Дополнительная общеразвивающая программа по развитию основ экологической культуры у детей дошкольного возраста «Почемучка»
материал (средняя, старшая, подготовительная группа)
Кружок «Почемучка» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.
Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_obshcherazvivayushchaya_programma_po_ekologii.docx | 131.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет образования и науки администрации г.Новокузнецка
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 198»
654059, Россия, Кемеровская область, г. Новокузнецк, ул. Тореза, № 63-А
тел. 8(3843)-54-84-66, E-mail: teremok198@mail.ru
Дополнительная общеразвивающая программа
по развитию основ экологической культуры
у детей старшего дошкольного возраста «Почемучка»
Составитель программы:
Белова Наталья Анатольевна,
воспитатель
МБ ДОУ «Детский сад № 198»
Новокузнецкий округ,2017
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы | Дополнительная общеразвивающая программа по развитию основ экологической культуры «Почемучка» |
Уровень реализации Программы | Дополнительное образование |
Направленность Программы | формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве. |
Целевая группа | Старший дошкольный возраст |
Цель Программы | формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу. |
Сроки реализации Программы | 3 учебных года |
Краткая аннотация содержания Программы | Дополнительная общеразвивающая программа по развитию основ экологической культуры у детей дошкольного возраста «Почемучка»- это нормативный документ, определяющий объем и содержание образовательной деятельности по развитию детей в одной образовательной области, видах деятельности и /или культурных практиках. Содержание программы : 1.Пояснительная записка 2.Учебно-тематический план 3.Содержание программы 4.Уровни достижения детьми планируемых результатов 5.Информационно – методическое обеспечение программы 6.Литература 7. Приложения Цель Программы -формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу. Формы образовательной деятельности: - экскурсии, целевые прогулки; - наблюдения; - показ сказок (педагогом, детьми); - рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- чтение литературных произведений;
-проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.); - загадывание загадок; - проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров. - изготовление с детьми наглядных пособий. Количество занятий в неделю-1 раз, длительность занятия:средняя группа-20 минут, старшая группа-25 минут, подготовительная-30 минут. Содержание тематических разделов программы: Растения Животные Насекомые Птицы Овощи и фрукты Явления природы Деревья Опыты Развлечения Ожидаемые результаты: -Будут знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными) -Проявлять интерес, доброту к природным явлениям и объектам; -Помогать друг другу, бережно, доброжелательно относиться к природе, проявлять творчество. |
Содержание:
1. Пояснительная записка 5
2. Учебно-тематический план 8
3. Содержание программы 11
4. Уровни достижения детьми планируемых результатов 20
5. Информационно – методическое обеспечение программы 27
6. Литература 28
7. Приложения 29
- Пояснительная записка
Кружок «Почемучка» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.
Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.
В основу содержания кружка легла парциальная программа С.Н. Николаевой «Юный эколог», которая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.
Основная цель работы кружка - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.
Дополнительные цели:
-продолжать развивать образное эстетическое восприятие;
-учить активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, лепке, аппликации.
Работа кружка «Почемучка» призвана решать следующие задачи:
1. Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой и социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.
2. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному окружению.
3. Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.
Методы, используемые для реализации работы кружка:
- Наглядные методы:
- экскурсии, целевые прогулки;
- наблюдения;
- показа сказок (педагогом, детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических игр;
- Словесные методы:
- чтение литературных произведений;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
- Игровые методы:
- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);
- загадывание загадок;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
- Практические методы
- организация продуктивной деятельности детей;
- оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;
- постановка сказок, отрывков литературных произведений;
- изготовление с детьми наглядных пособий.
При построении системы работы экологического кружка мы обратили особое внимание на следующие основные направления.
- Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
- Практическое направление - изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка цветников и др.).
- Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.
Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:
- Будут знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными)
- Проявлять интерес, доброту к природным явлениям и объектам;
- Помогать друг другу, бережно, доброжелательно относиться к природе, проявлять творчество.
Организация образовательной деятельности
Программа по развитию основ экологической культуры у детей
дошкольного возраста «Почемучка» рассчитана на 3 года, проводится 1 раз в неделю во вторую половину дня продолжительностью 20 минут (средняя группа); 25 минут (старшая группа); 30 минут (подготовительная группа). В середине занятия проводится физминутка.
Содержание занятий воспитательно – образовательной работы в старшей группе с детьми построена с учетом возрастных особенностей дошкольников и требованиями основной образовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 198».
2. Учебно – тематический план
№ п/п | Наименование образовательной услуги (программы) | Кол-во занятий в неделю
| длительность занятия в мин. | ||
средняя | старшая | подготовительная | |||
1. | Программа по развитию основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста «Почемучка» | 1 | 20 мин | 25 мин | 30мин |
№ | Содержание тематических разделов программы | Объем образовательной нагрузки | |||
количество занятий | количество часов | ||||
Средняя группа(1 год реализации программы) | |||||
1 | Растения | 5 | 1,6 | ||
2 | Семейный конкурс | 1 | 0,3 | ||
3 | Времена года | 2 | 0,6 | ||
4 | Явления природы | 2 | 0,6 | ||
5 | Животные | 3 | 1 | ||
6 | Птицы | 4 | 1,3 | ||
7 | Опыты | 6 | 2 | ||
8 | Деревья | 2 | 0,6 | ||
9 | Насекомые | 1 | 0,3 | ||
10 | Развлечения | 5 | 1,6 | ||
Всего | 31 | 9,9 | |||
Старшая группа (2 год реализации программы) | |||||
1 | Растения | 6 | 2,5 | ||
2 | Времена года | 1 | 0,4 | ||
3 | Явления природы | 2 | 0,8 | ||
4 | Животные | 7 | 2,9 | ||
5 | Птицы | 4 | 1,7 | ||
6 | Опыты | 5 | 2 | ||
7 | Деревья | 3 | 1,3 | ||
8 | Насекомые | 2 | 0,8 | ||
9 | Развлечения | 4 | 1,7 | ||
10 | Овощи и фрукты | 1 | 0,4 | ||
Всего | 35 | 14,6 | |||
Подготовительная группа (3 год реализации программы) | |||||
11 | Растения | 5 | 2,5 | ||
22 | Животные | 7 | 3,5 | ||
33 | Насекомые | 2 | 1 | ||
44 | Птицы | 4 | 2 | ||
55 | Опыты | 6 | 3 | ||
66 | Овощи и фрукты | 1 | 0,5 | ||
77 | Явления природы | 3 | 1,5 | ||
88 | Развлечения | 4 | 0,3 | ||
9 | Деревья | 2 | 1 | ||
10 | Рыбы | 1 | 0,5 | ||
Всего | 35 | 15,8 |
Программа реализуется в течении трех учебных лет (с сентября по май), включает в себя 101 занятие. Каждый тематический раздел завершается обобщающим занятием. В мае проводится итоговое занятие. Формы подведения итогов реализации программы: участие в конкурсах для дошкольников; открытый показ итогового занятия, экологический праздник. Календарно-тематический план представлен в приложении 1.
3. Содержание программы
Средняя группа
Растения.
Закрепить знания детей о осенних садовых цветах: отличие по внешнему виду. Уточнить представления детей о садовых работах осенью. Активизировать словарь детей словами, означающими названия садовых цветов. Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Уточнить знания детей об уходе за овощами. Воспитывать трудолюбие. Активизировать словарь детей словами, обозначающими овощи и трудовые действия. Уточнить знания детей о грибах. Познакомить с ядовитыми грибами (мухомор и поганка). Развить познавательную активность. Активизировать словарь детей: съедобные и несъедобные грибы. Учить детей сравнивать 2 комнатных растения (бальзамин и фикус), находить сходства и различия. Дать понятие, что растения выделяют кислород, которым мы дышим. Воспитывать любовь и желание за ними ухаживать. Активизировать словарь детей: комнатные, протирать, поливать. Побуждать детей радоваться первым весенним цветам – подснежникам. Продолжать знакомить их с названиями, с особенностями строения. Воспитывать интерес и любознательность. Активизировать словарь детей: подснежники, нежные.
Времена года
Продолжать учить запоминать названия весенних месяцев. Дать представления об изменениях, происходящие весной в природе. Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление. Активизировать словарь детей: весенняя, греет. Дать понятие об испарении воды, образовании облаков. Познакомить с явлением весной – грозой в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы. Активизировать словарь детей: страшно, испугались.
Явления природы
Развивать способности детей наблюдать сезонные явления и их изменения.
Формировать умения выделять характерные признаки осеннего и летнего дождя. Активизировать словарь детей: моросит, мелкий, холодный. Продолжать учить запоминать названия весенних месяцев.
Дать представления об изменениях, происходящие весной в природе. Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление. Активизировать словарь детей: весенняя, греет.
Уточнить знания детьми о солнце, весенних изменениях в природе.
