Социальный проект "Маленькие волонтеры"
проект (подготовительная группа)
Наш проект «Маленькие волонтеры» направлен на осуществления помощи спортсменам с ограниченными возможностями. В таком ключе наши дети не только получили бесценный опыт милосердия, но и приобщились к спорту вместе с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
s_p_malenkie_vol.docx | 43.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 21 «Сказка»
Социальный проект
«Маленькие волонтеры»
Выполнили: Юркина В.В.
Гудкова Т.А.
Остапенко Т.А.
Серпухов, 2019Тема проекта: «Маленькие волонтеры»
Тип проекта: социальный проект.
Вид: волонтерское движение в детском саду.
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие.
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников, педагоги, социальные партнеры - коллектив и члены МБУ ФСКИ «Равные возможности».
Продолжительность: долгосрочный.
Сроки реализации: 01.09.2018 – 30.05.2019
Возрастная группа: подготовительная к школе группа (дети 6 – 7 лет).
Цель: формирование гражданской позиции, самоорганизации, чувства социальной ответственности, солидарности, взаимопомощи и милосердия у детей дошкольного возраста посредством волонтерской деятельности.
Задачи:
1) оказание безвозмездной помощи людям, нуждающимся в ней;
2) безвозмездное участие в общественно значимых мероприятиях с согласия их организаторов;
3) поддержка волонтерского движения со стороны педагогического коллектива и родителей (законных представителей) дошкольного учреждения;
3) воспитание у детей человечности, доброты и отзывчивости к людям с ограниченными возможностями;
4) приобщение к спорту и физкультуре посредством взаимодействия с членами клуба «Равные возможности» и спортсменами – инвалидами.
5) пропаганда здорового образа жизни.
Введение.
Качество нового века определяют сегодняшние дети. Воспитание гражданина, способность сопереживать, сочувствовать и содействовать, обязательно должно начинаться с дошкольной ступени.
Способность сопереживать – один из главных жизненных навыков, который напрямую влияет на духовное и интеллектуальное развитие личности, а также социальную адаптацию. Психологи утверждают, что именно эта способность является важной частью эмоционального и социального интеллекта. Поэтому основная идея нашего проекта – это воспитание человечности, доброты и отзывчивости у детей посредством волонтерской деятельности.
Почему важно развивать эти качества у детей уже с дошкольного возраста?
Нам часто приходится слышать: «Всему свое время», «ребенок вырастет – сам поймет»; есть опасения, что чрезмерная отзывчивость и сострадание могут ранить душу ребенка, или, что в детском саду ребенок еще не способен понять проблему, требующую участия, сострадания и помощи.
У нас другое мнение. Мы рассматриваем дошкольное детство как период особой социально-эмоциональной чувствительности, как время открытий мира для себя и себя для мира. Важнейшие задачи, которые решают дети в этом возрасте, это общение со сверстниками и со взрослыми, природой и самим собой, освоения сущности человеческих отношений. Начиная с трех-четырех лет самым интересным содержанием воспитания и развития для ребенка становиться социальное наполнение жизни.
У ребенка - дошкольника активно формируются нравственные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», моральные оценки собственных действий и поступков сверстников. Идентификация со сверстниками развивает у него способность ставить себя на место других, глядя на себя как бы со стороны и соотнося при этом свое поведение с нормами морали. В соответствии с этими постулатами осуществляется принятие решения и «проигрывание» собственного действия в воображаемом плане. В сознании ребенка происходит предвидение того результата, который произведет его поступок, и предчувствие возможных последствий этого поступка для него самого и окружающих.
Зерно человечности, доброты и отзывчивости, вовремя брошенное в детскую душу, поможет создать чуткого, внимательного и не равнодушного взрослого, способного изменить мир в лучшую сторону. Поэтому, основная идея нашего проекта – воспитание у ребенка душевной чуткости, сочувствия и содействия.
Актуальность.
Современные модели взаимодействия «Общество – государство» предусматривает, в основном, пассивное участие детей и в мероприятиях, организуемых, социальными институтами.
В то же время воспитательное значение примера социальной инициативы, глубина ее воздействия, на самого инициатора и его ближайшее окружение могут оказывать моральное и духовное влияние, сопоставимое с эффективностью специально организованной воспитательной работой образовательных учреждений, профессиональных педагогов, семьи.
