Планирование образовательной деятельности для второй младшей группы № 1 (от 3 до 4 лет) для детей с нарушениями зрения
методическая разработка (младшая группа)
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Основная часть
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей
Циклограмма учета рабочего времени педагога
Выписка из учебного плана
Содержание работы педагога по освоению детьми образовательных областей
Направление «Познавательное развитие»
Комплексно тематическое планирование. План проведения мероприятий в соответствии с планированием
Формы организации образования
Планируемые результаты освоения детьми образовательной деятельности по возрасту
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения образовательной деятельности
Работа с родителями воспитанников
Методическое обеспечение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_2_mladshaya_18-19.docx | 45.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 66»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
Рассмотрена и принята Утверждаю:
на Педагогическом совете Заведующий МДОУ
МДОУ «Детский сад № 66» «Детский сад № 66»
Протокол от ___ ___г. № __ Приказ от ____г. №___
Планирование образовательной деятельности
для второй младшей группы № 1 (от 3 до 4 лет)
для детей с нарушениями зрения
на 2018 – 2019 учебный год
Составитель:
учитель – дефектолог
А. А. Белоусова
г. Энгельс
2018 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Основная часть
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей
Циклограмма учета рабочего времени педагога
Выписка из учебного плана
Содержание работы педагога по освоению детьми образовательных областей
Направление «Познавательное развитие»
Комплексно тематическое планирование. План проведения мероприятий в соответствии с планированием
Формы организации образования
Планируемые результаты освоения детьми образовательной деятельности по возрасту
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения образовательной деятельности
Работа с родителями воспитанников
Методическое обеспечение
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1 «Перспективно – тематическое планирование по программе
«Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушениями зрения) под ред. Л. И. Плаксиной»
Приложение 2 «Система мониторинга достижения воспитанниками планируемых результатов освоения образовательной деятельности»
Приложение 3 «Перспективный план работы с родителями группы № 1 (вторая младшая группа) для детей с нарушением зрения на 2018 – 2019 учебный год»
Пояснительная записка
Планирование образовательной деятельности разработано в соответствии с требованиями Положения о рабочей программе и содержанием Образовательной деятельности муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 66» Энгельсского муниципального района Саратовской области, которая предусматривает всестороннее развитие детей с нарушениями зрения и успешную подготовку дошкольников к дальнейшему обучению в школе.
Образовательная деятельность разработана в соответствии с нормативными документами, разграничивающими компетенцию и ответственность:
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384)
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384)
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564)
- Устав МДОУ «Детский сад № 66»
При организации и планировании коррекционной работы учитель – дефектолог руководствуется следующими нормативными документами, регулирующими образовательное содержание:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с нарушением зрения. Программа детского сада. Коррекционная работа в детском саду (под ред. Л. И. Плаксиной).
Цель образовательной деятельности – подготовка детей к восприятию материала, который предлагается на общеобразовательных занятиях, к самостоятельному участию в других видах деятельности.
Задачи образовательной деятельности:
- Формирование представлений о зрительных возможностях и умений пользоваться нарушенным зрением;
- Дифференцированный подход к детям в зависимости от состояния их зрения и способов ориентации в познании окружающего мира;
- Обеспечение оптимальных условий при выполнении заданий (дозированная зрительная нагрузка, хорошая освещенность рабочего места, размещения пособий и т.д.);
- Система работы по развитию зрительного восприятия, ориентировки в пространстве и социально – бытовой адаптации детей с нарушением зрения.
Образовательная деятельность коррекционной работы состоит из следующих разделов:
- Развитие зрительного восприятия
- Ориентировка в пространстве.
- Социально – бытовая ориентировка интегрируется в различные виды деятельности (в соответствии с Учебным планом).
Основная часть
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей
от 3 до 4 лет
Эмоциональное развитие (чувства и эмоции). Отношение к окружающим, сверстникам детей с нарушением зрения
Ребенок хочет стать «как взрослый», но, быть им не может. Отделение себя от взрослого – характерная черта кризис 3 лет, любимым выражением ребенка становится «я сам».
