ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
методическая разработка (младшая группа)
Дипломная работа
Сюжетно-ролевая игра как средство формирования культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников в процессе НОД
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diplomnaya_rabota.docx | 90.22 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
КГА ПОУ «КАНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 44.02.01 «ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка
и его физического развития
МДК.01.01 Медико-биологические и социальные основы здоровья
Выполнил: Редченко М.А.
Студентка группы 43 «Д»
Руководитель: Кривенко Т.А.
Преподаватель ПЦК методики
дошкольного образования
Рецензент: Гайдук В.С.
Заведующий МБДОУ
«Ашкаульский детский сад»
ВКР допущена к защите:
________________________
Оценка ГЭК:
________________________
Канск 2019
Содержание
Введение ................................................................................................................ 3
Глава I. Теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста…………………………8
1.1. Сущность и характеристика понятия «культурно-гигиенические навыки»..................................................................................................................8
1.2. Возможности использования сюжетно-ролевой игры как средства формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста ……………………..........................................................15
Глава II. Организация работы по формированию культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников через сюжетно-ролевую игру на непосредственно образовательной деятельности….…21
2.1. Непосредственно образовательная деятельность – основа формирования культурно-гигиенических навыков…………………….………………..……..21
2.2. Организация работы по формированию культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников на занятии с использованием сюжетно-ролевой игры…………………….……………………………………………….25
Заключение ..........................................................................................................33
Список использованной литературы………………………..…………...….38
Приложение .........................................................................................................41 Приложение № 1« Учим, играя» Методическое пособие для воспитателей
Введение
Одной из задач ФГОС является охрана и укрепление физического здоровья детей. А сохранение и укрепление здоровья невозможно без соблюдения правил гигиены. Культурно-гигиенические навыки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день, систематически и неоднократно. В детском саду у детей воспитываются: навыки по соблюдению чистоты тела, культуры еды, поддержания порядка в окружающей обстановке, а также правильных взаимоотношений детей друг с другом и с взрослыми [8; с.31].
Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, своевременности начала этой работы, эмоционального отношения ребенка к выполняемым действиям, систематичности упражнений детей в определенных действиях. Особое внимание в дошкольных учреждениях уделяется формированию нового навыка, привычки, когда у детей появляются новые обязанности, новые вещи, новый вид деятельности, которыми дети должны овладеть. При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера [8; с.32].
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. Н.К. Крупская писала: «Одна из важнейших задач детского сада – привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье» [16; с.74]
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. Проблемами воспитания культурно-гигиенических навыков детей занимались такие отечественные авторы, как Выгодский Л.С., Забрамная С.Д., Малер А.Р., Шипицина Л.М. Среди зарубежных авторов можно выделить Кристен У., Нюканен Л., Рюкле Х.
У детей дошкольного возраста преобладает конкретное, наглядно-образное мышление. В связи с этим для успешного формирования у них гигиенических навыков необходимо прибегать к показу и объяснению, что лучше всего осуществлять по нашему мнению в игровой деятельности. Взрослые показывают, как надо держать ложку, выходить из-за стола, мыть руки. Показ обычно сопровождается объяснением. Детям становится понятна целесообразность требований взрослого. Умелое руководство взрослого сокращает время овладения навыками личной гигиены. По мере приобретения навыка непосредственная помощь взрослого сокращается, а доля самостоятельного участия ребенка увеличивается. Взрослый только наблюдает за тем, как малыш выполняет ту или процедуру, показывает правильное действие, направляет на следующий ход.
Основой полноценного физического развития ребенка младшего возраста является приобщение его к основам здорового образа жизни. В приобщении детей к здоровому образу жизни важное значение приобретает освоение дошкольниками основ культуры гигиены.
Одним из эффективных средств формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра. Использование сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста изучали Л.С.Выгодский, К.Д.Ушинский, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко и многие другие. Воспитательные моменты игровой деятельности раскрыты А.К. Бондаренко, А.И. Матусик, С.Л. Новоселовой, Е.В. Зворыгиной, Е. Смирновой и др. [6.9]
Очень полезно вовлекать малыша в разные сюжетно-ролевые игры, персонажи которых – куклы, мишки, зайчики – помогут ребенку усвоить необходимые навыки более успешно. Используя сюжетно-ролевые игры, взрослые закрепляют у детей навыки, которые вырабатываются в повседневной жизни. Сюжетно-ролевые игры не сложно придумать и родителям, их можно сделать разнообразными, интересными для ребенка и подчас гораздо более эффективными, нежели любые беседы.
Кроме того, сюжетно-ролевые игры способствуют формированию у дошкольников нравственного представления о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношении со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.
Культурно-гигиенические навыки можно формировать во время прогулки, приема пищи, режимных моментов, во время трудовой деятельности, но по мнению Михайленко Н. Я., Коротковой Н.А. особую роль играет непосредственно образовательная деятельность, на которой можно использовать сюжетно-ролевые игры.
Сюжетно-ролевая игра имеет очень важное значение в формировании культурно гигиенических навыков у детей младшего возраста, но, к сожалению, не все педагоги на непосредственно образовательной деятельности включают эти сюжетно-ролевые игры.
Недостаточно освещена эта проблема в методической литературе и именно поэтому тема нашего исследования посвящена сюжетно-ролевой игре как средства формирования культурно-гигиенических навыков у младшего дошкольного возраста в процессе непосредственно образовательной деятельности.
Объектом исследования является процесс формирования культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является сюжетно-ролевая игра как средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста в процессе непосредственно образовательной деятельности
Цель исследования: выявить эффективность использования сюжетно-ролевых игр в процессе формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста в процессе непосредственно образовательной деятельности.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования с целью выявления понятий: « культурно-гигиенические навыки», «сюжетно-ролевая игра», «непосредственно образовательная деятельность»
2. Обосновать роль сюжетно-ролевых игр при формировании культурно-гигиенических навыков у младшего дошкольного возраста на занятиях.
3. Произвести отбор сюжетно-ролевых игр по формированию культурно-гигиенических навыков и апробировать их в работе с детьми младшего дошкольного возраста.
4. Разработать методическое пособие «Учим, играя», включающее сюжетно-ролевые игры при формировании культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников.
