Программа игр ТРИЗ по лексическим темам
рабочая программа на тему
ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию”, так считал основатель теории Г.С.Альтшуллер и его последователи.
ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_igry_triz_po_leksicheskim_temam.docx | 54.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Таймырское муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Дудинский центр развития ребенка - детский сад «Белоснежка»
Программа игр ТРИЗ
по лексическим темам
автор методической разработки:
воспитатель Егорова О.А
г. Дудинка , 2018год
Пояснительная записка
Часто в описании образовательной программы можно встретить аббревиатуру ТРИЗ. Неподготовленному педагогу и родителю она ничего не скажет, а вместе с тем это целая наука и ТРИЗ в детском саду весьма популярна. Другими словами ТРИЗ — Теория Решения Изобретательных Задач.
“ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию”, так считал основатель теории Г.С.Альтшуллер и его последователи.
ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.
Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями. Кроме этого, у них развиваются такие качества, как оригинальность, гибкость, системность.
Главное отличие методики ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию — это возможность детям самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.
Обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.
Данная методическая разработка появилась в связи с тем, что возникла необходимость в систематизации материала по лексическим темам, для оптимизации процесса взаимодействия с воспитанниками. В картотеке содержатся игры и упражнения, направленные на формирование у детей творческого воображение, диалектического мышления, на развитие изобретательской смекалки. Использование элементов ТРИЗ в игровой совместной деятельности взрослого с детьми помогает интеллектуальному развитию (умение анализировать, сравнивать, обобщать, грамотно и системно мыслить), творческому развитию (умение фантазировать, находить оригинальные решения), личностному становлению (решать противоречия, находить выход из проблемных ситуаций).
Игры и упражнения, предложенные в методической разработке, можно использовать не только на занятиях, но и во всех режимных моментах: в утренние часы, при умывании, одевании на прогулку, непосредственно на прогулке и в игровой деятельности продолжительностью 10-15 минут. Все игры и упражнения систематизированы по лексическим темам. Данные игры может быть полезна как педагогам дошкольного учреждения, так и родителям.
Осенний лес: деревья, грибы, ягоды. Цель: Повысить познавательный интерес детей к деревьям, ягодам и грибам. | «Придумай загадку» (Метод Морфологического анализа) Ведущий (сначала это педагог, потом ребёнок) предлагает отгадать загадку: «Это предмет. Он …. (называет признак цвета, формы, размера, вкуса и т.д.)». Дети отгадывают, что за предмет спрятан. «Волшебники» (Приемы фантазирования) Приём «Увеличение - уменьшение». Пришёл волшебник Уменьшения, и предметы стали маленькими: был дуб, а стал дубочек и т.д, пришёл волшебник Увеличения - деревья стали большими: был дуб, а стал дубище и т.д. «Паровозик времени» (системный оператор) Содержание игры: Педагог называет объект. Дети перечисляют его свойства в прошлом, настоящем, будущем (был, есть, будет). Например: Малина сейчас – сладкая, сочная, красная…; была – зелёная, кислая, терпкая…; будет – сухая, сморщенная, червивая … . «Да – Нет-ка» (Развитие системного мышления) Эта игра закрепит умение сужать поле поиска, задавать правильные вопросы. Выделяют 2 разновидности этой игры по типу задаваемых вопросов: спрашивать, ориентируясь на положение загаданного объекта в пространстве, или на классифицирование объекта по его признакам. На стол выложено 7 предметов (картинок), нужно отгадать какой предмет загадал ведущий. На вопросы можно отвечать «да» или «нет». Вариант №1: (пространственная «Да-Нетка») Пример: - Это слева от березы? – нет; - Это справа от дуба? – да; - Это ель? – Да; Вариант №2: ( «Да-Нетка» на классифицирование объекта по признакам) Пример: - Это синего цвета? – нет; - Это круглой формы? – Да; - Это съедобное? – да; и т.д. Вариант №3: Ведущему прикрепляют шапочку с изображением предмета. Ведущий должен угадать, задавая вопросы, на которые можно ответить «да» и «нет». Пример: Я дерево? – Нет; - Я ягода? – Да; - Я красная? – Да; и т.д. «Я еду в … и беру с собой…» (Развитие творческого воображения – умение придумывать, фантазировать) Правила игры: Ребенок вытаскивает картинку из коробочки и объясняет, зачем она ему нужна в том месте, которое загадал ведущий. «Объяснить необъяснимое» (Развитие вариативности мышления – умение видеть множество решений, а не зацикливаться на одном – двух). Это вид мышления, который предполагает выход за рамки стереотипов. Реквизит: сюжетные картинки с одним-двумя объектами (пароход плывет, машина едет, дети идут на прогулку…) + небольшие предметные картинки по лексической теме. Пример: к более крупной сюжетной картинке прикладываем маленькую, и спрашиваем: «почему художник нарисовал кота на теплоходе?» Например, потому что: это кот капитан, а это просто очень смелый кот путешественник. «Кто мои друзья» (Развитие системного мышления) Умение находить аналогии. Игра подвижная, в нее лучше играть там, где пространство позволяет бегать. Нужно вспомнить, какими признаками могут быть похожи предметы – цветом, формой, размером, назначением, частями и т.д. Ведущий отходит от игроков как можно дальше и со своего места называет объект, в который он превратился. Дальше ведущий произносит слова: «Раз, два, три! Кто мой друг по признаку (вставить нужный признак) ко мне беги!». Дети подбегают к ведущему и называют, в кого они превратились. Пример: В: Я – мяч. Мои друзья – все предметы круглой формы. Раз, два, три! Кто мой друг ко мне беги! Д: Я – круглый шарик, я – круглый арбуз, я – круглая тарелка… В: Я — вертолет. Мои друзья – все, что умеет летать. Раз, два, три! Кто мой друг ко мне беги! Д: Я – птица, я – листочек, я – самолет, я – ракета… «Ты - мой кусочек» (Приемы фантазирования) Приём «Деление - объединение». Используем для преобразования объекта с позиции деления и комбинирования в любом варианте объектов и их частей. Дети называют части предмета. Пример: Дети сидят в кругу. Педагог или ребёнок называет образ, а остальные - его части: - Я - Береза, а ты мой кусочек. (Я твоя веточка, листик, корешок и т.д.) «Магазин» (Развитие диалектического мышления). Умение воспринимать и находить противоположности, противоречия в объектах и явлениях. Правила игры: Один и тот же товар предлагается «радостному» покупателю с указанием положительных качеств предмета и «недовольному» покупателю с указанием отрицательных сторон и качеств предмета. Пример: В магазине продаются краски. «Довольный» покупатель: - ура, я куплю эти краски, т.к. они очень яркие. «Недовольный» покупатель: - Я не куплю эти краски, т.к. они могут испачкать одежду.
