ПРОЕКТ "Наш город - Саратов"
проект (старшая, подготовительная группа)

Рьянова Ольга Михайловна

Родное Поволжье, Саратовский край!

Прекраснее нет земли, так и знай!

Ведь здесь ты родился и здесь ты живёшь,

И Родиной эту ты землю зовёшь!

      Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными земляками, которые прославили город.

Но не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение дошкольников к малой Родине. Поэтому мы  разработали проект «Наш город – Саратов».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_nash_gorod_-_saratov.doc449.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –

детский сад № 196 компенсирующего вида г. Саратова

__________________________________________________________________

  ПРОЕКТ

«Наш город – Саратов»

г. Саратов – 2019 год     

Авторы проекта:

Воспитатели старше-подготовительной 4 логопедической группы «Теремок»:

Рьянова Ольга Михайловна, Колибердина Елена Вячеславовна.

Основа проекта (актуальность):

Родное Поволжье, Саратовский край!

Прекраснее нет земли, так и знай!

Ведь здесь ты родился и здесь ты живёшь,

И Родиной эту ты землю зовёшь!

      Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными земляками, которые прославили наш город.

     Дети не владеют достаточной информацией о родном городе, о его достопримечательностях.  Но не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

Проблема:

Дети знают название города, домашний адрес, увлечённо рассматривают фотографии родного города, делятся впечатлениями. Но, беседуя с детьми, мы  убедилась в том, что у них отсутствуют знания об истории возникновения родного города, о его символике, достопримечательностях. Поэтому мы  разработали проект «Наш город – Саратов».

Цель проекта:

Формировать позитивное, уважительное отношение к родному городу, своей малой Родине. Расширять представления детей об истории, традициях, достопримечательностях города Саратова.

Задачи проекта:

  • Закрепить понятие «малая Родина». Расширять представления детей о достопримечательностях своего города, о названиях улиц и его исторических памятниках.
  • Познакомить с символикой нашего города: флаг, герб, гимн.
  • Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
  • Формировать духовно-нравственные отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, природе родного края.
  • Воспитывать чувство гордости за своих земляков, которые прославили Саратов.
  • Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Вид проекта:

Познавательно-творческий;

групповой;

средней продолжительности.

Участники проекта:

Дети старше-полготовительной 4 логопедической группы «Теремок», воспитатели группы, социальный педагог Уштыкова Т. М., педагог-психолог Кузнецова С. Е., педагог дополнительного образования по ИЗО Литвинова И. Н., учитель-логопед Крамина О. И., родители воспитанников (законные представители).

Ожидаемые результаты проекта:

  • Обогащенные и систематизированные знания детей о городе, его достопримечательностях, об известных земляках,  которые прославили наш город. Устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
  • Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
  • Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.
  • Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Саратова, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.

Следовательно, данный проект будет способствовать формированию не только познавательного интереса, но и будет иметь социальное значение.

Время реализации проекта:

Февраль – апрель 2019 г.

Средства реализации проекта:

  • Использование различных видов деятельности (познавательной, речевой, продуктивной, игровой).
  • Организация предметно - развивающей среды.
  • Специально-организованная НОД.
  • Просмотр слайдов и видеоматериалов. 
  • Организация выездных мероприятий музея краеведения г. Саратова.
  • Организация творческих выставок.
  • Организация фото-выставок.
  • Изготовление макета Заводского микрорайона «Улица, на которой ты живёшь».
  • Оформление информационных стендов.
  • Создание буклетов и памяток.
  • Организация экскурсий для детей «Старый Саратов», «Саратов глазами детей».
  • Просвещение родителей.

Этапы осуществления проекта:

Согласно поставленным задачам были запланированы мероприятия с детьми, родителями воспитанников старше - подготовительной (4 логопедической) группы «Теремок». Реализация проекта - в три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

I этап – подготовительный (1-2 недели февраля)

№ п/п

Мероприятия

Сроки реализации

1

Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора.

февраль

(1-2 недели)

2

Определение цели и задач проекта.

3

Изучение методической литературы по теме проекта.

4

Составление перспективного плана работы основного этапа проекта.

5

Оснащение предметно-развивающей среды.

6

Подбор игр и оборудования.

7

Разработка конспектов НОД для детей.

8

Подготовка цикла бесед по теме проекта, презентаций.

9

Подготовка материалов для продуктивной и творческой деятельности.

10

Сбор литературы по данной теме.

11

Изготовление  дидактических игр.

