Индивидуальный подход к развитию речевой деятельности дошкольников
консультация по развитию речи (старшая группа)

Кострюкова Инна Алексеевна

Индивидуальный подход к развитию речевой

деятельности дошкольников

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_podhod_k_razvitiyu_rechevoy.docx25.37 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный подход к развитию речевой

деятельности дошкольников

 

Современное общество требует переноса акцентов в процессе воспитания с массовых педагогических явлений на личность ребёнка, детального изучения возможностей и обстоятельств его индивидуального развития, условий самореализации человека на различных этапах его жизнедеятельности. В связи с этим в настоящее время в процессе воспитания личности педагоги встречают достаточно серьёзные трудности на пути перехода от образовательного стандарта до практического осуществления формирования творческой, всесторонне развитой личности обучаемого. Проблема педагогики заключается прежде всего в том, что с раннего детства, в дошкольный период необходимо помочь ребёнку войти в общество. Психология и педагогика предполагает обязательным изучение педагогом индивидуальных особенностей данного ребёнка с позиции его физиологии, врождённых задатков, состояния здоровья и т.д. Педагог должен внимательно взвесить все эти составляющие личности ребёнка и сделать выводы о его будущем. В этом случае, на смену массовых воспитательных мероприятий приходит педагогика тонкого индивидуального подхода.

В формировании творческой, разносторонне развитой, культурной, общительной личности и воспитании характера ведущую роль играет умственная деятельность, одним из видов которой является правильная красивая речь. От того, как развита речь человека, насколько грамотно, красиво и выразительно он может говорить, выражать свои мысли, потребности, эмоции зависит его будущее, его дальнейшая судьба.

В связи с этим возникает определённая проблема педагогики по вопросу индивидуального подхода к детям на занятиях по развитию речи. Индивидуальный подход на занятиях будет способствовать активизации речевой деятельности детей при выполнении следующих педагогических условий:

  • учёт особенностей психофизиологического развития детей дошкольного возраста;
  • учёт индивидуального уровня развития речи дошкольников;

Знание анатомо-физиологических, психических, возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка должно стоять на первом месте для любого педагога. Это тот исток, с которого начинается огромная бурная река под названием индивидуальный подход к детям.

И.П. Павлов подчёркивал взаимосвязь физического состояния и психики человека, их единство. Особенности поведения ребёнка, его самочувствие большей частью зависят от его физического состояния и своеобразия темперамента. Следовательно, в первую очередь необходимо изучать анатомо-физиологические особенности детского организма и особенности протекания у него процессов высшей нервной деятельности. Некоторые индивидуальные особенности ребёнка связаны с наследственностью. Чтобы понять их необходимо определить тип его нервной деятельности ( по Павлову – 4 типа темперамента).

Типы темперамента по И.П. Павлову

Типы темперамента

Психолого-педагогическая характеристика

Педагогическая коррекция

1. Холерический

1.Повышенная возбудимость, вспыльчивость, порывистость. За все дела берётся с увлечением, не соизмеряя свои силы, и в результате быстро теряет интерес к начатому.

Может развиться непоседливость, легкомыслие, неуживчивость. Речь быстрая, торопливая, из-за чего не всегда понятная.

У такого ребёнка необходимо укреплять процессы торможения, а выходящую из пределов активность переключать на полезную деятельность в процессе труда, занятий и игр. Необходимо давать задания и требовать доводить начатое до конца. На занятиях направлять на осмысление материала, ставить более сложн6ые задания, опираясь на их интересы.

2. Сангвинический.

2. Эти дети деятельны, легко приспосабливаются к изменениям условий жизни. Жизнерадостны, быстро находят друзей, вникают во все стороны жизни дет.сада, с большим интересом и активностью участвуют в играх и занятиях. Речь развита хорошо.

2. Поддерживать интерес и активность, в тоже время давать и другим детям возможность участвовать в жизни детского сада.

3. Флегматический.