|
Осенний урожай. Овощи-фрукты. Цель: Повысить познавательный интерес детей к овощам и фруктам. | «Волшебная дорожка» (Метод Морфологического анализа) Активизация словаря прилагательных, согласование существительных с прилагательными в роде, числе. Пример:- Ребята, отправилось наше яблоко путешествовать по волшебной дорожке. Что могут узнать о яблоке глаза? (Яблоко румяное, круглое, большое) - Что может узнать о яблоке нос? (Яблоко ароматное, душистое) - Что может узнать о яблоке рука? (Яблоко твёрдое, гладкое, лёгкое или тяжёлое) - Что может узнать о яблоке ухо? (Яблоко хрустящее) - Что может узнать о яблоке язык? (Яблоко вкусное, сладкое, сочное) «Придумай загадку» (Метод Морфологического анализа) Ведущий (сначала это педагог, потом ребёнок) предлагает отгадать загадку: «Это предмет. Он …. (называет признак цвета, формы, размера, вкуса и т.д.)». Дети отгадывают, что за предмет спрятан. «Волшебники» (Приемы фантазирования) Приём «Увеличение - уменьшение». Пришёл волшебник «Уменьшения», и предметы стали маленькими: был лимон, а стал лимончик и т.д. Пришёл волшебник «Увеличения» - фрукты стали большими: был лимон, а стал лимонище и т.д. Игра «Ты - мой кусочек» (Приемы фантазирования) Приём «Деление - объединение». Используем для преобразования объекта с позиции деления и комбинирования в любом варианте объектов и их частей. Дети называют части предмета. Пример: Дети сидят в кругу. Педагог или ребёнок называет образ, а остальные - его части: - Я - яблоко, а ты мой кусочек. (Я твоя кожура, семечка, и т.д.) «Паровозик времени» (системный оператор) Содержание игры: Педагог называет объект. Дети перечисляют его свойства в прошлом, настоящем, будущем. Например: Яблоко сейчас – сладкое, сочное, красное. Было – зелёное, кислое, терпкое. Будет – сухое, сморщенное, червивое. «Да – Нет-ка» (Развитие системного мышления) Эта игра закрепит умение сужать поле поиска, задавать правильные вопросы. Выделяют 2 разновидности этой игры по типу задаваемых вопросов: спрашивать, ориентируясь на положение загаданного объекта в пространстве, или на классифицирование объекта по его признакам. На стол выложено 7 предметов (картинок), нужно отгадать какой предмет загадал ведущий. На вопросы можно отвечать «да» или «нет». Вариант №1: (пространственная «Да-Нетка») Пример: - Это слева от яблока? – нет; - Это справа от апельсина? – да; - Это киви? – Да; Вариант №2: ( «Да-Нетка» на классифицирование объекта по признакам) Пример: - Это синего цвета? – нет; - Это круглой формы? – Да; - Это съедобное? – да; и т.д. Вариант №3: Ведущему прикрепляют шапочку с изображением предмета. Ведущий должен угадать, задавая вопросы, на которые можно ответить «да» и «нет». Пример: Я фрукт? – Нет; - Я овощ? – Да; - Я красный? – Да; и т.д. «Я еду в … и беру с собой…» (Развитие творческого воображения) Умение придумывать, фантазировать. Правила игры: Ребенок вытаскивает картинку из коробочки и объясняет, зачем она ему нужна в том месте, которое загадал ведущий. «Объяснить необъяснимое» (Развитие вариативности мышления) Умение видеть множество решений, а не зацикливаться на одном – двух. Это вид мышления, который предполагает выход за рамки стереотипов. Реквизит: сюжетные картинки с одним-двумя объектами (пароход плывет, машина едет, дети идут на прогулку…) + небольшие предметные картинки по лексической теме. Пример: к более крупной сюжетной картинке прикладываем маленькую, и спрашиваем: «почему художник нарисовал кота на теплоходе?» Например, потому что: это кот капитан, а это просто очень смелый кот путешественник. «Кто мои друзья» (Развитие системного мышления) Умение находить аналогии. Игра подвижная, в нее лучше играть там, где пространство позволяет бегать. Нужно вспомнить, какими признаками могут быть похожи предметы – цветом, формой, размером, назначением, частями и т.д. Ведущий отходит от игроков как можно дальше и со своего места называет объект, в который он превратился. Дальше ведущий произносит слова: «Раз, два, три! Кто мой друг по признаку (вставить нужный признак) ко мне беги!». Дети подбегают к ведущему и называют, в кого они превратились. Пример: В: Я – мяч. Мои друзья – все предметы круглой формы. Раз, два, три! Кто мой друг ко мне беги! Д: Я – круглый шарик, я – круглый арбуз, я – круглая тарелка… В: Я — вертолет. Мои друзья – все, что умеет летать. Раз, два, три! Кто мой друг ко мне беги! Д: Я – птица, я – листочек, я – самолет, я – ракета… «Магазин» (Развитие диалектического мышления). Умение воспринимать и находить противоположности, противоречия в объектах и явлениях. Правила игры: Один и тот же товар предлагается «радостному» покупателю с указанием положительных качеств предмета и «недовольному» покупателю с указанием отрицательных сторон и качеств предмета. Пример: В магазине продаются краски. «Довольный» покупатель: - ура, я куплю эти краски, т.к. они очень яркие. «Недовольный» покупатель: - Я не куплю эти краски, т.к. они могут испачкать одежду. |
Здоровье и здоровый образ жизни. Цель: Повысить познавательный интерес детей к здоровью и здоровому оброзу жизни. | «Ты - мой кусочек» (Приемы фантазирования) Приём «Деление - объединение». Используем для преобразования объекта с позиции деления и комбинирования в любом варианте объектов и их частей. Дети называют части предмета. Пример: Дети сидят в кругу. Педагог или ребёнок называет образ, а остальные - его части: - Я – голова, ты моя частичка. (Я – волосы, уши, лицо, глаза … .) «Я еду в … и беру с собой…» (Развитие творческого воображения) Умение придумывать, фантазировать. Правила игры: Ребенок вытаскивает картинку из коробочки и объясняет, зачем она ему нужна в том месте, которое загадал ведущий. «Объяснить необъяснимое» (Развитие вариативности мышления) Умение видеть множество решений, а не зацикливаться на одном – двух. Это вид мышления, который предполагает выход за рамки стереотипов. Реквизит: сюжетные картинки с одним-двумя объектами (пароход плывет, машина едет, дети идут на прогулку…) + небольшие предметные картинки по лексической теме. Пример: к более крупной сюжетной картинке прикладываем маленькую, и спрашиваем: «почему художник нарисовал кота на теплоходе?» Например, потому что: это кот капитан, а это просто очень смелый кот путешественник. «Кто мои друзья» (Развитие системного мышления) Умение находить аналогии. Игра подвижная, в нее лучше играть там, где пространство позволяет бегать. Нужно вспомнить, какими признаками могут быть похожи предметы – цветом, формой, размером, назначением, частями и т.д. Ведущий отходит от игроков как можно дальше и со своего места называет объект, в который он превратился. Дальше ведущий произносит слова: «Раз, два, три! Кто мой друг по признаку (вставить нужный признак) ко мне беги!». Дети подбегают к ведущему и называют, в кого они превратились. Пример: В: Я – мяч. Мои друзья – все предметы круглой формы. Раз, два, три! Кто мой друг ко мне беги! Д: Я – круглый шарик, я – круглый арбуз, я – круглая тарелка… В: Я — вертолет. Мои друзья – все, что умеет летать. Раз, два, три! Кто мой друг ко мне беги! Д: Я – птица, я – листочек, я – самолет, я – ракета… «Магазин» (Развитие диалектического мышления). Умение воспринимать и находить противоположности, противоречия в объектах и явлениях. Правила игры: Один и тот же товар предлагается «радостному» покупателю с указанием положительных качеств предмета и «недовольному» покупателю с указанием отрицательных качеств предмета. Пример: В магазине продаются краски. «Довольный» покупатель: - ура, я куплю эти краски, т.к. они очень яркие. «Недовольный» покупатель: - Я не куплю эти краски, т.к. они могут испачкать одежду. |
