Планирование образовательной деятельности для второй младшей группы № 1 (от 3 до 4 лет) для детей с нарушениями зрения
методическая разработка (младшая группа)

Белоусова Анастасия Андреевна

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

Основная часть

Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей

Циклограмма учета рабочего времени педагога

Выписка из учебного плана

Содержание работы педагога по освоению детьми образовательных областей

Направление «Познавательное развитие»

Комплексно тематическое планирование. План проведения мероприятий в соответствии с планированием

Формы организации образования

Планируемые результаты освоения детьми образовательной деятельности по возрасту

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения образовательной деятельности

Работа с родителями воспитанников

Методическое обеспечение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_2_mladshaya_18-19.docx45.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 66»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Рассмотрена и принята                                            Утверждаю:

на Педагогическом совете                                       Заведующий МДОУ

МДОУ «Детский сад № 66»                                    «Детский сад № 66»

Протокол от ___ ___г. № __                                    Приказ от ____г. №___

Планирование образовательной деятельности

для второй младшей группы № 1 (от 3 до 4 лет)

для детей с нарушениями зрения

на 2018 – 2019 учебный год

            Составитель:

        учитель – дефектолог

                                                                                             А. А. Белоусова

г. Энгельс

2018 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

Основная часть

Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей

Циклограмма учета рабочего времени педагога

Выписка из учебного плана

Содержание работы педагога по освоению детьми образовательных областей

Направление «Познавательное развитие»

Комплексно тематическое планирование. План проведения мероприятий в соответствии с планированием

Формы организации образования

Планируемые результаты освоения детьми образовательной деятельности по возрасту

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения образовательной деятельности

Работа с родителями воспитанников

Методическое обеспечение

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1 «Перспективно – тематическое планирование по программе

«Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушениями зрения) под ред. Л. И. Плаксиной»

Приложение 2 «Система мониторинга достижения воспитанниками планируемых результатов освоения образовательной деятельности»

Приложение 3 «Перспективный план работы с родителями группы № 1 (вторая младшая группа) для детей с нарушением зрения на 2018 – 2019 учебный год»

Пояснительная записка

Планирование образовательной деятельности разработано в соответствии с требованиями Положения о рабочей программе и содержанием Образовательной деятельности муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 66» Энгельсского муниципального района Саратовской области, которая предусматривает всестороннее развитие детей с нарушениями зрения и успешную подготовку дошкольников к дальнейшему обучению в школе.

Образовательная деятельность разработана в соответствии с нормативными документами, разграничивающими компетенцию и ответственность:

- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384)

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384)

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564)

- Устав МДОУ «Детский сад № 66»

При организации и планировании коррекционной работы учитель – дефектолог руководствуется следующими нормативными документами, регулирующими образовательное содержание:

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с нарушением зрения. Программа детского сада. Коррекционная работа в детском саду (под ред. Л. И. Плаксиной).

Цель образовательной деятельности – подготовка детей к восприятию материала, который предлагается на общеобразовательных занятиях, к самостоятельному участию в других видах деятельности.

Задачи образовательной деятельности:

- Формирование представлений о зрительных возможностях и умений пользоваться нарушенным зрением;

- Дифференцированный подход к детям в зависимости от состояния их зрения и способов ориентации в познании окружающего мира;

- Обеспечение оптимальных условий при выполнении заданий (дозированная зрительная нагрузка, хорошая освещенность рабочего места, размещения пособий и т.д.);

- Система работы по развитию зрительного восприятия, ориентировки в пространстве и социально – бытовой адаптации детей с нарушением зрения.

Образовательная деятельность коррекционной работы состоит из следующих разделов:

- Развитие зрительного восприятия

- Ориентировка в пространстве.

- Социально – бытовая ориентировка интегрируется в различные виды деятельности (в соответствии с Учебным планом).

Основная часть

Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей

от 3 до 4 лет

Эмоциональное развитие (чувства и эмоции). Отношение к окружающим, сверстникам детей с нарушением зрения

Ребенок хочет стать «как взрослый», но, быть им не может. Отделение себя от взрослого – характерная черта кризис 3 лет, любимым выражением ребенка становится «я сам».

