Статья "Развитие музыкальности у детей дошкольного возраста"
статья
В статье описываются методы работы по развитию музыкальности дошкольников с предоставлением практического материала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_razvitie_muzykalnosti_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 38.07 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Статья
Развитие музыкальности у детей дошкольного возраста
Сташина Л.Г., музыкальный руководитель ГБДОУ д/с №27
Красногвардейского района, города Санкт-Петербурга.
Специалисты в области исследования проблем музыкальности пришли к мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности (т.е. физиологические особенности строения организма) имеются у каждого ребенка. Именно они составляют основу развития музыкальных способностей. Считается доказанным, что если для музыкального развития ребенка созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект в формировании его музыкальности.
Что же такое музыкальность? Специалисты определяют ее как комплекс способностей, позволяющих ребенку активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности: слушании музыки, пении, музыкально-ритмическом движении, музыкальном творчестве. Основными являются три музыкальные способности: звуковысотный слух, ладовое чувство и чувство ритма. Наличие их у каждого наполняет слышимую человеком музыку новым ярким содержанием. Наблюдается интересная обязательная закономерность в том, что музыкальные способности не столько проявляют себя в музыкальной деятельности, сколько сами создаются в процессе ее.
Основным направлением моей работы с детьми является развитие музыкально-сенсорных способностей ребенка с использованием музыкально-дидактических игр.
Существует четыре основных музыкально-сенсорных способности:
- Сила звука и динамический слух.
- Высота звука и звуковысотный слух.
- Длительность звука и чувство ритма.
- Тембровая окраска и тембровый слух.
Для развития динамического слуха у детей в раннем и младшем возрасте я использую дидактические игры, предусмотренные программой : «Тихо-громко», «Большие ноги и маленькие ножки», «Тихие и громкие звоночки» и т.д. В старшем дошкольном возрасте я пользуюсь рядом игр из опыта работы Н. Кононовой
«Кого встретил Колобок» и Л. Комиссаровой «Громкая и тихая музыка».
В подготовительной к школе возрастной группе я постепенно начинаю знакомить детей с музыкальными терминами, обозначающими силу звука: форте и пиано (динамические оттенки). Для знакомства с этими терминами я использую авторскую игру «Путешествие по музыкальному лесу» (приложение № 1)
В подготовительной группе наряду с программными играми для закрепления этих специальных терминов использую игру-сказку «Кот Василий» (приложение №2) Сказка полностью иллюстрируется на фланелеграфе. Наряду с появлением спящего Кота Василия и смеющихся мышей на фланелеграфе дети видят графическое изображение
динамических знаков «p», «mp», «f», «mf». Первое знакомство с этой игрой проходит на вечере-развлечения. Игра «Кого встретил Колобок» из опыта работы Н.Кононовой удобна тем, что, кроме фронтальных и групповых занятий , она может быть использована в самостоятельной деятельности детей в группе.
Поистине незаменимую ценность в практических занятиях по развитию звуковысотного слуха у детей дошкольного возраста представляет «Музыкальный букварь» Н.Ветлугиной. Очень полезными играми на определение направления
мелодии являются игры: «Лесенка-чудесенка», «Цирковые собачки» и др.,
на определение высоты звука – «Кудахчут куры», «Качели», «Птицы и птенчики» из «Музыкального букваря».
Очень интересны и результативны для детей всех возрастов игры из опыта работы
Н. Кононовой «Кого встретил колобок», «Отгадай регистр» на определение
регистров, «Ученый кузнечик» на определение движения мелодии вверх, вниз,
на месте. Также хочу представить ряд игр из собственного опыта, которые
нравятся детям и хорошо помогают развитию звуковысотного слуха:
«Волшебные колокольчики» (приложение №3), «Угадай для ноты домик»
(приложение №4)
Длительность звука и чувство ритма - это один из наиболее сложных разделов в работе по развитию музыкальных способностей детей. Встречаются дети, которые при первоначальной диагностике не могут повторить самого простейшего ритмического рисунка. Поэтому я большое значение уделяю этой работе на музыкальных занятиях и на вечерах развлечения, используя музыкальные инструменты и предметы-заместители (деревянные кубики, пластмассовые крышки, пуговицы ,кастаньеты из скорлупы грецких орехов) для отстукивания ритма и для обогащения музыкально-слуховых представлений. Работа по развитию чувства ритма начинается с ясельной группы детского сада. Такие игры как «Ноги и ножки», «Кукла шагает и бегает» очень нравятся детям и являются неоценим материалом для развития музыкально-сенсорных способностей детей.
