Программа дополнительного образования
рабочая программа (старшая группа)
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста (5-7 лет) художественно-эстетической направленности «Волшебный крючок» (32часа) (1 час в неделю) Автор: воспитатель Курмахина Н.А. г.о. Тольятти 2018 год Содержание 1. Комплекс основных характеристик программы……………………….3 1.1 Пояснительная записка……………….………………………………3 1.2 Цель, задачи программы……..………....……...……………………..5 1.3 Принципы содержания программы…………………………………6 1.4 Содержание программы ……..……………………………..….…….7 1.5 План взаимодействия педагога с родителями……………………15 1.6 Планируемые результаты …………………………………………..15 2. Комплекс организационно-педагогических условий …………….……16 2.1. Календарный учебный график…………………………………….17 2.2 Условия реализации программы ……………………………….….17 2.3 Формы аттестации…………………………………………………..17 2.4 Оценочные материалы ………………………………………....…..17 2.5 Методические материалы …………………………………….……22 2.6 Список литературы …………………………………………….…..18 Приложение……………………………………………………………..19 2 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1 Пояснительная записка. Направленность общеобразовательной общеразвивающей программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный крючок» имеет художественно-эстетическую направленность. Актуальность, отличительные особенности программы. В процессе занятий вязания крючком формируются все психические процессы, развиваются художественно - творческие способности и положительное восприятие окружающего мира. Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с рукоделием, культурой и эстетиче¬скими ценностями своего народа. Досуговая деятельность способствует приобщению старших до-школьников к труду, предоставляет детям свободу выбора, разви¬тия художественно – творческих умений, выработке индивидуаль¬ного стиля и темпе деятельности. Актуальность: занятия в кружке вязания крючком позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук; само утверждаться, проявляя индивидуальность и получая результата своего художественного творчества. У детей формируются навыки обращения с инструментами, кото¬рые необходимы для начала школьного обучения. Новизна: изучив ряд методических пособий и литературу по обучению детей дошкольного возраста рукоделию (см. список литературы), опыт работы детских садов, выявлено, что рукоделие включено в заня¬тия по ручному труду (наряду с конструированием из бумаги, строительного и природного материала, аппликацией), но количество их ограничено и предполагает, в основном, деятельность ре-продуктивного характера. 3 Адресат программы. Данная программа предназначена воспитателям и родителям для работы с детьми старшего дошкольного возраста. За это время дети получат основы вязания крючком, необходимые им для развития мелкой моторики. Формы организации образовательного процесса. Реализация программы осуществляется в организации образовательного процесса, включающего: совместную деятельность взрослого и детей. Формы проведения занятий различны. Предусмотрены, как теоре-тические: рассказ воспитателя, беседы с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия, занятие-сказка, посиделки, так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских и взрослых работ, непосредственное вязание изделия, конкурс работ, вручение готовых работ родителям, малышам в ка¬честве подарков. Гибкая фор¬ма организации ручного труда, досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состоя¬ния здоровья, уровень владения навыками вязания, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил. В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимна-стику; в ходе занятия для расслабления мышц, снятия напряжения - физкультминутки, гимнастику для глаз. Комплексы пальчиковой гимнастики, гимнастику для глаз, физкультминутки воспитатель подбирает самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна. В работе студии принимают участие и родители воспитанников. Ру-ководитель кружка организует совместные занятия для детей и ро¬дителей. Родители на практике видят, каких результатов добились их дети и приобретают знания для дальнейшего их развития в се¬мье. 4 Ребенок чувствует себя более уверенно в роли воспитателя, обучающего своих маму и бабушку, испытывает гордость за них. Всестороннему развитию детей способствуют развлечения, органи-зованные воспитателями и родителями. Объем и срок освоения программы. Продолжительность реализации программы – 2 года. Предусматри¬ваются 2 этапа работы: 1- "Азы вязания" с детьми 5-6 лет (старшая группа); 2."