Домашние животные. Цель: Повысить познавательный интерес детей к домашним животным. | «Придумай загадку» (Метод Морфологического анализа) Ведущий (сначала это педагог, потом ребёнок) предлагает отгадать загадку: «Это предмет. Он …. (называет признак цвета, формы, размера, вкуса и т.д.)». Дети отгадывают, что за предмет спрятан. «Волшебники» (Приемы фантазирования) Приём «Увеличение - уменьшение». Пришёл волшебник Уменьшения и животные стали маленькими: был кот, а стал котеночек и т.д. Пришёл волшебник Увеличения - животные стали большими: был кот, а стал котище и т.д. «Ты - мой кусочек» (Приемы фантазирования) Приём «Деление - объединение». Используем для преобразования объекта с позиции деления и комбинирования в любом варианте объектов и их частей. Дети называют части предмета. Пример: Дети сидят в кругу. Педагог или ребёнок называет образ, а остальные - его части: - Я – кошка, ты моя частичка. (Я – хвост, уши, глаза) «Паровозик времени» (системный оператор) Содержание игры: Педагог называет объект. Дети перечисляют его свойства в прошлом, настоящем, будущем. Например: Малина сейчас – сладкая, сочная, красная…; была – зелёная, кислая, терпкая…; будет – сухая, сморщенная, червивая … . Аналогично можно поиграть с функциями этого объекта. (По предметным картинкам: яйцо - цыплёнок – курица и т.д.) «Да – Нет-ка» (Развитие системного мышления) Эта игра закрепит умение сужать поле поиска, задавать правильные вопросы. Выделяют 2 разновидности этой игры по типу задаваемых вопросов: спрашивать, ориентируясь на положение загаданного объекта в пространстве, или на классифицирование объекта по его признакам. На стол выложено 7 предметов (картинок), нужно отгадать какой предмет загадал ведущий. На вопросы можно отвечать «да» или «нет». Вариант №1: (пространственная «Да-Нетка») Пример: - Это слева от собаки? – нет; - Это справа от кошки? – да; - Это кролик? – Да; Вариант №2: ( «Да-Нетка» на классифицирование объекта по признакам) Пример: - Это синего цвета? – нет; - Это круглой формы? – Да; - Это съедобное? – да; и т.д. Вариант №3: Ведущему прикрепляют шапочку с изображением предмета. Ведущий должен угадать, задавая вопросы, на которые можно ответить «да» и «нет». Пример: Я животное? – да; - Я с рогами? – Да; - Я мычу? – Да; и т.д. «Я еду в … и беру с собой…» (Развитие творческого воображения) Умение придумывать, фантазировать. Правила игры: Ребенок вытаскивает картинку из коробочки и объясняет, зачем она ему нужна в том месте, которое загадал ведущий. «Объяснить необъяснимое» (Развитие вариативности мышления) Умение видеть множество решений, а не зацикливаться на одном – двух. Это вид мышления, который предполагает выход за рамки стереотипов. Реквизит: сюжетные картинки с одним-двумя объектами (пароход плывет, машина едет, дети идут на прогулку…) + небольшие предметные картинки по лексической теме. Пример: к более крупной сюжетной картинке прикладываем маленькую, и спрашиваем: «почему художник нарисовал кота на теплоходе?» Например, потому что: это кот капитан, а это просто очень смелый кот путешественник. «Кто мои друзья» (Развитие системного мышления) Умение находить аналогии. Игра подвижная, в нее лучше играть там, где пространство позволяет бегать. Нужно вспомнить, какими признаками могут быть похожи предметы – цветом, формой, размером, назначением, частями и т.д. Ведущий отходит от игроков как можно дальше и со своего места называет объект, в который он превратился. Дальше ведущий произносит слова: «Раз, два, три! Кто мой друг по признаку (вставить нужный признак) ко мне беги!». Дети подбегают к ведущему и называют, в кого они превратились. Пример: В: Я – мяч. Мои друзья – все предметы круглой формы. Раз, два, три! Кто мой друг ко мне беги! Д: Я – круглый шарик, я – круглый арбуз, я – круглая тарелка… В: Я — вертолет. Мои друзья – все, что умеет летать. Раз, два, три! Кто мой друг ко мне беги! Д: Я – птица, я – листочек, я – самолет, я – ракета… «Магазин» (Развитие диалектического мышления). Умение воспринимать и находить противоположности, противоречия в объектах и явлениях. Правила игры: Один и тот же товар предлагается «радостному» покупателю с указанием положительных качеств предмета и «недовольному» покупателю с указанием отрицательных качеств предмета. Пример: В магазине продаются краски. «Довольный» покупатель: - ура, я куплю эти краски, т.к. они очень яркие. «Недовольный» покупатель: - Я не куплю эти краски, т.к. они могут испачкать одежду. |
Дикие животные. Цель: Повысить познавательный интерес детей к диким животным. | «Придумай загадку» (Метод Морфологического анализа) Ведущий (сначала это педагог, потом ребёнок) предлагает отгадать загадку: «Это предмет. Он …. (называет признак цвета, формы, размера, вкуса и т.д.)». Дети отгадывают, что за предмет спрятан. «Волшебники» (Приемы фантазирования) Приём «Увеличение - уменьшение». Пришёл волшебник Уменьшения и животные стали маленькими: был волк, а стал волчек и т.д. Пришёл волшебник Увеличения - животные стали большими: был волк, а стал волчище и т.д. «Ты - мой кусочек» (Приемы фантазирования) Приём «Деление - объединение». Используем для преобразования объекта с позиции деления и комбинирования в любом варианте объектов и их частей. Дети называют части предмета. Пример: Дети сидят в кругу. Педагог или ребёнок называет образ, а остальные - его части: - Я – лиса, ты моя частичка. (Я –уши, хвост, глаза … .) «Да – Нет-ка» (Развитие системного мышления) Эта игра закрепит умение сужать поле поиска, задавать правильные вопросы. Выделяют 2 разновидности этой игры по типу задаваемых вопросов: спрашивать, ориентируясь на положение загаданного объекта в пространстве, или на классифицирование объекта по его признакам. На стол выложено 7 предметов (картинок), нужно отгадать какой предмет загадал ведущий. На вопросы можно отвечать «да» или «нет». Вариант №1: (пространственная «Да-Нетка») Пример: - Это слева от волка? – нет; - Это справа от лисы? – да; - Это заяц? – Да; Вариант №2: ( «Да-Нетка» на классифицирование объекта по признакам) Пример: - Это синего цвета? – нет; - Это круглой формы? – Да; - Это съедобное? – да; и т.д. Вариант №3: Ведущему прикрепляют шапочку с изображением предмета. Ведущий должен угадать, задавая вопросы, на которые можно ответить «да» и «нет». Пример: Я дикое животное? – да; - Я с хвостом? – Да; - Я ловлю мышей? – Да; и т.д. «Я еду в … и беру с собой…» (Развитие творческого воображения) Умение придумывать, фантазировать. Правила игры: Ребенок вытаскивает картинку из коробочки и объясняет, зачем она ему нужна в том месте, которое загадал ведущий. «Объяснить необъяснимое» (Развитие вариативности мышления) Умение видеть множество решений, а не зацикливаться на одном – двух. Это вид мышления, который предполагает выход за рамки стереотипов. Реквизит: сюжетные картинки с одним-двумя объектами (пароход плывет, машина едет, дети идут на прогулку…) + небольшие предметные картинки по лексической теме. Пример: к более крупной сюжетной картинке прикладываем маленькую, и спрашиваем: «почему художник нарисовал кота на теплоходе?» Например, потому что: это кот капитан, а это просто очень смелый кот путешественник. «Кто мои друзья» (Развитие системного мышления) Умение находить аналогии. Игра подвижная, в нее лучше играть там, где пространство позволяет бегать. Нужно вспомнить, какими признаками могут быть похожи предметы – цветом, формой, размером, назначением, частями и т.д. Ведущий отходит от игроков как можно дальше и со своего места называет объект, в который он превратился. Дальше ведущий произносит слова: «Раз, два, три! Кто мой друг по признаку (вставить нужный признак) ко мне беги!». Дети подбегают к ведущему и называют, в кого они превратились. Пример: В: Я – мяч. Мои друзья – все предметы круглой формы. Раз, два, три! Кто мой друг ко мне беги! Д: Я – круглый шарик, я – круглый арбуз, я – круглая тарелка… В: Я — вертолет. Мои друзья – все, что умеет летать. Раз, два, три! Кто мой друг ко мне беги! Д: Я – птица, я – листочек, я – самолет, я – ракета… «Магазин» (Развитие диалектического мышления). Умение воспринимать и находить противоположности, противоречия в объектах и явлениях. Правила игры: Один и тот же товар предлагается «радостному» покупателю с указанием положительных качеств предмета и «недовольному» покупателю с указанием отрицательных качеств предмета. Пример: В магазине продаются краски. «Довольный» покупатель: - ура, я куплю эти краски, т.к. они очень яркие. «Недовольный» покупатель: - Я не куплю эти краски, т.к. они могут испачкать одежду. |
