расширить знания об охране природы. Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к природе.

Воспитание любви к родному краю

Научить детей с помощью плана, карты-схемы, компаса выбрать нужное направление движения, находить предметы на знакомой местности.

Организовать подвижную деятельность родителей и детей

Атрибуты туриста

Беседы о природных явлениях, катаклизмах (землетрясения, вулканы, смерчи, ураганы, наводнения), опыты с водой, воздухом; чтение познавательной литературы; беседы о добре и зле.

Загадывание загадок, хоровод, продуктивная деятельность

Схемы, карты.

Сценарий, спортивный инвентарь

30 мин

30 мин

30 мин

30 мин

30 мин

30 мин

        1 час

       4 часа

август

1.Экскурсия на городской элеватор

2. Краеведческая прогулка в городской сквер

3.

Квест – игра «На поиски клада»

4.экскурсия во Дворец культуры

5.Квест – игра «Там на неведомых дорожках»

6. Эстафеты «Разложи костер»

И того: 6

 

Знакомить детей с историческими достопримечатель-ностями и культурой родного города.

Продолжать знакомить детей с историческими достопримечатель-ностями и культурой родного города

Закреплять умение ориентироваться на местности, работать с картой

Продолжать знакомить детей с историческими достопримечатель-ностями и культурой родного города

Разработать сценарий квеста, привлечь родителей к совместной деятельности

Закрепить умения разлаживать костер различными способами

Карта, сундук с цветными камешками

Костюмы для сказочных героев, схема, атрибутика

Поленья для костра, схема

         

                1 час

       

               30 мин

                 1 час

                  1 час

              30 мин

                4 часа

И того:

          45 ч

Содержание программы.

 

Методы и формы работы:

 - поисково-исследовательский метод (самостоятельная работа детей с выполнением различных заданий на экскурсиях и в походах),

 - метод самореализации через различные творческие дела, участие в соревнованиях, походах, экскурсиях;

- метод контроля: врачебный, самоконтроль, контроль качества усвоения программы, роста динамики спортивных показателей;

 - метод комплексного подхода к образованию и воспитанию, предполагающий единство нравственного, физического, эстетического и других форм воспитания.

      Для реализации программы могут быть использованы разнообразные формы работы: различные игры (спортивные эстафеты по преодолению препятствий- «туристская полоса», ролевые игры по ориентированию «Найди клад», «Ориентирование по легенде» и др.), викторины, конкурсы, проведение дней здоровья, экскурсионные выходы, походы выходного дня.

Формы и виды контроля: конкурсы, викторины, игры, соревнования 

Прогнозируемые результаты :

- приобретение воспитанниками знаний о критериях здорового образа жизни;

 - формирование позитивного отношения ребенка к здоровому образу жизни и активному отдыху; - приобретение детьми опыта самостоятельного социального действия.

К концу обучения воспитанники овладеют знаниями:

- критерии здорового образа жизни;

 - название города, области и областного  центра;

 - достопримечательности: железнодорожный , авто вокзалы, памятники культуры, улицы где живешь, достопримечательности района, микрорайона; - правила обустройства бивака(находить удобные и безопасные места ночлегов в стороне от деревень, где удобнее поставить палатку, где развести костер, есть ли наличие дров, воды);

- разнообразие условий передвижения (дороги, лес, неровности рельефа –спуск, подъем);

 - топографические знаки : шоссе, тропа, сад, здания, горный перевал,

 колодец, яма, непроходимое болото, река, колючая проволока, обрыв, груда камней, река, родник, озеро, кустарник, луг ;

 - требования техники безопасности в походе, правила безопасности на улице; пожарную безопасность, безопасность на дороге и в транспорте; безопасность на воде и в природе; - особенности растительного и животного мира города; уметь:

 - различать и складывать костер (таежный, колодец, звездный, шалаш, сигнальный);

 - владеть техникой пешеходного туризма (спуск, подъем в гору, кочки, маятник, бревно, переправа параллельная и навесная);

 - свободно устанавливать и собирать палатку;                                                                                      

 - правильно выбирать здоровую пищу;

 - самостоятельно обслуживать себя в походе, на турслете;

- выполнять правила гигиены юного туриста;

 - ориентироваться на незнакомой местности при помощи карты;

 - пользоваться медаптечкой (йод, зеленка, бинт, обезболивающее, лейкопластырь);

- применять 3-5 лекарственных растений по необходимости;

 - выполнять общие правила и обязанности участника похода;

 - распределять обязанности в группе( командир отряда, заместитель, завхоз, медик, комендант, фотограф, костровой, ответственный за снаряжение) - проявлять личную ответственность за начатое дело, данное слово;

 - проводить простые исследования для разработки мини проектов.

.

 - Выставки фотоотчетов в приемной группы.

