Познавательная информация
материал
Предварительный просмотр:
Слайд 1,2.
Цель:
- Познакомить с приемами эйдетики и их использованием в работе, а также с играми, которые способствуют развитию воображения, памяти и образного мышления.
- Расширить и обогатить знания педагогов о развитии ассоциативно-образного мышления у детей дошкольного возраста.
Слайд 3.
Дети воспринимают и запоминают информацию через мир образов.
В первом случае основой для запоминания стал яркий образ, а во втором - навязанная взрослым информация. Первые 5-7 лет правое полушарие, ответственное за воображение, развивается у человека быстрее, чем левое, ответственное за логическое и аналитическое мышление. Вот почему яркие образы такие важные в жизни детей.
Как помочь ребенку запоминать необходимую информацию и вовремя вспоминать ее? Как пробуждать познавательный интерес, побуждать дошкольников к речевой активности, дарить ощущение успеха? На эти вопросы отвечает эйдетика. Что же это значит?
ЭЙДОС (греч.) – ОБРАЗ.
СИСТЕМА ЭЙДЕТИКИ- память без границ.
ЭЙДЕТИКА – это не только развитие внимания, воображения, памяти,различных видов мышления, но и способ подачи нового материала.
Она привлекает все анализаторы ребенка: позволяет не только увидеть, но и потрогать, услышать, попробовать, понюхать; подает новое через хорошо знакомые детям образы.
Слайд 4.
В России изучением и практическим использованием эйдетики занимались отечественные ученые-психологи — Павел Петрович Блонский, Лев Семенович Выготский и Александр Романович Лурия. Из-за полемики в научной среде по поводу некоторых положений, исследования были заморожены вплоть до современности.
Слайд 5.
Но уже с конца 1990-х годов интерес к методике вновь возвращается – в 1989 г. в России открывается первая школа эйдетики для детей и взрослых. Ее основатель – Матюгин Игорь Юрьевич - доктор педагогических наук, автор многих научных трудов, публикаций и серий книг, которые раскрывают основные принципы эйдетики и ее методы. Школа эйдетики актуальна как в России, так и далеко за ее границами.
Для ребёнка эйдетическое восприятие – это ключ, открывающий 3 великие сокровищницы: память, творчество, знания. На занятиях с применением эйдетических приёмов дети развивают воображение, память, внимание, а отсюда и интеллект в целом.
Слайд 6.
Метод эйдетики построен на простом принципе:
воображение + положительные эмоции = усвоенная информация.
Важное преимущество эйдетического обучения - ребенок учится радостно. Радость обучения, так же, как и радость труда, делает ребенка более здоровым.Восприятие мира и окружающих у ребенка становится более позитивным, а психика устойчивее. Улучшаются взаимоотношения ребенка с окружающими.
Слайд 7.
Использование эйдетических форм с детьми позволяет решить следующие задачи:
- развитие памяти;
- активизировать умственные процессы;
- развитие скорости и гибкости мышления, наблюдательности;
- развитие познавательных способностей.
Слайд 8.
Эйдетика предлагает строить работу с детьми на основе:
- цветовых ассоциаций;
- ассоциаций, связанных с геометрическими формами;
- тактильных ассоциаций;
- предметных ассоциаций;
- звуковых ассоциаций;
- вкусовых ассоциаций;
- обонятельных ассоциаций;
- графических ассоциаций;
- свободных ассоциаций, связанных с предметными образами;
Слайд 9.
ЦВЕТОВЫЕ АССОЦИАЦИИ.
Детям предоставляются карточки с нарисованными пятнами различных цветов, но не цветные изображения предметов или явлений.
Воспитатель дает ребенку или же показывает всей группе картинку с пятном определенного цвета. Задача каждого – выбрать среди картинок разных предметов именно то, изображение которой у него ассоциируется с заданным цветом. Ребенок должен постараться обосновать ответ.
Например:Вот красный цвет. О чем вы подумали?
Можно изменить ход игры: наоборот, предлагайте ряд предметных изображений и записывайте: «О каком цвете вы подумали? Почему?»
Слайд 10.
АССОЦИАЦИИ, СВЯЗАННЫЕ С ГЕОМЕТРИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ.
Для этого вида работы вам понадобятся картинки с изображениями геометрических фигур и различных предметов.
Вопросы задавайте аналогично: «У меня есть круг. О каких предметах вы подумали?»
Слайд 11.
ТАКТИЛЬНЫЕ АССОЦИАЦИИ.
Для этого вида работы нужно иметь набор тактильных картинок, которые предложил профессор, доктор педагогических наук Игорь Матюгин. Основная идея этих карт заключается в том, что каждая из них имеет свою фактуру: мех, наждачная бумага, фланель, веревка, палочки, капельки воска, велюр и мн. др.
К коллекции можно добавить карточку с пуговицами, гречкой, кусками проволоки, с дерматиновым покрытием.
Принципы работы остаются такими же, как и в предыдущих видах работы: «О чем ты подумал, прикоснувшись к этой картинка?» (я подумал про зайчика, потому что он пушистый).
Слайд 12.
ИГРЫ ПО МЕТОДУ ЧАСТИЧНОГО ПОКАЗА.
Для этой игры изготовлен домик с окошком (размер окошка соответствует размеру картинки). В окошке есть ставни.
Слайд 13.
ПРЕДМЕТНЫЕ АССОЦИАЦИИ.
