Проект "Волшебная пуговка"
проект (младшая группа)

Развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Развивать мелкую моторику рук у детей дошкольного возраста можно в игровой форме, используя разнообразный нетрадиционный материал. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры. В нашем случае в игры с использованием пуговиц. Создание поделок из пуговиц.

И очень важны совместные работы родителей с детьми, создание единого пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Волшебная пуговка350.78 КБ
Файл Игры с пуговкой15.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида №38

Проектная деятельность в младшей группе

«ВОЛШЕБНАЯ ПУГОВКА»

D:\пуговка\0_781cc_2c3eacb9_orig.png

Подготовила: воспитатель

первой квалификационной категории

Гусева Нина Николаевна

2018г.

Актуальность: Развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Развивать мелкую моторику рук у детей дошкольного возраста можно в игровой форме, используя разнообразный нетрадиционный материал. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры. В нашем случае в игры с использованием пуговиц. Создание поделок из пуговиц. 

И очень важны совместные работы родителей с детьми, создание единого пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса.

 Цель:

 Развивать пальчиковую моторику рук через различные виды деятельности, используя нетрадиционную методику-пуговичную терапию.

Задачи:

1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста.

2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством игр и упражнений с использованием пуговки.

3. Развивать внимание, воображение и творческие способности, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.

4. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы.

5. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе и общении с взрослыми.

Участники проекта: Дети младшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы.

Длительность проекта: ноябрь - декабрь 2018г.

Итоговое мероприятие: Создание методической копилки «Волшебная пуговка»

Планируемые результаты:

  1. Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук воспитанников до уровня соответствующего данному возрасту.
  2. Повышение уровня познавательных процессов

3.  Расширение словарного запаса

     4.  Улучшение работы по взаимодействию с родителями.

 Этапы реализации проекта: 

Подготовительный этап проекта:

1.Информационный лист для родителей о начале проекта;

2.Совместно с родителями заготовка пуговиц для проекта;

3.Подобрать методическую, познавательную и художественную литературу, иллюстративный материал по данной теме, атрибуты для игровой деятельности.

4.Составление конспектов тематических занятий по разным разделам программы.

Основной этап

Формы работы с детьми

1. Беседа «Ах, эта пуговица», пословицы и поговорки о пуговицах, загадки о пуговице.

2. Рисование «Придумай и нарисуй свою пуговицу», рисование «Украшаем платье»

3. Лепка «Мы дизайнеры» - пуговицы из пластилина, лепка: «Пуговицы для платья».

4. Составление из пуговиц узоров на пластилине.

5. Выкладывание из пуговиц мозаичных изображений, картин

8. Игровая деятельность:

Дидактические игры: «Застегни и расстегни»,

«Найди пару», «Разложи пуговки по домикам»

«Накорми колобка», «Чудесный мешочек», «Сосчитай-ка», «Составь картинку», «Выложи узор», «Посмотри – укрась», «Подбери по цвету» и др.

9. Серия элементов экспериментальной деятельности в рамках проекта .

Формы работы с родителями.

1. Беседа о необходимости проекта «Волшебная пуговица», о важности данной проблемы.

2. Привлечение родителей к созданию Методической копилки «Волшебная пуговка»:

3. Выставка поделок из пуговиц «Пуговичная фантазия».

Пословицы и поговорки о пуговицах

 Прост, как пуговица. на чужой роток пуговицы не нашить.

 Пуговички золоченые, а три дня не евши.

 Умная умница – что светлая пуговица.

 Пуговицы не литы, петли не виты, ничего не сделано.

Загадки о пуговице

Одеваться соберёшься – Без меня не обойдёшься.

Знают взрослые и дети – Застегну я всё на свете.

Что это?

Маленький, горбатенький в переулке завяз.

Я весёлая такая, Деловая, озорная,

Вместо глазок дырочки  

Пришей, без растопырочек!

Безделица в петлю попала.

Беседа: «Ах, эта пуговица!»

Цель: познакомить детей с классификацией пуговиц.

Задачи:

  • Показать детям пуговицы различных размеров, цветов, формы, фактуры, вызвать интерес к исследованию пуговиц.
  • Развивать коммуникативные навыки, мышление, воображение
  • Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи другим

Материалы: иллюстрации с изображением пуговиц, кукла, коробки с разложенными по видам пуговицами.

Ход занятия:

- Дети, а к нам сегодня на занятие придет гость. Интересно вам узнать, кто же это пришел к нам в гости сегодня?

- Да. Интересно.

(Воспитатель приносит куклу из раздевалки)

- Познакомьтесь дети, это мальчик и зовут его Никита. Давайте поздороваемся с ним.

Дети здороваются.