Усвоение некоторых норм и правил поведения детьми с нарушением зрения

Сознательное управление поведением детей с нарушением зрения только начинает складываться, во многом поведение ребенка ситуативно. Начинает развиваться самооценка. При этом дети с нарушением зрения в значительной мере ориентируется на оценку воспитателя.

Овладение навыками самообслуживания, овладение элементарной культурой поведения детей с нарушением зрения.

У ребенка с патологией зрения есть все возможности овладения навыками самообслуживания, элементарной культурой поведения во время еды за столом и умывания в туалетной комнате.

Уровень развития моторной координации двигательная активность, освоение основных движений, формирование физических качеств (скоростных, силовых, координации, гибкости, выносливости) детей с нарушением зрения

Ребенок с нарушением зрения из – за отсутствия согласующей движения функции начинает отставать в развитии координации рук, что ведет к задержке формирования мелких движений пальцев. Возраст 3 – 4 лет также является благоприятным возрастом для начала целенаправленной работы по формированию физических качеств (скоростных, силовых, координации, гибкости, выносливости).

Запас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о себе самом

Скудность информации, вследствие патологии зрительной системы, у детей с нарушением зрения обуславливает появление такой особенности как схематизм зрительного образа его обедненность. Нарушается целостность восприятия объекта. Накапливается определенный запас представлений о разнообразных свойствах предметов, признаков (цвет, форма, величина и пространственное положение), явлениях окружающей действительности и о себе самом. Ребенок с нарушением зрения учится подбирать и группировать предметы по этим признакам, а также по их назначению.

Сформированность основных сенсорных эталонов, сформированность пространственных представлений, ориентировка во времени детей с нарушением зрения

Ребенок с глазной патологией плохо видит и выделяет конкретные признаки и свойства предметов: их форму, цвет, величину и пространственное расположение. В этом возрасте при правильно организованном развитии уже должны быть сформированы основные сенсорные эталоны, но во времени ребенок еще плохо ориентируется. Ребенку с нарушением зрения труднее адаптироваться к окружающему пространству, уму понадобиться больше усилий, чем обычному ребёнку.

Сформированность представлений о явлениях окружающей действительности детей с нарушением зрения

Представления ребенка четвертого года жизни о явлениях окружающей действительности обусловлены, с одной стороны, психологическими особенностями возраста, с другой – его непосредственным опытом. Ребенок знакомится с предметами ближайшего окружения, их назначением. Из – за нарушения зрения ребенок плохо видит и выделяет конкретные признаки и свойства предметов: их форму, величину, цвет и пространственное расположение (Л. И. Плаксина).

Особенности внимания, памяти, воображения детей с нарушением зрения

Внимание детей четвертого года жизни непроизвольно. Однако его устойчивость проявляется по – разному. Память детей с нарушениями зрения трех лет непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Неточность зрительных представлений, малый чувствительный опыт затрудняет формирование процессов памяти: поминание, воспроизведение, узнавание и забывание. У детей с нарушением зрения объем кратковременной и слуховой памяти, выше чем у здоровых детей. Мышление трёхлетнего ребенка является наглядно – образным. Для воображения лиц с дефектами зрения, особенно дошкольного возраста, характерна стереотипность, схематичность, условность, подражательность, стремление к прямым заимствованиям, подменам образов воображения образами памяти (А. Г. Литвак).

Овладение способами игровой деятельности – игровыми на поведение, игра ребенка

Дети с нарушением зрения при формировании игровых действий опираются на бедный и ограниченный практический опыт, на плохо развитую моторику и речь. Взрослый для ребенка носитель определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к развитию игры. Ребенок 3-4 лет способен подражать и охотно подражает показываемым ему игровым действиям. Оптимальным во взаимоотношениях с взрослыми является индивидуальное общение.

Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, речь детей с нарушением зрения

В 3 – 4 года ребенок с нарушением зрения начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками ради участия в общей игре или продуктивной деятельности. Оптимальным взрослыми является индивидуальное общение. Главным средством общения с взрослыми и сверстниками является речь. В развитии детей с нарушениями зрения коммуникация, общение и речь играют особую роль. Речь часто формируется с задержкой, так как отсутствует связь с конкретными представлениями.

Развитие трудовой деятельности детей с нарушением зрения

Ребенок со зрительной патологией преимущественно осваивают самообслуживание как вид труда, но способен при помощи и контроле взрослого выполнять отдельные процессы в хозяйственно – бытовом труде, труде в природе.

Интерес к изобразительной деятельности

Интерес к продуктивной деятельности ребенка с нарушением зрения неустойчив. Работы схематичны, детали отсутствуют.

Музыкально – художественная деятельность

Дети с нарушением зрения эмоционально откликаются на музыку с вербальной поддержкой взрослого. Наблюдаются слабость артикуляционной моторики, несформированность вокально – слуховой координации, ограниченность диапазона. Затруднена ориентация в пространстве, имеются сложности в самостоятельном согласовании движений с музыкой, проявляются скованность и схематичность в передаче образа в играх (Е. А. Медведева).

Образовательная область «Познавательное развитие»

«Ориентировка в пространстве»

п/п

Тема

Количество часов (академический час)

Дата (Перспективное планирование)

Отметка о выполнении)

1.

Ориентировка в схеме собственного тела

2

2.

Ориентировка по основным направлениям пространства

2

3.

Ориентировка в макро пространстве

2

4.

Далеко – близко

Удаленность

2

5.

Ориентировка в макро пространстве

2

6.

Предложно – падежные конструкции

1

7.

Ориентировка во времени

1

8.

Ориентировка при помощи схем, планов

1

9.

Задачи - лабиринты

1

10.

Диагностическое обследование

2

Итого

18

Содержание коррекционной работы в соответствии с

Образовательными областями

(образовательная область «Познавательное развитие»)

Образовательная область «Познавательное развитие»

«Развитие зрительного восприятия»

п/п

Тема

Количество часов

(академический час)

Дата (Перспективное планирование)

Отметка о выполнении

1.

Восприятие цвета

8

2.

Восприятие формы:

8

Геометрические фигуры

Объем геометрические формы

3

3.

Восприятие величины

7

4.

Контурные, силуэтные изображения

2

5.

Работа с мозаикой

2

6.

Целостное восприятие предмета

3

7.

Звуки (слуховое восприятие)

1

8.

Диагностическое обследование

3

Итого

36

 

Учебный план МДОУ «Детский сад № 66»

во второй младшей группе для детей с нарушениями зрения

на 2018 – 2019 учебный год

Длительность ННОД – 15 мин.

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей группе не превышает 30 минут.

Перерывы между ННОД – не менее 10 мин.

Обязательное проведение физ. Минутки и зрительной гимнастики.

Допускается осуществлять образовательную деятельность на игровой площадке во время прогулки (указывается в циклограмме ННОД)

Части образовательного процесса

Продолжительность ННОД в неделю

Объем ННОД в неделю

Продолжительность ННОД в год

Объем ННОД в год

1

Обязательная часть

1.

«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения)» под редакцией Л. И. Плаксиной

1.1

Физическое развитие

Двигательная деятельность

1.1.1

Физкультурное занятие

45

3

1620

108

1.2

Познавательно – исследовательская деятельность:

Программа «Основы здорового образа жизни» под ред. М. А. Павловой

Интегрируется в разные виды совместной деятельности детей и взрослых

1.3

Социально – коммуникативное развитие

Игровая деятельность

Нравственное воспитание

Интегрируется в разные виды совместной деятельности детей и взрослых

1.4

Трудовая деятельность

Интегрируется в разные виды совместной деятельности детей и взрослых

1.5

Познавательное развитие

Познавательно – исследовательская деятельность

«Ознакомление с окружающим миром»

Предметное окружение

Явления общественной жизни

Природное окружение

Экологическое воспитание

15

1

540

36

«Развитие социально – бытовой ориентировки» (проводит учитель – дефектолог)