Первые изделия» с детьми 6-7 лет (подготовительная груп¬па); Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю по 6 человек. Программа реализуется в течение 8месяцев: с октября по май месяц и максимальная учебная нагрузка составляет 32 часа. Режим занятий. Совместная игровая деятельность проводится 1 раз в неделю во второй половине дня, продолжительностью 20-25 мин., в соответствии с рекомендациями СанПиН № 41 от 04.07.2014г. Форма обучения. Очная (Закон №273-ФЗ, гл.2, ст.17, п.2) Количество детей: 6 человек. Состав детей формируется с учётом их желания и удовлетворения образовательных потребностей, а также запросов родителей воспитанников. 1.2 Цель и задачи программы: ознакомление старших дошкольников с доступным им по возрасту рукоделием – вязанию крючком и развитие художественно - творче¬ских способностей детей, проявляющих повышенный интерес к ру¬коделию. Задачи программы: 1. Обучающая. Познакомить с историей, техниками работы по руко-делию и учить детей осваивать разные виды и способы вязания крючком. 5 2. Развивающая. Развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении. 3. Воспитательная. Формировать положительно- эмоциональное вос-приятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус. Радость от совместного творчества. Педагогические условия: игровые методы и приемы, формы орга-низации художественно- творческой деятельностью, учитывающие оснащенность и специфику творческой мастерской. 1.3 Принципы содержания программы. 1. Комфортность: атмосфера доброжелательности, создание для каждого ситуации успеха. 2. Личностно – ориентированное взаимодействие: учитываются индивидуальные и психофизиологические особенности каж¬дого ребенка и группы в целом, в творческом процессе соз¬дается раскованная, стимулирующая творческую активность ребенка, атмосфера. В процессе совместной (дети - дети, дети – родители, дети – педагог) продуктивно – творческой дея¬тельности ребенок учиться придумывать новое, вариативно мыслить и общаться с разными людьми. 3. Погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализа¬ция творческих задач достигается путем использования в ра¬боте активных методов и форм обучения. 4. 0пора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в творческий про¬цесс и естественное повышение его работоспособности. 5. Деятельность: переход от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельному вязанию; открытие новых знаний. 6 1.4 Содержание программы Учебный план Навыки детей в рукоделии формируются в процессе систематических занятий с постоянной сменой материала и техник. Такой подход дает возможность заинтересовать ребенка и создать мотивацию к продолжению занятий. Первый год обучения – "Азы вязания". Часы № п/п Наименование темы Кол-во Всего Беседа Практика 1 Знакомство со страной "Вязанией". Сказка "Волшебный крючок". 1 20мин. 10 мин 10 мин 2 Правила безопасной работы с колющими и режущими предметами. 1 20 мин 10 мин 10 мин 3 Виды пряжи. 1 20 мин 10 мин 10 мин 4 Цвета. Сочетание цветов. 1 20мин. 5 мин 15 мин 5 Вязание. Начальная петля Сказка "Волшебные нитки". 2 20мин. 5 мин 15 мин 6 Вязание крючком. Цепочка из воздушных петель 1 20мин. 5 мин 15 мин 7 Самостоятельное вязание цепочки. 1 20мин. 5мин. 15мин. 8 Самостоятельное вязание цепочки толстым крючком. 2 20 мин 5 мин 15 мин. 9 Самостоятельное вязание цепочки тонким крючком. 2 20мин. 5мин 15мин. 10 Советы "Как правильно смотать клубок". Сказка "Умелые пальчики". 1 20 мин 5 мин 15 мин 11 Вязание индивидуальных цепочек. 2 20мин. 5мин 15мин. 11 Самостоятельное вязание разноцветных цепочек. 2 20мин. 5мин. 15мин. 15 Декоративная окантовка для открыток 1 20мин. 5мин 15мин. 16 Подарок папе. 2 20мин. 5мин 15мин. 17 Подарок маме. 2 20мин. 5мин 15мин. 18 Применение цепочки петель в виде завязок к кукольным шапкам, пинеткам, кофтам. 