Анализ полученных результатов исследования словаря существительных, прилагательных, глаголов у детей контрольной и экспериментальной группы
статья по логопедии

Ольшина Анна Сергеевна

По результатам проведенной диагностики, был выполнен сравнительный анализ результатов по уровням выполненных заданий, который представлен в   сводной таблице. Представим характеристику состояния словаря существительных, прилагательных, глаголов у дошкольников со стертой дизартрией и с нормальным речевым развитием. (см. таблицу 1):

Таблица 1

Количественный анализ

Вид задания

Показатели среднего балла

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Пассивный словарь

3,53

2,4

Активный словарь

2,93

1,87

 

Сравнительные диаграммы развития словаря существительных, прилагательных, глаголов у двух групп.

Рис. 1   Экспериментальная и контрольная группы (пассивный словарь).

 

Рис. 2    Экспериментальная и контрольная группы (активный словарь).

 

 

Далее, представим соотношение активного и пассивного словаря существительных, прилагательных, глаголов у дошкольников в двух группах по уровням, где ЭГ – результаты экспериментальной группы (дошкольники со стертой дизартрией), КГ – результаты контрольной группы (дошкольники без речевой патологии) (Рис. 1, рис. 2). Для отражения наглядности исследования обе группы объединены на графиках – рисунках и проведено сравнение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx22.33 КБ

Предварительный просмотр:

Процесс поиска слова осуществляется не только на основе семантических признаков, но и на основе звукового образа слова. Выделив значение слова, ребенок соотносит это значение с определенным звуковым образом, перебирая в своем сознании всплывающие звуковые образы слов. В процессе поиска слова из-за недостаточной закрепленности связи его значения и звучания происходит выбор слова, сходного по звучанию, но другого значения. [25]

Таким образом, замены существительных свидетельствуют о несформированности семантических полей, о трудностях закрепления связи между образом слова и образом предмета. Наиболее часто дети со стертой дизартрией заменяют существительные, входящие в одно семантическое поле и обозначающие зрительно похожие предметы (оса — пчела, ворона — грач, цапля — аист).

Замены прилагательных свидетельствуют о том, что дети не выделяют существенных признаков, не дифференцируют качества предметов. Распространенными являются такие, например, замены: высокий — длинный. Замены прилагательных осуществляются из-за недифференцированности признаков величины, высоты, ширины, толщины.

В заменах глаголов обращает на себя внимание неумение детей дифференцировать некоторые действия, что в ряде случаев приводит к использованию глаголов более общего, недифференцированного значения, к выбору глаголов другого значения (ползет — идет, воркует — поет, чирикает — поет и т.д.). Наблюдались также замены глаголов воспроизведением звукоподражаний: гогочет — га-га-га, кукарекает — ку-ка-ре-ку, каркает — кар-кар. [25]

Итак, специфические трудности, связанные с формированием словаря дошкольников со стертой дизартрией таковы: название предметов, подбор слова, близкого по значению, определение порядка называния времен года, суток, дней недели, нарушение самостоятельной речи при наличии достаточного словарного запаса, легкая задержка в формировании обобщающей и регулирующей функции речи. Следует заметить, что нарушения становления лексики у детей с патологией речи отражаются в ограниченности лексикона, большом расхождении объема активного и пассивного словаря, неточностей в употреблении слов, разнообразных вербальных парафазиях, отсутствия сформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика экспериментального исследования словаря детей дошкольного возраста со стертой дизартрией

В этой статье я освещаю методику исследования словаря для детей дошкольног возраста  материалы использованы из  моего диплома ,надеюсь это пригодится начинающим логопедам и не только...

Методика экспериментального исследования словаря детей дошкольного возраста со стёртой дизартрией

Методика экспериментального исследования словаря детей дошкольного возраста со стёртой дизартрией...

Картотека игр на образование словаря имен прилагательных и глаголов

Картотека игр на образование словаря имен прилагательных и глаголов. Описание и оборот с картинками. Готова к печати....

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка для детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: "Согласование существительных с глаголами единственного и множественного числа. Лексическая тема «Почта»."

Цель: Учить согласовывать имена существительные с глаголами единственного и множественного числа.Задачи:1. Упражнять в подборе имён существительных к именам прилагательным и учить согласовывать их в р...

1.4. Особенности словаря существительных, прилагательных глаголов у дошкольников со стертой дизартрией

Словарь является одним из важных показателей речевого развития ребенка. И проблема его формирование в современной логопедии занимает важнейшее место в настоящее время. Тем самым, мы можем говорить, чт...

Результаты исследования словаря существительных, прилагательных, глаголов. Пассивный словарь у двух групп.

Результаты исследования словаря существительных, прилагательных, глаголов. Пассивный словарь у двух групп. Рис.4 Результаты исследования словаря существительных, прилагательных, глаголов. Активны...

Цель, задачи, структура логопедической работы по развитию словаря существительных, прилагательных, глаголов у детей со стертой дизартрией.

По итогам проведенного количественного и качественного анализа результатов исследования, выявлены трудности формирования словаря существительных, прилагательных, глаголов у детей со стертой дизартрией...