Статья "Особенности развития музыкально одаренных детей дошкольного возраста в ДОО" (из опыта работы)
статья по музыке
Формирование творческого потенциала общества зависит от того, как мы, взрослые, сможем раскрыть и развить в детях разные таланты. Каждый ребенок индивидуален и имеет свои способности и таланты. Одним из видов одаренности является природная музыкальная одаренность. Чем быстрее музыкальный руководитель выявит и начнет целенаправленную работу по ее развитию, тем полнее сможет раскрыться одаренная личность и стать успешной не только в музыкальном творчестве, но и в жизни.
В этой статье вы можете познакомиться с определёнными педагогическими условиями и инструментами, которые небходимы в работе по развитию творческого потенциала музыкально одарённых детей дошкольного возраста в ДОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ernazarova_statya.docx | 21.59 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Особенности развития музыкально одаренных детей дошкольного возраста в ДОО (из опыта работы).
Эрназарова Александра Алексеевна
музыкальный руководитель
МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад
№110 «Красная шапочка»
Формирование творческого потенциала общества зависит от того, как мы, взрослые, сможем раскрыть и развить в детях разные таланты. Каждый ребенок индивидуален и имеет свои способности и таланты. Одним из видов одаренности является природная музыкальная одаренность. Чем быстрее музыкальный руководитель выявит и начнет целенаправленную работу по ее развитию, тем полнее сможет раскрыться одаренная личность и стать успешной не только в музыкальном творчестве, но и в жизни.
Для того чтобы раскрыть и развить творческий потенциал детей дошкольного возраста с выраженной музыкальностью, необходимы определённые педагогические условия:
- Метод выявления детей с выраженной музыкальностью.
Для выявления музыкально - одаренных детей используется метод педагогического наблюдения. Диагностика ребенка представляет собой выделение у него 3х основных музыкальных способностей:
- Ладового чувства (Пример упражнений: «Повтори звук», «Правильно ли спета мелодия»);
- Музыкально - слуховые представления (Пример упражнений: «Пение знакомой мелодии без сопровождения», «Подбор на металлофоне знакомой попевки»);
- Чувство ритма (Пример упражнений: «Воспроизведение в хлопках, притопах, на музыкальных инструментах ритмического рисунка мелодии»).
На музыкальных занятиях педагоги могут выделить группы воспитанников по тем или иным качествам: любит солировать в песне, танце или инсценировке; быстро и легко изучает новый музыкальный материал; более эмоционально отзывается на исполняемый репертуар, чем другие дети. В каких-то случаях эти признаки выражены достаточно ярко, а в каких-то только начинают проявляться.
Предметами для педагогической диагностики могут выступать все виды музыкальной деятельности на занятии:
Выраженное стремление к музыкальной деятельности:
- Проявляет интерес к музыке и всему, что с ней связано;
- Выражает желание петь, танцевать, выступать на сцене;
- В произвольной игре, в свободной деятельности использует элементы музыкального творчества.
Доминирующие характеристики учебной и игровой деятельности:
- Инициативность;
- Креативность, продуктивность;
- Образность, эмоциональность.
Характер общения и поведения на музыкальных занятиях:
- Заинтересованность;
- Инициативность;
- Активность;
- Творчество.
- Дифференцированный подход в процессе музыкального воспитания.
Дифференцированный подход в музыкальной работе с одаренными детьми строится на основе тщательного изучения педагогом природных, возрастных и личностных особенностей ребенка. Данный метод применяется в индивидуальной и коллективной деятельности.
Индивидуальный подход характеризуется раскрытием творческих способностей и возможностей конкретного ребенка, его сильных сторон, особенностей эмоционального восприятия и характера (индивидуализация творческого развития).
Коллективный подход характеризуется объединением детей в группы по наличию у них общих качеств и музыкальных способностей.
- Разработанная программа для детей с выраженной музыкальностью: групповая и индивидуальная работа.
Программа является комплексной и включает в себя 2 вида работы с одаренными детьми.
Программа может быть разработана педагогом самостоятельно, учитывая творческие способности и возможности группы или конкретного ребенка, или выбрана из уже существующих методических программ (К.В. Тарасовой, Н.А. Ветлугиной, О.П. Радыновой, Ю.Б. Алиева и А.Н. Зиминой).
Задачи индивидуальной работы по программе:
- Научить ребенка подробно переживать музыку, чувствовать, как одна эмоция переходит в другую.
- Развивать вокальные способности детей (петь «чисто» и выразительно).
- Дать основы интонирования для пения соло, научить петь под фонограмму, в сопровождении музыкального инструмента и «а капелла».
- Формировать и развивать звуковысотный слух у детей, учить «чисто» интонировать, т.е. пропевать своим голосом «про себя» или вслух основную тему любой мелодии.
- Формировать в маленьких певцах осознание собственной значимости, талантливости и уникальности на сцене.