1 20 мин 5 мин 15 мин 19 Конструирование букв, цифр. 2 20мин. 5мин. 15мин. 20 Выкладывание узоров из вязаных цепочек. 2 20мин. 5мин. 15мин. 21 Коллективная работа. «Картина из цепочек» 3 20мин. 5мин. 15мин. 22 Оформление детских работ для выставки "В стране Вязании". 2 20мин 5мин. 15мин. 7 № п/п 2 год обучения - "Первые изделия". Часы Наименование темы Кол-во Всего Беседа Практика 1 Вязание столбиков без накида 3 25 мин 10 мин 15 мин 2 Рассматривание изделий "Мамы вяжут куклам". 1 25 мин 15 мин 10 мин 3 Вязание столбиков без накида – круг. 2 25 мин 10 мин 15 мин 4 Вязание столбиков без накида – квадрат. 2 25 мин 10 мин 15 мин 5 Освоение способа вязания шарфов 3 25 мин 5 мин 20 мин 6 Вязание салфеток. 3 25 мин 10 мин 15 мин 7 Вязание столбиков без накида – треугольник 3 25 мин 10 мин 15 мин 8 Вязание разноцветных прихваток (мамам). 3 25 мин 10 мин 15 мин 9 Обвязывание носового платка столбиками без накида (папам) 2 25 мин 5 мин 20 мин 10 Вязание ажурных цветов и листьев. 3 25 мин. 5 мин. 20 мин. 11 Выкладывание заготовок к панно 1 25 мин. 5 мин. 20 мин. 12 Оформление панно "Красивые цветы". 1 25мин 5 мин. 20 мин. 13 Вязание косынки, платка для куклы. 2 25 мин 10 мин 15 мин 14 Двухцветные прихватки "яблочко, сердечко. Сказка "Цветик- семицветик". Вязание прихватки "Цветочек". 2 25 мин 5 мин 20 мин 4 Оформление панно" Здравствуй школа!". 1 25мин 5мин. 20мин. Учебный план охватывает восемь блоков. Каждый блок рассчитан на определённое количество занятий и часов. 1. Блок "Знакомство со страной Вязанией" дает детям первоначальные сведения об истории одного из видов декоративно – прикладного искусства – вязание крючком. Данный блок знакомит детей с инструментами и материалами. Они приобретают навыки в работе с крючком, иголкой, шилом, ножни¬цами и нитками. Дети учатся правильно сматывать клубок, различать и подбирать пряжу (шерсть, синтетика), завязывать узелки, выполнять воздуш¬ные петли. 8 Знакомятся с разными крючками, различными по материалу: алюминиевый или стальной; пластмассовый; деревянный; костяной. С разными крючками по длине: - короткий (10-15 см.); - длинный (22-25 см.). С разными крючками по толщине: - тонкий (№1,5-2,5); -толстый (№3-6); Дети овладевают знаниями о разных нитях: ручного и машинного прядения, натуральные и синтетические. Дети учатся выбирать нитки для вязания, обращая внимание на: № пряжи (показатель толщины); ровность (характеристика качества); скрученность; упругость; прочность окраски. Дети учатся вязанию воздушной петли, которую выполняют так: 1. Крючок держать как карандаш. 2. Нить от клубка в левой руке, перекинуть через указательный палец от себя и придерживая большим пальцем прихватить остальными пальцами, как бы зажав крючок в ладошке. 3. Подвести крючок под нить слева направо и повернуть против часовой стрелки, образуется петелька из нити. 4. Придерживая петельку большим пальцем крючок снова под¬вести под нить клубка (рабочая нить) движением слева на¬право и захватить рабочую нить снизу на себя протянув в пет¬лю на указательном пальце. 5. Крючок из петли не вынимать, опора на указательный палец. Вывязанная петля воздушная. 6. Дети овладевают умением вязать цепочку из воздушных пе¬тель, соблюдая определенное натяжение нити для того, чтобы петли были одинаковы. 7. Вязание крючком имеет большое значение для развития гла¬зомера, мелкой мускулатуры рук, развивается эстетический вкус, аккуратность. 2. Блок "Самостоятельное вязание цепочки"- это освоение практических навыков вязания. Лучше всего начи¬нать обучение детей вязанию толстым крючком и толстой круче¬ной ниткой, а затем дети осваивают вывязывание петель тонким крючком и тонкими нитками. 9 Использование разноцветных ни¬тей способствует развитию эстетического восприятия и развива¬ет творческое воображение, а также моторику кистей рук, худо¬жественное видение. В процессе занятий дети овладевают: -знаниями об особенностях разных крючков, нитей; -умением подбирать нити разного цвета, толщины, структуры; -техникой завязывания узелка; -навыками безопасности при работе с крючком, шилом, иглой и ножницами; - приемами вязания цепочки. 