Методы исследования:
изучение и анализ психолого - педагогической литературы;
наблюдение
Теоретическая значимость исследования: проведенное исследование позволяет расширить и уточнить знания о формировании культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, используя сюжетно-ролевую игру.
Практическая значимость нашей работы заключается в разработке методического пособия « Учим, играя», включающее сюжетно-ролевые игры при формировании культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников, которое будет полезно воспитателям для сюжетно-ролевых игр с детьми младших групп.
Структура работы представлена: введением, двумя главами, заключением, списком использованной литературы, приложением.
Глава I. Теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
1.1. Сущность и характеристика понятия «культурно-гигиенические навыки».
С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идет не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, «вхождения» его в мир взрослых. Психическое развитие - процесс неравномерный, его линии идут не одновременно, есть периоды наиболее быстрого развития тех или иных функций, психических качеств. Эти периоды называются сензитивными - наиболее благоприятными для развития. Для начального формирования культурно - гигиенических навыков сензитивный период приходится на младший дошкольный возраст. В этом возрасте при формировании культурно-гигиенических навыков осуществляется не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения ребенка в мир взрослых.[1,с.8]
Культурно-гигиенические навыки - доведённое до автоматизма умение соблюдать правила гигиены, входящее в неотъемлемую часть культуры поведения, составляющее основу гигиенического воспитания, как часть общего воспитания. Культурно-гигиенические навыки и привычки, которые необходимы для жизни, труда, сохранения здоровья, нужно вырабатывать с раннего возраста.[2, с.24]
Культурно-гигиенические навыки - важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в частоте лица, тела, прическе, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и норм человеческих отношений [26, с.4]
В культурно-гигиенические навыки входит следующее[3]:
- формирование у детей привычки под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем;
- формирование умения с помощью взрослого приводить себя в порядок; навыка пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком);
- формирование умения во время еды правильно держать ложку;
- формирование умения одеваться и раздеваться в определенном порядке; при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь.
Условия формирования культурно-гигиенических навыков[20]:
- наличие социально-бытовых условий;
- рациональная организованная обстановка;
- четкий режим дня;
- руководство взрослых.
С раннего возраста детям необходимо объяснить, что с соблюдением правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связно с воспитанием культурного поведения. Детей приучают правильно сидеть за столом во вовремя еды, аккуратно есть, тщательно бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой, учат тому, что и как едят, знакомят с разновидностями посуды, учат сервировать стол, привлекают внимание к заданному образцу правильного общения во время приема пищи (разговаривать в полголоса, доброжелательным тоном, не говорить с набитым ртом, уважительно относиться к просьбам и желаниям детей), обращают внимание на красоту правильно сервированного стола, вызывая ответный эмоциональный отклик. [12, с.29]
Согласно исследованиям Афонькиной Ю.А., Урунтаевой Г.А., культурно-гигиенические навыки включают следующие показатели:
Культуру еды - умение культурно принимать пищу. Это один из первых навыков, который должен воспитываться у ребенка. Перед едой обязательно вымыть руки, уметь пользоваться ложкой, вилкой, не пачкать скатерти и одежды во время еды - всё это можно воспитывать только путём постоянного наблюдения и систематических указаний со стороны взрослых.
Необходимость опрятности - это содержания в частоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течении всей его последующей жизни.
Формирование у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. От знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т.д.
Режим дня, в формировании культурно-гигиенических навыков, имеет большое значение. Режим дня - это четкий распорядок жизни в течение суток. Включаясь в режим дня, выполняя бытовые процессы, ребенок осваивает серию культурно-гигиенических навыков. Эти навыки одна из составляющих культуры поведения в быту. Навык, ставший потребностью - это привычка. Навык умываться позволяет ребенку делать это ловко и быстро, а привычка умываться побуждает его делать это охотно и без принуждения. По мере усвоения культурно-гигиенические навыки обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление нового вида деятельности – игры [12, 15]
Освоение культурно - гигиенических навыков дает возможность сравнить себя с другими детьми. Так через сравнение себя с другими складываются предпосылки для формирования самооценки, осознания своих возможностей и умений, а так же предпосылки для самоконтроля. При выполнении бытовых процессов ребенок наблюдает, сравнивает, анализирует, устанавливает причинно - следственные связи. Первоначально ребенок замечает причинно - следственные связи с помощью взрослого, который, задавая вопросы и поясняя, обращает на них внимание ребенка. Важно, чтобы вопросы и пояснения, адресованные самым маленьким, были включены в конкретную ситуацию.
Культурно-гигиенические навыки направлены на самого ребенка. Выполняя санитарно-гигиенические процедуры, ребенок осознает самого себя. У него формируется представление о собственном теле. При одевании и умывании, ребенок, рассматривая свое отражение в зеркале, приходит к пониманию некоторых изменений, происходящих в нем самом в ходе бытового процесса: лицо из грязного превратилось в чистое, волосы из растрепанных стали красиво причесанными, ножки обулись в сапожки, на ручки надели рукавички. Ребенок начинает контролировать свой внешний вид: обращает внимание на грязные руки, замечает неполадки в одежде, просит взрослого помочь привести себя в порядок, у дошкольника формируется потребность в чистоте и опрятности. Действия, их составляющие, совершенствуются сами собой, изменяют самого себя, а не предмет. Поэтому они формируют у ребенка представление о собственном теле. Обуваясь, ребенок рассматривает свои ножки, надевая перчатки - ручки, завязывая бантик или шарфик - свое лицо. При одевании, умывании ребенок видит свое отражение в зеркале, замечает происходящие в нем изменения. [4, с.11]
С возрастом по мере овладения культурно - гигиеническими навыками ребенок осознает правила поведения, которые их определяют. И такие правила начинают регулировать действия ребенка, управлять ими. То есть поведение ребенка становится произвольным. Он сдерживает свои непосредственные чувства и стремления, подчиняет свои действия ранее поставленной цели, может отказаться от желаемого, если этого требует общественное правило поведения. Освоение культурно - гигиенических навыков связано с этическим развитием дошкольника.[24, с14]
Постепенно, в процессе формирования культурно-гигиенических навыков ребенок начинает осознавать, что выполнение правил поведения обусловлено нормами человеческих взаимоотношений, а в их соблюдении проявляется уважение к окружающим, ведь неприятно смотреть на неряху или грязнулю. Ребенок понимает, что нарушение правил поведения может причинить вред не только ему самому, но и другому человеку. [2, с.13]
При формировании культурно-гигиенических навыков мы не должны забывать о возрастных и психологических особенностях детей младшего дошкольного возраста. Освоение культурно-гигиенических навыков связано так же и с этическим развитием ребенка. .[26;18]
Трёхлетний малыш уже может дать моральную оценку действиям человека или героя сказки. Пока она ещё основана на переносе общего эмоционального отношения ребёнка к человеку или персонажу: нравится - значит, хороший, не нравится - значит, плохой.