Учить описывать свойства солнца, подбирать прилагательные. Продолжать вызывать у детей интерес к явлениям неживой природы. Активизировать словарь детей: солнышко, теплая погода. Дать понятие об испарении воды, образовании облаков. Познакомить с явлением весной – грозой в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы. Активизировать словарь детей: страшно, испугались.
Животные
Формировать у детей обобщенные представления о домашних животных: как за ними надо ухаживать, какую пользу приносят, какие условия нужны для жизни. Закрепить названия детенышей домашних животных. Активизировать словарь детей: домашние, ухаживать. Формировать у детей представления о разновидностях подготовке диких животных к зиме (меняет шубку, делает запасы). Закрепить названия и характерные признаки диких животных, их среду обитания. Активизировать словарь детей: лисенок, бельчонок, зайчонок, медвежонок, волчонок. Закрепить полученные знания о диких и домашних животных, их среде обитания. Формировать знания о лесных обитателях. Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей. Способствовать: обогащению и углублению знаний детей о диких зверях в зимний период, развитию умения устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей.
Птицы
Способствовать обобщению представлений о птицах в осенний период: собираются в стаи, улетают на юг. Воспитывать любознательность и наблюдательность у детей. Активизировать словарь детей: перелетные, юг. Знакомить детей с зимующими птицами: воробьи. Уточнить с детьми, как изменения в природе повлияли на жизнь воробья. Развивать интерес к наблюдению за птицами. Активизировать словарь детей: зимующие, перелетные. Учить детей рассматривать птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам. Познакомить с их названиями, жизненными трудностями зимой. Воспитывать желание подкармливать их, делать кормушки. Активизировать словарь детей: зимующие, холодно, голодно. Познакомить с первыми перелетными птицами – грачами. Способствовать обобщению представлений об изменениях их поведения – греются на солнце, на деревьях, чирикают, гнездуются, выводят птенцов.
Воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах.
Активизировать словарь детей: перелетные, чирикают.
Опыты
Закрепить знания о снежинке.
Развивать способности наблюдать сезонные явления и их изменения, внимания и памяти.
Учить видеть красоту природы.
Активизировать словарь детей: первый снег, снежинка.
Познакомить детей с понятием – лёд.
Формировать интерес к определению свойств льда с помощью опытов.
Воспитывать осторожность на льду.
Активизировать словарь детей: опасный, холодный лед.
Вызывать у детей интерес к зимним явлениям природы.
Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве.
Развивать воображение и творчество.
Активизировать словарь детей: морозные узоры.
Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке.
Развивать желание наблюдать за изменениями в луковицах.
Учить создавать ситуацию опыта.
Формировать представления о свойстве лука и его пользе для человека зимой.
Активизировать словарь детей: полезный, горький.
Познакомить с понятием – капель.
Продолжать учить детей наблюдать явления природы: сосульками.
Формировать осторожность и опасность около домов.
Активизировать словарь детей: холодная, белая, капель.
Познакомить детей со свойствами и пользой воды для человека.
Развивать умение делать несложные выводы и проводить простой опыт по очистке грязной воды.
Закрепить значение грязной и чистой воды.
Активизировать словарь детей: грязная, чистая.
Деревья
Познакомить с осенним деревом – рябиной. Формировать умения детей наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых взаимосвязях и закономерностях. Активизировать словарь детей: рябина красная, гроздь, ягоды. Приобщить к желанию наслаждаться запахом хвойного дерева.
Способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели, признаки, отличающие ее от других деревьев. Формированию умения видеть отличие игрушечной ели от настоящей. Воспитывать бережное и заботливое отношение к живой природе. Активизировать словарь детей: красавица, зеленая.
Насекомые
Учить детей внимательно относиться к окружающему миру. Воспитывать интерес к насекомым.
Уточнить представления о внешних особенностях, названиях и среде обитания насекомых. Активизировать словарь детей: летают, жужжат.
Развлечения
Развлечь детей, закрепить полученные знания о диких и домашних животных, их среде обитания.
Формировать желание играть в подвижные и дидактические игры.
Развлечь детей, закрепить полученные знания о перелетных птицах.
Формировать у детей желание по-доброму относиться к живой природе.
Воспитывать интерес и желание играть в подвижные и дидактические игры.
Продолжать формировать знания о лесных обитателях.
Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей. Способствовать: обогащению и углублению знаний детей о диких зверях в зимний период, развитию умения устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей. Формировать представления у детей о русской березе. Расширить знания об охране природы. Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к природе.
Активизировать словарь детей: красивая, белоствольная.
Формировать положительные эмоции к окружающему нас миру, к природе и всему живому. Развивать чувство красоты, желание участвовать в конкурсах и играх со сказочными героями.
Старшая группа
Растения
Осмотр участка, поиск цветущих растений, определение их названий. Отмечается, как красив участок с цветущими растениями.
Осмотр растений с целью определения их строения (найти стебель, листья, цветки, корни). Сравнение разных растений по высоте, форме, окраске листьев, цветов, стеблей, по запаху.
Дети обсуждают, почему цветы выросли. Определяется назначение всех частей растения: корень впитывает из земли влагу, питательные вещества; стебель переносит их к листьям, цветам, семенам; листья поглощают свет; из цветов потом будут семена.
Уточнить представления детей о 4—5 видах знакомых растений, о необходимых для них условиях жизни (вода, почва, свет, тепло); познакомить с новыми растениями; сформировать представления о влаголюбивых и засухоустойчивых растениях.
Определить с детьми форму, размер, окраску, количество появляющихся листьев мать-и-мачехи; отметить различный характер поверхности верхней и нижней сторон листа растения (нижняя сторона бледно-зеленая, теплая и мягкая на ощупь – «как родная мать», верхняя сторона темно-зеленая, гладкая и холодная на ощупь – «как мачеха»); уточнить интересную последовательность развития растения (сначала появляются только цветы, а листья вырастают позже).
Уточнять знание детьми цветка(одуванчик), умение найти его по листьям, форме соцветия. Обратить внимание детей на интересное явление – цветы открыты в полдень и закрыты вечером.
Времена года
Уточнить и обобщить представление детей о весне как о сезоне, когда в природе быстро меняются условия жизни (становится тепло, увеличивается световой день, оттаивает земля, при таянии снега и льда образуется много воды, поэтому оживают все растения и животные; распускаются листья, цветы, растут молодые побеги, оживают насекомые, просыпаются животные, которые были в спячке, возвращаются перелетные птицы, которые вьют гнезда, выводят потомство; весна – красивое время года.
Явления природы
Уточнить представления детей о зиме как сезоне, наиболее неблагоприятном для жизни растений и животных в природе (холод, мороз, земля покрыта снегом, вода затянулась льдом, очень мало света, так как день короткий, небо чаще всего пасмурное. Растения и животные по-разному приспособлены к жизни в зимнее время: деревья и кустарники зимой стоят без листьев, не растут; лесные животные зимуют каждый по-своему – медведь и еж спят, заяц и лось кормятся корой и ветками, белка – своими запасами); развивать способность воспринимать красоту зимних явлений природы.
Уточнять и расширять представления детей о том, как в лесу оживает жизнь в весеннее время: трогаются в рост деревья, просыпаются животные (медведь, еж), насекомые, которые зимой спали; все устраивают свои гнезда, норы, выводят потомство; весна для всех создает хорошие условия (много света, тепла, пищи).
Животные
Формировать у детей обобщенное представление о том, что корова и коза – домашние животные (живут у человека – в сарае, коровнике), не боятся его и позволяют ухаживать за собой; приносят пользу: корова дает молоко, мясо, рога, кожу; коза дает молоко, шкуру, шерсть, пух; человек заботится о них, создает все условия для жизни: строит специальное помещение, убирает в нем, кормит, поит, заготавливает сено).
Дать детям представление о приспособленности строения животных к среде обитания (на примере хвоста), о значении отдельных органов для взаимодействия с внешней средой; учить слушать чтение книги познавательного содержания, инсценировать ее, делать выводы, строить умозаключения.
Вызвать у детей эмоциональное отношение к хомяку, желание наблюдать за ним.
Познакомить детей со степью – местом обитания хомяка, с образом жизни, который он ведет в естественных природных условиях, дать представления о приспособленности строения тела и поведения хомяка к самостоятельной жизни в природе (умеет делать нору, гнездо, отыскивать и запасать корм – семена различных растений, растить свое потомство, спасаться от врагов – лисы, хищных птиц – при помощи маскировочной окраски и прячась в нору); уточнить представление о том, что хомяк в природе – это дикое животное, а хомяк в уголке природы – это прирученный зверек, условия для жизни которого создает человек (воспитатель, дети).
Уточнить представления детей о маскировочной окраске хомяка, о значении в случаях опасности неподвижного состояния; развивать наблюдательность, умение правильно отражать в речи причинно-следственные зависимости.
Формировать у детей представления о лосях, об их жизни в лесу в зимнее время, о лесниках и их природоохранной деятельности – зимней подкормке животных. Воспитывать бережное отношение к лесу, желание совершать хорошие поступки.