Усвоение некоторых норм и правил поведения детьми с нарушением зрения
Сознательное управление поведением детей с нарушением зрения только начинает складываться, во многом поведение ребенка ситуативно. Начинает развиваться самооценка. При этом дети с нарушением зрения в значительной мере ориентируется на оценку воспитателя.
Овладение навыками самообслуживания, овладение элементарной культурой поведения детей с нарушением зрения.
У ребенка с патологией зрения есть все возможности овладения навыками самообслуживания, элементарной культурой поведения во время еды за столом и умывания в туалетной комнате.
Уровень развития моторной координации двигательная активность, освоение основных движений, формирование физических качеств (скоростных, силовых, координации, гибкости, выносливости) детей с нарушением зрения
Ребенок с нарушением зрения из – за отсутствия согласующей движения функции начинает отставать в развитии координации рук, что ведет к задержке формирования мелких движений пальцев. Возраст 3 – 4 лет также является благоприятным возрастом для начала целенаправленной работы по формированию физических качеств (скоростных, силовых, координации, гибкости, выносливости).
Запас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о себе самом
Скудность информации, вследствие патологии зрительной системы, у детей с нарушением зрения обуславливает появление такой особенности как схематизм зрительного образа его обедненность. Нарушается целостность восприятия объекта. Накапливается определенный запас представлений о разнообразных свойствах предметов, признаков (цвет, форма, величина и пространственное положение), явлениях окружающей действительности и о себе самом. Ребенок с нарушением зрения учится подбирать и группировать предметы по этим признакам, а также по их назначению.
Сформированность основных сенсорных эталонов, сформированность пространственных представлений, ориентировка во времени детей с нарушением зрения
Ребенок с глазной патологией плохо видит и выделяет конкретные признаки и свойства предметов: их форму, цвет, величину и пространственное расположение. В этом возрасте при правильно организованном развитии уже должны быть сформированы основные сенсорные эталоны, но во времени ребенок еще плохо ориентируется. Ребенку с нарушением зрения труднее адаптироваться к окружающему пространству, уму понадобиться больше усилий, чем обычному ребёнку.
Сформированность представлений о явлениях окружающей действительности детей с нарушением зрения
Представления ребенка четвертого года жизни о явлениях окружающей действительности обусловлены, с одной стороны, психологическими особенностями возраста, с другой – его непосредственным опытом. Ребенок знакомится с предметами ближайшего окружения, их назначением. Из – за нарушения зрения ребенок плохо видит и выделяет конкретные признаки и свойства предметов: их форму, величину, цвет и пространственное расположение (Л. И. Плаксина).
Особенности внимания, памяти, воображения детей с нарушением зрения
Внимание детей четвертого года жизни непроизвольно. Однако его устойчивость проявляется по – разному. Память детей с нарушениями зрения трех лет непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Неточность зрительных представлений, малый чувствительный опыт затрудняет формирование процессов памяти: поминание, воспроизведение, узнавание и забывание. У детей с нарушением зрения объем кратковременной и слуховой памяти, выше чем у здоровых детей. Мышление трёхлетнего ребенка является наглядно – образным. Для воображения лиц с дефектами зрения, особенно дошкольного возраста, характерна стереотипность, схематичность, условность, подражательность, стремление к прямым заимствованиям, подменам образов воображения образами памяти (А. Г. Литвак).
Овладение способами игровой деятельности – игровыми на поведение, игра ребенка
Дети с нарушением зрения при формировании игровых действий опираются на бедный и ограниченный практический опыт, на плохо развитую моторику и речь. Взрослый для ребенка носитель определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к развитию игры. Ребенок 3-4 лет способен подражать и охотно подражает показываемым ему игровым действиям. Оптимальным во взаимоотношениях с взрослыми является индивидуальное общение.
Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, речь детей с нарушением зрения
В 3 – 4 года ребенок с нарушением зрения начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками ради участия в общей игре или продуктивной деятельности. Оптимальным взрослыми является индивидуальное общение. Главным средством общения с взрослыми и сверстниками является речь. В развитии детей с нарушениями зрения коммуникация, общение и речь играют особую роль. Речь часто формируется с задержкой, так как отсутствует связь с конкретными представлениями.
