Поэтапное включение детей с РАС в дошкольную среду через развитие социальных и коммуникативных навыков.
статья
Статья посвящена актуальному на сегодняшний день вопросу инклюзивного образования «особых детей», целью которого является обеспечение равных возможностей для современного качественного образования и позитивной социализации ребенка с расстройствами аутистического спектра. Автором выделены проблемы, предложены пути поэтапного включения ребенка с РАС в дошкольную среду на примере конкретного образовательного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья посвящена актуальному на сегодняшний день вопросу инклюзивного образования | 16.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Поэтапное включение детей с РАС в дошкольную среду через развитие социальных и коммуникативных навыков.
Мантурова Татьяна Игоревна
Заведующий МБДОУ № 215
Лашхиа Лидия Александровна
Учитель-логопед
Статья посвящена актуальному на сегодняшний день вопросу инклюзивного образования «особых детей», целью которого является обеспечение равных возможностей для современного качественного образования и позитивной социализации ребенка с расстройствами аутистического спектра. Автором выделены проблемы, предложены пути поэтапного включения ребенка с РАС в дошкольную среду на примере конкретного образовательного учреждения.
Однажды к нам в детский сад привели симпатичного маленького мальчика. Он ни с кем не разговаривал, не реагировал на просьбы, совсем не интересовался окружающим его миром. О том, чтобы он садился за стол и занимался вместе со всеми детьми, не было даже речи. Это сейчас мы легко распознали бы в этих признаках аутизм, а тогда мы были в растерянности. Все известные нам методы и приемы не работали. Множество вопросов остро встало перед нами. Что делать? Как понять ребенка? Чему и как его учить? С чего начать?
Мы столкнулись с тем, что совершенно не компетентны в работе с этой категорией детей. И максимум, что мы могли обеспечить данному ребенку – это присмотр и уход. А это прямое нарушение Российского законодательства и политики муниципального образования.
И вот начался поиск, были проанализированы возможности учреждения, был подобран и обучен контингент педагогов. Консультативную помощь оказали специалисты коррекционно-развивающего центра для детей с аутизмом «Аврора»; педагоги посетили обучающие семинары и конференции, изучили множество статей, публикаций, книг.
Детям с аутизмом важно, чтобы в их жизни было как можно меньше неожиданностей, поэтому включение ребенка с РАС должно быть поэтапным. Необходимо заранее познакомиться с ребенком, показать кабинет, группу, площадку, когда там нет других детей. Педагогами составляются «Социальные истории», «Визуальные подсказки» помогают ребенку ориентироваться в группе, режиме дня, приобретать необходимые навыки. Использование метода «Пятибальная шкала» помогает регулировать эмоции ребенка. Для того, чтобы отследить, как ребенок осваивает навыки, педагогами заполняются специальные таблицы. В зависимости от того как формируется навык, специалистом либо снижается либо повышается интенсивность подсказки и поощрения. С помощью таблиц мы отслеживаем частоту нежелательного поведения ребенка, для того чтобы понять эффективно ли наше воздействие, если нет то происходит корректировка методов и приемов в работе с ребенком.
Для облегчения запоминания имен окружающих взрослых и детей, нами используются альбомы с фотографиями и подписанными именами, ребенок рассматривает их дома, заучивает имена педагогов и сверстников еще до прихода в группу.
Поэтапное включение во взаимодействие со сверстниками, мы начинали с общения с одним ребенком. В последствии данный ребенок стал маленьким тьютером для ребенка с расстройствами аутистического спектра. Он стал брать на себя роль помощника. Очень многому научили ребенка в спектре аутизма именно его сверстники: умываться, одеваться, играть. А он в свою очередь, научил их толерантности.
Дети с РАС обладают ограниченными игровыми навыками, почти не проявляют интерес к игре со сверстниками, а если и проявляют, то часто делают это в неприемлемой форме.
Был период, когда на прогулке наш воспитанник подбегал к кому-нибудь из ребят, снимал с него шапку и убегал. Дети сердились на него, но он повторял это вновь и вновь. Нужно было понять, что хотел сказать ребенок своим поведением. Объяснив другим детям, что он хочет поиграть в догонялки, мы научили его заменять действие на просьбу "Давай побегаем" или «Догони меня». Ребенок, увидев положительную реакцию сверстников на свое поведение, больше шапку не снимал, а приглашал к игре словами.
Коррекционная работа с ребенком с РАС подразумевает совместную работу логопеда, психолога, тьютера, воспитателей, а также активное взаимодействие с родителями. На базе ДОО функционирует клуб «Мы рядом, мы вместе». Цель клуба: Социальная поддержка семьи ребенка с РАС, помощь в решении психологических, медицинских, педагогических, социальных, правовых проблем семьи в условиях семейного воспитания, помощь в создании в семье условий для социализации ребенка.
Первоначально наша задача была найти и научиться применять эффективные инструменты и методы работы с детьми с расстройствами аутистического спектра. Но мы убедились, что немаловажно вдохновить педагогов, родителей, чтобы они поняли, какое профессиональное удовлетворение можно получить от результатов работы с этой категорией детей. Самое сложное понять, принять, полюбить такого ребенка. И преодолеть вместе с ними все сложности. Когда ребенок с особенностями развития начинает делать то, чего раньше не мог - Это для нас огромная радость. Теперь мы достаточно знаем об аутизме, чтобы понимать, что, хотя ребенок в спектре аутизма может не усваивать социальные навыки естественным образом, его можно целенаправленно обучать этим навыкам. Вот это результат!!!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развивающая предметно-пространственная среда в развитии социально-коммуникативных навыков детей раннего возраста
В презентации раскрыты принципы организации развивающей предметно-пространственной среды для развития социально-коммуникативных навыков детей раннего возраста на примере первой младшей группы, предста...
Музей и стандарт дошкольного образования в развитии социальных и коммуникативных навыков дошкольников
Данный материал был представлен на Педагогических чтениях "Современное дошкольное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования: новые перспективы", организованный Городским методичес...
Музей и стандарт дошкольного образования в развитии социальных и коммуникативных навыков дошкольников
Музей – это смесь искусства и истории, филологии и басни, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знания. Ф. Дзери...
Проект «Через сказку в жизнь» (развитие у детей среднего дошкольного возраста психо-эмоциональных, социальных и коммуникативных навыков, посредством сказок»
Проект для средней группы...
Организация игр с правилами в старшем дошкольном возрасте для развития социально-коммуникативных навыков
Организация игр с правилами в старшем дошкольном возрасте для развития социально-коммуникативных навыков...
Педагогический проект «Развитие речевых и коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством русской народной сказки «Заюшкина избушка» через театрализованную деятельность»
Цель проекта:способствовать развитию познавательной активности, творческих способностей и формирование эмоционального отношения к сказочным образам через русскую народную сказку «Заюшкина избушк...
«Социально-коммуникативное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста через формирование этических норм поведения и культуры»
Методитическая разработка "Социально-коммуиникативное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста через формирование энтических норм поведения и культуры"...