Птицы
Учить детей, рассматривая птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам; познакомить с их названиями.
Уточнить с детьми ассортимент кормов, предлагаемых пернатым: зерносмесь, мягкие корма (крошки яиц, творога, каши, хлеба; тертая морковь), кусочки свежих фруктов, выращенная зелень, свежая вода.
Учить детей замечать особенности передвижения птиц по земле: ворона ходит большими шагами – у нее ноги длиннее, чем у воробья и голубя; воробей скачет на двух ножках; голубь делает частые шаги, оставляя на снегу красивую цепочку «крестиков»; следы могут внезапно обрываться, это означает, что птица взлетела, оставив следы от раскрытых крыльев и хвоста.
Овощи и фрукты
Уточнять представления детей о внешних и вкусовых качествах овощей и фруктов, наиболее распространенных в местности, где находится детский сад, о способах их употребления в пищу; закреплять представления о значении свежих плодов для здоровья людей; учить готовить салат.
Опыты
Наблюдать с детьми свойства снега: белый, холодный, падает снежинками, которые тают на теплой руке – становятся капельками воды.
Показать детям, что падающие снежинки можно рассмотреть на темном фоне: они имеют строение узора из шести лучиков; все снежинки разные и красивые, их интересно рисовать (воспитатель рисует с детьми снежинки на свежевыпавшем снегу, предлагает нарисовать их на бумаге, вырезает с детьми снежинки из фольги для украшения группы).
Показать и рассказать детям, что снег, принесенный в теплое помещение, посте- пенно тает, из него образуется талая вода, она содержит мусор, грязь, поэтому снег брать в рот не следует, но талой водой хорошо поливать комнатные растения. Организуя наблюдение, воспитатель предлагает принести в группу немного снега, разложить его в белые тарелки и наблюдать, что с ним будет.
Показать детям, что жидкая вода на морозе меняет свое состояние – превращается в твердый лед (а не в снег); из подкрашенной воды можно сделать красивые цветные льдинки, чтобы украсить ими участок, елку.
Деревья
Рассмотреть с детьми ель, назвать характерные особенности ее строения, признаки, отличающие ее от других деревьев. Провести наблюдение, чтобы дети увидели, что все ветви у ели покрыты иголками, которые растут вместо листьев, что иголки короткие, острые, колются, темно-зеленого цвета, покрыты плотной кожицей, густо и крепко сидят на ветке, торчат в стороны, не опадают, если дотрагиваться.
Показать детям, что разные обстоятельства и люди могут повредить живой ели. Очень сильный ветер может сломать ствол, ветки, вырвать дерево с корнем из земли. Если мало снега, ель и ее корни могут промерзнуть в морозную зиму. Человек может повредить ели, если будет резать ствол ножом, ломать ветви, если задумает спилить ее к новогоднему празднику. Ели можно помочь: прикопать к стволу снег, чтобы ей было теплее, осторожно отряхнуть ветви от тяжелого снега, бережно с ней обращаться.
Насекомые
Учить детей внимательно относиться к окружающему миру, воспитывать интерес к природным явлениям; уточнять представления о внешних особенностях жучка (маленький, круглый, яркой окраски – красной, желтой, оранжевой – с темными точками на спине, хорошо заметен, так как спокойно ползает на открытых, хорошо освещаемых местах).
Рассмотреть с детьми жучка, выделить и назвать основные части тела, их особенности (маленькое круглое туловище, покрытое сверху двумя жесткими надкрыльями; под ними два мягких прозрачных крыла; на маленькой черной головке усы, глаза; надкрылья красного (оранжевого, желтого) цвета с темными крапинками; у божьей коровки шесть ножек, как у всех жуков, ножки короткие, тонкие, но с их помощью она легко и быстро ползает по любой поверхности).
Развлечения
Создать условия для развития творческого потенциала детей и их родителей в рамках культурно - образовательного пространства учреждения, повысить познавательный интерес к миру природы.
Дать детям представление о людях, создающих книгу, – писателе и художнике-иллюстраторе, о строении книги (обложка, титульный лист, страницы с текстом и иллюстрациями); объяснить, что книгу можно сделать самим, для этого надо интересно рассказать о событиях, записать рассказ, нарисовать к нему картинки.
Учить детей отличать хорошие, добрые поступки от иных; воспитывать желание по-доброму относиться к людям, к природе, умение сочувствовать, сопереживать; познакомить с жанром плаката, учить создавать плакаты на тему бережного отношения к ели.
Формировать положительные эмоции к окружающему нас миру, к природе и всему живому.
Развивать чувство красоты, желание участвовать в конкурсах и играх со сказочными героями.
Подготовительная группа
Растения
Познакомить детей с лекарственными растениями; показать пищевые связи в природе; учить видеть необычное в обычном. Формировать представления детей о лекарственных растениях и их использовании человеком, учить применять; упражнять в их распознавании. Развивать любознательность, внимание, память. Воспитывать бережное отношение к природе. Учить детей определять по внешним особенностям растений их хорошее или болезненное состояние, выявлять недостающие условия и способы ухода, которые могут их восполнить. Уточнить представления о том, что есть светолюбивые и теневыносливые, влаголюбивые и засухоустойчивые растения; их можно узнать по внешним признакам: светлая яркая окраска листьев выдает светолюбивые растения, темная – теневыносливые; растения с тонкими мягкими листьями любят много влаги, растения с толстыми листьями и стеблями запасают ее и могут долго обходиться без воды; слабые, давно не цветущие растения нуждаются в питательной почве, их надо пересадить. Найти на участке детского сада места, где появился первоцвет мать-и-мачеха. Определить, что это солнечные – более сухие и теплые – места на газонах.
Грибы
Продолжать формировать представления детей о ядовитых и съедобных грибах, уточнить условия необходимые для роста и развития грибов; воспитывать бережное отношение к природе.
Развлечения
Рассказать о ели, о её значении для человека, птиц, и зверей, о её красоте, воспитывая в песнях, стихах и полотнах художников; воспитывать у детей бережное отношение к ели;
Формировать положительные эмоции к окружающему нас миру, к природе и всему живому. Развивать чувство красоты, желание участвовать в конкурсах и играх.
Насекомые
Углубить знания детей о муравьях, их образе жизни, уточнить представления о пользе приносимой муравьями; развивать любознательность; воспитывать бережное отношение к муравьям. Расширять и закреплять знания детей о насекомых (бабочках), из разнообразии и развитии; воспитывать любознательность, познавательный интерес, эмоционально – положительное отношение к природе.
Птицы
Учить детей замечать действия птиц, направленные друг на друга.
Уточнить представления детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц.
Обобщить, систематизировать знания детей об изменениях в жизни птиц весной; продолжать учить устанавливать связи между прилетом птиц и наличием корма, развивать умение называть зимующих и перелетных птиц; рассказать о них и их гнездах; воспитывать гуманное отношение к птицам.
Опыт
Познакомить детей с тем, что воздухом можно надувать разные предметы.
Показать детям, что для срезанных веток создаются благоприятные условия (теплое помещение, теплая вода).Уточнить представления детей о том, что воздух есть везде, что в воде тоже есть воздух, особенно его много в чистой, свежей воде (только что налитой из-под крана).Показать значение воды в жизни живой природы; рассказать о том, какой путь проходит вода, прежде чем попадает в наши дома; закрепить знания о воде и о том, как человек её использует; формировать привычку бережно и разумно использовать воду.