12

Оформление воспитателями наглядной – стендовой информации, буклетов и памяток для родителей.

II этап – основной (3-4 недели февраля, март, 1-2 недели апреля)

Деятельность в соответствии с планом мероприятий.

Формы работы с детьми.

  • Сбор информации из разных источников (рассказы взрослых, энциклопедии, словари, телепередачи).
  • Оформление патриотического уголка «Мы едины, мы Россия…» по теме проекта:
  • Фотоальбом «Города России».
  • Фотоальбом «Достопримечательности нашего города».
  • Альбомы «Народы Саратовской губернии», «Народные промыслы».
  • Дидактические игры «Государственные праздники России», «Собери достопримечательности; символы».
  • Фотографии «Мой дом и улица, на которой я живу».
  • Магнитное панно «Российские города».
  • Альбом детских рисунков «Моя малая Родина».
  • Фотоальбом «Где в Саратове бывали? Что в Саратове видали?».

  • Рассматривание фотографий, просмотр слайдов и видеоматериалов.

Познавательная и речевая деятельность.

  • Цикл бесед:  «Мой родной город», «Я живу по адресу», «Архитектура родного города», «Наш край Саратовский», «Народы Поволжья», «Они прославили город и Россию».
  • Непосредственно образовательная деятельность (с использованием презентаций): 
  • «Путешествие по Саратову»/воспитатели (февраль).  Цель: Расширять знания детей о малой Родине, вызвать интерес к истории родного края. Развивать речь детей, умение отвечать полным ответом. Воспитывать патриотические чувства, любовь к родному городу, краю, Родине; ценностное отношение к природе и достопримечательностям родного города, уважение к культурному наследию своего народа.
  • «Экскурсия по паркам города Саратова»/воспитатели (февраль). Цель: Познакомить детей с парками и скверами города Саратова. Развивать связную речь; формировать умение отвечать на вопросы по картинкам; развивать мышление, слуховую память, зрительное восприятие и внимание, мелкую моторику.
  • «Символика города Саратова»/воспитатели (февраль). Цель: Закрепить знания детей о символах родного города – гербе, флаге, гимне; развивать интерес к символике Саратова. Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, уважительное отношение к государственным символам.
  • «Родники Саратова»/ учитель-логопед (21.03.2019 г.).  Цель: Познакомить детей с родниками, расположенными на территории Саратова. Развивать у детей связную речь. Совершенствовать умение правильно формулировать вопросы и грамотно отвечать на них. Показать детям искреннее, заботливое отношение человека к природе.
  • «Под крышей дома своего»/ социальный педагог (14.03.2019 г.). Цель: Познакомить детей с правом на жильё и дом, помочь осознать необходимость иметь жильё, дом; закрепить знание своего домашнего адреса; расширить представления о разных типах домов и их жителях; закрепить знания о соблюдении правил безопасного поведения.
  • «Это вся моя семья»/социальный педагог (25.04.2019 г.). Цель: Объяснить детям. Что каждый ребёнок имеет право на семью; закрепить представления детей о родственных связях, о благополучной дружное семье; обобщить знания детей о понятии «семья».   
  • «Край, в котором ты живёшь»/педагог-психолог (2.04.2019 г.). Цель: Расширять представления детей о родном крае. Продолжать знакомить с достопримечательностями региона, в котором живут дети. Воспитывать любовь к «малой Родине», воспитывать чувство гордости за свою страну. Создать условия для принятия правил, осознания и необходимости их выполнять. Развивать патриотическое отношение, умение сотрудничать и сочувствовать. Расширять кругозор.

     

  • Чтение художественной литературы: 
  • В. Степанов «Что мы родиной зовем».
  • В. Колчин «Саратов».
  • Л. Толкачёва «Волжские сказки, легенды, были».
  • Г. Гаврилова, Е. Колесова «Культура края».
  • Н. Виноградова, С. Козлова «Наша Родина».
  • В. Степанов «Наш дом».
  • В. Болдинов «Земля любимая моя….».

  • Экскурсии и выставки:
  • «Старый Саратов» (на базе детского сада – группа «Василёк»). Цель: развивать интерес к историческому прошлому, к архитектурным и культурным памяткам города.

  • «Саратов глазами детей» (выставка детских рисунков на базе детского сада). Цель: вызвать желание рисовать красоту родного города, его достопримечательности.

   

Игровая деятельность.