Старший дошкольный возраст – это период важнейших событий в жизни ребенка, период социальных ориентиров, формирование мировоззрения и начало жизненного пути. Именно в этом возрасте складываются способности к свободному мышлению и самостоятельности, а творческая деятельность, в том числе социальная, становится реальной личностной потребностью. Процесс воспитания активности должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Чисто детских социальных инициатив быть не может. Для детей дошкольного возраста социальный проект не возможен без чуткого руководства педагогов и родителей.
В настоящее время необходимо скоординировать усилие образовательных учреждений, внешкольных учреждений, детских объединений, всех тех, кто считает, что во многих сферах нашей жизни особенно остро ощущается необходимость восстановления утраченных общечеловеческих ценностей: гуманизма и милосердия, человеколюбия и сострадания, которые должны прививаться с детства.
В России волонтерское движение стало зарождаться в конце 80-х годов, хотя, если заглянуть в историю следует признать, что оно существовало всегда, например, в виде службы сестёр милосердия, тимуровского и пионерского движений, всевозможных обществ охраны природы и памятников. Однако современное развитие волонтерского движения получило в связи с растущим числом социальных проблем, в решении которых при современной экономической ситуации волонтеры не заменимы.
Так, кто же такие волонтеры? Слово «волонтер», синоним русского слова «Доброволец», произошло от французского “volontaire”, что означает желающий, выразивший желание. Волонтеры – это люди, которые добровольно готовы потратить свои силы и время на пользу обществу или конкретному человеку.
Актуальность создания волонтерского движения состоит в том, что оно способствует:
- формированию образа жизни, достойного человека;
- формированию жизненных позиций ребенка;
- формирование ценностного отношения к социальным условиям человеческой жизни.
Воспитание человечности, доброты и отзывчивости возможно только тогда, когда участники проекта непосредственно вовлечены в ситуации помощи и заботы, когда они понимают, что в силах сделать жизнь других людей лучше, радостнее и счастливее.
Социальный проект – это участие детей в событиях, имеющих социальную значимость, возможность самореализации и оказания помощи тем, кто в ней нуждается. С одной стороны, участие в проекте позволяет ребенку освоить социальный опыт внутри социальных отношений, с другой – это активная деятельность по воспроизводству социальных отношений и действий, приводящих к положительному результату. Социальный проект – это хороший способ помочь ребенку получить опыт сопричастности и научиться творить добро.
В основном волонтерское движение в детском саду включает в себя: помощь друзьям, малышам, животным. А социальные акции имеют различную направленность: исследовательские (проведение опроса разных групп населения); благотворительные (сбор вещей, книг и прочего для передачи их целевой группе; социально- педагогические(влияющие на изменения сознания, поведения, отношения определенной категории населения к чему – либо); патриотические (воспитывающие любовь и уважение к Родине, ее истории, прошлому и настоящему); социокультурные (влияющие на уровень культуры, воспитывающие интерес к национальной культуре – своей и другой, толерантность) и др.
Наш проект «Маленькие волонтеры» направлен на осуществления помощи спортсменам с ограниченными возможностями. В таком ключе наши дети не только получили бесценный опыт милосердия, но и приобщились к спорту вместе с родителями.
Для успешной реализации проекта необходимо использовать определенную группу принципов, составляющих целостную и неделимую основу проекта.
Основные принципы.
Принципы деятельности взрослого:
1. обеспечение безопасности ребенка;
2. достоверность предлагаемой информации, привлечение специалистов;
3. организация совместной деятельности “Взрослый – ребенок”;
4. продуманная, логичная система вовлечения ребенка в ту или иную деятельность;
5. максимальное использование имеющихся материально- технических ресурсов.
Принципы деятельности ребенка:
1. добровольное включение ребенка в разнообразные виды деятельности;
2. реализация личных способностей ребенка;
3. значимость деятельности ребенка;
4. положительный результат участия в проекте.
Этапы реализации.
I этап. Целеполагание. Формирование цели и задач проекта «Маленькие волонтеры». Составление договора взаимодействия с членами клуба «Равные возможности»
II этап. Организационно – подготовительный. Сбор информации по теме. Изучение литературы. Планирование социальных акций и волонтерского движения. Формирование банка данных об уровне родительской компетентности в вопросах волонтерского движения в ДОУ. Анкетирование родителей. Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста. Диагностика эмоционального компонента эмпатии у детей подготовительной группы. Согласование плана работы по проекту с педагогами и родителями воспитанников.