4. Уровни достижения детьми планируемых результатов
Средняя группа
Развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации | Формирование познавательных действий, становление сознания. | Формирование первичных представлений об особенностях природы. | |
Высокий уровень | Задаёт много вопросов познавательного характера, преобладают вопросы «почему», направленные на установление причинно-следственных связей в мире физических явлений; с интересом выслушивает ответ взрослого, ответ порождает новый вопрос. Возникает потребность объяснить мир; проявляет яркий познавательный интерес не только к непосредственно воспринимаемым объектам, но и к тому, что ранее увидел, услышал, узнал; инициирует наблюдения для приобретения новых знаний об окружающем; в речи отражает результаты наблюдений; ярко проявляет чувство удивления, начинает проявлять чувство сомнения, удовольствие от процесса познания и узнавания нового, радость познания; пытается делать первые умозаключения, исходя из имеющихся знаний, собственного опыта жизнедеятельности; начинает по своей инициативе проявлять исследовательскую активность. | Проявляет исследовательское поведение, систематически самостоятельно установить причинно-следственные связи, получить новые знания об интересующем объекте; привлекает взрослого к содействию в экспериментировании, с удовольствием участвует в экспериментах, организуемых взрослым, отражает в речи их ход и результаты, делает попытки сформулировать предположения. В деятельности опирается на собственный опыт, пользуется своими знаниямидля разрешения проблемных ситуаций, поставленных как взрослым, так и самостоятельно; использует различные приёмы для решения новых задач, отбирает способы деятельности, ориентируясь на некоторые существенные признаки объектов; сравнивает различные предметы, выявляет различия в них и отражает в речи; понимает жизненные ситуации, проигрывает с заменой одних объектов другими. Замечает противоречия в повседневной практике, в мире физических явлений; проявляет к ним интерес и пытается разрешить противоречия, используя свой жизненный опыт, наблюдая и экспериментируя, привлекая взрослого к содействию. | Имеет чёткие, информативные представления; в представлениях отражает эпизоды собственного опыта |
Средний уровень | Вопросы задаёт достаточно часто, появляются вопросы причинно-следственного характера, но преобладают вопросы, направленные на установление непосредственно воспринимаемых связей(где, куда, зачем, какие, когда и т.п.), не всегда выслушивает ответ взрослого, задаёт вопросы непоследовательно. Проявляет познавательный интерес к непосредственно воспринимаемым объектам, начинает интересоваться тем, что ранее увидел, услышал, узнал; с интересом наблюдает за окружающим, для обобщения результатов наблюдений нуждается в помощи взрослого; в процессе познания проявляет чувство удивления, радуется новому; под руководством взрослого с интересом включается в выполнение исследовательский заданий. | Эпизодически проявляет попытки самостоятельно установить причинно-следственные связи, получить новые знания об интересующем объекте, для получения результата этих попыток нуждается в помощи взрослого; с удовольствием участвует в несложных экспериментах. Организуемых взрослым, отражает в речи фрагменты информации, полученной в процессе экспериментирования. При необходимости, особенно в ситуации затруднений, преобразует способы решения задач(проблем) в зависимости от ситуации с помощью взрослого. Пользуется своими знаниями для разрешения проблемных ситуаций, поставленных взрослым. Сравнивает различные предметы и выявляет различия в них. | Имеет фрагментарные, недостаточно обобщённые и информативные представления, собственный опыт активизирует с помощью взрослого. |
Низкий уровень | Задаёт вопросы, направленные на установление непосредственно воспринимаемых связей, не всегда выслушивает ответ взрослого, задаёт вопросы непоследовательно. Познавательные интересы ситуативны; участвует в наблюдениях, исследованиях, организованных взрослым, но не проявляет ярких познавательных чувств; затрудняется в речевом выражении, обобщении полученных знаний. | Попытки самостоятельно экспериментировать наблюдаются редко, они малорезультативны; не проявляет яркого интереса к экспериментам, организуемым взрослым, в речи не отражает результаты познания. Испытывает затруднения в обобщении своего опыта, затрудняется в выделении существенных признаков предметов. С помощью взрослого понимает изображения на картинках, происходящие в повседневной жизни, описанные в тексте, самостоятельно не устанавливает причинно-следственные связи и зависимости между объектами и явлениями или сравнивает объекты с помощью взрослого. С определяющей помощью взрослого преобразует способы решения задач(проблем) в зависимости от ситуации. | Представления недостаточно дифференцированные; отрывочно отражает собственный опыт с помощью взрослого или не отражает. |
Низший уровень | Задаёт вопросы редко; вопросы имеют ситуативный или предметный(кто, что) характер, ответ взрослого не побуждает к дальнейшему осмыслению воспринимаемого. Познавательные интересы не выражены или не дифференцированы, быстро пресыщается заданиями познавательного типа; познавательные чувства не проявляются; полученные знания в речи не отражает или отражает неадекватно. | Не интересуется экспериментированием, не проявляет ярких положительных эмоций в процессе экспериментирования, организованного взрослым, не стремится в них участвовать. Не чувствителен к противоречиям, несоответствиям; не принимает помощи взрослого в их разрешении. Не принимает задачу как проблему, которую надо решить; помощь взрослого существенно не влияет на собственный опыт. Задачи, возникающие в деятельности, самостоятельно решить не может. Не устанавливает элементарные причинно-следственные связи и зависимости между объектами и явлениями. Не преобразует способы решения задач (проблем) в зависимости от ситуации. | Представления неверные, малоинформативные или не сформированы; свой опыт не отражает в речи. |
Старшая группа
Развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации | Формирование познавательных действий, становление сознания. | Формирование основ безопасного поведения в природе | |
Высокий уровень | Проявляет разнообразные познавательные интересы, при восприятии нового пытается понять суть происходящего, установить причинно-следственные связи. Внимательно выслушивает ответы, соотносит их с системой имеющих знаний, представлений и суждений. | Систематически применяет самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослым, так и самим ребёнком, при этом действует, определяя и сопоставляя свойства предметов и материалов, из которых изготовлены знакомые и малознакомые предметы, ориентируясь на их качества. Замечает несоответствия, противоречия в окружающей действительности и пытается самостоятельно их разрешить; проявляет исследовательское поведение, систематически стремится самостоятельно установить причинно-следственные связи; любит экспериментировать. | Имеет четкие, информативные представления, отражает эпизоды собственного опыта, выражает свои потребности в отдельных словах и в простой фразе, подкрепляя слова жестами, вербально и невербально отражает свой практический опыт. |
Средний уровень | Преимущественно проявляет познавательные интересы к миру физических явлений. Вопросы имеют причинно-следственный характер. Ответы выслушивает с интересом, выдвигает свои версии ответов. | Принимает заинтересованное участие в экспериментировании, организованном взрослым; стремится экспериментировать сам, но нуждается в помощи взрослого; задает вопросы. Замечает некоторые несоответствия в окружающей действительности, прибегает к помощи взрослого. Устанавливает простые причинно-следственные связи с помощью взрослого, объясняет знакомые причинно-следственные связи. При необходимости преобразует способы решения задач в зависимости от ситуации. | Имеет фрагментарные, недостаточно обобщённые и информативные представления, собственный опыт активизирует с помощью взрослого. Имеет отдельные представления о своей жизнедеятельности; выражает свои потребности в отдельных словах, жестах, позах; с помощью взрослого отражает свой практический опыт. |
Низкий уровень | Проявления познавательных интересов неустойчивые, преобладают предметно-ориентированные, утилитарные интересы. Задает вопросы, отражающие обыденные, может не проявлять интереса к ответам. | Самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач применяет с помощью взрослого. С помощью взрослого замечает некоторые несоответствия, противоречия в окружающей действительности, попытки их самостоятельно разрешить не наблюдаются или наблюдаются редко. С помощью выделяет существенные признаки, лежащие в основе родовых обобщений и устанавливает некоторые причинно-следственные связи, затрудняется в их объяснении. | Представления недостаточно дифференцированные, отрывочно отражает собственный опыт с помощью взрослого или не отражает. Имеет нечёткие представления о своей жизнедеятельности; затрудняется в адекватном выражении своих потребностей, чаще заявляет о них плачем; не отражает своего практического опыта. |
Низший уровень | Познавательные интересы не оформлены, не дифференцированы, реагирует на новизну, но когда новизна восприятия происходит, теряет интерес к происходящему, быстро пресыщается. Задает вопросы редко, в вопросах отражает то , что воспринимает непосредственно, в данный момент, удовлетворяется кратким ответом. | Не применяет самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, помощь взрослого существенно на данный процесс не влияет. Не чувствителен к противоречиям, не принимает помощи взрослого в их разрешении; затрудняется в выделении существенных признаков, лежащих в основе родовых обобщений, в установлении причинно-следственных связей. | Представления о своей жизнедеятельности не сформированы или отрывочны, неверны, нереалистичны; заявляет о своих потребностях плачем, протестным поведением или не заявляет совсем; не отражает своего практического опыта. Представления неверные, свой опыт не отражает. |
Подготовительная группа
Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации | Формирование познавательных действий, становление сознания. | Формирование первичных представлений об особенностях природы | |
Высокий уровень | Проявляет разнообразные познавательные интересы, при восприятии нового пытается понять суть происходящего, установить причинно-следственные связи. Вопросы имеют причинно-следственный характер, отражают попытки понять существенные связи и отношения в окружающем мире, внимательно выслушивает ответы, соотносит их с системой имеющих знаний, представлений и суждений. | Преобразует способы решения задач в зависимости от ситуации, рассматривая это как своеобразное экспериментирование; использует новые способы работы со знакомыми материалами; творчески применяет усвоенные способы в разных видах деятельности; оригинально соединяет в одной работе разные материалы. Систематически применяет самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных взрослым и ребенком. Любит экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства, стремится самостоятельно экспериментировать для получения нового знания, решения проблемы, рассуждает, выдвигает и проверяет гипотезы. | Имеет чуткие, информативные представления; в представлениях отражает эпизоды собственного опыта. |
Средний уровень | Преимущественно проявляет познавательные интересы к миру физических явлений. Вопросы имеют причинно-следственный характер, сочетаются с уточняющими вопросами; ответы выслушивает с интересом, выдвигает свои версии ответов, может настаивать на них, ориентируясь на собственный опыт или житейские представления | При необходимости преобразует способы решения задач в зависимости от ситуации, ориентируется на помощь взрослого; с помощью взрослого использует новые способы работы со знакомыми материалами и применяет их в разных видах деятельности; соединяет в одной работе разные материалы. Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных взрослым; в отношении собственной деятельности испытывает затруднения в применении знаний и способов деятельности. Принимает заинтересованное участие в экспериментировании, организованном взрослым; стремится экспериментировать сам, но нуждается в помощи взрослого; в речи отражает ход и результат экспериментирования, задает вопросы. | Имеет фрагментарные, недостаточно обобщенные и информативные представления, собственный опыт активизирует с помощью взрослого. |
низкий уровень | Проявления познавательных интересов неустойчивые, преобладают предметно-ориентированные, утилитарные интересы. Задает вопросы, преимущественно отражающие обыденные, обиходные связи и отношения; может не проявлять интерес к ответам; настаивает на своих версиях ответов, нередко противореча очевидным фактам. | С определяющей помощью взрослого преобразует способы решения задач в зависимости от ситуации; в совместной со взрослым деятельности в сочетании применяет усвоенные способы. Самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач применяет с помощью взрослого. С желанием принимает участие в экспериментах, организованных взрослым, в речи отражает эмоции, возникающие в процессе экспериментирования, иногда задает уточняющие вопросы, само экспериментирование не организует. | Представления недостаточно дифференцированные, отрывочно отражает собственный опыт с помощью взрослого или не отражает. |
Низший уровень | Интересы неоформлены, недифференцированы; реагирует на новизну, но когда новизна восприятия проходит, теряет интерес к происходящему, быстро пресыщается. Задает вопросы редко; в вопросах отражает то, что воспринимает непосредственно, в данный момент, удовлетворяется кратким констатирующим ответом; может не соглашаться с ответом, противореча очевидным фактам. | Не преобразует способы решения задач в зависимости от ситуации, помощь взрослого существенно не влияет на данный процесс. | Представления неверные, малоинформативные или не сформированы, свой опыт не отражает. |
Диагностический инструментарий
С целью выявления эффективности педагогического воздействия проводится педагогическая диагностика два раза в год (сентябрь-май).
