Система работы педагогов по самообразованию
консультация
Памятка по самообразованию педагога
Основными направлениями
в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения могут быть:
- Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
- Изучение учебной и научно-методической литературы;
- Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
- Изучение новых программ и педагогических технологий;
- Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
- Повышение общекультурного уровня.
Схема формулирования задач:
Содержание деятельности исследования: изучить, исследовать, проанализировать, рассмотреть, обосновать, объяснить, разработать, экспериментально проверить, доказать, апробировать и т.п.
Частичный предмет исследования: условия, факторы, подходы, роль, значение, место, средства, возможности, целесообразность, приемы, технологии, рекомендации и т.п.
Алгоритм составления плана по самообразованию
На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой.
В плане указываются:
- название темы
- цели
- задачи
- предполагаемый результат
- этапы работы
- сроки выполнения каждого этапа
- действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой
- способ демонстрации результата проделанной работы
- форма отчета по проделанной работе
По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов.
Алгоритм работы над темой самообразования
- Подбор темы
- Определение целей и задач
- Дата начала работы над темой
- Подбор видов деятельности в рамках работы над темой
- Подбор источников самообразования
- Результаты самообразования и их трансляция на уровне учреждения, районном, региональном и всероссийском уровнях.
Формы работы педагогов над темами самообразования:
1. Чтение методической, педагогической и предметной литературы.
2. Обзор в Интернете информации по теме.
3. Посещение семинаров, конференций, занятий коллег.
4. Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами.
5. Систематическое прохождение курсов повышения квалификации.
6. Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег.
7. Изучение информационно-компьютерных технологий.
8. Общение с коллегами в ДО, районе и в сети Интернет.
9. Участие в конкурсах в сети Интернет.
10. Размещение своих разработок на сайтах в сети Интернет.
Формы представления результатов самообразования:
- Доклад лекция
- Защита исследовательской работы
- Показ новых форм, методов, средств в процессе обучения и воспитания
- Брошюра
- Листовка
- Буклет
- Открытое занятие
- Проведение семинара, консультации, мастер-класса
- Обучения коллег новым методикам, средствам, способам, методам воспитания и обучения детей.
- Практикум (тренинг) и т.д.
- Тематические родительские собрания.
Форма плана по самообразованию
Пример написания плана самообразования педагога
В начале учебного года каждый педагог разрабатывает индивидуальный план работы на учебный год в соответствии с выбранной темой самообразования и годовым планом работы ДОУ. Совместно со старшим воспитателем выбираются формы отчёта по данной теме. В течение года педагоги фиксируют свою работу по самообразованию в тетрадь по самообразованию (или печатные листы фиксации проведённых мероприятий…).
В течение учебного года педагоги ДОУ, следуя своему плану самообразования, ведут работу по выбранной теме
- Изучают необходимую литературу.
- Посещают МО, для обогащения опытом работы.
- Выступают на педсоветах, семинарах, проводят консультации для коллег, мастер – классы.
- Ведут дополнительную работу с детьми: диагностику знаний, умений и навыков детей по своей теме в начале и конце учебного года, занятия, беседы, праздники и развлечения, выставки детских работ.
В конце учебного года все педагоги составляют отчёт о проделанной работе по теме самообразования и выступают с ним на педсовете.
План работы по самообразованию
Индивидуальный план работы по самообразованию.
Ф.И.О. педагога___________________________________________________
Образование______________________________________________________
Специальность___________________________________________________
Стаж педагогической работы_______________________________________
Квалификационная категория_____________________________________
Курсы повышения квалификации__________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Тема: ____________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Дата начала работы над темой_____________________________________
Предполагаемая дата окончания работы____________________________
Цель: ____________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Задачи:(образец)
- Повысить собственный уровень знаний путём… (изучения необходимой литературы, посещения МО, самообразования…);
- Разработать перспективный план работы с детьми;
- Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
- Оформить в группе центр активности (или мини-центр);
- Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему: … ; выступление на педагогическом совете №… по теме: …;
- Подготовить (принять участие) в семинаре … ;
- Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме: …
Пояснительная записка (актуальность выбранной темы).
Месяц | Формы работы | ||
с детьми | с педагогами | с родителями | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Изучение методической литературы по теме СО (автор, название, год издания, издательство).
1.
2.
3.
Практические выходы:(образец)
1. Открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности.
