«Игры ТРИЗ по лексическим темам»
методическая разработка

Шуман Римма Владимировна

    Данная методическая разработка появилась в связи с тем, что возникла необходимость в систематизации материала по лексическим темам, для оптимизации процесса взаимодействия с воспитанниками. В картотеке содержатся игры и упражнения, направленные на формирование у детей творческого воображение, диалектического мышления, на развитие изобретательской смекалки.  Использование элементов ТРИЗ в игровой совместной деятельности взрослого с детьми помогает интеллектуальному развитию (умение анализировать, сравнивать, обобщать, грамотно и системно мыслить), творческому развитию (умение фантазировать, находить оригинальные решения), личностному становлению (решать противоречия, находить выход из проблемных ситуаций).

     Игры и упражнения, предложенные в методической разработке, можно использовать не только на занятиях, но и во всех режимных моментах: в утренние часы, при умывании, одевании на прогулку, непосредственно на прогулке и в игровой деятельности. Все игры и упражнения систематизированы по лексическим темам, что облегчает работу педагогов при календарном планировании. Данная картотека может быть полезна как педагогам дошкольного учреждения, так и родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_triz_po_leksicheskim_temam.docx71.04 КБ

Предварительный просмотр:

Таймырское муниципальное  бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Сказка»

«Игры ТРИЗ по лексическим темам»

Автор методической разработки:

 воспитатель Шуман Римма Владимировна

Г. Дудинка 2018год

Пояснительная записка

Часто в описании образовательной программы можно встретить аббревиатуру ТРИЗ. Неподготовленному педагогу и родителю она ничего не скажет, а вместе с тем это целая наука и ТРИЗ в детском саду весьма популярна. Другими словами ТРИЗ — Теория Решения Изобретательных Задач.

“ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию”, так считал основатель теории Г.С.Альтшуллер и его последователи.

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями. Кроме этого, у них развиваются такие качества, как оригинальность, гибкость, системность.

Главное отличие методики ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию — это возможность детям самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.

Обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.

Данная методическая разработка появилась в связи с тем, что возникла необходимость в систематизации материала по лексическим темам, для оптимизации процесса взаимодействия с воспитанниками. В картотеке содержатся игры и упражнения, направленные на формирование у детей творческого воображение, диалектического мышления, на развитие изобретательской смекалки.  Использование элементов ТРИЗ в игровой совместной деятельности взрослого с детьми помогает интеллектуальному развитию (умение анализировать, сравнивать, обобщать, грамотно и системно мыслить), творческому развитию (умение фантазировать, находить оригинальные решения), личностному становлению (решать противоречия, находить выход из проблемных ситуаций).

Игры и упражнения, предложенные в методической разработке, можно использовать не только на занятиях, но и во всех режимных моментах: в утренние часы, при умывании, одевании на прогулку, непосредственно на прогулке и в игровой деятельности. Все игры и упражнения систематизированы по лексическим темам, что облегчает работу педагогов при календарном планировании. Данная картотека может быть полезна как педагогам дошкольного учреждения, так и родителям.

Осенний лес: деревья, грибы, ягоды. Цель: Повысить познавательный интерес детей к деревьям, ягодам и грибам.

«Придумай загадку» (Метод Морфологического анализа) Ведущий (сначала это педагог, потом ребёнок) предлагает отгадать загадку: «Это предмет. Он …. (называет признак цвета, формы, размера, вкуса и т.д.)». Дети отгадывают, что за предмет спрятан.

«Волшебники» (Приемы фантазирования) Приём «Увеличение - уменьшение». Пришёл волшебник Уменьшения, и предметы стали маленькими: был дуб, а стал дубочек и т.д, пришёл волшебник Увеличения - деревья стали большими: был дуб, а стал дубище и т.д.

 «Паровозик времени» (системный оператор) Содержание игры: Педагог называет объект. Дети перечисляют его свойства в прошлом, настоящем, будущем (был, есть, будет).

Например: Малина сейчас – сладкая, сочная, красная…; была – зелёная, кислая, терпкая…; будет – сухая, сморщенная, червивая … .

«Да – Нет-ка» (Развитие системного мышления) Эта игра закрепит умение сужать поле поиска, задавать правильные вопросы. Выделяют 2 разновидности этой игры по типу задаваемых вопросов: спрашивать, ориентируясь на положение загаданного объекта в пространстве, или на классифицирование объекта по его признакам. На стол выложено 7 предметов (картинок), нужно отгадать какой предмет загадал ведущий. На вопросы можно отвечать «да» или «нет».

 Вариант №1: (пространственная «Да-Нетка») Пример: - Это слева от березы? – нет; - Это справа от дуба? – да; - Это ель? – Да;

Вариант №2: ( «Да-Нетка» на классифицирование объекта по признакам) Пример: - Это синего цвета? – нет; - Это круглой формы? – Да; - Это съедобное? – да; и т.д.

Вариант №3: Ведущему прикрепляют шапочку с изображением предмета. Ведущий должен угадать, задавая вопросы, на которые можно ответить «да» и «нет».  Пример: Я дерево? – Нет; - Я ягода? – Да; - Я красная? – Да; и т.д.                                  

«Я еду в … и беру с собой…» (Развитие творческого воображения – умение придумывать, фантазировать)

Правила игры: Ребенок вытаскивает картинку из коробочки и объясняет, зачем она ему нужна в том месте, которое загадал ведущий.

«Объяснить необъяснимое» (Развитие вариативности мышления – умение видеть множество решений, а не зацикливаться на одном – двух). Это вид мышления, который предполагает выход за рамки стереотипов.

Реквизит: сюжетные картинки с одним-двумя объектами (пароход плывет, машина едет, дети идут на прогулку…) + небольшие предметные картинки по лексической теме. Пример: к более крупной сюжетной картинке прикладываем маленькую, и спрашиваем: «почему художник нарисовал кота на теплоходе?» Например, потому что: это кот капитан, а это просто очень смелый кот путешественник. 

«Кто мои друзья» (Развитие системного мышления)  Умение находить аналогии.  Игра подвижная, в нее лучше играть там, где пространство позволяет бегать. Нужно  вспомнить, какими признаками могут быть похожи предметы – цветом, формой, размером, назначением, частями и т.д. Ведущий отходит от игроков как можно дальше и со своего места называет объект, в который он превратился. Дальше ведущий произносит слова: «Раз, два, три! Кто мой друг по признаку (вставить нужный признак) ко мне беги!». Дети подбегают к ведущему и называют, в кого они превратились. Пример:

В: Я – мяч. Мои друзья – все предметы круглой формы. Раз, два, три! Кто мой друг ко мне беги!  Д: Я – круглый шарик, я – круглый арбуз, я – круглая тарелка…

В: Я — вертолет. Мои друзья – все, что умеет летать. Раз, два, три! Кто мой друг ко мне беги! Д: Я – птица, я – листочек, я – самолет, я – ракета…

«Ты - мой кусочек» (Приемы фантазирования) Приём «Деление - объединение». Используем для преобразования объекта с позиции деления и комбинирования в любом варианте объектов и их частей. Дети называют  части  предмета.

Пример: Дети сидят в кругу. Педагог или ребёнок называет образ, а остальные  - его части:

- Я - Береза, а ты мой кусочек. (Я твоя веточка, листик, корешок и т.д.)

«Магазин» (Развитие диалектического мышления). Умение воспринимать и находить противоположности, противоречия в объектах и явлениях. Правила игры: Один и тот же товар предлагается «радостному» покупателю с указанием положительных качеств предмета и «недовольному» покупателю с указанием отрицательных сторон и качеств предмета. Пример: В магазине продаются краски.  «Довольный» покупатель: - ура, я куплю эти краски, т.к. они очень яркие. «Недовольный» покупатель: - Я не куплю эти краски, т.к. они могут испачкать одежду.    

   

Осенний урожай. Овощи-фрукты. Цель: Повысить познавательный интерес детей к овощам и фруктам.

«Волшебная дорожка» (Метод Морфологического анализа) Активизация словаря прилагательных, согласование существительных с прилагательными в роде, числе.