3. Блок "Конструктивно- художественная дея¬тельность" – это объемное художественное конструирование, в котором новые целостные модели букв, цифр, имен создаются из вязаных цепочек разной структуры и цвета. Дети знакомятся с разными техниками работы с вязаными цепочками: - аппликации; - конструирование. На 1 этапе работы наиболее доступными являются пришивание завязок, шнурков к кукольным шапкам, пинеткам, кофтам. На 2 этапе из разноцветных вязаных цепочек дети выкладывают буквы (цифры, имена). В процессе работы у детей развивается поисковая деятельность и способность экспериментировать. Эти занятия приучают к точным движениям пальцев под контролем сознания, закрепляется знание букв, цифр. 4. Блок «Выкладывание узоров из вязаных цепо¬чек» – это более сложный и малораспространенный в детской деятельности ручной труд. Овладение практическими способами выкладывания узоров предполагает наличие у детей развитых пространственных ориентировок и не позволяет им действовать путем проб, т.к. ошибку почти невозможно исправить. Знакомство детей с данной деятельностью позволяет: 10 - научить различению: цвета, длины, высоты, месторасположе¬ния (сверху, снизу, над, под и т.д.)., формы конструируемых объ¬ектов; - формировать обобщенные способы конструирования (созда¬ние целого из деталей путем комбинаторики); - развивать сенсорно – аналитическую деятельность – умение вести целостно – расчлененный анализ объектов; выделение це¬лого, его частей, деталей и их пространственного расположения. 2 год обучения. 5. Блок "Вязание столбиков без накида» знакомит детей, что связанное полотно состоит из основных эле¬ментов: петель и столбиков; с правилом: крючок вводят в петлю цепочки так, чтобы сверху крючка было две нити, а снизу одна; с графическим изображением: - столбик без накида, или короткий столбик. Вязание столбиков без накида. Введите крючок в петлю цепочки, подведите крючок под рабочую нить и захватите ее. На крючке получилось 2 петли, теперь снова захватите рабочую нить и протяните ее через обе петли. Знакомится со способом вязания крючком – прямое вязание: по лицевой и изнаночной стороне, связав 1 ряд на петлях цепочки, вя¬зание поворачивают, и следующий ряд выполняют на петлях пер¬вого ряда. В процессе вязания шарфов (подушек для кукол, разноцветных прихваток), дети применяют разные приемы и способы вязания. Сотворчество педагога и детей способствует заинтересованности их конструктивно – художественной деятельностью. 6. Блок «Обвязывание носового платка столбиками без накида». Знакомит детей со свойствами ткани – ситец, правилами безопас¬ного обращения с шилом, ножницами, способом протыкания дырок шилом по краю ткани и выполнением вязаной отделки. Работа с тканью имеет большое значение для развития глазомера, мелкой мускулатуры рук. Выполняя обвязывание платка, дети при¬ 11 держиваются определенного направления, соблюдают необходи¬мую длину петель. Наиболее доступными являются вязание ажур¬ных цветов, листьев, стеблей и оформление общего панно «Самые красивые цветы». Принимая участие в украшении интерьера ДОУ, дети создают общую работу, договариваются об условиях участия в работе, дети учатся располагать детали, сочетать размеры, цвето¬вую гамму. Развивается эстетический вкус, аккуратность. 7. Блок «Обучение треугольному вязанию» включает в себя: - освоение детьми нового способа вязания: от угла к углу; - формирует умение работать по выкройке; - подбирать определенное цветовое решение; -умение украшать связанное изделие кистями. Дети осваивают вязание кукольных косынок, платков в качестве подарка куклам. 8. Блок «Вязание от середины по спирали» (круговое вязание) предполагает освоение детьми нового способа от середи¬ны, по периметру детали, только по одной стороне вязания, причем ряд можно замкнуть встык и следующий начать с воздушных петель, а можно по спирали. Применение способа вязания от сере¬дины развивает у детей: -способность самостоятельно находить творческое решение; -художественное видение; -навыки мыслительного анализа последовательности выполне¬ния задания; -приемам создания схематического рисунка поэтапного изготов¬ления. Данный блок предусматривает вязание салфеток, прихваток в по¬дарок бабушкам. 