Тема: ___________________________________________________________
_________________________________________________________________;
2. Подготовка (принятие участия, проведение) семинара.
Тема:_____________________________________________________________;
3. Проведение мастер-классов для педагогов.
Тема:_____________________________________________________________;
4. Оформление папки-передвижки.
Тема:_____________________________________________________________;
5. Выставка работ.
Тема:_____________________________________________________________;
6. Оформление сборника консультаций для родителей.
Тема:_____________________________________________________________;
7. Проект.
Тема:_____________________________________________________________;
8. Отчёт о проделанной работе за учебный год.
Перспективный план самообразования педагога:(если на несколько лет)
Учебный год | Тема самообразования | Форма и срок отчёта |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Составляем отчет по самообразованию
Примерная форма отчёта по теме самообразования педагога ДОУ "Формирование основ педагогического мастерства"
Тема самообразования «Формирование основ педагогического мастерства» выбрана мною не случайно. Так как я стала воспитателем не так давно (указать срок), то самообразование по этой теме для меня очень важно.
Для того чтобы достичь мастерства в педагогической деятельности, нужно много учиться, познавать детскую психику, возрастные особенности развития детей. Считаю, что за год-два вершины педагогического мастерства не достичь, но попытаться понять душу ребёнка, разгадать мотивы его поступков, научиться направлять его деятельность в нужное русло, можно.
Не обойтись без теоретической базы при изучении данного вопроса. Помощниками в изучении этой темы стала следующая литература:
1.
2.
3.
...перечислить изученную литературу
Полезной оказалась информация на следующих сайтах:
1.
2.
3.
...перечислить сайты-помощники
Кроме этого, в течение года я посещала методические объединения на муниципальном уровне, открытые занятия, проводившиеся в нашем детском саду, на которых я для себя почерпала много нового и интересного. Особенно ценными в плане изучения темы «Формирование основ педагогического мастерства» оказался просмотр форм работы образовательной деятельности у воспитателей с богатейшим педагогическим опытом, работающих в нашем детском саду (указать ФИО педагогов).
В феврале текущего года мною была подготовлена консультация для воспитателей нашего детского сада «Формирование основ педагогического мастерства». В ходе неё было отмечено, что воспитатель может стать профессионалом, если он обладает комплексом способностей, знаниями, умениями и навыками, необходимыми для того, чтобы эффективно применять на практике избранные им средства и методы педагогического сотрудничества, берёт на себя ответственность за результаты своей работы.
В том же месяце был организован открытый просмотр для педагогов нашего дошкольного учреждения (указать тему открытого занятия). В результате просмотра, воспитатели детского сада сошлись во мнении, что педагогического опыта мне не достаёт, но педагогические способности имеются.
В марте я принимала участие в «Конкурсе профессионального мастерства педагогов ДОУ», в котором заняла ….. место в номинации «Педагогический дебют». Участие в конкурсе придало мне уверенности в себе, стало подтверждением тому, что я нахожусь на правильном пути, но, в то же, время показало, что мне есть к чему стремиться и на кого равняться.
В апреле-мае я впервые участвовала в подготовке и проведении проекта на тему: «Этот День Победы!» (указать тему своего проекта). Подготовка проекта стало значимым событием в моей педагогической карьере, т.к. в короткий срок предстояло узнать самой и поведать детям о героях-земляках, пробудить у ребят интерес к истории России, вызвать у них гордость за свой народ.
Одним из важнейших показателей мастерства является умение активизировать воспитанников, развивать их способности, самостоятельность, пытливость. Для этого в группе на протяжении всего учебного года я проводила экспериментальную, индивидуальную работу с учётом увлечений детей, читала познавательную литературу, старалась чередовать методы работы, возбуждать активность воспитанников. Для меня стало правилом: «Нельзя повторяться, нужно постоянно находить новые оригинальные способы общения с воспитанниками».
Благодаря наблюдениям за работой педагогов детского сада, их советам и наставлениям, а также изучению специальной литературы у меня сформировалось представление о мастерстве воспитателя детского сада. Я сделала вывод, что педагогическое мастерство — это искусство воспитания, требующее постоянного совершенствования.
Формы представления результатов самообразования:
- Доклад на педсовете, сообщение на педсовете.
- Консультация, консультация-практикум, семинар-практикум.
- Открытое занятие, открытый просмотр.
- Творческий отчет.
- Проведение мероприятий, развлечений.
- Наглядно-иллюстративный материал.