Пример:- Ребята, отправилось наше яблоко путешествовать по волшебной дорожке. Что могут узнать о яблоке глаза? (Яблоко румяное, круглое, большое)

- Что может узнать о яблоке нос? (Яблоко ароматное, душистое)

- Что может узнать о яблоке рука? (Яблоко твёрдое, гладкое, лёгкое или тяжёлое)

- Что может узнать о яблоке ухо? (Яблоко хрустящее)

- Что может узнать о яблоке язык? (Яблоко вкусное, сладкое, сочное)

«Придумай загадку» (Метод Морфологического анализа) Ведущий (сначала это педагог, потом ребёнок) предлагает отгадать загадку: «Это предмет. Он …. (называет признак цвета, формы, размера, вкуса и т.д.)». Дети отгадывают, что за предмет спрятан.

 «Волшебники» (Приемы фантазирования) Приём «Увеличение - уменьшение». Пришёл волшебник «Уменьшения», и предметы стали маленькими: был лимон, а стал лимончик и т.д. Пришёл волшебник «Увеличения» - фрукты стали большими: был лимон, а стал лимонище и т.д.

Игра «Ты - мой кусочек» (Приемы фантазирования)  Приём «Деление - объединение». Используем для преобразования объекта с позиции деления и комбинирования в любом варианте объектов и их частей. Дети называют  части  предмета.

Пример: Дети сидят в кругу. Педагог или ребёнок называет образ, а остальные  - его части:

- Я - яблоко, а ты мой кусочек. (Я твоя кожура, семечка, и т.д.)

«Паровозик времени» (системный оператор) Содержание игры: Педагог называет объект. Дети перечисляют его свойства в прошлом, настоящем, будущем. Например:

Яблоко сейчас – сладкое, сочное, красное. Было – зелёное, кислое, терпкое. Будет – сухое, сморщенное, червивое.

«Да – Нет-ка» (Развитие системного мышления) Эта игра закрепит умение сужать поле поиска, задавать правильные вопросы. Выделяют 2 разновидности этой игры по типу задаваемых вопросов: спрашивать, ориентируясь на положение загаданного объекта в пространстве, или на классифицирование объекта по его признакам. На стол выложено 7 предметов (картинок), нужно отгадать какой предмет загадал ведущий. На вопросы можно отвечать «да» или «нет».

 Вариант №1: (пространственная «Да-Нетка») Пример: - Это слева от яблока? – нет; - Это справа от апельсина? – да; - Это киви? – Да;

Вариант №2: ( «Да-Нетка» на классифицирование объекта по признакам) Пример: - Это синего цвета? – нет; - Это круглой формы? – Да; - Это съедобное? – да; и т.д.

Вариант №3: Ведущему прикрепляют шапочку с изображением предмета. Ведущий должен угадать, задавая вопросы, на которые можно ответить «да» и «нет».  Пример: Я фрукт? – Нет; - Я овощ? – Да; - Я красный? – Да; и т.д.                                  

«Я еду в … и беру с собой…» (Развитие творческого воображения) Умение придумывать, фантазировать.

Правила игры: Ребенок вытаскивает картинку из коробочки и объясняет, зачем она ему нужна в том месте, которое загадал ведущий.

«Объяснить необъяснимое» (Развитие вариативности мышления) Умение видеть множество решений, а не зацикливаться на одном – двух. Это вид мышления, который предполагает выход за рамки стереотипов.

Реквизит: сюжетные картинки с одним-двумя объектами (пароход плывет, машина едет, дети идут на прогулку…) + небольшие предметные картинки по лексической теме. Пример: к более крупной сюжетной картинке прикладываем маленькую, и спрашиваем: «почему художник нарисовал кота на теплоходе?» Например, потому что: это кот капитан, а это просто очень смелый кот путешественник. 

«Кто мои друзья» (Развитие системного мышления)  Умение находить аналогии. Игра подвижная, в нее лучше играть там, где пространство позволяет бегать. Нужно  вспомнить, какими признаками могут быть похожи предметы – цветом, формой, размером, назначением, частями и т.д. Ведущий отходит от игроков как можно дальше и со своего места называет объект, в который он превратился. Дальше ведущий произносит слова: «Раз, два, три! Кто мой друг по признаку (вставить нужный признак) ко мне беги!». Дети подбегают к ведущему и называют, в кого они превратились. Пример:

В: Я – мяч. Мои друзья – все предметы круглой формы. Раз, два, три! Кто мой друг ко мне беги!  Д: Я – круглый шарик, я – круглый арбуз, я – круглая тарелка…

В: Я — вертолет. Мои друзья – все, что умеет летать. Раз, два, три! Кто мой друг ко мне беги! Д: Я – птица, я – листочек, я – самолет, я – ракета…

«Магазин» (Развитие диалектического мышления). Умение воспринимать и находить противоположности, противоречия в объектах и явлениях. Правила игры: Один и тот же товар предлагается «радостному» покупателю с указанием положительных качеств предмета и «недовольному» покупателю с указанием отрицательных сторон и качеств предмета. Пример: В магазине продаются краски.  «Довольный» покупатель: - ура, я куплю эти краски, т.к. они очень яркие. «Недовольный» покупатель: - Я не куплю эти краски, т.к. они могут испачкать одежду.    

Здоровье и здоровый образ жизни. Цель: Повысить познавательный интерес детей к здоровью и здоровому оброзу жизни.

«Ты - мой кусочек» (Приемы фантазирования) Приём «Деление - объединение». Используем для преобразования объекта с позиции деления и комбинирования в любом варианте объектов и их частей. Дети называют  части  предмета.

Пример: Дети сидят в кругу. Педагог или ребёнок называет образ, а остальные  - его части:

- Я – голова, ты моя частичка. (Я – волосы, уши, лицо, глаза … .)

«Я еду в … и беру с собой…» (Развитие творческого воображения) Умение придумывать, фантазировать.

Правила игры: Ребенок вытаскивает картинку из коробочки и объясняет, зачем она ему нужна в том месте, которое загадал ведущий.

«Объяснить необъяснимое» (Развитие вариативности мышления) Умение видеть множество решений, а не зацикливаться на одном – двух. Это вид мышления, который предполагает выход за рамки стереотипов.

Реквизит: сюжетные картинки с одним-двумя объектами (пароход плывет, машина едет, дети идут на прогулку…) + небольшие предметные картинки по лексической теме. Пример: к более крупной сюжетной картинке прикладываем маленькую, и спрашиваем: «почему художник нарисовал кота на теплоходе?» Например, потому что: это кот капитан, а это просто очень смелый кот путешественник. 

 «Кто мои друзья» (Развитие системного мышления)  Умение находить аналогии. Игра подвижная, в нее лучше играть там, где пространство позволяет бегать. Нужно  вспомнить, какими признаками могут быть похожи предметы – цветом, формой, размером, назначением, частями и т.д. Ведущий отходит от игроков как можно дальше и со своего места называет объект, в который он превратился. Дальше ведущий произносит слова: «Раз, два, три! Кто мой друг по признаку (вставить нужный признак) ко мне беги!». Дети подбегают к ведущему и называют, в кого они превратились. Пример:

В: Я – мяч. Мои друзья – все предметы круглой формы. Раз, два, три! Кто мой друг ко мне беги!  Д: Я – круглый шарик, я – круглый арбуз, я – круглая тарелка…

В: Я — вертолет. Мои друзья – все, что умеет летать. Раз, два, три! Кто мой друг ко мне беги! Д: Я – птица, я – листочек, я – самолет, я – ракета…

«Магазин» (Развитие диалектического мышления). Умение воспринимать и находить противоположности, противоречия в объектах и явлениях. Правила игры: Один и тот же товар предлагается «радостному» покупателю с указанием положительных качеств предмета и «недовольному» покупателю с указанием отрицательных качеств предмета. Пример: В магазине продаются краски.  «Довольный» покупатель: - ура, я куплю эти краски, т.к. они очень яркие. «Недовольный» покупатель: - Я не куплю эти краски, т.к. они могут испачкать одежду.    

Домашние животные. Цель: Повысить познавательный интерес детей к домашним животным.

«Придумай загадку» (Метод Морфологического анализа) Ведущий (сначала это педагог, потом ребёнок) предлагает отгадать загадку: «Это предмет. Он …. (называет признак цвета, формы, размера, вкуса и т.д.)». Дети отгадывают, что за предмет спрятан.

 «Волшебники» (Приемы фантазирования) Приём «Увеличение - уменьшение». Пришёл волшебник Уменьшения и животные стали маленькими: был кот, а стал котеночек и т.д. Пришёл волшебник Увеличения - животные стали большими: был кот, а стал котище и т.д.