Постепенно игровые задания усложняются. В авторской игре «Телеграф» (приложение №5) решаются сразу несколько задач: развитие ритмического слуха, музыкальной памяти,
и слухового внимания. Следующий этап работы самый сложный, выкладывание на фланелеграфе ритмического рисунка знакомых песенок, или слов. Здесь хорошо помогает авторская игра «Найди долгий звук» (приложение №6).
Тембр- окраска. Этим свойством обладает любой существующий в природе звук и, конечно, звук музыкальный. Звуки окружают нас повсюду и нам необходимо их различать. А как это сделать? С помощью окраски звучания – тембра. Поэтому необходимо с раннего детства развивать у детей тембровый слух, чтобы их жизнь в дальнейшем была яркая и красочная, чтобы дети вырастали творческими и тонкими людьми.. Почему мы никогда не путаем голоса знакомых нам людей? Как отличаем звучание одного музыкального инструмента от звучания другого? Это загадка еще одного свойства звука – тембра.Тембровый слух – один из важнейших компонентов слухового воспитания.
Игры на развитие тембрового слуха очень интересны для детей, так как они всегда связаны с любимыми детскими музыкальные инструментами.
Дети даже с плохо развитыми музыкальными способностями справляются с заданиями
почти без ошибок. Музыкально-дидактические игры на развитие тембрового слуха я использую на вечерах-развлечения, т.к. многие из них театрализованы и занимают значительный период времени – «Узнай по голосу» (приложение №7) «К нам гости пришли» (приложение №8).
Развитие музыкальных способностей у детей – это не цель, а лишь основное средство для осуществления главной задачи: формирование эмоциональной отзывчивости на музыку, умение любить и понимать ее. Если ребенок с раннего детства приобщился к музыке, то сердце его будет стремится к добру, красоте, и тогда он, наверное, не сможет равнодушно пройти мимо чужого горя , страдания и обязательно придет на помощь.
Приложение
Музыкально-дидактические игры на развитие
динамического слуха
Приложение №1
Путешествие по музыкальному лесу
Цель игры: Формирование элементарных представлений о музыкальной грамоте.
Задача: Познакомить детей с музыкальными терминами форте(f) и пиано (p).
Игровой материал: Фланелеграф или экран обтянутый ковролином, плоские фигурки мышки и мишки, сделанные из картона, с обратной стороны приклеена фланелевая ткань или любой матери обеспечивающий сцепление с ковролином.
Ход игры: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по музыкальному лесу.
На фланелеграфе декорация музыкального леса, деревья слегка причудливой формы.
Кто это там так тихо пищит? Это маленькая мышка, она всех боится, все время прячется, ходит очень тихо, ее зовут мышка Пиано (на фланелеграфе появляется фигурка мышки),
Музыкальный руководитель исполняет пьесу «Мышка» на (p). Вот затрещали ветки, кто это продирается сквозь деревья, громко ревет и топает лапами? Это мишка, его все боятся, особенно маленькая мышка, потому что он все делает очень громко и всех пугает.
Зовут его мишка Форте (f). Музыкальный руководитель исполняет музыкальный отрывок
«Медведь» на (f).
Когда дети начинают безошибочно определять на слух громкие и тихие звуки и свободно пользоваться музыкальными терминами форте и пиано, я постепенно ввожу новые понятия, более сложные (mf) меццо-форте (итал.) – чуть тише, чем форте, умеренно громко и (mp) меццо-пиано (итал.) – чуть громче, чем пиано, сфорцандо (итал.) - внезапно громко, используя авторскую игру «Сказка про кота Василия».
Приложение №2
Сказка про кота Василия
Цель игры: Расширение понятийного словаря
Задача: Учить детей пользоваться музыкальной терминолгией.
Игровой материал: Экран из ковролина, плоскостные фигурки кота и 2-х мышек.