12 Учебно-тематический план Название Блоков Формы занятий Методы передачи знаний, умений и навыков Дидактический ма¬териал и техническое оснащение за-нятий Формы подведения итогов 1.3накомство со стра¬ной "Вязанией” Экскурсия на вы¬ставку ра¬бот сту¬дии "Пе¬телька". Занятие-путешест¬вие "В страну вя-занию». Познавательный рассказ "История вязания крюч¬ком". Игра-сюрприз "Что в кор¬зинке". Загадки о клубке, крючке, пословицы. Рассматривание вязаных изделий на выставке работ. Показ способа вязания петли. Гимнастика для глаз. Упражнение в вязании це¬почки. Игры «Волшебный узор», «Путанка». Хоровод. Подарки детям – крючки. Упражнение "Клубочек", «Вяжем разноцветные клубочки». Индивидуальная помощь. Демонстрационный материал: работы детей сту-дии "Петелька"; корзина с клубками и инструментами, костюм для руко¬дельницы, магнитофон с ау¬диозаписью музы¬ки Д. Шостаковича "Вальс цветов", Римского- Корсакова "Три чуда . Раздаточный мате¬риал: клубки разного цвета, крючки раз¬ных размеров, ножницы, линейка. Диагностика знаний умений детей. Индивидуальная работа, наблю¬дения. 2.Самостоя тельное вязание цепочки. Посидел¬ки с Руко¬дельни-цей. Совмест¬ное твор¬чество де¬тей и педагога Сказка "Как правильно смотать клубок". Показ способа вязания це¬почки. Метод индивиду¬ального обучения. Игра "Королевство ниток", Упражнения "Вяжем разноцветные шнурочки". Демонстрационный материал: нитки- синтетика, шелк, лен, хлопок. Раздаточный мате¬риал: трубочки из газеты, клубки, крючки, ножницы. Конкурс "У кого длиннее цепочка' З.Примене ние цепоч¬ки петель. Посидел¬ки с Руко¬дельни-цей. Творче¬ская дея¬тельность детей и взрослых. Игровой метод "Посылка куклам''. Рассматривание вязаных изделий. Показ образца, способа пришивания цепочки к из¬делию. Игры "Одень кукол", "Не¬обычное письмо». Индивидуальная помощь. Похвала. Образцы с имена¬ми. Письмо. Раздаточный мате¬риал: цветной картон, линейки, иголки с игольницей, клей, кисточки, салфетки, клеенки, ножницы. Аудиокассета "Ве-селый праздник". День открытых дверей. Вруче¬ние подарков малы¬шам. 4. Выкладывание узо¬ров из вя¬заных цепочек. Посидел¬ки с Рукодельни-цей. Творче¬ская про-дуктивная деятель¬ность де¬тей. Беседа "Украсим открыт¬ку". Обсуждение с показом об¬разцов декоративной окантовки. Показ способа украшения. Индивидуальная помощь, похвала. Игровая ситуация «Сюр-приз маме и папе». Демонстрационный материал: образцы оформления рамок для открыток. Раздаточный мате¬риал: вязаные це¬почки, клей, клеен¬ки, открытки, сал¬фетки, ножницы. Подго¬товка выставки "В стране Вяза¬нии". День презентации- детских работ. 2 год обу-чения 1.Вязание Без накида прямо¬ угольное полотно) Посидел¬ки с руко¬дельни-цей. Творче¬ская дея¬тельность детей. Игровая ситуация "Мамы вяжут куклам шарфы". Объяснения с показом приема вязания столбика без накида. Сказка "Бабушкины сове¬ты". Упражнения в вязании ку¬кольных шарфов и поду¬шек. Игры "Пальчики", "Мы вяжем" Гимнастика для глаз. Образец вязания столбика без накида. Готовые вязаные изделия: кукольные шарфы, подушки. Разноцветные клубки, крючки, ножницы, линейки. Аудиозапись песен В. Шаинского. Индивидуальные наблю¬дения. Совместная с сестренками выставка "Мы мамины помощники!" 2.0бвязывание носо¬вого платка столбиками без накида. Посидел¬ки с Рукодельницей¬ Творче-ская деятельность. Игровая ситуация "Дашина посылка", рассматривание обвязанных платков, бесе¬да "Правила безопасного обращения с шилом, крючком и ножницами". Показ способа протыкания дырок шилом по краю платка и приема обвязывания платка. Пальчиковая гимнастика "Солнышко", "Пальчик-мальчик". Игра "Найди такой же пла¬ток". Индивидуальная помощь. Метод мотивации: платок в подарок папам Готовые обвязан¬ные носовые плат¬ки, заготовки тканей для платков, шило, крючки, ножницы, нитки разных цветов. Аудиозапись "Ма¬лыши у реки".¬ Выставка "Наш подарок З.