Анализ психологических методов исследования
консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
maksimova_t.m.-2.docx | 22.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ психологических методов исследования
№ | Метод психологичес-кого исследования | Описание | Недостатки | Достоинства |
1. | Наблюдение | Целенаправленное, организованное восприятие и регистрация объекта. С помощью наблюдения изучают психологические явления в различных условиях без вмешательства в их течение. Различают наблюдение : -житейское, -научное, -включенное, -невключенное. | -невозможно контролировать ситуацию, вмешиваться в ход событий без их искажения, -требуются значительные затраты времени. | -не надо получать предваритель-ного согласия испытуемого, -богатство собираемых сведений, -сохранена естественность условий деятельности, -даёт возможность уловить детали исследуемого явления, его многогранность. |
2. | Эксперимент | Метоод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психологических явлений. Различают эксперимент: - лабораторный, -естественный, -констатирующий, -формирующий. Специфика психологического эксперимента состоит в том, что в нем продумано, создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство проявляется лучше всего. | -испытуемые знают, что они являются объектом исследования. -условия деятельности испытуемых не соответствуют реальности. | -обеспечивается высокая точность результата. -возможны повторные исследования в аналогичных условиях. -осуществляется почти весь полный контроль за всеми переменами в ходе эксперимента. |
3. | Опрос | Метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя. Различают метод: - письменный (анкетирование), -устный -интервью | ||
Анкетирование - это сбор фактов на основе письменного самоотчета испытуемого по специально составленной программе. Анкета представляет собой опросный лист с заранее составленной системой вопросов, каждый из которых логически связан с центральной гипотезой исследования). | -невозмож- ность уточнить вопрос, -невозмож-ность контро-лировать процесс заполнения анкеты, что может привести к несамостоя-тельному заполнению анкеты | - минимальное влияние исследователя на опрашиваемого, - оперативность, -возможность охвата больших групп людей; - экономичность (средств и времени), - стандартизация, обусловленная тем, что всем респондентам задаются одни и те же вопросы с одинаковыми вариантами ответов на них; - не нужно использовать дорогостоящее оборудование, - не надо привлекать высококвалифи -цированных специалистов, - возможность табулирования и проведения статистического анализа с использованием методов математической статистики и соответствующих статистических пакетов для персональных компьютеров. | ||
- устный ( вопро-сы задаются устно) Методы психологических исследований, когда необходимая информация собирается в процессе разговора между исследователем и испытуемым. Устный опрос применяется в тех случаях, когда одновременно с ним желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, позволяет глубже проникнуть в психологию человека. | -возможно искажение результатов за счет взаимного, социально-психологичес-кого влияния интервьюера и респондента. | - экономичность (средств и времени), - стандартизация, обусловленная тем, что всем респондентам задаются одни и те же вопросы с одинаковыми вариантами ответов на них, - простота, так как респондентов посещать не обязательно, можно передавать им вопросники по почте или опрашивать их по телефону, - не нужно использовать дорогостоящее оборудование, - не надо привлекать высококвалифи -цированных специалистов, - возможность табулирования и проведения статистического анализа с использованием методов математической статистики и соответствующих статистических пакетов для персональных компьютеров, - возможность задавать вопросы в нужной последователь-ности, - можно анализировать невербальные реакции опрашиваемого человека, что дает возможность сделать дополнительный вывод о достоверности, - возможность глубокого анализа, обусловленная применением последователь-ных уточняющих вопросов. | ||
-интервью: способ получения информации в процессе устной беседы. | -возможно искажение результатов за счет взаимного, социально-психологичес-кого влияния интервьюера и респондента- требуется большое количество времени , -необходимо обладать соответствую-щими навыками проведения результативной беседы, интервью. | -устанавливается личный контакт с испытуемым, - возможность задавать вопросы в нужной последователь-ности, корректировать вопросы, менять последовательность вопросов, - можно анализировать невербальные реакции опрашиваемого человека, что дает возможность сделать дополнительный вывод о достоверности, - возможность глубокого анализа, обусловленная применением последователь-ных уточняющих вопросов; -непринужденная обстановка общения и повышение искренности ответов; -повышается надежность собираемых данных за счет уменьшения числа неответивших и ошибок при заполнении вопросников; -возрастает содержатель-ность и глубина собираемой информации. в случае непонимания респондентом смысла вопроса интервьюер всегда может прийти на помощь; -при переходе от одной темы к другой интервьюер может изменять формулировку вопроса, не меняя его направленности. | ||
4. | Тестирование | Метод, во время применения которого испытуемые выполняют определенные действия по заданию исследователя. Различают тестирование -проективное, -психокоррекци- онное. | -опасность «автоматичес-ких» ошибок. - опасность профанации. Внешняя легкость проведения тестов привлекает людей, не желающих серьезно знакомиться с психодиагностикой -потеря индивидуаль-ного подхода. - отсутствие возможности раскрыть индивидуаль- ность при наличии стандартных, заданных ответов. -отсутствие доверительной обстановки. -неадекватная сложность. | -стандартизация условий проведения и результатов. -оперативность и экономичность -количественный дифференциро-ванный характер оценки. Дробность шкалы и стандартизо-ванность теста позволяют рассматривать его как «измерительный инструмент», дающий коли-чественную оценку измеряемым свойствам. -оптимальная трудность заданий теста, -надежность. Тест охватывает основные раз-делы учебной тестируемой области знаний или проявления какого-то умения или способности. - защищенность от предвзятости экзаменатора. -возможность компьютериза-ции. |
5. | Анализ результатов деятельности | Метод опосредованного изучения психологических явлений по практическим результатам и предметам труда, в которых воплощаются творческие силы и способности людей. | - результаты зависят от квалификации психолога, -не подходит для группового исследования, - требует много времени. | -гибкость психодиагностической процедуры. -возможность глубокого проникновение в жизненную ситуацию -стремление к всестороннему описанию личности. |
6. | Метод обобщения независимых характеристик | Выявление и анализ мнений о тех или иных психологических явлениях и процессах, полученных от различных людей. | - трудоемкость сбора информа-ции, -достоверность результатов зависят от компетентнос- ти опрашивае-мых людей. - ненадежность и субъектив-ность результатов. - потребность в высоко квали-фицированных специалистах для проведения опроса. | -возможность контроля за обоснованностью суждений экспертов, -простота реализации.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эмоциональное выгорание педагога, методы исследования и коррекции
Профессия педагог относится к сфере профессий типа «человек – человек», то есть профессий, которые отличаются интенсивностью и напряженностью психоэмоционального состояния и которые наиболее подвержен...
Анализ психолого-педагогических исследований
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития мелкой моторики рук через пальчиковые игры у детей младшего возраста. 1.1 Анализ психолого - педагог...
Доклад "Индуктивный метод исследования"
Доклад "Индуктивный метод исследования"...
«Методы исследования особенностей восприятия детьми дошкольного возраста художественной литературы на примере сказок»
Дошкольный возраст - возраст сказки. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр.На протяжении дошкольного возраста ребенок проходит длительный путь в развитии отношения к художественному произвед...
Презентация "Методы исследования при врачебно-педагогических наблюдениях"
Презентация разработана в рамках проекта "Я и моё здоровье" для детей старшего дошколльного возраста....
Анализ полученных результатов исследования словаря существительных, прилагательных, глаголов у детей контрольной и экспериментальной группы
По результатам проведенной диагностики, был выполнен сравнительный анализ результатов по уровням выполненных заданий, который представлен в сводной таблице. Представим характеристику состо...
Презентация на тему Метод анализа документов качественного исследования
Метод анализа документов качественного исследования...