Формы проведения:
-беседа;
-игра;
-наблюдение;
-игровые ситуации;
- опытно-экспериментальная деятельность
5. Информационно-методическое обеспечение
Центр Почемучек
Технические средства обучения
- Магнитофон, ноутбук, телевизор
- аудио материал, видеоматериал
Наглядно – образный материал
- Наглядно – дидактический материал
- Дидактические игры
- Игровые атрибуты;
4. Опыты
- Стихи, загадки, сказки.
6. ЛИТЕРАТУРА
- Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 128 с.
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение – 1999. - 207 с.
- Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа/авт.-сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 330 с.
- Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998. - 320 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Календарно- тематический план
Средняя группа
№ | Тема | Задачи | |
Сентябрь | |||
11 | «Цветы на участке осенью» | Закрепить знания детей о осенних садовых цветах: отличие по внешнему виду. Уточнить представления детей о садовых работах осенью. Активизировать словарь детей словами, означающими названия садовых цветов. | |
22 | «Что нам осень подарила» | Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Уточнить знания детей об уходе за овощами. Воспитывать трудолюбие. Активизировать словарь детей словами, обозначающими овощи и трудовые действия. | |
23 | За грибами мы пойдем. | Уточнить знания детей о грибах. Познакомить с ядовитыми грибами (мухомор и поганка). Развить познавательную активность. Активизировать словарь детей: съедобные и несъедобные грибы. | |
44 | Семейный конкурс «Дары осени» | Создать условия для развития творческого потенциала детей и их родителей в рамках культурно- образовательного пространства учреждения, повысить познавательный интерес к миру природы. | |
Октябрь | |||
55 | «Сколько знаю я дождей» | Развивать способности детей наблюдать сезонные явления и их изменения. Формировать умения выделять характерные признаки осеннего и летнего дождя. Активизировать словарь детей: моросит, мелкий, холодный. | |
66 | «Домашние животные» | Формировать у детей обобщенные представления о домашних животных: как за ними надо ухаживать, какую пользу приносят, какие условия нужны для жизни. Закрепить названия детенышей домашних животных. Активизировать словарь детей: домашние, ухаживать. | |
77 | «Как звери к зиме готовятся!» | Формировать у детей представления о разновидностях подготовке диких животных к зиме (меняет шубку, делает запасы). Закрепить названия и характерные признаки диких животных, их среду обитания. Активизировать словарь детей: лисенок, бельчонок, зайчонок, медвежонок, волчонок. | |
88 | Развлечение: «К нам гости пришли» | Развлечь детей, закрепить полученные знания о диких и домашних животных, их среде обитания. Формировать желание играть в подвижные и дидактические игры. | |
Ноябрь | |||
99 | «Осеннее дерево» | Познакомить с осенним деревом – рябиной. Формировать умения детей наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых взаимосвязях и закономерностях. Активизировать словарь детей: рябина красная, гроздь, ягоды. | |
110 | «Перелетные птицы» | Способствовать обобщению представлений о птицах в осенний период: собираются в стаи, улетают на юг. Воспитывать любознательность и наблюдательность у детей. Активизировать словарь детей: перелетные, юг. | |
111 | «Воробьишка» | Знакомить детей с зимующими птицами: воробьи. Уточнить с детьми, как изменения в природе повлияли на жизнь воробья. Развивать интерес к наблюдениям за птицами. | |
112 | Развлечение: «Синичкин праздник» | Развлечь детей, закрепить полученные знания о перелетных птицах. Формировать у детей желание по-доброму относиться к живой природе. Воспитывать интерес и желание играть в подвижные и дидактические игры. | |
Декабрь | |||
113 | «Снежинка» опыт | Закрепить знания о снежинке. Развивать способности наблюдать сезонные явления и их изменения, внимания и памяти. Учить видеть красоту природы. Активизировать словарь детей: первый снег, снежинка. | |
114 | «Волшебная льдинка» опыт | Познакомить детей с понятием – лёд. Формировать интерес к определения свойств льда с помощью опытов. Воспитывать осторожность на льду. Активизировать словарь детей: опасный, холодный лед. | |
115 | «Зимняя красавица - ель» | Приобщить к желанию наслаждаться запахом хвойного дерева. Способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели, признаки, отличающие ее от других деревьев. Формированию умения видеть отличие игрушечной ели от настоящей. Воспитывать бережное и заботливое отношение к живой природе. Активизировать словарь детей: красавица, зеленая. | |
Январь | |||
116 | «Жизнь птиц зимой» | Учить детей рассматривать птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам. Познакомить с их названиями, жизненными трудностями зимой. Воспитывать желание подкармливать их, делать кормушки. Активизировать словарь детей: зимующие, холодно, голодно. | |
117 | «Мороз – удивительный художник» опыт | Вызывать у детей интерес к зимним явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Развивать воображение и творчество. Активизировать словарь детей: морозные узоры. | |
Февраль | |||
118 | «Выращиваем лук на окошке» опыт | Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке. Развивать желание наблюдать за изменениями в луковицах. Учить создавать ситуацию опыта. Формировать представления о свойстве лука и его пользе для человека зимой. Активизировать словарь детей: полезный, горький. | |
119 | Комнатные растения. | Учить детей сравнивать 2 комнатных растения (бальзамин и фикус), находить сходства и различия. Дать понятие, что растения выделяют кислород, которым мы дышим. Воспитывать любовь и желание за ними ухаживать. Активизировать словарь детей: комнатные, протирать, поливать. | |
220 | Развлечение: «Путешествие по зимнему лесу» | Продолжать формировать знания о лесных обитателях. Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей. Способствовать: обогащению и углублению знаний детей о диких зверях в зимний период, развитию умения устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей. | |
Март | |||
221 | «Наши четвероногие друзья – собака» | Формировать у детей представления о том, что собака умное домашнее животное, предана человеку, её можно дрессировать и использовать на разных полезных службах. Воспитывать осторожное обращение с бездомными животными, опасно для жизни. Активизировать словарь детей: бездомная, укусит. | |
222 | «Птицы прилетели» | Познакомить с первыми перелетными птицами – грачами. Способствовать обобщению представлений об изменениях их поведения – греются на солнце, на деревьях, чирикают, гнездуются, выводят птенцов. Воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах. Активизировать словарь детей: перелетные, чирикают. | |
223 | «Сосульки». Звенит капель. опыт | Познакомить с понятием – капель. Продолжать учить детей наблюдать явления природы: сосульками. Формировать осторожность и опасность около домов. | |
Апрель | |||
224 | «К нам весна шагает быстрыми шагами» | Продолжать учить запоминать названия весенних месяцев. Дать представления об изменениях, происходящих весной в природе. Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление. Активизировать словарь детей: весенняя, греет. | |
225 | «Первые цветы в природе» | Побуждать детей радоваться первым весенним цветам – подснежникам. Продолжать знакомить их с названиями, с особенностями строения. Воспитывать интерес и любознательность. Активизировать словарь детей: подснежники, нежные. | |
226 | «Водичка водичка» опыт | Познакомить детей со свойствами и пользой воды для человека. Развивать умение делать несложные выводы и проводить простой опыт по очистке грязной воды. Закрепить значение грязной и чистой воды. Активизировать словарь детей: грязная, чистая. | |
227 | Развлечение «Русская березка» | Формировать представления у детей о русской березе. Расширить знания об охране природы. Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к природе. Активизировать словарь детей: красивая, белоствольная. | |
Май | |||
228 | «Солнышко на травке» | Уточнить знания детьми о солнце, весенних изменениях в природе. Учить описывать свойства солнца, подбирать прилагательные. Продолжать вызывать у детей интерес к явлениям неживой природы. Активизировать словарь детей: солнышко, теплая погода. | |
329 | «Что такое облака, дождь, гроза?» | Дать понятие об испарении воды, образовании облаков. Познакомить с явлением весной – грозой в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы. Активизировать словарь детей: страшно, испугались. | |
330 | «Божья коровка» | Учить детей внимательно относиться к окружающему миру. Воспитывать интерес к насекомым. Уточнить представления о внешних особенностях, названиях и среде обитания насекомых. Активизировать словарь детей: летают, жужжат. | |