Интегрируется в разные виды совместной деятельности педагогов и детей

«Формирование элементарных математических представлений»

Интегрируется в разные виды совместной деятельности детей и взрослых

«Развитие зрительного восприятия» (проводит учитель – дефектолог)

15

1

540

36

«Ориентировка в пространстве»

(проводит учитель – дефектолог)

15

1

540

36

1.6

Речевое развитие

Коммуникативная деятельность

«Развитие речи»

7,5

0,5

270

18

«Подготовка к обучению грамоте»

-

-

-

-

1.7

Восприятие художественной литературы        

«Ознакомление с художественной литературой»

Интегрируется в разные виды совместной деятельности

1.9

Художественно – эстетическое развитие

Изобразительная деятельность

«Рисование»

7,5

0,5

270

36

«Лепка»

7,5

0,5

270

18

«Аппликация»

7,5

0,5

270

18

«Ручной труд»

-

-

-

-

«Конструирование»

В совместной деятельности

1.10

Музыкальная деятельность

Музыкальное занятие

30

2

1080

72

2.

Часть, формируемая участниками образовательного процесса

2.1

Работа по региональной программе «ОЗОЖ» под редакцией Павловой М. А.

В совместной деятельности

Всего

150

10

5400

360

Содержание работы педагога по освоения детьми образовательных областей

Направление «Познавательное развитие»

Направления коррекционной работы

*Социально – бытовая ориентировка (в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями ребенка):

- Помощи детям в адаптации к условиям детского сада.

- Помощь в адаптации к условиям детского сада.

- Учить детей управлять своим поведением в определенных жизненных ситуациях (в повседневной жизни, в определенных жизненных ситуациях (в повседневной жизни, в общении со сверстниками и взрослыми, в соответствии с общепринятыми нормами).

- Готовить прочную базу для успешной самостоятельной деятельности детей в условиях последующего школьного обучения.

*Ориентировка в пространстве:

1. Умение ориентироваться на собственном теле.

2. Полисенсорное восприятие окружающего пространства и расположенных в нем предметов.

3. Ориентировка в микропространстве (на листе бумаги, тетради, альбомном листе, на фланелеграфе, на поверхности стола. На магнитной доске).

4. Ориентировка в макропространстве (замкнутом - помещения группы, детского сада; открытом – участок группы, территория детского сада, ближайшая улица) с точкой отсчета «от себя».

5. Ориентировка в макропространстве (в замкнутом и открытом) с точкой отсчета «от предметов» и «между предметами».

6. Ориентировка с помощью схем и планов, развитие умения «читать» схемы и планы.

Обеспечение пространственной ориентировки у дошкольников с нарушением зрения с целью становления у них навыков свободного самостоятельного ориентирования в любом, даже незнакомом, пространстве.

*Зрительное восприятие (цвет):

В процессе ознакомления дошкольников с цветом выделяются 2 аспекта:

- формирование представлений об эталонах цвета, усвоение их связей и отношений, подведение к овладению системами цветовых свойств

- Формирование и совершенствование способов обследования цветовых свойств предметов.

Можно выделить основные задачи при ознакомлении детей с цветом:

  1. Знакомство с цветовыми.
  2. Формирование способов обследования цветовых свойств предметов.
  3. Обучение действиями по использованию сенсорных цветовых эталонов:

- обучение действиям идентификации, т.е. установление тождества цвета воспринимаемого объекта эталону,

- обучение действиям соотнесения предметных изображений, предметов по цвету,

- обучение анализу и синтезу цветовых сочетаний.

4. Развитие способности систематизировать эталоны цвета:

- находить заданный цвет в классификационных рядах,

- составлять ряды из аналогичных по цвету предметов,

- находить лишний по цвету предмет в рядах,

- составлять ряды из цветных предметов в ритмически заданной последовательности.

5. Закрепление представлений о цвете в микро – и макро – пространственной ориентировке.

6. Формирование представлений об изменяемости цветовых тонов по светлоте.

