Конспект открытого мероприятия
методическая разработка

Брейн-ринг для педагогов ДОУ «Родители и воспитатели – два берега одной реки»

Брейн-ринг проводится по теме «Создание единого образовательного пространства «Детский сад – семья».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_breyn-ringa_-_kopiya.docx23.17 КБ
Файл prezentatsiya_k_breyn-ringu.pptx999.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого мероприятия

Брейн-ринг для педагогов ДОУ «Родители и воспитатели – два берега одной реки»

Брейн-ринг проводится по теме «Создание единого образовательного пространства «Детский сад – семья».

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников.

Задачи:

 *уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями;

 *активизировать педагогическое мышление воспитателей, как основу использования нетрадиционных форм работы с родителями в ДОУ, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности;

 *активизировать деятельность педагогов по обобщению, распространению и внедрению в практическую работу опыта коллег из других ДОУ;

 *поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.

Педагог-психолог:

 «Дошкольное детство» - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжёлым последствиям в будущем.

 Социальный педагог:

Среди основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка». Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи. Поэтому необходим активный курс на создание единого пространства развития ребёнка, как в ДОУ, так и в семье. В Законе Российской Федерации «Об образовании» в ст. № 18 «Дошкольное образование» говориться следующее: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей - в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений».

 И каждый из нас должен помнить, что дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов дошкольного учреждения. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов.

 Важным условием взаимодействия с родителями является установление доверительного делового контакта, сотрудничества между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагога, что особенно необходимо при подготовке детей к школе. А именно это ставит педагогический коллектив перед необходимостью искать в лице семьи союзника, единомышленника в воспитании ребенка.

 Педагоги дошкольного учреждения должны быть инициаторами установления этого сотрудничества, так как они профессионально подготовлены к образовательной работе, а стало быть, понимают, что ее успешность зависит от согласованности в воспитании детей.

 Педагог-психолог:

Мы ежедневно используем сочетание «работа с родителями», которому, в принципе, привыкли. Лет 20 – 15 назад, в этом и не было ничего плохого. Современный молодой родитель очень отличается от родителей 80-х – 90-х годов…

Сейчас возрастной ценз родителей смещён в сторону раннего возраста. Молодые мамочки у нас молодые, демократичные, капризные, с завышенной самооценкой. И педагогам нужно относиться к этому мудро и тонко.Поэтому сочетание «работа с родителями» является некорректным, так как в нем слишком сильно чувствуются профессиональный наш снобизм и отношение к родителям, как к объектам воздействия. Не всякий родитель примет по отношению к себе такую установку и позволит с собой «работать». Поэтому более точным является слово «взаимодействие». И я Вам советую обратить на это внимание.

Социальный педагог:

Сегодня, уважаемые коллеги, предлагаем вам поиграть в деловую игру, которая имеет специфическое название брэйн-ринг.

 Брэйн-ринг – «это мозговая атака», бой, сражение, соревнование, игра. И своей целью он ставит, определение, выявление знаний группы людей на определённую тему.

 Так вот мы  выявим Ваши знания по теме «Взаимодействие семьи и ДОУ».

Педагог-психолог:

Поскольку мы с Вами не один год занимаемся проблемой сотрудничества с родителями, то нас всех можно назвать эрудитами в этой области. А игра поможет нам вспомнить и уточнить уже имеющиеся знания, расставить акценты, обозначить вопросы, требующие дополнительного изучения.

Нам нужно разделиться на 2 команды.

Брэйн-ринг состоит из 6 раундов.

 В конце брэйн-ринга подводятся итоги и объявляются победители.

Я познакомлю вас с правилами нашего Брэйн-ринга.

 Раунды открывается, как правило, вопросом для обеих команд, та команда, которая быстрее зазвонит в колокольчик, имеет право первоочередного ответа. Если команда ответила раньше, чем позвонила в колокольчик или ответила неправильно, другая может ответить и получить балл за правильный ответ. Побеждает команда, набравшая большинство баллов.

 Оценивает Брэйн-ринг компетентное жюри: …

Итак, начинаем наш Брэйн-ринг.

 Во-первых, Вам необходимо придумать название ваших команд (на выполнение отводится 1 минута).

РАУНД 1 (Звучит гонг) «Педагогический словарь»

 Подберите определение к данному понятию:

(не забывайте о колокольчике и праве первоочередного ответа) Слайды.

