Статья: «Использование игры на шумовых инструментах как средства развития музыкальности у детей дошкольного возраста»
статья по музыке
В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования в содержание музыкальной деятельности кроме слушания, пения, музыкально – ритмических движений входит игра на детских музыкальных инструментах.
Мир музыкальных инструментов богат и разнообразен. И не всегда в
домашних условиях у детей есть возможность услышать их звучание «вживую». Чаще они слышат музыку в аудиозаписи. Поэтому передо мной, музыкальным руководителем, стоит задача: ознакомить дошкольников с музыкальным искусством, музыкальными инструментами, ознакомиться с новыми методами и технологиями по обучению игре на детских музыкальных инструментах.
Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. Ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, учится понимать и любить музыку. Обучение игре на музыкальных инструментах способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, проявлению фантазии, творческих способностей, музыкального вкуса. Этот вид деятельности оказывает влияние на всестороннее развитие личности, имеет большое воспитательное и образовательное значение. Вот почему игра на детских музыкальных инструментах, способствующая развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста, в настоящее время является актуальной.
«Шумовой оркестр – это игра, где есть место фантазии, возможны различные варианты оркестровки, замены и обмены ролями, а не исполнение раз и навсегда одной – единственной версии. Главные принципы системы – деятельность и творчество помогают превратить урок в увлекательную музыкально – эстетическую игру». (К. Орф)
Проводя музыкальные занятия большое внимание должно уделяться игре на ДМИ, потому что детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка.
На занятиях ребята закрепляли навыки игры на детских музыкальных инструментах, не имеющим звукоряда, таких, как бубны, маракасы, муз. треугольник, ложки. Основная задача на этом этапе – научить детей передавать простые ритмические рисунки небольших песенок, попевок. Ребята сначала проговаривают текст, затем добавляют прохлопывание ритмического рисунка и лишь, затем воспроизводят его на музыкальных инструментах. Обучение элементарному музицированию провожу последовательно. Вначале идут хлопки, движения под музыку (притопы, шлепки) здесь же впервые знакомимся со звучащими самодельными и орфовскими инструментами. Далее проводим творческое исследование тембро-динамических возможностей инструментов с помощью таких приемов, как
- показ педагога («дирижер»), может быть импровизационная игра детей;
- использую вопросы, стимулирующие к изобретательности («Как можно еще поиграть на инструменте?»), может быть свободный обмен инструментом по желанию детей. И на последнем этапе разучиваем музыкальные произведения с опорой на музыкально - слуховые представления дошкольников о средствах выразительности.
Полученные детьми теоретические знания о музыкальных инструментах, а также примеры приёмов звукоизвлечения на этих инструментах, дети закрепляют с помощью музыкально-ритмических игр и упражнений. Например, попросить детей найти музыкальные и шумовые инструменты в музыкальном зале и сыграть на них ритмический рисунок своего имени, или попросить ребят изобразить дождь с помощью различных инструментов.
Обучение игре на детских музыкальных инструментах требует поэтапной работы:
1 - слушание, запоминание мелодии;
2 - пропевание мелодии (попевки);
3 - прохлопывание ритмического рисунка попевки;
4 - разучивание мелодии (попевки).
5 - исполнение попевки индивидуально на каждом инструменте;
6 - исполнение попевки в оркестре;
7 - исполнение разученных произведений на детских праздниках, совершенствование навыков коллективной игры.
Знакомство с музыкальными инструментами начинаю с 1 младшей группы. Каждую музыкальную игрушку вношу, создавая игровую ситуацию. Во 2-й младшей группе закрепляем знания детей о музыкальных инструментах и игрушках, о которых они узнали в первой младшей группе, продолжаю знакомить с новыми – добавляю дудочку, колокольчик, барабан и металлофон. В средней группе предусматривается новый вид детской музыкальной деятельности – игра на металлофоне. Игра на этом инструменте способствует развитию у детей мелодического слуха, ритма и музыкальной памяти. В старшей группе, при обучении игре на детских музыкальных инструментах важное место отводится музыкально-дидактическим играм. Мною была разработана картотека музыкально - дидактических игр. В подготовительной группе знакомлю детей с музыкальными произведениями в исполнении различных инструментов и оркестровой обработке. Продолжаем учиться играть на металлофоне, русских народных музыкальных инструментах: трещотках, треугольниках, маракасах.
