Деятельный подход по развитию речевого творчества c одаренными детьми
статья
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие сторон речи. В современном и динамичном мире творческое мышление и воображение считается высшей ценностью. Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Алафьева Ольга Владимировна
воспитатель,
МБДОУ детского сада №57 «Радуга»,
г. Старый Оскол
Деятельный подход по развитию речевого творчества c одаренными детьми
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие сторон речи. В современном и динамичном мире творческое мышление и воображение считается высшей ценностью. Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа через решение следующих задач:
- овладение речи как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звукового аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
ФГОС указывает также на необходимость включения в содержание образовательной области «Речевое развитие» развитие речевого творчества дошкольников.
Опыт работы показывает, что такие дети особенно любят фантазировать, придумывать необычные истории, волшебные сказки, небылицы, нелепицы, опираясь на литературный и собственный опыт. Наша задача помочь таким детям найти точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом. [2, с.32].
В своей практической деятельности первоначально с одаренными детьми использовали упражнения для обогащения их речи:
- узнавание предметов (сочный, спелый);
- подбор действий (как прыгать);
- подбор предмета к действию (что делает);
- подбор синонимов, антонимов (глупый, умный);
- закончи предложение ( Я вижу… хочу… .);
- сравнение, объединение, противоположных слов предметов и действий;
- определение ласковых и грустных слов;
- придумывание однокоренных слов;
- от каждого – по словечку (составление распространенных предложений);
- рифмование слов (кузнец – удалец).
Считаем , что разнообразные загадки являются началом для перехода к сочинительству сказок. Сказки для одаренных детей - это не просто вымысел, фантазия, но и особая реальность, где они сталкиваются с такими сложными нравственными явлениями как любовь и ненависть, измена и коварство, добро и зло. Наши одаренные дети Даша Ч., Паша А., Ангелина любят сочинять сказки с любимыми игрушками и сказочными персонажами, по предложенному зачину или сюжету. Это наиболее сложный этап работы по формированию связной, монологической речи, т.к. детям надо в рамках предложенного сюжета придумать завязку, ход события и развязку, описать время и место действия, эмоционально передать переживания действующих лиц. Для развития речевого творчества детей используем следующие методы и приемы:
- «сказки на изнанку» (придумать детям сказку, изменив поведение героев);
- «коллаж из сказок» (выбираются сюжеты и герои из разных сказок, а детям предлагается придумать новую сказку);
- ребенок общается с выбранным персонажем сказки;
- ребенок выбирает персонажа, о переживаниях которого ему хочется рассказать;
- моделирование любимых сказок, с использованием по усмотрению детей своих схем и моделей;
- сочинение сказки по трем, пяти, шести опорным словам с использованием необычных техник рисования;
- знакомые герои в новых обстоятельствах. Этот метод способствует развитию фантазии одаренных детей, ломает привычные стереотипы, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства, которые могут быть фантастическими и невероятными.
- пластилиновая сказка;
- сказка из киндер-сюрприза.
- «сказка из волшебного мешочка или шкатулки, или сапожка, или трубочки» (в эти предметы кладутся разнообразные предметы и карточки с персонажами, а детям предлагается сочинить сказку);
- введение частицы «НЕ» (Не мышка разбила яичко, а …).
В процессе организованной деятельности по развитию речевого творчества у детей используем элементы ТРИЗ, нетрадиционные методы:
- метод фокальных объектов (перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой);
- эмпатия (Я – листочек… Вживание в образ.);
- введение нового свойства (колобок не из теста, а из ниток);
- введение нового объекта (теремок и фиксик);
- изменение сказочной развязки (два жадных медвежонка, вмеcто сыра, витаминка от жадности).
На протяжении всей работы строим с одаренными детьми партнерские отношения, даем возможность им реализовать свои интересы через собственную инициативу.[1, с.176].
Считаем главной задачей развития речевого творчества у одаренных дошкольников - формирование
позиции активного участника в речевом взаимодействии. Для достижения этой цели мы используем следующие формы работы:
- игры-беседы с персонажами сказок, рассказов;
-кукольный театр. настольный театр, пальчиковые и ростовые куклы;
-разные виды конструктора для маленьких игрушек,
-рисование обстановки и условий, где действовали герои сказок.
рассказов;
-изготовление книжек – малышек, альбомов , созданные из личного фольклора, с детскими рисунками, аппликациями;
-использование детских наклеек с различными персонажами;
-использование интерактивных речевых стендов.
Развитие речевого творчества с одаренными детьми проводим совместно с родителями. Включение родителей в этот процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития наших детей . Для этого используем следующие формы работы с родителями: беседы, консультации, семинары, творческие гостиные, дни открытых дверей, совместные посещения детской библиотеки, представляли родителям звукозаписи достижений, в которых указывали на успехи их детей в речевом развитии.
Устраивали персональные выставки « Сказки- малютки», » Сказки о животных», »Сказки о цветах », »Мои отгадки», »Сказка с клумбы», » Сказка о листочке»и др. .[3, с. 228].
В заключении хочется отметить, что речевое творчество у одаренных детей уникально. Наша задача совместно с родителями помочь развить и проявить творческую самостоятельность детей.
Литература
1. Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для дошкольных учреждений: 3-е изд. – Минск ИВЦ Минфина, 2007.
2. Страунинг А.М. Росток: программа по ТРИЗ – РТВ для детей дошкольного возраста. А.М. Страунинг, Обнинск, 1996. 219с
3. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. Для работы с детьми дошкольного возраста. М. ООО Издательство АСТ, 200. 446с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изобразительная деятельность как средство развития речевого творчества у старших дошкольников
Создание условий, стимулирующих развитие детского речевого творчества...

Сотрудничество воспитателя логопедической группы и педагога изо-деятельности в развитии речевого творчества дошкольников в художественной деятельности.
В процессе изобразительной деятельности у детей, помимо развития воображения, восприятия, мелкой моторики рук, существенно обогащается словарный запас, развивается речь, активное восприятие худо...

Тема: «Интегрированный подход к развитию детского творчества в процессе изобразительной деятельности»
Краткосрочный художественно-творческий проект по английской сказке "Три поросёнка"....

«Современные подходы к развитию детского творчества в старшем дошкольном возрасте посредством музыкально - ритмической деятельности»
Использование современных технологий музыкального развития даёт возможность раскрыть личность, инициативу, познавательные и творческие способности ребёнка. Благодаря современным технологиям...

Международная научно-практическая конференция «Педагогика: теория и практика. Современные подходы в обучении и воспитании», статья на тему: «Ассоциотивные карты, карты Проппа в работе с дошкольниками по развитию речевого творчества», январь 2023г.
Международная научно-практическая конференция «Педагогика: теория и практика. Современные подходы в обучении и воспитании», статья на тему: «Ассоциотивные карты, карты Проппа в работ...

Индивидуальный подход к развитию речевой деятельности дошкольников
Индивидуальный подход к развитию речевойдеятельности дошкольников...