Анкетирование — техническое средство конкретного социально¬го исследования, составление, распространение, изучение анкет.

Взаимодействие — взаимопроникновение, общение, обмен мыслями, чув-ствами, идеями.

 Воспитание родителей — международный термин, под которым по-нимается помощь родителям в выполнении ими функций воспитателя собственных детей, родительских функций; необходимо для оптимиза¬ции процесса воспитания ребенка, для здоровья самого общества.

Общение — специфический для субъектов способ взаимных отно¬шений, способ бытия человека во взаимосвязях с другими людьми.

Педагогическая рефлексия — умение анализировать соб¬ственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить причины своих педагогических ошибок, неэффективности используемых методов; осуществлять выбор методов воздействия на ребенка, адекватных его особенностям в конкретной ситуации.

РАУНД 2  (Звучит гонг) «Кроссворд воспитателя» (время выполнения 5 минут)

 1. Один из приемов активизации родителей (Игра)

 2. Самая интересная форма общения с родителями (Конкурс)

 3. ПЕДАГОГИ

 4. Что символизирует «РЕКА» между двух берегов (Дети)

 5) Лист-опросник для получения каких-либо сведений (Анкета)

 6) Традиционная форма проведения родительского собрания. (Лекция)

 7) Основной метод изучения семей воспитанников. (Наблюдение)

 8) Нетрадиционная форма проведения родительского собрания (Аукцион)

РАУНД 3 «Кот в мешке»

 Я «тяну» из мешка карточку с вопросом, зачитываю. Если команда готова ответить – звонит в колокольчик. Жюри оценивает правильность ответа.

 

1. Из какого нормативного документа взята эта фраза:

 «Родители – первые педагоги ребенка. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте».(Закон РФ об образовании)

.

 2. Выберите наиболее полный ответ: Семейное воспитание – это…

 – более или менее осознанные усилия по воспитанию ребенка;

 – управляемая система взаимоотношений и взаимодействий родителей с детьми, направленная на достижение желаемых результатов;

 – воспитание детей в условиях семьи;

 – средство семейного образования;

 – форма общеобразовательной подготовки родителей.

3. Назвать метод не относящийся к методам изучения семей воспитанников:

 – наблюдение;

 – беседа;

 – анкетирование;

 – интервью с родителями;

 – лабораторный эксперимент.

4. К методам активизации родителей относится –

 – доклад педагога;

 – вопросы и приведение примеров;

 – игнорирование ребенка;

 – диагностика;

 – контроль;

 – игра.

 5. Что относится к нетрадиционным формам общения педагога с родителями?

 – собрания;

 – конференции;

 – конкурсы;

 – информационные стенды;

 – беседы.

6. Что относится к традиционным формам общения педагога с родителями?

 – телефон доверия;

 – ток-шоу;

 – конкурсы;

 – викторины;

 – консультации.

7. Традиционные формы работы (уберите лишнее)

 – индивидуальные;

 – подгрупповые;

 – коллективные;

 – наглядно-информационные.

8. К познавательным формам общения не относится…

 – педагогические брифинги;

 – собрания;

 – консультации;

 – устные журналы;

 – фольклорные праздники;

 – брэйн-ринги

РАУНД 4 «Ты мне, я – тебе»

 

Команды задают друг другу проблемные педагогические ситуации «родитель – воспитатель» (заранее приготовленные, лежат у вас на столе).

 Оценивается полнота и правильность ответов. При дополнении ответов командой, задающей вопрос, ей присуждаются дополнительные очки.

Ситуация 1.

 В детский сад обратилась мама пятилетнего Коли с жалобой на воспитателя. Она считает, что воспитатель не должна заставлять ребенка убирать за собой игрушки, для этого есть нянечка. Ребенок должен развиваться, а не заниматься уборкой.

 Предложите такой вариант реагирования на данную ситуацию, который с педагогической точки зрения наиболее правилен. Объясните Ваш выбор.

Ситуация 2.

 Вечер. За Владом и Настей пришли родители. Дети стали убирать за собой игрушки. Мама Влада стоит, смотрит и радуется, а мама Насти кричит: «Быстро одевайся, мне некогда!» «Мама, но ведь надо убирать за собой», — говорит Настя. «Дома будешь убирать, а сейчас я спешу». Предложите такой вариант реагирования на данную ситуацию, который с педагогической точки зрения наиболее правилен. Объясните Ваш выбор.

