Консультация для воспитателей "Саморегуляция поведения дошкольников – что это?"
консультация по коррекционной педагогике
Одним из важнейших качеств ребёнка, которое интенсивно развивается в старшем дошкольном возрасте является произвольность поведения или саморегуляция.
Саморегуляция – это процесс управления ребёнком собственными психологическими и физиологическими состояниями, поступками, способность владеть и управлять собой, сознательное, активное следование определённым нормам и правилам.
По данным нейрофизиологических исследований истинная саморегуляция формируется только к 9-10 годам. Но это не значит, что в дошкольном возрасте не нужно развивать эту способность. Как показывают исследования, уже на первом году жизни начинают формироваться произвольные движения. В период от двух до трех лет закладываются основы регулирующей функции речи. С 4 лет развивается контроль за своими действиями, а нарушение правил поведения другими замечается уже с 3 лет. Уже в дошкольном возрасте появляется первая самооценка, роль которой в регуляции поведения постоянно возрастает. Все эти изменения служат предпосылками и создают условия для развития основ произвольной саморегуляции. К концу дошкольного возраста у детей развиваются разные её виды: двигательная, учебная, личностная саморегуляции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 21 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
Саморегуляция поведения дошкольников – что это?
Одним из важнейших качеств ребёнка, которое интенсивно развивается в старшем дошкольном возрасте является произвольность поведения или саморегуляция.
Саморегуляция – это процесс управления ребёнком собственными психологическими и физиологическими состояниями, поступками, способность владеть и управлять собой, сознательное, активное следование определённым нормам и правилам.
Основными особенностями саморегуляции являются:
1. Осознанность действий - для чего, зачем надо выполнять это задание.
2. Активное включение в деятельность - С. Л. Рубинштейн выделяет два отношения к деятельности: зависимое, пассивное или активное, деятельное отношение.
3. Планирование деятельности – умение ребёнком выделить последовательность своей деятельности.
4. Контроль и коррекция – это означает, как ребёнок может по ходу выполнения задания контролировать правильность выполнения и исправлять увиденную ошибку.
По данным нейрофизиологических исследований истинная саморегуляция формируется только к 9-10 годам. Но это не значит, что в дошкольном возрасте не нужно развивать эту способность. Как показывают исследования, уже на первом году жизни начинают формироваться произвольные движения. В период от двух до трех лет закладываются основы регулирующей функции речи. С 4 лет развивается контроль за своими действиями, а нарушение правил поведения другими замечается уже с 3 лет. Уже в дошкольном возрасте появляется первая самооценка, роль которой в регуляции поведения постоянно возрастает. Все эти изменения служат предпосылками и создают условия для развития основ произвольной саморегуляции. К концу дошкольного возраста у детей развиваются разные её виды: двигательная, учебная, личностная саморегуляции.
Двигательная сфера:
Для того чтобы самому научиться контролировать свои движения, ребенок должен овладеть следующими умениями:
- произвольно направлять свое внимание на мышцы, участвующие в движении;
- различать и сравнивать мышечные ощущения;
- определять соответствующие характера ощущений (“напряжение-расслабление”, “тяжесть-легкость”, др.) характеру движений, сопровождаемых этими ощущениями (“сила-слабость”, “резкость-плавность”, темп, ритм);
- менять характер движений, опираясь на контроль своих ощущений.
Первые три умения можно с успехом тренировать у каждого ребенка, последнее же во многом зависит от природной одаренности – точного мышечного чувства, моторной ловкости.
Эмоциональная сфера:
Способности детей в произвольной регуляции эмоций в сравнении с движением еще менее развиты: им трудно скрыть радость, огорчение, вину, страх, подавить раздражение или негодование. Пока эмоции детей еще непосредственны, не подчинены давлению социально-культурного окружения – самое удобное время, учить понимать их, принимать и полноценно выражать.
Для этого ребенку необходимо овладеть такими умениями:
- произвольно направлять свое внимание на эмоциональные ощущения, которые он испытывает;
- различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, беспокойно, удивленно, страшно и т.п.);
- одновременно направлять свое внимание на мышечные ощущения и на экспрессивные движения, сопровождающие любые собственные эмоции и эмоции, которые испытывают окружающие;
- произвольно и подражательно “воспроизводить” или демонстрировать эмоции по заданному образцу.
Сфера общения:
Овладев начальными навыками эмоциональной саморегуляции, ребенок сможет регулировать свое общение. Основным инструментом регуляции общения является способность устанавливать эмоциональный контакт. Эту способность можно развить тренировкой следующих умений:
- управлять, понимать и различать чужие эмоциональные состояния;
- сопереживать (т.е. принимать позицию партнера по общению и полноценно проживать прочувствовать его эмоциональное состояние);
- отвечать адекватными чувствами (т.е. в ответ на эмоциональное состояние товарища проявить такие чувства, которые принесут удовлетворение участникам общения).