Подготовительная работа: познакомить детей со сказкой Е. Королевой «Кот Василий»
Жил Кот Василий. Ленивый был кот!
Острые зубы и толстый живот!
Очень тихо всегда он ходил,
Громко, настойчиво кушать просил.
Да чуть потише на печке храпел –
Вот и все, что он делать умел!
(Один раз Кот Василий заснул и вот что ему приснилось)
Мыши тихо вышли из норки,
Громко хрустя съели хлебные корки.
Потом чуть потише смеялись над Котом,
Они ему хвост завязали бантом.
Василий проснулся, внезапно громко чихнул,
Потом к стене повернулся - и снова заснул.
А мыши лентяю на спину забрались,
До вечера громко над ним потешались.
Вот и сказка вся!
Е.Королева
Когда дети хорошо усвоили термины, обозначающие динамические оттенки, читая сказку,
заменяют русские слова (громко, тихо, чуть потише, чуть погромче, внезапно громко)
на итальянские (форте, пиано, меццо-форте, меццо-пиано, сфорцандо). И вот какая получается сказка:
Жил Кот Василий. Ленивый был кот!
Острые зубы и толстый живот!
Пиано (p) всегда он ходил,
Форте (f), настойчиво кушать просил.
Да меццо-форте (mf) на печке храпел –
Вот и все, что он делать умел!
(Один раз Кот Василий заснул и вот что ему приснилось)
Мыши пиано (p) вышли из норки,
Форте (f) хрустя съели хлебные корки.
Потом меццо-форте (mf) смеялись над Котом,
Они ему хвост завязали бантом.
Василий проснулся, сфорцандо (sf) чихнул,
Потом к стене повернулся - и снова заснул.
А мыши лентяю на спину забрались,
До вечера форте (f) над ним потешались.
Вот и сказка вся!
Авторские музыкально-дидактические игры
на развитие звуковысотного слуха
Приложение №3
Волшебные колокольчики
(для детей 6-7 лет)
Цель игры: Развивать умение различать звуки разные по высоте. Развивать
слуховое внимание и музыкальную память.
Игровой материал: Два набора колокольчиков по типу «Валдай».
Ход игры: В игре принимают участие два ребенка. Один заходит за ширму и звонит то одним, то другим колокольчиком. Отгадывающий ребенок в своем наборе из трех колокольчиков выбирает на слух, методом пробы, соответствующий по звучанию колокольчик. Если водящий отгадал, дети вместе играют на одинаковых колокольчиках, сравнивая их звучание, затем дети меняются ролями, (роль ведущего переходит к другому ребенку).
<то же задание можно выполнить на 2-х металлофонах>
Приложение №4
Угадай для ноты домик
(для детей 6-7 лет)
Цель игры: Развивать умение определять направление движения мелодии вверх, вниз
по ступеням трезвучия.
Игровой материал: Нотный стан с передвигающимися нотами, металлофон или духовой
аккордеон (по типу триолы)
Ход игры: Музыкальный руководитель исполняет мелодию на металлофоне или триоле,
(на одной ноте, вверх, вниз по ступеням трезвучия). Играющие дети располагают
кружки - ноты на своем нотном стане (ищут домик для нот на линейках).
Авторские игры на развитие чувства ритма
Телеграф
Приложение №5
(для детей 5-6 лет)
Цель игры: Развитие слухового внимания, ритмической памяти.
Игровой материал: деревянные ложки или палочки.
Ход игры: Давайте представим, что мы с вами находимся далеко друг от друга,
в разных городах. Для того, чтобы передать друг-другу какое-нибудь сообщение, надо пойти на почту и дать телеграмму. Сначала телеграмму даёт музыкальный руководитель,
а принимают её (повторяют заданный ритм) все дети хлопками, либо какой-нибудь один ребенок на ударном инструменте. Телеграммы должны быть несложными, с подтекстовкой:
(Дед Мо-РОЗ, при-хо-ДИ)
(И-РА от-зо-ВИСЬ),
(Ми-ла-я, Ка-ТЮШ-КА, ждет те-бя иг-РУШ-КА)
Приложение №6
Найди долгий звук
(для детей 6-7 лет)
Цель игры: Развивать умение различать долгие и короткие звуки.
