Родительское собрание на тему: "Приобщение дошкольников к народной культуре"
консультация (старшая, подготовительная группа)

Селезнева Людмила Алексеевна

Приобщение дошкольников к народной культуре

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание на  тему: «Приобщение детей  к истокам русской народной культуры».

 «Народ, который не знает своей культуры и истории – презрен и легкомысленен»

 Н.М.Карамзин

Цель:

 Помочь родителям осмыслить ,что приобщение детей к семейно- бытовым традициям, обычаям, уважению и почитанию старших, секретам взаимного уважения и лада в семье- должно начинаться в семье. Главный воспитатель в семье- это семья! Народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности. И дошкольный период детства является благоприятным для приобщения к ее истокам.

Задачи: 

Формирование «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры. Расширять и углублять представления о жизнедеятельности людей на Руси. Помочь родителям осмысленно знакомить детей с устным народным творчеством (через русские народные сказки, потешки, прибаутки, песенки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, произведения декоративно-прикладного искусства). Через быт русского народа прививать любовь к истории и культуре нашей Родины. Воспитывать уважительное отношение к традициям русской культуры.

Актуальность. 

Изучение истории отечественной культуры в настоящее время представляет собой одно из актуальных направлений всей образовательной системы, особенно важное для подрастающего поколения.

Наши мечты и надежды обращены в будущее, но мы не должны забывать прошлое. Память — это мост, соединяющий сегодняшний день с вчерашним, настоящее с прошлым.

 Народное искусство — великая сила, которая связывает прошлое, настоящее и будущее. Все, что оставили нам наши предки: народные песни, былины, сказки, русские избы с прекрасными образцами предметов декоративно-прикладного искусства, должно остаться в нашей памяти.

 Народное искусство России богато многообразием форм, обладает неисчерпаемым художественно-творческим потенциалом и является неиссякаемым источником развития художественной культуры народа. Приобщение детей к истокам русской народной культуры происходит через ознакомление с народными обычаями, обрядовыми праздниками, традициями, некоторыми видами народно-прикладного искусства, фольклором, предметами быта, ремеслами, особенностями русского народного костюма.

Детей необходимо приобщать к богатству русской речи, расширять их словарный запас. В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивые к нежелательным влияниям, учить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно- нравственных качеств личности, приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у дошкольников патриотические чувства и развивать духовность.

Ход собрания:

Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, поверхностно знакомо, например, с народной культурой.

Как жили русские люди? Как работали и отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи и традиции? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники? Ответить на подобные вопросы – значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культурыистории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Россия – Родина для многих. Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский языкисторию и культуру страны как свои собственные. У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Русские не должны терять нравственный авторитет среди других народов – авторитет, достойно завоеванный русским искусством. Мы не должны забывать о прошлом: о красоте и богатстве нашей музыки, живописи, литературы, архитектуры, о своих праздниках и обычаях. Именно родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом рождения личности.

Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время. Основным условием, обеспечивающим качество и результат воспитания и обучения дошкольников на идеях народной педагогики, является взаимодействие воспитателя, музыкального руководителя, воспитателя по изо деятельности, педагогов по дополнительному образованию, родителей. Важно отметить, что качество проведения занятий по знакомству детей с русским народнымтворчеством зависит от уровня профессионального мастерства и творчества педагогов.

Очень важно, чтобы каждый педагог знал народные обычаи и обряды, национальные традиции, был знатоком народных игр, песен, танцев, сказок, владел актерским мастерством, выразительности речи, искусством импровизации, умел увлечь детей художественной деятельностью.

Сегодня мы, взрослые, на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя открываем и переоцениваем. Это относится к прошлому нашего народа. Как жили русские люди? Как работали? Как отдыхали? Какие обычаи соблюдали? Чем украшали свой быт?

Ответить на эти и подобные вопросы, значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.

1. Назовите русские народные обрядовые праздники, которые вы знаете.

ОТВЕТ: • праздник урожая ; • Святки ; • Рождество ; • Масленица ; • Пасха ; • праздник Ивана Купалы ; • Вербное воскресенье; Троица.