Развитие трудовой деятельности детей с нарушением зрения
Ребенок со зрительной патологией преимущественно осваивают самообслуживание как вид труда, но способен при помощи и контроле взрослого выполнять отдельные процессы в хозяйственно – бытовом труде, труде в природе.
Интерес к изобразительной деятельности
Интерес к продуктивной деятельности ребенка с нарушением зрения неустойчив. Работы схематичны, детали отсутствуют.
Музыкально – художественная деятельность
Дети с нарушением зрения эмоционально откликаются на музыку с вербальной поддержкой взрослого. Наблюдаются слабость артикуляционной моторики, несформированность вокально – слуховой координации, ограниченность диапазона. Затруднена ориентация в пространстве, имеются сложности в самостоятельном согласовании движений с музыкой, проявляются скованность и схематичность в передаче образа в играх (Е. А. Медведева).
Образовательная область «Познавательное развитие»
«Ориентировка в пространстве»
№ п/п | Тема | Количество часов (академический час) | Дата (Перспективное планирование) | Отметка о выполнении) |
1. | Ориентировка в схеме собственного тела | 2 | ||
2. | Ориентировка по основным направлениям пространства | 2 | ||
3. | Ориентировка в макро пространстве | 2 | ||
4. | Далеко – близко Удаленность | 2 | ||
5. | Ориентировка в макро пространстве | 2 | ||
6. | Предложно – падежные конструкции | 1 | ||
7. | Ориентировка во времени | 1 | ||
8. | Ориентировка при помощи схем, планов | 1 | ||
9. | Задачи - лабиринты | 1 | ||
10. | Диагностическое обследование | 2 | ||
Итого | 18 |
Содержание коррекционной работы в соответствии с
Образовательными областями
(образовательная область «Познавательное развитие»)
Образовательная область «Познавательное развитие»
«Развитие зрительного восприятия»
№ п/п | Тема | Количество часов (академический час) | Дата (Перспективное планирование) | Отметка о выполнении |
1. | Восприятие цвета | 8 | ||
2. | Восприятие формы: | 8 | ||
Геометрические фигуры | ||||
Объем геометрические формы | 3 | |||
3. | Восприятие величины | 7 | ||
4. | Контурные, силуэтные изображения | 2 | ||
5. | Работа с мозаикой | 2 | ||
6. | Целостное восприятие предмета | 3 | ||
7. | Звуки (слуховое восприятие) | 1 | ||
8. | Диагностическое обследование | 3 | ||
Итого | 36 |
Учебный план МДОУ «Детский сад № 66»
во второй младшей группе для детей с нарушениями зрения
на 2018 – 2019 учебный год
Длительность ННОД – 15 мин.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей группе не превышает 30 минут.
Перерывы между ННОД – не менее 10 мин.
Обязательное проведение физ. Минутки и зрительной гимнастики.
Допускается осуществлять образовательную деятельность на игровой площадке во время прогулки (указывается в циклограмме ННОД)
№ | Части образовательного процесса | Продолжительность ННОД в неделю | Объем ННОД в неделю | Продолжительность ННОД в год | Объем ННОД в год | |||||||||||||||||
1 | Обязательная часть | |||||||||||||||||||||
1. | «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения)» под редакцией Л. И. Плаксиной | |||||||||||||||||||||
1.1 | Физическое развитие Двигательная деятельность | |||||||||||||||||||||
1.1.1 | Физкультурное занятие | 45 | 3 | 1620 | 108 | |||||||||||||||||
1.2 | Познавательно – исследовательская деятельность: Программа «Основы здорового образа жизни» под ред. М. А. Павловой | Интегрируется в разные виды совместной деятельности детей и взрослых | ||||||||||||||||||||
1.3 | Социально – коммуникативное развитие Игровая деятельность Нравственное воспитание | Интегрируется в разные виды совместной деятельности детей и взрослых | ||||||||||||||||||||
1.4 | Трудовая деятельность | Интегрируется в разные виды совместной деятельности детей и взрослых | ||||||||||||||||||||
1.5 | Познавательное развитие Познавательно – исследовательская деятельность | |||||||||||||||||||||
«Ознакомление с окружающим миром» Предметное окружение Явления общественной жизни Природное окружение Экологическое воспитание | 15 | 1 | 540 | 36 | ||||||||||||||||||