К четырем – пяти годам у детей начинаются складываться моральные понятия "хорошо", "плохо". Дети относят к ним поступки других людей и на этом основании оценивают поведение.
Вместе с формированием культурно-гигиенических навыков складываются и развиваются нравственные чувства. Малыши до трёх лет испытывают удовольствие от того, что они сначала выполняют действия вместе со взрослым, а потом самостоятельно. В четыре года ребенок получает удовольствие от правильно выполненного действия, что подтверждается соответствующей оценкой взрослого.
Стремление заслужить одобрение, похвалу является стимулом, побуждающим малыша к выполнению действия. И только потом, когда он поймёт, что за каждым действием стоит правило, усвоит нравственную норму, соотнесёт её с действием, он начинает испытывать удовольствие от того, что поступает в соответствии с нравственной нормой. Теперь он радуется не тому, что он вымыл руки, а тому, что он аккуратный: "Я хороший, потому что всё делаю правильно!". [26,15]
Дети 3-4 лет только начинают осознавать правила поведения, но ещё не видят скрытых за ними нравственных норм, часто не относят эти правила к другому. Воспитателю надо помнить, что об активном освоении правил поведения свидетельствует появление жалоб-заявлений, адресованных взрослому. Малыш замечает нарушение правил другими детьми и сообщает об этом. Причина подобных высказываний ребёнка заключается в стремлении убедиться, что он верно понимает правила поведения и желает получить поддержку со стороны взрослого. Поэтому к таким жалобам следует относиться с большим вниманием. . [9, с.23].
Мы уже говорили, что формирование культурно-гигиенических навыков начинается очень рано. Поэтому подготовкой к формированию навыков, самостоятельным движениям по самообслуживанию является создание у ребенка положительного отношения к одеванию, умыванию, приему пищи. Важным условием для формирования гигиенических навыков является систематичность необходимых операций. Так, ребенок привыкает, что перед едой ему обязательно моют руки, надевают нагрудничек и т.д. Воспитатель предоставляет ребенку самостоятельность там, где он что-то может сделать сам. Наряду с этим каждый ребенок постоянно нуждается в показе, поощрении, помощи.
В начале второго года жизни ребенок должен уметь есть самостоятельно, пользуясь ложкой, есть хлеб с первым блюдом, вытирать рот.
В 1,5-2 года ребенок почти все может снять с себя, сложить и большую часть одежды надеть. В значительной степени дети сами умываются, вытираются.
Ребенку на втором году жизни необходимо систематически прививать навыки культуры поведения: спокойно сидеть за столом, тихо разговаривать, при укладывании спать, благодарить за оказанную помощь.
На третьем году жизни малыш более самостоятельно может одеваться, раздеваться. Так же ребенок знает определенный порядок действий, входящих в каждый процесс, приемы их выполнения.
Для первоначальных действий ребенка существенное значение имеет запоминание места для отдельных вещей, своего места за столом и т. п. В особенности это важно, когда ребенок приходит в детский сад из дома. В таких случаях воспитатель вместе с малышом выбирает метку, рассматривает ее, предлагает запомнить рядом сидящего товарища. [6, с.23].
При активном формировании навыков самообслуживания важно в первую очередь отработать те из них, которые связаны с организацией всего коллектива.
Дети отличаются большой подражательностью, поэтому взрослому нужно неоднократно показывать, как выполнять новое действие, сопровождая показ пояснениями, чтобы выделить наиболее существенные моменты данного действия, последовательность отдельных операций.
Дети третьего года жизни все действия выполняют быстрее. В этот период нужно чаще приучать детей к взаимопомощи, поручать им несложные задания, которые готовят их к дежурствам. Помощь воспитателя выражается меньше в действиях, больше в постоянном контроле, словесных указаниях, поощрениях.
К четвертому году жизни дети должны уметь правильно мыть руки, чистить зубы, полоскать рот после обеда, пользоваться носовым платком, соблюдать правила культурного поведения за столом (пользоваться ложкой, вилкой, не проливать пищу на стол). Дети приучаются бережно обращаться с игрушками, поддерживать и чистоту, и порядок. [6, с.53].
В формировании культурно-гигиенических навыков, так же как в любом другом виде педагогической деятельности, важно единство требований сотрудников детского учреждения и родителей. Считаем, что слаженная совместная работа педагога и родителей – одно из самых важных условий для успешного формирования культурно-гигиенических навыков младших дошкольников.
1.2. Возможности использования сюжетно-ролевой игры как средства формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
Современные государственные документы в области дошкольного образования особое внимание уделяют игре как ведущему виду деятельности, основной форме организации образовательной работы. В Федеральных государственных требованиях к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утверждены Министерством образования и науки РФ 20 июля 2011 г. № 2151) в группе требований к учебно-материальному обеспечению отмечается необходимость «…построения образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра »[27].
В отечественной педагогике детская игра определяется как исторически возникший вид деятельности, сущность которого состоит в отображении и моделировании социальной, предметной и природной действительности в условных ситуациях.
Игра - подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников, поэтому столь актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования игры в целях всестороннего воспитания, и в первую очередь формирования нравственной стороны личности [5]. Д.Б. Эльконин подчеркивал, что игра имеет социальный характер, так как ее содержанием становится отражение разнообразных взаимоотношений между людьми: «Игра социальна по своему содержанию именно потому, что она социальна по своей природе, по своему происхождению, то есть возникает из условий жизни ребенка в обществе» [39].