7. Формирование представлений о теплых и холодных цветах спектра.

8. Обучение получению из основных цветов спектра (красного, синего, желтого) промежуточных (оранжевого, зеленого, фиолетового), получению оттенков цветов.

9. Развитие внимания, памяти, мышления с опорой на представления о цвете.

10. Формирование представлений о цвете на основе их взаимосвязи с лечебно – восстановительной работой.

*Зрительное восприятие (форма):

1. Формирование представлений об эталонах формы.

2. Обучение детей способам обследования геометрических фигур.

3. Развитие способности систематизировать сенсорные эталоны, знакомство с разновидностями геометрических фигур.

4. Формирование действий по использованию сенсорных эталонов формы:

- обучение действиям идентификации, т. е. установление тождества формы воспринимаемого объекта к эталону,

- обучение действиям соотнесения предметов с эталоном формы,

- обучение анализу и синтезу сложной формы.

5. Развитие познавательных способностей:

- обучение действия замещения,

- решение познавательных задач с помощью наглядных моделей,

- решение задач на основании построения моделей.

*Зрительное восприятие (величина):

1. Обучение сопоставлению предметов по величине и по отдельным её измерениям: формирование представлений об общем объеме, о толщине, о длине, о высоте, о ширине.

2. Формирование представлений об отношениях предметов по величине:

-  обучение действиям идентификации предметов и их изображений по величине,

- обучение измерению объектов условными мерками.

- закрепление знаний по величине в памяти,

- закрепление представлений о величине в микро – и макро – пространственной ориентировке.

3. Развитие аналитического восприятия величины:

- обучение выделению отдельных измерений величины,

- формирование умения устанавливать транзитивность отношений,

- овладение действиями замещения и наглядного моделирования при усвоении величины,

- систематизация знаний о величине в форме наглядных моделей.

        На занятиях по развитию зрительного восприятия формируется умение различать движущиеся предметы, понимать и называть словом скоростные качества движения. Происходит обучение целенаправленному осмысленному зрительному наблюдению предметов и явлений в окружающей действительности, нахождению по части предмета целый, составлению из частей целого. Осуществляется работа по упражнению, активизации и тренировке зрительных функций.

Комплексно -  тематическое планирование. План проведения мероприятий в соответствии с планированием

Комплексно – тематический принцип построения образовательной деятельности требует отбора содержания образования, обеспечивающего целостность восприятия ребенком с нарушением зрения окружающего мира, осознание разнообразных связей между его объектами и явлениями.

Основной целью деятельности в этом направлении является объединение средствами интеграции различных видов детской деятельности в целостный коррекционно – педагогический процесс формирования у детей с нарушениями зрения представлений об окружающем мире.

Основными задачами комплексно – тематического планирования являются: Формирование у детей с нарушениями зрения целостной картины мира; Развитие способности к освоению и преобразованию объектов окружающего пространства; Воспитание эмоционального и осознанного отношения к процессу познания.

Комплексно – тематическое планирование

в второй младшей группе для детей с нарушением зрения

Сентябрь

1 неделя – Наша группа

2 неделя – Игрушки

3 неделя – Фрукты

4 неделя – Овощи

Октябрь

1 неделя – Осень 1

2 неделя – Грибы, ягоды

3 неделя – Семья, какие мы

4 неделя – Бумага, ткань – их свойства

5 неделя – Осень 2

Ноябрь

1 неделя - Одежда

2 неделя – Азбука вежливости /Части тела

3 неделя – Туалетные принадлежности

4 неделя – Профессии детского сада

Декабрь

1 неделя – Свойства дерева

2 неделя - Мебель

3 неделя - Зима

4 неделя – Новый год

Январь

3 неделя – Посуда / Свойства стекла

4 неделя – Комнатные растения

Февраль

1 неделя – Продукты питания

2 неделя – Береги свое здоровье

3 неделя – Папин праздник /Наша армия

4 неделя – Домашние животные

Март

1 неделя – Мамин день

2 неделя – Дикие животные

3 неделя – Домашние животные

4 неделя – Птицы на улицах города

Апрель

1 неделя - Весна

2 неделя – Наш город

3 неделя – Транспорт/правила дорожного движения

4 неделя – Рыбы

Май

1 неделя – Цветы на лугу

2 неделя - Насекомые

3, 4 неделя – Диагностическое обследование

План проведения экскурсий и целевых прогулок

Месяц / неделя

Экскурсия, целевая прогулка

1

Октябрь /1 неделя

Экскурсия по территории детского сада

2

Октябрь /4 неделя

Целевая прогулка по саду.