«Развитие социально – бытовой ориентировки» (проводит учитель – дефектолог) | Интегрируется в разные виды совместной деятельности педагогов и детей | |||||||||||||||||||||
«Формирование элементарных математических представлений» | Интегрируется в разные виды совместной деятельности детей и взрослых | |||||||||||||||||||||
«Развитие зрительного восприятия» (проводит учитель – дефектолог) | 15 | 1 | 540 | 36 | ||||||||||||||||||
«Ориентировка в пространстве» (проводит учитель – дефектолог) | 15 | 1 | 540 | 36 | ||||||||||||||||||
1.6 | Речевое развитие Коммуникативная деятельность | |||||||||||||||||||||
«Развитие речи» | 7,5 | 0,5 | 270 | 18 | ||||||||||||||||||
«Подготовка к обучению грамоте» | - | - | - | - | ||||||||||||||||||
1.7 | Восприятие художественной литературы | |||||||||||||||||||||
«Ознакомление с художественной литературой» | Интегрируется в разные виды совместной деятельности | |||||||||||||||||||||
1.9 | Художественно – эстетическое развитие Изобразительная деятельность | |||||||||||||||||||||
«Рисование» | 7,5 | 0,5 | 270 | 36 | ||||||||||||||||||
«Лепка» | 7,5 | 0,5 | 270 | 18 | ||||||||||||||||||
«Аппликация» | 7,5 | 0,5 | 270 | 18 | ||||||||||||||||||
«Ручной труд» | - | - | - | - | ||||||||||||||||||
«Конструирование» | В совместной деятельности | |||||||||||||||||||||
1.10 | Музыкальная деятельность | |||||||||||||||||||||
Музыкальное занятие | 30 | 2 | 1080 | 72 | ||||||||||||||||||
2. | Часть, формируемая участниками образовательного процесса | |||||||||||||||||||||
2.1 | Работа по региональной программе «ОЗОЖ» под редакцией Павловой М. А. | В совместной деятельности | ||||||||||||||||||||
Всего | 150 | 10 | 5400 | 360 |
Содержание работы педагога по освоения детьми образовательных областей
Направление «Познавательное развитие»
Направления коррекционной работы
*Социально – бытовая ориентировка (в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями ребенка):
- Помощи детям в адаптации к условиям детского сада.
- Помощь в адаптации к условиям детского сада.
- Учить детей управлять своим поведением в определенных жизненных ситуациях (в повседневной жизни, в определенных жизненных ситуациях (в повседневной жизни, в общении со сверстниками и взрослыми, в соответствии с общепринятыми нормами).
- Готовить прочную базу для успешной самостоятельной деятельности детей в условиях последующего школьного обучения.
*Ориентировка в пространстве:
1. Умение ориентироваться на собственном теле.
2. Полисенсорное восприятие окружающего пространства и расположенных в нем предметов.
3. Ориентировка в микропространстве (на листе бумаги, тетради, альбомном листе, на фланелеграфе, на поверхности стола. На магнитной доске).
4. Ориентировка в макропространстве (замкнутом - помещения группы, детского сада; открытом – участок группы, территория детского сада, ближайшая улица) с точкой отсчета «от себя».
5. Ориентировка в макропространстве (в замкнутом и открытом) с точкой отсчета «от предметов» и «между предметами».
6. Ориентировка с помощью схем и планов, развитие умения «читать» схемы и планы.
Обеспечение пространственной ориентировки у дошкольников с нарушением зрения с целью становления у них навыков свободного самостоятельного ориентирования в любом, даже незнакомом, пространстве.
*Зрительное восприятие (цвет):
В процессе ознакомления дошкольников с цветом выделяются 2 аспекта:
- формирование представлений об эталонах цвета, усвоение их связей и отношений, подведение к овладению системами цветовых свойств
- Формирование и совершенствование способов обследования цветовых свойств предметов.
Можно выделить основные задачи при ознакомлении детей с цветом:
- Знакомство с цветовыми.
- Формирование способов обследования цветовых свойств предметов.
- Обучение действиями по использованию сенсорных цветовых эталонов:
- обучение действиям идентификации, т.е. установление тождества цвета воспринимаемого объекта эталону,
- обучение действиям соотнесения предметных изображений, предметов по цвету,
- обучение анализу и синтезу цветовых сочетаний.