- Консультация для родителей, сообщение на родительском собрании.
Важно помнить, что план самообразования воспитателя — это не скучное заполнение отчетов и бумаг, а один из необходимых этапов для открытия нового, приоритетного направления в работе с детьми.
Требования к педагогам по самообразованию при подготовке к аттестации:
- Работа по теме самообразования не менее 1 года;
- Изучение научно-методической литературы;
- Разработка перспективных планов, конспектов занятий по теме;
- Создание современной предметно-развивающей среды в группе;
- Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу;
- Знакомство с передовым педагогическим опытом в районе, городе;
- Проведение открытых просмотров в ДОУ или на уровне района;
- Обучение на курсах повышения квалификации;
- Выступление с докладом об опыте работы на педсовете, участие в семинарах, консультациях;
- Активное участие в работе методического объединения района;
- Участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ и районе;
- Обобщение опыта работы по теме самообразования.
Памятка для анализа процесса самообразования:
- Оправдал ли себя план. Как он сочетался с задачами ДОУ и индивидуальной темой самообразования. Планировалась ли исследовательская работа.
- Чей педагогический опыт, и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования. Этапы проработки материала. Какая литература изучалась: психологическая, педагогическая, научная и т.д.
- Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады и др.)
- Творческое сотрудничество (с педагогом, методистом…)
- Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы. Постановка новых задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 37.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Большеталдинский детский сад»
Система работы педагогов по самообразованию
с. Большая Талда
2018
Памятка по самообразованию педагога
Основными направлениями
в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения могут быть:
- Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
- Изучение учебной и научно-методической литературы;
- Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
- Изучение новых программ и педагогических технологий;
- Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
- Повышение общекультурного уровня.
Схема формулирования задач:
Содержание деятельности исследования: изучить, исследовать, проанализировать, рассмотреть, обосновать, объяснить, разработать, экспериментально проверить, доказать, апробировать и т.п.
Частичный предмет исследования: условия, факторы, подходы, роль, значение, место, средства, возможности, целесообразность, приемы, технологии, рекомендации и т.п.
Алгоритм составления плана по самообразованию
На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой.
В плане указываются:
- название темы
- цели
- задачи
- предполагаемый результат
- этапы работы
- сроки выполнения каждого этапа
- действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой
- способ демонстрации результата проделанной работы
- форма отчета по проделанной работе
По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов.
Алгоритм работы над темой самообразования
- Подбор темы
- Определение целей и задач
- Дата начала работы над темой
- Подбор видов деятельности в рамках работы над темой
- Подбор источников самообразования
- Результаты самообразования и их трансляция на уровне учреждения, районном, региональном и всероссийском уровнях.
Формы работы педагогов над темами самообразования:
1. Чтение методической, педагогической и предметной литературы.
2. Обзор в Интернете информации по теме.
3. Посещение семинаров, конференций, занятий коллег.
4. Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами.
5. Систематическое прохождение курсов повышения квалификации.
6. Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег.
7. Изучение информационно-компьютерных технологий.
8. Общение с коллегами в ДО, районе и в сети Интернет.
9. Участие в конкурсах в сети Интернет.
10. Размещение своих разработок на сайтах в сети Интернет.
Формы представления результатов самообразования:
- Доклад лекция
- Защита исследовательской работы
- Показ новых форм, методов, средств в процессе обучения и воспитания
- Брошюра
- Листовка
- Буклет
- Открытое занятие
- Проведение семинара, консультации, мастер-класса
- Обучения коллег новым методикам, средствам, способам, методам воспитания и обучения детей.
- Практикум (тренинг) и т.д.
- Тематические родительские собрания.
Форма плана по самообразованию
Пример написания плана самообразования педагога
В начале учебного года каждый педагог разрабатывает индивидуальный план работы на учебный год в соответствии с выбранной темой самообразования и годовым планом работы ДОУ. Совместно со старшим воспитателем выбираются формы отчёта по данной теме. В течение года педагоги фиксируют свою работу по самообразованию в тетрадь по самообразованию (или печатные листы фиксации проведённых мероприятий…).
В течение учебного года педагоги ДОУ, следуя своему плану самообразования, ведут работу по выбранной теме
- Изучают необходимую литературу.
- Посещают МО, для обогащения опытом работы.
- Выступают на педсоветах, семинарах, проводят консультации для коллег, мастер – классы.
