Рабочая образовательная программа по физической культуре "Степ - аэробика для дошкольников"
рабочая программа (средняя, старшая, подготовительная группа)

Редькина Марина Юрьевна

Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является разностороннее развитие ребенка. Одна из задач дошкольного образования на современном этапе – создание максимально благоприятных условий для укрепления здоровья, гармоничного физического развития ребенка. Представление дополнительных образовательных услуг является неотъемлемой частью деятельности современного дошкольного образовательного учреждения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_stepu.docx41.48 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ    УЧРЕЖДЕНИЕ                                      ДЕТСКИЙ САД ПРИСМОТРА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ № 41 «ЗВЕЗДОЧКА»  

ГОРОДА ЮЖНО- САХАЛИНСКА

693000, город Южно - Сахалинск, ул. Пограничная, 22- а, тел.(22-34-42)

СОГЛАСОВАНО                                                                                                                    УТВЕРЖДАЮ

Заместитель заведующего по ВМР                                                                    Заведующий МБДОУ

Лалетина Т.И. _________________                                                                      Кон О.А.____________

                                                                                                                                       Протокол заседания

                                                                                                                                       Педагогического совета №

                                                                                                                                       от «___»_________2017г.

АВТОРСКАЯ                                                                                                                 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА                                                 ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

«Степ – аэробика для дошкольников»

Разработала:

воспитатель

высшей категории

Редькина М.Ю.

г. Южно – Сахалинск

2017г.

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Пояснительная записка.

2. Цель и задачи программы.

3. Принципы и подходы по формированию программы.

4. Ожидаемые результаты.

5. Содержание и реализация программы.

6. Перспективное планирование занятий по степ – аэробике.

7. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы.

8. Литература.

9. Приложение.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:

       Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является разностороннее развитие ребенка. Одна из задач дошкольного образования на современном этапе – создание максимально благоприятных условий для укрепления здоровья, гармоничного физического развития ребенка. Представление дополнительных образовательных услуг является неотъемлемой частью деятельности современного дошкольного образовательного учреждения. Дополнительные образовательные услуги физкультурно – оздоровительного направления не заменяют, а расширяют и обогащают программу ДОУ по физическому воспитанию, что благоприятно отражается на воспитательно – образовательном процессе в целом.

      В настоящее время детские сады посещает много детей с ослабленным здоровьем, часто болеющие. В основном это заболевания органов дыхания, сердечно – сосудистые, нарушение осанки и плоскостопие. Все это заставляет педагогов быть в постоянном поиске новых современных технологий по сохранению и укреплению здоровья дошкольников. Этому способствуют занятия со степ -  платформой, т.к. упражнения на ней формируют у дошкольников осанку, укрепляют и развивают сердечно – сосудистую, дыхательную и костно – мышечную системы. Область применения степа довольно широка – это и индивидуальная работа, и самостоятельная двигательная деятельность, и занятия по физической культуре.

     Для разработки программы по дополнительному образованию физкультурно – оздоровительной направленности «Степ - аэробика» послужила заинтересованность родителей при показе упражнений степ – аэробики на родительском собрании. Кроме этого, было проведено анкетирование родителей по вопросам дополнительных услуг в ДОУ.    

        Рабочая программа разработана с учетом методических рекомендаций по физическому воспитанию дошкольников на основании Программы воспитания и обучения в детском саду (под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2005), которая в соответствии с современными задачами дошкольного образования предусматривает всестороннее развитие ребенка на основе его возрастных возможностей и индивидуальных способностей, с использованием технологии «Степ-аэробика для дошкольников»    Ирины Кузиной,  «Са-Фи-Дансе»: Танцевально – игровая гимнастика для детей. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г.     

Реализация программы по степ – аэробике проходит через кружок «Олимпийские резервы» для детей старшего дошкольного возраста.

       Степ – аэробика – это ритмичные движения вверх, вниз по специальной доске (платформе). Степ – аэробика развивает подвижность в суставах, формирует свод стопы, тренирует равновесие.  Аэробика — это система физических упражнений, энергообеспечение которых осуществляется за счет использования кислорода. Для достижения эффекта продолжительность выполнения этих упражнений должна составлять не менее 20—30 минут. Занятия аэробикой доставляют малышам большое удовольствие. Для того чтобы сделать их еще более интересными и насыщенными придумали индивидуальный снаряд. Степ — это ступенька высотой не более 8 см, шириной 25 см, длиной 40 см, легкая. Снаряд очень полезен в работе с детьми.

Первый плюс — это огромный интерес детей к занятиям степ-аэробикой, не иссякающий на протяжении всего учебного года.

Второй плюс — у детей формируется устойчивое равновесие, потому что они занимаются на уменьшенной площади опоры.