3. Эти дети спокойные, терпеливые, порученное дело доводят до конца, ровно относятся к окружающим. Инертны, малоподвижны, не могут сразу сосредоточиться, направить внимание, «удобны», с ними мало хлопот. Речь замедленная, неторопливая, такие дети взвешивают каждое слово.

3. Нужно очень внимательно изучать особенности детей в различных ситуациях, видах деятельности, не проявлять поспешности в своих выводах, проверять и сопоставлять результаты своих наблюдений с наблюдениями коллег и членов семьи. Развивать активность.

4. Меланхоличный.

4. Необщительны, замкнуты, очень впечатлительны, обидчивы. При поступлении в детский сад долго не могут привыкнуть к новой обстановке, к коллективу детей, тоскуют, грустят. Иногда этот период затягивается. В некоторых случаях переживания отражаются на физическом состоянии. Неразговорчивы, из-за чего речь, как правило, развита хуже, чем у других.

4. Необходимо создавать условия, которые вызывали бы положительные эмоции, способствующие ломке его динамического стереотипа.

 Педагог в своей работе должен учитывать особенности нервной системы ребёнка, которая в ранние годы жизни даёт картину самых разнообразных отклонений.

При общении с детьми в быту, в играх, на занятиях педагог непременно обнаруживает особенности их речевого развития: образность и выразительность или, наоборот, невыразительность языка; навыки связной речи или неумение связно выразить свою мысль, богатство или бедность словарного запаса; недостатки произношения отдельных звуков. Индивидуальный подход на специальных занятиях позволяет воспитателю исправить недостатки речевого развития детей, способствует усвоению лексических единиц родного языка и повышению речевой активности детей.

На занятиях по развитию речи детей можно разделить на активных и пассивных.

Под речевой пассивностью понимают сниженный уровень речевой деятельности, обусловленный особенностями речевого развития ребёнка в онтогенезе, который проявляется в недостаточной сформированности речевых умений или в негативном отношении к речевой деятельности вообще, или в использовании обходных путей в процессе исполнения речевых упражнений, заданий и т.д. Здесь имеется в виду использование мимики и жестов даже тогда, когда необходимы вербальные способы.

Исследования и практика учёных показывают, что у детей более успешно развивается речевая активность в процессе обучения на занятиях, быстрее усваиваются предъявляемые к ним требования, если обучение тем или иным знаниям, умениям и навыкам начинается своевременно, с учётом возрастных особенностей и возможностей детей. В связи с этим моментом в планировании и осуществлении работы по активизации речевой деятельности детей дошкольного возраста является знание требований, предъявляемых к данному возрасту государственной программой воспитания детей дошкольного возраста.

В среднем дошкольном возрасте у детей происходит интенсивное познание окружающего мира. Одной из ярких характеристик детей 4-5 летнего возраста является появление большого количества детских вопросов познавательного характера, появление повышенного интереса к словам и окружающим вещам, явлениям, предметам, что и дало название этому периоду – «детских почемучек».

Под речевой активностью детей следует понимать следующие умения, которыми должен обладать ребёнок:

  • слушать и понимать обращённую к нему речь;
  • вступать в разговор и поддерживать его;
  • отвечать на вопросы и спрашивать самому;
  • уметь замечать и корректировать ошибки в речи других ребят
  • пользоваться разнообразными языковыми средствами;

Основными показателями речевой активности детей среднего дошкольного возраста являются:

  • присутствие инициативы в речевой деятельности;
  • поддержание и подкрепление инициативы, при наличии значимого «подкрепления» (яркой наглядности, игровой мотивации и т.д.)
  • присутствие «умственного удивления» (любопытства, интереса и т.д.)