 - Квест - игры с педагогами и родителями.

 - Консультации для родителей и педагогов.

 - Публикации информации на сайте ДОУ.

                         Годовой календарный учебный график

Продолжительность учебного года

09.2018 -31.08.2019

Продолжительность образовательного процесса

34 недели

Режим работы

2 раза в неделю во второй половине дня

Выходные

Организация в форме походов, квест – игр, экскурсий, марафонов, турслетов

Суббота, воскресение, праздничные дни, установленные законодательством Российской Федерации

1  - 1,5 ч

Каникулы

01.01.2018-11.01.2018

Педагогическая диагностика

18.09.2018-31.09.2018

07.05 – 22.05.2019

Количество занятий

в неделю

2 занятия

в месяц

8 занятий

в год

45 ч

                                                                                                                                                                                     

Организационно-педагогические условия реализации программы

Дополнительная общеразвивающая программа «Рюкзачек» рассчитана на 1 год.  Для успешного освоения программы занятия проводятся 2 раза в неделю. Обще количество 72 часа. Групповая и индивидуальная формы работы. Дополнительной платной услугой могут воспользоваться любой желающий. Итоговыми мероприятиями по реализации программы будут: «Семейный марафон», квест – игра «Там на неведомых дорожках», «Весёлые старты» для детей и родителей.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Диагностика проводится в начале и в конце учебного года. Для отслеживания результатов усвоения теоретических знаний, умений и навыков разработаны материалы для тестового контроля (1-ый тест – после изучения тем №1,2,3; 2-ой тест –после изучения тем 5,6,7). Практические умения и навыки отслеживаются во время массовых физкультурно – оздоровительных мероприятиях «Полоса препятствий»«Погоня за лисицей»«Эстафеты», «Семейный туристический слет «Мы туристы!»».

Проведение диагностики необходимо для:

- выявления начального уровня знаний о туризме,

- проектирования индивидуальной работы,

- оценки эффекта педагогического воздействия.

Цель: определить уровень овладения элементарными навыками туризма.

Методы диагностики: контрольные тесты (растения, виды костров, топографические знаки и др., наглядные, словесные, практические, игровые методы.

Оценка проводится по 3 бальной системе:

3 – самостоятельно выполняют задания,

2 – выполняют задания при помощи педагога,

1 – не справляются с заданием.

Основой для определения параметров оценки послужили труды Андрейкина А. П., Елтышевой Л. С., Стариковой О. В., Стародубцевой И. П., Мальцевой Т. В.

В результате наблюдений и диагностики педагог может подсчитать средний суммарный балл, выстроить диаграмму или график показателей для общего сравнения динамики в освоении материала ребёнком на протяжении определенного периода времени.

            МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Реализация данной программы предполагает формирование стойкого познавательного интереса к туристкой – краеведческой деятельности (получив азы туризма, попытаются продолжить эту интересную форму работы в дальнейшем времени в классе, в школе и дома). Группа формируются с учетом возрастных особенностей не более 15 человек.

Для того чтобы дать воспитанникам возможность проявить свою инициативу,

научиться организации туристской работы, можно провести между группами, совместно с родителями. Ход такой работы можно отразить на стендах, в туристических уголках, краеведческих музеях, организовать фотовыставку, выставку туристических поделок из природного материала. Все работы кружковцы делают самостоятельно, но под руководством инструктора.

Важнейшим моментом обучения является формирование практических навыков и умений, поэтому почти все занятия необходимо строить так, чтобы занимающиеся практически закрепляли навыки технической подготовки, походного опыта и краеведческой работы.

Для отслеживания результатов усвоения теоретических знаний, умений и навыков разработать материалы для тестового контроля (1-ый тест после изучения тем 1,2,3; 2-ой тест после изучения тем 5,6,7). Практические умения и навыки отслеживаются во время массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий «Полоса препятствий»«Погоня за лисицей».

Учебно–методическое обеспечение

- Наглядные пособия;

- Схемы, планы;

- Перевязочный материал;

- Спортивное оборудование;

- Туристическое снаряжение.

Оборудование

Рюкзак,

- Палатка,

- Котелок,

- Канаты,

- Компас.

                                                                  Приложение 

                                                                                                                                                                                       

Кроссворды для туристят.

1

1

2

2

3

3

4

По горизонтали:

  1. Как называется остановка для отдыха группы туристов (привал).
  2. Как называются люди, которые любят путешествовать (турист).                                            18
  3. В чём туристы готовят пищу в походе ( котелок).
  4. Как называются туристы преодолеваемый ими путь (маршрут).

По вертикали:

  1. В чём туристы носят свои вещи за спиной (рюкзак).
  2. Как называется домик, в котором спят туристы (палатка).
  3. На перевале туристы отдыхают, готовят пищу, разжигая… (костёр).