Многочисленные исследования отечественных специалистов в области дошкольного образования (Р.И. Жуковская, Д.В. Менджирицкая, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко и др.) доказывают, что игре, как любому другому виду деятельности, ребенка необходимо обучать. Без целенаправленного руководства игра не может выполнить функцию воспитания, поскольку ее основные структурные элементы (сюжет, роли, правила, действия) осваиваются в процессе специально организованного обучения. Игра призвана решать общевоспитательные задачи, среди которых задачи формирования нравственных общественных качеств ребенка являются первоочередными.
Важной особенностью игры как формы жизни детей является ее проникновение в различные виды деятельности: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность и игра.
Сюжетно-ролевая игра – это творческая игра детей младшего возраста в развернутом виде представляет собой функцию, в которой дети берут на себя роли взрослых и в распространенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят действие взрослых и отношения между ними. Характеризуя сюжетно-ролевую игру, С. Я. Рубинштейн выделил, что игра большей частью служит чувствам и устремлениям самого ребёнка и поэтому она строится на сотрудничестве ребенка с взрослыми [39, С. 69].
Сюжетно-ролевая игра является той формой организации жизнедеятельности дошкольника, в условиях которой педагог может, применяя различные методы, формировать личность ребенка, ее общественную направленность. Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ярко выраженный самостоятельный и творческий характер. [28, с.192].
Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей, которые принимают на себя дети в ходе игры, включает своеобразное использование вещей и предметов.
Сюжет игры - это ряд событий, объединенных жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры - характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий.
Д.Б. Эльконин проанализировал структуру сюжетно-ролевой игры, выделил единицу игры - роль, которую берет на себя ребенок. С ролью связаны игровые действия. Другой компонент сюжетно-ролевой игры - правила. Благодаря им, возникает новая форма удовольствия ребенка - радость от того, что он действует так, как требуют правила. Результатом игры являются более глубокие представления о жизни и деятельности людей, знакомство с их профессиями [29,с.195].
Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени: соответствующим образом используя те или иные предметы (ведет машину, как шофер; ставит градусник, как медсестра), вступает в разнообразные отношения с другими играющими (наказывает или ласкает дочку, осматривает больного и т. д.). Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме [29,192].
К роли дети относятся избирательно: они принимают на себя роли тех взрослых или детей (старших, а иногда и сверстников), действия и поступки которых произвели на них наибольшее эмоциональное впечатление, вызвали наибольший интерес. Чаще всего это мама, воспитатель, учитель, врач, летчик, моряк, шофер и т. д. Интерес ребенка к той или иной роли связан и с тем местом, которое занимает данная роль в развертываемом сюжете игры, в какие взаимоотношения - равноправия, подчинения или управления - вступает с другими играющий, принявший на себя ту или иную роль.
Творческой сюжетно-ролевой игре присущи специфические мотивы. Наиболее общий мотив - стремление ребенка к совместной социальной жизни с взрослыми. Это стремление сталкивается, с одной стороны, с неподготовленностью ребенка к его осуществлению, с другой - с растущей самостоятельностью детей. Возникающее противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре: в ней ребенок, принимая на себя роль взрослого, воспроизводит его жизнь, деятельность и отношения.[17]
Именно использование сюжетно-ролевых игр предоставляет возможность формирования культурно-гигиенических навыков, а именно как ухаживать за собой, правильно мыть лицо и руки, пользоваться расческой, следить за своим внешним видом, правильно пользоваться столовыми принадлежностями, здороваться и прощаться, обращаться к взрослым на «Вы» и называть по имени и отчеству, вежливо обращаться с просьбой и благодарить за услуги, извиняться за неловкость, вежливо подтвердить или отказаться от предложенного во время приема пищи, не перебивать разговора взрослых, оказывать им услуги.
Сюжетов для игры может быть множество, ведь соблюдение культурно-гигиенических навыков нужны во многих ситуациях: при встрече со знакомым; при общении в детском саду; при посещении поликлиники, парикмахерской; в транспорте; в гостях или при приеме гостей у себя и т.д.
При организации сюжетно-ролевой игры как средства формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста необходимо соблюдать следующие условия [23]:
-эмоционально объяснить цель предстоящей деятельности, ее необходимость; вызвать у дошкольников желание в ней участвовать;
-обеспечить активность каждого участника в процессе деятельности; привлечь детей к планированию ее, распределению работы, точно определить обязанности;
-четко выделить этапы работы и дать возможность детям пережить чувство удовлетворения полученными промежуточными результатами и достигнутым общим успехом.
В сюжетно-ролевой игре проявляются такие волевые качества, как ответственность, целеустремленность, настойчивость и упорство в преодолении трудностей. Игра хороша тогда, когда дети сами ее организуют, умеют руководить, подчиняться, оказывать помощь.
По-прежнему любимыми остаются у детей игры в семью, в детский сад, в больницу. В них дети отражают различные отношения, характеризующиеся любовью, гуманизмом, здесь формируются такие качества, как доброта, забота о здоровом образе жизни.
В сюжетно-ролевых играх с куклами типа «День рождения куклы», «Приход гостей», «Искупаем куклу Таню», «Кукла Катя заболела» эффективно формирование гостеприимства, доброжелательности, правильность в выполнении культурно-гигиенических навыков.
Беседы воспитателя с детьми, в которых используются создавшиеся в игре ситуации, формируют у детей представления о культурно-гигиенических навыках. Систематическое предложение ребенку поручений в игре, которые могут принести пользу другим детям, повышает ответственность ребенка, создает дружескую атмосферу в группе, предпосылки к преодолению отрицательных черт поведения.
Успех формирования культурно-гигиенических навыков - в систематичности, возможном использовании любой педагогической ситуации.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра влияет на формирующуюся личность ребенка, на развитие и формирование положительных взаимоотношений детей со сверстниками, с близкими и окружающими людьми, на формирование культурно-гигиенических навыков, и в частности на развитие нравственных качеств.
Глава II. Организация работы по формированию культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников через сюжетно-ролевую игру на непосредственно образовательной деятельности.
2.1.Непосредственно образовательная деятельность – основа формирования культурно-гигиенических навыков
Непосредственно образовательная деятельность (НОД) - основная форма обучения в детском саду. В основе ФГОС ДО лежит важнейший дидактический принцип - правильное организованное обучение ведет за собой развитие, результат которого - успешность воспитания и образования детей в ДОУ. Непосредственно образовательная деятельность – соединяет обучающую функцию и совместную деятельность. Стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.