Тема6» Учимся ходить парами»

3

Ноябрь /1 неделя

Экскурсия по территории детского сада

Тема: «Красота нашей улицы»

4

Ноябрь /4 неделя

Экскурсия по детскому саду

Тема: «Профессии работников детского сада»

5

Декабрь / 3 неделя

Экскурсия по территории детского сада

Тема: «Елочка – красавица»

6

Февраль / 1 неделя

Экскурсия по территории детского сада

Тема: «Транспорт»

7

Апрель / 1 неделя

Экскурсия по территории детского сада

Тема6 «Весна»

8

Май / 2 неделя

Экскурсия по территории детского сада

Тема: «Экскурсия на цветущий луг»

Формы организации образования

Формы работы учителя – дефектолога с детьми с нарушением зрения

  1. Подгрупповые занятия
  2. Индивидуальные занятия
  3. Совместная работа с воспитателем группы по организации экскурсий и целевых прогулок
  4. Участие дефектолога в режимных моментах
  5. Наблюдение за детьми в процессе различных видов деятельности с целью оказания коррекционной помощи.

Планируемые результаты освоения детьми образовательной деятельности по возрасту

Развитие зрительного восприятия 1 – й год обучения

Осуществляет зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечает их форму, цвет. Выполняет действия с предметами. Проявляет интерес к окружающему миру.

Доступные способы обследования предметов: различает и называет форму геометрических фигур (круг. Квадрат, треугольник, овал) и соотносит форму геометрических тел (шар, куб, конус и т.д.), соотносит, находит их форму в реальных объемных предметах.

Ориентировка в пространстве

1 – й год обучения

Различает и правильно называет части тела, части тела других детей, кукол; соотносит со своим телом. Имеет представление о пространственном расположении частей тела: голова вверху, а ноги внизу; одна рука правая, а другая левая; грудь впереди, а спина сзади и т.д.

Координирует движения при ходьбе, при спуске и подъеме по лестнице, держится за перила. Ориентируется в групповой комнате, в спальне, в раздевалке, в туалетной комнате. Различает пространственные признаки окружающих предметов с помощью зрения.

        Ориентируется в окружающем пространстве с привлечением осязания, слуха, Обоняния. Зрительно – осязательным способом обследует игрушки, предметы. Различает с помощью зрения и осязания контрастные по величине предметы, обозначает их соответствующими словами «большой», «маленький».

Социально – бытовая ориентировка

1-й год обучения

Социализация

Проявляет интерес к социальной стороне действительности, задает вопросы о себе, родителях. Называет свое имя и фамилию. Проявляет интерес к совместным играм с взрослыми и детьми.

Знаком с расположение помещений в группе, их назначением, ориентировкой и поведением в них в соответствии с назначением. Знает где можно делать, чем заниматься, где хранить предметы быта, игрушки, одежду, обувь.

Пользуется предметами быта в групповой комнате, знает правила хранения игрушек, книг, посуды, одежды, обуви. Понимает значение слов посуда, книги, одежда, обувь и др. называет действия с предметами и материалами, различает и называет противоположные действия (одеться – раздеться, стоять – сидеть, расстегнуть – застегнуть).

Выполняет правила передвижения в помещениях, на территории детского сада. Проявляет интерес за людьми и их поведением на улице в различных ситуациях (остановка общественного транспорта; пешеходный переход и др.). Наблюдает за сигналами светофора, знает и называет цвета (красный, желтый, зеленый).