Этот вид ассоциации предусматривает установление связей предметов или между собой, или с их признаками. Для использования этого приема, вам нужно иметь набор разных предметов: ниточку, палочку, трубочку, бумажку, кусок ткани, шишку, каштан, камушек, ракушку, монетку, пуговицу.
Воспитатель берет нитку: говорит: «Длинное и гибкое». О чем вы подумали? Или вы держите монетку и говорите: «Круглое и железное». О чем вы подумали? (банка, ее закрывают крышкой).
Слайд 14.
ЗВУКОВЫЕ АССОЦИАЦИИ.
В эйдетике применяются аудио записи различных звуков и шумов. Можно создать целую коллекцию звуков, распределив по разным группам: бытовые шумы, звуки природы, музыкальные звуки, звуки улицы и тому подобное. Еще есть второй способ использования звуков.
Нужно сделать мешочки и положить в них различные предметы, порождающих звуки. Например: в один мешочек положите бумагу, в другой-монеты, в другие – коробочку с пластмассовыми шариками, камешками, фасолью и тому подобное. Ставим перед ребенком на наборном полотне ряд предметных картинок (книга, лук, еж, листок) и с помощью звукового мешочка с целлофановой бумагой предлагаем выбранный звук, после чего спрашиваем: «О чем ты подумал, услышав этот звук?»(я подумал о книге, потому что когда ее листают, страницы шуршат). Не стоит отгадывать, что находится в мешочках, важно создавать ассоциативные образы звуков. Кроме того, нужно подготовить стакан с водой, трубочку, дудочку, свисток, музыкальный молоток. Предлагайте звук, например, звон монеток спросите: «О чем вы подумали, услышав этот звук?» Старайтесь прятать за ладонью эти источники звуков, которые не можно положить в мешочек: ножницы, дудочку, стакан с водой ...
Слайд 15.
Стихи, скороговорки, да и просто адрес детям быстро запомнить удается не всегда.
Как запомнить с первого прочтения 10 слов?
Слова: шкаф, конь, шляпа, люк, облако, гнездо, футболист, чайник, карандаши, крылья?
Нужно представить и сочинить смешную историю вместе с детьми.
- Шкаф - лучше представить хорошо знакомый шкафчик из детской комнаты.
- Облако - вот шкафчик раскрылся, а из него выплыло белое облачко.
- Гнездо - на том облаке лежало большое гнездо аиста.
- Конь - в этом гнезде уютно лежат – отдыхал розовый конь.
- Шляпа - конь, конечно же, любит примерять шляпы; синяя ему понравилась, и он оставил ее на голове.
- Люк - и вдруг в этой шляпе открылся люк.
- Футболист - из люка выпрыгнул футболист.
- Чайник - он играет в футбол большим красным чайником.
- Крылья - ну, а у чайника выросли крылья, как у быстрого самолёта.
Слайды 16-26.
С эйдетикой каждый из нас сталкивался, когда рассказывал сказку по картинкам в книге. Для развития ассоциативной памяти у детей я применяю схемы для запоминания стихотворений — создания пиктограмм. Пиктограмма — это знаки и рисунки, которые изображаются на бумаге, во время чтения стихотворения. Быть специально художником для этого не нужно. Главное, чтобы эти схемы были понятны детям.
Таким образом, для эффективного обучения своих воспитанников, я внедряю эйдетические схемы, алгоритмы. В процессе занятий мы с детьми используем схемы для заучивания стихов, составления рассказов и пересказов сказок и рассказов. Совместно с детьми мы составляем различные схемы, которыми в дальнейшем пользуемся в образовательной и самостоятельной деятельности, ведь эйдетика позволяет расширить не только грани памяти воспитанников, но и их возможности видеть мир по-другому, использовать для себя его полезные секреты.
С помощью пиктограммы мы сейчас выучим стихотворение Александра Прокофьева «Снегири».
Выбегай поскорей!
Посмотреть на снегирей!
Прилетели! Прилетели!
Стайку встретили метели,
А Мороз Красный нос
Им рябинки принёс.
Слайд 27.
Игры со свободными ассоциациями связаны с предметными образами. Из самого названия свободные ассоциации следует, что во время занятий нельзя использовать никаких предметных изображений.
Слайд 28.
Использование этих и других приемов эйдетики в ежедневной работе является чрезвычайно эффективным, к тому же, интересным способом саморазвития и формирования мышления, памяти, речи, креативности у дошкольников.
Русский полководец А.Суворов заметил:
«ПАМЯТЬ ЕСТЬ КЛАДОВАЯ УМА, В КОТОРОЙ МНОГО ПЕРЕГОРОДОК, А ПОЭТОМУ НАДО СКОРЕЕ ВСЁ УКЛАДЫВАТЬ, КУДА И КАК СЛЕДУЕТ».
Слайд 29.
СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательная информация для родителей
В помощь родителям...
Познавательная информация для педагогов
В помощь воспитателю...
"Возрастные особенности детей 3-4 лет" Познавательная информация для родителей.
Информация для родителей"Возрастные особенности детей 3-4 лет"...
Познавательная информация для родителей
В помощь родителям...
Дидактическая игра как источник познавательной информации у детей
В дидактической игре содержится комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношение дет...
Познавательная информация для родителей
На заметку; ребенок от 2 до 3 лет...
Источники познавательной информации для дошкольников. Информация для родителей.
Познавательный интерес – важнейшее образование личности, оно формируется в социальных условиях, в процессе взаимодействия с окружающим миром.Познавательная деятельность – это единство чувс...