Непосредственно образовательная деятельность (НОД) - это ведущая форма организации совместной деятельности взрослого и детей, которая определяется уровнем освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач , возрастом детей, непосредственным окружением образовательного учреждения, текущей темой и др. [Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»]
Структура непосредственно образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО основана на совместной деятельности взрослого и ребенка и строится:
- на субъектной (партнёрской, равноправной) позиции взрослого и ребёнка;
- на диалогическом (а не монологическом) общении взрослого с детьми; на продуктивном взаимодействии ребёнка с взрослыми и сверстниками;
- на партнёрской форме организации образовательной деятельности (возможностью свободного размещения , перемещения, общения детей и др.)
- учёт возрастных, психофизиологических особенностей детей;
- соблюдение гигиенических условий: помещение должно быть проветрено, при общем нормальном освещении свет должен падать с левой стороны;
- оборудование, инструменты, материалы и их размещение должны отвечать педагогическим, гигиеническим, офтальмологическим и эстетическим требованиям на удовлетворение двигательной активности;
- длительность непосредственно образовательной деятельности, которая должна соответствовать установленным нормам, а время использоваться полноценно;
- воспитатель, постоянно следит за правильностью позы ребенка, не допускать переутомления детей на занятия;
- предусматривать чередование различных видов деятельности детей не только на различных занятиях, но и на протяжении одного занятия.
В дошкольном возрасте используются различные виды непосредственно образовательной деятельности:
НОД
комбинированная комплексная интегрированная
сочетание разных видов реализация задач объединение знаний из
деятельности или нескольких средствами разных разных образовательных
дидактических задач, не видов деятельности областей на равноправной
имеющих логических связей при ассоциативных основе, дополняя друг друга
между собой (после рисования связях между ними, (рассматривание такого
идет подвижная игра) но при этом один вид понятия как «настроение»
связи доминирует, через произведение музыки,
а второй его дополняет литературы, живописи)
создает эмоциональный
настрой(беседа о культурно-
гигиенических навыках
переходит в рисование
плаката по теме)
Основанием классификации служат: дидактическая задача и содержание образовательной деятельности (ОД) (раздел обучения - классическая образовательная деятельность по разделам обучения; интегрированная образовательная деятельность (включающие содержание из нескольких разделов обучения). [Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»]
Во время обучающей непосредственно образовательной деятельности (можно её называть традиционной) дети накапливают необходимый личностный опыт, а во время развивающей они, используя приобретённый опыт, самостоятельно добывают знания.
В ходе занятия педагог привлекает к активному участию в работе всех детей, учитывая их индивидуальные особенности, формирует у детей навыки учебной деятельности, развивает способность оценивать и контролировать свои действия. Учебная ситуация используется для развития у детей доброжелательного отношения к товарищам, выдержки, целеустремленности и формирует культурно-гигиенические навыки.
В каждой возрастной группе занятия имеют свою особенность и по времени, и по организации.
С детьми:
до 3-х лет рекомендуется проводить 10 занятий в неделю продолжительностью 8–10 мин.
4-го года жизни – 10 занятий продолжительностью не более 15 минут.
5-го года жизни – 10 занятий продолжительностью не более 20 минут
Основная форма обучения: развивающие занятия с использованием методик, сюжетно-ролевых и дидактических игр, игровых приёмов. В младшем дошкольном возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. [ Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»]
Для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении всего периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы.
В ходе непосредственно образовательной деятельности педагог сообщает детям разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у детей представление о пользе физкультурных упражнений и обыгрывает с детьми данную ситуацию или момент.
Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим миром, с природой. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты “Мойдодыр”, “Федорино горе” и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми. Все сведения по гигиене прививаются детям в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.
2.2. Организация работы по формированию культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников на занятии с использованием сюжетно-ролевой игры
Предлагаемая модель формирования культурно-гигиенических навыков младших дошкольников реализуется в рамках образовательной области «Познавательное развитие» в соответствии с ФГОС ДО.[п.2.6.ФГОС ДО]
Цель: формировать культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) в повседневной жизни в детском саду и в семье.
Задачи:
- приучать детей следить за своим внешним видом, формировать умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши;
- насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком;
- формировать простейшие навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой;
- не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом;
- создавать условия для развития умений у детей самостоятельно использовать полученные навыки в повседневной жизни в детском саду и дома;
- формировать потребность у детей в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни в детском саду и дома;
- способствовать осмыслению детьми и родителями необходимости соблюдения правил личной гигиены.
Педагогические методы и приёмы, обеспечивающие успешное решение поставленных задач:
• прямое обучение;
• показ и объяснение
• упражнения и контроль
• систематическое напоминание
• беседа;
• пример взрослого;
• создание воспитывающих ситуаций;
• Поощрение
В рамках выпускной квалификационной работы нами было разработаны и проведены занятия с целью формирования культурно-гигиенических навыков через сюжетно-ролевую игру.
Занятия проводились на базе МБДОУ « Ашкаульский детский сад» с детьми второй младшей группы.
Тема: « Чистота-залог здоровья».
Цель: формирование у детей культурно-гигиенических навыков: потребность мыть руки перед едой, навыки самообслуживания, самостоятельности.
Задачи:
Образовательная: учить детей процессу умываться, соблюдению последовательности действий (закатать рукава, осторожно открыть кран, намочить руки, затем намылить, встряхнуть воду с рук, сухо вытереть полотенцем, повесить его на крючок).
Воспитательная: воспитывать аккуратность, дружеские взаимоотношения.
Развивающие: развивать внимание, память, воображение, мышление.
Обогатить словарь детей словами: мыло, ароматное (мыло), душистое (мыло), пушистое полотенце.
Оборудование: кукла, корзинка, мыльница с мылом, полотенце.
Предварительная работа: чтение потешек И. Демьянов «Замарашка»,А. Кондратьев «Зеркало» ,Р. Сеф «Мыло», А.Барто. «Девочка чумазая»,беседа о чистоте тела, аккуратности, внешности, рассматривание иллюстраций о культурно-гигиенических навыках, пальчиковая игра «Моем пальчики»
В ходе сюжетно - ролевой игры приоритетными являлись задачи, связанные с социально-коммуникативным развитием. Также в игре были задействованы такие образовательные области как познавательное и речевое развитие.