Музыкальный руководитель напоминает детям, что звуки бывают тихие и громкие, высокие и низкие, а еще долгие и короткие.
Вспоминая короткие песенки-попевки, музыкальный руководитель предлагает короткие звуки обозначать хлопками в ладоши, а длинные хлопками по коленям.
Зна-ет мыш-ка не-спрос-ТА
Мяг-ки лап-ки у ко-ТА
Пе-ту-ШОК, пе-ту-ШОК,
Зо-ло-ТОЙ гре-бе-ШОК.
На пар-ке-те во-семь МУХ
Поль-ку тан-це-ВА-ЛИ
У-ви-да-ли па-у-КА
В об-мо-рок у-ПА-ЛИ.
Лис-то-ПАД, лис-то-ПАД
Ли-стья па-да-ют, ле-ТЯТ.
При дальнейшем усвоении материала музыкальный руководитель предлагает детям отгадать попевку по метро-ритмическому воспроизведению (по хлопкам).
Игры на развитие тембрового слуха
«Узнай по голосу»
Приложение №7
Цель игры: Развитие слухового внимания, тембрового слуха.
Дети становятся в круг. В центре круга ребенок водящий. Он закрывает глаза, а один из играющих детей (заранее выбранный) пропевает имя водящего. Если водящий узнает по голосу ребенка, пропевшего его имя, он бежит за ним, стараясь запятнать.
«К нам гости пришли»
Приложение№8
Цель игры: Знакомство с детскими музыкальными инструментами, развитие тембрового слуха.
Игровой материал: Игрушки бибабо (кошка, петух, козочка, мишка), ширма, Музыкальные инструменты: колокольчик, ложки, барабан, бубен. В старших группах вводятся новые инструменты
Ход игры: Музыкальный руководитель говорит, что сегодня к нам в гости придут веселые игрушки и принесут с собой музыкальные инструменты, которые мы уже знаем и незнакомые муз. инструменты.
На ширме появляется кошка с ложками.
Кошка: Я серенькая кошка
Сыграю вам на ложках.
(кошка играет на ложках)
На ширме появляется петушок.
Петух: Я петух Степан
Дайте мне мой барабан!
(играет на барабане)
На ширме появляется козочка.
Козочка: Я-козочка рогатая,
Гуляю целый день
Звенит мой колокольчик
Динь-ди-лень, динь-ди-лень.
(козочка играет на колокольчике)
На ширме появляется медведь:
Медведь: Веселись честной народ, Мишутка в гости к вам идет.
Я медвежонок Миша, я музыку люблю.
Послушайте, ребята, как громко в бубен бью.
(играет на бубне)
Муз. руководитель: Ребята, наши гости не ушли, они спрятались за ширмой и сейчас
Будут для вас играть каждый на своем музыкальном инструменте. Если вы правильно отгадаете, какой музыкальный инструмент звучит, то игрушки появятся на ширме и дадут
вам поиграть на своем музыкальном инструменте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по музыкальному развитию "Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»
Конспект НОД по музыкальному развитию"Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных...
Мастер-класс для воспитателей детского дошкольного учреждения «Музыкальные пальчиковые игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста по методике Железновых»
Данный материал представляет собой мастер-класс для воспитателей детских дошкольных учреждений для развития музыкальных способностей дошкольников....
Статья "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста"
С помощью каких средств и методик развивать музыкальные способности дошкольников...
Статья «Развитие речевых навыков детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях»
Музыкальное занятие в детском саду – это сложный, интегрированный процесс, в котором соединены: музыкально-ритмические упражнения, слушание музыки, пение, игры, танцы, пляски, музицирование...
Статья "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством народного фольклора"
Включение в педагогический процесс фольклора делает занятие более эмоциональным, творческим и интересным....
Статья "Особенности развития музыкально одаренных детей дошкольного возраста в ДОО" (из опыта работы)
Формирование творческого потенциала общества зависит от того, как мы, взрослые, сможем раскрыть и развить в детях разные таланты. Каждый ребенок индивидуален и имеет свои способности и таланты. Одним ...
Статья: «Использование игры на шумовых инструментах как средства развития музыкальности у детей дошкольного возраста»
В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования в содержание музыкальной деятельности кроме слушания, пения, музыкально – ритмических движений...