Задачи групповой работы по программе:
- Дать основы интонирования ансамблевого пения в унисон, научить петь под фонограмму, в сопровождении музыкального инструмента и «а капелла».
- Научить детей не только пропевать или подпевать музыкальный материал, но и сравнивать звучание голоса взрослого со звучанием инструмента, свое пение с пением других детей, находить различия.
- Правильно дышать во время пения, принимать правильную певческую позу.
- Развивать в детях артистическую свободу, умение держаться перед публикой.
- Рождать в душах детей чувство радости от общения с музыкой, чувство единения с другими детьми в процессе разучивания и исполнения песен, воспитывать желание воспринимать и исполнять хорошую музыку.
- Предметно - развивающая среда:
- Картотека музыкально - дидактических игр и методические пособия, направленные на развитие музыкальных способностей.
- Разнообразный и вариативный музыкальный материал, подобранный с учётом возможностей и предпочтений детей (должен быть интересен детям).
- Качество и новизна музыкального репертуара, сопровождающего аккомпанемента (оборудование музыкального зала: фортепиано, муз. центр, мультимедийная установка), декораций, костюмов и прочей атрибутики творческого процесса.
- Музыкальные инструменты с диатоническим и хроматическим звуком (металлофон, фортепиано, баян, аккордеон, флейта) и шумовые инструменты.
- Работа с родителями детей с выраженной музыкальностью, вовлечение их в процесс музыкального развития и воспитания детей, в качестве активных участников и партнеров.
Одним из необходимых условий взаимодействия с одарёнными детьми является организация работы с их родителями. Родитель является незаменимым партнером и помощником специалисту и воспитателю. Задача педагога дать родителю полную информацию о наличии способностей ребенка о важности их развития и необходимой мотивации со стороны семьи для активной поддержки и реализации задатков и способностей дошкольника.
Педагогическая работа с родителями реализовываться в 3х направлениях:
- Психологическое сопровождение семьи одаренного ребенка.
Беседы и семинары (темы: «особенности одаренного ребенка дошкольного возраста», «влияние стилей детско-родительских отношений на развитие одаренности детей», «ступени становления детской одаренности и роль взрослых в ее раскрытии» и др), индивидуальные консультации.
- Организация информационной среды для родителей:
- Групповые родительские собрания, практикумы, мастер-классы с использованием разнообразных форм работы по вопросам детской одаренности («Одаренный ребенок и как его воспитывать», «Развиваем креативные способности», «Творим вместе», «Как создать уголок творчества дома»);
- Памятки и печатные консультации родителям по взаимодействию с детьми с целью развития творческих способностей.
- Фотогалереи талантов, выставки работ, ставших победителями конкурсов.
- Благодарности родителям за помощь и участие в образовательном процессе ДОУ.
3. Совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей (совместные газеты, выставки творческих работ, подготовка проектов и т. д.).
«Человек, обладающий врожденным талантом, испытывает величайшее счастье тогда, когда использует этот талант» - И. В. Гете.
Педагогам так важно дать новому таланту поддержку и опору, подтолкнуть его к росту и совершенствованию. Именно благодаря единому подходу всех участников отношений, к раскрытию и развитию маленькой одаренной личности, мы сможем развить это явление природы, не дав ему угаснуть.
Список использованных источников и литературы
1. Дубровская Е.А. «Ступеньки музыкального развития» М., «Просвещение». 2003 г.
2. Тарасова К.В. «Диагностика музыкальных способностей детей дошкольного возраста» М., 2002 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал из опыта работы по теме "Развитие музыкальной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки".
Систематическое обогащение музыкальными впечатлениями в процессе работы по слушанию музыки способствует развитию музыкального восприятия детей. Программа по слушанию музыки в детском саду определяется...
Выступление из опыта работы "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста"
Чем активнее общение вашего ребенка с музыкой, тем более музыкальным он становится, чем более музыкальным становится, тем радостнее и желаннее новые встречи с ней....
Конспект НОД по музыкальному развитию "Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»
Конспект НОД по музыкальному развитию"Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных...
Обобщение педагогического опыта "Использование современных информационно-коммуникационных технологий в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста"
Название: «Использование современных информационно-коммуникационных технологий в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста»Тип материала: обобщение педагогического опытаОбразо...
Обобщение опыта работы "Развитие музыкально одаренных детей дошкольного возраста через музыкально-ритмическую деятельность"
Работа с музыкально одаренными детьми....
Из опыта работы "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами театра".
Развивающаяся педагогика, основанная на современных требованиях ФГОС, ощутимо изменила отношение взрослых к детям. Уровень развития ребенка становится мерой качества работы педагога и всей образ...
Программа "Одаренный ребенок" по развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста
Цель программы:Создание условий для реализации и развития творческого потенциала музыкально-одаренных дошкольников; практическое овладение вокальным мастерством для...