Виды деятельности:
-игровая (сюжетно-ролевая игра);
-коммуникативная (конструктивное общение и взаимодействие со
взрослыми и сверстниками, устная речь как основное средство общения).
В игровой деятельности были использованы следующие методы:
-словесные (беседа,);
-практические (игра).
Приемы – создание игровой ситуации, вопросы, сюрпризный момент, показ образца действия).
Занятие состояло из трех этапов.
На первом (подготовительном) этапе с помощью чтения сказки К.И.Чуковского «Мойдодыр», чтения стихов, загадок, рассматривания иллюстраций о культурно-гигиенических навыках, беседы, мы формировали такие культурно-гигиенические навыки как мытье лица и рук, как правильно чистить зубы, пользоваться расческой. В процессе формирования культурно-гигиенических навыков и обучения детей мы сообщали им разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, что формирует у детей представление о пользе физических упражнений.
На втором (основном) этапе занятия, при создании проблемной ситуации (введение персонажа) мы использовали сюжетно-ролевую игру «Научим куклу Катю умываться» в которой формировали такие культурно-гигиенические навыки как мытье рук и умывание лица.
В процессе проведения занятия нами были применены наглядности обучения навыкам – показ, пример, которые занимают особенно большое место в работе с маленькими детьми. Показы мы сопровождали пояснениями. Показ любого действия давался детям таким образом, чтобы были выделены отдельные операции – вначале наиболее существенные, затем дополнительные. Операции шли в строгом порядке с небольшим интервалом( не более 5-10 секунд). Показ действия малышам обязательно сопровождался проговариванием («Теперь возьмем полотенце и вытрем каждый пальчик»). Одним из ведущих приемов, которые мы использовали, явился прием повторения действий, упражнений. Например, попросили перед мытьем: «Покажите, как вы засучили рукава» или после мытья посмотрели, насколько чисто и сухо вытерты руки. Во время выполнения гигиенических процедур использовали такие потешки как, например: « Буль - буль – буль - журчит водица. Все ребята любят мыться»,- приговаривая и показывая малышам приемы умывания. Увлечь ребенка деятельностью по самообслуживанию можно, вызвав у него интерес к предмету. Так, во время умывания мы давали детям новое мыло в красивой обертке, предлагали развернуть, рассмотреть и говорили: « Какое гладкое мыло, как оно хорошо пахнет! А как, наверное, это мыло хорошо пенится! Давайте попробуем!» Это помогает детям видеть наиболее существенные моменты, осмыслить действие в целом. Хорошей формой упражнения детей в освоении культурно-гигиенических навыков явилась сюжетно-ролевая игра, в которой дети старались выполнять правильную последовательность мытья рук, умывания, пользование мылом и полотенцем. При организации сюжетно-ролевой игры использовали индивидуально-дифференцированный подход к детям. Нами было учтено, что у воспитанников имеется индивидуальные различия: то, что легко удается Варваре и Даше, не под силу выполнить Васе и Грише. Таким образом, индивидуально-дифференцированный подход осуществлялся по отношению к каждому ребенку. В своей работе мы использовали прием поощрения, но старались этим не злоупотреблять. Мы старались делать так, чтобы выполнение требований взрослого стало нормой поведения, потребностью ребенка. В некоторых случаях приходилось использовать порицание, но делали это в косвенной форме, не называя имен детей.
Для закрепления знаний о культурно-гигиенических навыках, беседовали с детьми, задавали им различные вопросы о воде, мыле, полотенце, для чего они нам нужны. Предлагали детям показать кукле Кате последовательность умывания и мытья рук. Повторяя действия воспитателя, дети с удовольствием выполняли порядок умывания и мытья рук. Детям было интересно, и они могли видеть результаты своих действий.
На заключительном, третьем, этапе нашего занятия мы вместе с детьми подводили итоги занятия, в котором закрепляли знания о культурно-гигиенических навыках, проведенные в процессе сюжетно-ролевой игры. Но не все дети смогли сразу усвоить последовательность выполнения гигиенических процедур.
Для наиболее прочного усвоения культурно-гигиенических навыков у малышей, нами было проведено еще одно занятие на формирование культурно- гигиенических навыков через сюжетно-ролевую игру.
Тема: « Мыло и вода – наши лучшие друзья»,
Цели: закрепить с детьми последовательность умывания через сюжетно-ролевую игру, выявить уровень сформированности культурно-гигиенических навыков у детей второй младшей группы
Задачи:
Образовательные: Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, рассказать о важности поддержания чистоты одежды и тела, познакомить с понятием «опрятность».
Формировать умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть лицо, руки, уши, насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место. Продолжать побуждать к ведению здорового образа жизни.
Воспитательные: Воспитывать привычку следить за своим внешним видом, пользоваться индивидуальными предметами личной гигиены.
Воспитывать желание ежедневно выполнять необходимую для здоровья процедуру умывания.
Развивающие: Развивать речевую активность детей, способствовать формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания через сюжетно-ролевую игру.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций о культурно-гигиенических навыках, заучивание потешек, дидактическая игра «Умывайся правильно», чтение стихотворения А.Барто «Девочка чумазая»,беседа.
На первом (подготовительном) этапе с помощью сюрпризного момента (емкость с водой, накрытая салфеткой), загадок о воде, потешек о воде В.А.Леонов «Водица-водица», рассматривание картин "Мама купает Катю", «Дети моют руки» проводили беседу с детьми, стараясь напомнить о том, чем занимались на прошлом занятии. Дети активно принимали участие и почти все отвечали правильно.
На втором (основном) этапе предложили детям сыграть в сюжетно-ролевую игру «Дочки-матери», тем самым формируя культурно-гигиенические навыки такие как: мытье рук с мылом, умывание лица, тщательное вытирание каждого пальчика полотенцем. Цель игры заключалась в правильной последовательности умыть куклу Катю, насухо вытереть полотенцем. Сначала мы, взяв на себя роль «мамы», показывали и объясняли детям правильность каждого действия.