Выделяет звуки на улице, ориентируется в них, подражает этим звукам в процессе непосредственного наблюдения, восприятия, играх.

Активен в организации собственной двигательной деятельности и деятельности сверстников, подвижных играх; интересуется данными видами игр.

Пользуется простейшими навыками двигательной и гигиенической культуры.

Проявляет интерес к знакомству с правилами здоровьесберегающего и безопасного поведения.

Коммуникация

Для детей раннего и младшего дошкольного возраста характерна ситуативно – деловая форма общения. Развитие общения с взрослыми происходит как смена форм коммуникативной деятельности (М. И. Лисина. Методический т практический журнал «воспитание и обучение», 2004, № 6 стр. 17) Ребенок обращает к взрослому по поводу той деятельности, которой он занимается, и тех затруднений, которые возникают у него в данный момент.

Отвечает на вопросы репродуктивного характера, задаваемые взрослыми. Начинает задавать вопросы сам в условиях наглядно представленной ситуации общения (Кто это? Как его зовут? и т.п.). Инициатива в общении преимущественно принадлежит взрослому. Умеет благодарить за заботу и помощь. Употребляет в речи слова, выражающие благодарность, сожаление и сочувствие.

Проявляет ситуативное желание принять участие в труде. Выполняет посильные трудовые действия: принести, поддержать, убрать на место. Проявляет интерес к уже знакомым для него трудовым действиям помощника воспитателя, повара, шофёра, папы, мамы, детей старшего возраста. С любопытством рассматривает иллюстрацию к текстам, называет изображенных на них героев; соотносит труд с действиями героя, с действиями знакомых, близких людей (например: «Варит как мама». «Чинит» (ремонтирует) «как папа»). В поведении проявляет предпосылки к бережному отношению к результатам труда.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения образовательной деятельности.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения образовательной деятельности (коррекционного блока образовательной программы МДОУ № 66) выполняет организационно-контролирующую функцию, основана на периодичном сборе и анализе информации и предусматривает взаимодействие всех участников образовательного, воспитательного коррекционно-развивающего процесса.

Цель мониторинга – выявить представление детей о системе сенсорных эталонов, пространственных представлений, владения социально-бытовыми знаниями, умениями и навыками, с целью восполнения пробелов в знаниях, умениях и навыков у дошкольников с нарушением зрения.

Структура мониторинга включает следующие этапы:

  1. Определение объекта мониторинга (ребенок, группа детей).
  2. Определение операционной системы мониторинга (параметры, показатели, критерии; уровни условно-нормативного усвоения программы детьми).
  3. Сбор информации (применение методик диагностического исследования (зафиксированные в протоколах соответствующих исследований).  
  4. Обработка и анализа результатов диагностического исследования (зафиксированные в протоколах соответствующих исследований).
  5. Интерпретация результатов, комплексных анализ данных исследования. Составление прогноза; составление аналитических справок, оформления протоколов исследования.
  6. Принятия решения об изменении направления комплексного или «адресного» воздействия.

См. Приложение 2

План работы учителя – дефектолога группы № 1 с родителями воспитанников

 на 2018 - 2019 учебный год

Тема

Сроки проведения

Задачи

Содержание

Ответственный

Встреча и знакомство с родителями и детьми (вновь прибывшими)

Сентябрь

Познакомить родителей вновь прибывших детей с особенностями функционирования группы для детей с нарушениями зрения

  1. Знакомство
  2. Беседа
  3. Рекомендации по режиму работы группы

Учитель - дефектолог, воспитатели

Сентябрь

Определение приоритетных направлений в совместной работе педагогических и медицинских работников ДОУ с родителями детей

Учитель – дефектолог, воспитатели, медсестра по ортопии, старшая медсестра, родители

Родительское собрание № 1

Сентябрь - Октябрь

Рассказать родителям о коррекционно – развивающих задачах Программы на текущий год 2018 – 2019 уч.год, ознакомить с технологией здоровья сбережения, используемые в образовательной деятельности. Вызвать положительные эмоции.