У детей больше, чем у взрослых, развита интуитивная способность улавливать чужое эмоциональное состояние, поскольку они не придают такого значения словам, как взрослые. Поэтому важно не упустить это благодарное время для развития у ребенка эмпатии, сострадания, общительности, доброты.
Уровень овладения ребенком элементарными умениями регуляции эмоциональной сферы и способность устанавливать эмоциональный контакт составляют уровень развития эмоционального контроля его личности.
Сфера поведения:
Управление поведением, как самой сложной сферой психической деятельности, необходимо включает в себя все ранее рассмотренные навыки саморегуляции и предполагает другие, специфические для этой деятельности, умения, которые составляют высшие формы эмоционально-волевой регуляции:
- определять конкретные цели своих поступков;
- искать и находить, выбирая из множества вариантов, средства достижения этих целей;
- проверять эффективность выбранных путей: действиями, ошибаясь и исправляя ошибки, опытом чувств, опытом прошлых аналогичных ситуаций;
- предвидеть конечный результат своих действий и поступков;
- брать на себя ответственность.
С целью принятия и выполнения ребёнком норм взаимодействий с другими людьми и самим собой в группе введены определённые ритуалы, помогающие ребёнку понять и усвоить нормы и правила поведения в группе.
Чтобы помочь детям осознать себя и своё поведение, ставить перед собой элементарные цели и достигать их, мы используем основной вид деятельности – игру. Правила игры – основной метод развития саморегуляции. Развитие саморегуляции в игре проходит по определённым этапам. (Таблица №2)
Этапы развития саморегуляции дошкольников в игре.
Этапы | Игра |
I этап | Игры с запрещающими правилами действия. |
II этап | Игры с запрещающими правилами общения. |
III этап | Игры, сочетающие оба типа: запрещающими правилами и действия и общения. |
IV этап | Детям самим предлагаем ввести новые правила. |
Компоненты саморегуляции у детей дошкольного возраста развиваются по нескольким этапам. (Таблица №1)
Компоненты саморегуляции и этапы их развития.
Этапы | Характеристика |
1 этап - выбор цели | Ребёнок учится воспринимать словесную инструкцию. |
2 этап – план деятельности | Ребёнок учится планировать свою работу, намечать логическую последовательность действий и способов их осуществления. |
3 этап – коррекция деятельности | Ребёнок учится видеть свои ошибки, самостоятельно исправлять их по ходу деятельности. Виды самоконтроля: контроль по результатам; контроль за способом действия; предвосхищающий контроль; поэтапный контроль. |
4 этап – оценка результатов деятельности | Ребёнок учится оценивать свой результат в сравнении с образцом, находить причину, почему не получилось. |
Для формирования саморегуляции в группе необходимо создавать условие, использовать разные методы, проводить эту работу во всех режимных моментах.
Важным фактором формирования саморегуляции является принятие и выполнение ребёнком норм взаимодействий с другими людьми и самим собой. С этой целью в группе введены определённые ритуалы, помогающие ребёнку понять и усвоить нормы и правила поведения в группе.
Ритуалом может быть введение временного лимита на выполнение задания, на подготовку к занятию, сбору на прогулку. Иногда песочные часы делают то, что не удаётся воспитателю с помощью указаний, приказов или просьб.
- Следовательно, педагогической поддержкой развития способностей старших дошкольников к саморегуляции является: культивирование эмоционально насыщенной атмосферы внимательного, доброжелательного отношения к ребёнку в процессе его воспитания; овладение педагогами навыками построения игры; создание разнообразной предметной среды в группе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Агрессивное поведение дошкольника .Консультация для родителей
Данная статья предназначена родителям.Дошкольный возраст -время, когда формируются межличностные и социальные отношения рбёнка.Окружающие ребёнка взрослые несут ответственность за то , какими вырастут...
Консультация для воспитателей и родителей. Тема: «Моральное поведение дошкольника»
Моральное поведение – это соблюдение норм и требований морали вопреки собственным непосредственным желаниям и интересам при полном отсутствии какого-либо внешнего контроля и принуждения....
Консультация для педагогов «Обучаем дошкольников правилам безопасного поведения»
Статья о том, как необходимо объяснять детям правила безопасного повкдения...
Консультация для педагогов «Обучаем дошкольников правилам безопасного поведения»
Статья о том, как необходимо объяснять детям правила безопасного повкдения...
Консультация для воспитателей в виде презентации "Как скорректировать поведение ребенка. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников"
Сегодняшние воспитанники детского сада заметно отличаются от своих сверстников предыдущих лет: они раскованнее, инициативнее, сообразительнее. Многие из них уже серьезно занимаются музыкой, танцами, я...
Консультация «Становление ответственного поведения дошкольников»
Осознание своего поведения и начало личного самопознания – одно из главных новообразований дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает понимать, что он умеет, а что нет,...
Консультация "Обеспечение безопасного поведения дошкольников сети Интернет."
Внимание родителей является самой эффективной защитой от опасностей в интернете. Только родители могут научить детей тому,как правильно вести себя в сети Интернет....