Объяснение сначала давалось очень подробно, потом постепенно сужалось и сводилось к напоминанию правила, которое было обращено ко всем или отдельным детям. Особенно удачной являлась косвенная форма, когда мы заранее выражали уверенность в том, что дети правильно выполнят наши указания. Например, «Сейчас я посмотрю, как дети повесят на место свои полотенца. Наверное, все это сделают аккуратно и, каждый повесит свое полотенце на свой крючочек». Таким образом, мы не только детям указывали на их действия, но и напоминали, как нужно правильно выполнить это указание. Как и на первом занятии при организации сюжетно-ролевой игры нами было учтено, что у воспитанников имеются индивидуальные различия, и мы использовали индивидуально-дифференцированный подход к детям. Приемы и методы использовались в зависимости от особенностей состояния здоровья и развития ребенка. Широко использовали в своей работе художественное слово, народный фольклор (потешки, прибаутки) для создания положительных эмоций у детей в процессе выполнения действий культурно-гигиенических навыков.
На третьем (заключительном) этапе нашего занятия мы провели беседу с детьми, чтобы выявить насколько прочно у них закрепились культурно-гигиенические навыки. Почти все дети отвечали правильно.
В результате опытно - практической работы, проведенные занятия показали, что сюжетно-ролевую игру можно и нужно использовать вместе с другими методами и приемами с детьми младшего дошкольного возраста.
На основе проведенных занятий мы составили методическое пособие для воспитателей « Учим, играя». Оно содержит: введение; сюжетно-ролевая игра: особенности и виды игры; этапы организации сюжетно-ролевых игр в младшем дошкольном возрасте; рекомендации по проведению сюжетно-ролевых игр с детьми младшего дошкольного возраста; комплекс сюжетно-ролевых игр, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников; занимательный материал, используемый в сюжетно-ролевых играх по формированию культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников (потешки, прибаутки, пословицы, загадки, стишки).
Пособие можно использовать при работе с детьми, как воспитателям, так и родителям, т.к. культурно-гигиеническое воспитание, осуществляемое в дошкольном учреждении, не должно прерываться и в домашних условиях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одной из важных задач дошкольного образования отмечено в ФГОС охрана и укрепление здоровья дошкольника. Формирование культурно-гигиенических навыков у малышей является составляющей здоровья. И это важно формировать, начиная с дошкольного возраста.
Цель нашей работы: выявить эффективность использования сюжетно-ролевых игр в процессе формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста в процессе непосредственно образовательной деятельности, реализовывалась через следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования с целью выявления понятий: « культурно-гигиенические навыки», «сюжетно-ролевая игра», «непосредственно образовательная деятельность»
2. Обосновать роль сюжетно-ролевых игр при формировании культурно-гигиенических навыков у младшего дошкольного возраста на занятиях.
3. Произвести отбор сюжетно-ролевых игр по формированию культурно-гигиенических навыков и апробировать их в работе с детьми младшего дошкольного возраста.
4. Разработать методическое пособие «Учим, играя», включающее сюжетно-ролевые игры при формировании культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников.
Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования мы выявили, что:
Культурно –гигиенические навыки – это доведённое до автоматизма умение соблюдать правила гигиены, входящее в неотъемлемую часть культуры поведения, составляющее основу гигиенического воспитания, как часть общего воспитания. Культурно-гигиенические навыки и привычки, которые необходимы для жизни, труда, сохранения здоровья, нужно вырабатывать с раннего возраста.
Также мы узнали, что культурно-гигиенические навыки - важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в частоте лица, тела, прическе, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и норм человеческих отношений.
Выяснили, что в культурно-гигиенические навыки входит следующее:
- формирование у детей привычки под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем;
- формирование умения с помощью взрослого приводить себя в порядок; навыка пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком);
- формирование умения во время еды правильно держать ложку;
- формирование умения одеваться и раздеваться в определенном порядке; при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь.
Условиями формирования этих навыков является:
- наличие социально-бытовых условий;
- рациональная организованная обстановка;
- четкий режим дня;
- руководство взрослых.
Методы и приёмы формирования культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников
• прямое обучение;
• показ и объяснение
• упражнения и контроль
• систематическое напоминание
• беседа;
• пример взрослого;
• создание воспитывающих ситуаций;
• Поощрение
Познакомились с показателями, которые были выявлены психологами Афонькиной Ю.А., Урунтаевой Г.А., по их мнению, культурно-гигиенические навыки включают следующие показатели:
Культуру еды - умение культурно принимать пищу. Это один из первых навыков, который должен воспитываться у ребенка.
Необходимость опрятности - это содержания в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.
Узнали, что при формировании этих навыков учитываются возрастные и психологические особенности детей. Также, выявили, какими культурно-гигиеническими навыками должен владеть ребенок от 1,5 года до 5лет.
Культурно-гигиенические навыки можно формировать во время прогулки, приема пищи, режимных моментов, во время трудовой деятельности, но по мнению Михайленко Н. Я., Коротковой Н.А. особую роль играет непосредственно образовательная деятельность, на которой можно использовать сюжетно-ролевые игры. С.Я. Рубенштейн отмечает, что их можно формировать через сюжетно – ролевую игру, так как, по его мнению, сюжетно-ролевая игра – это творческая игра детей младшего возраста и является той формой организации жизнедеятельности дошкольника, в условиях которой педагог может, применяя различные методы, формировать личность ребенка, ее общественную направленность.
Мы подобрали сюжетно-ролевые игры для формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста и апробированы на непосредственно образовательной деятельности.
Нами были проведены занятия:
Тема занятия | Этапы занятия | Методы и приемы, Сюжетно-ролевая игра |
« Чистота – залог здоровья» | Подготовительный Основной Заключительный | Показ картинок и беседа по ним Игровой метод, введение персонажа Сюжетно-ролевая игра «Научим куклу Катю умываться» беседа |
«Мыло и вода - наши лучшие друзья» | Подготовительный Основной Заключительный | Показ картинок и беседа по ним сюрпризный момент Игровой метод Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» беседа |
Проведенные занятия показали, что сюжетно-ролевые игры можно проводить в младшем дошкольном возрасте вместе с другими методами и приемами для формирования культурно-гигиенических навыков.