2. Какие художественные ремесла  Руси вы знаете? ОТВЕТ: Дерево всегда было одним из самых доступных и любимых материалов русских умельцев. Резьба по дереву украшала двери и стены изб, мебель, а также предметы быта (дуги, коромысла, чашки, ложки и т. п.). Почти в каждом хозяйстве было много изделий из бересты (различные корзиночки, туески, коробы и т. п.). Вода и квас, взятые в берестяном туесе на покос, даже знойным летом в течение всего дня хранили утреннюю прохладу. Изделия из керамики и т. д

3. Мы знаем много пословиц, но они в наше время стали поговорками, так как вторая часть забыта нами. Сейчас нужно вспомнить вторую часть пословицы.

• Молодо зелено, погулять велено.

• Вольному воля, спасенному – рай.

• Голод – не тетка, пирожка не подсунет.

• Знай наших, последняя копейка ребром.

• На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай и свой затевай.

• По Сеньке шапка, по Ереме колпак.

• Попытка не пытка, спрос не беда.

• Рука руку моет, обе белы бывают.

• Язык мой – враг мой, прежде ума глаголет.

• Деньги счет любят, а хлеб меру.

4. Отгадайте русские загадки:

• Длинна как дорога, коротка как блоха (жизнь).

• Чувство, которое любого красит (стыд).

• Шарю-пошарю, в угол встану (веник).

• Страны без людей, города без домов, моря без воды (карта).

• Всех кормлю с охотою, а сама безротая (ложка).

• Не вода, не суша, на лодке не уплывешь и ногами не пройдешь (болото).

• Что не сеяно родится (трава).

• Зимой нет теплей, а летом холодней (печка).

6. Что означают эти народные приметы.

• Если двое зевают одновременно (значит, им вместе водку выпивать).

• Не ешь с ножа (будешь злым).

• Нельзя подавать другому соль из рук (к ссоре)

• Что не поссориться, подавая соль (нужно засмеяться).

• Нельзя давать другому булавку (к ссоре)

• Выходить куда-либо в дождь (к благополучной дороге).

• Локоть чешется (на новом месте спать).

• Прищемить одежду в дверях (быть еще раз в этом доме).

6. Перед вами слова: Масленица, Рождество, Крещение, Пасха, Новый год.

• Какой из праздников на Руси не имел точного срока в календаре? В этот день не ели мяса, запасались к нему рыбой. (Масленица).

• В переводе название этого праздника означает «прохождение мимо». В этот день играли в игру «чокание» (Пасха).

• Этому празднику предшествует сорокадневный пост. На праздник готовят блюда из свинины, из теста пекут коровок, бычков, петушков. (Рождество).

7. Перед вами перечень головных уборов, которые носили на Руси: малахай, картуз, кичка, кокошник, валек.

• Мужской головной убор, напоминающий фуражку с козырьком (картуз).

• Женский головной убор, изготовленный из дережки. (валек)

8. Во многих произведениях русской литературы описываются пиршества с их яствами и любимыми блюдами.

• Назовите любимое блюдо Ивана Грозного. (борщ, рассольник, щи)

• Какой из нижеперечисленных постов самый голодный? Это не в смысле запрета на еду, а в смысле нехватки продуктов. (Великий, Петровский, Успенский, Рождественский).

• Кому принадлежит следующее высказывание: «если человеку подарить рыбу, он будет сыт один день, ели две – два дня, но если человека научить ловить рыбу – он будет сыт всю жизнь»? (Петр 1, Л. Н. Толстой, народная мудрость)

• Соком какого овоща лечили на Руси боли в животе? (капуста, репа, свекла, морковь)

• Хлебное вино, так называли на Руси водку, - напиток чисто русский, который появился в 14 веке. Но узаконен и назван водкой он был в указе одного из царей. Какого? (Елизавета, Петр 1, Екатерина, Павел)

• Как называлась каша из крупных зерен пшеницы или ячменя с медом? (кутья, ярица, китина)

• Какой овощ на Руси назывался «палочкой – выручалочкой»(картофель, кислая капуста, соленый огурец)

9. Русские народные загадки «Красна Изба»

1. Для кудрей и хохолков

Целых 25 зубков

И вот под каждым под зубком,

Лягут волосы рядком. (Гребень)

2. Черный конь – скачет в огонь. (кочерга)

3. Стоит копна, вся в дырках

На копне – гора, из горы дым идет. (изба)

4. Без рук, без ног

Во все стороны кланяется. (Колыбель)

5. Из липы свито дырявое корыто,

По дороге идет, клетки кладет. (лапти)

6. Наша толстая Федора, наедается не скоро.