«Ты - мой кусочек» (Приемы фантазирования) Приём «Деление - объединение». Используем для преобразования объекта с позиции деления и комбинирования в любом варианте объектов и их частей. Дети называют  части  предмета.

Пример: Дети сидят в кругу. Педагог или ребёнок называет образ, а остальные  - его части:

- Я – кошка, ты моя частичка. (Я – хвост, уши, глаза)

«Паровозик времени» (системный оператор) Содержание игры: Педагог называет объект. Дети перечисляют его свойства в прошлом, настоящем, будущем. Например:

Малина сейчас – сладкая, сочная, красная…; была – зелёная, кислая, терпкая…; будет – сухая, сморщенная, червивая … . Аналогично можно поиграть с функциями этого объекта.  (По предметным картинкам: яйцо - цыплёнок – курица и т.д.)

«Да – Нет-ка» (Развитие системного мышления) Эта игра закрепит умение сужать поле поиска, задавать правильные вопросы. Выделяют 2 разновидности этой игры по типу задаваемых вопросов: спрашивать, ориентируясь на положение загаданного объекта в пространстве, или на классифицирование объекта по его признакам. На стол выложено 7 предметов (картинок), нужно отгадать какой предмет загадал ведущий. На вопросы можно отвечать «да» или «нет».  

Вариант №1: (пространственная «Да-Нетка») Пример: - Это слева от собаки? – нет; - Это справа от кошки? – да; - Это кролик? – Да;

Вариант №2: ( «Да-Нетка» на классифицирование объекта по признакам) Пример: - Это синего цвета? – нет; - Это круглой формы? – Да; - Это съедобное? – да; и т.д.

Вариант №3: Ведущему прикрепляют шапочку с изображением предмета. Ведущий должен угадать, задавая вопросы, на которые можно ответить «да» и «нет».  Пример: Я животное? – да; - Я с рогами? – Да; - Я мычу? – Да; и т.д.                                  

«Я еду в … и беру с собой…» (Развитие творческого воображения) Умение придумывать, фантазировать.

Правила игры: Ребенок вытаскивает картинку из коробочки и объясняет, зачем она ему нужна в том месте, которое загадал ведущий.

«Объяснить необъяснимое» (Развитие вариативности мышления) Умение видеть множество решений, а не зацикливаться на одном – двух. Это вид мышления, который предполагает выход за рамки стереотипов.

Реквизит: сюжетные картинки с одним-двумя объектами (пароход плывет, машина едет, дети идут на прогулку…) + небольшие предметные картинки по лексической теме. Пример: к более крупной сюжетной картинке прикладываем маленькую, и спрашиваем: «почему художник нарисовал кота на теплоходе?» Например, потому что: это кот капитан, а это просто очень смелый кот путешественник. 

«Кто мои друзья» (Развитие системного мышления)  Умение находить аналогии.  Игра подвижная, в нее лучше играть там, где пространство позволяет бегать. Нужно  вспомнить, какими признаками могут быть похожи предметы – цветом, формой, размером, назначением, частями и т.д. Ведущий отходит от игроков как можно дальше и со своего места называет объект, в который он превратился. Дальше ведущий произносит слова: «Раз, два, три! Кто мой друг по признаку (вставить нужный признак) ко мне беги!». Дети подбегают к ведущему и называют, в кого они превратились. Пример:

В: Я – мяч. Мои друзья – все предметы круглой формы. Раз, два, три! Кто мой друг ко мне беги!  Д: Я – круглый шарик, я – круглый арбуз, я – круглая тарелка…

В: Я — вертолет. Мои друзья – все, что умеет летать. Раз, два, три! Кто мой друг ко мне беги! Д: Я – птица, я – листочек, я – самолет, я – ракета…

«Магазин» (Развитие диалектического мышления). Умение воспринимать и находить противоположности, противоречия в объектах и явлениях. Правила игры: Один и тот же товар предлагается «радостному» покупателю с указанием положительных качеств предмета и «недовольному» покупателю с указанием отрицательных качеств предмета. Пример: В магазине продаются краски.  «Довольный» покупатель: - ура, я куплю эти краски, т.к. они очень яркие. «Недовольный» покупатель: - Я не куплю эти краски, т.к. они могут испачкать одежду.    

Дикие животные. Цель: Повысить познавательный интерес детей к диким животным.

«Придумай загадку» (Метод Морфологического анализа) Ведущий (сначала это педагог, потом ребёнок) предлагает отгадать загадку: «Это предмет. Он …. (называет признак цвета, формы, размера, вкуса и т.д.)». Дети отгадывают, что за предмет спрятан.

 «Волшебники» (Приемы фантазирования) Приём «Увеличение - уменьшение». Пришёл волшебник Уменьшения и животные стали маленькими: был волк, а стал волчек и т.д. Пришёл волшебник Увеличения - животные стали большими: был волк, а стал волчище и т.д.

«Ты - мой кусочек» (Приемы фантазирования) Приём «Деление - объединение». Используем для преобразования объекта с позиции деления и комбинирования в любом варианте объектов и их частей. Дети называют  части  предмета.

Пример: Дети сидят в кругу. Педагог или ребёнок называет образ, а остальные  - его части:

- Я – лиса, ты моя частичка. (Я –уши, хвост, глаза … .)

«Да – Нет-ка» (Развитие системного мышления) Эта игра закрепит умение сужать поле поиска, задавать правильные вопросы. Выделяют 2 разновидности этой игры по типу задаваемых вопросов: спрашивать, ориентируясь на положение загаданного объекта в пространстве, или на классифицирование объекта по его признакам. На стол выложено 7 предметов (картинок), нужно отгадать какой предмет загадал ведущий. На вопросы можно отвечать «да» или «нет».

 Вариант №1: (пространственная «Да-Нетка») Пример: - Это слева от волка? – нет; - Это справа от лисы? – да; - Это заяц? – Да;

Вариант №2: ( «Да-Нетка» на классифицирование объекта по признакам) Пример: - Это синего цвета? – нет; - Это круглой формы? – Да; - Это съедобное? – да; и т.д.

Вариант №3: Ведущему прикрепляют шапочку с изображением предмета. Ведущий должен угадать, задавая вопросы, на которые можно ответить «да» и «нет».  Пример: Я дикое животное? – да; - Я с хвостом? – Да; - Я ловлю мышей? – Да; и т.д.                                  

«Я еду в … и беру с собой…» (Развитие творческого воображения) Умение придумывать, фантазировать.

Правила игры: Ребенок вытаскивает картинку из коробочки и объясняет, зачем она ему нужна в том месте, которое загадал ведущий.

«Объяснить необъяснимое» (Развитие вариативности мышления) Умение видеть множество решений, а не зацикливаться на одном – двух. Это вид мышления, который предполагает выход за рамки стереотипов.

Реквизит: сюжетные картинки с одним-двумя объектами (пароход плывет, машина едет, дети идут на прогулку…) + небольшие предметные картинки по лексической теме. Пример: к более крупной сюжетной картинке прикладываем маленькую, и спрашиваем: «почему художник нарисовал кота на теплоходе?» Например, потому что: это кот капитан, а это просто очень смелый кот путешественник. 

«Кто мои друзья» (Развитие системного мышления)  Умение находить аналогии. Игра подвижная, в нее лучше играть там, где пространство позволяет бегать. Нужно  вспомнить, какими признаками могут быть похожи предметы – цветом, формой, размером, назначением, частями и т.д. Ведущий отходит от игроков как можно дальше и со своего места называет объект, в который он превратился. Дальше ведущий произносит слова: «Раз, два, три! Кто мой друг по признаку (вставить нужный признак) ко мне беги!». Дети подбегают к ведущему и называют, в кого они превратились. Пример:

В: Я – мяч. Мои друзья – все предметы круглой формы. Раз, два, три! Кто мой друг ко мне беги!  Д: Я – круглый шарик, я – круглый арбуз, я – круглая тарелка…

В: Я — вертолет. Мои друзья – все, что умеет летать. Раз, два, три! Кто мой друг ко мне беги! Д: Я – птица, я – листочек, я – самолет, я – ракета…

«Магазин» (Развитие диалектического мышления). Умение воспринимать и находить противоположности, противоречия в объектах и явлениях. Правила игры: Один и тот же товар предлагается «радостному» покупателю с указанием положительных качеств предмета и «недовольному» покупателю с указанием отрицательных качеств предмета. Пример: В магазине продаются краски.  «Довольный» покупатель: - ура, я куплю эти краски, т.к. они очень яркие. «Недовольный» покупатель: - Я не куплю эти краски, т.к. они могут испачкать одежду.    