Все педагоги зачастую сталкиваются с ложной активностью. Дети с ложной активностью готовы отвечать на любой вопрос, даже не выслушав его до конца, они не любят размышлять и обосновывать свои ответы. С удовольствием слушая рассказы, сказки, интересные истории, они обычно не вникают глубоко в их суть и не могут правильно пересказать прослушанное. Всякий раз, когда требуется напряжение внимания и работа мысли, они предпочитают молчать. Часто не тактично ведут себя по отношению к другим отвечающим. Но, при этом заметить и скорректировать чужие ошибки не в состоянии. У таких детей необходимо развивать внимание, наблюдательность, сдержанность, преодолевать излишнюю самоуверенность.  

        Наиболее остро перед воспитателями встает проблема организации индивидуальной работы с детьми. Не хватает времени, чтобы охватить всех детей и поработать с ними по всем направлениям речевого развития. Тогда для определения реальных временных возможностей в каждой группе в начале учебного года можно провести хронометраж дня и недели, что позволяет составить реальный план индивидуальной и подгрупповой работы, выработать алгоритм педагогического воздействия и самостоятельной речевой деятельности каждого ребенка. На основе хронометража разрабатывается примерная схема распределения различных форм работы по речевому развитию. Так, детям, которые всегда первыми приходят в детский сад, предлагаются индивидуальные задания и упражнения, учитывающие их речевые недостатки и трудности. Приходящим позднее предлагают индивидуальные задания, либо их подключают к уже работающим детям (последний вариант возможен в том случае, если речевые дефекты детей совпадают).

Так индивидуальная работа постепенно переходит в подгрупповую. Когда собираются почти все дети группы, педагог предлагает посмотреть, кто чем занимался и каких результатов достиг, после этого переходит к фронтальным мероприятиям. По аналогии может проходить работа во второй половине дня. А можно ее организовать как бы в обратном порядке: от фронтальной к подгрупповой и затем к индивидуальной (в зависимости от того, как дети расходятся по домам).

Ребёнок усваивает родной язык неосознанно и ненамеренно. Именно для правильного произвольного владения речью необходимо на занятиях развивать активную речевую деятельность у детей. А для этого нужно создавать положительное отношение к учебной деятельности. Способом создания такой положительной мотивации является индивидуальный подход к каждому ребёнку. При этом практическое взаимодействие – это предпосылка активной речевой деятельности детей.

Одной из главных задач педагога является формирование количественного и качественного словарей. Работа должна быть направлена на активизацию слов в речевой деятельности дошкольников и способствовать быстрому переходу лексики из пассивного словаря в активный. Не связанные с практической и игровой деятельностью, не направленные на индивидуальные психофизиологические особенности детей компоненты в обучении снижают уровень восприятия информации.

Начиная со средней группы, в детском саду проводятся занятия по пересказу литературно-художественных произведений. Занятия занимают значительное место в системе работы по формированию связной речи дошкольников. Когда ребёнок не только слушает рассказы, сказки, но и сам воспроизводит их в собственной речи, воздействие художественных произведений на его личность, на его речевое развитие усиливается. Но если занятия имеют слабо выраженную эмоциональность и рассчитаны на основную массу детей, т.е. в незначительной мере присутствует индивидуальный подход к каждому ребёнку, это отражается на внимательности детей, их заинтересованности в учебной деятельности и, как следствие, на речевой активности детей. Эмоциональная насыщенность на занятии, учёт индивидуального уровня развития речи каждого ребёнка, активное практическое взаимодействие способствует наиболее эффективному развитию связной речи, обогащению и активизации словаря у дошкольников.

В дошкольном возрасте существенно повышается роль второй сигнальной системы в образовании и актуализации временных связей. Однако значение первой сигнальной системы всё ещё очень велико в этом возрасте, и непосредственное восприятие фактов, а также подражание наглядному показу действия играют в обогащении опыта дошкольников большую роль, чем у детей старших возрастов. Особенность мышления ребёнка-дошкольника такова, что он усваивает любой учебный материал гораздо лучше, если он связан с деятельностью и игрой. Для обучения родному языку прекрасно подходит драматизации: как игры и как элементы во время занятия. Таким образом, при рациональном, систематическом введении элементов драматизации учитываются индивидуальные психофизиологические особенности каждого ребёнка и процесс усвоения детьми учебного материала будет проходить более эффективно. А.К. Бондаренко отмечает, что дети среднего возраста с удовольствием драматизируют художественные произведения (целиком или в отрывках). Они увлекаются поиском передачи образа героя, интонации. Через художественное произведение «происходит активное усвоение слов и понятий. Если к тому же повторять закрепляемые слова, показывая картинку, игрушку, предмет, к которым данные слова относятся, они надолго войдут в активный словарь ребёнка».  

