Консультация для педагогов " Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ"
консультация (старшая группа)
Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ. Содержание реализации регионального компонента из личной практики работы в группе старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_rk.docx | 20.82 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 20»
(МДОУ «Детский сад № 20»)
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
В СИСТЕМЕ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ДОУ
Содержание реализации регионального компонента
из личной практики работы в группе
автор: Воронина Наталья Владимировна
воспитатель
I квалификационной категории
Ярославль 2023
Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ.
Региональный компонент – это часть содержания образовательного процесса, отражающая региональное своеобразие культуры, истории, природы региона.
Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования.
Целью реализации содержания регионального компонента образования является осуществление комплексного подхода в развитии активности дошкольников в процессе приобщения к природе, истории и культуре родного края.
Осуществление цели предполагает решение целого комплекса задач (образовательных, развивающих, воспитательных):
- Развитие у воспитанников положительного отношения к ознакомлению с родным краем и формирование понимания того, что история региона неразрывно связана с историей России;
- Формирование общих представлений о своеобразии природы родного края (растительного и животного мира), воспитание гуманного, эмоционально-ценностного и бережного отношения к ней;
- Формирование толерантного отношения к людям разных национальностей (проживающих в регионе) посредством знакомства с их культурой, традициями, обычаями;
- Расширение представлений детей о народных промыслах региона;
- Воспитание уважительного отношения к труду и бережного отношения к результатам труда людей.
Основная задача реализации регионального компонента дошкольного образования — сделать образовательный процесс более доступным и понятным для детей, адаптированным к их уровню развития и особенностям окружающей среды.
Результаты диагностики, а также беседы, разговоры с детьми показали, что дети нашей группы имеют недостаточные представления об особенностях родного края, традициях, культуре, истории. Следовательно, необходима целенаправленная работа по реализации регионального компонента.
Реализация регионального компонента в детском саду может осуществляться через следующие формы организации работы с детьми можно выделить: специально организованная образовательная деятельность, совместное творчество воспитателя с детьми, самостоятельная деятельность. Особое внимание следует уделить поддержке детской инициативы. Дети могут сами выбирать деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, благоустройство и охрана окружающей природы). А организованные занятия должны быть составлены исходя из интересов детей по данному направлению.
Воспитать в ребенке гуманное отношение к окружающему миру, любовь к родной природе, семье, дому, краю, городу, поселку, Родине можно так же путем создания в ДОУ центров краеведения, мини - музеев. Условно содержание знаний о родном крае в музее можно разделить на три основных блока: мир природы, деятельность людей и культурный облик родного края. Вариативность и содержание таких зон напрямую зависит от творчества и кругозора педагогов. Разнообразие экспонатов, выставок, центров с использованием фотографий, макетов, стендов, иллюстрационного материала, географических карт – все эти средства и материалы привлекают внимание детей, повышают их интерес к знакомству с родным краем, что позволяет успешно решить задачу по воспитанию интереса и любви детей к малой родине.
Большое значение имеет участие со стороны родителей. Можно организовывать и проводить родительские собрания, творческие гостиные, консультации по данной теме, представлять информацию на родительские стенды. Проводить конкурсы и выставки в детском саду.
При организации совместной деятельности по реализации регионального компонента большую роль играет проектная деятельность, в которую тоже необходимо привлекать родителей, что поможет детям получать информацию о родном крае не только в детском саду, но и через общение, совместный досуг со своими родителями.
Совместный проект позволяет более обширно, продуктивно, интегративно представить воспитанникам необходимый материал, способствует развитию детской инициативы и самостоятельности.
В прошлом году мы осуществили краеведческий проект «Веселый рюкзачок», который был направлен на ознакомление детей с нашим регионом, городом Ярославлем, то есть на реализацию регионального компонента. В этом году мы решили идти в этом же направлении и сейчас в нашей группе проходит проект «Наш микрорайон - Резинотехника», который тоже направлен на реализацию данного компонента. Целью проекта является расширение представлений детей о малой родине, микрорайоне. На сегодняшний день уже было проведено анкетирование родителей, которое показало, что большинство из них не дают детям достаточные знания о родном микрорайоне (Частично – 66,6%, да – 25%, нет – 8,4%). Так же многие родители отразили значимость воспитания патриотических чувств у детей, (Да – 91,6%, нет – 0%, частично - 8,4%) формирования представлений о малой родине, готовы к сотрудничеству и поддержке.
В рамках проекта родителям было предложено вместе с детьми собрать информацию о значимых местах Резинотехники, (каждая семья выбирала себе объект исследования) сфотографировать ребенка на фоне объекта, подготовить мини рефераты для дальнейшей индивидуальной презентации детьми в группе и оформления итогового продукта.
Мы уже представили воспитанникам информацию о микрорайоне через просмотр мультимедийной презентации «Наш микрорайон - Резинотехника». Дети совершили виртуальную экскурсию, прогулку по улицам Резинотехники, ознакомились со значимыми местами микрорайона. Были очень вовлечены в процесс просмотра, вспомнили, что многие места им знакомы, они там бывали, посещают кружки и секции. Также на утреннем и вечернем кругах с детьми были проведены беседы по данной теме. Ребята занимались продуктивной деятельностью. Раскрашивали специально подготовленные нами раскраски с символическим изображением объектов, элементов объектов инфраструктуры, относящимся к нашему микрорайону (завод, школа, детский сад, стадион, баня, почта…). Далее мы планируем провести индивидуальные презентации детских работ, игры, обсудить, создать и оформить итоговый продукт проекта.
Современному педагогу не только необходимо знать все то, что связано с региональным компонентом, но и уметь передать детям свои знания, открыть им глаза на богатство родного края, привить любовь и уважение к народным ценностям своего региона.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ
Из опыта работы детского сада по региональному компоненту Амурской области....
Национально-региональный компонент в системе работы педагогов ДОУ.
Край родной,То солнечный, то вьюжный,Мудростью силен и красотой-Пояс гор Уральских,Древних. Дружных-Оберег Руси моей святой! Н. Пикулева...
"Региональный компонент в системе работы педагога дошкольного учреждения"
В докладе представлен материал из опыта работы по реализации регионального компонента в ДОУ...
Мини–музей тряпичной куклы «Берегиня». Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ
В рамках реализации регионального компонента мною, был разработан проект «Народная кукла» и создание мини музея тряпичной куклы «Берегиня», который стартовал первого октя...
Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ
Материал по теме...
Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ
Наследие Екатерины -это парк , это дворец , это все Царское село.На прогулках мы люди забываем обо всем окунаемся в мир времени правления Екатерины I и Петра I....
КОНСУЛЬТАЦИЯ «Региональный компонент в системе работы педагога ДОО»
КОНСУЛЬТАЦИЯ «Региональный компонент в системе работы педагога ДОО»...