Педагог-психолог:

 (Здесь требования воспитателя отменяются самой же мамой, поэтому работа должна вестись не с ребенком, а с его родителями. Тогда эффект от подобного воспитательного воздействия будет заметен).

Ситуация 3.

 Зульфия – активная, подвижная девочка, с трудом адаптируется к группе. Воспитатель советует маме обратиться за помощью к детскому невропатологу. Мама девочки приняла совет «в штыки» и обвинила воспитателя, что та не любит ее дочь, потому что она из нерусской семьи, сказав, что пойдет жаловаться к заведующей.

 В последующие дни Зульфию в детский сад не привели. Позже оказалось, что девочку все-таки отвели к врачу, который прописал ей лечение. Через месяц девочка снова стала посещать группу, однако отношения воспитателя и мамы так и не наладились.Что было неправильного в действии воспитателя?

Педагог-психолог:

Если бы такую информацию родитель получил от врача детского сада или педагога – психолога, реакция была бы другой, и не было бы конфликта с воспитателем. Не берите «огонь на себя», обращайтесь к помощи специалистов. Важно помнить о границах своей компетенции!

Ситуация 4.

 Свету очень часто привозили в детский сад в 10.30, время, когда все занятия подходили к концу, и оставалась только прогулка и общение с детьми. Часто не приводили совсем. Группа подготовительная, логопедическая. Забирала её бабушка рано после полдника.

 Воспитатель стала говорить, что такие посещения пользы ребенку не принесут. Мама пожаловалась заведующей, что воспитатель их учит. Итог: девочку забрали из детского сада, записали в подготовительную группу при школе. Что было неправильного в действии воспитателя?

Педагог-психолог:

Во-первых, совершенно недопустима установка на родителя, как на соперника, поучающая позиция может обидеть даже очень уравновешенных родителей. Помните, родители и воспитатели – сотрудники в деле воспитания ребенка.

 Во-вторых, утверждение о том, что посещение детского сада (даже нерегулярное) не приносит пользы ребенку, по меньшей мере, непрофессионально. В любом случае, общение с коллективом сверстников в игре не только полезно, но и остро необходимо в дошкольном возрасте.

 Помните, в подготовительной группе детского сада решаются не только образовательные задачи!

РАУНД 5 «Педагогические пазлы»

Педагогам дается задание, составить высказывание, фразу, предварительно разрезанную на словосочетания (фраза разрезается по два, по три слова). Время выполнения задания – 5 минут.

Предлагаемые высказывания:

*Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит — и историю мира.

 *Ребенок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.

 

РАУНД 6 «Аукцион педагогических идей»

 Командам предлагается написать и потом назвать за 1 минуту как можно больше традиционных и нетрадиционных форм проведения родительских собраний.

(посиделки, открытый микрофон, круглый стол, мастер-класс, семейный калейдоскоп, вечер вопросов и ответов, заседания семейного клуба, новоселье группы, вечер при свечах, встречи со специалистами, устный журнал, конференции и т. д.)

Жюри подводят итоги


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

БРЭЙН-РИНГ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 37 г.Кузнецка Педагог-психолог Тухова Е.В. Социальный педагог Бибарсова Г.Д.

Слайд 2

Цель: уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями Задачи: *формировать умения дифференцированно подходить к организации работы с родителями; *находить оптимальные пути разрешения конфликтов, новые способы поведения в контактах с родителями; *воспитывать желание работать всей командой

Слайд 3

Форма проведения: две команды (рабочие творческие группы) Брэйн-ринг состоит из 6 раундов

Слайд 4

РАУНД 1 «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ»

Слайд 5

Анкетирование — техническое средство конкретного социального исследования, составление, распространение, изучение анкет.

Слайд 6

Взаимодействие - взаимопроникновение, общение, обмен мыслями, чувствами , идеями.

Слайд 7

Воспитание родителей - международный термин, под которым понимается помощь родителям в выполнении ими функций воспитателя собственных детей, родительских функций; необходимо для оптимизации процесса воспитания ребенка.

Слайд 8

Общение - специфический для субъектов способ взаимных отношений, способ бытия человека во взаимосвязях с другими людьми.

