Система работы педагогов по работе с одарёнными детьми в дошкольном учреждении
методическая разработка на тему
Проблемой детской одаренности вот уже много лет занимается доктор педагогических наук А.И.Савенков. Он выделяет одаренность общую и специальную (когда человек одарен в какой-то одной сфере); актуальную (очевидную) и потенциальную.
Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей педагогов. Её основная цель – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и явно одарённых детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_odaryonnymi_detmi_2.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы педагогов по работе с одарёнными детьми
в дошкольном учреждении
(Учебно методические рекомендации)
Одаренные дети – наше достояние. Современному обществу требуется личность творчески мыслящая, способная к принятию нестандартных решений, самостоятельному пополнению знаний. Одарённый ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Развитые страны в последние десятилетия придают первостепенное значение укреплению своего интеллектуального и творческого потенциала как стратегического ресурса. Совет Европы ещё в 1994 г. принял Постановление 1248 по работе с одарёнными детьми, в котором говорится: «Ни одна страна не может себе позволить роскошь расточать таланты, а отсутствие своевременного выявления интеллектуального и другого потенциала, иначе, чем расточением человеческих ресурсов названо быть не может… Одарённым детям, должны быть, предоставлены условия образования, позволяющие в полной мере реализовать их возможности для их собственного блага и на благо всего общества».
Проблемой детской одаренности вот уже много лет занимается доктор педагогических наук А.И.Савенков. Он выделяет одаренность общую и специальную (когда человек одарен в какой-то одной сфере); актуальную (очевидную) и потенциальную.
Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей педагогов. Её основная цель – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и явно одарённых детей.
Одаренными учащимися считаются дети:
• имеющие более высокие по сравнению с большинством сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к процессу обучения;
• обладающие творческими способностями;
• обладающие доминирующей, активной познавательной потребностью;
• испытывающие радость от умственного труда;
• имеющие высокую скорость развития интеллектуальной и творческой сфер;
• обладающие глубиной и нетрадиционностью мышления.
Выделяются следующие категории одаренных детей:
1) дети с высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте);
2) дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной области.
Наиболее продуктивен педагогический путь, согласно которому одаренность на ранних возрастных этапах должна рассматриваться как некая общая универсальная способность, которая с возрастом приобретает специфические черты и предметную направленность.
Работа с одаренным ребенком, как и любая другая работа, связанная с развитием детей требует много времени, знаний и сил. Это дополнительная ответственность перед одаренным ребенком, чтобы создать условия для полноценного качественного развития его способностей, но и ответственность перед остальными детьми, чтобы не в ущерб им, не в ущерб вниманию развития их способностей проходила эта работа. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных детей составляет одно из перспективных направлений развития системы образования, одновременно являясь одним из ведущих факторов социализации личности. Необходимость создания целостной системы работы с талантливыми учащимися становится все более актуальной и очевидной, так как в основу реформирования системы образования России положен принцип приоритета личности.
Как же создать условия для развития дарования, превращения ребёнка в человека с состоявшейся творческой судьбой?
Решение данной задачи требует создания следующих психолого-педагогических условий:
1. Полноценное общение и взаимодействие взрослых с детьми, ориентированное на развитие ребёнка.
2. Развивающие педагогические технологии, ориентированные на специфику возраста:
- использование развивающих интеллект формирующих технологий,
- использование личностно-ориентированных и личностно-стратегических технологий,
- динамический подход к индивидуализации обучения,
- метод проектов,
- работу в педагогических мастерских,
- групповые формы работы,
- опережающее обучение,
- метод «детского эксперимента»,
- отдельные элементы технологии критического мышления,
- разного рода творческие задания.
3. Создание развивающего пространства, стимулирующего коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребёнка.
При этом основной задачей педагога при работе с одаренными детьми является то, что в рамках каждой непосредственно – образовательной деятельности необходимо создать условия для формирования и развития познавательной активности этих детей, развития их общих, универсальных способностей.
В МБДОУ детский сад №57 «Радуга» для работы в этом направлении созданы следующие условия:
- Предметно-развивающая среда группы;
- Дополнительные услуги;
- Взаимодействие с родителями;
- Предметно-развивающая среда детского сада;
- Взаимодействие с социумом.
Предметно-развивающая среда группы:
Построение предметно-развивающей среды во всех группах нашего детского сада отвечает возрастным особенностям детей. Для детей трёх лет важно пространство для активных игр, катания, лазанья; для детей четырёх лет создан широкий спектр предметов для сюжетно-ролевых игр — короны, плащи, атрибуты деятельности взрослых, предметы с выраженными функциональными особенностями. В старших и подготовительных группах с детьми организуются такие сюжетно-ролевые игры, например, «Школа», «Семья», «Салон красоты», «Интернет кафе», «Супермаркет», «Центр здоровья», «Путешествие», «Служба спасения», которые помогают развивать у детей социальный опыт, формировать познавательную активность, коммуникативные навыки и раскрыть свои неповторимые индивидуальные личностные качества.