III этап. Основной.
Месяц | Организация и осуществление деятельности | Участники проекта, количество человек |
Сентябрь 2018 | Составление договора взаимодействия с членами клуба «Равные возможности» | Заведующий МДОУ – детский сад № 21 «Сказка» С.В. Кузнецова, директор физкультурно-спортивного клуба инвалидов Т.В. Карзубова. |
Сентябрь 2018 | Проведение анкетирование педагогов и родителей на тему волонтерского движения и социальных акций. | Педагоги, родители – 32 человека |
Сентябрь 2018 | Диагностирование детей подготовительной группы «Эмоциональный компонент эмпатии» | Дети, педагоги – 28 человек |
Сентябрь 2018 | Формирование цели и задач проекта «Маленькие волонтеры». | Педагоги, дети, родители – 40 человек |
Сентябрь 2018 | Родительское собрание. Доклад «Волонтерское движение в ДОУ» | Педагоги, родители – 35 человек |
Октябрь 2018 | НОД «Особенные люди» | Педагоги, дети – 25 человек |
Октябрь 2018 | Беседа «Кто такие волонтеры?» | Педагоги, дети - 25 человек |
Октябрь 2018 | Беседа «Кому нужна помощь? Как могут помочь маленькие волонтеры?» | Педагоги, дети – 25 человек. |
Октябрь 2018 | Социальная акция совместная с родителями «Есть возраст золотой» посвященная дню пожилого человека. | Педагоги, родители, бабушки, дедушки, воспитанники – 25 человек |
Ноябрь 2018 | НОД «Спорт – это здоровье» | Педагоги, дети – 25 человек |
06.11.2018 | Акция «Печенье для друзей» | Педагоги, дети подготовительной группы, родители воспитанников, члены физкультурно-спортивного клуба инвалидов «Равные возможности» - 78 человек. |
28.11.2018 | Выступление детского коллектива МДОУ – детский сад № 21 «Сказка» в ФОК «Звезда» на Фестивале по бадминтону среди инвалидов Московской области. | Педагоги, музыкальный руководитель, дети подготовительной группы, родители воспитанников, члены физкультурно-спортивного клуба инвалидов «Равные возможности» - 98 человек |
Декабрь 2018 | НОД «Зимние паралимпийские игры» | Педагоги, дети – 25 человек |
НОД «Я здоровье берегу – сам себе я помогу!» | Педагоги, дети – 20 человек | |
Декабрь 2018 | Беседа «День инвалида» | Педагоги, дети – 25 человек |
Январь 2019 | Конкурс внутри учреждения МДОУ – детский сад № 21 «Сказка» - «Подарок для друга» | Педагоги, родители, дети – 24 человека |
22.12.2019 | Социальная акция «Добрый подарок» | Педагоги, родители, администрация и члены физкультурно-спортивного клуба инвалидов «Равные возможности», воспитанники подготовительной группы – 24 человека |
Февраль 2019 | Спортивные соревнования совместное с родителями между командами детей подготовительной группы и детей старшей группы «Мы – спортсмены» | Педагоги, дети подготовительной группы, дети старшей группы, папы воспитанников – 60 человек |
26.03.2019 | Акция «Час добра» в рамках партийного проекта «Единая страна, доступная среда», спортивные соревнования между командами: дети 6 – 7 лет совместно с родителями. | Педагоги, родители, администрация и члены физкультурно-спортивного клуба инвалидов «Равные возможности», воспитанники подготовительной группы – 35 человек |
26.03.2019 | Мастер – класс для ребят подготовительной группы по мини настольному теннису от юных спортсменок Журавской Елены (кандидат КМС, член сборной команды России) и Уразматовой Полины (2 юношеский разряд спорт лиц с ПОДА, член сборной команды Московской области) | Педагоги, родители, администрация и члены физкультурно-спортивного клуба инвалидов «Равные возможности», воспитанники подготовительной группы – 35 человек |
Апрель 2019 | НОД «Витамины» | Педагоги, дети – 25 человек |
30.05.2019 | Беседа «Маленькие волонтеры – школьники» | Педагоги, дети подготовительной группы – 25 человек |
Планируемый результат:
- Формируется чувство социальной ответственности, солидарности, взаимопомощи и милосердия у детей дошкольного возраста посредством волонтерской деятельности.