Очень важно, чтобы дети глубоко осмысленно и эмоционально воспринимали литературный материал. В драматизации эмоции выражаются ярче всего. Если в произведении есть диалог, то на помощь педагогу, особенно в деле формирования выразительности детской речи, приходит пересказ по ролям (в лицах).

При помощи игр-драматизаций дети упражняются в умении интересно и подробно рассказывать, у них развивается внимание, мышление, память, логика. Рациональное использование элементов драматизации, как метода индивидуального подхода в процессе обучения детей позволяет повысить эффективность восприятия, усвоения и активизации информации. Использование эмоциональной насыщенности, в сочетании с индивидуальностью каждого ребёнка, с умственной деятельностью должно носить систематический характер и распределяться в зависимости от тематики и цели занятия.  Систематическое введение элементов, с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка, в процесс обучения будет благоприятно отражаться на эмоциональном состоянии детей, что повысит уровень заинтересованности, внимательности детей на занятиях, в результате чего будет способствовать более эффективному развитию речи детей, активизации речевой деятельности каждого ребёнка.

Занятий с введением элементов драматизации по сказке В. Сутеева «Под грибом».

Пересказ сказки В. Сутеева «Под грибом» по ролям. 

Материал и оборудование: шапочки – маски, макет гриба маленького и большого, аудиокассета с воспроизведением дождя.

Цель: Учить детей драматизировать сказку, выразительно пересказывать, имитируя движения животны;

совершенствовать разговорную диалогическую речь, в частности интонации обращения, перечисления, отобразить в речи богатое эмоциональное отношение – она звучит то радостно, то печально, то жалостно в зависимости от ситуации, в которых находятся персонажи.

Ход занятия.

 Педагог: -Дети, давайте играть в сказку, которая называется «Под грибом». Я буду ведущим и грибом (распределение ролей).  

- Кто вам больше всех понравился в этой сказке? (Муравей, он добрый, смелый.) - Почему он добрый? (Ему самому негде было спрятаться от дождя, а он всех приютил.)

- Ребята, а почему он смелый?(Потому что он не побоялся лису и спрятал под грибом зайца.)

 - А какая по характеру бабочка? (Беззащитная, лёгкая.)

 - Мышкой у нас будет Алёша, а воробьём – Руслан, потому что они у нас быстрые, шустрые. (При следующем пересказе можно дать эти роли медлительным детям.)

 - Дети, а зайчик какой? (Маленький, трусишка, всего боится, его нужно защитить.) - А лягушка? ( Весёлая и наблюдательная.)

 Педагог от имени рассказчика рассказывает сказку, а дети, кто задействован в ролях пересказывают сюжет.

 - Как-то раз застал Муравья сильный дождь, куда спрятаться? Увидел Муравей на полянке маленький грибок, добежал до него и спрятался под его шляпой. Сидит под грибом – дождь пережидает. А дождь идёт всё сильнее и сильнее. Ползёт к грибу Мокрая Бабочка:

Бабочка: Муравей, пусти меня под грибок! Промокла я - лететь не могу!

Муравей: Куда же я пущу тебя? Я один тут кое-как уместился. Ничего! В тесноте, да не в обиде.

Пустил Муравей Бабочку под грибок. А дождь ещё сильнее идёт…Бежит мимо Мышка:

Мышка: Пустите меня под грибок! Вода с меня ручьём течёт.

Муравей: Куда же мы тебя пустим? Тут и места нет.

