Консультация для воспитателей "Саморегуляция поведения дошкольников – что это?"
консультация по коррекционной педагогике

Воробьева Анастасия Андреевна

Одним из важнейших качеств ребёнка, которое интенсивно развивается в старшем дошкольном возрасте является произвольность поведения или саморегуляция.

Саморегуляция – это процесс управления ребёнком собственными психологическими и физиологическими состояниями, поступками, способность владеть и управлять собой, сознательное, активное следование определённым нормам и правилам.

По данным нейрофизиологических исследований истинная саморегуляция формируется только к 9-10 годам. Но это не значит, что в дошкольном возрасте не нужно развивать эту способность. Как показывают исследования, уже на первом году жизни начинают формироваться произвольные движения. В период от двух до трех лет закладываются основы регулирующей функции речи. С 4 лет развивается контроль за своими действиями, а нарушение правил поведения другими замечается уже с 3 лет. Уже в дошкольном возрасте появляется первая самооценка, роль которой в регуляции поведения постоянно возрастает. Все эти изменения служат предпосылками и создают условия для развития основ произвольной саморегуляции. К концу дошкольного возраста у детей развиваются разные её виды: двигательная, учебная, личностная саморегуляции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx21 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Саморегуляция поведения дошкольников – что это?

Одним из важнейших качеств ребёнка, которое интенсивно развивается в старшем дошкольном возрасте является произвольность поведения или саморегуляция.

Саморегуляция – это процесс управления ребёнком собственными психологическими и физиологическими состояниями, поступками, способность владеть и управлять собой, сознательное, активное следование определённым нормам и правилам.

Основными особенностями саморегуляции являются:

  1. Осознанность действий - для чего, зачем надо выполнять это задание.

   2. Активное включение в деятельность - С. Л. Рубинштейн выделяет два отношения к деятельности: зависимое, пассивное или активное, деятельное отношение.

  3. Планирование деятельности – умение ребёнком выделить последовательность своей деятельности.

 4. Контроль и коррекция – это означает, как ребёнок может по ходу выполнения задания контролировать правильность выполнения и исправлять увиденную ошибку.

По данным нейрофизиологических исследований истинная саморегуляция формируется только к 9-10 годам. Но это не значит, что в дошкольном возрасте не нужно развивать эту способность. Как показывают исследования, уже на первом году жизни начинают формироваться произвольные движения. В период от двух до трех лет закладываются основы регулирующей функции речи. С 4 лет развивается контроль за своими действиями, а нарушение правил поведения другими замечается уже с 3 лет. Уже в дошкольном возрасте появляется первая самооценка, роль которой в регуляции поведения постоянно возрастает. Все эти изменения служат предпосылками и создают условия для развития основ произвольной саморегуляции. К концу дошкольного возраста у детей развиваются разные её виды: двигательная, учебная, личностная саморегуляции.

Двигательная сфера:

Для того чтобы самому научиться контролировать свои движения, ребенок должен овладеть следующими умениями:

  • произвольно направлять свое внимание на мышцы, участвующие в движении;
  • различать и сравнивать мышечные ощущения;
  • определять соответствующие характера ощущений (“напряжение-расслабление”, “тяжесть-легкость”, др.) характеру движений, сопровождаемых этими ощущениями (“сила-слабость”, “резкость-плавность”, темп, ритм);
  • менять характер движений, опираясь на контроль своих ощущений.

Первые три умения можно с успехом тренировать у каждого ребенка, последнее же во многом зависит от природной одаренности – точного мышечного чувства, моторной ловкости.

Эмоциональная сфера:

Способности детей в произвольной регуляции эмоций в сравнении с движением еще менее развиты: им трудно скрыть радость, огорчение, вину, страх, подавить раздражение или негодование. Пока эмоции детей еще непосредственны, не подчинены давлению социально-культурного окружения – самое удобное время, учить понимать их, принимать и полноценно выражать.

Для этого ребенку необходимо овладеть такими умениями:

  • произвольно направлять свое внимание на эмоциональные ощущения, которые он испытывает;
  • различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, беспокойно, удивленно, страшно и т.п.);
  • одновременно направлять свое внимание на мышечные ощущения и на экспрессивные движения, сопровождающие любые собственные эмоции и эмоции, которые испытывают окружающие;
  • произвольно и подражательно “воспроизводить” или демонстрировать эмоции по заданному образцу.

Сфера общения:

Овладев начальными навыками эмоциональной саморегуляции, ребенок сможет регулировать свое общение. Основным инструментом регуляции общения является способность устанавливать эмоциональный контакт. Эту способность можно развить тренировкой следующих умений:

  • управлять, понимать и различать чужие эмоциональные состояния;
  • сопереживать (т.е. принимать позицию партнера по общению и полноценно проживать прочувствовать его эмоциональное состояние);
  • отвечать адекватными чувствами (т.е. в ответ на эмоциональное состояние товарища проявить такие чувства, которые принесут удовлетворение участникам общения).