- Посредством благотворительных мероприятий и акций формируется активная жизненная позиция у детей старшего дошкольного возраста и родителей, появляются реальные представления о том, что от каждого человека зависит состояние окружающей нас среды: природы, людей, коллектива, группы, близких, людей с индивидуальными особенностями – всех, кто нуждается в помощи. Воспитываются чувства доброты и отзывчивости к людям с ограниченными возможностями.
- Происходит не механическое запоминание правил поведения в окружающем мире и воспроизведения знаний, а трансформация знаний в отношение, опыт. Это такой вид культурной практики социальной направленности (социального содержания), который позволяет развивать у дошкольников социальную сферу, формирует отношения, влияет на систему ценностей ребенка, побуждает к эмпатии (сопереживанию-сочувствию-содействию) и рефлексии (самоанализу).
- Дети и родители приобщаются к спорту и физкультуре благодаря взаимодействию с членами клуба «Равные возможности». Формируются основы здорового образа жизни.
IV этап. Итоговый.
Презентацией проекта «Маленькие волонтеры» стали мастер-классы юных спортсменов с ограниченными возможностями по настольному теннису для детей подготовительной группы и спортивное развлечение «Веселые старты» совместное с родителями, членами клуба инвалидов «Равные возможности» и воспитанниками старшего дошкольного возраста.
Выводы.
Проект стал мощным импульсом для формирования чувства социальной ответственности и активной жизненной позиции у детей дошкольного возраста, педагогов, родителей (законных представителей), посредством волонтерской деятельности, благотворительных мероприятий, социальных акций сформированы первичные нравственные представления у детей. В проект «Маленькие волонтеры» было вовлечено 98 человек: дети старшего дошкольного возраста, члены физкультурно – спортивного клуба «Равные возможности», педагоги учреждения – детский сад № 21 «Сказка», родители воспитанников (законные представители).
Возникло желание оказывать помощь людям с ограниченными возможностями и нуждающимся в опеке. Сформированы первичные основы здорового образа жизни.
Дети подготовительной группы и родители приобщились к спорту в целом, получили знания о паралимпийских видах спорта, о выносливости спортсменов – инвалидов. У участников проекта повысился интерес к волонтерской деятельности.
1. В январе 2019 прошел конкурс внутри учреждения МДОУ - детский сад № 21 "Сказка"под названием "Подарок для друга"Родители и дети подготовительной группы готовили подарки для своих друзей, членов физкультурно - спортивного клуба "Равные возможности" . В результате были выбраны Новогодние подарки для детей - инвалидов. всего в конкурсе приняли участие дети и родители - 24 человека.
2. 22.12.2019 воспитанники МДОУ - детский сад № 21 "Сказка" вместе с родителями посетили физкультурно - спортивный клуб "Равные возможности" и в торжественной обстановке поздравили детей - инвалидов с Новогодними праздниками.
3. В феврале 2019 года прошли спортивные соревнования "Мы спортсмены" между детьми и родителями старшей и подготовительной группы на базе учреждения МДОУ - детский сад № 21 "Сказка" В соревновании приняли участие 70 человек.
4. 26.03.2019 прошла акция в рамках партийного проекта "Единая страна, доступная среда" от "Единой России" на базе учреждения МДОУ - детский сад № 21 "Сказка" прошли спортивные соревнования между командами детей 6 - 7 лет, родителями воспитанников. Судьями соревнований были: Т.В.Карзубова, директор физкультурно - спортивного клуба инвалидов "Равные возможности", В.А.Порватов , инструктор физкультурно - спортивного клуба инвалидов "Равные возможности". Всего в мероприятии приняли участие 35 человек.
5. 26.03.2019 прошел мастер – класс для ребят подготовительной группы по мини настольному теннису от юных спортсменок Журавской Елены (кандидат КМС, член сборной команды России) и Уразматовой Полины (2 юношеский разряд спорт лиц с ПОДА, член сборной команды Московской области) Девочки - спортсменки принесли и показали ребятам медали за 1, 2, 3 места заработанные в соревнованиях. Рассказали о спортивных достижениях, поделились впечатлениями. Рассказали, как они добивались цели. Участники: педагоги, родители, администрация и члены физкультурно-спортивного клуба инвалидов «Равные возможности», воспитанники подготовительной группы – 35 человек.
