Авторы проекта: |
Воспитатели старше-подготовительной 4 логопедической группы «Теремок»: Рьянова Ольга Михайловна, Колибердина Елена Вячеславовна. |
Основа проекта (актуальность): |
Родное Поволжье, Саратовский край! Прекраснее нет земли, так и знай! Ведь здесь ты родился и здесь ты живёшь, И Родиной эту ты землю зовёшь! Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными земляками, которые прославили наш город. Дети не владеют достаточной информацией о родном городе, о его достопримечательностях. Но не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине. |
Проблема: |
Дети знают название города, домашний адрес, увлечённо рассматривают фотографии родного города, делятся впечатлениями. Но, беседуя с детьми, мы убедилась в том, что у них отсутствуют знания об истории возникновения родного города, о его символике, достопримечательностях. Поэтому мы разработали проект «Наш город – Саратов». |
Цель проекта: |
Формировать позитивное, уважительное отношение к родному городу, своей малой Родине. Расширять представления детей об истории, традициях, достопримечательностях города Саратова. |
Задачи проекта: |
- Закрепить понятие «малая Родина». Расширять представления детей о достопримечательностях своего города, о названиях улиц и его исторических памятниках.
- Познакомить с символикой нашего города: флаг, герб, гимн.
- Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
- Формировать духовно-нравственные отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, природе родного края.
- Воспитывать чувство гордости за своих земляков, которые прославили Саратов.
- Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
|
Вид проекта: |
Познавательно-творческий; групповой; средней продолжительности. |
Участники проекта: |
Дети старше-полготовительной 4 логопедической группы «Теремок», воспитатели группы, социальный педагог Уштыкова Т. М., педагог-психолог Кузнецова С. Е., педагог дополнительного образования по ИЗО Литвинова И. Н., учитель-логопед Крамина О. И., родители воспитанников (законные представители). |
Ожидаемые результаты проекта: |
- Обогащенные и систематизированные знания детей о городе, его достопримечательностях, об известных земляках, которые прославили наш город. Устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
- Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
- Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.
- Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Саратова, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.
Следовательно, данный проект будет способствовать формированию не только познавательного интереса, но и будет иметь социальное значение. |
Время реализации проекта: |
Февраль – апрель 2019 г. |
Средства реализации проекта: |
- Использование различных видов деятельности (познавательной, речевой, продуктивной, игровой).
- Организация предметно - развивающей среды.
- Специально-организованная НОД.
- Просмотр слайдов и видеоматериалов.
- Организация выездных мероприятий музея краеведения г. Саратова.
- Организация творческих выставок.
- Организация фото-выставок.
- Изготовление макета Заводского микрорайона «Улица, на которой ты живёшь».
- Оформление информационных стендов.
- Создание буклетов и памяток.
- Организация экскурсий для детей «Старый Саратов», «Саратов глазами детей».
- Просвещение родителей.
|
Этапы осуществления проекта: |
Согласно поставленным задачам были запланированы мероприятия с детьми, родителями воспитанников старше - подготовительной (4 логопедической) группы «Теремок». Реализация проекта - в три этапа: подготовительный, основной и заключительный. |
I этап – подготовительный (1-2 недели февраля)
|
№ п/п |
Мероприятия
|
Сроки реализации
|
1 | Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора. | февраль (1-2 недели)
|
2 | Определение цели и задач проекта. |
3 | Изучение методической литературы по теме проекта. |
4 | Составление перспективного плана работы основного этапа проекта. |
5 | Оснащение предметно-развивающей среды. |
6 | Подбор игр и оборудования. |
7 | Разработка конспектов НОД для детей. |
8 | Подготовка цикла бесед по теме проекта, презентаций. |
9 | Подготовка материалов для продуктивной и творческой деятельности. |
10 | Сбор литературы по данной теме. |
11 | Изготовление дидактических игр. |
12 | Оформление воспитателями наглядной – стендовой информации, буклетов и памяток для родителей. |
II этап – основной (3-4 недели февраля, март, 1-2 недели апреля)
|
Деятельность в соответствии с планом мероприятий. |
Формы работы с детьми.
- Сбор информации из разных источников (рассказы взрослых, энциклопедии, словари, телепередачи).
- Оформление патриотического уголка «Мы едины, мы Россия…» по теме проекта:
- Фотоальбом «Города России».
- Фотоальбом «Достопримечательности нашего города».
- Альбомы «Народы Саратовской губернии», «Народные промыслы».
- Дидактические игры «Государственные праздники России», «Собери достопримечательности; символы».
- Фотографии «Мой дом и улица, на которой я живу».
- Магнитное панно «Российские города».
- Альбом детских рисунков «Моя малая Родина».
- Фотоальбом «Где в Саратове бывали? Что в Саратове видали?».
- Рассматривание фотографий, просмотр слайдов и видеоматериалов.
Познавательная и речевая деятельность. - Цикл бесед: «Мой родной город», «Я живу по адресу», «Архитектура родного города», «Наш край Саратовский», «Народы Поволжья», «Они прославили город и Россию».
- Непосредственно образовательная деятельность (с использованием презентаций):
- «Путешествие по Саратову»/воспитатели (февраль). Цель: Расширять знания детей о малой Родине, вызвать интерес к истории родного края. Развивать речь детей, умение отвечать полным ответом. Воспитывать патриотические чувства, любовь к родному городу, краю, Родине; ценностное отношение к природе и достопримечательностям родного города, уважение к культурному наследию своего народа.
- «Экскурсия по паркам города Саратова»/воспитатели (февраль). Цель: Познакомить детей с парками и скверами города Саратова. Развивать связную речь; формировать умение отвечать на вопросы по картинкам; развивать мышление, слуховую память, зрительное восприятие и внимание, мелкую моторику.