Третий плюс — это развитие у ребенка уверенности, ориентировки в пространстве, общей выносливости, совершенствование точности движений.

Четвертый плюс — воспитание физических качеств: ловкости, быстроты, силы и др.

Но самое главное достоинство степ - аэробики — ее оздоровительный эффект. 

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: укрепление здоровья детей, повышение сопротивляемости организма; создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

ЗАДАЧИ:

I. Укрепление здоровья:

   1. Развивать и укреплять костно - мышечную систему организма дошкольника.

   2. Формировать правильную осанку, стопу.

   3. Стимулировать работу сердечно-сосудистой, дыхательной систем организма.

   4. Приобщать к здоровому образу жизни.

II. Развитие двигательных качеств и умений:

   1. Развивать точность и координацию движений;

   2. Развивать гибкость, пластичность;

   3. Воспитывать выносливость;

   4. Развивать умение ориентироваться в пространстве;

   5. Обогащать двигательный опыт ребенка.

III. Развитие музыкальности:

   1. Развивать способность слушать и чувствовать музыку;

   2. Развивать чувство ритма;

   3. Развивать музыкальную память.

IV. Развитие психических процессов:

   1. Развивать восприятие, внимание, волю, память, мышление;

   2. Тренировать подвижность и гибкость нервных процессов.

V. Воспитание нравственно-коммуникативных качеств личности:

   1. Воспитывать активность, инициативность, самостоятельность, настойчивость;

   2. Воспитывать способность к сопереживанию, взаимопомощи, взаимоподдержке.

ЗНАЧЕНИЕ СТЕП - АЭРОБИКИ:

-стойкий интерес к занятиям физической культуры;

-развитие уверенности ориентировки в пространстве;

-развитие общей выносливости;

-совершенствование точности движений;

-развитие физических качеств: ловкости, быстроты, силы, ловкости, гибкости, пластичности;

-эффективность физической нагрузки.

ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

∙​ Принцип индивидуальности -  контроль за общим состоянием ребенка, за дозировкой упражнений;

∙​ Принцип систематичности – подбор специальных упражнений и последовательность их поведения;

∙​ Принцип длительности – применение физических упражнений, способствующих восстановлению нарушений функций возможно лишь при условии длительного и упорного повторения упражнений;

∙​ Принцип умеренности – продолжительность занятий 25-30 мин. В сочетании дробной физической нагрузкой;

∙​ Принцип цикличности – чередование физической нагрузки с отдыхом, с упражнениями на расслабление.

∙​ Принцип интеграции.

НОВИЗНА:

     Разработана обоснованная эффективная методика работы с дошкольниками на степ – доске для развития чувства ритма, координационных способностей, физических качеств.

График учебного времени:

Группа

Продолжительность занятия

Периодичность

Количество часов в неделю

Количество часов в год

старшая

20-25 минут

1 раз в неделю

25 минут

12ч.30мин.

подготовительная

25-30 минут

1 раз в неделю

30 минут

15ч.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

- Укрепление здоровья детей.

- Пропаганда здорового образа жизни.

- Приобщение семьи к физкультуре и спорту.

- Выработка стереотипа правильной осанки.

- Заинтересованность родителей в коррекции осанки детей.

- Применение знаний в повседневной жизни.

ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ ПО СТЕП – АЭРОБИКИ:

Раздел «Игроритмика» является основой для развития чувства ритма, двигательных способностей занимающихся, умения правильно выполнять движения под музыку, согласно ее характеру, темпу, ритму. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания, игры.

Раздел «Строевые упражнения» служит основой для освоения ребенком различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков, необходимых при дальнейшей работе по программе. В раздел входят построения, перестроения, повороты, передвижения, бег.

Раздел «Танцевальные шаги» направлен на формирование у занимающихся танцевальных движений. В раздел входят танцевальные шаги, ритмические движения, музыкально – ритмические композиции, образно – подражательные движения, танцевальные этюды.

Раздел «Акробатические упражнения» основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости.  Здесь используются упражнения, элементы гимнастических упражнений, стретчинга, выполняемые в игровой сюжетной форме.  Использование данных упражнений дают ребенку возможность вволю покричать, погримасничать, свободно выразить свои эмоции.

Раздел «Дыхательная гимнастика» в программе служит для расслабления мышц, на восстановление организма, дыхания после нагрузки. В раздел входят упражнения дыхательной гимнастики

Раздел «Игровой самомассаж» является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

Раздел

Количество занятий

Количество часов

5-6 лет

Старшая группа

6-7 лет

Подготовительная группа

5-6 лет

Старшая группа

6-7 лет

Подготовительная группа

«Игроритмика»

5

4

2ч.05 мин.