  • Дидактические игры: 
  • Лото «Мой город Саратов».
  • Разрезные картинки «Достопримечательности города Саратова», «Символика Саратова и России».
  • Пазлы «Моя малая Родина».
  • Дидактические игры: «Саратовская мозаика», «Государственные праздники России», «Космическое путешествие».

  • Сюжетно-ролевые игры:
  • «Построим улицу города».
  • «Строительство нового дома».
  • «Экскурсия по городу».

Продуктивная  деятельность.

  • Изготовление макета Заводского микрорайона «Улица, на которой ты живёшь»/воспитатели. Цель: Пробуждать в детях любовь к своему городу, улице, на которой они живут, к своему дому.
  • Непосредственно образовательная деятельность (с использованием презентаций):             
  • НОД «Мой город Саратов» (аппликация+презентация)/педагог по ИЗО (19.03.2019 г). Цель: Продолжать знакомить детей с историей и культурой родного города. Дать представления о памятниках культуры. Развивать мелкую моторику при составлении разрезных картин. Тренировать в аккуратном наклеивании деталей. Развивать любознательность, эмоциональную отзывчивость. Воспитывать чувство гордости за свой город.
  • НОД «Я люблю Саратов» (рисование+презентация)/педагог по ИЗО (26.03.2019 г). Цель: Формировать основы патриотического воспитания, духовно-нравственной культуры детей. Воспитывать чувство любви к родному городу. Развивать творческую фантазию, умение строить интересную композицию.
  • НОД «Саратов встречает космонавта Ю.А. Гагарина» (аппликация+презентация)/педагог по ИЗО (12.04.2019 г). Цель: Закреплять у детей понятия «космос», «космическое пространство», «космические тела». Закреплять и расширять знания о первом космонавте. Воспитывать любознательность, творческую активность, самостоятельность, чувство эмоционального удовлетворения.
  • Организация выставок детского творчества.

Формы работы с родителями.

  • Привлечение родителей к созданию группового патриотического уголка.
  • Совместная деятельность по изготовлению альбомов по теме.
  • Консультация «Знакомим детей с родным городом».
  • Экскурсия детей с родителями  по городу, в краеведческий музей.
  • Оформление фотовыставки «Где были – расскажем. Про Саратов всё покажем».
  • Помощь в организации выездного развлечения.

III этап – заключительный (3-4 недели апреля)

  1. НОД  (познание, итоговое): «Саратов – мой город родной»/воспитатели (22.04.2019г.). Цель: Закреплять представления детей о достопримечательностях города, особенностях старого города и современных зданий. Формировать начало гражданственности. Развивать умение отгадывать загадки и собирать целостную картину из частей. Совершенствовать грамматический строй языка. Воспитывать чувство патриотизма, любви к Отечеству.
  1. Организация выездного развлечения «Русские народные календарные праздники». «Саратов – Гагарин – Саратов» (Саратовский музей краеведения).
  1. Тематический праздник «День Земли» (24.04.2019 г.).
  1. Фотовыставка «Мой город Саратов».
  1. Выставка работ детской деятельности. 
  1. Обсуждение итогов проекта, презентация.

Реализация проекта показала свою эффективность:

  • У детей расширились представления о родном городе: об истории Саратова, о памятниках, улицах, о достопримечательностях города.
  • У детей и родителей появился интерес к историческому прошлому нашего города, активность в поиске краеведческого материала, интерес к неповторимой природе родного края.
  • Проект  объединил родителей и детей и способствовал патриотическому воспитанию будущих граждан своего города.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Мой город Саратов" для старшего дошкольного возраста

Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей....

Сценарий праздника "День рождение города Саратов"

Праздник проводится в неделю празднования Дня города....

Презентация "Мой родной город - Саратов"

В презентации представлены достопримечательности города Саратова...

Презентация на тему: "Мой родной город. Саратов"

Саратов находится на правом берегу Волгоградского водохранилища, примерно на равном расстоянии от Волгограда и Самары.Основан как сторожевая крепость в 1590 году. Во второй половине XVIII ...

Мой любимый город Саратов

Материал посвящен городу Саратову. В этом материале отображены история, символика и достопримечательности Саратова. Материал интересен не только детям, но и родителям....

Конспект НОД по развитию речи и рисованию "Мой любимый город" МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №232" города Саратов

Цель:Воспитание любви к родному городу. Задачи:Продолжать знакомить с историей и культурой родного города, дать представлениея о промышлинных предприятиях Саратова; развивать умение наблюдать и описыв...