Перспективный план кружка «Математический сундучок».
рабочая программа (средняя группа)

Пилигримова Елена Александровна

Перспективный план кружка «Математический сундучок».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_2018-2019.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план кружка «Математический сундучок».

Введение:

Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника. Работа кружка «Математический сундучок» дает возможность развить познавательную активность, интерес к математике, развить логическое мышление.

Деятельность организованна на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя желание детей заниматься математикой. Особое внимание при проведении кружковой работы уделяется развитию логического мышления.

Пояснительная записка:

Программа математического кружка «Математический сундучок»  составлена на основе программы И.А. Помораевой, В.А. Позиной «Формирование элементарных математических представлений» (4-5лет), рассчитана на один год.

Программа направлена на формирование у дошкольников более высокого уровня познавательного и личностного развития. . Кружок проводится один раз в неделю длительность 20 минут.

     Поскольку игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, особенностью работы является то, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе.

     Занятия распределены по разделам:

           - Количество и счет

           -Определение величины

           - Ориентировка в пространстве и во времени

           - Ознакомление с геометрическими фигурами

           - Решение логических задач и упражнений

    Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями детей, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.  

Актуальность:

Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам много возможностей. Наших сегодняшних воспитанников ждет интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать ее, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях. В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада человека любознательного, активного, принимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе. Обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а так же овладению универсальными предпосылками учебной деятельности  умением работать по правилу, по образцу, по инструкции.

     Роль математической логики при этом невозможно переоценить.      Проанализировав содержание современных обучающих программ начальной школы, мы можем с уверенностью сказать, что логической составляющей в них придается важнейшее значение. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, необходимо готовить ребенка соответствующим образом.

    Математическая грамотность, развитие логического мышления – это залог успешного обучения выпускника детского сада в школу. Содержание программы направленно на овладение детьми 4-5 лет важнейшего навыка логического мышления – способность «действия в уме».

Цель программы: создание условий для познавательного  развития детей средней группы дошкольного возраста через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений математического содержания.

Задачи программы:

- формирование мотивации учения, ориентированного на удовлетворения познавательных интересов;

- формирование мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения, классификации, аналогии);

- развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей;

- увеличение объема внимания и памяти у детей;

- развитие речи, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

Методика кружка учитывает возрастные особенности детей и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка.

    Развитие математических способностей включает взаимосвязанные и взаимообусловленные представления о пространстве, форме, величине, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для интеллектуального развития детей, формирования грамматического строя речи, развития связной речи, способствуют общему умственному воспитанию ребенка.

месяц

содержание

задачи

сентябрь

1.сказка «В гостях у Царицы Математика»

2. «Незнайка в гостях»

3. «Кто быстрее подберет коробки»

4. «Чудесный мешочек»

1.Познакомить с произведением

2.Учить видеть равное количество разных предметов, умение вести счет.

3.учить сопоставлять предметы по длине, ширине, высоте.

4.учить выделять особенности предметов, развивать осязательные впечатления.

октябрь

1. «Нарисуй как я», «Продолжи рисунок», цифровые пазлы.

2. «Сломанная машина»

3. «Сложи квадрат, круг, треугольник», «Составь целое из частей», «Назови часть»

4. «Угадай, какое число пропущено», «Что забыл художник»

1.формировать умение рисовать в клеточках, развивать внимание и глазомер.

2.учить замечать нарушения в изображенном предмете

3.формироватьт умение составлять целое из частей, называть их, развивать воображение

4.определить место числа , назвать пропущенное число.

ноябрь

1.Головоломки. Составление геометрических фигур из палочек.

2.Решение логических задач на поиск недостающей фигуры.

3. игра «Части суток», «С чего начинается день»

4. «Расскажи о  своем узоре», «Цепочка».

1.составление фигуры из палочек путем достраивания одной фигуры, взятой за основу, в другую.

2.вызвать интерес к логическим задачам, упражнять детей в доказательстве решения.

3.способствовать формированию умения ориентироваться во времени.

4.учить устанавливать последовательность, ориентироваться на листе бумаги.

декабрь

1. «Найди ошибку», «Найди, чем отличается», решение логических задач.

2. «Расскажи о своем узоре», «Цепочка».

3.Загадки, задачи-шутки.

4.Игра-путешествие во времени «Что сначала - что потом».

1.развитие логического мышления, умение доказывать правильность решения, рассуждать.

2.учить устанавливать последовательность, ориентироваться на листе бумаги.

3.приобщать к активной умственной деятельности, выработке умения выделять главные свойства математические отношения замаскированные несуществующими данными.

4.закрепить знания о последовательности и названия дней недели.

январь

1.Сказка «Приключение треугольника, круга и квадрата», «Подбери фигуру».

2. «Что шире, что уже», «Подбери дорожку к домику».

3.игры на ориентировку в пространстве «Горячо – холодно», «Найди, где спрятано».

4.Игры на передвижение с целью составления картинки, упорядочивание по признаку.

5.«Поездка», решение логических задач.

1.упражнять в сопоставлении формы изображенных на картинах предметов с геометрическими фигурами.

2.упражнять в сравнении предметов по длине, ширине.

3.закрепить знания о свойствах предметов, о направлениях «право», «лево», закрепить умение ориентироваться на плоскости и в помещении.

4.развитие образного и логического мышления, комбинаторных способностей, смекалки, находчивости, умения планировать ход действия.

4.учить в сравнении чисел и определении, какое из чисел больше или меньше, развитие мышления.

февраль

1.Задачи – шутки.

2. «Считай, не ошибись», «Кто быстрее», «Соедини число с предметом».