3ч.

«Строевые упражнения»

5

4

2ч.05 мин.

3ч.

«Танцевальные шаги»

9

7

3ч.45 мин.

5ч.

«Акробатические упражнения»

8

7

3ч.20 мин.

3ч.

«Дыхательная гимнастика»

2

2

50 мин.

1ч.

«Игровой самомассаж»

2

2

50 мин.

1ч.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ:

Части занятия

Длительность

Количество упражнений

Преимущественная направленность упражнений

5-6лет

6-7лет

5-6лет

6-7лет

1.Вводная:

строевые упражнения;

игроритмика.

3 мин.

4 мин.

6

8

​ на осанку,

​ типы ходьбы,

​ движения рук, хлопки в такт.

2.Основная:

танцевальные шаги; акробатические упражнения;

20 мин.

12 мин.

8 мин.

24 мин.

15 мин.

9 мин.

7

9

​ для мышц шеи,

​ для мышц плечевого пояса,

​ для мышц туловища,

​ для ног,

​ для развития мышц силы,

​ для развития гибкости,

​ для развития ритма, такта.

3.Заключительная:

самомассаж; дыхательные упражнения.

2 мин.

1 мин.

1 мин.

2 мин.

1 мин.

1 мин.

2

2

 массаж рук,

​ на дыхание,

​ расслабление.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Барабаш Т. Речедвигательная гимнастика «Шаг к слову» с использованием степов. Справочник старшего воспитателя ДОУ, 2011, №12.

2. Бекина С.И. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет. – М., 1983.

3. Белова Т. Использование степа в оздоровительной работе с детьми. Справочник старшего воспитателя ДОУ, 2009, №7.

4. Белостоцкая Е.Н., Виноградова Т.Ф, Теличи В.И. Гигиенические основы воспитания детей от 3-х до 7 лет: В кн. для работников дошкольных учреждений. – М.,1987.

5. Веракса Н.Е.,  Комарова Т.С., Васильева М. А. От рождения до школы. «Мозаика-Синтез», 2013.

6. Гусева Т.А. Вырастай – ка! Гармоническая, спортивная, игровая гимнастика. -Тобольск., 2004.

7. Кечеджиева Л.Д., Ванкова М.И. Обучение детей художественной гимнастике. -    М., 1995.

8. Конорова Е.В. Ритмика. – М.,1987.

9. Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике. – М., 1982.

10. Кузина И. «Степ – аэробика для дошкольников». Дошкольное образование, 2008, №5.

11. Кузина И. «Степ – аэробика не просто мода», Обруч, 2005,  №1.

12. Нестерюк Т.В. Гимнастика маленьких волшебников. – «ДТД», 1993.

13. Павшик О. Правильные скамейки. Обруч, 2007, №5.

14. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет. – М., 1988.

15.  Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 6-7 лет. – М., 1988.

16. Семенова Л.И., Ильина Л.Ю., Рожкова Н.В. Ритмическая гимнастика в детском саду., ПиПФК, - 1995.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЗАНЯТИЯХ СТЕП-АЭРОБИКОЙ:

- держать плечи развернутыми, грудь вперед, ягодицы напряженными, колени расслабленными;

- избегать перенапряжения в коленных суставах;

- избегать излишнего прогиба спины;

- не делать наклон вперед от бедра, наклоняться всем телом;

- при подъеме или опускании со степ - доски всегда использовать безопасный метод подъема;

- стоя лицом к степ - доски, подниматься, работая ногами, но не спиной;

- держать степ-платформу близко к телу при ее переносе.      

Основные правила техники выполнения степ-тренировки:

- выполнять шаги в центр степ - доски;

- ставить на степ-платформу всю подошву ступни при подъеме, а спускаясь, ставить ногу с носка на пятку, прежде чем сделать следующий шаг;

- опускаясь со степ - доски, оставаться стоять достаточно близко к ней, не отступать больше, чем на длину ступни от степ – доски;

- не начинать обучение детей работе рук, пока они не овладеют в совершенстве, движениями ног, и не подниматься и не опускаться со степ - доски, стоя к ней спиной;

- делать шаг с легкостью, не ударять по степ - доске ногами.

Основные этапы обучения степ – аэробики:

- обучение простым шагам;

- при овладении в совершенстве движениями ног, обучать работе рук;

- после освоения медленного темпа, переходить на быстрый темп.

Основные элементы упражнений в степ – аэробики:

Базовый шаг. Шагом правой ноги на платформу, приставить левую, шагом правой сойти с платформы, и.п. Выполняется на 4 счета то же с левой ноги.