Игра – ведущий вид деятельности, поэтому она позволяет удовлетворять многие потребности ребенка – в общении, выплеску накопившейся энергии, развлечении. Игра в её качественном многообразии осваивается детьми на каждом возрастном этапе: развивающая, сюжетно-ролевая, игра с правилами. Посредством сюжетно-ролевой игры ребёнок учиться воспроизводить и отражать в сюжете взаимоотношения людей. Предварительно планируя ход игры, обсудив со сверстниками сюжетную линию. Так, например, дети подготовительной группы активно проявляют интерес к обучению, играя в «Школу».
Мы считаем, что включение игр в обучение детей, несомненно, повышает их эффективность, так как игра:
создаёт позитивный эмоциональный фон, который способствует эффективному усвоению детьми материала;
непосредственно влияет на интеллектуальную и коммуникативную активность ребёнка;
способствует раскрепощению ребёнка, стимулирует к поиску творческих решений.
Предметно-развивающая среда детского сада – способствует познанию окружающего мира.
Развивающая среда, на наш взгляд, должна включать в себя следующие компоненты:
игрушки и игровые пособия для развития сенсомоторных функций, формирования полноценного сенсорного восприятия (материалы для развития слухового, зрительного, тактильного ощущения);
игрушки для выработки моторных навыков, ловкости (мелкие мозаики, нанизывание бусинок, верёвочек, плетений, передвижение различных предметов по разнообразным лабиринтам);
оборудование для занятий музыкой и ритмикой;
конструктивное творчество и оборудование для рисования, лепки, шитья и вязания;
психотерапевтические материалы (специальные средства, имитирующие окружающую среду, предметы-заменители).
оборудование для физических занятий.
Сенсорная комната, которая оснащена необходимым оборудованием и материалом, для проведения коррекционно-развивающих занятий с педагогом-психологом, способствующих формированию нравственных общечеловеческих ценностей, коммуникативных навыков; развитию умения детей общаться, устанавливать дружеские отношения с другими детьми, тем самым разрешать конфликтные ситуации; осознанию ребёнком самого себя, своего поведения с точки зрения тех правил и норм, которые он усвоил; понимания эмоционального состояния других людей; развития личностного самовыражения через эмоциональную сферу ребёнка и творческих способностей дошкольников в различных видах детской деятельности, развитие познавательной и эмоциональной сферы, а также развитию потребности личностного роста детей.
Музей краеведения.
Музыкальный зал.
Физкультурный зал.
Бассейн.
Взаимодействие с родителями – через различные нетрадиционные формы работы с родителями оказываем помощь в развитии у детей, каких либо талантов, способностей. Консультируем их и даём рекомендации как лучше это сделать. Проводим собрания в клубе, отвечая на волнующие родителей вопросы по поводу воспитания своих детей, викторины, «Круглый стол».
Взаимодействие с социумом – позволяют показать достижения наших воспитанников, через их участие в конкурсах различного уровня.
Ежегодно проводятся диагностические мероприятия, на которых выявляются несколько человек с высоким уровнем успешности усвоения программы.
В итоге хочется сказать, для того, чтобы потенциал одаренного ребенка раскрылся полностью, необходимо вести планомерную, ежедневную, кропотливую индивидуальную работу.
Список литературы
1. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов, родителей. М.: 2001.
2. Савенков А.И. Одарённые дети: особенности психического развития. М.: - 2006.
3. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы. М — 1993.
4. Справочник дошкольного психолога/Г.А. Широкова. - Изд. 6-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 382, [1] с.
5. «Я, ты, мы». Программа социально-эмоционального развития дошкольников/Сост.: О.Л. Князева. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 168с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система методической работы с педагогами по вопросам развития речи детей в дошкольном учреждении компенсирующего вида
Представленный материал содержит описание основных направлений , форм методической работы с педагогами ДОУ по вопросам развития речи детей дошкольного возраста. Приведены примеры возможных задач годов...
Педагогический совет – деловая игра по теме «Формы работы с одарёнными детьми в образовательном учреждении».
Осмысление участниками принципов работы с одарёнными детьми, выявить педагогические основы и эффективные методы развития одаренных детей, грамотное построение выбора форм и методов в...
Педагогический совет «Формы работы с одарёнными детьми в образовательном учреждении»
laquo;Одаренность человека-это маленький росточек,едва проклюнувшийся из земли и требующий к себеогромного внимания. Необходимо холить и лелеять,ухаживать за ним, сделать его благороднее,чтобы он выр...
Педагогический совет №2 ««Формы работы с одарёнными детьми в образовательном учреждении»»
laquo;Одаренность человека-это маленький росточек,едва проклюнувшийся из земли и требующий к себеогромного внимания. Необходимо холить и лелеять,ухаживать за ним, сделать его благороднее,чтобы он выр...
Система коррекционной работы с агрессивными детьми в дошкольном учреждении.
Агрессия — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленные и неодушевленным), прин...
Комплекс "Тимокко" в работе педагога-психолога ДОО с гиперактивными детьми старшего дошкольного возраста.
С очень высокой точностью, с помощью веб-камеры и двух ярких шариков-перчаток программное обеспечение комплексов предоставляет возможности для проведения развивающих занятий со здоровыми детьми и корр...
Мастер- класс для педагогов по работе с интерактивной доской «Использование интерактивной доски в дошкольном учреждении»
Мастер- класс для педагогов по работе с интерактивной доской «Использование интерактивной доски в дошкольном учреждении»...