Рабочая программа по дополнительной платной образовательной услуги. Кружок «Пластилиновое чудо».
рабочая программа
Пластилинография является одним из средств релаксации, что имеет важное значение для психологического благополучия малыша. Тема кружковой работы является актуальной, так как работа с мягким и пластичным материалом успокаивает, снимает напряжение, агрессию и тревогу, позволяет себя вести естественно и непринужденно. В работе с пластилином привлекает не только доступность, разнообразие выбора и относительная дешевизна, сколько безграничные возможности, которые предоставляет этот материал для творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_plastilinografiya.docx | 50.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации муниципального
образования городского округа «Усинск»
(Управление образования АМО ГО «Усинск»)
«Усинск» кар кытшын муниципальнőй юкőнлőн администрацияса
йőзőс велőдőмőн веськőдланiн
(«Усинск» КК МЮА йöзöс велöдан веськöдланiн)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 24» г. Усинска
(МБДОУ «ДСОВ № 24» г. Усинска)
«Челядьöс сöвмöдан 24 №-а видзанiн» школаőдз велöдан Усинск карса
муниципальнőй сьöмкуд учреждение
(«ЧС 24 №-а В» ШВ Усинск карса МСУ)
Принят Утверждаю
на педагогическом совете Заведующий МБДОУ
Протокол № _____ «ДСОВ №24» г.Усинска
от «___» ______20____г. _________С.В.Ковтуник
Приказ № ____________
от «___» ______20____г.
Рабочая программа
по дополнительной платной образовательной услуги.
Кружок «Пластилиновое чудо».
Направленность: художественная
Для обучающихся 4-5,5-6 лет.
Срок реализации: 1 год.
Автор-составитель:
Рябенко Наталья Леонтьевна,
воспитатель
г. Усинск
Пояснительная записка
"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев"
В.А.Сухомлинский
Когда человек рождается, он начинает познавать мир, причем делает это самым эффективным и безотказным способом, всѐ, нужно увидеть, услышать, пощупать руками, попробовать на зуб. Ребенок узнает мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему знать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, свойства, изменить то, к чему прикасается.
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства был организован кружок художественной направленности ― «Пластилинография». Основной идей, которой является рисования картин пластилином - пластилинография.
Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - карандаш и кисть, в аппликации ножницы и кисть, в лепке – стека).
Пластилинография - это один из сравнительно недавнего появления нового жанра, (вида) в изобразительной деятельности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» - создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.
Основной материал - пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками). Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего и среднего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми. Занятия пластилинографией способствуют интеллектуальному развитию детей. Полученные результаты и сам процесс работы раскрывают творческие способности ребенка, делают детский мир красочнее и духовно богаче. Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей. Дети учатся планировать свою работу и доводить еѐ до конца. Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Актуальность программы
Пластилинография является одним из средств релаксации, что имеет важное значение для психологического благополучия малыша. Тема кружковой работы является актуальной, так как работа с мягким и пластичным материалом успокаивает, снимает напряжение, агрессию и тревогу, позволяет себя вести естественно и непринужденно. В работе с пластилином привлекает не только доступность, разнообразие выбора и относительная дешевизна, сколько безграничные возможности, которые предоставляет этот материал для творчества.
Лепка в нетрадиционной технике имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе.
Пластилинография так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.
В интересной игровой форме обогащается словарь детей. В процессе обыгрывании сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведѐтся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности стимулирует речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизацию словаря, пониманию ребенком речи окружающих. Дошкольники знакомятся с художественными произведениями, стихами, загадками, потешками, пальчиковыми играми.
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Цель программы: совершенствовать изобразительные умения, навыки детей, через творчество и продуктивную деятельность с применением нетрадиционных приемов работы с пластилином в технике пластилинография.
Задачи программы
Образовательные:
1. Освоение передачи образов предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
Развивающие:
1. Развивать изобразительные умения посредством пластиллинографии.
2. Развитие тонких и дифференцированных движений кистей и пальцев рук.
Воспитательные:
1. Поддерживание проявления фантазии и смелости в применении собственных замыслов.
Рабочая программа платной образовательной услуги рассчитана на 1 год для обучения детей среднего дошкольного возраста (от 4 до 5 лет) и старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет). Деятельность с детьми проводится 1 раз в неделю длительностью 20-25 минут. В конце года подводятся итоги работы в виде организации выставок детских работ и проведение открытых занятий для родителей.
Содержание программы
К концу года дети должны знать и уметь:
- знать основные приемы пластилинографии: надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание.
- уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.)
- знать правильную постановку пальца.
- уметь самостоятельно выбирать рисунок для работы.
- уметь работать на ограниченном пространстве.
- умение передавать форму, цвет, настроение
- уметь использовать несколько цветов пластилина.