331 | Итоговое развлечение: «В мире природы» | Развлечь детей. Формировать положительные эмоции к окружающему нас миру, к природе и всему живому. Развивать чувство красоты, желание участвовать в конкурсах и играх со сказочными героями. |
Старшая группа
Сентябрь | ||
Тема | Содержание | |
1 | «Что цветет на нашем участке в начале сентября?» | Осмотр участка, поиск цветущих растений, определение их названий. Отмечается, как красив участок с цветущими растениями. |
22 | «Какие они – цветущие растения?» | Осмотр растений с целью определения их строения (найти стебель, листья, цветки, корни). Сравнение разных растений по высоте, форме, окраске листьев, цветов, стеблей, по запаху. |
33 | «Кто помогал цветам расти? | Дети обсуждают, почему цветы выросли. Определяется назначение всех частей рас- тения: корень впитывает из земли влагу, питательные вещества; стебель переносит их к листьям, цветам, семенам; листья поглощают свет; из цветов потом будут семена. Воспитатель делает вывод: «Растения выросли потому, что наш участок для них хороший „дом”, в котором есть питательная почва, вода, тепло, свет. Все это было летом. Расти цветам помогали солнце, дождь, земля и люди». |
44 | Семейный конкурс «Мой любимый цветок!» | Создать условия для развития творческого потенциала детей и их родителей в рамках культурно- образовательного пространства учреждения, повысить познавательный интерес к миру природы. |
Октябрь | ||
55 | «Овощи и фрукты на нашем столе» | Уточнять представления детей о внешних и вкусовых качествах овощей и фруктов, наиболее распространенных в местности, где находится детский сад, о способах их употребления в пищу; закреплять представления о значении свежих плодов для здоровья людей; учить готовить салат. |
66 | «Растения в нашем уголке природы» | Уточнить представления детей о 4—5 видах знакомых растений, о необходимых для них условиях жизни (вода, почва, свет, тепло); познакомить с новыми растениями; сформировать представления о влаголюбивых и засухоустойчивых растениях. |
77 | «Корова и коза – домашние животные» | Формировать у детей обобщенное представление о том, что корова и коза – домашние животные (живут у человека – в сарае, коровнике), не боятся его и позволяют ухаживать за собой; приносят пользу: корова дает молоко, мясо, рога, кожу; коза дает молоко, шкуру, шерсть, пух; человек заботится о них, создает все условия для жизни: строит специальное помещение, убирает в нем, кормит, поит, заготавливает сено). |
88 | «Для чего животным хвосты?» | Дать детям представление о приспособленности строения животных к среде обитания (на примере хвоста), о значении отдельных органов для взаимодействия с внешней средой; учить слушать чтение книги познавательного содержания, инсценировать ее, делать выводы, строить умозаключения. |
Ноябрь | ||
9 | «Знакомьтесь, дети, я – хомяк» | Вызвать у детей эмоциональное отношение к зверьку, желание наблюдать за ним. |
1 110 | «Жизнь хомяка в природе» | Познакомить детей со степью – местом обитания хомяка, с образом жизни, который он ведет в естественных природных условиях, дать представления о приспособленности строения тела и поведения хомяка к самостоятельной жизни в природе (умеет делать нору, гнездо, отыскивать и запасать корм – семена различных растений, рас- тить свое потомство, спасаться от врагов – лисы, хищных птиц – при помощи маскировоч- ной окраски и прячась в нору); уточнить представление о том, что хомяк в природе – это дикое животное, а хомяк в уголке природы – это прирученный зверек, условия для жизни которого создает человек (воспитатель, дети). |
111 | «Когда хомяка трудно заметить?» | Уточнить представления детей о маскировочной окраске хомяка, о значении в случаях опасности неподвижного состояния; развивать наблюдательность, умение правильно отражать в речи причинно-следственные зависимости. |
112 | Развлечение «Делаем книгу „Приключения мышонка Пика”» | Дать детям представление о людях, создающих книгу, – писателе и художнике-иллюстраторе, о строении книги (обложка, титульный лист, страницы с текстом и иллюстрациями); объяснить, что книгу можно сделать самим, для этого надо интересно рассказать о событиях, записать рассказ, нарисовать к нему картинки. |
Декабрь | ||
113 | «Как узнать ель?» | Рассмотреть с детьми ель, назвать характерные особенности ее строения, при- знаки, отличающие ее от других деревьев. |
114 | «Какие у ели иголки?» | Провести наблюдение, чтобы дети увидели, что все ветви у ели покрыты иголками, которые растут вместо листьев, что иголки короткие, острые, колются, темно-зеленого цвета, покрыты плотной кожицей, густо и крепко сидят на ветке, торчат в стороны, не опадают, если дотрагиваться. |
115 | «Кто может обидеть ель и как мы можем ей помочь?» | Показать детям, что разные обстоятельства и люди могут повредить живой ели. Очень сильный ветер может сломать ствол, ветки, вырвать дерево с корнем из земли. Если мало снега, ель и ее корни могут промерзнуть в морозную зиму. Человек может повредить ели, если будет резать ствол ножом, ломать ветви, если задумает спилить ее к новогоднему празднику. Ели можно помочь: прикопать к стволу снег, чтобы ей было теплее, осторожно отряхнуть ветви от тяжелого снега, бережно с ней обращаться. |
116 | Развлечение «Станем юными защитниками природы» | Учить детей отличать хорошие, добрые поступки от иных; воспитывать желание по-доброму относиться к людям, к природе, умение сочувствовать, сопереживать; познакомить с жанром плаката, учить создавать плакаты на тему бережного отношения к ели. |
Январь | ||
117 | «Какой снег?» опыт | Наблюдать с детьми свойства снега: белый, холодный, падает снежинками, которые тают на теплой руке – становятся капельками воды |
118 | «Снежинки очень красивы» опыт | Показать детям, что падающие снежинки можно рассмотреть на темном фоне: они имеют строение узора из шести лучиков; все снежинки разные и красивые, их интересно рисовать (воспитатель рисует с детьми снежинки на свежевыпавшем снегу, предлагает нарисовать их на бумаге, вырезает с детьми снежинки из фольги для украшения группы). |
119 | «Получаем талую воду» Опыт | Показать и рассказать детям, что снег, принесенный в теплое помещение, посте- пенно тает, из него образуется талая вода, она содержит мусор, грязь, поэтому снег брать в рот не следует, но талой водой хорошо поливать комнатные растения. Организуя наблюдение, воспитатель предлагает принести в группу немного снега, разложить его в белые тарелки и наблюдать, что с ним будет. |
220 | Опыт «Замораживаем воду» | Показать детям, что жидкая вода на морозе меняет свое состояние – превращается в твердый лед (а не в снег); из подкрашенной воды можно сделать красивые цветные льдинки, чтобы украсить ими участок, елку. |
Февраль | ||
221 | «Какие птицы прилетают на кормушку?» | Учить детей, рассматривая птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам; познакомить с их названиями. |
222 | «Ищем птичьи следы» | Установить, что на свежевыпавшем снегу остаются разные следы: от людей, животных, машин, санок, лыж; птичьи следы похожи на крестики, по ним можно узнавать, какие птицы были на участке и что они делали. |
223 | «Как птицы передвигаются по земле?» | Учить детей замечать особенности передвижения птиц по земле: ворона ходит большими шагами – у нее ноги длиннее, чем у воробья и голубя; воробей скачет на двух ножках; голубь делает частые шаги, оставляя на снегу красивую цепочку «крестиков»; следы могут внезапно обрываться, это означает, что птица взлетела, оставив следы от раскрытых крыльев и хвоста. |
март | ||
224 | «Чем мы кормим наших птиц и что они особенно любят?» | Уточнить с детьми ассортимент кормов, предлагаемых пернатым: зерносмесь, мягкие корма (крошки яиц, творога, каши, хлеба; тертая морковь), кусочки свежих фруктов, выращенная зелень, свежая вода. |
225 | «Как люди помогают лесным обитателям» | Формировать у детей представления о лосях, об их жизни в лесу в зимнее время, о лесниках и их природоохранной деятельности – зимней подкормке животных. Воспитывать бережное отношение к лесу, желание совершать хорошие поступки. |
226
| «Прошла зима холодная» | Уточнить представления детей о зиме как сезоне, наиболее неблагоприятном для жизни растений и животных в природе (холод, мороз, земля покрыта снегом, вода затянулась льдом, очень мало света, так как день короткий, небо чаще всего пасмурное. Растения и животные по-разному приспособлены к жизни в зимнее время: деревья и кустарники зимой стоят без листьев, не растут; лесные животные зимуют каждый по-своему – медведь и еж спят, заяц и лось кормятся корой и ветками, белка – своими запасами); развивать способность воспринимать красоту зимних явлений природы. |