- Ведут дополнительную работу с детьми: диагностику знаний, умений и навыков детей по своей теме в начале и конце учебного года, занятия, беседы, праздники и развлечения, выставки детских работ.
В конце учебного года все педагоги составляют отчёт о проделанной работе по теме самообразования и выступают с ним на педсовете.
План работы по самообразованию
Индивидуальный план работы по самообразованию.
Ф.И.О. педагога___________________________________________________
Образование______________________________________________________
Специальность___________________________________________________
Стаж педагогической работы_______________________________________
Квалификационная категория_____________________________________
Курсы повышения квалификации__________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Тема: ____________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Дата начала работы над темой_____________________________________
Предполагаемая дата окончания работы____________________________
Цель: ____________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Задачи:(образец)
- Повысить собственный уровень знаний путём… (изучения необходимой литературы, посещения МО, самообразования…);
- Разработать перспективный план работы с детьми;
- Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
- Оформить в группе центр активности (или мини-центр);
- Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему: … ; выступление на педагогическом совете №… по теме: …;
- Подготовить (принять участие) в семинаре … ;
- Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме: …
Пояснительная записка (актуальность выбранной темы).
Месяц | Формы работы | ||
с детьми | с педагогами | с родителями | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Изучение методической литературы по теме СО (автор, название, год издания, издательство).
1.
2.
3.
Практические выходы:(образец)
1. Открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности.
Тема: ___________________________________________________________
_________________________________________________________________;
2. Подготовка (принятие участия, проведение) семинара.
Тема:_____________________________________________________________;
3. Проведение мастер-классов для педагогов.
Тема:_____________________________________________________________;
4. Оформление папки-передвижки.
Тема:_____________________________________________________________;
5. Выставка работ.
Тема:_____________________________________________________________;
6. Оформление сборника консультаций для родителей.
Тема:_____________________________________________________________;
7. Проект.
Тема:_____________________________________________________________;
8. Отчёт о проделанной работе за учебный год.
Перспективный план самообразования педагога:(если на несколько лет)
Учебный год | Тема самообразования | Форма и срок отчёта |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Составляем отчет по самообразованию
Примерная форма отчёта по теме самообразования педагога ДОУ "Формирование основ педагогического мастерства"
Тема самообразования «Формирование основ педагогического мастерства» выбрана мною не случайно. Так как я стала воспитателем не так давно (указать срок), то самообразование по этой теме для меня очень важно.
Для того чтобы достичь мастерства в педагогической деятельности, нужно много учиться, познавать детскую психику, возрастные особенности развития детей. Считаю, что за год-два вершины педагогического мастерства не достичь, но попытаться понять душу ребёнка, разгадать мотивы его поступков, научиться направлять его деятельность в нужное русло, можно.
Не обойтись без теоретической базы при изучении данного вопроса. Помощниками в изучении этой темы стала следующая литература:
1.
2.
3.
...перечислить изученную литературу
Полезной оказалась информация на следующих сайтах:
1.
2.
3.
...перечислить сайты-помощники
Кроме этого, в течение года я посещала методические объединения на муниципальном уровне, открытые занятия, проводившиеся в нашем детском саду, на которых я для себя почерпала много нового и интересного. Особенно ценными в плане изучения темы «Формирование основ педагогического мастерства» оказался просмотр форм работы образовательной деятельности у воспитателей с богатейшим педагогическим опытом, работающих в нашем детском саду (указать ФИО педагогов).
В феврале текущего года мною была подготовлена консультация для воспитателей нашего детского сада «Формирование основ педагогического мастерства». В ходе неё было отмечено, что воспитатель может стать профессионалом, если он обладает комплексом способностей, знаниями, умениями и навыками, необходимыми для того, чтобы эффективно применять на практике избранные им средства и методы педагогического сотрудничества, берёт на себя ответственность за результаты своей работы.
В том же месяце был организован открытый просмотр для педагогов нашего дошкольного учреждения (указать тему открытого занятия). В результате просмотра, воспитатели детского сада сошлись во мнении, что педагогического опыта мне не достаёт, но педагогические способности имеются.
В марте я принимала участие в «Конкурсе профессионального мастерства педагогов ДОУ», в котором заняла ….. место в номинации «Педагогический дебют». Участие в конкурсе придало мне уверенности в себе, стало подтверждением тому, что я нахожусь на правильном пути, но, в то же, время показало, что мне есть к чему стремиться и на кого равняться.