- умение воспринимать, сопереживать; высказывать своё мнение, отношение
- усидчивость, аккуратность в выполнении творческих заданий.
- умение общаться в коллективе
Материалы для создания пластилиновой картины:
- Картон (белый и цветной)
- Набор пластилина
- Салфетки для рук
- Стеки
- Доска для лепки
- Бросовый и природный материал
- Бусины, бисер, пайетки
- Зубочистки, трубочки, проволока
Методы работы:
- Метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо при-
общение к художественной культуре).
- Метод эстетического выбора («убеждение красотой»), направленный
на формирование эстетического вкуса.
- Метод разнообразной художественной практики.
- Метод сотворчества (с педагогом, сверстниками).
- Метод эвристических и поисковых ситуаций.
- Метод игровых, творческих ситуаций.
Характеристики основных видов деятельности воспитанников на занятиях:
- прослушивание художественного слова ( стихотворение, отгадывание загадок…)
- рассматривание иллюстраций, обследование предметов
- практическая самостоятельная работа.
Тематическое планирование платной услуги
"Пластилиновое чудо" для воспитанников 4 - 5 лет
Тематическое планирование платной услуги
"Пластилиновое чудо" для воспитанников 5 - 6 лет
Тема | Задачи | Материалы | ||
Октябрь | ||||
| Закреплять умение использовать в работе знакомые приёмы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание; умение пользоваться стекой. | Плотный лист с силуэтом кактуса в горшке, размер А5,пластилин зеленого цвета, стека, колпачки от фломастеров, салфетки для рук, доска для лепки(клеенка) | ||
2."Кисть винограда" | Продолжать учить детей скатывать маленькие шарики из пластилина между ладонями и расплющивать пальцем; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. | Плотный лист с силуэтом кисти винограда, размер А5,пластилин зеленого, фиолетового(синего),желтого цвета, стека, салфетки для рук, доска для лепки(клеенка) | ||
3.«Осенние листья» | Закреплять приемы надавливания и размазывания, учить смешивать различные цвета. Поддерживать желание доводить начатое дело до конца, развивать мелкую моторику. | Плотный картон голубого цвета с силуэтом дерева, размер А5; пластилин красного, желтого, оранжевого цветов, стека, салфетки для рук, доска для лепки(клеенка) | ||
4.«Корзинка с фруктами» | Учить лепить предметы круглой формы, применяя лепку пальцами для получения вмятин, сужения формы; Овладение приемом отщипывания; развивать мелкую моторику. | Плотный лист с силуэтом корзинки с яблоками и грушами, размер А5,пластилин красного, желтого, зеленого цветов стека, салфетки для рук, доска для лепки(клеенка) | ||
Ноябрь | ||||
5. «Волшебный зонтик» | Учить создавать цветное изображение «зонта» на плоскости при помощи пластилина; закреплять умение и навыки в работе с пластилином – отщипывание, скатывание колбасок и шариков пальцами. | Плотный лист с силуэтом зонта размер А5,пластилин разных цветов, стека, салфетки для рук, доска для лепки(клеенка) | ||
6."Мухомор" | Учить отделять маленькие кусочки пластилина, катать из них шарики, приклеивать их на основу; Наносить небольшое кол-во пластилина мазками. | Плотный лист с силуэтом мухомора размер А4(А5),пластилин красного, белого цветов, стека, салфетки для рук, доска для лепки(клеенка) | ||
7.«Ветка рябины» | Отрабатывать умение катать тонкие «жгутики» и маленькие шарики, приклеивать их на основу, передавая форму предмета. | Плотный лист с силуэтом ветки рябины размер А5,пластилин зеленого и оранжевого цветов; стека, салфетки для рук, доска для лепки(клеенка) | ||
8.«Сердечко для мамы» | Продолжать учить составлять образ, выбирать цвет, аккуратно работать. Учить планировать свою работу, лепить последовательно. | Основа для композиции -в форме сердца. Стеки, салфетки. клеенки для лепки, пластилин красного цвета, украшение, салфетки для рук, доска для лепки(клеенка) | ||
Декабрь | ||||
9. "Зимнее дерево" | Учить изображать дерево с помощью « жгутиков» и метода «растягивания» пластилина на необходимой поверхности рисунка. | Картон серебристого цвета с силуэтом дерева, размер А5,пластилин белого и коричневого цвета, стека, салфетки для рук, доска для лепки(клеенка) | ||
10."Снежинка" | Закрепление приёма пластилинографии – раскатывание тонких колбасок, жгутиков разной длины; Развивать согласованность в работе обеих рук, развивать мелкую моторику рук. | Картон голубого цвета, размер А5,пластилин белого цвета, салфетки для рук, доска для лепки(клеенка) | ||
11.«Елочка» | Упражнять в раскатывании комочков пластилина круговыми движениями рук и расплющивании по поверхности основы. Развивать умение наносить стекой штрихи (иголочки) на концах веток для более выразительной передачи образа; | Плотный лист с силуэтом елки, размер А5,пластилин зеленого, стека, салфетки для рук, доска для лепки(клеенка) | ||