Транспорт. Цель: Повысить познавательный интерес детей к транспорту. | «Придумай загадку» (Метод Морфологического анализа) Ведущий (сначала это педагог, потом ребёнок) предлагает отгадать загадку: «Это предмет. Он …. (называет признак цвета, формы, размера, вкуса и т.д.)». Дети отгадывают, что за предмет спрятан. «Волшебники» (Приемы фантазирования) Приём «Увеличение - уменьшение». Пришёл волшебник Уменьшения и предметы стали маленькими: был самолет, а стал самолетик и т.д. Пришёл волшебник Увеличения – транспорт стал большим: был самолет, а стал самолетище и т.д. «Ты - мой кусочек» (Приемы фантазирования) Приём «Деление - объединение». Используем для преобразования объекта с позиции деления и комбинирования в любом варианте объектов и их частей. Дети называют части предмета. Пример: Дети сидят в кругу. Педагог или ребёнок называет образ, а остальные - его части: - Я - машина, а ты мой кусочек. (Я твой руль, колесо, фара и т.д.) «Паровозик времени» (системный оператор) Содержание игры: Педагог называет объект. Дети перечисляют его свойства в прошлом, настоящем, будущем времени (летела – летит – будет летать). Например: машина ехала – едет - будет ехать. «Да – Нет-ка» (Развитие системного мышления). Эта игра закрепит умение сужать поле поиска, задавать правильные вопросы. Выделяют 2 разновидности этой игры по типу задаваемых вопросов: спрашивать, ориентируясь на положение загаданного объекта в пространстве, или на классифицирование объекта по его признакам. На стол выложено 7 предметов (картинок), нужно отгадать какой предмет загадал ведущий. На вопросы можно отвечать «да» или «нет». Вариант №1: (пространственная «Да-Нетка») Пример: - Это слева от самолета? – нет; - Это справа от поезда? – да; - Это машина? – Да; Вариант №2: ( «Да-Нетка» на классифицирование объекта по признакам) Пример: - Это синего цвета? – нет; - Это круглой формы? – Да; - Это съедобное? – нет; и т.д. Вариант №3: Ведущему прикрепляют шапочку с изображением предмета. Ведущий должен угадать, задавая вопросы, на которые можно ответить «да» и «нет». Пример: Я водный транспорт? – Нет; - Я езжу по земле? – Да; - Я машина? – Да; и т.д. «Я еду в … и беру с собой…» (Развитие творческого воображения) Умение придумывать, фантазировать. Правила игры: Ребенок вытаскивает картинку из коробочки и объясняет, зачем она ему нужна в том месте, которое загадал ведущий. «Объяснить необъяснимое» (Развитие вариативности мышления) Умение видеть множество решений, а не зацикливаться на одном – двух. Это вид мышления, который предполагает выход за рамки стереотипов. Реквизит: сюжетные картинки с одним-двумя объектами (пароход плывет, машина едет, дети идут на прогулку…) + небольшие предметные картинки по лексической теме. Пример: к более крупной сюжетной картинке прикладываем маленькую, и спрашиваем: «почему художник нарисовал кота на теплоходе?» Например, потому что: это кот капитан, а это просто очень смелый кот путешественник. «Кто мои друзья» (Развитие системного мышления) Умение находить аналогии. Игра подвижная, в нее лучше играть там, где пространство позволяет бегать. Нужно вспомнить, какими признаками могут быть похожи предметы – цветом, формой, размером, назначением, частями и т.д. Ведущий отходит от игроков как можно дальше и со своего места называет объект, в который он превратился. Дальше ведущий произносит слова: «Раз, два, три! Кто мой друг по признаку (вставить нужный признак) ко мне беги!». Дети подбегают к ведущему и называют, в кого они превратились. Пример: В: Я – мяч. Мои друзья – все предметы круглой формы. Раз, два, три! Кто мой друг ко мне беги! Д: Я – круглый шарик, я – круглый арбуз, я – круглая тарелка… В: Я — вертолет. Мои друзья – все, что умеет летать. Раз, два, три! Кто мой друг ко мне беги! Д: Я – птица, я – листочек, я – самолет, я – ракета… «Магазин» (Развитие диалектического мышления). Умение воспринимать и находить противоположности, противоречия в объектах и явлениях. Правила игры: Один и тот же товар предлагается «радостному» покупателю с указанием положительных качеств предмета и «недовольному» покупателю с указанием отрицательных качеств предмета. Пример: В магазине продаются краски. «Довольный» покупатель: - ура, я куплю эти краски, т.к. они очень яркие. «Недовольный» покупатель: - Я не куплю эти краски, т.к. они могут испачкать одежду. |
Мужские профессии. Женские профессии. Цель: Повысить познавательный интерес детей к женским и мужским профессиям. | «Волшебники» (Приемы фантазирования) Приём «Увеличение - уменьшение». Пришёл волшебник Уменьшения и предметы стали маленькими: был топор, а стал топорчик и т.д. Пришёл волшебник Увеличения - инструменты стали большими: был топор, а стал топорище и т.д. «Да – Нет-ка» (Развитие системного мышления) Эта игра закрепит умение сужать поле поиска, задавать правильные вопросы. Выделяют 2 разновидности этой игры по типу задаваемых вопросов: спрашивать, ориентируясь на положение загаданного объекта в пространстве, или на классифицирование объекта по его признакам. На стол выложено 7 предметов (картинок), нужно отгадать какой предмет загадал ведущий. На вопросы можно отвечать «да» или «нет». Вариант №1: (пространственная «Да-Нетка») Пример: - Это слева от пилы? – нет; - Это справа от отвертки? – да; - Это тапор? – Да; Вариант №2: ( «Да-Нетка» на классифицирование объекта по признакам) Пример: - Это синего цвета? – нет; - Это круглой формы? – Да; - Это съедобное? – нет; и т.д. Вариант №3: Ведущему прикрепляют шапочку с изображением предмета. Ведущий должен угадать, задавая вопросы, на которые можно ответить «да» и «нет». Пример: Я человек? – да; - Я повар? – Да; и т.д. «Я еду в … и беру с собой…» (Развитие творческого воображения) Умение придумывать, фантазировать. Правила игры: Ребенок вытаскивает картинку из коробочки и объясняет, зачем она ему нужна в том месте, которое загадал ведущий. «Объяснить необъяснимое» (Развитие вариативности мышления) Умение видеть множество решений, а не зацикливаться на одном – двух. Это вид мышления, который предполагает выход за рамки стереотипов. Реквизит: сюжетные картинки с одним-двумя объектами (пароход плывет, машина едет, дети идут на прогулку…) + небольшие предметные картинки по лексической теме. Пример: к более крупной сюжетной картинке прикладываем маленькую, и спрашиваем: «почему художник нарисовал кота на теплоходе?» Например, потому что: это кот капитан, а это просто очень смелый кот путешественник. «Кто мои друзья» (Развитие системного мышления) Умение находить аналогии. Игра подвижная, в нее лучше играть там, где пространство позволяет бегать. Нужно вспомнить, какими признаками могут быть похожи предметы – цветом, формой, размером, назначением, частями и т.д. Ведущий отходит от игроков как можно дальше и со своего места называет объект, в который он превратился. Дальше ведущий произносит слова: «Раз, два, три! Кто мой друг по признаку (вставить нужный признак) ко мне беги!». Дети подбегают к ведущему и называют, в кого они превратились. Пример: В: Я – мяч. Мои друзья – все предметы круглой формы. Раз, два, три! Кто мой друг ко мне беги! Д: Я – круглый шарик, я – круглый арбуз, я – круглая тарелка… В: Я — вертолет. Мои друзья – все, что умеет летать. Раз, два, три! Кто мой друг ко мне беги! Д: Я – птица, я – листочек, я – самолет, я – ракета… «Магазин» (Развитие диалектического мышления). Умение воспринимать и находить противоположности, противоречия в объектах и явлениях. Правила игры: Один и тот же товар предлагается «радостному» покупателю с указанием положительных качеств предмета и «недовольному» покупателю с указанием отрицательных качеств предмета. Пример: В магазине продаются краски. «Довольный» покупатель: - ура, я куплю эти краски, т.к. они очень яркие. «Недовольный» покупатель: - Я не куплю эти краски, т.к. они могут испачкать одежду. |