В результате обучения игре на детских музыкальных инструментах у дошкольников сформировался устойчивый интерес к инструментальному музицированию как форме коллективной художественно-эстетической деятельности и потребность в этой деятельности. При обучении используемые формы и методы работы способствовали:
- развитию музыкальных способностей;
- развитию интереса к игре на музыкальных инструментах;
- знакомству с миром музыкальных инструментов;
- владению приемами игры на различных музыкальных инструментах, навыками оркестрового (ансамблевого) исполнения.
Обучение игре на музыкальных инструментах дают позитивные результаты. Прежде всего, они приносят удовлетворение в эмоциональном плане. На занятиях царит атмосфера увлечённости, подчас даже вдохновения. Они искренне радуются каждому удачно исполненному ими произведению. Большое удовольствие им доставляют «публичные» выступления перед сотрудниками детского сада, родителями на праздниках и развлечениях, на открытых занятиях перед гостями. Поэтому большое внимание уделяю написанию и проведению праздников, развлечений.
Участвую во всероссийских конкурсах по разработке сценариев. Опыт работы по теме «Использование игры на шумовых инструментах как средства развития музыкальности у детей дошкольного возраста» имеет практическая значимость: разработанные занятия могут использоваться музыкальными руководителями в работе с детьми старшего дошкольного возраста. В перспективе работы – организация большего по количественному составу оркестра, состоящего из разных групп инструментов, а также детского коллектива, включающего в себя детей дошкольного и младшего школьного возраста. Т. к. систематическая и плановая работа по обучению игре на инструментах начинается с групп воспитанников детского сада и есть возможность раннего развития музыкальных способностей у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_shmatova_v.v.docx | 19.88 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»
393760, Тамбовская область, г. Мичуринск, ул. Коммунистическая, д. 100
(47545) 5-14-77 michskazka@obr.g45.tambov.gov.ru / michskazka.68.edu.ru
Опыт работы на тему:
«Использование игры на шумовых инструментах как средства развития музыкальности у детей дошкольного
возраста»
Составитель:
Шматова Виктория Васильевна
музыкальный руководитель
В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования в содержание музыкальной деятельности кроме слушания, пения, музыкально – ритмических движений входит игра на детских музыкальных инструментах.
Мир музыкальных инструментов богат и разнообразен. И не всегда в
домашних условиях у детей есть возможность услышать их звучание «вживую». Чаще они слышат музыку в аудиозаписи. Поэтому передо мной, музыкальным руководителем, стоит задача: ознакомить дошкольников с музыкальным искусством, музыкальными инструментами, ознакомиться с новыми методами и технологиями по обучению игре на детских музыкальных инструментах.
Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. Ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, учится понимать и любить музыку. Обучение игре на музыкальных инструментах способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, проявлению фантазии, творческих способностей, музыкального вкуса. Этот вид деятельности оказывает влияние на всестороннее развитие личности, имеет большое воспитательное и образовательное значение. Вот почему игра на детских музыкальных инструментах, способствующая развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста, в настоящее время является актуальной.
«Шумовой оркестр – это игра, где есть место фантазии, возможны различные варианты оркестровки, замены и обмены ролями, а не исполнение раз и навсегда одной – единственной версии. Главные принципы системы – деятельность и творчество помогают превратить урок в увлекательную музыкально – эстетическую игру». (К. Орф)
Проводя музыкальные занятия большое внимание должно уделяться игре на ДМИ, потому что детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка.
На занятиях ребята закрепляли навыки игры на детских музыкальных инструментах, не имеющим звукоряда, таких, как бубны, маракасы, муз. треугольник, ложки. Основная задача на этом этапе – научить детей передавать простые ритмические рисунки небольших песенок, попевок. Ребята сначала проговаривают текст, затем добавляют прохлопывание ритмического рисунка и лишь, затем воспроизводят его на музыкальных инструментах. Обучение элементарному музицированию провожу последовательно. Вначале идут хлопки, движения под музыку (притопы, шлепки) здесь же впервые знакомимся со звучащими самодельными и орфовскими инструментами. Далее проводим творческое исследование тембро-динамических возможностей инструментов с помощью таких приемов, как
- показ педагога («дирижер»), может быть импровизационная игра детей;
- использую вопросы, стимулирующие к изобретательности («Как можно еще поиграть на инструменте?»), может быть свободный обмен инструментом по желанию детей. И на последнем этапе разучиваем музыкальные произведения с опорой на музыкально - слуховые представления дошкольников о средствах выразительности.