- А вам наверно интересно узнать, как Никита попал к нам в гости?

Ответы детей

- Никита гулял на улице и потерял пуговку со своей рубашки. И по секрету мне сказал, что боится идти домой, потому что мама его будет ругать за оторванную пуговицу. Детишки, может поможем Никите найти пуговку? Вдруг она завалялась где-то у нас в группе.

Ответы детей

- Тогда давайте посмотрим на рубашечку Никиты и определим, какая же у него должна быть пуговица. Ведь она должна быть точь - в-точь такая же, как и оставшиеся на рубашке.

- Какого цвета пуговицы у Никиты на рубашке?

Ответы детей

- А из чего они сделаны?

Ответы детей

- А размер пуговиц какой? Большой и маленький?

Ответы детей.

- Вот тут у меня есть волшебный мешочек, давайте посмотрим, что же в нем лежит, вдруг он нам сможет помочь.

Воспитатель открывает мешочек и высыпает на тарелку пуговицы.

- Ой, посмотрите дети, как много пуговиц дал нам волшебный мешочек, как же нам узнать какая из них наша? Давайте сначала выберем пуговицы подходящие по цвету, затем пуговицы подходящие по размеру. Ой! Посмотрите, вот же наша пуговица лежит. Теперь мы пуговку положим в карман Никите, и пусть он ее отнесет своей маме, что бы она, что сделала с пуговицей?

Ответы детей

- Правильно. Пришила на место. Давайте попрощаемся с Никитой.

Дети прощаются с Никитой, воспитатель уносит куклу.

Подвижная игра «Пуговка не убегай»

Цель: развивать ловкость, учить действовать по сигналу воспитателя, согласовывать действия со словами.

Дети становятся в круг и берутся за руки, выбирается «пуговка» - ребенок, который стоит в центре круга.

Дети начинают ходить по кругу со словами

Пуговка, ты пуговка

Маленькие ножки

Захотела убежать

По прямой дорожке

Мы тебя сейчас поймаем

И на место пришиваем

По сигналу воспитателя дети останавливаются и делают «воротики» из рук. «Пуговка» бегает через «воротики» забегая в круг и выбегая из него. По сигналу воспитателя «воротики» закрываются. Если «пуговка» осталась в кругу, значит ее поймали и пришили. Если успела выбежать, значит «убежала».

СЕРИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ПРОЕКТА

 «ВОЛШЕБНАЯ ПУГОВКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Элемент экспериментальной деятельности №1«Тонет-плавает»

Оборудование: пуговицы из разных материалов: деревянные, пластмассовые, тканевые, железные. Таз с водой.

Цель: показать детям свойства материалов и их способность держаться на воде.

Элемент экспериментальной деятельности №2

«Ломается - не ломается»

Оборудование: пуговицы из разных материалов: деревянные, пластмассовые, тканевые, железные.

Цель: показать детям твёрдые и мягкие свойства пуговиц сделанных из дерева, пластмассы, ткани, железа.

Элемент экспериментальной деятельности №3«Лёгкая - тяжёлая»

Оборудование: пуговицы из разных материалов: деревянные, пластмассовые, тканевые, железные.

Цель: показать детям зависимость веса от материалов, из которых изготовлены пуговиц.



Предварительный просмотр:

Игра «Домик для пуговиц»

Цель: формирование сенсорных эталонов, развитие речи, внимания, усидчивости.

Понадобится: пуговицы разного цвета, контейнеры, где на дне крышечке контейнера кружки-ориентиры.

Взрослый предлагает детям разложить пуговицы в «домики» по цветам. Ребёнка просят назвать цвет выбранной пуговицы.

Игра «Дорожки»

Цель: развитие устойчивости внимания, фонационного выдоха.

Понадобится: различные дорожки, несложные лабиринты и пуговицы.

Взрослый просит помочь герою выйти из лабиринта. Ребенок, прижимая пальцем пуговицу к листу, помогает пройти весь путь.

Для развития фонационного выдоха, мы предлагаем пропевать определённый гласный звук на выдохе, одновременно ведя пуговицу по дорожке.

Игра «Пошли пальчики гулять»

Цель: развитие мелкой моторики, внимания, чувства ритма.

Понадобится: фланелеграф, пуговицы и композиция «Прогулка» из программы «Топ-хлоп малыши». Пуговицы расположить на фланелеграфе в виде тропинки.

Взрослый показывает детям, как пальчики рук умеют ходить и прыгать. Малыши повторяют движения. Затем под музыку каждый ребёнок «проходит» дорожку самостоятельно.

В логопедии эту игру можно проводить с элементами логоритмики. Таким образом отрабатываются ритмическая структура слова, чёткое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей, развивается мелкая моторика рук. Речевой материал поэтапно усложняется. Многократное повторение изученного, содействует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков. Мы используем игры и музыку Железновой.