Транспорт. Цель: Повысить познавательный интерес детей к транспорту.

«Придумай загадку» (Метод Морфологического анализа) Ведущий (сначала это педагог, потом ребёнок) предлагает отгадать загадку: «Это предмет. Он …. (называет признак цвета, формы, размера, вкуса и т.д.)». Дети отгадывают, что за предмет спрятан.

 «Волшебники» (Приемы фантазирования) Приём «Увеличение - уменьшение». Пришёл волшебник Уменьшения и предметы стали маленькими: был самолет, а стал самолетик и т.д. Пришёл волшебник Увеличения – транспорт стал большим: был самолет, а стал самолетище и т.д.

«Ты - мой кусочек» (Приемы фантазирования) Приём «Деление - объединение». Используем для преобразования объекта с позиции деления и комбинирования в любом варианте объектов и их частей. Дети называют  части  предмета.

Пример: Дети сидят в кругу. Педагог или ребёнок называет образ, а остальные  - его части:

- Я - машина, а ты мой кусочек. (Я твой руль, колесо, фара и т.д.)

«Паровозик времени» (системный оператор) Содержание игры: Педагог называет объект. Дети перечисляют его свойства в прошлом, настоящем, будущем времени (летела – летит – будет летать). Например: машина ехала – едет - будет ехать.

«Да – Нет-ка» (Развитие системного мышления). Эта игра закрепит умение сужать поле поиска, задавать правильные вопросы. Выделяют 2 разновидности этой игры по типу задаваемых вопросов: спрашивать, ориентируясь на положение загаданного объекта в пространстве, или на классифицирование объекта по его признакам. На стол выложено 7 предметов (картинок), нужно отгадать какой предмет загадал ведущий. На вопросы можно отвечать «да» или «нет».  

Вариант №1: (пространственная «Да-Нетка») Пример: - Это слева от самолета? – нет; - Это справа от поезда? – да; - Это машина? – Да;

Вариант №2: ( «Да-Нетка» на классифицирование объекта по признакам) Пример: - Это синего цвета? – нет; - Это круглой формы? – Да; - Это съедобное? – нет; и т.д.

Вариант №3: Ведущему прикрепляют шапочку с изображением предмета. Ведущий должен угадать, задавая вопросы, на которые можно ответить «да» и «нет».  Пример: Я водный транспорт? – Нет; - Я езжу по земле? – Да; - Я машина? – Да; и т.д.                                  

«Я еду в … и беру с собой…» (Развитие творческого воображения) Умение придумывать, фантазировать.

Правила игры: Ребенок вытаскивает картинку из коробочки и объясняет, зачем она ему нужна в том месте, которое загадал ведущий.

 «Объяснить необъяснимое» (Развитие вариативности мышления) Умение видеть множество решений, а не зацикливаться на одном – двух. Это вид мышления, который предполагает выход за рамки стереотипов.

Реквизит: сюжетные картинки с одним-двумя объектами (пароход плывет, машина едет, дети идут на прогулку…) + небольшие предметные картинки по лексической теме. Пример: к более крупной сюжетной картинке прикладываем маленькую, и спрашиваем: «почему художник нарисовал кота на теплоходе?» Например, потому что: это кот капитан, а это просто очень смелый кот путешественник. 

«Кто мои друзья» (Развитие системного мышления)  Умение находить аналогии.  Игра подвижная, в нее лучше играть там, где пространство позволяет бегать. Нужно  вспомнить, какими признаками могут быть похожи предметы – цветом, формой, размером, назначением, частями и т.д. Ведущий отходит от игроков как можно дальше и со своего места называет объект, в который он превратился. Дальше ведущий произносит слова: «Раз, два, три! Кто мой друг по признаку (вставить нужный признак) ко мне беги!». Дети подбегают к ведущему и называют, в кого они превратились. Пример:

В: Я – мяч. Мои друзья – все предметы круглой формы. Раз, два, три! Кто мой друг ко мне беги!  Д: Я – круглый шарик, я – круглый арбуз, я – круглая тарелка…

В: Я — вертолет. Мои друзья – все, что умеет летать. Раз, два, три! Кто мой друг ко мне беги! Д: Я – птица, я – листочек, я – самолет, я – ракета…

 «Магазин» (Развитие диалектического мышления). Умение воспринимать и находить противоположности, противоречия в объектах и явлениях. Правила игры: Один и тот же товар предлагается «радостному» покупателю с указанием положительных качеств предмета и «недовольному» покупателю с указанием отрицательных качеств предмета. Пример: В магазине продаются краски.  «Довольный» покупатель: - ура, я куплю эти краски, т.к. они очень яркие. «Недовольный» покупатель: - Я не куплю эти краски, т.к. они могут испачкать одежду.    

Мужские профессии. Женские профессии. Цель: Повысить познавательный интерес детей к женским и мужским профессиям.

«Волшебники» (Приемы фантазирования) Приём «Увеличение - уменьшение». Пришёл волшебник Уменьшения и предметы стали маленькими: был топор, а стал топорчик и т.д. Пришёл волшебник Увеличения - инструменты стали большими: был топор, а стал топорище и т.д.

«Да – Нет-ка» (Развитие системного мышления) Эта игра закрепит умение сужать поле поиска, задавать правильные вопросы. Выделяют 2 разновидности этой игры по типу задаваемых вопросов: спрашивать, ориентируясь на положение загаданного объекта в пространстве, или на классифицирование объекта по его признакам. На стол выложено 7 предметов (картинок), нужно отгадать какой предмет загадал ведущий. На вопросы можно отвечать «да» или «нет».  

Вариант №1: (пространственная «Да-Нетка») Пример: - Это слева от пилы? – нет; - Это справа от отвертки? – да; - Это тапор? – Да;

Вариант №2: ( «Да-Нетка» на классифицирование объекта по признакам) Пример: - Это синего цвета? – нет; - Это круглой формы? – Да; - Это съедобное? – нет; и т.д.

Вариант №3: Ведущему прикрепляют шапочку с изображением предмета. Ведущий должен угадать, задавая вопросы, на которые можно ответить «да» и «нет».  Пример: Я человек? – да; - Я повар? – Да; и т.д.                                  

«Я еду в … и беру с собой…» (Развитие творческого воображения) Умение придумывать, фантазировать.

Правила игры: Ребенок вытаскивает картинку из коробочки и объясняет, зачем она ему нужна в том месте, которое загадал ведущий.

 «Объяснить необъяснимое» (Развитие вариативности мышления) Умение видеть множество решений, а не зацикливаться на одном – двух. Это вид мышления, который предполагает выход за рамки стереотипов.

Реквизит: сюжетные картинки с одним-двумя объектами (пароход плывет, машина едет, дети идут на прогулку…) + небольшие предметные картинки по лексической теме. Пример: к более крупной сюжетной картинке прикладываем маленькую, и спрашиваем: «почему художник нарисовал кота на теплоходе?» Например, потому что: это кот капитан, а это просто очень смелый кот путешественник. 

«Кто мои друзья» (Развитие системного мышления)  Умение находить аналогии. Игра подвижная, в нее лучше играть там, где пространство позволяет бегать. Нужно  вспомнить, какими признаками могут быть похожи предметы – цветом, формой, размером, назначением, частями и т.д. Ведущий отходит от игроков как можно дальше и со своего места называет объект, в который он превратился. Дальше ведущий произносит слова: «Раз, два, три! Кто мой друг по признаку (вставить нужный признак) ко мне беги!». Дети подбегают к ведущему и называют, в кого они превратились. Пример:

В: Я – мяч. Мои друзья – все предметы круглой формы. Раз, два, три! Кто мой друг ко мне беги!  Д: Я – круглый шарик, я – круглый арбуз, я – круглая тарелка…

В: Я — вертолет. Мои друзья – все, что умеет летать. Раз, два, три! Кто мой друг ко мне беги! Д: Я – птица, я – листочек, я – самолет, я – ракета…

«Магазин» (Развитие диалектического мышления). Умение воспринимать и находить противоположности, противоречия в объектах и явлениях. Правила игры: Один и тот же товар предлагается «радостному» покупателю с указанием положительных качеств предмета и «недовольному» покупателю с указанием отрицательных качеств предмета. Пример: В магазине продаются краски.  «Довольный» покупатель: - ура, я куплю эти краски, т.к. они очень яркие. «Недовольный» покупатель: - Я не куплю эти краски, т.к. они могут испачкать одежду.    

