Мастер-класс " Импровизация, как форма развития детской инициативы и самостоятельности"
методическая разработка
Мастер-класс " Импровизация, как форма развития детской инициативы и самостоятельности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master.docx | 21.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Импровизация, как форма развития детской инициативы и самостоятельности».
Чтобы сделаться смелей,
Нужно стать повеселей.
Чтобы стать повеселей,
Надо сделаться смелей.
В. Берестов
Хочу свой мастер-класс посвятить теме импровизации, эта деятельность, как никакая другая, передает творческую индивидуальность исполнителя.
К старшему возрасту у всех детей есть достаточно опыта в наблюдениях за повадками животных, птиц, насекомых и поведением людей. Поэтому импровизировать здесь и сейчас уже представляется вполне возможным. Ребята уже приобрели навыки подражания, звуковоспроизведения, элементарные навыки игры на инструментах, им есть из чего создавать роли, передавать настроение, рассказывать о чувствах. Они сами могут придумать мизансцены, простые музыкальные мелодии, ритмические рисунки. Правильное чувствование роли рождает точные интонации. Движение и жест согласуются.
- Импровизация- создание художественного произведения непосредственно в процессе исполнения. Импровизация возможна в поэзии, музыке, танце, театральном искусстве и др.
- Устроить наскоро, без предварительных приготовлений, экспромтом.
- Способность к творческой деятельности без предварительных приготовлений (неожиданно, внезапно).
- Что такое мизансцена?
МИЗАНСЦЕНЫ, (театр.). Размещение декораций, предметов и действующих лиц на сценической площадке соответственно разным моментам композиции спектакля и исполняемого произведения.
- Что такое подражание?
ПОДРАЖАНИЕ — осознанное или неосознанное следование примеру, образцу действий, манере поведения, общения и т. д.
. Под влиянием подражания формируются как простейшие навыки, так и нравственные и другие качества человека, и ребенка в частности.
Условия необходимые для импровизации литературного произведения:
- Знание литературного материала, на основе которого строится занятие-импровизация.
- Владение элементарным актерским мастерством.
- Элементарные навыки игры на инструментах.
Погружение в практику:
На примере сказки «Репка» мы с вами попробуем несколько видов импровизационной деятельности. Первая импровизация – музыкальная. Мы с вами создадим оркестр. Но для этого я попрошу желающих поучаствовать подойти ко мне, определиться с ролью и выбрать музыкальный инструмент, наиболее подходящий, по вашему мнению, для характерного озвучивания вашего персонажа.
(Предлагается на выбор набор инструментов: ложки, бубны, трещотки, свистульки, ксилофон, кастаньеты и т.д.)
Ещё нам необходимо пригласить автора, который будет читать текст сказки.
Как вы уже догадались, вместо слов персонажей, которых в сказке совсем нет, мы будем музыкальными инструментами импровизировать человеческую речь и звуки животных, героев сказки. Я буду исполнять на инструменте русскую народную мелодию на каждый выход героя. Вы, выходя, импровизируете свою музыкально-ритмическую роль. На словах «тянут-потянут» - исполняете свою импровизацию вместе. Таким образом, к концу сказки у нас должен сложиться импровизированный оркестр.
А теперь поаплодируем нашим музыкантам, они блестяще справились со своей задачей.
Следующая импровизированная работа будет актёрской. Приглашаю на импровизированную сцену следующих желающих попробовать себя в роли актёра-импровизатора. Сказка всё та же «Репка». Для более глубокого погружения в роль, я предложу каждому исполнителю по атрибуту. Например: Деду – шапку, Бабке – кастрюлю с половником, Внучке – сумочку с зеркальцем, Жучке – хвост, Кошке – клубочек ниток, Мышке – яблоко. Ваша задача заключается в следующем: необходимо обыграть предмет, который у вас есть, и использовать его в пристройке к своему партнёру для построения мизансцены.
Далее автор читает сказку, актеры играют импровизированный спектакль, а руководитель мастер-класса импровизирует музыкальное оформление к сказке.
Текст сказки:
- Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытянуть не может.
Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.
Кликнула внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.
Кликнула Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытащили репку!
Самостоятельная работа.
Я предлагаю вам разделиться на несколько групп и поиграть в подвижные игры с элементами музыкальной импровизации.
Цель: закрепить знания и навыки, полученные ранее.
Русская народная игра «пчелки летают»
Играющие дети - «пчелки» летают по поляне, напевая (вокальная импровизация):
Пчелки летают,
Медок собирают!
Зум. Зум, зум,
Зум, зум, зум!
«Ласточка» сидит в гнезде и слушает песенку. Под звуки барабана она вылетает, а «пчелки» прячутся. Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется. Можно озвучить пчелок тембрами маракасов и колокольчиков.
.
Подведение и обсуждение итогов:
Подведём итоги. Импровизация – это творчество.
- Творчество вызывает проявление фантазии, воображение;
- Вызывает желание сделать что-то новое или что-то по-своему.
Импровизация в танце, музыке, игре на инструментах предполагает признание одинаковой значимости заранее оформленных замыслов, опыта и сиюминутных импульсов посредством движений, речи, музицирования.
Главной задачей для педагога в работе импровизационным методом будет – психоэмоционально подготовить ребенка к импровизации. Сформировать желание, арсенал приемов и действий, которые будут использоваться ребенком во время импровизации.
Главное условие – это психологический комфорт, позволяющий спонтанно выразить свои чувства, эмоции. Снять «зажатость» ребенка. Педагог восхищается первыми его самостоятельными проявлениями. Анализируя импровизацию как мощное терапевтическое средство А. Гришон утверждает: «Импровизация – возможность быть любым».
- Может ли импровизированный театр, использоваться как форма организации развлечения для детей старшего дошкольного возраста? Почему?
И в заключении хотелось бы добавить: «Творческая деятельность дает уникальную возможность превратить пассивного ребенка-созерцателя в активную личность».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс в рамках городского Фестиваля педагогических практик «Развитие детской инициативы и самостоятельности детей в различных видах деятельности»
Мастер-класс для воспитателей и музыкальных руководителей. Несколько приёмов и способов работы над развитием самостоятельности и инициативы у детей старшего дошкольного возраста, через импровиза...
Мастер-класс по теме: Поддержка детской инициативы и индивидуальности через театрализованную деятельность
Поддержка детской инициативы и индивидуальности через театрализованную деятельность...
Мастер-класс на РМО « Технология «Детский совет» как средство развития и поддержки детской инициативы и самостоятельности»
Цель: повышение компетенций педагогов при оказании недирективной помощи и поддержке детской инициативы и самостоятельности.Задачи:1. Познакомить педагогов с технологией «Детский сове...
Мастер-класс для педагогов «Поддержка детской инициативы в процессе исследовательской деятельности детей
Мастер-класс для педагогов«Поддержка детской инициативы в процессе исследовательской деятельности детей...
Мастер-класс "Импровизация в игре как форма развития детской инициативы и самостоятельности"
Мастер-класс для педагогов "Импровизация в игре как форма развитиядетской инициативы и самостоятельности". Проблема развития детской инициативы остается одной из актуальных тем, так как изба...
Мастер - класс для родителей: "Поддержка детской инициативы раннего возраста"
Инициатива понимается психологами как проявление человеком активности, не стимулированной извне и не определяемой не зависящими от него обстоятельствами. Без способности проявлять инициативу не может ...
мастер класс "Поддержка детской инициативы и самостоятельности на основе детского творчества"
мастер класс "Поддержка детской инициативы и самостоятельности на основе детского творчества"...