227 | «Выращиваем лук» опыт | Учить детей замечать изменения в росте луковиц (зелени, корней), связывать их с условиями, в которых находится каждое растение; |
Апрель | ||
228 | «Какие листья у мать- и- мачехи (почему ее так назвали)?» | Определить с детьми форму, размер, окраску, количество появляющихся листьев мать-и-мачехи; отметить различный характер поверхности верхней и нижней сторон листа растения (нижняя сторона бледно-зеленая, теплая и мягкая на ощупь – «как родная мать», верхняя сторона темно-зеленая, гладкая и холодная на ощупь – «как мачеха»); уточнить интересную последовательность развития растения (сначала появляются только цветы, а листья вырастают позже). |
329 | «Где можно найти божью коровку?» | Учить детей внимательно относиться к окружающему миру, воспитывать интерес к природным явлениям; уточнять представления о внешних особенностях жучка (маленький, круглый, яркой окраски – красной, желтой, оранжевой – с темными точками на спине, хорошо заметен, так как спокойно ползает на открытых, хорошо освещаемых местах). |
330 | «Рассматриваем божью коровку» | Рассмотреть с детьми жучка, выделить и назвать основные части тела, их особенности (маленькое круглое туловище, покрытое сверху двумя жесткими надкрыльями; под ними два мягких прозрачных крыла; на маленькой черной головке усы, глаза; надкрылья красного (оранжевого, желтого) цвета с темными крапинками; у божьей коровки шесть ножек, как у всех жуков, ножки короткие, тонкие, но с их помощью она легко и быстро ползает по любой поверхности). |
331 | «Весна в жизни лесных зверей» | Уточнять и расширять представления детей о том, как в лесу оживает жизнь в весеннее время: трогаются в рост деревья, просыпаются животные (медведь, еж), насекомые, которые зимой спали; все устраивают свои гнезда, норы, выводят потомство; весна для всех создает хорошие условия (много света, тепла, пищи). |
3 | Май | |
332 | «Где растут одуванчики и как их можно узнать?» | Уточнять знание детьми цветка, умение найти его по листьям, форме соцветия. |
333 | «Как одуванчики ложатся спать?» | Обратить внимание детей на интересное явление – цветы открыты в полдень и закрыты вечером. |
334 | Комплексное занятие «Весна кончается – лето начинается» | Уточнить и обобщить представление детей о весне как о сезоне, когда в природе быстро меняются условия жизни (становится тепло, увеличивается световой день, оттаивает земля, при таянии снега и льда образуется много воды, поэтому оживают все растения и животные; распускаются листья, цветы, растут молодые побеги, оживают насекомые, просыпаются животные, которые были в спячке, возвращаются перелетные птицы, которые вьют гнезда, выводят потомство; весна – красивое время года. |
335 | Итоговое развлечение «Праздник юных любителей природы» | Формировать положительные эмоции к окружающему нас миру, к природе и всему живому. Развивать чувство красоты, желание участвовать в конкурсах и играх со сказочными героями. |
Подготовительная группа |
Сентябрь
1 | «Природа – наш дом» (Показ презентации на тему: «Что в природе я найду, то в поделку превращу») | Воспитывать бережное отношение к природе и ее обитателям, любовь к природе и учить правильному поведению в природе; способствовать осмыслению детьми разных аспектов взаимодействия человека с природой. Развивать у детей способность внимательно вглядываться в различные явления, сохраняя целостность восприятия при создании поделок из природного материала. |
22 | «Земля – наша голубая планета» | Закреплять знания детей о материках Земного шара, их природе и обитателях; научить детей определять местоположение материков на глобусе; развивать интерес, бережное отношение и любовь к окружающему миру. |
33 | Травушка – муравушка Презентация на тему: «Правила сбора лекарственных растений» | Познакомить детей с лекарственными растениями; показать пищевые связи в природе; учить видеть необычное в обычном. Формировать представления детей о лекарственных растениях и их использовании человеком, учить применять; упражнять в их распознавании. Развивать любознательность, внимание, память. Воспитывать бережное отношение к природе. |
34 | «Грибное царство» Просмотр детского развивающего мультфильма Тралик и Валик «Грибы» | Продолжать формировать представления детей о ядовитых и съедобных грибах, уточнить условия необходимые для роста и развития грибов; воспитывать бережное отношение к природе. |
октябрь | ||
45 | «Летающие семена» Опыт | Закрепить представление о значении подорожника для человека; познакомить с народными названиями этого растения; показать приспособленность этого растения к жизни у дорог; воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание и умение оказывать ей помощь; формировать навыки поведения в природе. |
6 | «Во саду ли в огороде…» Просмотр детского развивающего мультфильма Тралик и Валик «Фрукты, Овощи» | Формировать обобщенные представления об овощах и фруктах. Уточнить представление о многообразии овощей и фруктов. Развивать любознательность. Воспитывать любовь к природе. | ||
67 | Жизнь осеннего леса» | Учить устанавливать связь между продолжительностью дня, температурой воздуха, состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме. Развивать интерес к закономерностям в живой природе. Воспитывать бережное отношение к животным. | ||
78 | «Кора деревьев» | Продолжать воспитывать любовь к деревьям, бережное и заботливое отношение к ним; уточнить с детьми понятие «кора», для чего она служит дереву, учить узнавать по внешнему виду дерево, его возраст (дать понятие, что даже старое дерево растет, появляются молодые веточки; кора на них молодая, тонкая, гибкая, нежная в отличии от коры старого дерева); закрепить названия профессий людей, занимающихся изучением и уходом за лесом, птицами, животными; уточнять и расширять знания о том, для чего нужна древесина и что изготавливают из коры деревьев. | ||
НОЯБРЬ | ||||
99 | «Чистый и загрязненный воздух» Опыт | Дать детям элементарное представление о воздухе, об источниках загрязнения воздуха, о значении воздуха для нашего здоровья, дать представление о том, какую роль играют растения в нашей жизни, как они влияют на чистоту воздуха; воспитывать бережное отношение к растениям. | ||
910 | «Почему исчезают животные?» | Дать детям представление о разнообразии природы, перечислить основные причины вымирания некоторых животных, назвать охраняемых, объяснить, почему нужно охранять животный и растительный мир; внушить сочувствие к животной природе, научить сопереживать. | ||
111 | «Кто главный в лесу?» | Дать представление о леснике-человеке, который заботится о лесе. Уточнить знания детей о том, какие звери живут в наших леса. Стараться помочь лесникам, изготовив плакаты правил поведения в лесу. | ||
112 | Развлечение «Через добрые дела можно стать юным экологом» | Раскрыть перед детьми на конкретных литературных примерах, что бывают хорошие и плохие поступки. Показать, что юный эколог – это ребенок, который любит природу, заботится о живых существах (растениях и животных) в детском саду и дома, создает для них хорошие условия жизни. | ||
декабрь | ||||
113 | «Животные жарких стран». Показ слайдов | Уточнить и расширить представление детей о животном мире, живущих в Африке и других теплых континентах: внешний вид, характерные особенности; развивать умение устанавливать причинно – следственные связи различного характера и использовать для обобщения предметно – схематическую модель; продолжать развивать умение относить животных имеющих выделенные признаки, к птицам, рыбам и доказательно строить суждения; развивать у детей наблюдательность, любознательность, сообразительность и познавательный интерес к жизни птиц. | ||
114 | «Животные Севера» Презентация | Дать элементарные знания о животных, обитающих на Севере, их внешнем виде, среде обитания, добыче корма, размножении и пользе для человека; развивать представление о взаимосвязи всех явлений в природном мире и интерес к жизни животных, а также воображение и мышление детей, воспитывать доброе бережное отношение к животным. | ||
115 | «Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу» | Формировать у детей представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. | ||
116 | «Волк и лиса – лесные хищники» | Уточнить представления детей об образе жизни лисы и волка в зимнее время. | ||
январь | ||||
117 | «В гости в подледное царство» | Формировать у детей представления о жизни водоёма зимой; расширять представления о приспособленности речных обитателей к зимнему периоду; закрепить знания о последовательности развития рыб и других обитателей водоёма; умение устанавливать причинно – следственные связи; воспитывать бережное отношение к воде и её обитателям; навыки безопасного поведения у реки зимой и ранней весной. | ||