Игра «Воздушные шары»

Цель: формирование сенсорных эталонов, развитие речи, внимания,

Понадобится: пуговицы, разноцветные ниточки без шаров, нарисованные в руке сказочного персонажа

Взрослый предлагает детям превратить пуговицы в воздушные шарики. Ребёнок должен прикрепить «шар», соответствующий цвету нитки.

С помощью этой игры можно отрабатывать предлоги «над», «под», «между», «около»; формы сравнения больше-меньше, понятия «много-мало», слова признаки.

Игра «Варенье для друзей»

Цель: закрепление сенсорных эталонов, обобщающих понятий «Фрукты» и «Ягоды», развитие грамматического строя речи.

Понадобится: пуговицы, макет банки.

Рассматриваем пуговицы, представляем каким фруктом или ягодой может быть красная пуговица, желтая, зелёная, оранжевая, фиолетовая. Затем складываем их по одной в баночку и просим ребёнка проговаривать, какое варенье получится из каждого названного фрукта или ягоды (например, из клубники – клубничное, из сливы – сливовое и т.д.)

Игра «Гусеница»

Цель: закрепление сенсорных эталонов, развитие мелкой моторики, логического мышления, усидчивости.

Из фетра (или плотной ткани) вырезать разноцветные круги. Один из них сделать головой гусеницы. Остальные круги – туловище. На одном краю каждого из них пришить пуговицу, на другом – петлю или прорезь. Предлагаем детям «вырастить» гусеничку, пристёгивая детали туловища. Для развития логического мышления составлять туловище по заданному правилу, чередуя определённые цвета.

Игра «Клеточки»

Цель: развитие внимания, памяти.

Понадобится: парные пуговицы, 2 карточки из картона размером 15x15 см (можно 20x20 см), разлинованные в виде таблицы 3x3 (как для игры в крестики-нолики).

Взрослый берет одну карточку, выкладывает 2-3 пуговицы в ячейки и просит ребенка повторить очередность пуговок. Малыш раскладывает пуговицы таким же образом, но только в своей карточке.

Игра «Чудо-дерево»

Цель: формирование направленной воздушной струи.

На фоторамке из шпагата сплетено дерево, на котором растут волшебные плоды (лёгкие пуговицы на длинных нитках). Использование этой игры нацелено на развитие направленной воздушной струи: выдыхать воздух не надувая щёки, губы трубочкой.

Игра «Пуговичная копилка»

Цель: закрепление обобщающих понятий; развитие мелкой моторики, связной речи, фонематического слуха.

Понадобится: пластиковая ёмкость с прорезью на крышке (по типу копилки), пуговицы.

Взрослый просит ребёнка назвать несколько слов, объединённых одним обобщающим понятием. Например, назвать насекомых. Каждая пуговица, брошенная в ёмкость – это одно слово. Чем больше насекомых назовёт ребёнок, тем полнее будет копилка.

Это пособие можно использовать также для автоматизации поставленных звуков.

Многофункциональное развивающее пособие «Клавиатура»

 Из пуговиц выложена имитация клавиатуры компьютера. Ребенок надавливает на пуговицы сначала каждым пальцем одной руки, затем другой руки попеременно, производя движение "печатания".

Усложнение: выполнять упражнение одновременным нажатием одноименными пальцами обеих рук на разные пуговицы.

Почему это пособие многофункциональное? Если пуговицы на клавиатуре будут разного цвета, размера и формы, то с его помощью можно формировать сенсорные эталоны, математические представления, фонематический слух (например, если слово начинается с гласного звука – пальчики ставим на красные пуговицы, если с твёрдого согласного – на синие и т.д.) и мелкую моторику (используя как в игре «Пальчики пошли гулять»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация МИНИ -МУЗЕЙ "ПУГОВКА"

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали их «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и в...

Конспект НОД «Чудо-пуговка»

конспект занятия в старшей группе...

Инсценировка коми народной игры «Пуговка» («Гизь-гизь, горанэй»)

Инсценировка коми народной игры «Пуговка» («Гизь-гизь, горанэй»), разработанная для участия в шестом окружном празднике коми культуры « Визула ю» («Быстротечная река»). Тема праздника «Традиционные ко...

"Проект Пуговка"

Проект разработан с целью развития у детей сенорной сферы, мелкой моторики руки....

Использование мини-музея "Пуговка" в сенсорном развитии детей младшего возраста.

Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлений окружающего мира....

Использование мини-музея "Пуговка" в сенсорном развитии детей младшего возраста.

Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений....

ПРОЕКТ "Волшебная пуговка"

Исследовательский проект. Коллекционирование пуговиц....