4. Развитие способности систематизировать эталоны цвета:
- находить заданный цвет в классификационных рядах,
- составлять ряды из аналогичных по цвету предметов,
- находить лишний по цвету предмет в рядах,
- составлять ряды из цветных предметов в ритмически заданной последовательности.
5. Закрепление представлений о цвете в микро – и макро – пространственной ориентировке.
6. Формирование представлений об изменяемости цветовых тонов по светлоте.
7. Формирование представлений о теплых и холодных цветах спектра.
8. Обучение получению из основных цветов спектра (красного, синего, желтого) промежуточных (оранжевого, зеленого, фиолетового), получению оттенков цветов.
9. Развитие внимания, памяти, мышления с опорой на представления о цвете.
10. Формирование представлений о цвете на основе их взаимосвязи с лечебно – восстановительной работой.
*Зрительное восприятие (форма):
1. Формирование представлений об эталонах формы.
2. Обучение детей способам обследования геометрических фигур.
3. Развитие способности систематизировать сенсорные эталоны, знакомство с разновидностями геометрических фигур.
4. Формирование действий по использованию сенсорных эталонов формы:
- обучение действиям идентификации, т. е. установление тождества формы воспринимаемого объекта к эталону,
- обучение действиям соотнесения предметов с эталоном формы,
- обучение анализу и синтезу сложной формы.
5. Развитие познавательных способностей:
- обучение действия замещения,
- решение познавательных задач с помощью наглядных моделей,
- решение задач на основании построения моделей.
*Зрительное восприятие (величина):
1. Обучение сопоставлению предметов по величине и по отдельным её измерениям: формирование представлений об общем объеме, о толщине, о длине, о высоте, о ширине.
2. Формирование представлений об отношениях предметов по величине:
- обучение действиям идентификации предметов и их изображений по величине,
- обучение измерению объектов условными мерками.
- закрепление знаний по величине в памяти,
- закрепление представлений о величине в микро – и макро – пространственной ориентировке.
3. Развитие аналитического восприятия величины:
- обучение выделению отдельных измерений величины,
- формирование умения устанавливать транзитивность отношений,
- овладение действиями замещения и наглядного моделирования при усвоении величины,
- систематизация знаний о величине в форме наглядных моделей.
На занятиях по развитию зрительного восприятия формируется умение различать движущиеся предметы, понимать и называть словом скоростные качества движения. Происходит обучение целенаправленному осмысленному зрительному наблюдению предметов и явлений в окружающей действительности, нахождению по части предмета целый, составлению из частей целого. Осуществляется работа по упражнению, активизации и тренировке зрительных функций.
Комплексно - тематическое планирование. План проведения мероприятий в соответствии с планированием
Комплексно – тематический принцип построения образовательной деятельности требует отбора содержания образования, обеспечивающего целостность восприятия ребенком с нарушением зрения окружающего мира, осознание разнообразных связей между его объектами и явлениями.
Основной целью деятельности в этом направлении является объединение средствами интеграции различных видов детской деятельности в целостный коррекционно – педагогический процесс формирования у детей с нарушениями зрения представлений об окружающем мире.
Основными задачами комплексно – тематического планирования являются: Формирование у детей с нарушениями зрения целостной картины мира; Развитие способности к освоению и преобразованию объектов окружающего пространства; Воспитание эмоционального и осознанного отношения к процессу познания.
Комплексно – тематическое планирование
в второй младшей группе для детей с нарушением зрения
Сентябрь
1 неделя – Наша группа
2 неделя – Игрушки
3 неделя – Фрукты
4 неделя – Овощи
Октябрь
1 неделя – Осень 1
2 неделя – Грибы, ягоды
3 неделя – Семья, какие мы
4 неделя – Бумага, ткань – их свойства
5 неделя – Осень 2
Ноябрь
1 неделя - Одежда
2 неделя – Азбука вежливости /Части тела
3 неделя – Туалетные принадлежности
4 неделя – Профессии детского сада
Декабрь
1 неделя – Свойства дерева
2 неделя - Мебель
3 неделя - Зима
4 неделя – Новый год
Январь
3 неделя – Посуда / Свойства стекла
4 неделя – Комнатные растения
Февраль
1 неделя – Продукты питания
2 неделя – Береги свое здоровье
3 неделя – Папин праздник /Наша армия
4 неделя – Домашние животные
Март
1 неделя – Мамин день
2 неделя – Дикие животные
3 неделя – Домашние животные
4 неделя – Птицы на улицах города
Апрель
1 неделя - Весна
2 неделя – Наш город
3 неделя – Транспорт/правила дорожного движения
4 неделя – Рыбы
Май
1 неделя – Цветы на лугу
2 неделя - Насекомые
3, 4 неделя – Диагностическое обследование
План проведения экскурсий и целевых прогулок
№ | Месяц / неделя | Экскурсия, целевая прогулка |
1 | Октябрь /1 неделя | Экскурсия по территории детского сада |
2 | Октябрь /4 неделя | Целевая прогулка по саду. Тема6» Учимся ходить парами» |
3 | Ноябрь /1 неделя | Экскурсия по территории детского сада Тема: «Красота нашей улицы» |
4 | Ноябрь /4 неделя | Экскурсия по детскому саду Тема: «Профессии работников детского сада» |
5 | Декабрь / 3 неделя | Экскурсия по территории детского сада Тема: «Елочка – красавица» |
6 | Февраль / 1 неделя | Экскурсия по территории детского сада Тема: «Транспорт» |
7 | Апрель / 1 неделя | Экскурсия по территории детского сада Тема6 «Весна» |
8 | Май / 2 неделя | Экскурсия по территории детского сада Тема: «Экскурсия на цветущий луг» |
Формы организации образования
Формы работы учителя – дефектолога с детьми с нарушением зрения
- Подгрупповые занятия
- Индивидуальные занятия
- Совместная работа с воспитателем группы по организации экскурсий и целевых прогулок
- Участие дефектолога в режимных моментах
- Наблюдение за детьми в процессе различных видов деятельности с целью оказания коррекционной помощи.
Планируемые результаты освоения детьми образовательной деятельности по возрасту
Развитие зрительного восприятия 1 – й год обучения
Осуществляет зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечает их форму, цвет. Выполняет действия с предметами. Проявляет интерес к окружающему миру.
Доступные способы обследования предметов: различает и называет форму геометрических фигур (круг. Квадрат, треугольник, овал) и соотносит форму геометрических тел (шар, куб, конус и т.д.), соотносит, находит их форму в реальных объемных предметах.
Ориентировка в пространстве
1 – й год обучения
Различает и правильно называет части тела, части тела других детей, кукол; соотносит со своим телом. Имеет представление о пространственном расположении частей тела: голова вверху, а ноги внизу; одна рука правая, а другая левая; грудь впереди, а спина сзади и т.д.
Координирует движения при ходьбе, при спуске и подъеме по лестнице, держится за перила. Ориентируется в групповой комнате, в спальне, в раздевалке, в туалетной комнате. Различает пространственные признаки окружающих предметов с помощью зрения.
Ориентируется в окружающем пространстве с привлечением осязания, слуха, Обоняния. Зрительно – осязательным способом обследует игрушки, предметы. Различает с помощью зрения и осязания контрастные по величине предметы, обозначает их соответствующими словами «большой», «маленький».
Социально – бытовая ориентировка
1-й год обучения
Социализация
Проявляет интерес к социальной стороне действительности, задает вопросы о себе, родителях. Называет свое имя и фамилию. Проявляет интерес к совместным играм с взрослыми и детьми.
Знаком с расположение помещений в группе, их назначением, ориентировкой и поведением в них в соответствии с назначением. Знает где можно делать, чем заниматься, где хранить предметы быта, игрушки, одежду, обувь.
Пользуется предметами быта в групповой комнате, знает правила хранения игрушек, книг, посуды, одежды, обуви. Понимает значение слов посуда, книги, одежда, обувь и др. называет действия с предметами и материалами, различает и называет противоположные действия (одеться – раздеться, стоять – сидеть, расстегнуть – застегнуть).
Выполняет правила передвижения в помещениях, на территории детского сада. Проявляет интерес за людьми и их поведением на улице в различных ситуациях (остановка общественного транспорта; пешеходный переход и др.). Наблюдает за сигналами светофора, знает и называет цвета (красный, желтый, зеленый).
Выделяет звуки на улице, ориентируется в них, подражает этим звукам в процессе непосредственного наблюдения, восприятия, играх.
Активен в организации собственной двигательной деятельности и деятельности сверстников, подвижных играх; интересуется данными видами игр.
Пользуется простейшими навыками двигательной и гигиенической культуры.
Проявляет интерес к знакомству с правилами здоровьесберегающего и безопасного поведения.
Коммуникация
Для детей раннего и младшего дошкольного возраста характерна ситуативно – деловая форма общения. Развитие общения с взрослыми происходит как смена форм коммуникативной деятельности (М. И. Лисина. Методический т практический журнал «воспитание и обучение», 2004, № 6 стр. 17) Ребенок обращает к взрослому по поводу той деятельности, которой он занимается, и тех затруднений, которые возникают у него в данный момент.
Отвечает на вопросы репродуктивного характера, задаваемые взрослыми. Начинает задавать вопросы сам в условиях наглядно представленной ситуации общения (Кто это? Как его зовут? и т.п.). Инициатива в общении преимущественно принадлежит взрослому. Умеет благодарить за заботу и помощь. Употребляет в речи слова, выражающие благодарность, сожаление и сочувствие.
Проявляет ситуативное желание принять участие в труде. Выполняет посильные трудовые действия: принести, поддержать, убрать на место. Проявляет интерес к уже знакомым для него трудовым действиям помощника воспитателя, повара, шофёра, папы, мамы, детей старшего возраста. С любопытством рассматривает иллюстрацию к текстам, называет изображенных на них героев; соотносит труд с действиями героя, с действиями знакомых, близких людей (например: «Варит как мама». «Чинит» (ремонтирует) «как папа»). В поведении проявляет предпосылки к бережному отношению к результатам труда.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения образовательной деятельности.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения образовательной деятельности (коррекционного блока образовательной программы МДОУ № 66) выполняет организационно-контролирующую функцию, основана на периодичном сборе и анализе информации и предусматривает взаимодействие всех участников образовательного, воспитательного коррекционно-развивающего процесса.
Цель мониторинга – выявить представление детей о системе сенсорных эталонов, пространственных представлений, владения социально-бытовыми знаниями, умениями и навыками, с целью восполнения пробелов в знаниях, умениях и навыков у дошкольников с нарушением зрения.
Структура мониторинга включает следующие этапы:
- Определение объекта мониторинга (ребенок, группа детей).
- Определение операционной системы мониторинга (параметры, показатели, критерии; уровни условно-нормативного усвоения программы детьми).
- Сбор информации (применение методик диагностического исследования (зафиксированные в протоколах соответствующих исследований).
- Обработка и анализа результатов диагностического исследования (зафиксированные в протоколах соответствующих исследований).
- Интерпретация результатов, комплексных анализ данных исследования. Составление прогноза; составление аналитических справок, оформления протоколов исследования.
- Принятия решения об изменении направления комплексного или «адресного» воздействия.
См. Приложение 2
План работы учителя – дефектолога группы № 1 с родителями воспитанников
на 2018 - 2019 учебный год
Тема | Сроки проведения | Задачи | Содержание | Ответственный |
Встреча и знакомство с родителями и детьми (вновь прибывшими) | Сентябрь | Познакомить родителей вновь прибывших детей с особенностями функционирования группы для детей с нарушениями зрения |
| Учитель - дефектолог, воспитатели |
Сентябрь | Определение приоритетных направлений в совместной работе педагогических и медицинских работников ДОУ с родителями детей | Учитель – дефектолог, воспитатели, медсестра по ортопии, старшая медсестра, родители | ||
Родительское собрание № 1 | Сентябрь - Октябрь | Рассказать родителям о коррекционно – развивающих задачах Программы на текущий год 2018 – 2019 уч.год, ознакомить с технологией здоровья сбережения, используемые в образовательной деятельности. Вызвать положительные эмоции. |
| Учитель – дефектолог, воспитатели, медсестра по ортопии, старшая медсестра, родители |
Родительское собрание № 2 | Декабрь | Достижение детей за первое полугодие | Учитель – дефектолог, воспитатели | |
Январь | Продолжать рассказывать о значимости упражнений для глаз. Напомнить об играх и упражнениях, способствующих тренировки глаз | Консультация: «Зрительная гимнастика для дошкольников» | Учитель – дефектолог, родители | |
Февраль | Демонстрировать коррекционные приемы и методы. Вызвать положительные эмоции у родителей | Консультация на печатной основе на тему: «Коррекция развития осязания и мелкой моторики у детей с нарушениями зрения» | Учитель – дефектолог, родители | |
Март | Сравнительный анализ «Хороших и плохих книг для детей с нарушениями зрения» |
| Учитель – дефектолог, воспитатели, родители | |
Апрель | Продолжить знакомить с игрушками и упражнениями для развития ориентировки в пространстве. Вызвать положительные эмоции |
| Учитель – дефектолог, воспитатели, | |
Родительское собрание № 3 | Май | Подвести итоги коррекционно – развивающей работы с детьми, показать динамику в их развитии. Вызвать положительные эмоции родителей. Рекомендации на летний период |
| Учитель – дефектолог, воспитатели |
См. Приложение 3.
Методическое обеспечение.
1.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушениями зрения). Программы детского сада.
2.Коррекционная работа в саду. / Под ред. Л.И. Плаксиной. – М.: Просвещение, 1997. – С.3-158
3.Развернутое тематическое планирование по программе под редакцией Л. И. Плаксиной. / автор-составитель Е. А. Чевычелова. – Волгограл: Учитель, 2012.
4.Ремезова Л. А. Формирование геометрических представлений у дошкольников с нарушением зрения: Методическое пособие. – Тольятти.2002 – 254с.
5.Ремезова Л. А. Формирование представлений о цвете у дошкольников с нарушением зрения: Методическое пособие. – Тольятти.2002 – 147с.
6.Ремезова Л. А. Сергеева Л. В., Юрлина О. Ф. Формирование у детей с нарушением зрения представлений о величине и измерении величин: Методическое пособие. – Самара: Изд-во СГПУ, 2004. -227с.
7.Основная образовательная программа дошкольного образования для детей с нарушением зрения МБДОУ Детский сад компенсирующего вида №3 «Радуга» Саратовской области г. Балаково.
8.Научный руководитель: Л. А. Ремезова, кандидат педагогических наук, доцент, заместитель декана по научно-исследовательской работе факультета социального образования Поволжской государственной социально-гуманитарной академии.
9.Рецензент: Л.И.Плаксина, доктор педагогических наук, профессор МПГУ. Формирование представлений о теплых и холодных цветах спектра.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование образовательной деятельности во второй младшей группе
В данном файле представлено полное календарно-тематическое планирование во второй младшей группе в соответствии с ФГТ....
Перспективно-тематическое планирование образовательной деятельности во второй младшей группе
Перспективно-тематическое планирование образовательной деятельности во второй младшей группе на 2015 - 2016 уч. год...
Календарное планирование образовательной деятельности во второй младшей группе на ноябрь месяц 2014-2015 года. Выполнила воспитатель ГБДОУ д/сад №34 Красногвардейского района СПб Фисан Елена Григорьевна.
Календарное планирование образовательной деятельности в средней группе на ноябрь....
Календарное планирование образовательной деятельности во второй младшей группе на декабрь месяц 2014-2015 года. Выполнила воспитатель ГБДОУ д/сад №34 Красногвардейского района Спб Фисан Елена Григорьевна
Календарное планиравание образовательной деятельности в средней группе детскогосада на декабрь месяц 2014-2015 года....
Календарное планирование образовательной деятельности во второй младшей группе «Колобок» на 2015-2016 учебный год.
Календарное планированиеобразовательной деятельностиво второй младшей группе «Колобок»на 2015-2016 учебный год....
Тематическое планирование образовательной деятельности во второй младшей группе по теме: «Быть здоровыми хотим Зимние забавы»
Тематическое планирование образовательной деятельности во второй младшей группе по теме: «Быть здоровыми хотимЗимние забавы» Формы взаимодействияСодержание работыИндивидуальное с...