Семья. Цель: Повысить познавательный интерес детей к членам своей семьи. | «Волшебники» (Приемы фантазирования) Приём «Увеличение - уменьшение». Пришёл волшебник Уменьшения и члены семьи стали маленькими: был папа, а стал папочка и т.д. Пришёл волшебник Увеличения – члены семьи стали большими: был папа, а стал папище и т.д. «Да – Нет-ка» (Развитие системного мышления) Эта игра закрепит умение сужать поле поиска, задавать правильные вопросы. Выделяют 2 разновидности этой игры по типу задаваемых вопросов: спрашивать, ориентируясь на положение загаданного объекта в пространстве, или на классифицирование объекта по его признакам. На стол выложено 7 предметов (картинок), нужно отгадать какой предмет загадал ведущий. На вопросы можно отвечать «да» или «нет». Вариант №1: (пространственная «Да-Нетка») Пример: - Это слева от папы? – нет; - Это справа от бабушки? – да; - Это мама? – Да; Вариант №2: ( «Да-Нетка» на классифицирование объекта по признакам) Пример: - Это синего цвета? – нет; - Это круглой формы? – Да; - Это съедобное? – нет; и т.д. Вариант №3: Ведущему прикрепляют шапочку с изображением предмета. Ведущий должен угадать, задавая вопросы, на которые можно ответить «да» и «нет». Пример: Я ребенок? – Нет; - Я пожилой? – Да; - Я дедушка? – Да; и т.д. «Я еду в … и беру с собой…» (Развитие творческого воображения) Умение придумывать, фантазировать. Правила игры: Ребенок вытаскивает картинку из коробочки и объясняет, зачем она ему нужна в том месте, которое загадал ведущий. «Объяснить необъяснимое» (Развитие вариативности мышления) Умение видеть множество решений, а не зацикливаться на одном – двух. Это вид мышления, который предполагает выход за рамки стереотипов. Реквизит: сюжетные картинки с одним-двумя объектами (пароход плывет, машина едет, дети идут на прогулку…) + небольшие предметные картинки по лексической теме. Пример: к более крупной сюжетной картинке прикладываем маленькую, и спрашиваем: «почему художник нарисовал кота на теплоходе?» Например, потому что: это кот капитан, а это просто очень смелый кот путешественник. «Кто мои друзья» (Развитие системного мышления) Умение находить аналогии. Игра подвижная, в нее лучше играть там, где пространство позволяет бегать. Нужно вспомнить, какими признаками могут быть похожи предметы – цветом, формой, размером, назначением, частями и т.д. Ведущий отходит от игроков как можно дальше и со своего места называет объект, в который он превратился. Дальше ведущий произносит слова: «Раз, два, три! Кто мой друг по признаку (вставить нужный признак) ко мне беги!». Дети подбегают к ведущему и называют, в кого они превратились. Пример: В: Я – мяч. Мои друзья – все предметы круглой формы. Раз, два, три! Кто мой друг ко мне беги! Д: Я – круглый шарик, я – круглый арбуз, я – круглая тарелка… В: Я — вертолет. Мои друзья – все, что умеет летать. Раз, два, три! Кто мой друг ко мне беги! Д: Я – птица, я – листочек, я – самолет, я – ракета… «Магазин» (Развитие диалектического мышления). Умение воспринимать и находить противоположности, противоречия в объектах и явлениях. Правила игры: Один и тот же товар предлагается «радостному» покупателю с указанием положительных качеств предмета и «недовольному» покупателю с указанием отрицательных качеств предмета. Пример: В магазине продаются краски. «Довольный» покупатель: - ура, я куплю эти краски, т.к. они очень яркие. «Недовольный» покупатель: - Я не куплю эти краски, т.к. они могут испачкать одежду. |
Посуда, продукты питания. Цель: Повысить познавательный интерес детей к посуде и продуктам питания. | «Волшебная дорожка» (Метод Морфологического анализа). Активизация словаря прилагательных, согласование существительных с прилагательными в роде, числе. Пример:- Ребята, отправилось наше яблоко путешествовать по волшебной дорожке. Что могут узнать о яблоке глаза? (Яблоко румяное, круглое, большое, … .) - Что может узнать о яблоке нос? (Яблоко ароматное, душистое, … .) - Что может узнать о яблоке рука? (Яблоко твёрдое, гладкое, лёгкое или тяжёлое.) - Что может узнать о яблоке ухо? (Яблоко хрустящее.) - Что может узнать о яблоке язык?(Яблоко вкусное, сладкое, сочное, ...) «Придумай загадку» (Метод Морфологического анализа) Ведущий (сначала это педагог, потом ребёнок) предлагает отгадать загадку: «Это предмет. Он …. (называет признак цвета, формы, размера, вкуса и т.д.)». Дети отгадывают, что за предмет спрятан. «Волшебники» (Приемы фантазирования) Приём «Увеличение - уменьшение». Пришёл волшебник Уменьшения и предметы стали маленькими: был стакан, а стал стаканчик и т.д. Пришёл волшебник Увеличения - посуда стала большой: был стакан, а стал стаканище и т.д. «Ты - мой кусочек» (Приемы фантазирования) Приём «Деление - объединение». Используем для преобразования объекта с позиции деления и комбинирования в любом варианте объектов и их частей. Дети называют части предмета. Пример: Дети сидят в кругу. Педагог или ребёнок называет образ, а остальные - его части: - Я - чайник, а ты мой кусочек. (Я твой носик, ручка, донышко и т.д.) «Да – Нет-ка» (Развитие системного мышления) Эта игра закрепит умение сужать поле поиска, задавать правильные вопросы. Выделяют 2 разновидности этой игры по типу задаваемых вопросов: спрашивать, ориентируясь на положение загаданного объекта в пространстве, или на классифицирование объекта по его признакам. На стол выложено 7 предметов (картинок), нужно отгадать какой предмет загадал ведущий. На вопросы можно отвечать «да» или «нет». Вариант №1: (пространственная «Да-Нетка») Пример: - Это слева от стакана? – нет; - Это справа от кастрюли? – да; - Это тарелка? – Да; Вариант №2: ( «Да-Нетка» на классифицирование объекта по признакам) Пример: - Это синего цвета? – нет; - Это круглой формы? – Да; - Это съедобное? – нет; и т.д. Вариант №3: Ведущему прикрепляют шапочку с изображением предмета. Ведущий должен угадать, задавая вопросы, на которые можно ответить «да» и «нет». Пример: Я кухонная посуда? – Нет; - Я чайная посуда? – Да; - Я стеклянный? – Да; и т.д. «Я еду в … и беру с собой…» (Развитие творческого воображения) Умение придумывать, фантазировать. Правила игры: Ребенок вытаскивает картинку из коробочки и объясняет, зачем она ему нужна в том месте, которое загадал ведущий. «Объяснить необъяснимое» (Развитие вариативности мышления) Умение видеть множество решений, а не зацикливаться на одном – двух. Это вид мышления, который предполагает выход за рамки стереотипов. Реквизит: сюжетные картинки с одним-двумя объектами (пароход плывет, машина едет, дети идут на прогулку…) + небольшие предметные картинки по лексической теме. Пример: к более крупной сюжетной картинке прикладываем маленькую, и спрашиваем: «почему художник нарисовал кота на теплоходе?» Например, потому что: это кот капитан, а это просто очень смелый кот путешественник. «Кто мои друзья» (Развитие системного мышления) Умение находить аналогии. Игра подвижная, в нее лучше играть там, где пространство позволяет бегать. Нужно вспомнить, какими признаками могут быть похожи предметы – цветом, формой, размером, назначением, частями и т.д. Ведущий отходит от игроков как можно дальше и со своего места называет объект, в который он превратился. Дальше ведущий произносит слова: «Раз, два, три! Кто мой друг по признаку (вставить нужный признак) ко мне беги!». Дети подбегают к ведущему и называют, в кого они превратились. Пример: В: Я – мяч. Мои друзья – все предметы круглой формы. Раз, два, три! Кто мой друг ко мне беги! Д: Я – круглый шарик, я – круглый арбуз, я – круглая тарелка… В: Я — вертолет. Мои друзья – все, что умеет летать. Раз, два, три! Кто мой друг ко мне беги! Д: Я – птица, я – листочек, я – самолет, я – ракета… «Магазин» (Развитие диалектического мышления). Умение воспринимать и находить противоположности, противоречия в объектах и явлениях. Правила игры: Один и тот же товар предлагается «радостному» покупателю с указанием положительных качеств предмета и «недовольному» покупателю с указанием отрицательных качеств предмета. Пример: В магазине продаются краски. «Довольный» покупатель: - ура, я куплю эти краски, т.к. они очень яркие. «Недовольный» покупатель: - Я не куплю эти краски, т.к. они могут испачкать одежду. |
