Конспект НОД с детьми младшего возраста на тему: «Путешествие в библиотеку».
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)

Цель: Сформировать у детей представление о библиотеке.

Задачи:

1. Дать знание того, что такое библиотека.

2. Закрепление понимания строения книги.

3. Познакомить с историей создания библиотеки.

4. Познакомить с работой библиотекаря.

5. Степени сравнения прилагательных (практическое употребление).

6.Воспитывать любовь и бережное отношение к книге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_na_temu_biblioteka.docx20.46 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

№ 3 Калининского района Санкт-Петербурга

Конспект НОД по образовательной области

познавательное развитие  

на тему «Библиотека».

                                                                                     

                                                                                               воспитатели:

 Васильева И.В.

 

Цель: Сформировать у детей представление о библиотеке.

Задачи:

1. Дать знание того, что такое библиотека.

2. Закрепление понимания строения книги.

3. Познакомить с историей создания библиотеки.

4. Познакомить с работой библиотекаря.

5. Степени сравнения прилагательных (практическое употребление).

6.Воспитывать любовь и бережное отношение к книге.

Ход занятия.

Организационный момент.  Посылка с книгами.

Ребята, что это за посылка? Заглядываю во внутрь и загадываю загадку.

Кто на свете всех умнее, кто всё может и умеет?

И в любой свободный час кто всему научит нас? (Книга)

Правильно, ребята, помогите мне распаковать посылку (раскладываю книги на столе). Интересно, откуда столько книг и кто их хозяин? Беру любую книгу и обращаю внимание детей на внутренний кармашек на переплёте книги. Предлагаю ребятам отгадать, что это за кармашек. (варианты детей). Дети могут затрудниться ответить и тогда я читаю на  формуляре: «Библиотека  школы № 633».

Ребята, а вы знаете, что такое библиотека? (ответы детей). Без хорошей книги не обойтись. А где её взять? Можно выбрать книгу дома, можно попросить у товарища, а можно пойти в библиотеку. А что такое библиотека? (предположения детей). Это собрание книг, которые один человек или много людей собрали и хранят: Собрали с любовью, хранят с заботой.

— А когда появились библиотеки на Руси? Это было очень давно, ещё при царе Иване Грозном. Его бабушка, греческая царевна Софья, оставила ему в наследство большую библиотеку греческих и латинских, книг: Иван Грозный не только сберёг её, но и приумножил.

Все книги библиотеки этого царя были рукописными. — Что означает это слово?

Если не старинные книги-летописи, мы бы никогда не узнали подробностей о давних временах. В старину словом «лето» называли год. Значит, «летописи» — это годовые записи.

Позже волею царя в Москве открыться Печатный двор. — Как вы думаете, что делали на Печатном дворе.

Первые книги печатал здесь мастер Иван Фёдоров. Иван Фёдоров всё делал сам: и винты для своего станка вытачивал, и отливал формы для букв, и печатал. Он придумал и напечатал первый букварь для детей. Были в нём не только буквы, но и цифры, и наставления, и сказки, чтобы не только читать учились дети, но и росли добрыми да умными.

Беседа по теме.

Сейчас существует и работает много библиотек. Может вы мне подскажете какими бывают библиотеки?

Есть библиотеки школьные, районные. Есть библиотеки для взрослых и детей. Есть библиотеки для людей определённых профессий, то есть научные.

Но самая большая библиотека в Москве-Российская библиотека. Чтобы обойти все помещения этой библиотеки, понадобиться много-много часов. Надо будет подниматься на лифтах, спускаться по лестницам, идти по длинным коридорам. И везде-бесконечные ряды полок с книгами. Чтобы нужные книги доставить в читальный зал, используют специальные поезда!

Эта библиотека такая большая потому, что попадают сюда каждая книга, журнал, газета, напечатанные в нашей стране. Книги, газеты, журналы приходят сюда и из других стран. Здесь миллионы книг! Их там так много, что прочитать все просто невозможно, путешествуя по этажам библиотеки, мы все устали, давайте сделаем небольшую разминку. Дети встают в круг.

Физкультминутка (с применением мультимедиа)

Физкультминутка. Разминка

Мы на плечи руки ставим,

Начинаем их вращать.

Так осанку мы исправим.

Раз-два-три-четыре-пять!

(Руки к плечам, вращение плечами вперёд и назад.)

Руки ставим перед грудью,

В стороны разводим.

Мы разминку делать будем

При любой погоде.

(Руки перед грудью, рывки руками в стороны.)

Руку правую поднимем,

А другую вниз опустим.

Мы меняем их местами,

Плавно двигаем руками.

(Одна прямая рука вверх, другая вниз, плавным

движением одна рука опускается, а другая одновременно — поднимается.)

А теперь давайте вместе

Пошагаем все на месте. (Ходьба на месте.)

Ну что, отдохнули? Отправляемся дальше.

А  у вас дома есть книги?    