А за то когда сыта, от Федоры теплота. (печка)

Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Ни что не объединяет народ так, как традиции. Традиция содействует восстановлению теряемого сейчас наследия, такое восстановление может быть спасительным для человечества. Поэтому так важно выработать у современного человека уважения к традициям, позитивное к ним отношение, желание поддерживать их и сохранять. Важным условием развития детского творчества, поддерживания интереса детей к культуре предков, служит развивающая среда.

Памятка для родителей

«Русские народные традиции как средство воспитания в детях чувства патриотизма и любви к Родине»

Одним из главных направлений в воспитании детей воспитание чувства патриотизмалюбви к своей семьеРодине. В старину, любовь и уважение к старшим, к семье, родному краю впитывалось с молоком матери. Слово отца было законом, а мать была тёплым солнышком («При солнышке тепло, при матери добро.» «Нет лучшего дружка, чем родная матушка»- рус. нар. пословицы). Русский человек всегда помогал младшим, уважал старших. Человек не задумывался, стоит ли защищать свою семью, свою Родину.

А, что Вы видите сейчас? … И почему?

«Почитай отца твоего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить».

«Семейное согласие дороже всего»

«Родина любимая, что мать родимая»

Эти (и многие другие) пословицы сказаны народом многие века назад, НО они не должны потерять смысла и в наше время.

Если Вы, уважаемые взрослые, согласны со мной, то давайте вместе «зародим» в детях, то зёрнышко, которое даст ростки уважения, любвичувства гордости за свой народ, свою страну. Вот несколько советов, которые помогут нам попытаться это сделать.

1. Начните с самих себя: «Где любовь да совет, там и горя нет» .

2.  Давайте понять ребёнку, что главные в семье- это родители, но не унижайте и считайтесь с мнением ребёнка.

3. Не забывайте про родных и близких, помните о старшем поколении. (Можно составить генеалогическое дерево, соберите альбом с фото родных, запишите рецепты бабушек, делайте с ребёнком подарки для близких своими руками и тд.) .

4. С самого рождения знакомьте своё дитя с русским фольклором: колыбельными, прибаутками, потешками, пословицами и поговорками, загадками.

5. Не забывайте читать ребёнку народные сказки (в них добро обязательно побеждает зло, а любовь к родным, своей земле- главное оружие русского человека)

6. Приобщайте детей к традициям празднования русских народных (и православных) праздников (Масленица, Рождество, Пасха и мнг. др): выучите стишок, закличку, песенку; сделайте какую- нибудь поделку, поздравьте родных или просто знакомых.

7. Знакомьте детей с русскими народными играми (играми своего народа) и сами принимайте в них участие. Ребёнок должен быть сильным не только разумом, но и духом.

8. Знакомьте детей с государственными и региональными праздниками, которые имеют большое значение в жизни вашего города (села).

9. Посещайте с детьми выставки и музеи русского творчества, быта.

10. Учите ребёнка видеть красоту природы, любить свой край.

Если Вы, уважаемые взрослые, добавите в этот список ещё какие-нибудь пункты, то это замечательно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение к родительскому собранию "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"

Русский народ не должен забывать своей культуры, литературы, живописи, памятников, своего прошлого. Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно, пользоваться уважением окружающих, надо зн...

конспект родительского собрания на тему "Приобщение детей к истокам семейской культуры"

Данный конспект проведения родительского собрания в нетрадиционной форме.Что способствует приобщению детей к истокам народной  семейской культуры.Также  позволяет формировать у дошкольников ...

Родительское собрание на тему "Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни"

Познакомит родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошольников...

Родительское собрание на тему :«Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни».

laquo;Я не боюсь еще и еще раз сказать:забота о здоровье — важнейшая работа воспитателя.От жизнерадостности, бодрости детейзависит их духовная жизнь, мировоззрениеумственное развитие, прочность...

МАСТЕР - КЛАСС на тему:  «Приобщение детей к истокам народной культуры через башкирские народные игры»

Повышение профессиональной компетенции педагогов в использовании башкирских народных игр, как средство приобщения к истокам народной культуры....