Мебель. Цель: Повысить познавательный интерес детей к мебели. | «Придумай загадку» (Метод Морфологического анализа) Ведущий (сначала это педагог, потом ребёнок) предлагает отгадать загадку: «Это предмет. Он …. (называет признак цвета, формы, размера, вкуса и т.д.)». Дети отгадывают, что за предмет спрятан. «Волшебники» (Приемы фантазирования) Приём «Увеличение - уменьшение» Пришёл волшебник Уменьшения, и предметы стали маленькими: был стул, а стал стульчик и т.д; пришёл волшебник Увеличения - мебель стала большой: был стул, а стал стулище и т.д. «Ты - мой кусочек» (Приемы фантазирования) Приём «Деление - объединение». Используем для преобразования объекта с позиции деления и комбинирования в любом варианте объектов и их частей. Дети называют части предмета. Пример: Дети сидят в кругу. Педагог или ребёнок называет образ, а остальные - его части: - Я - диван, а ты мой кусочек. (Я твоя спинка, подлокотник, и т.д.) «Да – Нет-ка» (Развитие системного мышления) Эта игра закрепит умение сужать поле поиска, задавать правильные вопросы. Выделяют 2 разновидности этой игры по типу задаваемых вопросов: спрашивать, ориентируясь на положение загаданного объекта в пространстве, или на классифицирование объекта по его признакам. На стол выложено 7 предметов (картинок), нужно отгадать какой предмет загадал ведущий. На вопросы можно отвечать «да» или «нет». Вариант №1: (пространственная «Да-Нетка») Пример: - Это слева от дивана? – нет; - Это справа от стула? – да; - Это шкаф? – Да; Вариант №2: ( «Да-Нетка» на классифицирование объекта по признакам) Пример: - Это синего цвета? – нет; - Это круглой формы? – Да; - Это съедобное? – нет; и т.д. Вариант №3: Ведущему прикрепляют шапочку с изображением предмета. Ведущий должен угадать, задавая вопросы, на которые можно ответить «да» и «нет». Пример: у меня есть 4 ножки? – да; - у меня есть двери? – нет; - Я мягкий? – Да; и т.д. «Я еду в … и беру с собой…» (Развитие творческого воображения) Умение придумывать, фантазировать. Правила игры: Ребенок вытаскивает картинку из коробочки и объясняет, зачем она ему нужна в том месте, которое загадал ведущий. «Объяснить необъяснимое» (Развитие вариативности мышления) Умение видеть множество решений, а не зацикливаться на одном – двух. Это вид мышления, который предполагает выход за рамки стереотипов. Реквизит: сюжетные картинки с одним-двумя объектами (пароход плывет, машина едет, дети идут на прогулку…) + небольшие предметные картинки по лексической теме. Пример: к более крупной сюжетной картинке прикладываем маленькую, и спрашиваем: «почему художник нарисовал кота на теплоходе?» Например, потому что: это кот капитан, а это просто очень смелый кот путешественник. «Кто мои друзья» (Развитие системного мышления) Умение находить аналогии. Игра подвижная, в нее лучше играть там, где пространство позволяет бегать. Нужно вспомнить, какими признаками могут быть похожи предметы – цветом, формой, размером, назначением, частями и т.д. Ведущий отходит от игроков как можно дальше и со своего места называет объект, в который он превратился. Дальше ведущий произносит слова: «Раз, два, три! Кто мой друг по признаку (вставить нужный признак) ко мне беги!». Дети подбегают к ведущему и называют, в кого они превратились. Пример: В: Я – мяч. Мои друзья – все предметы круглой формы. Раз, два, три! Кто мой друг ко мне беги! Д: Я – круглый шарик, я – круглый арбуз, я – круглая тарелка… В: Я — вертолет. Мои друзья – все, что умеет летать. Раз, два, три! Кто мой друг ко мне беги! Д: Я – птица, я – листочек, я – самолет, я – ракета… «Магазин» (Развитие диалектического мышления). Умение воспринимать и находить противоположности, противоречия в объектах и явлениях. Правила игры: Один и тот же товар предлагается «радостному» покупателю с указанием положительных качеств предмета и «недовольному» покупателю с указанием отрицательных качеств предмета. Пример: В магазине продаются краски. «Довольный» покупатель: - ура, я куплю эти краски, т.к. они очень яркие. «Недовольный» покупатель: - Я не куплю эти краски, т.к. они могут испачкать одежду. |
Космос. Цель: Повысить познавательный интерес детей к космосу. | «Волшебники» (Приемы фантазирования) Приём «Увеличение - уменьшение» Пришёл волшебник Уменьшения, и предметы стали маленькими: была ракета, а стал ракеточка и т.д; пришёл волшебник Увеличения -предметы стали большими: была ракета, а стала ракетище и т.д. «Ты - мой кусочек» (Приемы фантазирования) Приём «Деление - объединение». Используем для преобразования объекта с позиции деления и комбинирования в любом варианте объектов и их частей. Дети называют части предмета. Пример: Дети сидят в кругу. Педагог или ребёнок называет образ, а остальные - его части: - Я - ракета, а ты мой кусочек. (Я твой иллюминатор, двигатель, люк и т.д.) «Да – Нет-ка» (Развитие системного мышления) Эта игра закрепит умение сужать поле поиска, задавать правильные вопросы. Выделяют 2 разновидности этой игры по типу задаваемых вопросов: спрашивать, ориентируясь на положение загаданного объекта в пространстве, или на классифицирование объекта по его признакам. На стол выложено 7 предметов (картинок), нужно отгадать какой предмет загадал ведущий. На вопросы можно отвечать «да» или «нет». Вариант №1: (пространственная «Да-Нетка») Пример: - Это слева от ракеты? – нет; - Это справа от спутника? – да; - Это планета Земля? – Да; Вариант №2: ( «Да-Нетка» на классифицирование объекта по признакам) Пример: - Это синего цвета? – нет; - Это круглой формы? – Да; - Это съедобное? – нет; и т.д. Вариант №3: Ведущему прикрепляют шапочку с изображением предмета. Ведущий должен угадать, задавая вопросы, на которые можно ответить «да» и «нет». «Я еду в … и беру с собой…» (Развитие творческого воображения) Умение придумывать, фантазировать. Правила игры: Ребенок вытаскивает картинку из коробочки и объясняет, зачем она ему нужна в том месте, которое загадал ведущий. «Объяснить необъяснимое» (Развитие вариативности мышления) Умение видеть множество решений, а не зацикливаться на одном – двух. Это вид мышления, который предполагает выход за рамки стереотипов. Реквизит: сюжетные картинки с одним-двумя объектами (пароход плывет, машина едет, дети идут на прогулку…) + небольшие предметные картинки по лексической теме. Пример: к более крупной сюжетной картинке прикладываем маленькую, и спрашиваем: «почему художник нарисовал кота на теплоходе?» Например, потому что: это кот капитан, а это просто очень смелый кот путешественник. «Кто мои друзья» (Развитие системного мышления) Умение находить аналогии. Игра подвижная, в нее лучше играть там, где пространство позволяет бегать. Нужно вспомнить, какими признаками могут быть похожи предметы – цветом, формой, размером, назначением, частями и т.д. Ведущий отходит от игроков как можно дальше и со своего места называет объект, в который он превратился. Дальше ведущий произносит слова: «Раз, два, три! Кто мой друг по признаку (вставить нужный признак) ко мне беги!». Дети подбегают к ведущему и называют, в кого они превратились. Пример: В: Я – мяч. Мои друзья – все предметы круглой формы. Раз, два, три! Кто мой друг ко мне беги! Д: Я – круглый шарик, я – круглый арбуз, я – круглая тарелка… В: Я — вертолет. Мои друзья – все, что умеет летать. Раз, два, три! Кто мой друг ко мне беги! Д: Я – птица, я – листочек, я – самолет, я – ракета… «Магазин» (Развитие диалектического мышления). Умение воспринимать и находить противоположности, противоречия в объектах и явлениях. Правила игры: Один и тот же товар предлагается «радостному» покупателю с указанием положительных качеств предмета и «недовольному» покупателю с указанием отрицательных качеств предмета. Пример: В магазине продаются краски. «Довольный» покупатель: - ура, я куплю эти краски, т.к. они очень яркие. «Недовольный» покупатель: - Я не куплю эти краски, т.к. они могут испачкать одежду. |