Полученные детьми теоретические знания о музыкальных инструментах, а также примеры приёмов звукоизвлечения на этих инструментах, дети закрепляют с помощью музыкально-ритмических игр и упражнений. Например, попросить детей найти музыкальные и шумовые инструменты в музыкальном зале и сыграть на них ритмический рисунок своего имени, или попросить ребят изобразить дождь с помощью различных инструментов.
Обучение игре на детских музыкальных инструментах требует поэтапной работы:
1 - слушание, запоминание мелодии;
2 - пропевание мелодии (попевки);
3 - прохлопывание ритмического рисунка попевки;
4 - разучивание мелодии (попевки).
5 - исполнение попевки индивидуально на каждом инструменте;
6 - исполнение попевки в оркестре;
7 - исполнение разученных произведений на детских праздниках, совершенствование навыков коллективной игры.
Знакомство с музыкальными инструментами начинаю с 1 младшей группы. Каждую музыкальную игрушку вношу, создавая игровую ситуацию. Во 2-й младшей группе закрепляем знания детей о музыкальных инструментах и игрушках, о которых они узнали в первой младшей группе, продолжаю знакомить с новыми – добавляю дудочку, колокольчик, барабан и металлофон. В средней группе предусматривается новый вид детской музыкальной деятельности – игра на металлофоне. Игра на этом инструменте способствует развитию у детей мелодического слуха, ритма и музыкальной памяти. В старшей группе, при обучении игре на детских музыкальных инструментах важное место отводится музыкально-дидактическим играм. Мною была разработана картотека музыкально - дидактических игр. В подготовительной группе знакомлю детей с музыкальными произведениями в исполнении различных инструментов и оркестровой обработке. Продолжаем учиться играть на металлофоне, русских народных музыкальных инструментах: трещотках, треугольниках, маракасах.
В результате обучения игре на детских музыкальных инструментах у дошкольников сформировался устойчивый интерес к инструментальному музицированию как форме коллективной художественно-эстетической деятельности и потребность в этой деятельности. При обучении используемые формы и методы работы способствовали:
- развитию музыкальных способностей;
- развитию интереса к игре на музыкальных инструментах;
- знакомству с миром музыкальных инструментов;
- владению приемами игры на различных музыкальных инструментах, навыками оркестрового (ансамблевого) исполнения.
Обучение игре на музыкальных инструментах дают позитивные результаты. Прежде всего, они приносят удовлетворение в эмоциональном плане. На занятиях царит атмосфера увлечённости, подчас даже вдохновения. Они искренне радуются каждому удачно исполненному ими произведению. Большое удовольствие им доставляют «публичные» выступления перед сотрудниками детского сада, родителями на праздниках и развлечениях, на открытых занятиях перед гостями. Поэтому большое внимание уделяю написанию и проведению праздников, развлечений.
Участвую во всероссийских конкурсах по разработке сценариев. Опыт работы по теме «Использование игры на шумовых инструментах как средства развития музыкальности у детей дошкольного возраста» имеет практическая значимость: разработанные занятия могут использоваться музыкальными руководителями в работе с детьми старшего дошкольного возраста. В перспективе работы – организация большего по количественному составу оркестра, состоящего из разных групп инструментов, а также детского коллектива, включающего в себя детей дошкольного и младшего школьного возраста. Т. к. систематическая и плановая работа по обучению игре на инструментах начинается с групп воспитанников детского сада и есть возможность раннего развития музыкальных способностей у детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Шумовой оркестр как средство формирования музыкальных способностей детей дошкольного возраста
Стендовый доклад...
ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет поддержку детской инициативы в различных видах детской деятельности.В процессе музыкального воспитания детей дош...
«Игра на детских музыкальных инструментах как ресурс развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»
Музыка является одним из средств художественного, нравственного и эстетического воспитания детей. Сила музыкального воздействия на человека неоспорима. Воспринимая музыку, ребёнок глубже чувствует и о...
Консультация для воспитателей «Шумовой оркестр как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»
Консультация музыкального руководителя для воспитателей...
Игра на детских музыкальных инструментах как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста
Значение и роль игры на детских музыкальных инструментах для развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста...
Консультация для воспитателей «Шумовой оркестр как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»
Консультация музыкального рукаводителя для воспитателей...
Мастер –класс для родителей на тему: «Технология сторителлинг, с использованием игры пособия Кубики историй, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»
Цель: знакомство педагогов с технологией «сторителлинг» как средство речевого развития дошкольников.Задачи:-показать возможность развития связной речи через «сторителлин...