6. В апреле 2019 педагоги группы В.В. Юркина, Т.А.Гудкова продолжили знакомить детей с правилами здорового образа жизни.
7. 30.05.2019 воспитатели подготовительной группы провели беседу о том, что ребята уже выросли и идут в школу, но не стоит забывать делать добрые дела, помогать тем, кто нуждается в помощи.
В целом проект «Маленькие волонтеры», имел прогрессивный характер и позволил не только воспитать доброту и милосердие у детей дошкольного возраста, заинтересовать родителей в развитии волонтерской деятельности, но и дал толчок для развития отношений между членами клуба «Равные возможности», педагогами, родителями в ключе – взаимодействие, партнерство, сотрудничество.
Список используемой литературы:
1. О.Л.Князева, М.Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно- методическое пособие. -2изд; «Детство- Пресс», 1998г.
2. «Социальные акции и волонтерское движение дошкольников в детском саду» , под редакцией В.А.Деркунской, Москва,2018, стр 8- 15.
3. В.Н. Микляева. Нравственно – патриотическое и духовное воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2013г.
4. «Как воспитать настоящего человека» Педагогика, 1990. - (Библиотека учителя)
5. «Методика ознакомления детей с природой в детском саду» »/ М., Просвещение, 1992.
6. Гришаева Н.. П. Анализ социальных проблем дошкольного воспитания// Управление в дошкольном образовании. 2002 № 5.
7. Гришаева Н.. П. Как стать самостоятельным // Комсомольская правда. 2004.7 июня.
8. Крылова, Н. И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ.Проектирование, тренинги, занятия [Текст]: методическое пособие/Н. И. Крылова. –Волгоград: издательство «Учитель», 2009.164-169с.
9. Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях методическое пособие/Т. Л. Богина. –М. :Издательство «Мозаика-Синтез»,2006. – С. 94 -96
10. Михайленко И. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду.Пособие для воспитателей Москва 2001г. С. 32-38.
11. Расту культурным [Текст]:-Полиграф–Проект Москва 2011. С. 12-24.
12. Бачурина, В. Н. Новые развивающие игры для дошколят популярная литература. /В. Н. Бачурина–М. :ДОМ XXI век РИПОЛ классик, 200.–С. 114-118.
13.«Как воспитать настоящего человека» Педагогика, 1990. - (Библиотека учителя)
14. Адашова T. A. Волонтерство как способ популяризации экологической культуры и туризма: проблемы и перспективы развития / Адашова T. A., Косарева Н. В. // Биоразнообразие и антропогенная трансформация природных экосистем : материалы Всерос. науч.-практ. конф., посвященной памяти А. И. Золотухина и Году экологии. – Саратов, 2017. – С. 7-12.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка обучающего занятия для волонтеров "Вишневое варенье" - социальное проктирование
на занятии учащиеся закрепляют понятие "социальный проект", использую метод "Фишбон" разрабатывают социальный проект под названием "Вишневое варенье"занятие расчитано на ...
"Современные педагогические технологии эффективной социализации дошкольников в образовательной организации "Дети - волонтеры", "Социальная акция"
Очевидно, что современные дети живут и развиваются в совершенно иных социокультурных условиях, чем их ровесники 25 – 30 лет назад. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированн...
Ознакомление с предметным и социальным окружением в старшей группе. Тема: «Кто такие волонтеры?»
Конспект занятия. Тема: «Кто такие волонтеры?»...
Экологическая социально-значимая акция по защите природы «Посвящение в волонтеры»»
КОНКУРС НА СОЗДАНИЕН СТЕНДОВ (УГОЛКОВ) «Эколята-дошколята», «Эколята» и «Молодые защитники природы» в образовательных организациях Мурманской области Экологиче...
Социальный проект «Мы — маленькие волонтеры»
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы...
Презентация: «Дошкольники-волонтеры — новая форма социально-коммуникативного развития»
Организация деятельности волонтерского движения в детском саду при активномучастии педагогов, родителей и детей – это уникальная возможность влиять наформирование и развитие личности ребенка, на...
Консультация для родителей: «Дошкольники – волонтеры: форма социально - коммуникативного развития»
Консультация для родителей: «Дошкольники – волонтеры: форма социально - коммуникативного развития»...