Времена года. Цель: Повысить познавательный интерес детей к изменениям в природе. | «Волшебники» (Приемы фантазирования) Приём «Увеличение - уменьшение» Пришёл волшебник Уменьшения и предметы стали маленькими: была сосулька, а стал сосулечка и т.д. Пришёл волшебник Увеличения – предметы стали большими: была сосулька, а стала сосулище и т.д. «Путешествие волшебников» (Приемы фантазирования) Приём преобразования признаков времени способствует умению группировать предметы по разным признакам, закреплять знания о процессе создания разных предметов рукотворного мира, стимулирует развитие словесно-логического мышления, помогает овладеть умениями выделять характерные качества предметов и комбинировать их. Например: - Сегодня мы вместе с волшебниками «Я только вижу», «Я только чувствую», «Я только слышу» отправляемся в путешествие по зиме. - Что увидел волшебник «Я только вижу»? (Снежные деревья, зайца в белой шубке, голодного волка, снегирей, детей, катающихся на санках, лыжах ит.д.) - Дальше пошёл гулять по зиме волшебник «Я только слышу». И услышал он разные звуки: - Снег скрипит под ногами, как … (сухая ветка). - Снежинки падают тихо, как … (пёрышки). - Вьюга завывает, как … (волк). - У ребят голоса звонкие, как … (колокольчики). Волшебник «Я только чувствую» взял в руки снег. Снег какой? (Холодный, колючий, … .) Захотели волшебники узнать, что умеет делать: - Снег? (Падать, кружиться, сверкать, таять, … .) - Санки? (Стоять, скользить, скрипеть, мчаться, … .) - Сосулька? (Висеть, расти, таять, срываться, … .) «Да – Нет-ка» (Развитие системного мышления) Эта игра закрепит умение сужать поле поиска, задавать правильные вопросы. Выделяют 2 разновидности этой игры по типу задаваемых вопросов: спрашивать, ориентируясь на положение загаданного объекта в пространстве, или на классифицирование объекта по его признакам. На стол выложено 7 предметов (картинок), нужно отгадать какой предмет загадал ведущий. На вопросы можно отвечать «да» или «нет». Вариант №1: (пространственная «Да-Нетка Вариант №2: ( «Да-Нетка» на классифицирование объекта по признакам) Вариант №3: Ведущему прикрепляют шапочку с изображением предмета. Ведущий должен угадать, задавая вопросы, на которые можно ответить «да» и «нет». «Я еду в … и беру с собой…» (Развитие творческого воображения) Умение придумывать, фантазировать. Правила игры: Ребенок вытаскивает картинку из коробочки и объясняет, зачем она ему нужна в том месте, которое загадал ведущий. «Объяснить необъяснимое» (Развитие вариативности мышления) Умение видеть множество решений, а не зацикливаться на одном – двух. Это вид мышления, который предполагает выход за рамки стереотипов. Реквизит: сюжетные картинки с одним-двумя объектами (пароход плывет, машина едет, дети идут на прогулку…) + небольшие предметные картинки по лексической теме. Пример: к более крупной сюжетной картинке прикладываем маленькую, и спрашиваем: «почему художник нарисовал кота на теплоходе?» Например, потому что: это кот капитан, а это просто очень смелый кот путешественник. «Кто мои друзья» (Развитие системного мышления) Умение находить аналогии. Игра подвижная, в нее лучше играть там, где пространство позволяет бегать. Нужно вспомнить, какими признаками могут быть похожи предметы – цветом, формой, размером, назначением, частями и т.д. Ведущий отходит от игроков как можно дальше и со своего места называет объект, в который он превратился. Дальше ведущий произносит слова: «Раз, два, три! Кто мой друг по признаку (вставить нужный признак) ко мне беги!». Дети подбегают к ведущему и называют, в кого они превратились. Пример: В: Я – мяч. Мои друзья – все предметы круглой формы. Раз, два, три! Кто мой друг ко мне беги! Д: Я – круглый шарик, я – круглый арбуз, я – круглая тарелка… В: Я — вертолет. Мои друзья – все, что умеет летать. Раз, два, три! Кто мой друг ко мне беги! Д: Я – птица, я – листочек, я – самолет, я – ракета… «Магазин» (Развитие диалектического мышления). Умение воспринимать и находить противоположности, противоречия в объектах и явлениях. Правила игры: Один и тот же товар предлагается «радостному» покупателю с указанием положительных качеств предмета и «недовольному» покупателю с указанием отрицательных качеств предмета. Пример: В магазине продаются краски. «Довольный» покупатель: - ура, я куплю эти краски, т.к. они очень яркие. «Недовольный» покупатель: - Я не куплю эти краски, т.к. они могут испачкать одежду. |
Домашние и дикие птицы. Цель: Повысить познавательный интерес детей к диким и домашним птицам | «Придумай загадку» (Метод Морфологического анализа) Ведущий (сначала это педагог, потом ребёнок) предлагает отгадать загадку: «Это предмет. Он …. (называет признак цвета, формы, размера, вкуса и т.д.)». Дети отгадывают, что за предмет спрятан. «Волшебники» (Приемы фантазирования) Приём «Увеличение - уменьшение». Пришёл волшебник Уменьшения и домашние птицы стали маленькими: был петух, а стал петушочек и т.д. Пришёл волшебник Увеличения – домашние птицы стали большими: был петух, а стал петушище и т.д. «Ты - мой кусочек» (Приемы фантазирования) Приём «Деление - объединение». Используем для преобразования объекта с позиции деления и комбинирования в любом варианте объектов и их частей. Дети называют части предмета. Пример: Дети сидят в кругу. Педагог или ребёнок называет образ, а остальные - его части: - Я – утка, ты моя частичка. (Я – клюв, хвост, крылья, глаза … .) - Я - голубь, ты моя частичка. (Я – клюв, хвост, крылья, глаза … .) «Паровозик времени» (системный оператор). Содержание игры: Педагог называет объект. Дети перечисляют его свойства в прошлом, настоящем, будущем. Можно поиграть с функциями этого объекта. (По предметным картинкам: яйцо - цыплёнок – курица и т.д.) «Да – Нет-ка» (Развитие системного мышления) Эта игра закрепит умение сужать поле поиска, задавать правильные вопросы. Выделяют 2 разновидности этой игры по типу задаваемых вопросов: спрашивать, ориентируясь на положение загаданного объекта в пространстве, или на классифицирование объекта по его признакам. На стол выложено 7 предметов (картинок), нужно отгадать какой предмет загадал ведущий. На вопросы можно отвечать «да» или «нет». Вариант №1: (пространственная «Да-Нетка») Пример: - Это слева от утки? – нет; - Это справа от курицы? – да; - Это индюк? – Да; Вариант №2: ( «Да-Нетка» на классифицирование объекта по признакам) Пример: - Это синего цвета? – нет; - Это круглой формы? – Да; - Это съедобное? – нет; и т.д. Вариант №3: Ведущему прикрепляют шапочку с изображением предмета. Ведущий должен угадать, задавая вопросы, на которые можно ответить «да» и «нет». Пример: Я дикая птица? – Нет; - Я крякаю? – Да; - Я утка? – Да; и т.д. «Я еду в … и беру с собой…» (Развитие творческого воображения) Умение придумывать, фантазировать. Правила игры: Ребенок вытаскивает картинку из коробочки и объясняет, зачем она ему нужна в том месте, которое загадал ведущий. «Объяснить необъяснимое» (Развитие вариативности мышления) Умение видеть множество решений, а не зацикливаться на одном – двух. Это вид мышления, который предполагает выход за рамки стереотипов. Реквизит: сюжетные картинки с одним-двумя объектами (пароход плывет, машина едет, дети идут на прогулку…) + небольшие предметные картинки по лексической теме. Пример: к более крупной сюжетной картинке прикладываем маленькую, и спрашиваем: «почему художник нарисовал кота на теплоходе?» Например, потому что: это кот капитан, а это просто очень смелый кот путешественник. «Кто мои друзья» (Развитие системного мышления) Умение находить аналогии. Игра подвижная, в нее лучше играть там, где пространство позволяет бегать. Нужно вспомнить, какими признаками могут быть похожи предметы – цветом, формой, размером, назначением, частями и т.