У детей больше, чем у взрослых, развита интуитивная способность улавливать чужое эмоциональное состояние, поскольку они не придают такого значения словам, как взрослые. Поэтому важно не упустить это благодарное время для развития у ребенка эмпатии, сострадания, общительности, доброты.

Уровень овладения ребенком элементарными умениями регуляции эмоциональной сферы и способность устанавливать эмоциональный контакт составляют уровень развития эмоционального контроля его личности.

Сфера поведения:

Управление поведением, как самой сложной сферой психической деятельности, необходимо включает в себя все ранее рассмотренные навыки саморегуляции и предполагает другие, специфические для этой деятельности, умения, которые составляют высшие формы эмоционально-волевой регуляции:

  • определять конкретные цели своих поступков;
  • искать и находить, выбирая из множества вариантов, средства достижения этих целей;
  • проверять эффективность выбранных путей: действиями, ошибаясь и исправляя ошибки, опытом чувств, опытом прошлых аналогичных ситуаций;
  • предвидеть конечный результат своих действий и поступков;
  • брать на себя ответственность.

С целью принятия и выполнения ребёнком норм взаимодействий с другими людьми и самим собой в группе введены определённые ритуалы,  помогающие ребёнку понять и усвоить нормы и правила поведения в группе.

Чтобы помочь детям осознать себя и своё поведение, ставить перед собой элементарные цели и достигать их, мы используем основной вид деятельности – игру. Правила игры – основной метод развития саморегуляции. Развитие саморегуляции в игре проходит по определённым этапам. (Таблица №2)

Этапы развития саморегуляции дошкольников в игре.

Этапы

Игра

I этап

Игры с запрещающими правилами действия.

II этап

Игры с запрещающими правилами общения.

III этап

Игры, сочетающие оба типа:  запрещающими правилами и действия и общения.

IV этап

Детям самим предлагаем ввести новые правила.

Компоненты саморегуляции у детей дошкольного возраста развиваются по нескольким этапам. (Таблица №1)

Компоненты саморегуляции и этапы их развития.

Этапы

Характеристика

1 этап - выбор цели

Ребёнок учится воспринимать словесную инструкцию.

2 этап – план деятельности

Ребёнок учится планировать свою работу, намечать логическую последовательность действий и способов их осуществления.

3 этап – коррекция деятельности

Ребёнок учится видеть свои ошибки, самостоятельно исправлять их по ходу деятельности. Виды самоконтроля: контроль по результатам; контроль за способом действия; предвосхищающий контроль; поэтапный контроль. 

4 этап – оценка результатов деятельности

Ребёнок учится оценивать свой результат в сравнении с образцом, находить причину, почему не получилось.

 

Для формирования саморегуляции в группе необходимо создавать условие, использовать разные методы, проводить эту работу во всех режимных моментах.

Важным фактором формирования саморегуляции является принятие и выполнение ребёнком норм взаимодействий с другими людьми и самим собой. С этой целью в группе введены определённые ритуалы, помогающие ребёнку понять и усвоить нормы и правила поведения в группе.

Ритуалом может быть введение временного лимита на выполнение задания, на подготовку к занятию, сбору на прогулку. Иногда песочные часы делают то, что не удаётся воспитателю с помощью указаний, приказов или просьб.

  • Следовательно, педагогической поддержкой развития способностей старших дошкольников к саморегуляции является: культивирование эмоционально насыщенной атмосферы внимательного, доброжелательного отношения к ребёнку в процессе его воспитания; овладение педагогами навыками построения игры; создание разнообразной предметной среды в группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Агрессивное поведение дошкольника .Консультация для родителей

Данная статья предназначена родителям.Дошкольный возраст -время, когда формируются межличностные и социальные отношения рбёнка.Окружающие ребёнка взрослые несут ответственность за то , какими вырастут...

Консультация для воспитателей и родителей. Тема: «Моральное поведение дошкольника»

Моральное поведение – это соблюдение норм и требований морали вопреки собственным непосредственным желаниям и интересам при полном отсутствии какого-либо внешнего контроля и принуждения....

Консультация для педагогов «Обучаем дошкольников правилам безопасного поведения»

Статья о том, как необходимо объяснять детям правила безопасного повкдения...

Консультация для педагогов «Обучаем дошкольников правилам безопасного поведения»

Статья о том, как необходимо объяснять детям правила безопасного повкдения...

Консультация для воспитателей в виде презентации "Как скорректировать поведение ребенка. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников"

Сегодняшние воспитанники детского сада заметно отличаются от своих сверстников предыдущих лет: они раскованнее, инициативнее, сообразительнее. Многие из них уже серьезно занимаются музыкой, танцами, я...

Консультация «Становление ответственного поведения дошкольников»

Осознание своего поведения и начало личного самопознания – одно из главных новообразований дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает понимать, что он умеет, а что нет,...

Консультация "Обеспечение безопасного поведения дошкольников сети Интернет."

Внимание родителей является самой эффективной защитой от опасностей в интернете. Только родители могут научить детей тому,как правильно вести себя в сети Интернет....