Обучение Треуголь-ному вяза¬ нию (от уг¬ла к углу). Посидел¬ки с Руко¬дельни-цей. Творче¬ская дея¬тельность детей и бабушек. Игровая ситуация "Дашино письмо". Метод игровой ситуации. "Подарки куклам", "Рукодельница учит делать кисточки". Рассматривание вязаных изделий. Показ способа вязания. Наблюдение за деятель-ностью детей. Игры "Раз¬дай куклам платки", "Укра¬сим платочки для кукол". Стихи "Ай да куклы!". Похвала детям. Схемы – карточки этапов работы, альбомные листы, карандаши, куклы, клубки, крючки, магнитофон с ау¬диозаписью Шоста¬ковича "Вальс цвет- ов» Индиви-дуальная работа наблю¬дения подго¬товка к выставке работ. 4. Круговое вязание от середины Посиделки с Рукодельницей. Творче-ская дея-тельность. Экскурсия в Дом творчест¬ва на вы¬ставку детских поделок. Рассказ Рукодельницы "Об искусстве вязания". Игровая ситуация "Помо¬жем бабушке". Объяснения с показом способа кругового вяза¬ния. Упражнения "Вяжем раз¬ноцветные прихватки". Сказка "Цветик- семицветик". Обсуждение и подбор ни¬ток для вязания прихваток. Индивидуальная под-держка детей. Похвала. Демонстрация действий Рукодельницей. Игра "Пальчики". Упражнения "Волшебный крючок". Готовые вязаные прихватки. Разно¬цветные клубки, крючки, ножницы. Аудиозапись "Голо¬са попугая" 1.5 План взаимодействия педагога с родителями. 1. Экскурсия в Дом Творчества. 2. Консультация "Чем занять ребенка дома?'' 3. Семинар "Сказки из клубочков". 4. Анкетирование с целью изучения удовлетворенности родителей дополнительными образовательными услугами. 5. День открытых дверей. 6. Спектакль "Колобок - шерстяной клубок!" 7. Ярмарка "Умелые ручки". 8. Книга успехов и достижений детей. 9. Видеофильм "В страну Вязанию". 10. Праздник "Семейный час!". 11.Встречи в семейном клубе "Рукодельница". 1.6.Планируемые результаты. После проведения каждого этапа работы студии предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями и навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, фор¬мирование обще трудовых и специальных умений, способов само¬контроля. После 1 этапа (старшая группа) дети владеют элементарными умениями в работе с крючком, нитками и простейшими инструмента¬ми (ножницами, иголкой): -знают и выполняют правила безопасного пользования, крючком и иголкой; -знают историю древнего рукоделия; -правильно сматывают клубок; -шьют швом "через край"; -различают нитки (шерсть, синтетика); -умеют вывязывать цепочку из воздушных петель; -выкладывают узоры, буквы, цифры из вязаных цепочек. 15 Для детей старшей группы характерен репродуктивный характер труда, так как дети осваивают основы нового для них вида ручного труда – вязание крючком. После 2 этапа (подготовительная группа) дети выполняют: -вязание разных видов столбика (столбики с накидом и столбики без накида); -осваивают разные способы вязания (прямое вязание, круговое вя¬зание и треугольное вязание); -учатся обвязывать носовой платок по краю; -владеют умением вязать изделия (прихватки, салфетки); -принимают участие в оформлении панно на выставку (умеют рас¬полагать вязаные цепочки, сочетая цветовую гамму и размеры элементов композиции); -владеют умениями, обеспечивающими культуру труда на всех эта¬пах трудового процесса; -экономно расходуют материал, бережно обращаются с инструмен¬тами и поддерживают порядок на рабочем столе; -используют ручные умения в повседневной жизни детского сад и семьи, проявляя при этом творчество. 2. Комплекс организационно-педагогических условий. 2.1 Календарный учебный график. 16 2.2 Условия реализации программы. 1.3анятия проходят в отдельном помещении (кабинете), которое имеет свою предметно – развивающую среду и вызывает у детей чувство новизны, интереса, творчества. 2.Подбор традиционного и нетрадиционного материала и инст-рументов для творческой деятельности детей. 3.Систематизация литературного материала: стихи, загадки, посло¬вицы – с целью активизации деятельности детей, расширения представлений об окружающем, русских традициях. 4.Изготовление картотеки пальчиковых игр для подготовки руки к работе, расслабления, укрепления мелких мышц руки. 5.Составление фонотеки – подбор классических произведений, детского репертуара для музыкального фона, сопровождающего творческую деятельность детей. 6. Подбор развивающих и подвижных игр, гимнастики для глаз. 2.3.Формы проведения итогов реализации про¬граммы: - выставки работ детей, родителей и педагогов в детском саду; -дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малы¬шам); -развлечения; -творческий отчет воспитателя- руководителя студии на педсовете. 