д. Ведущий отходит от игроков как можно дальше и со своего места называет объект, в который он превратился. Дальше ведущий произносит слова: «Раз, два, три! Кто мой друг по признаку (вставить нужный признак) ко мне беги!». Дети подбегают к ведущему и называют, в кого они превратились. Пример: В: Я – мяч. Мои друзья – все предметы круглой формы. Раз, два, три! Кто мой друг ко мне беги! Д: Я – круглый шарик, я – круглый арбуз, я – круглая тарелка… В: Я — вертолет. Мои друзья – все, что умеет летать. Раз, два, три! Кто мой друг ко мне беги! Д: Я – птица, я – листочек, я – самолет, я – ракета… «Магазин» (Развитие диалектического мышления). Умение воспринимать и находить противоположности, противоречия в объектах и явлениях. Правила игры: Один и тот же товар предлагается «радостному» покупателю с указанием положительных качеств предмета и «недовольному» покупателю с указанием отрицательных качеств предмета. Пример: В магазине продаются краски. «Довольный» покупатель: - ура, я куплю эти краски, т.к. они очень яркие. «Недовольный» покупатель: - Я не куплю эти краски, т.к. они могут испачкать одежду. |
Одежда. Цель: Повысить познавательный интерес детей к одежде людей. | «Придумай загадку» (Метод Морфологического анализа) Ведущий (сначала это педагог, потом ребёнок) предлагает отгадать загадку: «Это предмет. Он …. (называет признак цвета, формы, размера, вкуса и т.д.)». Дети отгадывают, что за предмет спрятан. «Волшебники» (Приемы фантазирования) Приём «Увеличение - уменьшение». Пришёл волшебник Уменьшения и предметы стали маленькими: была кофта, а стала кофточка и т.д. Пришёл волшебник Увеличения - одежда стала большой: была кофта, а стала кофтище и т.д. «Ты - мой кусочек» (Приемы фантазирования) Приём «Деление - объединение». Используем для преобразования объекта с позиции деления и комбинирования в любом варианте объектов и их частей. Дети называют части предмета. Пример: Дети сидят в кругу. Педагог или ребёнок называет образ, а остальные - его части: - Я - кофта, а ты мой кусочек. (Я твой ворот, рукава, карманы, и т.д.) «Да – Нет-ка» (Развитие системного мышления) Эта игра закрепит умение сужать поле поиска, задавать правильные вопросы. Выделяют 2 разновидности этой игры по типу задаваемых вопросов: спрашивать, ориентируясь на положение загаданного объекта в пространстве, или на классифицирование объекта по его признакам. На стол выложено 7 предметов (картинок), нужно отгадать какой предмет загадал ведущий. На вопросы можно отвечать «да» или «нет». Вариант №1: (пространственная «Да-Нетка») Пример: - Это слева от кофты? – нет; - Это справа от шубы? – да; - Это штаны? – Да; Вариант №2: ( «Да-Нетка» на классифицирование объекта по признакам) Пример: - Это синего цвета? – нет; - Это круглой формы? – Да; - Это съедобное? – нет; и т.д. Вариант №3: Ведущему прикрепляют шапочку с изображением предмета. Ведущий должен угадать, задавая вопросы, на которые можно ответить «да» и «нет». Пример: Я зимняя одежда? – Нет; - Я из кожи? – Да; - Я теплая? – Да; и т.д. «Я еду в … и беру с собой…» (Развитие творческого воображения) Умение придумывать, фантазировать. Правила игры: Ребенок вытаскивает картинку из коробочки и объясняет, зачем она ему нужна в том месте, которое загадал ведущий. «Объяснить необъяснимое» (Развитие вариативности мышления) Умение видеть множество решений, а не зацикливаться на одном – двух. Это вид мышления, который предполагает выход за рамки стереотипов. Реквизит: сюжетные картинки с одним-двумя объектами (пароход плывет, машина едет, дети идут на прогулку…) + небольшие предметные картинки по лексической теме. Пример: к более крупной сюжетной картинке прикладываем маленькую, и спрашиваем: «почему художник нарисовал кота на теплоходе?» Например, потому что: это кот капитан, а это просто очень смелый кот путешественник. «Кто мои друзья» (Развитие системного мышления) Умение находить аналогии. Игра подвижная, в нее лучше играть там, где пространство позволяет бегать. Нужно вспомнить, какими признаками могут быть похожи предметы – цветом, формой, размером, назначением, частями и т.д. Ведущий отходит от игроков как можно дальше и со своего места называет объект, в который он превратился. Дальше ведущий произносит слова: «Раз, два, три! Кто мой друг по признаку (вставить нужный признак) ко мне беги!». Дети подбегают к ведущему и называют, в кого они превратились. Пример: В: Я – мяч. Мои друзья – все предметы круглой формы. Раз, два, три! Кто мой друг ко мне беги! Д: Я – круглый шарик, я – круглый арбуз, я – круглая тарелка… В: Я — вертолет. Мои друзья – все, что умеет летать. Раз, два, три! Кто мой друг ко мне беги! Д: Я – птица, я – листочек, я – самолет, я – ракета… «Магазин» (Развитие диалектического мышления). Умение воспринимать и находить противоположности, противоречия в объектах и явлениях. Правила игры: Один и тот же товар предлагается «радостному» покупателю с указанием положительных качеств предмета и «недовольному» покупателю с указанием отрицательных качеств предмета. Пример: В магазине продаются краски. «Довольный» покупатель: - ура, я куплю эти краски, т.к. они очень яркие. «Недовольный» покупатель: - Я не куплю эти краски, т.к. они могут испачкать одежду. |
Используемая литература:
- Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений. – 4-е изд. – Минск: ИВЦ Минфина, 2008. – 112с.
- Пчелкина Е.Л. Детский алгоритм решения изобретательских задач (ДАРИЗ). – СПб.: НППЛ «Родные просторы», 2010. - 77 с.
- Сидорчук Т.А. Методика формирования у дошкольников классификационных навыков (Технология ТРИЗ). Изд-во: Аркти, 2010. – 76с.
- Интернет – ресурсы: www.ideas4parents.ru; www.Igra-triz.ru; www.triz-plus.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-программа коррекционных часов по лексическим темам для детей с ОНР
План-программа коррекционных часов по лексическим темам для детей с ОНР...
Познавательно - игровая программа «Зов Джунглей» с использованием ИКТ. Лексическая тема "Животные жарких стран".
Познавательно - игровая программа для детей "Зов джунглей"с использование ИКТ. Лексическая тема «Животные жарких стран» .Интеграция различных видов деятельности: познавательное развитие (ФЭМП), ...
комплексно- тематическое планирование по лексическим темам (пр. программа основанная на материаллах программы " Детство" в соотвестсвии с ФГОСТ
подготовительная группа 1,2, 3, 4 недели декабря...
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ « ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ» В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ на 2015-2016 учебный год по лексическим темам по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е Вераксы, Т.С Комаровой, М.А Васильевой
В помощь воспитателям при планировании образовательной деятельности "Чтение художественой литературы"...
Конспект занятия с использованием регионального компонента как вариативной части образовательной программы на тему: "В гостях у тетушки Аксиньи" (лексическая тема "Посуда")
Цель: создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста интереса к истории Донского края, к быту донских казаков....
Рабочая программа по художественной литературе в подготовительной к школе логопедической группе по лексическим темам.
Примерная рабочая программа по ознакомлению детей подготовительной к школе логопедической группы с художественной литературой по лексическим темам....