12. «Новогодняя игрушка- шар» | Продолжать упражнять скатывать мелкие шарики нужного цвета, располагать их на горизонтальной поверхности, заполняя поверхность изображаемого объекта, соответствующего цвета, слегка прижать. Уметь использовать дополнительный материал (блестки) | Плотный лист с силуэтом новогоднего шара, размер А5,пластилин разного цвета, украшение, стека, салфетки для рук, доска для лепки(клеенка) | ||
Январь | ||||
13."Снеговик" | Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании и сплющивании. Развивать мелкую моторику рук. Украшать работу, используя разнообразный бросовый материал | Картон голубого(синего)цвета с силуэтом снеговика, размер А5,пластилин белого цвета, бросовый материал, стека, салфетки для рук, доска для лепки(клеенка) | ||
14."Снегири" | Учить использовать различные методы работы с пластилином для создания объёмного изображения предметов. Передавать в рисунке характерные черты | Плотный лист с силуэтом снегиря, размер А5,пластилин черного и красного цвета, стека, салфетки для рук, доска для лепки(клеенка) | ||
15."Совушка-сова" | Закреплять умение использовать различные методы работы с пластилином для создания объёмного изображения предметов. Передавать в рисунке характерные черты | Плотный лист с силуэтом совы, размер А5,пластилин черного, коричневого и светло коричневого цвета, стека, салфетки для рук, доска для лепки(клеенка) | ||
Февраль | ||||
16."Матрёшка" | Отрабатывать умение заполнять пространство рисунка, растягивая пластилин, заполняя контуры изображения, сглаживая места соединения цветов. Учить сочетать различные цвета. | Плотный лист с силуэтом матрешки, размер А5,пластилин разного цвета, дополнительный материал для украшения, стека, салфетки для рук, доска для лепки(клеенка) | ||
17.«Плывет, плывет, кораблик…» | Продолжать упражнять скатывать мелкие шарики нужного цвета, располагать их на горизонтальной поверхности, заполняя поверхность изображаемого объекта, соответствующего цвета, слегка прижать | Картон синего (голубого) цвета с силуэтом кораблика, размер А5, набор пластилина, стека, салфетки для рук, доска для лепки(клеенка) | ||
18. "Чайная посуда" | Совершенствовать знакомые приёмы лепки: раскатывание, деление на равные части, сплющивание; вызвать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. | Плотный лист с силуэтом чайной посуды, размер А5,пластилин разного цвета, дополнительный материал для украшения, стека, салфетки для рук, доска для лепки(клеенка) | ||
19."Кот, витающий в облаках" | Закреплять умение использовать различные методы работы с пластилином для создания объёмного изображения предметов. Передавать в рисунке характерные черты | Плотный лист с силуэтом кота, размер А5,пластилин разных цветов, салфетки для рук, доска для лепки(клеенка) | ||
Март | ||||
20."Веточка мимозы для мамы" | Закрепить приёмы раскатывания, размазывания пластилина; Развивать эстетическое восприятие, умение красиво, аккуратно, в определённой последовательности располагать шарики около листочков для передачи образа веточки мимозы; | Плотный лист с силуэтом мимозы, размер А5,пластилин желтого, зеленого цвета, стека, салфетки для рук, доска для лепки(клеенка) | ||
21."Черепашка" | Закрепить умения и навыки работы с пластилином: раскатывание частей предмета круговыми и прямыми движениями, соединение отдельных частей в единое целое, сплющивание, нанесение рельефного рисунка с помощью стеки. | Плотный лист с силуэтом черепахи, размер А5,пластилин светло-коричневого, темно-зеленого цвета, стека, колпачки от фломастеров, салфетки для рук, доска для лепки(клеенка) | ||
22."Чудесные рыбки" | Продолжать осваивать приемы работы с пластилином: преобразовывать шарообразную форму в овальную, выгибать исходную форму в дугу, выполнять налепы на готовую основу изображаемого объекта, развивать мелкую моторику. |
| ||
23.«Веточка с листочками» | Закрепить приёмы раскатывания пластилина между ладонями круговыми и прямыми движениями. Продолжать учить детей размазывать пластилин в одном направлении, делая его более выразительным. | Плотный лист с силуэтом веточки с листочками, размер А5,пластилин коричневого, зеленого цвета, стека, салфетки для рук, доска для лепки(клеенка) | ||
Апрель | ||||
24."Ромашки" | Формировать умение передавать пластическим способом изображение цветка, части растения, располагая их на плоскости. Закреплять умение использовать в работе знакомые приёмы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание; умение пользоваться стекой. | Плотный лист с силуэтом ромашки, размер А5,пластилин белого, желтого, зеленого цвета, стека, колпачки от фломастеров, салфетки для рук, доска для лепки(клеенка) | ||
