Статья "Формирование основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста"
статья
Экономическое воспитание дошкольников — новое направление дошкольной педагогики. Одной из задач экономического воспитания дошкольников на современном этапе является формирование основ экономической культуры, что подчеркивает взаимосвязь экономического и нравственного воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_osnov_ekonomicheskoy_kultury_u_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 17.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста
Экономическое воспитание дошкольников — новое направление дошкольной педагогики. В последнее десятилетие встал вопрос о том, что любой современный человек должен обладать деловыми качествами. Эти требования общества сделали проблему экономического воспитания актуальной уже применительно к дошкольному возрасту, так как ребенок с малых лет соприкасается с такими экономическими категориями, как деньги, вещи, труд, стоимость.
Одной из задач экономического воспитания дошкольников на современном этапе является формирование основ экономической культуры, что подчеркивает взаимосвязь экономического и нравственного воспитания. Анализ психолого-педагогических исследований показывает, что данная проблема недостаточно изучена.
Эффективность экономического воспитания во многом определяется тем, какая нравственная основа закладывается в личности ребенка. В процессе экономического воспитания, наряду с усвоением основных экономических категорий, происходит формирование нравственных качеств дошкольников, что находит выражение в поступках и поведении.
Механизм формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста представляет собой единство формирования нравственно-экономических знаний, представлений, чувств и привычек поведения.
В качестве средства формирования основ экономической культуры целесообразно использовать обучающие игры. Главной особенностью обучающих игр является то, что задания предлагаются детям в игровой форме. Они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Обучающие игры должны включать в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ нравственно-экономических знаний, представлений, чувств, привычек поведения.
Рекомендуемая серия обучающих игр состоит из четырех блоков:
I блок. «Человек и его потребности»
1.Дидактические игры: «Материальные потребности», «Пятый лишний», «Вкусно и полезно», «Духовные потребности», «Выставка вещей» и др.; 2.Сюжетно-дидактические игры: «Туристический поход», «Космонавты-путешественники», «Одень куклу по сезону», «Путешествие в страну вещей».
Цель первого блока — формирование у детей представлений о материальных и духовных потребностях человека, воспитание осознанно правильного отношения к предметам и явлениям окружающего мира.
II блок. «Работник. Кто производит товары?»
1.Дидактические игры: «Все работы хороши», «Предприятия нашего города», «Кому что нужно для работы», «Чья это продукция?», «Как получается хлеб?» и др.
2.Сюжетно-дидактические: «Супермаркет», «Цветочный магазин», «Экскурсия в книжный магазин», «Мебельная фабрика» и др.
Второй блок игр направлен на знакомство детей с производителями товаров и услуг, на то, чтобы показать взаимосвязь потребления и производства товаров, потребления и предлагаемых услуг; воспитание уважительного отношения к труду и людям труда.
III блок. «Потребитель. На что расходуем деньги? Семейный бюджет» 1.Дидактические игры: «Бюджет моей семьи», «Расходы семьи», «Для чего нужны деньги?», «Что быстрее купят?», «Советы покупателю» и др.; 2.Сюжетно-дидактические игры: «Почта», «Цирк», «Ателье», «Туристы».
Цель третьего блока — научить детей выделять основные направления использования денег людьми, дать представление о семейных доходах и расходах, о семейном бюджете, развивать основы экономического мышления, формировать привычки нравственно-экономического поведения.
IV блок. «Деньги, обмен, торговля»
1.Дидактические игры: «Чего нельзя купить?», «Что дороже?», «Цепочка экономических слов», «Бартер», «Где, что можно купить», «Интернет- магазин детских товаров» и др.
2.Сюжетно-дидактические: «Товарный склад», «Рекламное агентство», «Волшебная копилка» и др.).
Четвертый блок ориентирован на закрепление представления детей о деньгах как универсальном средстве обмена, спросе и предложении, их влиянии на величину цены, об обмене товарами и услугами; формирование основ экономической культуры личности ребенка.
В процессе работы обучающие игры рекомендуется включать в содержание НОД и проводить вне их. Для возникновения самостоятельных обучающих игр в группе необходимо создать условия: подобрать соответствующий дидактический материал и пособия. Для повышения интереса можно использовать разные по содержанию и видам обучающие игры: с предметами, с картинками, настольно-печатные, словесные экономические игры, а также игры-путешествия, игры-загадки, игры-беседы, игры-предположения и т.д.
Для формирования основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста обучающие игры являются эффективным средством.
Статья подготовлена воспитателями МДОУ «Детский сад комбинированного вида
№ 1 «Ласточка» г. Вольска Саратовской области» Масловой Лидией Николаевной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование основ экологической культуры удетей младшего дошкольного возраста
контрольная работа для повышения квалификации....
« Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста » на тему: «Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС) по формированию основ экологической культуры «В гостях у лягушонка»
Игровая обучающая ситуация«В гостях у лягушонка»(с игрушкой- аналогом) Дидактические задачи:1) Дать детям представление о лягушке, ее внешнем виде, ее среде обитания, питании и ...
Формирование основ экономической культуры детей старшего дошкольного возраста по средством системы дидактических игр.
формирование основ безопасного поведения в социумеформирование позитивных установок к различным видам труда и творчестваформирование готовности к совместной деятельности...
«Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию основ экономической грамотности у детей дошкольного возраста»
В течение первых лет жизни семья является психологической микросредой, где проходит экономическая социализация ребенка, ведь каждой семье присущи свои принципы ведения домашнего хо...
«Формирование основ экономической культуры у детей дошкольного возраста посредством разнообразной детской деятельности» «Путешествие в страну Экономика»
Повышение интереса к экономическому воспитанию дошкольников в социальной жизни закономерно, так как от экономической культуры во многом зависит преодоление трудностей в социальной жизни общества....
Презентация "Формирование основ экономической культуры детей старшего дошкольного возраста по средством системы дидактических игр, используя интеравктивный редактор «Сова»
Введение экономического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях — это не дань моде, а прежде всего необходимость еще в раннем возрасте дать детям представления об экономической культ...
«Развитие основ экономической грамотности у детей дошкольного возраста, через игровую деятельность»
План по самообразованию по теме: "Развитие основ экономической грамотности у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"...