- «Символика города Саратова»/воспитатели (февраль). Цель: Закрепить знания детей о символах родного города – гербе, флаге, гимне; развивать интерес к символике Саратова. Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, уважительное отношение к государственным символам.
- «Родники Саратова»/ учитель-логопед (21.03.2019 г.). Цель: Познакомить детей с родниками, расположенными на территории Саратова. Развивать у детей связную речь. Совершенствовать умение правильно формулировать вопросы и грамотно отвечать на них. Показать детям искреннее, заботливое отношение человека к природе.
- «Под крышей дома своего»/ социальный педагог (14.03.2019 г.). Цель: Познакомить детей с правом на жильё и дом, помочь осознать необходимость иметь жильё, дом; закрепить знание своего домашнего адреса; расширить представления о разных типах домов и их жителях; закрепить знания о соблюдении правил безопасного поведения.
- «Это вся моя семья»/социальный педагог (25.04.2019 г.). Цель: Объяснить детям. Что каждый ребёнок имеет право на семью; закрепить представления детей о родственных связях, о благополучной дружное семье; обобщить знания детей о понятии «семья».
- «Край, в котором ты живёшь»/педагог-психолог (2.04.2019 г.). Цель: Расширять представления детей о родном крае. Продолжать знакомить с достопримечательностями региона, в котором живут дети. Воспитывать любовь к «малой Родине», воспитывать чувство гордости за свою страну. Создать условия для принятия правил, осознания и необходимости их выполнять. Развивать патриотическое отношение, умение сотрудничать и сочувствовать. Расширять кругозор.
- Чтение художественной литературы:
- В. Степанов «Что мы родиной зовем».
- В. Колчин «Саратов».
- Л. Толкачёва «Волжские сказки, легенды, были».
- Г. Гаврилова, Е. Колесова «Культура края».
- Н. Виноградова, С. Козлова «Наша Родина».
- В. Степанов «Наш дом».
- В. Болдинов «Земля любимая моя….».
- «Старый Саратов» (на базе детского сада – группа «Василёк»). Цель: развивать интерес к историческому прошлому, к архитектурным и культурным памяткам города.
- «Саратов глазами детей» (выставка детских рисунков на базе детского сада). Цель: вызвать желание рисовать красоту родного города, его достопримечательности.
Игровая деятельность.
- Лото «Мой город Саратов».
- Разрезные картинки «Достопримечательности города Саратова», «Символика Саратова и России».
- Пазлы «Моя малая Родина».
- Дидактические игры: «Саратовская мозаика», «Государственные праздники России», «Космическое путешествие».
- «Построим улицу города».
- «Строительство нового дома».
- «Экскурсия по городу».
Продуктивная деятельность. - Изготовление макета Заводского микрорайона «Улица, на которой ты живёшь»/воспитатели. Цель: Пробуждать в детях любовь к своему городу, улице, на которой они живут, к своему дому.
- Непосредственно образовательная деятельность (с использованием презентаций):
- НОД «Мой город Саратов» (аппликация+презентация)/педагог по ИЗО (19.03.2019 г). Цель: Продолжать знакомить детей с историей и культурой родного города. Дать представления о памятниках культуры. Развивать мелкую моторику при составлении разрезных картин. Тренировать в аккуратном наклеивании деталей. Развивать любознательность, эмоциональную отзывчивость. Воспитывать чувство гордости за свой город.
- НОД «Я люблю Саратов» (рисование+презентация)/педагог по ИЗО (26.03.2019 г). Цель: Формировать основы патриотического воспитания, духовно-нравственной культуры детей. Воспитывать чувство любви к родному городу. Развивать творческую фантазию, умение строить интересную композицию.
- НОД «Саратов встречает космонавта Ю.А. Гагарина» (аппликация+презентация)/педагог по ИЗО (12.04.2019 г). Цель: Закреплять у детей понятия «космос», «космическое пространство», «космические тела». Закреплять и расширять знания о первом космонавте. Воспитывать любознательность, творческую активность, самостоятельность, чувство эмоционального удовлетворения.
- Организация выставок детского творчества.
|
Формы работы с родителями. - Привлечение родителей к созданию группового патриотического уголка.
- Совместная деятельность по изготовлению альбомов по теме.
- Консультация «Знакомим детей с родным городом».
- Экскурсия детей с родителями по городу, в краеведческий музей.
- Оформление фотовыставки «Где были – расскажем. Про Саратов всё покажем».
- Помощь в организации выездного развлечения.
|
III этап – заключительный (3-4 недели апреля)
|
- НОД (познание, итоговое): «Саратов – мой город родной»/воспитатели (22.04.2019г.). Цель: Закреплять представления детей о достопримечательностях города, особенностях старого города и современных зданий. Формировать начало гражданственности. Развивать умение отгадывать загадки и собирать целостную картину из частей. Совершенствовать грамматический строй языка. Воспитывать чувство патриотизма, любви к Отечеству.
|
- Организация выездного развлечения «Русские народные календарные праздники». «Саратов – Гагарин – Саратов» (Саратовский музей краеведения).
|
- Тематический праздник «День Земли» (24.04.2019 г.).
|
- Фотовыставка «Мой город Саратов».
|
- Выставка работ детской деятельности.
|
- Обсуждение итогов проекта, презентация.
|
Реализация проекта показала свою эффективность:
- У детей расширились представления о родном городе: об истории Саратова, о памятниках, улицах, о достопримечательностях города.
- У детей и родителей появился интерес к историческому прошлому нашего города, активность в поиске краеведческого материала, интерес к неповторимой природе родного края.
- Проект объединил родителей и детей и способствовал патриотическому воспитанию будущих граждан своего города.
|