25."Ракета" | Закрепить умение использовать в работе ранее усвоенные приемы лепки (растягивание, отщипывание, сглаживание границ соединения) | Плотный лист с силуэтом ракеты, размер А5,набор пластилина, стека,салфетки для рук, доска для лепки(клеенка) | ||
26.«Земляника» | Формировать умение передавать пластическим способом изображение цветка, части растения, располагая их на плоскости. | Плотный лист с силуэтом земляники, размер А5,пластилин, желтого, зеленого, красного цвета, стека, салфетки для рук, доска для лепки(клеенка) | ||
27 .«Бабочка» | Учить передавать в работе характерные особенности внешнего строения бабочки (крылья, усики, туловище), посредством пластилинографии. | Плотный лист с силуэтом бабочки, размер А5,набор пластилина, стека, колпачки от фломастеров, салфетки для рук, доска для лепки(клеенка) | ||
Май | ||||
28. «Салют» | Закреплять приемы раскатывания маленьких кружочков и надавливания. Закрепить умение использовать в работе ранее усвоенные приемы лепки (растягивание, отщипывание, сглаживание границ соединения) | Плотный лист с силуэтом ромашки, размер А5,пластилин белого, желтого, зеленого цвета, стека, колпачки от фломастеров, салфетки для рук, доска для лепки(клеенка) | ||
29 "Жираф" | Учить изображать предмет из отдельных деталей. Упражнять в использовании навыков: скатывания, расплющивания объектной формы, сглаживание границ соединения частей. Развивать мелкую моторику рук. | Плотный лист с силуэтом жирафа, размер А5,пластилин, желтого, коричневого цвета, стека, колпачок от фломастера, салфетки для рук, доска для лепки(клеенка) | ||
| закрепить приёмы скатывания, расплющивания; развивать координацию движений рук, мелкую моторику; | Плотный лист зеленого цвета, в виде листочка с силуэтом божьей коровки, размер А5,пластилин красного, черного цвета, стека, салфетки для рук, доска для лепки(клеенка) | ||
31."Одуванчики" | Учить создавать образы растений в нетрадиционной технике исполнения — пластилинографии, используя имеющиеся навыки и умения работы с пластилином. | Плотный лист с силуэтом одуванчика, размер А5,пластилин желтого, зеленого цвета, стека, салфетки для рук, доска для лепки(клеенка) |
Список литературы:
1. Конощук С. «Фантазии круглый год», – М.: Обруч, 2011.
2. Лыкова И.А. «Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре-самолете и в машине времени» Занятия в ИЗОстудии.– М.:Карапуз, 2010.
3. Давыдова Г.Н. « Пластилинография» № 1, 2, 3, 4. – М.: 2009.
4. Морозова О.А. «Волшебный пластилин». – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
5. Рони Орен «Секреты пластилина». – М.:Махаон, Издательская Группа Аттикус, 2009.
6. Новацкая М. «Пластилиновый зоопарк» – Питер, 2010.
7. Зайцева А. «Чудесный пластилин: лепим вместе с детьми», – М.: Эксмо, 2011.
8. Интернет - ресурс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительной платной образовательной услуги «Умелые ручки» (пластилинография «Пластилиновое чудо»)
Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.Понятие “пластилинография” имеет два смысловых корня: “графил...
Рабочая программа дополнительной платной образовательной услуги общеразвивающей направленности «Мульти-пульти»
На сегодняшний день все актуальнее звучит вопрос о новых технологиях, которые способствуют формированию таких качеств личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартн...
Рабочая программа дополнительных платных образовательных услуг по подготовке к школе «Букварёнок»
рабочая программа...
Программа кружка "Квиллинг"Рабочая программа дополнительной платной образовательной услуги Творческая мастерская «Волшебный завиток» Обучение детей элементарным приемам техники квиллинг (скручивание из бумажных лент).
Рабочая программа для дополнительной платной услуги. Программа расчитана для детей старшей и подготовительной группы. Развиваем моторику рук, дети увличенно занимаются в кружке....
Рабочая учебная программа дополнительной платной образовательной услуги проведение занятий в сенсорной комнате «Маленькие волшебники» во второй младшей группе
Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира....
Рабочая программа дополнительной платной образовательной услуги социальногуманитарной направленности «ЗвукоЗаврик»
Программа дополнительного образования составлена на основе программы Картушиной М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» с учетом межпредметных связей по областям: 1. Познанавательное...
Рабочая учебная программа дополнительной платной образовательной услуги проведение занятий в сенсорной комнате «Маленькие волшебники» во второй младшей группе
Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о приз...