1

2

3

2

4

5

По горизонтали:

  1. В лесу, на дереве туристам может встретиться…(белка).
  2. В зимний поход для катания с гор можно взять с собой… (санки).
  3. Плавает на корабле, носит тельняшку… (моряк).
  4. Зимой туристы путешествуют на… (лыжах).
  5. В траве у реки носит с собой домик… (улитка).

По вертикали:

  1. Чтобы смотреть вдаль, нужен… (бинокль).                                                                           19
  2. Живёт в море, имеет восемь рук…(осьминог).

1

2

3

2

3

4

5

По горизонтали:

  1. Его много в пустыне… (песок).
  2. На чём путешествуют туристы в дальние страны… (самолёт).
  3. Часть света где живут темнокожие люди… (Африка).
  4. Гора, извергающая огонь… (вулкан).

По вертикали:

  1. В море разбойничает, корабли грабит… (пират).
  2. Белый корабль по небу плывёт… (облако).
  3. Чтобы не заблудиться и правильно определить направление пути, туристы берут с собой …(компас).
  4. Начало реки… (исток).

1

1

2

               

2

3

4

3

По горизонтали:

  1. Ответственный за разведение костра (костровой).
  2. Кто в походе отвечает за фотосъёмку (фотограф).
  3. Набор туристических принадлежностей (снаряжение).
  4. Трудности, которые турист встречает на пути (препятствие).

По вертикали:

  1. Вид туризма (велосипедный).
  2. Путь туриста (маршрут).
  3. Отдых туриста (привал).

                                                                                                                                               

                                    Список литературы:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), 17.10.13 г., № 1155.

3. Герасимова, О. Люби и знай свой край [Текст] / О.Герасимова // Дошкольное воспитание, 2014. - №8. – С.4-14.

4. Лихачев Д.С. Русская культура [Текст] / Д.С.Лихачев. - М.: Искусство, 2000. - 440 с

5. Кондрыкинская, Л.А. С чего начинается Родина? [Текст]: опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ / Л.А. Кондрыкинская. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 192 с.

6. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: методическое пособие – М.: ТЦ Сфера,2010 – 96с.

7. Андрейкин А. П. Программа летнего оздоровительного лагеря «Школа юного туриста-ориентировщика» //Сборник авторских программ воспитательной работы в детских оздоровительных лагерях. Пермь, 1996. С. 93-102.

8. Елтышева Л. С., Старикова О. В., Стародубцева И. П., Мальцева Т. В. Программа летнего оздоровительного краеведческого лагеря «Отечество» // Сборник авторских программ воспитательной работы в детских оздоровительных лагерях. Пермь, 1996. С. 103-127.

9. Константинов Ю. С. Туристическая игротека. М.: Владос, 2000.

10. Куликов В. М., Ротштейн Л. М. Школа туристических вожаков. М.: Владос, 1999.

11. Лейбсон В. И. Программы кружков и секций пионерских и профильных лагерей. М.: ДОСААФ СССР, 1979.

12. Маслов А. Г. Константинов Ю. С. Дрогов Н. А. Полевые туристические лагеря. М.: Владос, 2000.

13. Садов М. С., Никова В. К. Отдых на природе: Энциклопедия веселой компании. СПб.: Литера, 2000.

14. Сборник авторских программ воспитательной работы в детских оздоровительных лагерях. Пермь: ГУООДО, 1996.

15. Титов В. В. Туристско – краеведческие кружки в школе. М.: Просвещение, 1988.

                                                                                                                                             

                                                                                                                                                                21

                                                                                                                                                                  22

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка туристическо - краеведческой направленности "Веселый рюкзачок"

Туризм – самая массовая форма активного отдыха и оздоровления детей, одно из важных средств воспитания подрастающего поколения. Во время путешествий наши "туристы" знакомятся с прошлым...

Физкультурный досуг с элементами туристических навыков для средней группы «Туристический поход»

ГБОУ СОШ № 2001 Дошкольный корпус «Северная Радуга»        Физкультурный досуг с элементами туристических навыков для средней группы«Туристиче...

Программа краеведческо - туристического кружка «Туристята»

Основная цель программы – это создание оптимальных условий для всестороннего развития двигательных и психофизических способностей детей в естественных природных условиях, формирование элементарн...

Программа занятий по освоению начальных туристических навыков у детей старшего дошкольного возраста

Цель программы: дать детям понятие о туризме и элементах ориентирования....

Использование дополнительных образовательных программ туристической направленности как средство физического, экологического и нравственно - патриотического образования дошкольников.

В статье ""Использование дополнительных образовательных программ туристической направленности как средство физического, экологического и нравственно - патриотического образования дошкольнико...

Конспект туристического похода по туристической тропе в ДОУ

Во время похода у детей формируются представления об активном отдыхе....