Шаги – ноги вместе, ноги врозь. Из и.п. - стойка ноги врозь по сторонам платформы (вдоль), шаг правой на платформу, приставить левую, одновременно выпрямляя ноги, поочередно шагом правой, левой сойти с платформы. Движение выполняется на 4 счета.

Шаг через платформу. Из и.п. – стойка ноги вместе боком к платформе. Шагом левой в сторону встать на платформу, приставить правую, шагом левой сойти с платформы (по другую сторону), приставить правую на полупальцы к левой.

Шаги – ноги вместе, ноги врозь. (и.п. стойка ноги врозь; стоя на платформе ноги вместе) И.п. может быть лицом к степу, боком, с левой или правой стороны, а также позади. Все вышеперечисленные позиции обычно варьируются для того, чтобы упражнения задействовали как можно больше групп мышц и при этом не были бы монотонными.

     Сначала разучивают шаги на степ, потом добавляют движения руками. Все упражнения должны выполняться в одну и другую сторону (для гармоничного развития обеих частей тела). Нагрузку нужно повышать постепенно, увеличивая темп музыкального сопровождения, усложняя комплексы, сокращая паузы для отдыха. Выполнение упражнений возможны в различных построениях: в шахматном порядке, по кругу, по периметру зала и др..

СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ДОСТИЖЕНИЯ ДЕТЬМИ

ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОГРАММЫ:

Интегративные качества

Динамика формирования интегративных качеств

1. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.

Антропометрические показатели в норме или отмечается их положительная динамика. Отсутствие частой заболеваемости. Владеет соответствующими возрасту основными видами движениями. Сформирована потребность в двигательной активности: проявляет положительные эмоции при физической активности. Проявляет интерес к участию в совместных играх и физических упражнениях. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры.

2. Любознательный, активный.

Любит слушать новые стихотворения, загадки, потешки, участвует в обсуждениях. Участвуют в разговорах. Активен при создании индивидуальных и коллективных танцевальных композиций. Интересуется предметами ближайшего окружения, их назначением, свойствами.

3. Эмоционально отзывчивый.

Умеет проявлять доброжелательность, доброту, дружелюбие по отношению к окружающим. Слушая новые рассказы, стихи, следит за развитием действия, сопереживает персонажам историй, рассказов, пытается с выражением читать наизусть потешки и небольшие стихотворения. Проявляет эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения испытывает чувство радости.

4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Проявляет заинтересованность в общении со взрослыми и сверстниками. В случае затруднения обращается к взрослому за помощью. Охотно демонстрирует взрослым и сверстникам результаты своей практической деятельности .

5. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.

Способен самостоятельно выполнить элементарные поручение (убрать инвентарь, разложить материалы к занятиям). Умеет занимать себя игрой, организовать игру. Способен ставить простые цели и при поддержке и помощи взрослого реализовывать их в процессе деятельности.

6. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.

Умеет выполнять пошагово инструкцию взрослого.

Начинает овладевать умением слушать взрослого и выполнять его инструкцию. Способен самостоятельно выполнять элементарные поручения, преодолевать небольшие трудности. В случае проблемной ситуации обращаться за помощью. Испытывает положительные эмоции от правильно решенных познавательных задач и продуктивной (конструктивной) деятельности.

7. Овладевший необходимыми умениями и навыками.

У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая образовательная программа по физической культуре.

Рабочаяобразовательная программапо физической культуре....

Дополнительная образовательная программа по физической культуре «Степ-аэробика для дошкольников»

По степени влияния на детский организм все виды оздоровительной физической культуры (в зависимости от структуры движений) можно разделить на две большие группы: упражнения циклического и ациклического...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации вариативной части основной образовательной программы в рамках нравственно-патриотического воспитания дошкольников «С чего начинается Родина?»

В соответствии с ФГОС ДО реализуется основная образовательная программа дошкольного образования в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Новозоринская средняя общеобразовательна...

«Использование современных образовательных программ для физического развития дошкольников на примере Программы физического развития детей Токаевой Т. Э. Будь здоров дошкольник»

Сообщение-обсуждение: «Использование современных образовательных программ для физического развития дошкольников на примере Программы физического развития детей Токаевой Т. Э. Будь здоров до...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ГРУПП ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОТ 3 ЛЕТ ДО ПРЕКРАЩЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД

Целью Программы является: приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как ...

Рабочая образовательная программа по физической культуре.

Рабочая образовательная программа по физической культуре.Составила: инструктор по физической культуре МАДОУ д/с№9 "Росинка" Вологдина Евгения Сергеевна....

Рабочая образовательная программа по образовательной области "Физическое развитие" на 2022 - 2023 учебный год

Рабочая образовательная программа по образовательной области "Физическое развитие" на 2022 - 2023 уч. год...