Мой конспект.
материал
Предварительный просмотр:
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Воздух – невидимка».
Конспект разработан и составлен
воспитателем старшей группы № 1
МДОУ «Детский сад № 25 «Маячок»
Фрунзенского района города Саратова
Николаевой Оксаной Витальевной
Саратов 2015 г.
Цель:
- формировать представление о воздухе, его свойствах (бесцветный, не имеет запаха, легче воды, движется); о роли в жизни живых существ.
Задачи:
Образовательные:
- расширить представления детей о воздухе; с помощью экспериментов продемонстрировать такие его свойства, как отсутствие цвета и формы, легкость, способность двигаться, заполнять пустые пространства и создавать ветер.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес, мыслительную активность, логическое мышление, внимание, память, умение делать выводы;
- активизировать речь детей.
Воспитательные:
- воспитывать позитивное отношение к неживой природе; желание исследовать её всеми доступными способами.
Материалы и оборудование: веера из бумаги на каждого ребенка; тарелка, кусочки лимона, чеснок, кусок мыла; пустой стакан и прозрачная емкость с водой; стакан с водой на каждого; трубочки для коктейля;
Предварительная работа: беседа «Живая и не живая природа»; рассматривание иллюстраций в энциклопедии; наблюдения на прогулке за ветром.
Ход:
– Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте все дружно с ними поздороваемся (дети здороваются). Посмотри все как много у нас в группе разных игровых центров. Это и библиотека, и больничка, и парикмахерская, и магазин. И сегодня в нашей группе праздник, у нас открытие нового игрового центра – это центр экспериментирования (подвести детей к игровому центру и снять с него занавес).
– Посмотрите, как много здесь всего интересного, нового (дать детям рассмотреть игровой центр и предметы, которые находятся в этом центре). Со всеми этими предметами мы с вами будем постепенно знакомиться. Повторите, как называется этот центр? Правильно, ребята, это центр экспериментирования или по-другому научная лаборатория.
– Давайте вспомним, чем занимаются в лабораториях (ответы детей: экспериментируют, проводят различные опыты).
– А вы знаете, как называют людей, которые делают опыты? Их называют исследователями. Хотите побывать в роли исследователей? (да).
– Уважаемые исследователи! Я приглашаю вас в путешествие по дороге, которая ведёт к открытиям. В нашей лаборатории есть всё необходимое для этого. А сейчас внимательно послушайте загадку. Если разгадаете, то узнаете, о чем мы сегодня будем говорить.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но не видим он для нас.
(Воздух)
– Правильно, ребята, это воздух. И сегодня мы с вами поговорим о воздухе.
Что же такое воздух? (ответы детей)
– Воздух – это то, чем мы дышим. Без воздуха жить нельзя. Я знаю, что человек без еды может прожить 5 недель, без воды 5 дней, а без воздуха не больше 5 минут. Мы с вами дышим постоянно, даже во сне, не замечая этого. А кто ещё дышит кроме человека? (ответы детей). Верно, растения и животные тоже дышат, им необходим воздух, как и людям.
– Давайте положим руку на грудную клетку, сделайте вдох. Что происходит? (грудная клетка поднялась). Что в это время происходит с легкими? (они наполняются воздухом).
– А при выдохе, что происходит с грудной клеткой? (она опускается). А что происходит с нашими легкими? (из них выходит воздух).
– Делаем вывод: при вдохе легкие расширяются, наполняясь воздухом, а при выдохе сжимаются.
– Сейчас мы с вами отправимся в нашу лабораторию, где будем проводить опыты с воздухом. Но прежде, чем отправиться в лабораторию, давайте я напомню правила поведения.
– В лаборатории нельзя шуметь, перебивать друг друга. А еще вы должны быть внимательными, аккуратными и спокойными. Прошу пройти в нашу лабораторию и занять свои места.
– Ребята, скажите, вы видите воздух вокруг нас? (Нет, не видим.)
– Раз мы его не видим, значит, он какой? (ответы детей: невидимый, прозрачный, бесцветный).
– Мы его не видим, но знаем точно, что воздух все-таки есть.
– А как мы узнаем, есть ли воздух вокруг нас? (ответы детей: мы должны его почувствовать).