2.4 Оценочные материалы (приложение 1) 17 2.5 Список литературы. 1.Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабае¬вой, З.А. Михайловой, Л.М.Гурович: Изд. 3-е, переработанное.- 224с.- СПб.: Детство- Пресс, 2003. 2.Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир.- СПб.: Детство- Пресс, 2003.- 160с. 3.Максимова М.В. Вышивка. Первые шаги.-Москва.: З.А.О. изда-тельство Эксмо, 1997.- 96с. 4.Новотворцева Н.В. Учимся писать: Обучение грамоте в детском саду.- Ярославль.: Академия развития, Академия К., Академия Хол¬динг, 2000.- 240с. 5.Нуждина Т.Д. Мир вещей. Энциклопедия для малышей. Чудо- всюду.- Ярославль.: Академия развития, Академия К., 1998.- 287 с. 6. Обучение в 1 классе. Пособие для учителей четырехлетней на¬чальной школы; Под ред. Б.И.Фоминых.- М.: Просвещение, 1986.- 288с. 7.Приложение 2 к Приказу Министерства образования РФ от 22.08.96 №448. Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении. 8.Программа "Художественный труд" // Вестник образования.- 2001.- №20.- с.44-74. 9.Требования к содержанию и оформлению образовательных про-грамм дошкольного образования детей// письмо Минобразования РФ от 18 июня 2003 г. №28- 02- 484/16. 10Ракова С.А. "Вязание крючком".- Ярославль: Академия разви¬тия, 2003. 11.Белошистая А.В., Жукова О.Г. Волшебные шнурочки.=М.:АРКТИ, 2008. 18 Приложение 1 Методика диагностики результативности реали¬зации программы Констатация результата + 2 + 1 0 - 1 -2 Констатация результата 5-6 лет Ребенок умеет держать крючок Ребенок не умеет держать крючок Ребенок правильно сма-тывает клубок. Ребенок не умеет правильно сматывать Ребенок знает цвета ни-тей Ребенок не знает цвета нитей Ребенок умеет вывязы-вать петли Ребенок не умеет вывязывать петли Аккуратность в работе Не аккуратен в работе Самостоятельность в ра-боте Копирует замысел других Правильное положение пальцев Неправильное положение пальцев Отношение к выполне-нию задания Невнимателен, с ошибками Отношение к помощи педагога или товарища Не принимает Точность выполнения задания рукодельницы Другие способы выполнения задания Быстрый темп вхожде-ния в деятельность Долго входит в деятельность 19 Методика диагностики результативности реали¬зации программы Констатация результата 6- 7 лет + 2 +1 0 -1 -2 Констатация результата Ребенок умеет держать крючок и вывязывать петлю Ребенок не умеет держать крючок и не вывязывает петлю Ребенок умеет вязать разными способами Ребенок не умет вязать разными способами Ребенок умеет подби-рать цветовое сочетание ниток Ребенок не умеет подбирать цветовое сочетание ниток Самостоятельно вяжет простые изделия Не умеет самостоятельно вязать простые изделия Ребенок умеет работать с иголкой Ребенок не умеет работать с иголкой Соблюдает правила безопасного обращения с крючком Ребенок не осторожен в обращении с крючком Ребенок умеет делать разметку Ребенок не умеет делать разметку Умеет планировать ра-боту Не умеет планировать ра¬боту Оригинальность замыс-ла Ребенок повторяет замысел других Предпочтительная изби¬рательность Не проявляет избирательности Увлеченность деятель-ностью Не проявляет стремления 20
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...
Методическое обеспечение для реализации дополнительной программы ( мониторинг освоения детьми программы дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие» «Легомастера»)
Программа по дополнительному образованию, по направлению «Познавательное развитие» - «Легомастера»...
Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Развивайка. Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»
Представление программы дополнительного образования познавательной направленности "Развивайка" длядетей 3-5 лет...
Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Радуга». Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»
Программа дополнительного образования детей «Радуга» разработана в соответствии с общей образовательной программой МБДОУ Детский сад 3 в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Заняти...
Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"
Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...