Слайд 9

Педагогическая рефлексия - умение анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить причины своих педагогических ошибок, неэффективности используемых методов; осуществлять выбор методов воздействия на ребенка, адекватных его особенностям в конкретной ситуации .

Слайд 10

РАУНД 2 «КРОССВОРД ВОСПИТАТЕЛЯ»

Слайд 11

«Кроссворд воспитателя» 1. Один из приемов активизации родителей 2. Самая интересная форма общения с родителям 3. ПЕДАГОГИ 4. Что символизирует «РЕКА» между двух берегов 5. Лист-опросник для получения каких-либо сведений 6. Традиционная форма проведения родительского собрания 7. Основной метод изучения семей воспитанников 8. Нетрадиционная форма проведения родительского собрания

Слайд 13

РАУНД 3 «КОТ В МЕШКЕ»

Слайд 14

Из какого нормативного документа взята эта фраза: «Родители – первые педагоги ребенка. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте».

Слайд 15

Выберите наиболее полный ответ: Семейное воспитание – это… – более или менее осознанные усилия по воспитанию ребенка; – управляемая система взаимоотношений и взаимодействий родителей с детьми, направленная на достижение желаемых результатов; – воспитание детей в условиях семьи; – средство семейного образования; – форма общеобразовательной подготовки родителей.

Слайд 16

Назвать метод, не относящийся к методам изучения семей воспитанников: – наблюдение; – беседа; – анкетирование; – интервью с родителями; – лабораторный эксперимент.

Слайд 17

К методам активизации родителей относится : – доклад педагога; – вопросы и приведение примеров; – игнорирование ребенка; – диагностика; – контроль; – игра.

Слайд 18

Что относится к нетрадиционным формам общения педагога с родителями? – собрания; – конференции; – конкурсы; – информационные стенды; – беседы.

Слайд 19

Что относится к традиционным формам общения педагога с родителями? – телефон доверия; – ток-шоу; – конкурсы; – викторины; – консультации.

Слайд 20

К познавательным формам общения не относится… – педагогические брифинги; – собрания; – консультации; – устные журналы; – фольклорные праздники; – брэйн-ринги

Слайд 21

РАУНД 4 «ТЫ – МНЕ, Я – ТЕБЕ»

Слайд 22

РАУНД 5 «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПАЗЛЫ»

Слайд 23

«Педагогические пазлы» Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит - и историю мира. Ребенок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.

Слайд 24

РАУНД 6 «АУКЦИОН ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ»

Слайд 25

Традиционные и нетрадиционные формы проведения родительских собраний: Посиделки , открытый микрофон, круглый стол, мастер-класс, семейный калейдоскоп, вечер вопросов и ответов, заседание семейного клуба, новоселье группы, вечер при свечах, встречи со специалистами, устный журнал, конференции и т. д.

Слайд 26

СПАСИБО ЗА ИГРУ До новых мозговых сражений…

Слайд 28

РАУНД 7 « Рекламное агентство »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого мероприятия "Путешествие в страну литературию" для средней группы

Интегрированная непосредственная образовательная деятельностиь (коммуникация + художественное творчество)...

Конспект открытого мероприятия по развитию речи для первой младшей группы.

Тема: "Петушок, курочка и цыплята."Занятие было разработано для курсов повышения квалификации воспитателей раннего возраста АППО....

Конспект открытого мероприятия для родителей "День открытых дверей"

Цель:  Познакомить родителей с тем, какие по содержанию м объеиу знания, умения, должны усвоить их дети за данный период. Увидеть воочию своего ребенка в новой обстановке, сравнить с другими деть...

конспект открытого мероприятия - конспект НОД в группе раннего возраста на тему "Игры с Капитошкой"

представлен конспект открытого мероприятия - конспект непосредственно-образовательной деятельности в группе раннего возраста на тему "Игры с Капитошкой"...

конспект открытого мероприятия - конспект НОД в средней группе на тему "Узоры на окне" (воск и акварель)

Обучение детей нетрадиционной технике рисования – рисование свечой и акварелью, уточняя и обобщая знания и представления детей о зиме...

Конспект открытого мероприятия игра «Божья коровка» в рамках Дня открытых дверей. во 2- й младшей гр

Игра «Божья коровка» направлена на создание положительного эмоционального настроя в группе; развитие умения действовать соответственно правилам игры; развитие координации движений, о...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ Тема мероприятия: «Прогулка по весеннему лесу»

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «...