"Художественное творчество детей в оформлении экологического мини-музея"
статья
В настоящее время в дошкольном образовании идет интенсивное обновление педагогического процесса, переосмысление самой сущности образования и его познания. Гуманистическая психология и педагогика понимает воспитание как создание условий для развития ребенка и его максимальной самореализации. Воспитание призвано помогать ребенку, устанавливать, собственные отношения, контакты с обществом, историей, культурой человечества, в котором он станет субъектом собственного развития. «Воспитывать – это значит приобщать ребенка к миру человеческих ценностей», включающих отношение к природе, рукотворному миру, явлений общественной жизни, к самому себе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 160.78 КБ |
Предварительный просмотр:
В настоящее время в дошкольном образовании идет интенсивное обновление педагогического процесса, переосмысление самой сущности образования и его познания. Гуманистическая психология и педагогика понимает воспитание как создание условий для развития ребенка и его максимальной самореализации. Воспитание призвано помогать ребенку, устанавливать, собственные отношения, контакты с обществом, историей, культурой человечества, в котором он станет субъектом собственного развития. «Воспитывать – это значит приобщать ребенка к миру человеческих ценностей», включающих отношение к природе, рукотворному миру, явлений общественной жизни, к самому себе.
Неоценимую помощь в нравственно-патриотическом воспитании оказывает музейная педагогика. Именно музейная педагогика – помощник в решении воспитания культурной личности ребенка, поможет заложить нравственные основы, научит правилам общения, разовьет творческий потенциал ребенка, так как музей располагает тем, что выше всей конкуренции, - истинными ценностями.
Для формирования ценностных ориентаций личности особое значение имеет музей, как хранитель духовного опыта человечества. В музее взаимосвязаны внешний мир, отраженный в памятниках истории и культуры мир событий и внутренний личностный мир человека. Здесь человек постигает смысл культуры, ее ценности.
Поэтому мы решили создать свой собственный мини-музей. Давайте выясним, почему же все-таки «мини»? Во-первых, музей в детском саду очень маленький, в отличие от «настоящего». Во-вторых, он создан для дошкольников и открыт для них все время, пока они находятся в детском саду. И, в-третьих, мини-музей не отвечает строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям. Но самое главное – мини-музей помогает коллективу детского сада решать широкий круг педагогических проблем, связанных с образованием детей и семейной педагогикой.
Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты, пополняют его своими поделками и рисунками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях - пожалуйста! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок может лишь наблюдает со стороны, а здесь он самостоятельно создает экспонаты. И не только он сам, но и его родители, бабушка и дедушка, братья и сестры – все близкие могут поучаствовать. Поэтому каждый мини-музей связывает множеством нитей взаимодействия воспитателя, детей и их семьи.
Для расположения мини-музея мы использовали шкаф с полками в групповой комнате. Он имеет экологическую направленность и посвящен обитателям моря и морского дна, его название «Морской мир».
С его помощью появляется дополнительная возможность более полно раскрыть данную тематику:
- Познакомить детей с растениями и обитателями моря и морского дна.
- Расширять кругозор детей, развивать любознательность.
- Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
- Развивать эстетический вкус дошкольников.
Огромным плюсом является еще и то, что помимо выше перечисленного, в процессе создания собственных экспонатов развивается мелкая моторика рук, воображение, фантазия, стремление доводить начатое до конца.
Как мы уже упоминали, ребята приносили экспонаты из дома. Это и резиновые, и пластмассовые игрушки, и собранные из конструктора обитатели морей. Но особое место, конечно же, занимают рыбки, киты, дельфины, морские котики и т.д., сделанные своими руками.
Первую полку нашего мини-музея украшают экспонаты, выполненные из бумаги по технике оригами. Это как индивидуальные поделки, так и подвеска, «Обитатели морей», которую мы выполнили коллективно при проведении нашего кружка по художественному труду «Умелые ручки».
Вторая полка открывает перед нами подводный мир, выполненный по технике аппликации, и в рисунках. Большинство из представленных поделок были выполнены во время свободного рисования и по желанию детей дома совместно с родителями.
Следующая полка представляет подводный мир, вылепленный из пластилина. Это целый фрагмент и жизни обитателей дна морского в объемных поделках и плоскостных изображений водорослей и рыб.
Таким образом, совместными усилиями мы создали целый музей, посвященный обитателям морского дна. Все экспонаты, выполненные ребятами, вызывают не только у них чувство радости, но и необыкновенную гордость за то, что «целый музей» был создан ими. Они с удовольствием демонстрируют его родителям и детям, приходящим на экскурсии из других групп.
Созданию каждого экспоната предшествовала предварительная работа, которая строилась по следующим пунктам:
- Рассматривание иллюстрации с морскими обитателями.
Чтобы у детей сложились отчётливые представления о предметах и явлениях, нужно их учить всматриваться в объекты, в окружающие явления жизни, вслушиваться, вдумываться. Культура такого пристального внимания к объекту, явлению, которая прививается с детства и формирует наблюдательность. Детям предлагается послушать, как шумит морской прибой, как падают капли дождя на морскую гладь. В результате у детей не только закрепляется интерес к окружающему, но и складываются отчётливые представления о том, что они наблюдали, рассматривали. Всё это помогает детям в дальнейшем изобразить увиденное.
- Выбор объекта. С помощью загадки или краткого описания вызываем интерес к одному из обитателей морей. Это может быть и прослушивание аудиозаписей со звуками, издаваемыми дельфинами, морскими тюленями, китами.
- Выделение характерных признаков выбранного объекта. Описание объекта по принадлежности к тому или иному сообществу (растения, рыбы, животные), цвету, форме, размеру. Выявление особенностей жизнедеятельности и сосуществования с другими организмами.
- Создание экспоната. Это совместная работа: детей с воспитателем (художественный труд во время кружковой работы в группе), либо ребенка и родителей (домашнее задание или по собственному желанию), либо детей и педагога дополнительного образования (рисование, аппликация, лепка). Если работа выполняется в группе, то предварительно мы выбираем материал, из которого будем творить экспонат, а затем выстраиваем порядок работы. План-схема зарисовывается воспитателем на доске и с помощью нее ребята выполняют задание. Дети свободны привносить в работы что-то свое, фантазировать, воображать, но так, чтобы не слишком исказить реальность.
Эта работа невероятно сплачивает детей, развивает способности к коллективному творчеству, вызывает чувство уважения к труду своих сверстников, обогащает формирование экологической культуры дошкольников, делает посещение музея привычным и привлекательным для детей.
Разнообразные игры музейного содержания (игры-развлечения, игры-путешествия, интеллектуально-творческие игры), чтение литературы, посвященной обитателям морей, просмотр мультфильмов, содержащих морскую тематику, помогали ребятам пополнить свои знания в этой области, обогатить фантазию новыми образами.
Мини-музей содержит частичку всех нас, энергетику и тепло наших рук и свет наших улыбок. Он помогает не только решить большое количество педагогических задач, но может стать одним из направлений развития художественного творчества дошкольников, да и просто порадовать глаз и послужить отличным украшением групповой комнаты детского сада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по «Художественно – эстетическому развитию» Образовательная область «Художественное творчество детей младшего дошкольного возраста» (3 – 4 года)
Данная рабочая программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации образовательной деятельности воспитателя.Рабочая программа пок...
Публикация на тему: "Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста посредством мини-музея".
В статье раскрывается значение мини-музеев в детском саду для поликультурного воспитания дошкольников....
Проект «Источник вдохновения» Художественно эстетическое - воспитание дошкольников через организацию мини - музея.
Проек предназначен для воспитателей детских садов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста. Проект спосоьствует формированию фундамента будущих ченителей искусства и культуры нашей стр...
НОД «Осень в лесу» (интеграция экологического развития, нравственного воспитания и художественного творчества детей в конструировании)
Продолжать вызывать у детей интерес к родной природе, формировать проявление внимания и заботы о ней. Учить передавать своё отношение к объекту в художественной деятельности, закреплять навыки аккурат...
"Организация экологических мини-музеев в ДОУ как форма работы экологического воспитания дошкольников"
Представляю вашему вниманию опыт работы по теме «Организация экологических мини-музеев в ДОУ как форма работы экологического воспитания дошкольников»....
Художественное творчество детей на занятиях по экологическому воспитанию
Статья посвящена использованию различных творческих заданий в экологическом воспитании детей старшей группы детского сада....
«Организация экологического мини- музея в детском саду»
На сегодняшний день одной из эффективных форм экологического воспитания дошкольников является создание мини-музеев экологической направленности. В чем же- «изюминка» мини-музея? Важна...