Семья. Цель: Повысить познавательный интерес детей к членам своей семьи.

«Волшебники» (Приемы фантазирования) Приём «Увеличение - уменьшение». Пришёл волшебник Уменьшения и члены семьи стали маленькими: был папа, а стал папочка и т.д. Пришёл волшебник Увеличения – члены семьи стали большими: был папа, а стал папище и т.д.

«Да – Нет-ка» (Развитие системного мышления) Эта игра закрепит умение сужать поле поиска, задавать правильные вопросы. Выделяют 2 разновидности этой игры по типу задаваемых вопросов: спрашивать, ориентируясь на положение загаданного объекта в пространстве, или на классифицирование объекта по его признакам. На стол выложено 7 предметов (картинок), нужно отгадать какой предмет загадал ведущий. На вопросы можно отвечать «да» или «нет».  

Вариант №1: (пространственная «Да-Нетка») Пример: - Это слева от папы? – нет; - Это справа от бабушки? – да; - Это мама? – Да;

Вариант №2: ( «Да-Нетка» на классифицирование объекта по признакам) Пример: - Это синего цвета? – нет; - Это круглой формы? – Да; - Это съедобное? – нет; и т.д.

Вариант №3: Ведущему прикрепляют шапочку с изображением предмета. Ведущий должен угадать, задавая вопросы, на которые можно ответить «да» и «нет».  Пример: Я ребенок? – Нет; - Я пожилой? – Да; - Я дедушка? – Да; и т.д.                                  

«Я еду в … и беру с собой…» (Развитие творческого воображения) Умение придумывать, фантазировать.

Правила игры: Ребенок вытаскивает картинку из коробочки и объясняет, зачем она ему нужна в том месте, которое загадал ведущий.

«Объяснить необъяснимое» (Развитие вариативности мышления) Умение видеть множество решений, а не зацикливаться на одном – двух. Это вид мышления, который предполагает выход за рамки стереотипов.

Реквизит: сюжетные картинки с одним-двумя объектами (пароход плывет, машина едет, дети идут на прогулку…) + небольшие предметные картинки по лексической теме. Пример: к более крупной сюжетной картинке прикладываем маленькую, и спрашиваем: «почему художник нарисовал кота на теплоходе?» Например, потому что: это кот капитан, а это просто очень смелый кот путешественник. 

«Кто мои друзья» (Развитие системного мышления)  Умение находить аналогии. Игра подвижная, в нее лучше играть там, где пространство позволяет бегать. Нужно  вспомнить, какими признаками могут быть похожи предметы – цветом, формой, размером, назначением, частями и т.д. Ведущий отходит от игроков как можно дальше и со своего места называет объект, в который он превратился. Дальше ведущий произносит слова: «Раз, два, три! Кто мой друг по признаку (вставить нужный признак) ко мне беги!». Дети подбегают к ведущему и называют, в кого они превратились. Пример:

В: Я – мяч. Мои друзья – все предметы круглой формы. Раз, два, три! Кто мой друг ко мне беги!  Д: Я – круглый шарик, я – круглый арбуз, я – круглая тарелка…

В: Я — вертолет. Мои друзья – все, что умеет летать. Раз, два, три! Кто мой друг ко мне беги! Д: Я – птица, я – листочек, я – самолет, я – ракета…

 «Магазин» (Развитие диалектического мышления). Умение воспринимать и находить противоположности, противоречия в объектах и явлениях. Правила игры: Один и тот же товар предлагается «радостному» покупателю с указанием положительных качеств предмета и «недовольному» покупателю с указанием отрицательных качеств предмета. Пример: В магазине продаются краски.  «Довольный» покупатель: - ура, я куплю эти краски, т.к. они очень яркие. «Недовольный» покупатель: - Я не куплю эти краски, т.к. они могут испачкать одежду.    

Посуда, продукты питания. Цель: Повысить познавательный интерес детей к посуде и продуктам питания.

«Волшебная дорожка» (Метод Морфологического анализа). Активизация словаря прилагательных, согласование существительных с прилагательными в роде, числе.

Пример:- Ребята, отправилось наше яблоко путешествовать по волшебной дорожке. Что могут узнать о яблоке глаза? (Яблоко румяное, круглое, большое, … .)

- Что может узнать о яблоке нос? (Яблоко ароматное, душистое, … .)

- Что может узнать о яблоке рука? (Яблоко твёрдое, гладкое, лёгкое или тяжёлое.)

- Что может узнать о яблоке ухо? (Яблоко хрустящее.)

- Что может узнать о яблоке язык?(Яблоко вкусное, сладкое, сочное, ...)

«Придумай загадку» (Метод Морфологического анализа) Ведущий (сначала это педагог, потом ребёнок) предлагает отгадать загадку: «Это предмет. Он …. (называет признак цвета, формы, размера, вкуса и т.д.)». Дети отгадывают, что за предмет спрятан.

 «Волшебники» (Приемы фантазирования) Приём «Увеличение - уменьшение». Пришёл волшебник Уменьшения и предметы стали маленькими: был стакан, а стал стаканчик и т.д. Пришёл волшебник Увеличения - посуда стала большой: был стакан, а стал стаканище и т.д.

«Ты - мой кусочек» (Приемы фантазирования) Приём «Деление - объединение». Используем для преобразования объекта с позиции деления и комбинирования в любом варианте объектов и их частей. Дети называют  части  предмета.

Пример: Дети сидят в кругу. Педагог или ребёнок называет образ, а остальные  - его части:

- Я - чайник, а ты мой кусочек. (Я твой носик, ручка, донышко и т.д.)

«Да – Нет-ка» (Развитие системного мышления) Эта игра закрепит умение сужать поле поиска, задавать правильные вопросы. Выделяют 2 разновидности этой игры по типу задаваемых вопросов: спрашивать, ориентируясь на положение загаданного объекта в пространстве, или на классифицирование объекта по его признакам. На стол выложено 7 предметов (картинок), нужно отгадать какой предмет загадал ведущий. На вопросы можно отвечать «да» или «нет».  

Вариант №1: (пространственная «Да-Нетка») Пример: - Это слева от стакана? – нет; - Это справа от кастрюли? – да; - Это тарелка? – Да;

Вариант №2: ( «Да-Нетка» на классифицирование объекта по признакам) Пример: - Это синего цвета? – нет; - Это круглой формы? – Да; - Это съедобное? – нет; и т.д.

Вариант №3: Ведущему прикрепляют шапочку с изображением предмета. Ведущий должен угадать, задавая вопросы, на которые можно ответить «да» и «нет».  Пример: Я кухонная посуда? – Нет; - Я чайная посуда? – Да; - Я стеклянный? – Да; и т.д.                                  

«Я еду в … и беру с собой…» (Развитие творческого воображения) Умение придумывать, фантазировать.

Правила игры: Ребенок вытаскивает картинку из коробочки и объясняет, зачем она ему нужна в том месте, которое загадал ведущий.

«Объяснить необъяснимое» (Развитие вариативности мышления) Умение видеть множество решений, а не зацикливаться на одном – двух. Это вид мышления, который предполагает выход за рамки стереотипов.

Реквизит: сюжетные картинки с одним-двумя объектами (пароход плывет, машина едет, дети идут на прогулку…) + небольшие предметные картинки по лексической теме. Пример: к более крупной сюжетной картинке прикладываем маленькую, и спрашиваем: «почему художник нарисовал кота на теплоходе?» Например, потому что: это кот капитан, а это просто очень смелый кот путешественник. 