Мышка: Потеснитесь немножко!

Потеснились – пустили Мышку под грибок. А дождь всё льёт и не перестаёт…Мимо гриба Воробей скачет и плачет:

 Воробей: Намокли мои пёрышки, устали крылышки! Пустите меня под грибок обсохнуть, отдохнуть, дождик переждать!

Муравей: Тут места нет.

Воробей: Подвиньтесь, пожалуйста!

Муравей: Ладно.

Подвинулись – нашлось Воробью место. А тут Заяц на полянку выскочил, увидел гриб.

Заяц: Спрячьте, - спасите! За мной лиса гонится!

Муравей: Жалко Зайца. Давайте ещё потеснимся.

Подошла лиса поближе, понюхала:

Лиса: Не тут ли он спрятался?

Муравей: Где же ему тут прятаться!

 Махнула лиса хвостом и ушла. К тому времени дождик прошёл – солнышко выглянуло. Вылезли все из-под гриба – радуются.

Муравей задумался и говорит: Как же так? Раньше мне одному под грибом тесно было, а теперь всем пятерым место нашлось!

Лягушка: Ква-ха-ха! ква-ха-ха!

Воспитатель: - Засмеялся кто-то, все посмотрели: на шляпе гриба сидит лягушка и хохочет;

Лягушка: Эх, вы! Гриб –то …

Не досказала и ускакала…Посмотрели все на гриб и тут догадались, почему сначала одному под грибом тесно было, а потом и пятерым место нашлось.

А вы догадались?

     Систематическое взаимодействие детей друг с другом и воспитателем в драматизации благотворно влияет на уровень эффективности усвоения родного языка и повышения речевой активности. Таким образом, индивидуальный подход на занятиях по развитию речи, выраженный в элементах драматизации, является эффективным средством активизации речевой деятельности у детей среднего дошкольного возраста.

     Индивидуальный подход на занятиях по развитию речи способствует раскрытию индивидуальности ребёнка, которая находит своё выражение в характере мыслительных процессов, запоминания, внимания, в проявлении инициативы, творчества, в том, что при усвоении нового материала каждый обнаруживает различные интересы и по-разному использует свои знания.  

  Список использованной литературы.

  1. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1977.
  2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1981.
  3.  Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребёнка. – М.: Просвещение, 1981.
  4.  Короткова Э.П. Обучение рассказыванию в дет. саду. – М.: Просвещение, 1978.
  5.  Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребёнок. – М.: Просвещение, 1988.
  6.  Новотворцева Н.В. Развитие речи детей Популярное для родителей и педагогов. – Ярославль: ТОО «Гринго», 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум по развитию речи «Развитие речевой деятельности дошкольников в организации педагогического процесса

Цель семинара:• создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей....

Семинар-практикум по развитию речи «Развитие речевой деятельности дошкольников в организации педагогического процесса»

laquo;Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».        ...

Семинар-практикум по развитию речи «Развитие речевой деятельности дошкольников в организации педагогического процесса»

Семинар- практикум для воспитателей ДОУ по развитию речевой деятельности дошкольников....

Консультация для родителей и педагогов «Современные подходы в развитии игровой деятельности дошкольников»

Ведущей и значимой деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При грамотной организации игра способствует развитию интеллектуальных физических, и личностных качеств ре...

«Современные подходы в развитии игровой деятельности дошкольников»

   Ведущей и значимой деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При грамотной организации игра способствует развитию интеллектуальных физических, и л...

Использование системно – деятельностного подхода в развитии познавательной деятельности дошкольников

В развитии познавательной деятельности мы используем системно – деятельностный подход, который обеспечивает условия для развития инициативы, самостоятельности ребенка в «открытии» но...

Использование системно – деятельностного подхода в развитии познавательной деятельности дошкольников

В развитии познавательной деятельности мы используем системно – деятельностный подход, который обеспечивает условия для развития инициативы, самостоятельности ребенка в «открытии» но...