Дети с удовольствием играли в эти игры: умывали кукол, кормили, укладывали спать, раздевали и одевали после сна, пели колыбельные, разговаривали с куклами, подражая взрослым. Наблюдая за играми детей, мы убедились, что педагог в первую очередь должен обучить взаимодействию в игре и организации совместной игры детей, от простейших парных взаимодействий, (через прокатывание мячей, тележек, машин, до взаимодействия в рамках общего сюжета, (дети кормят кукол в одной «столовой», помогают друг другу готовить обед для кукол, накрывать на стол). Это позволяет ориентировать ребенка на сверстника, будущего партнера в ролевой игре, это способствует вхождению в роль, учит вести диалог.
На основе проведенных нами занятий и в результате наблюдения за самостоятельной деятельностью детей, нами были подобраны сюжетно-ролевые игры для малышей и оформлены в методическое пособие « Учим, играя», которое можно использовать воспитателям, а так же и родителям для работы с детьми младшего дошкольного возраста.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анохин П. К. Философский смысл проблемы интеллекта // Вопросы философии. 2010. № 6. с. 90.
2. Белостоцкая Е. М., Виноградова Т. Ф. и др. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7. — М. :Просвещение,2013.
3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду — М.: Просвещение, 2012.
4. Бондаренко А.К., Матусик А.И. «Воспитание детей в игре», Москва, «Просвещение»,2013г.
5. Богуславская З.М., Е. О. Смирнова Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 2012
6. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика.-М.:Академия, 2011-240с.
7. Бондаренко А.К., Матусик А.И. «Воспитание детей в игре», Москва, «Просвещение»,2013г.
8. Буре Р. С., Островская А. Ф. Воспитатель и дети. — М.: Просвещение, 2012.
9. Васильева М.А. «Руководство играми детей в дошкольных учреждениях», Москва, «Просвещение», 2012г.
10. Гербова В.В., Иванкова Р.А. «Воспитание детей во второй младшей группе детского сада», Москва, «Просвещение», 2011г.
11. Година Г.Н., Пилюгина Э.Г. «Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста», Москва, «Просвещение», 2010г.
12. Гурина И. В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем. — СПб., 2010.
13. Дуброва В. П., Милашевич Е. П. Педагогическая практика в детском саду. — М.: издат. центр «Академия», 2013.
14. Зворыгина Е.В. Формирование игровой деятельности детей в группах раннего и младшего дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2010.
15. Зебзеева В. А.Организация режимных процессов в ДОУ.— М.: Сфера, 2011.
16. Игра дошкольника / Под ред. С. А. Новосёловой. — М.: Просвещение, 2012
17. История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия. С. В. Лыков, Л. М. Волобуева; Под ред. С. Ф. Егорова. — М.: Издательский центр «Академия», 2010.
18. Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект.- Айрис-пресс, 2014 -12
19. Краснощекова Н.В. «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2014г.
20. Купина, Н.А, Богуславская, Н.Е Веселый этикет. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребенка, сюжетно-ролевые игры /Н.А. Купина, Н.Е. Богуславская. - М., 2013
21. Курочкина, И. Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников /И.Н. Курочкина. - М., 2014.
22. Курочкина, И. Н. «О культуре поведения и этикете»/ И.Н. Курочкина //Д/в. - 2012. - № 10. - С.18.
23. Кулик Г. И., Сергиенко Н. Н. Школа здорового человека. — М: Т Ц Сфера, 2012. — (Программа развития).
24. Лекции по дошкольной педагогике: учеб. пособие для студентов сред. пед учеб. заведений / Сост. М.И. Васильева, В.Я. Матюхина.- Абакан: ООО «Диалог Сибирь - Абакан», 2014. - 219 с.
25 . Лихачёва А. А. Встреча с Мойдодыром. //Дошкольное воспитание № 9 — 2014. с. 56
26. Методика «Сюжетные картинки» / Диагностика эмоционально -нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. - СПб., 2012. - С.35.
27. Менджерицкая Д.В. «Воспитателю о детской игре», Москва, «Просвещение», 2011г.
28. Михайленко, Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры // Дошкольное воспитание. - 2012. - №4. - С.38-46.
29. Моделирование игрового опыта детей 2-4 лет на основе сюжетно-ролевых игр: технологические карты/авт.-сост. Т.В. Березенкова.- Волгоград: Учитель. 2015
30. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с ребенком — М., Педагогика, 2010
31. Мухина В. С. Возрастная психология. — М.: Академия, 2014.
32. Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. — М.: Просвещение, 2011.
33. Печора А. В. Развивающие игры для дошкольников. М.: ВАКО, 2015.
34. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой и др. — М.: Мозайка — Синтез, 2013.
35. Смирнова Т. Собираем куклу на прогулку.// Дошкольное образование. – 2012-№10-53-59с.
36. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию. — М.: Просвещение, 2010.
37. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. 2012
Приложение
Приложение № 1
« Учим, играя»
Методическое пособие для воспитателей
Прошито и пронумеровано:
Глава I_____________листов
Глава II____________листов
Подпись_________________
Прошито и пронумеровано:
Глава I_____________листов
Глава II____________листов
Подпись_________________
Прошито и пронумеровано:
Глава I_____________листов
Глава II____________листов
Заключение________листов
Подпись_________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дипломная работа по математике
Дипломная работа по математике...
Презентация дипломной работы "Игра как средство развития творческих способностей дошкольников"
«Игра - это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра...
Дипломная работа ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ ТЕМПЕРАМЕНТА
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ ТЕМПЕРАМЕНТА...
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА) на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр»
Теоретическая значимость заключается в том, что были обобщены теоретические и практические подходы по проблеме формирования пространственной ориентировки дошкольников с применением дидактических игр и...
Выпускная квалификационная работа (Дипломная работа)
Особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возрастав процессе трудовой деятельности...
Выпускная квалификационная работа (Дипломная работа)
Особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возрастав процессе трудовой деятельности...
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА "Проектирование системы работы руководителя ДОО по формированию мотивационной готовности педагогов к участию в конкурсах профессионального мастерства" (магистр)
В содержании работы большое внимание уделяется вопросам теории мотивационной готовности педагогов, а также подробно дается анализ внешних и внутренних условий, способствующих формированию мотивационно...