Программа занятий по освоению начальных туристических навыков у детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по обж (старшая группа)
Цель программы: дать детям понятие о туризме и элементах ориентирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
my_rebyata_turistyatadokument_microsoft_word_5.docx | 156.71 КБ |
Предварительный просмотр:
БУДЬ ЗДОРОВ, РАСТИ БОЛЬШОЙ |
Мы ребята-туристята Занятия факультативные, для желающих. Проводятся они, как правило, на свежем воздухе, в часы прогулок (если позволяет погода). Время от времени детей выводят в лес — «в поход». В таких выходах обязательно принимают участие родители. Апофеозом годового цикла занятий становится слет юных туристят, который проводит ЦЭКиТ для воспитанников детских садов. Программа занятий по освоению начальных туристических навыков у детей старшего дошкольного возрастаЦель программы: дать детям понятие о туризме и элементах ориентирования. Блок первый. Туризм и туристыБеседы на тему: а) Кто такие туристы? Игра-путешествие «Мы собираемся в поход» (Проводится с группой в комнате или на участке.) Просмотр слайдов о походах Игра «Угадай и расскажи» Цель игры: закрепление знаний о разновидностях туризма. Блок второй. Туристское снаряжениеБеседы на тему: а) Знакомство с туристским снаряжением. Рассматривание предметов туристского снаряжения Эстафета с элементами соревнования а) «Пора в поход». КВН «Мы собираемся в поход» Практическое занятие по использованию туристского снаряжения Цель занятия: научить детей самостоятельно пользоваться предметами личного, группового и специального туристского снаряжения. Блок третий. Туристские должности знатоковБеседы на тему: а) Кто такие знатоки? Игры соревновательного характера:
Блок четвертый. Знакомство с топографическими знакамиБеседы на тему: а) Первоначальное понятие о топографических знаках. Их значение. Эстафеты соревновательного характера: а) «Пора в поход». Блок пятый. Учимся ориентироватьсяБеседа на тему «Моя семья»: а) С кем я живу (устный рассказ, рисунок). «Наш детский сад» (мини-исследование) а) Адрес детского сада. Дорога в детский сад (рисунок). «Наш микрорайон» (мини-исследование) а) Наш микрорайон (обзорные прогулки). Блок шестой. Ориентирование на листе бумагиДидактическая игра «Найди место игрушке» Цель: учить правильно определять углы, стороны и центр листа бумаги. Дидактическая игра «Нарисуй игрушки на листе бумаги» (с опорой на рисунок-образец) Цель: уметь составлять план. Дидактическая игра «Нарисуй игрушки на листе бумаги» (с опорой на реальные предметы, расставленные на столе) Цель: знакомство с планом. Дидактическая игра «Где план, а где рисунок?» Цель: научиться отличать план от рисунка. Практическое занятие по составлению планов («Составь план спальной комнаты», «Составь план раздевальной комнаты», «Составь план детской комнаты в вашей квартире».) Блок седьмой. Ориентирование в групповой комнатеДидактическая игра «Нарисуй предметы в комнате» Цель: уметь составлять план групповых помещений на листе бумаги. Практическое занятие — экскурсия по групповой комнате с опорой на план Дидактическая игра «Что есть в нашей комнате» Зарисовка мебели групповой комнаты с помощью специальных знаков. Блок восьмой. Ориентирование на территории детского садаЦель: научить детей обследовать участок своей группы и наносить расположение оборудования на план. Прогулка-поход по территории детского сада Обследование участков всех групп Блок девятый. Что такое горизонт?Цели:
Занятия-беседы по ознакомлению детей с горизонтом Прогулка «к горизонту». Выход на возвышенное место, рассматривание линии горизонта. Рассматривание картин и иллюстраций с изображением линии горизонта Практическое занятие на участке с определением сторон горизонта по солнцу Практическое занятие «Определение сторон горизонта по местным признакам» (туристская прогулка в парк) Беседа на тему: «По каким признакам можно определить стороны горизонта?» Блок десятый. Знакомство с компасомЦели:
Темы бесед: а) «Что такое компас?». Блок одиннадцатый. Туристские прогулкиЦель: закрепление знаний, умений и навыков по туристско-краеведческой деятельности у детей дошкольного возраста. Пробная туристская прогулка по улице района детского сада (октябрь) Цели:
Туристская прогулка с элементами ориентирования (ноябрь) Цель: познакомить с элементами ориентирования. Ход прогулки: настроить на поиск клада; дать физическую нагрузку, используя различные задания на выполнение физических упражнений; закрепить умение «читать» карту, вспомнить условные обозначения. Прогулка по улицам родного города (декабрь) Цели:
Занятие в детском саду (январь) Цели:
Занятие в детском саду (февраль) Цели:
Занятие на участке детского сада (март) Цели:
Занятие на участке (апрель) Цели:
Занятие на участке детского сада (май) Цели:
Итоговое занятие Цель: подготовить детей к участию в туристическом слете. «Слет туристят» для воспитанников детских садовПоложение о проведении слетаЦели и задачи: — воспитание разумного и доброжелательного отношения к окружающему миру; Время и место проведения Слет проводится в конце мая в Сосновой роще. Открытие слета на «Поляне песен» в 10 часов. Закрытие слета в 15 часов. Руководство слетом Общее руководство организацией и проведением слета осуществляет Юношеский туристско-краеведческий центр Республики Марий Эл. Участники В слете принимают участие команды детских садов г. Йошкар-Олы. В составе каждой команды — 10 детей подготовительной или старшей группы в сопровождении двух воспитателей. Программа слета 1. Туристский маршрут по тропе природы. Подведение итогов слета Итоги подводятся отдельно по каждому виду соревнований. Победители награждаются грамотами и призами. Финансирование Расходы, связанные с подготовкой и проведением слета, несет Юношеский туристский центр Республики Марий Эл. Питание детей на слете обеспечивается за счет средств родителей и дошкольных учреждений. Условия проведения слета1. Туристский маршрут по тропе природы — путешествие по станциям, расположенным в лесу, с выполнением заданий. На станции «Доктор Айболит» дети учатся распознавать лекарственные растения, отгадывают загадки об их свойствах, узнают об оказании первой медицинской помощи; участвуют в практическом задании по оказанию первой помощи при тепловом и солнечном ударе. На станции «Туристята» требуется правильно поставить палатку (вместе с руководителем), сложить из поленьев костер (тип костра указывает судья этапа), установить на костре таганок и котелок; проявить осведомленность в знании традиций и законов юных туристов. На станции «Деревья — лесные обитатели» нужно определить и назвать растения на определенной территории (площадка 5x5 м); отгадать загадки о деревьях, кустарниках, цветах, грибах, нарисовать отгадки. На станции «Следопыт» проводится игра «Найди клад». В игре требуется проявить умение ориентироваться по указателям и отвечать на вопросы о природе и ее обитателях. На станции «Ориентирование» проводится игра с использованием компаса и нахождением сторон горизонта. Для участия в игре требуется знать условные знаки на топографических картах, отгадывать загадки. На станции «Краеведение» проводится викторина о городе. 2. Туристская полоса препятствий — прохождение туристских этапов на время. Возможные этапы: кочки, бревно, бабочка, мышеловка, маятник, паутина. 3. Конкурсная программа а) Представление команд (команды должны рассказать о себе, подготовить эмблемы, девиз, исполнить песню). б) Конкурс плакатов на тему «Мой любимый город» (плакаты готовятся заранее и представляются жюри в начале слета). Туристская полоса препятствийДвижение по полосе препятствий — одно из самых захватывающих событий слета туристят. Организована полоса может быть по-разному. Педагоги туристского центра г. Йошкар-Олы широко используют веревки, по которым или под которыми ребенку надо пролезать. Одно из важнейших условий выстраивания полосы препятствий с помощью веревок — их надежный крепеж. Лучше всего использовать для этого специальные карабины. Передвижение по веревкам в большинстве случаев требует страховки ребенка со стороны взрослого. Это тоже нужно учитывать. Но передвигаться по полосе препятствий должно быть достаточно сложно. То есть препятствие действительно должно быть препятствием, которое надо преодолевать. Ведь способность к преодолению — главное качество настоящего туриста. Препятствие «Бревно»Самый простой вариант — когда бревно лежит на земле между двумя деревьями. Над бревном на уровне груди ребенка натянута веревка диаметром 10 мм. Это «гибкие» перила, за которые можно держаться, передвигаясь по бревну боком. Веревка крепится с помощью карабина. Препятствие «Параллельные перила»Это модификация препятствия «Бревно», где бревно заменено толстой веревкой. Препятствие «Бабочка»Это усложненный вариант параллельных перил. Веревки натянуты не параллельно друг другу, а под углом друг к другу. Там, где расстояние между ними шире, двигаться легче. Там, где расстояние уже, двигаться очень сложно. Особенно сложно преодолеть само сужение в центре пути. На это решается не каждый туристенок. Препятствие «Паутина»Паутина — сеть из туго натянутых в разных направлениях веревок, по которым нужно пробираться из одного конца в другой, не касаясь земли. Очень трудное и очень захватывающее упражнение. Препятствие «Мышеловка»«Мышеловка» — тоннель из веревок. По нему необходимо проползти, не задев веревки над головой. Чем ниже «своды» тоннеля и чем он длиннее, тем сложнее по нему двигаться.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект итогового занятия по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста "Человек и его защита"
В этом материале вы прочитаете:" Как защищаться от микробов?".Найдете "Полезные советы". "Это интересно знать!". " Цитаты, изречения". ...
Конспект занятия по формированию культурно – гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста «Подружись с зубной щёткой»
Конспект занятия по формированию культурно – гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста «Подружись с зубной щёткой»...
План-конспект занятия по формированию лексико-грамматических навыков для детей старшего дошкольного возраста с ТНР по теме Весна
План-конспект занятия по формированию лексико-грамматических навыков для детей старшего дошкольного возраста с ТНР по теме "Весна" предложен к использованию как воспитателям, так и учителям-...
Статья "Формирование начальных инженерных технических навыков у детей старшего дошкольного возраста"
Развитие конструктивного творчества у детей старшего дошкольного возраста, осуществляемое средствами игрового набора «Дары Фребеля» и конструктора LEGO. Обмен опытом....
Программа профессионального саморазвития педагога «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ТНР через игры и упражнения».
Программа профессионального саморазвития педагогаСроки реализация программы: 2022-2023 учебный год. «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ТНР через игры и ...