Опыт № 1 «Движение воздуха».
– Давайте с вами подуем на ладошку, что мы чувствуем? (холод). Возьмите в руки веер и помашите веером, а потом друг на друга. Что вы чувствуете?
Дети: В лицо дует ветерок.
– Делаем вывод: Воздух движется, получается ветер.
– А как вы, думаете, воздух пахнет? Понюхайте (дети: нет).
– Сам воздух не имеет запаха, но зато может переносить запахи. Например, по запаху из кухни мы можем узнать, какое блюдо нам приготовили.
Опыт №2 «Узнай по запаху».
Детям предлагается с закрытыми глазами отгадать запах (лимона, чеснока, куска мыла)
– Что вы чувствовали?
– Вы чувствовали запах того вещества, которое я вам давала понюхать. Имеет ли свой запах воздух? (нет).
– Посмотрите, ребята, у меня в руке стакан, как вы думаете, что внутри этого стакана? (ответы детей: стакан пуст).
– Вы уверенны, что в нем ни чего нет? Смотрите внимательно!
Опыт № 3 «Сухой из воды».
– Берем пустой стакан, переворачиваем стакан вверх дном и медленно опускаем его в воду. Обратите внимание, что стаканчик нужно держать ровно. Что вы видите? Попадает, ли вода в стакан? (нет).
– Вытаскиваем. Посмотрите, снаружи стакан мокрый, а внутри? (воспитатель предлагает детям потрогать стакан внутри).
– Ребята, почему вода не попала в стакан? Какой можно сделать вывод? Правильно, в стакане находится воздух, он не пускает туда воду.
– А теперь, попробуем опустить наш стакан в воду, но держать его будем немного наклонив. Смотрите внимательно, что появилось в воде? Мы наблюдаем пузырьки воздуха. Какой можно сделать вывод?
Вывод: При опускании стакана в воду, она постепенно вытесняет из него воздух, занимая его место.
– Ребята, у вас на столах трубочки в них есть отверстия. Подуйте на свою ладошку. Что, вы почувствовали? (ветерок).
– Откуда он появился? (выдохнули воздух).
Опыт № 4 «Воздух легче воды».
– Воздух можно не только почувствовать, но и увидеть. Для этого подуем в трубочку, конец которой опустим в воду. Что вы увидели? (пузырьки).
– Откуда они появились? Это из трубочки выходит воздух, он легкий, поднимается через водичку вверх.
Делаем вывод: «Воздух легче воды».
– Ребята, давайте вспомним, для чего нам необходим воздух? (для дыхания). Мы его не видим, но знаем точно, что воздух все-таки есть! Чтобы воздух увидеть его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух. (да).
Тогда подойдите все ко мне и посмотрите, как я буду ловить воздух.
Опыт № 5 «Как поймать воздух».
– Смотрите, у меня в руках полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нем? (дети: он пуст).
– Теперь я набираю в пакет воздух и закручиваю его. Пакет полон воздуха и он похож на подушку. Воздух занял свое место в пакете. Закрутим пакет. Теперь я возьму зубочистку и осторожно проколю мешочек. Поднесите руку к пакету, что вы чувствуете? (дети: из мешочка выходит воздух).
– Давайте сделаем вывод: воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.
– Молодцы ребята! Вы очень хорошо работали, много узнали нового, и надеюсь, много запомнили.
Рефлексия.
Давайте вспомним, о чем мы говорили на занятии.
1. Воздух не имеет цвета.
2. Воздух легче воды.
3. Воздух не имеет запаха.
4. Воздух движется.
5. Мы дышим воздухом.
– Уважаемые исследователи! Ваши опыты показали, что такое воздух и доказали, что с ним происходит в разных ситуациях. За ваши открытия я хочу присвоить вам звание «юный исследователь» и вручить медали.
Желаю вам продолжать экспериментировать, делать выводы и узнавать много нового и интересного. Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/14/picture-866534-1481720573.jpg)
Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»
1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/27/picture-695966-1456521787.jpg)
Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.
Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/17/picture-852488-1479411953.jpg)
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/07/picture-279749-1381157731.jpg)
праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие
Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/20/picture-1226417-1584700417.jpg)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....