118 | «Покормите птиц зимой» (на прогулке) Насыпать корм в кормушки | Учить различать птиц по оперению, размеру, повадкам; развивать наблюдательность; воспитывать эмоционально положительное отношение к птицам, доброту, отзывчивость, желание помогать и делать добрые дела. | ||
119 | «Зимние забавы» опыт | Закрепить представление о характерных признаках зимы; познакомить детей с некоторыми физическими свойствами снега и льда; научить детей решать познавательные задачи и делать выводы; воспитывать у детей устойчивый интерес к природным явлениям. | ||
220 | «Где зимуют лягушки?» | Сформировать представление детей о жизни лягушек в разные сезоны, закрепить представление детей о способах появления новых лягушек, развивать любознательность, воспитывать у детей интерес и гуманное отношение к природе. | ||
февраль | ||||
221 | «Как птицы относятся друг к другу?» | Учить детей замечать действия птиц, направленные друг на друга (пододвигаются, смотрят, сцепляют клювы, издают нежные звуки или кричат друг на друга, клюют, прогоняют с жердочки, от кормушки). По ним определять, хорошие или плохие у птиц взаимоотношения. | ||
222 | «Что мы знаем о птицах» презентация | Уточнить представления детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц .Формировать обобщенное представление о птицах как наземно-воздушных животных, которые могут жить на земле и летать в воздухе. (Птицы летают, потому что у них: 1) широкие крылья и хвост; 2) легкие перья с полым стержнем; 3) плотные и жесткие маховые перья; 4) птицы легкие, так как едят понемногу и часто.) | ||
223 | «Стоит красавица в зелёном платьице» Инсценировка сказки «Кому хорошо живётся под ёлкой, а кому на ёлке?» | Рассказать о ели, о её значении для человека, птиц, и зверей, о её красоте, воспитывая в песнях, стихах и полотнах художников; воспитывать у детей бережное отношение к ели. | ||
224 | «Воздух упругий» опыт | Познакомить детей с тем, что воздухом можно надувать разные предметы (шары, мешочки), воздух заполняет их, предметы становятся упругими, а бесформенные – приобретают форму | ||
МАРТ | ||||
225 | Наблюдение за ветками в вазе опыт | Показать детям, что для срезанных веток создаются благоприятные условия (теплое помещение, теплая вода). Свет на первых порах не нужен. Эти условия должны повлиять на стояние веток. Зарисовать 2-3 ветки в вазе, точно передавая особенности их строения. Наблюдение организуется в три этапа: ветки кладут в прохладное помещение и отмечают, что в нем теплее. Чем на улице, поэтому ветки должны оттаять. Затем помещают их в ванну и уточняют, что вода очень теплая- она хорошо прогреет ветки снаружи и внутри, если сделать так, чтобы она не остывала 8 часов. И наконец, ветки ставят в нормальные комнатные условия. Воспитатель предлагает детям самим высказывать предложения: что же будет с ветками через неделю? Не уточняя их ответы, просит ребят зарисовать 2-3 ветки. | ||
226 | «Подарок любимому человеку к 8 Марта» | Побуждать детей осмысливать свое отношение к окружающим близким людям. Учить выражать это отношение готовностью сделать приятное – изготовить подарок своими руками и преподнести его в праздничный день. Продолжать знакомить с произведениями искусства, на которых изображена природа. Показать, что художественные произведения созданы руками человека на основе впечатлений от природы, радостного переживания ее красоты. Учить осмысливать свои впечатления от природы, совершенствовать эстетическое видение ее красот; выражать свои впечатления изобрази- тельными средствами, доводить работу до конца. | ||
227 | «Есть ли в воде воздух?» опыт | Уточнить представления детей о том, что воздух есть везде, что в воде тоже есть воздух, особенно его много в чистой, свежей воде (только что налитой из-под крана). | ||
228 | «Вода – источник жизни» Опыты. Рисунки «Давайте беречь природу!» | Показать значение воды в жизни живой природы; рассказать о том, какой путь проходит вода, прежде чем попадает в наши дома; закрепить знания о воде и о том, как человек её использует; формировать привычку бережно и разумно использовать воду. | ||
Апрель | ||||
29 | Наблюдение за мать-и-мачехой | Найти на участке детского сада места, где появился первоцвет мать-и-мачеха. Определить, что это солнечные – более сухие и теплые – места на газонах | ||
330 | «„Зеленая служба" Айболита – весенний уход за комнатными растениями» | Учить детей определять по внешним особенностям растений их хорошее или болезненное состояние, выявлять недостающие условия и способы ухода, которые могут их восполнить. Уточнить представления о том, что есть светолюбивые и теневыносливые, влаголюбивые и засухоустойчивые растения; их можно узнать по внешним признакам: светлая яркая окраска листьев выдает светолюбивые растения, темная – теневыносливые; растения с тонкими мягкими листьями любят много влаги, растения с толстыми листьями и стеблями запасают ее и могут долго обходиться без воды; слабые, давно не цветущие растения нуждаются в питательной почве, их надо пересадить. | ||
331 | «Весенние заботы птиц» | Обобщить, систематизировать знания детей об изменениях в жизни птиц весной; продолжать учить устанавливать связи между прилетом птиц и наличием корма, развивать умение называть зимующих и перелетных птиц; рассказать о них и их гнездах; воспитывать гуманное отношение к птицам. | ||
332 | Экологический поход по территории детского сада | Показать детям пробуждающуюся природу – первоцветы, набухающие почки, цветущие деревья и кустарники, развертывающиеся листья. Связать состояние растений, их рост с нарастающими благоприятными условиями: увеличением дня (количества света), тепла, изобилием влаги; уточнить представления об охраняемых растениях. Развивать эстетическое восприятие природы, умение замечать красоту, наслаждаться ею, оберегать ее. | ||
Май | ||||
33 | «Бабочка, давай дружить!» Презентация «Бабочки» | Расширять и закреплять знания детей о насекомых (бабочках), из разнообразии и развитии; воспитывать любознательность, познавательный интерес, эмоционально – положительное отношение к природе. | ||
34 | «Муравьи - санитары леса» | Углубить знания детей о муравьях, их образе жизни, уточнить представления о пользе приносимой муравьями; развивать любознательность; воспитывать бережное отношение к муравьям. | ||
35 | «Мой родной край: заповедные места и памятники природы» | Познакомить детей с одним-двумя заповедниками, памятниками природы своей местности. Воспитывать чувство гордости и сопричастности к природным достопримечательностям родного края, пробуждать желание побывать в этих местах. | ||
36 | Развлечение «Праздник посвящения в юные экологи» | Формировать положительные эмоции к окружающему нас миру, к природе и всему живому. Развивать чувство красоты, желание участвовать в конкурсах и играх. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа психолого-логопедического кружка для старшего дошкольного возраста «АЙ да Я».
Целью Программы является построение системы работы с детьми старшего дошкольного возраста, предусматривающей полную интеграцию действий учителя-логопеда и педагога-психолога, направленное на выр...
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности для детей дошкольного возраста 5-7 лет (театрализованная деятельность)
Данная работа является методической разработкой, систематизирующей действия и мероприятия, направленные на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста 5-7 лет....
Дополнительная общеразвивающая программа по позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста «Я + ты = мы!» на 2016-2018 учебный год
Цель: освоение дошкольниками первоначальных представлений социального характера и включение их в систему социальных отношений общества. Задачи: 1) формирование представление детей старшего дошкольно...
Дополнительная общеразвивающая программа по позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста «Я + ты = мы!» на 2016-2018 учебный год
laquo;Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, чт...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-5 лет) «ВОЛШЕБНЫЙ ЯЗЫЧОК»
Пояснительная запискаВ отличие от других программ коррекционного развития детей, Программа «Волшебный язычок» направлена на синтез слова, музыки и движения. Развитие движений в сочетании с...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-6 лет) «ВОЛШЕБНЫЙ ЯЗЫЧОК»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 6 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» ПРИНЯТА...
Дополнительная Общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) ОБЖ – «Островок безопасности» для детей дошкольного возраста на 2022 – 2023 учебный год
1. Содержание №НаименованиеСтраницы1Содержание22Паспорт программы33Пояснительная записка43.1Цели и задачи программы53.2Планируемые результаты83.3Объем образовательной нагрузки114Содержание програ...