  1. Мультимедийная презентация
  2. Вопросы и ответы
  3. Впечатление родителей
  4. Консультация на тему: «Знание зрительного восприятия в познании окружающего мира

Учитель – дефектолог, воспитатели, медсестра по ортопии, старшая медсестра, родители

Родительское собрание № 2

Декабрь

Достижение детей за первое полугодие

Учитель – дефектолог, воспитатели

Январь

Продолжать рассказывать о значимости упражнений для глаз. Напомнить об играх и упражнениях, способствующих тренировки глаз

Консультация: «Зрительная гимнастика для дошкольников»

Учитель – дефектолог, родители

Февраль

Демонстрировать коррекционные приемы и методы. Вызвать положительные эмоции у родителей

Консультация на печатной основе на тему: «Коррекция развития осязания и мелкой моторики у детей с нарушениями зрения»

Учитель – дефектолог, родители

Март

Сравнительный анализ «Хороших и плохих книг для детей с нарушениями зрения»

  1. Отзывы и впечатления родителей
  2. Беседа, рекомендации

Учитель – дефектолог, воспитатели, родители

Апрель

Продолжить знакомить с игрушками и упражнениями для развития ориентировки в пространстве. Вызвать положительные эмоции

  1. Консультация по теме: «Игротека для развития пространственной ориентировки
  2. Беседа, рекомендации

Учитель – дефектолог, воспитатели,

Родительское собрание № 3

Май

Подвести итоги коррекционно – развивающей работы с детьми, показать динамику в их развитии. Вызвать положительные эмоции родителей. Рекомендации на летний период

  1. Подведение итогов работы коррекционно – развивающей работы.
  2. Планы и рекомендации на лето

Учитель – дефектолог, воспитатели

См. Приложение 3.

Методическое обеспечение.

1.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушениями зрения). Программы детского сада.

2.Коррекционная работа в саду. / Под ред. Л.И. Плаксиной. – М.: Просвещение, 1997. – С.3-158

3.Развернутое тематическое планирование по программе под редакцией Л. И. Плаксиной. / автор-составитель Е. А. Чевычелова. – Волгограл: Учитель, 2012.

4.Ремезова Л. А. Формирование геометрических представлений у дошкольников с нарушением зрения: Методическое пособие. – Тольятти.2002 – 254с.

5.Ремезова Л. А. Формирование представлений о цвете у дошкольников с нарушением зрения: Методическое пособие. – Тольятти.2002 – 147с.

6.Ремезова Л. А. Сергеева Л. В., Юрлина О. Ф. Формирование у детей с нарушением зрения представлений о величине и измерении величин: Методическое пособие. – Самара: Изд-во СГПУ, 2004. -227с.

7.Основная образовательная программа дошкольного образования для детей с нарушением зрения МБДОУ Детский сад компенсирующего вида №3 «Радуга» Саратовской области г. Балаково.  

8.Научный руководитель: Л. А.  Ремезова, кандидат педагогических наук, доцент, заместитель декана по научно-исследовательской работе факультета социального образования Поволжской государственной социально-гуманитарной академии.

9.Рецензент: Л.И.Плаксина, доктор педагогических наук, профессор МПГУ. Формирование представлений о теплых и холодных цветах спектра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование образовательной деятельности во второй младшей группе

В данном файле представлено полное календарно-тематическое планирование во второй младшей группе в соответствии с ФГТ....

Перспективно-тематическое планирование образовательной деятельности во второй младшей группе

Перспективно-тематическое планирование образовательной деятельности во второй младшей  группе на 2015 - 2016 уч. год...

Календарное планирование образовательной деятельности во второй младшей группе «Колобок» на 2015-2016 учебный год.

Календарное планированиеобразовательной деятельностиво второй младшей группе «Колобок»на 2015-2016 учебный год....

Тематическое планирование образовательной деятельности во второй младшей группе по теме: «Быть здоровыми хотим Зимние забавы»

Тематическое планирование образовательной деятельности во второй младшей группе по теме: «Быть здоровыми хотимЗимние забавы» Формы взаимодействияСодержание работыИндивидуальное с...