В апреле-мае я впервые участвовала в подготовке и проведении проекта на тему: «Этот День Победы!» (указать тему своего проекта). Подготовка проекта стало значимым событием в моей педагогической карьере, т.к. в короткий срок предстояло узнать самой и поведать детям о героях-земляках, пробудить у ребят интерес к истории России, вызвать у них гордость за свой народ.
Одним из важнейших показателей мастерства является умение активизировать воспитанников, развивать их способности, самостоятельность, пытливость. Для этого в группе на протяжении всего учебного года я проводила экспериментальную, индивидуальную работу с учётом увлечений детей, читала познавательную литературу, старалась чередовать методы работы, возбуждать активность воспитанников. Для меня стало правилом: «Нельзя повторяться, нужно постоянно находить новые оригинальные способы общения с воспитанниками».
Благодаря наблюдениям за работой педагогов детского сада, их советам и наставлениям, а также изучению специальной литературы у меня сформировалось представление о мастерстве воспитателя детского сада. Я сделала вывод, что педагогическое мастерство — это искусство воспитания, требующее постоянного совершенствования.
Формы представления результатов самообразования:
- Доклад на педсовете, сообщение на педсовете.
- Консультация, консультация-практикум, семинар-практикум.
- Открытое занятие, открытый просмотр.
- Творческий отчет.
- Проведение мероприятий, развлечений.
- Наглядно-иллюстративный материал.
- Консультация для родителей, сообщение на родительском собрании.
Важно помнить, что план самообразования воспитателя — это не скучное заполнение отчетов и бумаг, а один из необходимых этапов для открытия нового, приоритетного направления в работе с детьми.
Требования к педагогам по самообразованию при подготовке к аттестации:
- Работа по теме самообразования не менее 1 года;
- Изучение научно-методической литературы;
- Разработка перспективных планов, конспектов занятий по теме;
- Создание современной предметно-развивающей среды в группе;
- Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу;
- Знакомство с передовым педагогическим опытом в районе, городе;
- Проведение открытых просмотров в ДОУ или на уровне района;
- Обучение на курсах повышения квалификации;
- Выступление с докладом об опыте работы на педсовете, участие в семинарах, консультациях;
- Активное участие в работе методического объединения района;
- Участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ и районе;
- Обобщение опыта работы по теме самообразования.
Памятка для анализа процесса самообразования:
- Оправдал ли себя план. Как он сочетался с задачами ДОУ и индивидуальной темой самообразования. Планировалась ли исследовательская работа.
- Чей педагогический опыт, и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования. Этапы проработки материала. Какая литература изучалась: психологическая, педагогическая, научная и т.д.
- Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады и др.)
- Творческое сотрудничество (с педагогом, методистом…)
- Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы. Постановка новых задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы педагога с родителями. Физкультурно-оздоровительная работа в средней группе
Система работы педагога с родителями, Физкультурно-оздоровительная работа в средней группе в виде схемы...
Самообразование Тема: Система работы педагога в ДОУ в формировании навыков безопасности дорожногодвижения и профилактики ДТП с участием детей.
Тема:Система работы педагога в ДОУ в формировании навыков безопасности дорожногодвижения и профилактики ДТП с участием детей....
Опыт работы. Тема: «Система работы педагога- психолога по адаптации детей к условиям ДОУ»
Актуальность проблемы адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике и психологии ведущее место. Это связано с тем, что детский сад - новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряжен...
Система работы педагогов по работе с одарёнными детьми в дошкольном учреждении
Проблемой детской одаренности вот уже много лет занимается доктор педагогических наук А.И.Савенков. Он выделяет одаренность общую и специальную (когда человек одарен в какой-то одной сфере); актуальну...
КОНСУЛЬТАЦИЯ «Система работы педагогов по самообразованию»
Одним из условий повышения качества работы дошкольного учреждения является дифференцированное оказание помощи педагогам на основе диагностики их профессионального уровня. Только путём самообразования ...
Консультация для педагогов " Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ"
Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ. Содержание реализации регионального компонента из личной практики работы в группе старшего дошкольного возраста....
ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Принципы, которыми необходимо руководствоваться в работе с одаренными детьми» в рамках практико-ориентированного семинара ЦРО: «Система работы педагога по развитию одаренности и творческого потенциала ученика (воспитанника).
Одаренность человека-это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать его благороднее, ...