«Кто мои друзья» (Развитие системного мышления)  Умение находить аналогии. Игра подвижная, в нее лучше играть там, где пространство позволяет бегать. Нужно  вспомнить, какими признаками могут быть похожи предметы – цветом, формой, размером, назначением, частями и т.д. Ведущий отходит от игроков как можно дальше и со своего места называет объект, в который он превратился. Дальше ведущий произносит слова: «Раз, два, три! Кто мой друг по признаку (вставить нужный признак) ко мне беги!». Дети подбегают к ведущему и называют, в кого они превратились. Пример:

В: Я – мяч. Мои друзья – все предметы круглой формы. Раз, два, три! Кто мой друг ко мне беги!  Д: Я – круглый шарик, я – круглый арбуз, я – круглая тарелка…

В: Я — вертолет. Мои друзья – все, что умеет летать. Раз, два, три! Кто мой друг ко мне беги! Д: Я – птица, я – листочек, я – самолет, я – ракета…

 «Магазин» (Развитие диалектического мышления). Умение воспринимать и находить противоположности, противоречия в объектах и явлениях. Правила игры: Один и тот же товар предлагается «радостному» покупателю с указанием положительных качеств предмета и «недовольному» покупателю с указанием отрицательных качеств предмета. Пример: В магазине продаются краски.  «Довольный» покупатель: - ура, я куплю эти краски, т.к. они очень яркие. «Недовольный» покупатель: - Я не куплю эти краски, т.к. они могут испачкать одежду.    

Мебель. Цель: Повысить познавательный интерес детей к мебели.

«Придумай загадку» (Метод Морфологического анализа) Ведущий (сначала это педагог, потом ребёнок) предлагает отгадать загадку: «Это предмет. Он …. (называет признак цвета, формы, размера, вкуса и т.д.)». Дети отгадывают, что за предмет спрятан.

 «Волшебники» (Приемы фантазирования) Приём «Увеличение - уменьшение» Пришёл волшебник Уменьшения, и предметы стали маленькими: был стул, а стал стульчик и т.д; пришёл волшебник Увеличения - мебель стала большой: был стул, а стал стулище и т.д.

«Ты - мой кусочек» (Приемы фантазирования) Приём «Деление - объединение». Используем для преобразования объекта с позиции деления и комбинирования в любом варианте объектов и их частей. Дети называют  части  предмета.

Пример: Дети сидят в кругу. Педагог или ребёнок называет образ, а остальные  - его части:

- Я - диван, а ты мой кусочек. (Я твоя спинка, подлокотник, и т.д.)

«Да – Нет-ка» (Развитие системного мышления) Эта игра закрепит умение сужать поле поиска, задавать правильные вопросы. Выделяют 2 разновидности этой игры по типу задаваемых вопросов: спрашивать, ориентируясь на положение загаданного объекта в пространстве, или на классифицирование объекта по его признакам. На стол выложено 7 предметов (картинок), нужно отгадать какой предмет загадал ведущий. На вопросы можно отвечать «да» или «нет».  Вариант №1: (пространственная «Да-Нетка») Пример: - Это слева от дивана? – нет; - Это справа от стула? – да; - Это шкаф? – Да;

Вариант №2: ( «Да-Нетка» на классифицирование объекта по признакам) Пример: - Это синего цвета? – нет; - Это круглой формы? – Да; - Это съедобное? – нет; и т.д.

Вариант №3: Ведущему прикрепляют шапочку с изображением предмета. Ведущий должен угадать, задавая вопросы, на которые можно ответить «да» и «нет».  Пример: у меня есть 4 ножки? – да; - у меня есть двери? – нет; - Я мягкий? – Да; и т.д.                                  

«Я еду в … и беру с собой…» (Развитие творческого воображения) Умение придумывать, фантазировать.

Правила игры: Ребенок вытаскивает картинку из коробочки и объясняет, зачем она ему нужна в том месте, которое загадал ведущий.

 «Объяснить необъяснимое» (Развитие вариативности мышления) Умение видеть множество решений, а не зацикливаться на одном – двух. Это вид мышления, который предполагает выход за рамки стереотипов.

Реквизит: сюжетные картинки с одним-двумя объектами (пароход плывет, машина едет, дети идут на прогулку…) + небольшие предметные картинки по лексической теме. Пример: к более крупной сюжетной картинке прикладываем маленькую, и спрашиваем: «почему художник нарисовал кота на теплоходе?» Например, потому что: это кот капитан, а это просто очень смелый кот путешественник. 

«Кто мои друзья» (Развитие системного мышления)  Умение находить аналогии. Игра подвижная, в нее лучше играть там, где пространство позволяет бегать. Нужно  вспомнить, какими признаками могут быть похожи предметы – цветом, формой, размером, назначением, частями и т.д. Ведущий отходит от игроков как можно дальше и со своего места называет объект, в который он превратился. Дальше ведущий произносит слова: «Раз, два, три! Кто мой друг по признаку (вставить нужный признак) ко мне беги!». Дети подбегают к ведущему и называют, в кого они превратились. Пример:

В: Я – мяч. Мои друзья – все предметы круглой формы. Раз, два, три! Кто мой друг ко мне беги!  Д: Я – круглый шарик, я – круглый арбуз, я – круглая тарелка…

В: Я — вертолет. Мои друзья – все, что умеет летать. Раз, два, три! Кто мой друг ко мне беги! Д: Я – птица, я – листочек, я – самолет, я – ракета…

«Магазин» (Развитие диалектического мышления). Умение воспринимать и находить противоположности, противоречия в объектах и явлениях. Правила игры: Один и тот же товар предлагается «радостному» покупателю с указанием положительных качеств предмета и «недовольному» покупателю с указанием отрицательных качеств предмета. Пример: В магазине продаются краски.  «Довольный» покупатель: - ура, я куплю эти краски, т.к. они очень яркие. «Недовольный» покупатель: - Я не куплю эти краски, т.к. они могут испачкать одежду.    

Космос. Цель: Повысить познавательный интерес детей к космосу.

«Волшебники» (Приемы фантазирования) Приём «Увеличение - уменьшение» Пришёл волшебник Уменьшения, и предметы стали маленькими: была ракета, а стал ракеточка и т.д; пришёл волшебник Увеличения -предметы стали большими: была ракета, а стала ракетище и т.д.

«Ты - мой кусочек» (Приемы фантазирования) Приём «Деление - объединение». Используем для преобразования объекта с позиции деления и комбинирования в любом варианте объектов и их частей. Дети называют  части  предмета.

Пример: Дети сидят в кругу. Педагог или ребёнок называет образ, а остальные  - его части:

- Я - ракета, а ты мой кусочек. (Я твой иллюминатор, двигатель, люк и т.д.)

«Да – Нет-ка» (Развитие системного мышления) Эта игра закрепит умение сужать поле поиска, задавать правильные вопросы. Выделяют 2 разновидности этой игры по типу задаваемых вопросов: спрашивать, ориентируясь на положение загаданного объекта в пространстве, или на классифицирование объекта по его признакам. На стол выложено 7 предметов (картинок), нужно отгадать какой предмет загадал ведущий. На вопросы можно отвечать «да» или «нет».  

Вариант №1: (пространственная «Да-Нетка») Пример: - Это слева от ракеты? – нет; - Это справа от спутника? – да; - Это планета Земля? – Да;

Вариант №2: ( «Да-Нетка» на классифицирование объекта по признакам) Пример: - Это синего цвета? – нет; - Это круглой формы? – Да; - Это съедобное? – нет; и т.д.

Вариант №3: Ведущему прикрепляют шапочку с изображением предмета. Ведущий должен угадать, задавая вопросы, на которые можно ответить «да» и «нет».  

«Я еду в … и беру с собой…» (Развитие творческого воображения) Умение придумывать, фантазировать.

Правила игры: Ребенок вытаскивает картинку из коробочки и объясняет, зачем она ему нужна в том месте, которое загадал ведущий.

 «Объяснить необъяснимое» (Развитие вариативности мышления) Умение видеть множество решений, а не зацикливаться на одном – двух. Это вид мышления, который предполагает выход за рамки стереотипов.

Реквизит: сюжетные картинки с одним-двумя объектами (пароход плывет, машина едет, дети идут на прогулку…) + небольшие предметные картинки по лексической теме. Пример: к более крупной сюжетной картинке прикладываем маленькую, и спрашиваем: «почему художник нарисовал кота на теплоходе?» Например, потому что: это кот капитан, а это просто очень смелый кот путешественник. 