3. «Живая неделя», «Было – будет». Игры-путешествия во времени.

4.Логические задачи на сравнение «Чем отличается одна карта от другой», «Найди два одинаковых предмета», лабиринты.

1.продолжать упражнять в решении задач-шуток, развивать наблюдательность, внимание.

2.закрепить умение соотносить цифру с количеством предметов, тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать память.

3.закрепить названия дней недели и их последовательность, уточнить представления о прошлом, будущем и настоящем.

4.развивать зрительное восприятие, смекалку, наблюдательность, умение делать выводы.

март

1. «Найди сходства и различия», «Что изменилось», «Найди соответствие», математическое домино.

2. «Составь кубики так, чтобы получился орнамент».

3.игровое упражнение «Дорисуй», «Дострой лабиринты».

4.Математический досуг.

1.способствовать формированию соотносить число и количество предметов, развивать внимание, наблюдательность.

2.развивать мышление, сообразительность, смекалку, конструктивные умения.

3.развивать геометрическое воображение, пространственные представления, обобщать знания об геометрических фигурах.

Закрепить математические знания, умения , навыки, развивать смекалку, умение делать умозаключения.

апрель

1. «Заполни пустые квадраты», «Сложи из палочек», «Кто лишний и почему?».

2. «Найди игрушку», «Путешествие», «Найди похожею».

3. рисование фигур по клеточкам

4. интеллектуальная игра «Разложи бусинки по цветам».

1.упражнять в составлении из палочек геометрические фигуры.

2.учить детей ориентироваться в пространстве.

3. развивать графические навыки, закреплять умение ориентироваться на листе бумаги.

4.закреплять знания о материалах, из которых изготовлены предметы, развивать моторику рук, сенсорное развитие.

май

1. «Найди свою фигуру», «Укрась коврик», «Что на что похоже».

2. «Черный, серый, белый», «Волшебные краски», Разбери гречку и рис».

3. «Построим дом».

4. «Назови скорее», «Запомни картинки».

1.учить детей выбирать геометрические фигуры по зрительно воспринимаемому образцу.

2. Развивать мелкую моторику рук, закрепить знания об ахроматических цветах и цветах спектра.

3.учить строить дома из деталей разного размера, анализировать детали по форме и величине.

4.учить выполнять правила игры, развивать память.

Ожидаемый результат:

В результате проведения занятий кружка дети будут:

- проявлять любознательность: задавать поисковые вопросы («Зачем», «Почему», Откуда») высказывать свое мнение, делиться впечатлениями, стремиться их отразить в продуктивной деятельности.

- развивать внимание, память, смекалку, воображение, смогут мыслить логически, делать умозаключения.  

В результате обучения детей произойдет воспитание таких качеств, как организованность, дисциплинированность, коллективизм. Разовьется умение самостоятельно объединяться для игры и выполнения учебных заданий, оказание помощи друг другу.

Вывод:

Работая над проблемой по развитию логического мышления дошкольников средней группы, я пришла к выводу, что наиболее эффективными средствами являются дидактические игры и разминки, логико-поисковые задания, игровые упражнения занимательного характера, разнообразная подача которого эмоционально воздействует на детей. Они активизирую детей, так как в них заложена смена деятельности: дети слушают, думают, отвечают на вопросы, считают, находят их значения и выявляют результат, узнают интересные факты, что на только способствует взаимосвязи различных аспектов окружающего мира, но и расширяет кругозор и побуждает к самостоятельному познанию нового.            

Таким образом, можно утверждать, что использование игровых методов и приемов как средств развития элементарных математических представлений дает положительный результат в развитии психических процессов и речи. Динамика обучения показывает, что проведение непосредственно образовательной деятельности по математике с использованием современных подходов, дает положительный результат в развитии математических способностей.

Используемая литература:

- «Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста» Т.Д. Рахтерман, Москва «Просвещение» 1991г.

- «Математика для дошкольников» А.А. Смоленцева, О.В. Пустовайт Нижний Новгород Нижегородский гуманитарный центр 1996г.

- «Игровые занимательные задачи для дошкольников» З.А. Михайлова Москва «Просвещение» 1990г.

- «Математика в детском саду» В.П. Новикова Москва «Мозаика-Синтез» 2000г.

-«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников (4-7 лет)» Москва «Мозаика-Синтез» 2013г.

                 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Сказка»

Перспективный план кружковой работы

«Математический сундучок».

            Подготовила воспитатель первой

            квалификационной категории

            Пилигримова Е. А.

г. Горняк

2018-2019 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

перспективный план кружка

Перспективный план кружка по ручному труду...

перспективный план кружка

программа дополнительного образования детей кружок "Мой мир"...

Перспективный план кружка "Чудесный песок"

В работе с песком у детей развивается творчество и фантазия, умение доводить начатое дело до конца, видеть результат своего труда и  получать от этого удовольствие и чувство удовлетворения, что с...

Перспективный план кружка "Маленький художник"

Технология работы по ознакомлению детей старшего возраста с живописью....

Перспективный план кружка "Математическая игротека"

Предлагаю вашему вниманию перспективный план кружка по математике, где мы закрепляем изученный материал и спользуя развивающие игры, задания повышенной трудности, занимательный материал по математике....

перспективный план кружка "Юный скульптор"

Цель кружка: Учить детей пользоваться стекой, доской, соленым тестом, формочкой. Учить детей нетрадиционным методам в своих работах. Учить делить большой кусок на несколько маленьких кусочков. Развива...

Перспективный план кружка "Солнышко"

Пользуясь этим планом воспитываем в детях грацию,пластичность,умение красиво двигаться....