— Вы знаете, что у вас дома тоже есть библиотека? Как вы думаете, почему и эта огромная библиотека и полка с книгами в вашем доме называются одним словом-библиотека?(варианты ответов детей). В самом начале беседы мы узнали, что такое библиотека.(собрание книг, сделанное одним человеком или несколькими людьми) Скажите, а у нас в группе есть библиотека? Конечно. Вот она. Книг в ней не мало, правда?

В библиотеках так много книг, что среди них трудно найти нужную. На помощь приходят указатели-каталоги. В длинных ящиках стоят карточки. На каждой — название книги и фамилия автора. А в углу знак — цифры буквы. По этому знаку библиотекарь сразу определяет, на какой полке и в каком месте находится книга.

Как узнать кто взял книгу из библиотеки?(дети отвечают). Обращаю внимание детей на информацию на карточке в кармашке книги, на ней указана фамилия, адрес и телефон, взявшего книгу. Беру телефон и звоню в библиотеку, представляюсь  и рассказываю библиотекарю  о книгах, которые не могут найти дорогу домой. Потом сообщаю детям о том, что оказывается эти книги взял в библиотеке ученик 1 класса Вася Растяпкин и вовремя не вернул их. Это стало известно из формуляра, который есть у каждой книги, а в библиотеке на каждого читателя заводят читательскую книжку, где записывают книги и срок на который они выданы. Главное условие пользования книгами- это возвращать их вовремя в библиотеку и обращаться с ними бережно.

Вы скоро пойдёте в школу. Обязательно запишитесь в библиотеку. Читатели библиотеки должны выполнять определённые правила. Как вы думаете какие? (Соблюдать тишину, бережно относиться к книгам).

 С книгой, взятой из библиотеки, надо обращаться очень аккуратно. Почему?

Давайте с вами поиграем в  игру «Можно и нельзя». Я буду читать вам стихотворение, вы внимательно слушаете и хлопаете в ладоши и  говорите «ДА» если это можно делать, топаете ногой, говорите «Нет», если вы считаете, что так нельзя поступать.

Книга-самый лучший друг,

Это знают все вокруг.

Книгу можно прочитать,

Руками грязными листать.

Если нравится картинка-

Рви её из серединки.

Книгу бережно держи,

В неё закладку положи.

Книгу в воду не бросай,

Береги и уважай!

Молодцы, ребята, а теперь подскажите мне, что нужно сделать с этими книгами? (отнести их в библиотеку) Правильно, сейчас мы с вами проверим  книги, не порваны ли они, может их надо подклеить, потом мы аккуратно поместим их обратно в коробку и я отнесу их в библиотеку. А в нашу групповую библиотеку я хочу подарить 2 книги, которые вам будет интересно читать, рассматривать иллюстрации и получать новую информацию.

Итог НОД.

Ну что ж, понравилось вам путешествие в библиотеку? (Да)

Что вам понравилось больше всего? (Путешествовать)

Напомните мне, пожалуйста,

Что же такое библиотека? (в ней хранят книги)

Как называются люди, которые приходят в библиотеку? (читатели).

Кто мне скажет, что такое рукопись, летопись? (руками писаная книга, годовые записи лето- год)

Как нужно обращаться с книгами? (нельзя рисовать в книге, перегибать её, заворачивать страницы, нельзя брать её грязными руками, мочить книги, нельзя вырывать страницы).

Молодцы, ребята, мне очень понравилось с вами беседовать,  после небольшого перерыва у каждого из вас появится возможность нарисовать свою книгу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД с детьми младшего возраста на тему: «Игрушки»

На занятии дети закрепляют знаний о творчестве Агнии Барто (стихотворения из цикла "игрушки), учатся пользоваться в повседневной речи обобщающими словами, наклеивать детили пирамидки в соответствии с ...

Конспект занятия с детьми старшего возраста на тему : "Путешествие в страну Звукария"

Конспект предназначен для детей старшего возраста с тяжелыми нарушениями речи. С помощью занятия решаются коррекционно- образовательные задачи, коррекционно-воспитательные и коррекционно-развивающие....

Конспект НОД с детьми старшего возраста на тему: "Путешествие к морскому царю"

Цель: Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.Задачи: Продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачность, не имеет запаха, нет вкуса, вода – растворитель.Зак...

Конспект занятия с детьми подготовительного возраста по теме: " Путешествие в сказочный лес."

Занятие по развитию связной речи детей подготовительного возраста на материале сказок К.Чуковского и А. Пушкина...

Конспект НОД с детьми раннего возраста по теме: «Путешествие в книжное царство»

Тема: «Путешествие в книжное царство»Цель: формирование у детей   бережного отношения и любви к книге.Задачи:- создание условий для формирования представления у детей о пользе книг;- показат...

Конспект занятия с детьми старшего возраста на тему "Путешествие с морскими обитателями"

Учебно - методическая разработка была разработана с целью познание и интереса детей о морских обитателях, выполнению упражнений и подражание морским животным....