«Кто мои друзья» (Развитие системного мышления)  Умение находить аналогии. Игра подвижная, в нее лучше играть там, где пространство позволяет бегать. Нужно  вспомнить, какими признаками могут быть похожи предметы – цветом, формой, размером, назначением, частями и т.д. Ведущий отходит от игроков как можно дальше и со своего места называет объект, в который он превратился. Дальше ведущий произносит слова: «Раз, два, три! Кто мой друг по признаку (вставить нужный признак) ко мне беги!». Дети подбегают к ведущему и называют, в кого они превратились. Пример:

В: Я – мяч. Мои друзья – все предметы круглой формы. Раз, два, три! Кто мой друг ко мне беги!  Д: Я – круглый шарик, я – круглый арбуз, я – круглая тарелка…

В: Я — вертолет. Мои друзья – все, что умеет летать. Раз, два, три! Кто мой друг ко мне беги! Д: Я – птица, я – листочек, я – самолет, я – ракета…

«Магазин» (Развитие диалектического мышления). Умение воспринимать и находить противоположности, противоречия в объектах и явлениях. Правила игры: Один и тот же товар предлагается «радостному» покупателю с указанием положительных качеств предмета и «недовольному» покупателю с указанием отрицательных качеств предмета. Пример: В магазине продаются краски.  «Довольный» покупатель: - ура, я куплю эти краски, т.к. они очень яркие. «Недовольный» покупатель: - Я не куплю эти краски, т.к. они могут испачкать одежду.    

Времена года.  Цель: Повысить познавательный интерес детей к изменениям в природе.

«Волшебники» (Приемы фантазирования) Приём «Увеличение - уменьшение» Пришёл волшебник Уменьшения и предметы стали маленькими: была сосулька, а стал сосулечка и т.д. Пришёл волшебник Увеличения – предметы стали большими: была сосулька, а стала сосулище и т.д.

«Путешествие волшебников» (Приемы фантазирования) Приём преобразования признаков времени способствует умению группировать предметы по разным признакам, закреплять знания о процессе создания разных предметов рукотворного мира, стимулирует развитие словесно-логического мышления, помогает овладеть умениями выделять характерные качества предметов и комбинировать их. Например:

- Сегодня мы вместе с волшебниками «Я только вижу», «Я только чувствую», «Я только слышу» отправляемся в путешествие по зиме.

- Что увидел волшебник «Я только вижу»? (Снежные деревья, зайца в белой шубке, голодного волка, снегирей, детей, катающихся на санках, лыжах ит.д.)

- Дальше пошёл гулять по зиме волшебник «Я только слышу». И услышал он разные звуки:

- Снег скрипит под ногами, как … (сухая ветка).

- Снежинки падают тихо, как … (пёрышки).

- Вьюга завывает, как … (волк).

- У ребят голоса звонкие, как … (колокольчики).

Волшебник «Я только чувствую» взял в руки снег. Снег какой? (Холодный, колючий, … .)

Захотели волшебники узнать, что умеет делать:

- Снег? (Падать, кружиться, сверкать, таять, … .)

- Санки? (Стоять, скользить, скрипеть, мчаться, … .)

- Сосулька? (Висеть, расти, таять, срываться, … .)

«Да – Нет-ка» (Развитие системного мышления) Эта игра закрепит умение сужать поле поиска, задавать правильные вопросы. Выделяют 2 разновидности этой игры по типу задаваемых вопросов: спрашивать, ориентируясь на положение загаданного объекта в пространстве, или на классифицирование объекта по его признакам. На стол выложено 7 предметов (картинок), нужно отгадать какой предмет загадал ведущий. На вопросы можно отвечать «да» или «нет».

 Вариант №1: (пространственная «Да-Нетка

Вариант №2: ( «Да-Нетка» на классифицирование объекта по признакам) 

Вариант №3: Ведущему прикрепляют шапочку с изображением предмета. Ведущий должен угадать, задавая вопросы, на которые можно ответить «да» и «нет».  

«Я еду в … и беру с собой…» (Развитие творческого воображения) Умение придумывать, фантазировать.

Правила игры: Ребенок вытаскивает картинку из коробочки и объясняет, зачем она ему нужна в том месте, которое загадал ведущий.

«Объяснить необъяснимое» (Развитие вариативности мышления) Умение видеть множество решений, а не зацикливаться на одном – двух. Это вид мышления, который предполагает выход за рамки стереотипов.

Реквизит: сюжетные картинки с одним-двумя объектами (пароход плывет, машина едет, дети идут на прогулку…) + небольшие предметные картинки по лексической теме. Пример: к более крупной сюжетной картинке прикладываем маленькую, и спрашиваем: «почему художник нарисовал кота на теплоходе?» Например, потому что: это кот капитан, а это просто очень смелый кот путешественник. 

«Кто мои друзья» (Развитие системного мышления)  Умение находить аналогии. Игра подвижная, в нее лучше играть там, где пространство позволяет бегать. Нужно  вспомнить, какими признаками могут быть похожи предметы – цветом, формой, размером, назначением, частями и т.д. Ведущий отходит от игроков как можно дальше и со своего места называет объект, в который он превратился. Дальше ведущий произносит слова: «Раз, два, три! Кто мой друг по признаку (вставить нужный признак) ко мне беги!». Дети подбегают к ведущему и называют, в кого они превратились. Пример:

В: Я – мяч. Мои друзья – все предметы круглой формы. Раз, два, три! Кто мой друг ко мне беги!  Д: Я – круглый шарик, я – круглый арбуз, я – круглая тарелка…

В: Я — вертолет. Мои друзья – все, что умеет летать. Раз, два, три! Кто мой друг ко мне беги! Д: Я – птица, я – листочек, я – самолет, я – ракета…

«Магазин» (Развитие диалектического мышления). Умение воспринимать и находить противоположности, противоречия в объектах и явлениях. Правила игры: Один и тот же товар предлагается «радостному» покупателю с указанием положительных качеств предмета и «недовольному» покупателю с указанием отрицательных качеств предмета. Пример: В магазине продаются краски.  «Довольный» покупатель: - ура, я куплю эти краски, т.к. они очень яркие. «Недовольный» покупатель: - Я не куплю эти краски, т.к. они могут испачкать одежду.    

Домашние и дикие птицы. Цель: Повысить познавательный интерес детей к диким и домашним птицам

«Придумай загадку» (Метод Морфологического анализа) Ведущий (сначала это педагог, потом ребёнок) предлагает отгадать загадку: «Это предмет. Он …. (называет признак цвета, формы, размера, вкуса и т.д.)». Дети отгадывают, что за предмет спрятан.

 «Волшебники» (Приемы фантазирования) Приём «Увеличение - уменьшение». Пришёл волшебник Уменьшения и домашние птицы стали маленькими: был петух, а стал петушочек и т.д. Пришёл волшебник Увеличения – домашние птицы стали большими: был петух, а стал петушище и т.д.

«Ты - мой кусочек» (Приемы фантазирования) Приём «Деление - объединение». Используем для преобразования объекта с позиции деления и комбинирования в любом варианте объектов и их частей. Дети называют  части  предмета.

Пример: Дети сидят в кругу. Педагог или ребёнок называет образ, а остальные  - его части:

- Я – утка, ты моя частичка. (Я – клюв, хвост, крылья,  глаза … .)

- Я - голубь, ты моя частичка. (Я – клюв, хвост, крылья,  глаза … .)

«Паровозик времени» (системный оператор). Содержание игры: Педагог называет объект. Дети перечисляют его свойства в прошлом, настоящем, будущем. Можно поиграть с функциями этого объекта.  (По предметным картинкам: яйцо - цыплёнок – курица и т.д.)

«Да – Нет-ка» (Развитие системного мышления) Эта игра закрепит умение сужать поле поиска, задавать правильные вопросы. Выделяют 2 разновидности этой игры по типу задаваемых вопросов: спрашивать, ориентируясь на положение загаданного объекта в пространстве, или на классифицирование объекта по его признакам. На стол выложено 7 предметов (картинок), нужно отгадать какой предмет загадал ведущий. На вопросы можно отвечать «да» или «нет».  

Вариант №1: (пространственная «Да-Нетка») Пример: - Это слева от утки? – нет; - Это справа от курицы? – да; - Это индюк? – Да;

Вариант №2: ( «Да-Нетка» на классифицирование объекта по признакам) Пример: - Это синего цвета? – нет; - Это круглой формы? – Да; - Это съедобное? – нет; и т.д.

Вариант №3: Ведущему прикрепляют шапочку с изображением предмета. Ведущий должен угадать, задавая вопросы, на которые можно ответить «да» и «нет».  Пример: Я дикая птица? – Нет; - Я крякаю? – Да; - Я утка? – Да; и т.д.                                  

«Я еду в … и беру с собой…» (Развитие творческого воображения) Умение придумывать, фантазировать.

Правила игры: Ребенок вытаскивает картинку из коробочки и объясняет, зачем она ему нужна в том месте, которое загадал ведущий.

«Объяснить необъяснимое» (Развитие вариативности мышления) Умение видеть множество решений, а не зацикливаться на одном – двух. Это вид мышления, который предполагает выход за рамки стереотипов.

Реквизит: сюжетные картинки с одним-двумя объектами (пароход плывет, машина едет, дети идут на прогулку…) + небольшие предметные картинки по лексической теме. Пример: к более крупной сюжетной картинке прикладываем маленькую, и спрашиваем: «почему художник нарисовал кота на теплоходе?» Например, потому что: это кот капитан, а это просто очень смелый кот путешественник. 

«Кто мои друзья» (Развитие системного мышления)  Умение находить аналогии.  Игра подвижная, в нее лучше играть там, где пространство позволяет бегать. Нужно  вспомнить, какими признаками могут быть похожи предметы – цветом, формой, размером, назначением, частями и т.д. Ведущий отходит от игроков как можно дальше и со своего места называет объект, в который он превратился. Дальше ведущий произносит слова: «Раз, два, три! Кто мой друг по признаку (вставить нужный признак) ко мне беги!». Дети подбегают к ведущему и называют, в кого они превратились. Пример:

В: Я – мяч. Мои друзья – все предметы круглой формы. Раз, два, три! Кто мой друг ко мне беги!  Д: Я – круглый шарик, я – круглый арбуз, я – круглая тарелка…

В: Я — вертолет. Мои друзья – все, что умеет летать. Раз, два, три! Кто мой друг ко мне беги! Д: Я – птица, я – листочек, я – самолет, я – ракета…

«Магазин» (Развитие диалектического мышления). Умение воспринимать и находить противоположности, противоречия в объектах и явлениях. Правила игры: Один и тот же товар предлагается «радостному» покупателю с указанием положительных качеств предмета и «недовольному» покупателю с указанием отрицательных качеств предмета. Пример: В магазине продаются краски.  «Довольный» покупатель: - ура, я куплю эти краски, т.к. они очень яркие. «Недовольный» покупатель: - Я не куплю эти краски, т.к. они могут испачкать одежду.    

Одежда. Цель: Повысить познавательный интерес детей к одежде людей.

«Придумай загадку» (Метод Морфологического анализа) Ведущий (сначала это педагог, потом ребёнок) предлагает отгадать загадку: «Это предмет. Он …. (называет признак цвета, формы, размера, вкуса и т.д.)». Дети отгадывают, что за предмет спрятан.

 «Волшебники» (Приемы фантазирования) Приём «Увеличение - уменьшение». Пришёл волшебник Уменьшения и предметы стали маленькими: была кофта, а стала кофточка и т.д. Пришёл волшебник Увеличения - одежда стала большой: была кофта, а стала кофтище и т.д.

«Ты - мой кусочек» (Приемы фантазирования) Приём «Деление - объединение». Используем для преобразования объекта с позиции деления и комбинирования в любом варианте объектов и их частей. Дети называют  части  предмета.

Пример: Дети сидят в кругу. Педагог или ребёнок называет образ, а остальные  - его части:

- Я - кофта, а ты мой кусочек. (Я твой ворот, рукава, карманы, и т.д.)

«Да – Нет-ка» (Развитие системного мышления) Эта игра закрепит умение сужать поле поиска, задавать правильные вопросы. Выделяют 2 разновидности этой игры по типу задаваемых вопросов: спрашивать, ориентируясь на положение загаданного объекта в пространстве, или на классифицирование объекта по его признакам. На стол выложено 7 предметов (картинок), нужно отгадать какой предмет загадал ведущий. На вопросы можно отвечать «да» или «нет».  

Вариант №1: (пространственная «Да-Нетка») Пример: - Это слева от кофты? – нет; - Это справа от шубы? – да; - Это штаны? – Да;

Вариант №2: ( «Да-Нетка» на классифицирование объекта по признакам) Пример: - Это синего цвета? – нет; - Это круглой формы? – Да; - Это съедобное? – нет; и т.д.

Вариант №3: Ведущему прикрепляют шапочку с изображением предмета. Ведущий должен угадать, задавая вопросы, на которые можно ответить «да» и «нет».  Пример: Я зимняя одежда? – Нет; - Я из кожи? – Да; - Я теплая? – Да; и т.д.                                  

«Я еду в … и беру с собой…» (Развитие творческого воображения) Умение придумывать, фантазировать.

Правила игры: Ребенок вытаскивает картинку из коробочки и объясняет, зачем она ему нужна в том месте, которое загадал ведущий.

 «Объяснить необъяснимое» (Развитие вариативности мышления) Умение видеть множество решений, а не зацикливаться на одном – двух. Это вид мышления, который предполагает выход за рамки стереотипов.

Реквизит: сюжетные картинки с одним-двумя объектами (пароход плывет, машина едет, дети идут на прогулку…) + небольшие предметные картинки по лексической теме. Пример: к более крупной сюжетной картинке прикладываем маленькую, и спрашиваем: «почему художник нарисовал кота на теплоходе?» Например, потому что: это кот капитан, а это просто очень смелый кот путешественник. 

 «Кто мои друзья» (Развитие системного мышления)  Умение находить аналогии. Игра подвижная, в нее лучше играть там, где пространство позволяет бегать. Нужно  вспомнить, какими признаками могут быть похожи предметы – цветом, формой, размером, назначением, частями и т.д. Ведущий отходит от игроков как можно дальше и со своего места называет объект, в который он превратился. Дальше ведущий произносит слова: «Раз, два, три! Кто мой друг по признаку (вставить нужный признак) ко мне беги!». Дети подбегают к ведущему и называют, в кого они превратились. Пример:

В: Я – мяч. Мои друзья – все предметы круглой формы. Раз, два, три! Кто мой друг ко мне беги!  Д: Я – круглый шарик, я – круглый арбуз, я – круглая тарелка…

В: Я — вертолет. Мои друзья – все, что умеет летать. Раз, два, три! Кто мой друг ко мне беги! Д: Я – птица, я – листочек, я – самолет, я – ракета…

«Магазин» (Развитие диалектического мышления). Умение воспринимать и находить противоположности, противоречия в объектах и явлениях. Правила игры: Один и тот же товар предлагается «радостному» покупателю с указанием положительных качеств предмета и «недовольному» покупателю с указанием отрицательных качеств предмета. Пример: В магазине продаются краски.  «Довольный» покупатель: - ура, я куплю эти краски, т.к. они очень яркие. «Недовольный» покупатель: - Я не куплю эти краски, т.к. они могут испачкать одежду.    

Используемая литература:

  • Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений. – 4-е изд. – Минск: ИВЦ Минфина, 2008. – 112с.
  • Пчелкина Е.Л. Детский алгоритм решения изобретательских задач (ДАРИЗ). – СПб.: НППЛ «Родные просторы», 2010. -  77 с.
  • Сидорчук Т.А. Методика формирования у дошкольников классификационных навыков (Технология ТРИЗ). Изд-во: Аркти, 2010. – 76с.
  • Интернет – ресурсы: www.ideas4parents.ru; www.Igra-triz.ru; www.triz-plus.ru 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-тренажер по лексической теме «Школьные принадлежности».

Предмет: Непосредственная образовательная деятельность. Целевая аудитория: Дети старшего дошкольного возраста. Практическое применение: Актуализация словарного запаса по теме «Школьные принадлежност...

Интегрированное занятие образовательная область "Познание" (окружающий мир и развитие речи). Игра по станциям. Лексическая тема: «Профессии».

Интегрированное занятие образовательная область "Познание" (окружающий мир и развитие речи). Игра по станциям. Лексическая тема: «Профессии»....

Интерактивные игры на разные лексические темы.

Интерактивные игры на разные лексические темы: "Животные", "Космос", "Времена года" и другие....

игра "Лёгкие планеты. Лексическая тема "Деревья"

Данная игра представлена в слайд-шоу. Для детей младшего, среднего дошкольного возраста....

Программа игр ТРИЗ по лексическим темам

ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию”, так считал основатель теории Г.С.Альтшуллер и его последователи.ТРИЗ для дошкольн...